Международные исследования оказали в последние годы
наибольшее влияние на развитие образования в мире, в том числе и в России. Не
учитывать результаты международных исследований отечественное образование
сегодня не может, поскольку вопрос о конкурентоспособности стоит очень остро.
Известно, что качество российского образования отличается от качества
образования за рубежом.
Центральным понятием в международной программе
выступает «грамотность», которая в широком смысле определяется еще и как
функциональная грамотность. Этот термин отражает общеучебную компетенцию, что
на современном этапе обеспечивается за счет внедрения Федерального
государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) всех ступеней
образования.
Выделены отличительные черты функциональной
грамотности:
1) направленность на решение бытовых проблем;
2) является ситуативной характеристикой личности,
поскольку обнаруживает себя в конкретных социальных обстоятельствах;
3) связь с решением стандартных, стереотипных задач;
4) это всегда некоторый элементарный (базовый) уровень
навыков чтения и письма.
Таким образом, функциональная грамотность –это уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.
Мониторинг формирования
функциональной грамотности – это не контроль и не проверка с выстраиванием рейтингов
образовательных организаций или регионов. Основой внедрения проекта являются
идеи формирующего оценивания: поддержка и обеспечение формирования
функциональной грамотности. Система заданий и диагностических материалов
разрабатывается с учетом подходов и инструментария международного исследования
PISA. При этом используются все отечественные инновационные разработки в данной
области.
Разрабатываемая система заданий и диагностических
материалов будет способствовать обновлению учебных и методических материалов с
учетом переориентации системы образования на новые результаты, сформулированные
в ФГОС и связанные с «навыками 21 века», – функциональной грамотностью учащихся
и развитием позитивных установок, мотивации обучения и стратегий поведения
учащихся в различных ситуациях.
Составляющие функциональной грамотности
1. Читательская грамотность | Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни |
2. Естественнонаучная грамотность | Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями |
3. Математическая грамотность | Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты |
4. Финансовая грамотность | Совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни. |
5. Креативное мышление | Способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения. |
6. Глобальные компетенции | Сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем |
Банк заданий по функциональной грамотности: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/
Читательская грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/
Математическая грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskaya-gramotnost/
Естественнонаучная грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/estestvennonauchnaya-gramotnost/
Глобальные компетенции: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/globalnye-kompetentsii/
Финансовая грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/finansovaya-gramotnost/
Креативное мышление: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/kreativnoe-myshlenie/
Открытые задания PISA: https://fioco.ru/примеры-задач-pisa
Электронный банк заданий по ФГ : https://fg.resh.edu.ru/. Пошаговая инструкция, как получить доступ к электронному банку заданий, представлена в руководстве пользователя. Ознакомиться с руководством пользователя можно по ссылке: https://resh.edu.ru/instruction
Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности ФГБНУ ФИПИ:https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti
Лаборатория функциональной грамотности:https://rosuchebnik.ru/material/laboratoriya-funktsionalnoy-gramotnosti/
Вебинар Колесниковой Н.Б., главного редактора издательства «Просвещение»)
Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности (платформа РЭШ)
МЕТОДИЧЕСКИЕ материалы по функциональной грамотности:
- https://pedsovet66.irro.ru/?page_id=436?,
- http://ntf-iro.ru/metodmaterialy-mop-fg/ ,
- https://pedsovet66.irro.ru/?page_id=425
Дистанционные курсы «Функциональная грамотность: развиваем в школе» программы развития педагогов «Я Учитель»: https://yandex.ru/promo/education/specpro/fungram
Примеры открытых заданий PISA по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач http://center-imc.ru/wp-content/uploads/2020/02/10120.pdf.
Демонстрационные материалы для оценки
функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/.
Рекомендуемые электронные ресурсы для формирования функциональной грамотности:
ФГБНУ
«Институт стратегии развития образования Российской Академии наук»