Адаптированная рабочая программа по русскому языку 3* класс

.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Верхнедобринская средняя школа
Камышинского муниципального района Волгоградской области

Рабочая программа учебного курса
«Русский язык» 3 класс
для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения)
Составила учитель начальных классов: Раут Е.Н.

Год составления программы: 2024

2

Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; адаптированной основной общеобразовательной программой МКОУ Верхнедобринской СШ для лиц с
интеллектуальными нарушениями.; авторской программы В.В. Воронковой.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся
средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения учебного предмета «Русский язык», которые определены Федеральным
государственным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Учебники: 1) Русский язык, 3 класс, часть I, Э. В. Якубовская, Я. В. Коршунова, Москва «Просвещение» 2018 год
2) Русский язык, 3 класс, часть II, Э. В. Якубовская, Я. В. Коршунова, Москва «Просвещение» 2018 год
Количество часов по учебному плану: 4 часа в неделю
Количество часов в год по программе: 136 часов
Обучение русскому языку во 2 классе предусматривает включение в примерную учебную программу следующих разделов: «Подготовка к усвоению
грамоты», «Обучение грамоте», «Практические грамматические упражнения и развитие речи», «Чтение и развитие речи», «Речевая практика».
Основная цель реализации программы состоит в формировании основ учебной деятельности учащихся с лёгкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), которые обеспечивают его подготовку к самостоятельной жизни в обществе и овладение доступными видами
профильного труда.
В младших классах изучение всех предметов, входящих в структуру русского языка, призвано решить следующие
задачи:
— Уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и овладение на этой основе языковыми средствами (слово, предложение,
словосочетание);

— Формирование первоначальных «дограмматических» понятий и развитие коммуникативно-речевых навыков;
— Овладение различными доступными средствами устной и письменной коммуникации для решения практико- ориентированных задач;
— Коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности;
— Формирование основ навыка полноценного чтения художественных текстов доступных для понимания по структуре и содержанию;
— Развитие навыков устной коммуникации;
— Формирование положительных нравственных качеств и свойств личности.
— Подготовка к усвоению грамоты. Подготовка к усвоению первоначальных навыков чтения. Развитие слухового внимания, фонематического слуха.
Элементарный звуковой анализ. Совершенствование произносительной стороны

речи. Формирование первоначальных языковых понятий: «слово»,
3

«предложение», часть слова − «слог», «звуки гласные и согласные». Деление слов на части. Выделение на слух некоторых звуков. Определение
наличия/отсутствия звука в слове на слух.

4

Подготовка к усвоению первоначальных навыков письма. Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки на плоскости листа.
Совершенствование и развитие мелкой моторики пальцев рук. Усвоение гигиенических правил письма. Подготовка к усвоению навыков письма.
Речевое развитие. Понимание обращенной речи. Выполнение несложных словесных инструкций. Обогащение словарного запаса за счёт слов,
относящихся к различным грамматическим категориям. Активизация словаря. Составление нераспространённых и простых распространённых
предложений (из 3-4 слов) на основе различных опор (совершаемого действия, простой сюжетной картинки, наблюдению и т. д.).
Расширение арсенала языковых средств, необходимых для вербального общения. Формирование элементарных коммуникативных навыков диалогической
речи: ответы на вопросы собеседника на темы, близкие личному опыту, на основе предметно-практической деятельности, наблюдений за окружающей
действительностью и т.д.
Практические грамматические упражнения и развитие речи
Фонетика. Звуки и буквы. Обозначение звуков на письме. Гласные и согласные. Согласные твёрдые и мягкие. Согласные глухие и звонкие. Согласные
парные и непарные по твёрдости – мягкости, звонкости – глухости. Ударение. Гласные ударные и безударные.
Графика. Обозначение мягкости согласных на письме буквами ь, е, ё, и, ю, я. Разделительный ь. Слог. Перенос слов. Алфавит.
Слово. Слова, обозначающие название предметов. Различение слова и предмета. Слова-предметы, отвечающие на вопрос кто? и что? расширение круга
слов, обозначающих фрукты, овощи, мебель, транспорт, явления природы, растения, животных. Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Имена собственные. Большая буква в именах, фамилиях, отчествах, кличках животных. Знакомство с антонимами и синонимами без называния терминов
(«Слова-друзья» и «Слова-враги»).
Слова, обозначающие название действий. Различение действия и его названия. Название действий по вопросам что делает? что делают? что делал?
что будет делать? Согласование слов-действий со словами-предметами.
Слова, обозначающие признак предмета. Определение признака предмета по вопросам какой? какая? какое? какие? Название признаков,
обозначающих цвет, форму, величину, материал, вкус предмета.
Дифференциация слов, относящихся к разным категориям.
Предлог. Предлог как отдельное слово. Раздельное написание предлога со словами. Роль предлога в обозначении пространственного расположении
предметов. Составление предложений с предлогами.
Имена собственные (имена и фамилии людей, клички животных).
Правописание. Правописание сочетаний шипящих с гласными. Правописание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова. Проверка
написания безударных гласных путём изменения формы слова.
Родственные слова. Подбор гнёзд родственных слов. Общая часть родственных слов. Проверяемые безударные гласные в корне слова, подбор
проверочных слов. Слова с непроверяемыми орфограммами в корне.
Предложение. Смысловая законченность предложения. Признаки предложения. Главные и второстепенные члены предложений. Оформление
предложения в устной и письменной речи. Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения. Составление предложений с опорой на
сюжетную картину, серию сюжетных картин, по вопросам, по теме, по опорным слова. Распространение предложений с опорой на предметную картинку
или вопросы. Работа с деформированными предложениями. Работа с диалогами.
Развитие речи. Составление подписей к картинкам. Выбор заголовка из нескольких предложенных. Различение текста и
«не текста». Работа с деформированным текстом. Коллективное составление коротких рассказов после предварительного разбора. Коллективное
составление небольших по объёму изложений и сочинений (3-4 предложения) по плану, опорным словам и иллюстрации.
Структура рабочей программы по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку;
структурные отличия государственной и рабочей программы; содержание курса «Русский язык»; тематическое (поурочное) планирование с определением
основных видов учебной деятельности; описание учебно-методического, материально-технического и информационного обеспечения образовательного
процесса; планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
5
Формирование элементарных навыков письма.

Развитие мелкой моторики пальцев рук; координации и точности движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в
тетради и классной доски.
Усвоение начертания рукописных заглавных и строчных букв.
Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом.
Дословное списывание слов и предложений; списывание со вставкой пропущенной буквы или слога после предварительного разбора с учителем. Усвоение
приёмов и последовательности правильного списывания текста. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их
произношением.
Практическое усвоение некоторых грамматических умений и орфографических правил: обозначение на письме границ предложения; раздельное
написание слов; обозначение заглавной буквой имен и фамилий людей, кличек животных; обозначение на письме буквами сочетания гласных после
шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши).
Подготовка к усвоению первоначальных навыков письма.
Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки на плоскости листа. Совершенствование и развитие мелкой моторики пальцев
рук. Усвоение гигиенических правил письма. Подготовка к усвоению навыков письма.
Характеристика базовых учебных действий
Личностные учебные действия
Личностные учебные действия ― осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи,
одноклассника, друга; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих возрасту ценностей и
социальных ролей; положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому её
восприятию; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве с его природной и социальной частями; самостоятельность в выполнении
учебных заданий, поручений, договорённостей; понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и
правилах поведения в современном обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Коммуникативные учебные действия
Коммуникативные учебные действия включают следующие умения:
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс); использовать принятые ритуалы
социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
обращаться за помощью и принимать помощь;
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно
взаимодействовать с людьми;
договариваться и изменять своё поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях
взаимодействия с окружающими.
Регулятивные учебные действия
Регулятивные учебные действия включают следующие умения:
адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); принимать цели и произвольно
включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем
темпе;
активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников; соотносить свои действия и их результаты
с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать её с
учётом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учётом выявленных недочётов.
6
Познавательные учебные действия

К познавательным учебным действиям относятся следующие умения:
выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов; устанавливать видо-родовые отношения
предметов;
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; пользоваться знаками,
символами, предметами-заместителями;
читать; писать; выполнять арифметические действия;
наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;
работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное сх ематическое
изображение, таблицу, предъявленных на бумажных, электронных и других носителях).
Планируемые результаты освоения обучающимися русского языка
Минимальный уровень:
-различение гласных и согласных звуков и букв; ударных и безударных согласных звуков; оппозиционных согласных по звонкости-глухости, твёрдостимягкости;
-деление слов на слоги для переноса;
-списывание по слогам и целыми словами с рукописного и печатного текста с орфографическим проговариванием;
-запись под диктовку слов и коротких предложений (2-4 слова) с изученными орфограммами;
-обозначение мягкости и твёрдости согласных звуков на письме гласными буквами и буквой Ь (после предварительной отработки);
-дифференциация и подбор слов, обозначающих предметы, действия, признаки;
-составление предложений, восстановление в них нарушенного порядка слов с ориентацией на серию сюжетных картинок;
-выделение из текста предложений на заданную тему;
-участие в обсуждении темы текста и выбора заголовка к нему.
Достаточный уровень:
-различение звуков и букв;
-характеристика гласных и согласных звуков с опорой на образец и опорную схему;
-списывание рукописного и печатного текста целыми словами с орфографическим проговариванием;
-запись под диктовку текста, включающего слова с изученными орфограммами (30-35 слов);
-дифференциация и подбор слов различных категорий по вопросу и грамматическому значению (название предметов, действий и признаков
предметов);
-составление и распространение предложений, установление связи между словами с помощью учителя, постановка знаков препинания в конце предложения (точка,
вопросительный и восклицательный знак);
-деление текста на предложения;
-выделение темы текста (о чём идет речь), выбор одного заголовка из нескольких, подходящего по смыслу;
-самостоятельная запись 3-4 предложений из составленного текста после его анализа.
Учебно-тематический план

7

№ п/п

Количество часов

Тема
всего

теоретических

контрольных работ

1
2

Повторение
Звуки и буквы

9
45

21
47

3
5

3

Слово

53

39

4

4

Предложение

21

15

2

136

122

14

ИТОГО

Содержание рабочей программы и требования к уровню подготовки обучающихся
Повторение
Наша речь. Слово, слог как часть слова, предложение, текст. Слова, отличающиеся одним звуком, последовательностью и количеством звуков в слове.
Слова со стечением согласных.
Звуки и буквы.
Слова с гласной э. Слова с буквами и и й, их различение. Слова с гласными и, е, ю, я в начале слова и после гласных. Согласные звонкие и глухие,
артикулярно сходные (р – л), свистящие и шипящие, аффрикаты, их различение на слух и в произношении. Написание слов с этими согласными.
Обозначение мягкости согласных буквами и, е, ю, я. Буква ь для обозначения мягкости согласных в конце слова. Практические упражнения в чтении и
написании слов с ь и ъ.
Слово.
Изучение слов, обозначающих предметы.: называние предметов и их различение по вопросам кто? что?; называние одного предмета и нескольких
одинаковых предметов (стол – столы; рама – рамы); различение основных частей хорошо знакомых предметов (стул – спинка, сиденье, ножки);
сравнение двух предметов и определение признаков различия и сходства (стакан – кружка, кушетка – диван). Изучение слов, обозначающих действия:
называние действий предметов по вопросам что делает? Что делают?; группировка действий по признаку их однородности (кто как голос подаёт, кто
как передвигается); различение предметов по их действиям (птица летает, а рыба плавает); Знакомство с предлогом как отдельным словом (в, из, на, у, с).
Предложение. Практическое знакомство с построением простого предложения, заканчивание начатого предложения (Собака громко…); составление
предложений из слов, данных в нужной форме вразбивку; Расположение двух-трёх предложений в последовательном порядке (по картинкам или после
устного разбора с учителем). Составление подписей к серии из двух – трёх картинок. Правильное использование личных местоимений вместо имени
существительного. Составление простых распространённых предложений по вопросам учителя на основе демонстрируемого действия, по предметным и
сюжетным картинкам, на предложенную тему.
Правильное употребление форм знакомых слов при ответах на вопросы и составление предложений. Использование предлогов у, к, с и некоторых
наречий. Связное высказывание по предложенному плану в виде вопросов (3 – 4 пункта).

8

Календарно – тематическое планирование по русскому языку
№п/п

Тема урока

Кол-во
часов

Дата
изучения
По плану

Повторение

9ч.

1

Выделение предложенияиз текста

1

02.09

2
3
4

Контрольное списывание
Предложение и его схема
Предложение вопросы и предложения ответы

1
1
1

03.09
04.09
06.09

5

Завершение начатого предложения

1

09.09

6

Различение набора слов впредложении

1

10.09

7

Порядок слов впредложении

1

11.09

8
9

Письмо по памяти
Предложение. Закрепление знаний

1
1

13.09
16.09

10

Звуки и буквы 45 ч
Знакомство с алфавитом

1

17.09

11

Звуки гласные и согласные

1

18.09

12

Ударение в словах

1

20.09

13

Гласные ударные и безударные. Выделение ударной гласной в слове

1

23.09

14

Гласные ударные и безударные. Выделение ударной гласной в слове.

1

24.09

Картинный диктант
Деление слов на слоги

1
2

25.09
27.09,30.9

15
16-17

Электронные
цифровые
Факт образовательны
ересурсы

РЭШ

9

18

Гласные буквы Е.Е, Ю,Я в начале слова илислога.

1

01.10

19

Гласные буквы Е.Е, Ю,Я в начале слова илислога.

1

02.10

20

Контрольное списывание

1

04.10

21

Перенос части слова при письме

1

07.10

Различение твердых и мягких согласных перед гласными

2

08.10,09.10

24

Обозначение мягкости согласных на письме буквами И,Е,Е,Ю,Я.

1

11.10

25

Обозначение мягкости согласных на письме буквами И,Е,Е,Ю,Я.

1

14.10

26

Письмо по памяти

1

15.10

27

Буква мягкий знак ( ь) на конце слова

1

16.10

Буква мягкий знак ( ь) в середине слова

2

18.10,21.10

30

Диктант

1

22.10

31

Работа над ошибками

1

23.10

32

Различение твердых и мягких согласных

1

25.10

33

Картинный диктант

1

07.11

Различение твердых и мягких согласных

2

05.11,06.11

Написание жи – ши всловах

1

Написание ча – ща в словах

2

11.11,12.11

39

Написание чу – щу в словах

1

13.11

40

Написание жи – ши, ча –ща, чу – щу.

1

15.11

41

Картинный диктант

1

18.11

Составление пар звонких и глухих согласных

2

19.11,20.11

44

Различение Б-П, В - Ф

1

22.11

45

Письмо по памяти

1

25.11

46

Различение Д – Т, Г - К

1

26.11

47

Различение Ж – Ш, З - С

1

27.11

48

Наблюдение за звонкими и глухими согласными на конце слова

1

29.11

49

Правописание звонких и глухих согласных наконце слова

1

02.12

22-23

28-29

34-35
36
37-38

42-43

8.11

10

50

Проверка написания звонких и глухихсогласных на конце слова

1

03.12

51

1

04.12

52

Контрольное списывание
Проверка написания звонких и глухихсогласных на конце слова

1

6.12

53

Правила правописания в словах

1

9.12

54

Правила правописания в словах

1

10.12

Слово 53
Различение названий предметов повопросам кто? что?

2

11.12,13.12

57

Обобщающее название для группы однородных предметов

1

16.12

58

Письмо по памяти

1

17.12

59-60

Диктант. Работа над ошибками

2

18.12,20.12

61-62

Выделение названий предмета из предложения

2

23.12,24.12

Выделение названий предмета из предложения

1

25.12

64-65

Большая буква в именах, отчествах, фамилияхлюдей и в кличках животных

2

27.12,10.01

66-67

Различение названий действий повопросам Что делает? Что делают?

2

13.01,14.01

Контрольное списывание
Различение названий действий по вопросамчто делал? Что делала? Что сделала? Что
сделал?
Различение названий действий по вопросам что делал? Что делали? Что делала? Что сделала?
Что сделал? Что сделали?

1

15.01

2

17.01,20.01

1

21.01

72

Различение названий действий по вопросамчто делал? Что делали? Что делала? Что
сделала? Что сделал? Чтосделали?

1

22.01

73

Письмо по памяти
Различение названий действий по вопросамчто сделает? Что сделают?

1

24.01

1

27.01

2

28.01,29.01

55-56

63

68
69-70
71

74
75-76

Постановка вопроса к названиям действий

11

Подбор названий действий к названиям предметов по вопросам

2

31.01,03.02

Картинный диктант
Определение признака предмета по вопросамкакой? Какая? Какое? Какие?

1

04.02

2

05.02,07.02

82

Различение предметов по их признакам

1

10.02

83

Письмо по памяти

1

11.02

84-85

Постановка вопросов к названиям признаков предметов

2

12.02,14.02

86-87

Постановка вопросов к названиям признаков предметов

2

17.02,18.02

88

Выделение названий признаков предмета изпредложения

1

19.02

89

Контрольное списывание
Названия предметов, действий и признаков

1

21.02

Предлоги в, на, с, из, у.

1

28.02

Предлоги к, по со словами

2

3.03,04.03

96

Предлог от со словами

1

05.03

97

Контрольное списывание

1

07.03

98-99

Диктант. Работа над ошибками

2

10.03,11.03

100

Словарная работа
Предлоги над, под со словами

1

12.03

2

14.03-17.03

103

Предлог о со словами

1

18.03

104

Картинный диктант
Предлоги к, по, от, над, под, о со словами

1

19.03

3

21.03,1.04
02.04

Выделение предложения из текста

1

04.04

77-78
79
80-81

90-92

93
94-95

101-102

105-107

108

3

24.02,25.02,
26.02

12

Письмо по памяти

1

07.04

Предложение законченное и не законченное

2

08.04,9.04

112

Предложение законченное и не законченное

1

11.04

113

Распространение предложений

1

14.04

114

1

15.04

115-116

Контрольное списывание
Распространение предложений

2

16.04,18.04

117-118

Слова в предложении

2

21.04,22.04

Письмо по памяти

1

23.04

120-121

Порядок слов в предложении

2

25.04,28.04

122-123

Составление предложений

2

29.04,30.04

124

Составление предложений

1

05.05

125

Словарная работа

1

06.05

126

Диктант

1

07.05

109
110-111

119

127

Работа над ошибками

1

12.05

128

Работа над предложением

1

13.05

129-131

Повторение 4ч
Правила правописания в слове

3

132-134

Названия предметов ипризнаков

3

Письмо по памяти

1

135

14.05
16.05,19.05
22.05,21.05,
23.05
26.05

Итого за год 135

13

Литература и средства обучения

1.

Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)

2.

Русский язык, 3 класс, часть I, Э. В. Якубовская, Я. В. Коршунова, Москва «Просвещение» 2018 год

3.

Русский язык, 3 класс, часть II, Э. В. Якубовская, Я. В. Коршунова, Москва «Просвещение» 2018 год

4.

Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы, А.К.Аксёнова, Э.В.Якубовская, Москва «Просвещение», 1991
год

5.

300 заданий и упражнений по русскому языку, 1-2 классы, О. В. Узорова, Е.А.Нефёдова, Москва, АСТ Астрель, 2003 год

6.

Сборник диктантов и упражнений для начальной школы, Мигус, С-Петербург, 1995 год

7.

Обучение грамоте и правописанию в 1-4 классах вспомогательной школы, пособие для учителя, В.Воронкова, Москва,
«Школа-пресс», 1995 год

8.

М. С. Рузина, Страна пальчиковых игр, Издательский дом «Кристалл», Санкт – Петербург, 2000 год

9.

В. В. Цвынтарный, Играем пальчиками и развиваем речь, Лань, Санкт – Петербург, 1998 год

10. В. В. Воронкова, Уроки русского языка во 2 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида, пособие для учителя,
Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, Москва, 2003 год

11. В. В. Волина, Праздник букваря, АСТ пресс, Москва, 1996 год

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».