Рабочая программа учебного курса
«Речевая практика» 3 класс
для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения)
Составила учитель начальных классов: Раут Е.Н.
МКОУ Верхнедобринская СШ
Год составления программы:2024
Пояснительная записка
Примерная адаптированная рабочая программа по речевой практике составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования на основе «Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
Тематическое планирование рассчитано на 2 часа в неделю, что составляет 68 учебных часов в год. Для реализации данного планирования был
выбран учебник для 3 класса «Речевая практика» для общеобразовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы,
автор С.В.Комарова, Москва «Просвещение», 2013г.
Основная цель курса « Речевая практика» в начальных классах – развитие речевой коммуникации учащихся как способности использовать
вербальные невербальные средства для осуществления общения с окружающими людьми в различных ситуациях;
- заложить основы интеллектуального, эмоционального, речевого, духовно-нравственного развития младших школьников, их умения пользоваться
устной и письменной речью. Данный курс обеспечивает достижение необходимых личностных и предметных результатов освоения программы по «
Речевой практике», а также успешность изучения других предметов в начальной школе.
Цель: Расширение представлений об окружающей действительности. Обогащение лексической и грамматико-синтаксической сторон речи.
Развитие навыков связной устной речи. Развитие навыков устной коммуникации и их применение в различных ситуациях общения. Ознакомление со
средствами устной выразительности, овладение нормами речевого этикета.
Задачи курса «Речевая практика»:
- способствовать совершенствованию развития речевого опыта учащихся;
- корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний;
- формировать выразительную сторону речи;
- учить строить связные устные высказывания;
- воспитывать культуру речевого общения
- совершенствование грамматически правильной речи, формирование разговорной ( диалогической) и контекстной ( монологической) форм речи;
- профилактика и коррекция нарушений чтения и письма.
- расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню
подготовки
учащихся и обеспечивающее условия для формирования универсальных учебных действий.
- создание условий у учащихся для развития умений отвечать на вопросы учителя в процессе беседы;
- расширить представления детей о правилах поведения в обществе;
- развивать интонационные и жестово-мимические умения школьников в процессе инсценирования сказки;
- обогащать лексический запас учащихся словами;
- научить строить простые предложения и короткие рассказы с опорой на символический план;
- научить составлять рассказы из личного опыта;
Форма организации образовательного процесса.
Основной, главной формой организации учебного процесса является урок и экскурсии. В процессе обучения школьников целесообразно использовать
следующие методы и приемы:
словесный метод ( рассказ, объяснение ,беседа, работа с учебником);
наглядный метод (метод иллюстраций, метод демонстраций);
практический метод (упражнения, практическая работа);
репродуктивный метод (работа по алгоритму);
коллективный, индивидуальный;
творческий метод;
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета «Речевая практика»
Планируемые результаты освоения предмета «Речевая практика».
Предметные результаты.
Достаточный уровень:
- понимать содержание сказок и рассказов, прочитанных учителем или артистами в аудиозаписи;
- выполнять инструкцию, предложенную в письменной форме;
- выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения после анализа;
- участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций;
- правильно выражать свои просьбы, употребляя вежливые слова, уметь здороваться, прощаться, просить прощения и извиняться, используя
соответствующие выражения;
- сообщать сведения о себе: имя и фамилию, адрес, имена и фамилии своих родственников;
- принимать участие в коллективном составлении рассказа по темам речевых ситуаций;
- уметь воспроизводить составленные рассказы с опорой на картинно-символический план;
- слушать сказку или рассказ, пересказывать содержание.
Минимальный уровень:
— выполнять задания по словесной инструкции учителя, детей;
— выражать свои просьбы, используя вежливые слова, адекватно пользоваться правилами этикета при встрече и расставании с детьми и взрослыми;
— знать свои имя и фамилию, адрес дома, объяснять, как можно доехать или дойти до школы (по вопросам учителя);
— участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
— слушать сказку или рассказ, уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал;
— выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения по образцу учителя;
— участвовать в беседе; — слушать сказку или рассказ, пересказывать содержание, опираясь на картинно-символический план.
Личностные результаты, ожидаемые после 3-го года обучения по программе «Речевая практика»:
— уточнение представлений о праздниках — личных и государственных, связанных с историей страны;
— расширение представлений о различных социальных ролях (покупатель, пассажир, пациент и др.)
— собственных и окружающих людей; — укрепление соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей через расширение представлений о
нормах этикета и правилах культурного поведения;
— овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия (в рамках предметных результатов 2-го и 3-го годов
обучения);
— овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни (в рамках предметных результатов 2-го и 3-го годов обучения).
Нормативная база
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и
науки РФ
от
19 декабря
2014 г. №1599) Зарегистрировано в
Минюсте РФ 3 февраля 2015 г.;
Приказ МОиН РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном
процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную
аккредитацию»;
Основная образовательная программа начального общего образования;
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями),
Учебный план образовательного учреждения на 2018/2019 учебный год, принятый педагогическим советом.
Содержание курса
Распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов по рабочей программе осуществляется
следующим образом:
№
Наименования разделов и тем
п/п
1. Школьная жизнь.
2. В библиотеке
3. О лете.
4. Это я!
5. Мои друзья.
6. Я дома.
7. Телефонный разговор
8. Играем в сказку.
9. Я за порогом дома.
10. Мир природы.
11. Впереди лето!
Кол-во часов
4
2
2
3
12
4
5
11
9
9
7
Итого:68ч.
Основное содержание программы.
Аудирование и понимание речи. Выполнение простых и составных устных инструкций учителя, словесный отчет о выполненных
действиях. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосители. Чтение и выполнение словесных инструкций,
предъявленных в письменном виде.
Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей слову, предложению).
Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений.
Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудио-носителей. Ответы на вопросы по прослушанному
тексту, пересказ.
Дикция и выразительность речи. Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного речевого дыхания. Практическое
использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении.
Общение и его значение в жизни. Речевое и неречевое общение. Правила речевого общения. Письменное общение (афиши, реклама,
письма, открытки и др.). Условные знаки в общении людей. Общение на расстоянии. Кино, телевидение, радио. Виртуальное общение. Общение в
социальных сетях. Влияние речи на мысли, чувства, поступки людей. Организация речевого общения
Базовые формулы речевого общения
Обращение, привлечение внимания.«Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам.
Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные)
обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, к сотруднику полиции и
др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тетенька, девушка, мужчина и др.). Вступление в речевой контакт с незнакомым
человеком без обращения («Скажите, пожалуйста...»). Обращение в письме, в поздравительной открытке.
Знакомство, представление, приветствие.
Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут ...», «Меня зовут ..., а тебя?». Формулы «Это ...», «Познакомься, пожалуйста, это ...».
Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).
Приветствие и прощание.
Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «здравствуй»,
«здравствуйте», «до свидания». Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила
приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку.
Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы «привет», «салют»,
«счастливо», «пока». Грубые (фамильярные) формулы «здорово», «бывай», «чао» и др. (в зависимости от условий школы). Недопустимость
дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развертывание формул с помощью обращений.
Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания «Как дела?», «Как живешь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при
прощании «Приходи(те) еще», «Заходи(те», «Звони(те)».
Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях.
Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с ...», «Поздравляю с праздником» и их развертывание с помощью обращения по имени и
отчеству.
Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю
тебе ...», «Желаю Вам ...», «Я хочу пожелать ...». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона.
Поздравительные открытки.
Формулы, сопровождающие вручение подарка «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить тебе .» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на
поздравления и подарки.
Одобрение, комплимент. Формулы «Мне очень нравится твой .», «Как хорошо ты .», «Как красиво!» и др.
Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки,
обращения автоответчика сотовой связи). Выражение просьбы позвать к телефону («Позовите пожалуйста ...», «Попросите пожалуйста.», «Можно
попросить (позвать).»). Распространение этих формул с
помощью
приветствия. Ответные реплики адресата «алло», «да», «Я слушаю».
Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или на перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку.
Обращение с просьбой к сверстнику, к близким людям.
Развертывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы
«Пожалуйста, ...», «Можно ..., пожалуйста!», «Разрешите..», «Можно мне .», «Можно я .».
Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но ...».
Благодарность. Формулы «спасибо», «большое спасибо»,
«пожалуйста». Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо . имя»), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка
благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание
(«Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)».«Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»).
Замечание, извинение. Формулы «извините пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения
(«Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка
при извинении.
Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова поддержки, утешения.
Одобрение, комплимент. Одобрение как реакция на поздравления, подарки: «Молодец!», «Умница!», «Как красиво!»
Примерные темы речевых ситуаций
«Я - дома» (общение с близкими людьми, прием гостей)
«Я и мои товарищи» (игры и общение со сверстниками, общение в школе, в секции, в творческой студии)
«Я за порогом дома» (покупка, поездка в транспорте, обращение за помощью (в т.ч. в экстренной ситуации), поведение в общественных местах
(кино, кафе и др.)
«Я в мире природы» (общение с животными, поведение в парке, в лесу) Темы речевых ситуаций формулируются исходя из уровня развития
коммуникативных и речевых умений обучающихся и социальной ситуации их жизни. Например, в рамках лексической темы «Я за порогом дома» для
отработки этикетных форм знакомства на уроках могут быть организованы речевые ситуации «Давайте познакомимся!», «Знакомство во дворе»,
«Знакомство в гостях».
Алгоритм работы над темой речевой ситуации
Выявление и расширение представлений по теме речевой ситуации. Актуализация, уточнение и расширение словарного запаса о теме ситуации.
Составление предложений по теме ситуации, в т.ч. ответы на вопросы и формулирование вопросов учителю, одноклассникам.
Конструирование диалогов, участие в диалогах по теме ситуации. Выбор атрибутов к ролевой игре по теме речевой ситуации. Уточнение ролей,
сюжета игры, его вариативности.
Моделирование речевой ситуации.
Составление устного текста (диалогического или несложного монологического) по теме ситуации.
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
Тема
Ко
л.
ча
с
Дата
Основные понятия
Основные виды деятельности
обучающихся
Коррекционная работа
Планируемые результаты: Выражать свои просьбы, используя «вежливые слова». Пользоваться правилами этикета. Участвовать в ролевых
играх, в диалогах по темам речевых ситуаций., рассказывать сказку с порой на иллюстративный материал.
1
Школьная жизнь. 1
Добро пожаловать!
5.09
Здравствуйте
доброе утро
до свидания
Поздравление с началом учебного года.
Приветствие и прощание в школе и дома.
Употребление слов- приветствий
2
Мы снова в школе. 1
6.09
Речевая ситуация
Составление описания школы по плану.
Коррекция устной речи через
Конструирование диалогов-приветствий из ответы на вопросы учителя,
заданных реплик.
коррекция слухового
восприятия.
3
У нас новые
ученики
1
12.09
Вежливый тон
голоса
Выполнение инструкций по заданию
учителя.
Моделирование ситуации знакомства с
новым учеником.
Правила поведения при знакомстве.
Игра «Наши имена»
Коррекция мышления через
упражнения в формировании
умения обобщать.
4
Успехи и неудачи
бывают у каждого
1
13.09
Конфликт
похвала
порицание
Конструирование реплик по теме.
Моделирование ситуации успеха и
конфликта.
Проигрывание диалогов при конфликте и
успехе
Коррекция устной речи через
формирование умения
строить предложения по
опорным словам.
5
Где же взять мне
книгу почитать?
1
19.09
Библиотека
школьная
детская
Назначение библиотеки, правила
поведения в библиотеке.
Построение вопросно-ответных
предложений-участие в диалоге.
Расширение представлений
об окружающем мире через
знакомство с назначением
библиотеки.
Коррекция устной речи через
ответы на вопросы учителя,
коррекция слухового
восприятия.
Монитор
инг
6
В библиотеке.
1
20.09
формуляр
Экскурсия в школьную библиотеку
Использование в речи ранее усвоенных
правил поведения.
Участие в диалоге с библиотекарем.
Коррекция устной речи через
формирование умения
строить предложения по
опорным словам.
7
Истории о лете.
1
26.09
загадки
Отгадывание загадок, беседа по картинке.
Составление предложений с опорой на
картину и собственные высказывания. Игра
«Рассказ по кругу».
Коррекция устной речи через
ответы на вопросы учителя,
коррекция слухового и
зрительного восприятия.
8
Я расскажу вам, где 1
отдыхал.
27.09
Отдых
отдыхал
Обмен впечатлениями о самых интересных
событиях, произошедших летом.
Игра «Где я был- не расскажу, а что делалпокажу».
Коррекция памяти через
упражнения в
долговременном
запоминании.
9
Это я!
Узнай меня
1
3.10
Словесный портрет
Слушание стихотворения. Беседа по
картинкам, привлечение собственного
опыта.
Коррекция устной речи через
формирование умения
составлять описание по
плану.
10
«Свет мой,
зеркальце,
скажи...»
1
4.10
Внешность
черты характера
«Встречают по
одёжке, провожают
по уму»
Обсуждение составленных описаний
Работа с учебником.
Игра «светофор»
Коррекция устной речи через
формирование умения
составлять описание по
плану.
11
Узнай
одноклассника!
1
10.10
Черты характера
внешность
Составление описания внешности
одноклассника
Коррекция устной речи через
расширение словаря
учащихся
словами,характеризующими
человека, его внешности,
внутренние качества.
12
Мои друзья 12ч.
Мы собрались
поиграть.
1
11.10
Считалки
водящий
игроки
игры на улице и дома
Разучивание считалок
Построение диалога типа-»предложениевозражение»
Моделирование ситуации и обсуждение
вопроса о том, как можно избежать
конфликта.
Коррекция связной устной
речи через упражнения в
распространении
предложений.
13
Игра «Рыбаки».
1
17.10
правила игры
водящий
Коллективное составление описания
правил игры.
Обсуждение содержания серии картин.
игры на улице и дома Проигрывание игры «Рыбаки»
Коррекция памяти через
упражнения в
долговременном
запоминании.
14
Наша любимая
игра.
1
18.10
Правила игры
водящий
Обмен мнениями о любимой игре.
Составление рассказа-описания правил
игры.
Правильное поведение в ситуации спора
Коррекция связной устной
речи через упражнения в
распространении
предложений.
15
Играем в нашу
любимую игру.
1
24.10
Правила игры
водящий
Повторяют правила игры, разученные
считалки, играют
Коррекция произвольного
внимания через
формирование умения
удерживать внимание в
процессе игры.
16
«Знакомьтесь, наш 1
класс!»
25.10
коллаж
Составление коллажа «Наш класс».
Коррекция связной речи через
формирование умения
составлять совместно с
учителем предложений с
опорой на иллюстративный
материал.
17
Вместе после
уроков.
1
7.11
Товарищдруг
одноклассник
Слушание стихотворения С. Маршака
«Друзья-товарищи». Моделирование
спорных ситуаций и способы их решения.
Игра «Самый быстрый».
Коррекция устной речи через
формирование умения
строить предложения по
опорным словам.
18
Хочешь со мной
дружить?
1
8.11
Общие интересы
Слушание стихотворения Е. Стеквашовой
«Друзья». Ответы на вопросы
стихотворения. Проигрывание диалогов
между детьми с использованием
соответствующей мимики, силы голоса,
жестов. Игра «Что такое хорошо?»
Развивать интонационные и
жестово-мимические умения
школьников в процессе
проигрывания диалогов.
19
Вместе нам не
скучно.
1
14.11
Досуг
взаимопомощь
Слушание песни «Дружба крепкая не
сломается». Проигрывание диалогов
между детьми с использованием
Совершенствовать культуру
общения через формирование
умения адекватно
соответствующей мимики, силы голоса,
жестов.
использовать тон голоса,
мимики жестов в речевой
ситуации.
Коррекция связной речи через
формирование умения
составлять совместно с
учителем предложений с
опорой на иллюстративный
материал.
20
Привычки хорошие 1
и не очень
15.11
«Посеешь привычкупожнёшь характер»
привычка
характер
Участие в беседе с учителем.
Работа с пословицей.
Расширение словаря.
Работа с иллюстрациями и составление
предложений по опорным словам.
21
Веселый праздник
1
21.11
Праздники
день рождения
Слушание песни З. Петровой «День
Коррекция связной устной
рождения». Коллективное составление
речи через упражнения в
рассказа «Как мы отмечали день рождения» распространении
по опорным картинкам.
предложений.
22
Мы принимаем
гостей
1
22.11
Общение
пожелания
меню
развлечения
Беседа по картинкам.
Коррекция связной устной
Проигрывание возможных диалогов за
речи через упражнения в
столом.
распространении
Подготовка к ролевой игре «Приём гостей»
предложений.
23
Ролевая игра
«Приём гостей»
1
28.11
Конкурсы
развлечения
Слушание стихотворения Б. Заходера
«Подарок». Правила этикета за столом.
Совершенствовать культуру
общения через формирование
умения адекватно
использовать тон голоса,
мимики жестов в речевой
ситуации.
24
Я дома. 9ч.
Мой дом и моя
семья.
1
29.11
Родственные
отношения
старше-младше
Слушание стихотворения М. Шварца «Моя
семья».
Упражнение в установлении прямых
родственных связей.
Составление предложений по опоре.
Формировать уважительное
отношение к старшим.
Коррекция связной устной
речи через упражнения в
распространении
предложений.
25
Дома маме помогу. 1
5.12
обязанности
Слушание стихотворения М. Веркина
«Семья»
Воспитывать у детей доброту,
отзывчивость, прилежание,
Распределение обязанностей в семье,
обсуждение посильной помощи в семье.
любовь к труду.
26
Содержу одежду в
чистоте
1
6.12
Что такое хорошо ,
что такое плохо
Прослушивание отрывка из произведения
В.Маяковского
Рассматривание иллюстраций
Обсуждение ситуации и возможные пути
решения. Составление предложений по
образцу.
Коррекция связной устной
речи через упражнения в
распространении
предложений.
27
Вещи в моём
шкафу.
1
12.12
Шкаф-шифоньер
вешалка-плечики
Отгадывание загадок.
Составление предложений с
использованием предлогов-в, на, под.
Коррекция связной речи через
формирование умения
составлять совместно с
учителем предложений с
опорой на иллюстративный
материал.
28
Я тебе позвоню
1
13.12
телефон
Прослушивание стихотворения «Телефон»
Дополнение предложений о правилах
разговора по телефону.
Работа в парах- составление предложений
по картнкам, сравнение ответов.
Расширение представлений
об окружающем мире через
знакомство с назначением
телефонной связи.
этикет
29
Телефонный
разговор.
1
19.12
Телефон городской,
мобильный.
Прослушивание отрывка из стихотворения Совершенствовать культуру
К Чуковского «Телефон», чтение по ролям. общения, расширение
Составление диалогов разговора по
словарного запаса.
телефону по образцу и с использованием
собственного опыта
30
Мы разговариваем
по телефону.
1
20.12
Здравствуйте!
Пригласите,
пожалуйста!
Прощание
благодарность
Конструирование телефонных разговоров
на разные темы.
Совершенствовать культуру
общения, расширение
словарного запаса.
31
Мой мобильный
телефон.
1
26.12
Мобильный
сотовый
Сигналы (абонент
недоступен, вне
зоны доступа,
занято.
Составление ответов на вопросы по
картинкам
Правила пользования мобильным
телефоном
Расширение представлений
об окружающем мире через
знакомство с назначением
телефонной связи.
32
Я звоню в
1
27.12
Экстренная служба
Слушание стихотворения «Очень-очень
Расширение представлений
экстренные службы
полиция
скорая помощь
пожарная охрана
важные правила»
Ответы на вопросы, правила разговора по
телефону, моделирование ситуации.
об окружающем мире через
знакомство с назначением
телефонной связи.
Коррекция слухового
восприятия, произвольного
внимания в процессе
слушания сказки.
33
Играем в сказку. 1
11ч.
Вспоминаем сказку
«Маша и медведь».
9.01
«Научит горюна
другая сторона»
Прослушивают аудиозапись сказки.
Пересказывают с опорой на серию
картинок
34
Инсценировка
сказки «Маша и
медведь».
1
10.01
Роль
мимика
жесты
Инсценировка сказки, упражнение в
Развивать интонационные и
интонационных и жестово-мимических
жестово-мимические умения
способах передачи поведения героев сказки школьников в процессе
инсценировки сказки
35
Вспоминаем сказку 1
«Три медведя»
16.01
Пословица
«Чьи хоромы-того и
хлеб»
Пересказ сказки с опорой на серию
сюжетных картинок; -рассказ по кругу.
Работа с пословицей
36
Инсценировка
сказки «Три
медведя»
1
17.01
Роль
мимика
жесты
Инсценировка сказки, упражнение в
Развивать интонационные и
интонационных и жестово-мимических
жестово-мимические умения
способах передачи поведения героев сказки школьников в процессе
инсценировки сказки
37
Составление новой 1
сказки про Машу
23.01
Сказка-ложь, да в
ней намёк, добрым
молодцам урок
Обсуждение пословицы.
Коллективное составление сказки про
Машу.
Коррекция устной речи через
формирование умения
строить предложения по
опорным словам.
38
Вспоминаем сказку 1
«Волк и семеро
24.01
«Захотел волк
побыть в овечьей
Загадка о сказке. Коллективное
рассказывание сказки по кругу
Коррекция слухового
восприятия, произвольного
Коррекция слухового
восприятия, произвольного
внимания в процессе
слушания сказки.
козлят»
шкуре, да не вышло» Работа с пословицей
внимания в процессе
слушания сказки.
39
Инсценировка
сказки «Волк и
семеро козлят»
1
30.01
Роль
мимика
жесты
Коллективное рассказывание сказки.
Инсценировка сказки
Развивать интонационные и
жестово-мимические умения
школьников в процессе
инсценировки сказки
40
Знакомство со
сказкой «Гусилебеди
1
31.01
Гуси
лебеди
Прослушивают аудиозапись сказки.
Пересказывают с опорой на серию
картинок.
Коррекция слухового
восприятия, произвольного
внимания в процессе
слушания сказки.
41
Инсценировка
сказки «Гусилебеди»
1
6.02
Роль
мимика
жесты
Коллективное рассказывание сказки.
Инсценировка сказки
Развивать интонационные и
жестово-мимические умения
школьников в процессе
инсценировки сказки
42
Знакомство со
1
сказкой «Морозко»
7.02
«Мир не без добрых Слушают аудиозапись сказки.
людей»
Пересказывают по картинкам
«Какова работа,
Работа с пословицей
такова и награда»
43
Инсценировка
сказки «Морозко»
1
13.02
Роль
мимика
жесты
Инсценировка сказки, упражнение в
Развивать интонационные и
интонационных и жестово-мимических
жестово-мимические умения
способах передачи поведения героев сказки школьников в процессе
инсценировки сказки
44
Я за порогом дома. 1
9ч.
Я пешеход
14.02
Тротуар
транспорт
проезжая часть
Слушание стихотворения «Светофор».
Моделирование ситуации «Я перехожу
дорогу».
Воспитывать у детей доброту,
отзывчивость, прилежание,
любовь к труду.
Коррекция связной устной
речи через упражнения в
распространении
предложений.
45
Правила дорожного 1
движения
достойны уважения
20.02
Запрещающие знаки Слушание песенки «Светофор».
Моделирование ситуации «Я на дороге»
Коррекция связной устной
речи через упражнения в
распространении
предложений.
46
Я зритель
1
21.02
Зритель
билет
касса
Работа с иллюстрацией в учебнике.
Моделирование диалогов между кассиром
и покупателем. Игра «Я дарю тебе билет».
Совершенствовать культуру
общения через формирование
умения адекватно
использовать тон голоса,
мимики жестов в речевой
ситуации.
47
Я иду в театр.
1
27.02
Зрительный зал
театр
гардероб
гардеробщик
антракт
Слушание песни «фильм, фильм, фильм».
Составление рассказа по картинке.
Моделирование ситуации «Я иду в театр».
Совершенствовать культуру
общения, расширение
словарного запаса.
48
Мы в кинотеатре
1
28.02
Фойе
буфет
Составление диалогов по образцу.
Составление правил вежливого зрителя.
Ролевая игра «Я в кинотеатре».
Совершенствовать культуру
общения, расширение
словарного запаса.
49
Отправляюсь в
магазин за
покупками.
1
6.03
50
Мы в продуктовом
магазине
1
7.03
Продуктовый
магазин
кассир
Обсуждение темы речевой ситуации.
Ролевая ситуация «Я пришел за
продуктами», Повторить основные
правила поведения в магазине. Беседа с
опорой на личный опыт.
51
Мы в канцелярском 1
магазине
13.03
Канцелярский
магазин
Конструирование возможных диалогов
Совершенствовать культуру
между продавцом и покупателями в
общения, расширение
магазине с опорой на содержание картинки. словарного запаса.
Ролевая игра «Канцелярский магазин»!.
52
На приме у врача.
14.03
Стоматолог
педиатр
Конструирование возможных диалогов
между врачом и пациентом с опорой на
1
Конструирование возможных диалогов
Совершенствовать культуру
между продавцом и покупателями в
общения, расширение
магазине с опорой на содержание картинки. словарного запаса.
Ролевая игра «Магазин игрушек».
Совершенствовать культуру
общения, расширение
словарного запаса.
Совершенствовать культуру
пациент
содержание картинки. Ролевая игра «На
приёме у врача!»
общения, расширение
словарного запаса.
Слушание песни «Хорошая погода» А.
Олейникова. Составление ответов на
вопросы по картинкам. Составление
описания по плану.
Коррекция связной речи через
формирование умения
составлять совместно с
учителем предложений с
опорой на иллюстративный
материал.
53
Мир природы. 9ч
Погода и мы
1
20.03
Пасмурная
ясная
дождливая
снегопад
солнечная
54
Какая сегодня
погода?
1
21.03
Прогноз погоды
Слушание стихотворения А. Барто
Расширение представлений
символы
«Нестойкая погода». Составление описания об окружающем мире через
информация о погоде по плану.
знакомство со средствами
информации,
располагающими данными о
прогнозе погоды.
55
Собираемся на
прогулку
1
3.04
Прогноз погоды
Составление предложений с опорой на
Расширение представлений
схемы.
об окружающем мире.
Обсуждение возможных планов планов на
выходные дни с учётом прогноза погоды.
56
Сказка Одоевского 1
«Снегурочка»
4.04
Жили-были
решили, зажили,
однажды, стали
Прослушивание аудиозаписи сказки
«Снегурочка»
Беседа по картинкам учебника.
Составление предложений по картинкам.
Коррекция слухового
восприятия, произвольного
внимания в процессе
слушания сказки.
57
Инсценировка
сказки
«Снегурочка»
1
10.04
Роль
мимика
жесты
Коллективное рассказывание сказки.
Инсценировка сказки
Развивать интонационные и
жестово-мимические умения
школьников в процессе
инсценировки сказки
58
Весенняя прогулка 1
11.04
Первоцветы
мать и мачеха
одуванчики
Экскурсия
Составление рассказа о весне по опорным
словам и на основе наблюдений.
Расширение представлений
об окружающем мире через
наблюдения за изменениями
природы весной.
59
Учимся понимать
животных
17.04
Жесты
позы
Отгадывание загадок
Работа с учебником
Воспитывать у детей доброту,
отзывчивость, заботливое
1
звуки
Рассказ о своём животном по плану
отношение, чувство
ответственности.
60
В зоопарке у зверей 1
18.04
зоопарк
Прослушивание стихотворения «Где обедал
воробей?»
Просмотр аудиозаписи «Московский
зоопарк»
Составление предложений по опорной
схеме.
Коррекция связной устной
речи через упражнения в
распространении
предложений.
61
Мы друзья или
враги природы?
1
24.04
Охрана природы
Рассматривание картинок
Составление предложений по ним и
опорным словам
Игра «Так или не так»
Коррекция связной речи через
формирование умения
составлять совместно с
учителем предложений с
опорой на иллюстративный
материал.
62
Повторение 7ч
Повторение по
теме «Школьная
жизнь»
1
25.04
Успех
Конструирование реплик по теме.
Моделирование ситуации о
Проигрывание диалогов.
Коррекция устной речи через
формирование умения
строить предложения по
опорным словам.
63
Повторение по
теме: «Это я»
1
15.05
Внешность
характер
Составление описания по плану «Мой
портрет»
Коррекция устной речи через
формирование умения
составлять описание по
плану.
64
Повторение по
теме: «Я за
порогом школы»
1
16.05
Магазины
поликлиника
кинотеатр
цирк
Конструирование реплик по теме.
Моделирование ситуации о
Проигрывание диалогов.
Совершенствование умения
участвовать в вопросноответных диалогах.
65
Повторение по
теме: «Я дома»
1
22.05
Семья
Конструирование реплик по теме.
порядок
Моделирование ситуации о
слова благодарности Проигрывание диалогов.
Совершенствовать культуру
общения, расширение
словарного запаса.
66
Повторение по
теме: Мои друзья»
1
23.05
одноклассники
Совершенствовать культуру
общения, расширение
словарного запаса.
Конструирование реплик по теме.
Моделирование ситуации о
Проигрывание диалогов.
67
Повторение по
теме: «Играем в
сказку»
1
Драматизация
пословицы
Пересказывают по картинкам
Работа с пословицей
Коррекция связной речи через
формирование умения
составлять совместно с
учителем предложений с
опорой на иллюстративный
материал.
68
Повторение по
теме: «Мир
природы»
1
Правила ухода за
домашними
животными
Рассматривание картинок
Составление предложений по ним и
опорным словам
Игра «Так или не так»
Расширение представлений
об окружающем мире.
Учебно - методическое обеспечение.
1. Учебник Комарова С.В. Устная речь: учебник для 1 класса / Комарова С.В. - М. :Просвещение, 2013.
2. Учебник Комарова С.В. Устная речь: учебник для 2 класса / Комарова С.В. - М. :Просвещение, 2013.
3. Учебник Комарова С.В. Устная речь: учебник для 3 класса / Комарова С.В. - М. :Просвещение, 2013.
4. Учебник Е.Д.Худенко, Г.А.Фёдорова. Развитие речи для 2 класса. Москва 2003.
5. Комарова С.В. Устная речь: Рабочая тетрадь. для 3 класса / Комарова С.В. - М. :Просвещение, 2018.
Дидактические материалы
Раздаточные дидактические материалы по темам;
Демонстрационные материалы: предметные и сюжетные картинки по темам;
Мультфильмы;
Аудиосказки;
Стихи, загадки, чистоговорки по темам;
Настольные игры;
Пазлы.
В процессе обучения осуществляется мониторинг всех групп БУД, который будет отражать индивидуальные достижения обучающихся и позволят
делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы.
Для оценки сформированности каждого действия используется следующая система оценки:
0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;
1 балл - смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости
требуется оказание помощи;
2 балла - преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
3 балла
- способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому
указанию учителя;
4 балла - способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;
5 баллов - самостоятельно применяет действие в любой ситуации.