Рабочая программа учебного курса «Речевая практика» 3 класс для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения) Составила учитель начальных классов: Раут Е.Н. МКОУ Верхнедобринская СШ Год составления программы:2024 Пояснительная записка Примерная адаптированная рабочая программа по речевой практике составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе «Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» Тематическое планирование рассчитано на 2 часа в неделю, что составляет 68 учебных часов в год. Для реализации данного планирования был выбран учебник для 3 класса «Речевая практика» для общеобразовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, автор С.В.Комарова, Москва «Просвещение», 2013г. Основная цель курса « Речевая практика» в начальных классах – развитие речевой коммуникации учащихся как способности использовать вербальные невербальные средства для осуществления общения с окружающими людьми в различных ситуациях; - заложить основы интеллектуального, эмоционального, речевого, духовно-нравственного развития младших школьников, их умения пользоваться устной и письменной речью. Данный курс обеспечивает достижение необходимых личностных и предметных результатов освоения программы по « Речевой практике», а также успешность изучения других предметов в начальной школе. Цель: Расширение представлений об окружающей действительности. Обогащение лексической и грамматико-синтаксической сторон речи. Развитие навыков связной устной речи. Развитие навыков устной коммуникации и их применение в различных ситуациях общения. Ознакомление со средствами устной выразительности, овладение нормами речевого этикета. Задачи курса «Речевая практика»: - способствовать совершенствованию развития речевого опыта учащихся; - корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний; - формировать выразительную сторону речи; - учить строить связные устные высказывания; - воспитывать культуру речевого общения - совершенствование грамматически правильной речи, формирование разговорной ( диалогической) и контекстной ( монологической) форм речи; - профилактика и коррекция нарушений чтения и письма. - расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для формирования универсальных учебных действий. - создание условий у учащихся для развития умений отвечать на вопросы учителя в процессе беседы; - расширить представления детей о правилах поведения в обществе; - развивать интонационные и жестово-мимические умения школьников в процессе инсценирования сказки; - обогащать лексический запас учащихся словами; - научить строить простые предложения и короткие рассказы с опорой на символический план; - научить составлять рассказы из личного опыта; Форма организации образовательного процесса. Основной, главной формой организации учебного процесса является урок и экскурсии. В процессе обучения школьников целесообразно использовать следующие методы и приемы: словесный метод ( рассказ, объяснение ,беседа, работа с учебником); наглядный метод (метод иллюстраций, метод демонстраций); практический метод (упражнения, практическая работа); репродуктивный метод (работа по алгоритму); коллективный, индивидуальный; творческий метод; Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета «Речевая практика» Планируемые результаты освоения предмета «Речевая практика». Предметные результаты. Достаточный уровень: - понимать содержание сказок и рассказов, прочитанных учителем или артистами в аудиозаписи; - выполнять инструкцию, предложенную в письменной форме; - выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения после анализа; - участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций; - правильно выражать свои просьбы, употребляя вежливые слова, уметь здороваться, прощаться, просить прощения и извиняться, используя соответствующие выражения; - сообщать сведения о себе: имя и фамилию, адрес, имена и фамилии своих родственников; - принимать участие в коллективном составлении рассказа по темам речевых ситуаций; - уметь воспроизводить составленные рассказы с опорой на картинно-символический план; - слушать сказку или рассказ, пересказывать содержание. Минимальный уровень: — выполнять задания по словесной инструкции учителя, детей; — выражать свои просьбы, используя вежливые слова, адекватно пользоваться правилами этикета при встрече и расставании с детьми и взрослыми; — знать свои имя и фамилию, адрес дома, объяснять, как можно доехать или дойти до школы (по вопросам учителя); — участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями; — слушать сказку или рассказ, уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал; — выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения по образцу учителя; — участвовать в беседе; — слушать сказку или рассказ, пересказывать содержание, опираясь на картинно-символический план. Личностные результаты, ожидаемые после 3-го года обучения по программе «Речевая практика»: — уточнение представлений о праздниках — личных и государственных, связанных с историей страны; — расширение представлений о различных социальных ролях (покупатель, пассажир, пациент и др.) — собственных и окружающих людей; — укрепление соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей через расширение представлений о нормах этикета и правилах культурного поведения; — овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия (в рамках предметных результатов 2-го и 3-го годов обучения); — овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни (в рамках предметных результатов 2-го и 3-го годов обучения). Нормативная база Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. №1599) Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015 г.; Приказ МОиН РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»; Основная образовательная программа начального общего образования; Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Учебный план образовательного учреждения на 2018/2019 учебный год, принятый педагогическим советом. Содержание курса Распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов по рабочей программе осуществляется следующим образом: № Наименования разделов и тем п/п 1. Школьная жизнь. 2. В библиотеке 3. О лете. 4. Это я! 5. Мои друзья. 6. Я дома. 7. Телефонный разговор 8. Играем в сказку. 9. Я за порогом дома. 10. Мир природы. 11. Впереди лето! Кол-во часов 4 2 2 3 12 4 5 11 9 9 7 Итого:68ч. Основное содержание программы. Аудирование и понимание речи. Выполнение простых и составных устных инструкций учителя, словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосители. Чтение и выполнение словесных инструкций, предъявленных в письменном виде. Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей слову, предложению). Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений. Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудио-носителей. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ. Дикция и выразительность речи. Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного речевого дыхания. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении. Общение и его значение в жизни. Речевое и неречевое общение. Правила речевого общения. Письменное общение (афиши, реклама, письма, открытки и др.). Условные знаки в общении людей. Общение на расстоянии. Кино, телевидение, радио. Виртуальное общение. Общение в социальных сетях. Влияние речи на мысли, чувства, поступки людей. Организация речевого общения Базовые формулы речевого общения Обращение, привлечение внимания.«Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, к сотруднику полиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тетенька, девушка, мужчина и др.). Вступление в речевой контакт с незнакомым человеком без обращения («Скажите, пожалуйста...»). Обращение в письме, в поздравительной открытке. Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут ...», «Меня зовут ..., а тебя?». Формулы «Это ...», «Познакомься, пожалуйста, это ...». Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»). Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания». Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку. Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы «привет», «салют», «счастливо», «пока». Грубые (фамильярные) формулы «здорово», «бывай», «чао» и др. (в зависимости от условий школы). Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развертывание формул с помощью обращений. Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания «Как дела?», «Как живешь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при прощании «Приходи(те) еще», «Заходи(те», «Звони(те)». Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях. Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с ...», «Поздравляю с праздником» и их развертывание с помощью обращения по имени и отчеству. Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе ...», «Желаю Вам ...», «Я хочу пожелать ...». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона. Поздравительные открытки. Формулы, сопровождающие вручение подарка «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить тебе .» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки. Одобрение, комплимент. Формулы «Мне очень нравится твой .», «Как хорошо ты .», «Как красиво!» и др. Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика сотовой связи). Выражение просьбы позвать к телефону («Позовите пожалуйста ...», «Попросите пожалуйста.», «Можно попросить (позвать).»). Распространение этих формул с помощью приветствия. Ответные реплики адресата «алло», «да», «Я слушаю». Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или на перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к сверстнику, к близким людям. Развертывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста, ...», «Можно ..., пожалуйста!», «Разрешите..», «Можно мне .», «Можно я .». Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но ...». Благодарность. Формулы «спасибо», «большое спасибо», «пожалуйста». Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо . имя»), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)».«Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»). Замечание, извинение. Формулы «извините пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при извинении. Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова поддержки, утешения. Одобрение, комплимент. Одобрение как реакция на поздравления, подарки: «Молодец!», «Умница!», «Как красиво!» Примерные темы речевых ситуаций «Я - дома» (общение с близкими людьми, прием гостей) «Я и мои товарищи» (игры и общение со сверстниками, общение в школе, в секции, в творческой студии) «Я за порогом дома» (покупка, поездка в транспорте, обращение за помощью (в т.ч. в экстренной ситуации), поведение в общественных местах (кино, кафе и др.) «Я в мире природы» (общение с животными, поведение в парке, в лесу) Темы речевых ситуаций формулируются исходя из уровня развития коммуникативных и речевых умений обучающихся и социальной ситуации их жизни. Например, в рамках лексической темы «Я за порогом дома» для отработки этикетных форм знакомства на уроках могут быть организованы речевые ситуации «Давайте познакомимся!», «Знакомство во дворе», «Знакомство в гостях». Алгоритм работы над темой речевой ситуации Выявление и расширение представлений по теме речевой ситуации. Актуализация, уточнение и расширение словарного запаса о теме ситуации. Составление предложений по теме ситуации, в т.ч. ответы на вопросы и формулирование вопросов учителю, одноклассникам. Конструирование диалогов, участие в диалогах по теме ситуации. Выбор атрибутов к ролевой игре по теме речевой ситуации. Уточнение ролей, сюжета игры, его вариативности. Моделирование речевой ситуации. Составление устного текста (диалогического или несложного монологического) по теме ситуации. Календарно-тематическое планирование № п/п Тема Ко л. ча с Дата Основные понятия Основные виды деятельности обучающихся Коррекционная работа Планируемые результаты: Выражать свои просьбы, используя «вежливые слова». Пользоваться правилами этикета. Участвовать в ролевых играх, в диалогах по темам речевых ситуаций., рассказывать сказку с порой на иллюстративный материал. 1 Школьная жизнь. 1 Добро пожаловать! 5.09 Здравствуйте доброе утро до свидания Поздравление с началом учебного года. Приветствие и прощание в школе и дома. Употребление слов- приветствий 2 Мы снова в школе. 1 6.09 Речевая ситуация Составление описания школы по плану. Коррекция устной речи через Конструирование диалогов-приветствий из ответы на вопросы учителя, заданных реплик. коррекция слухового восприятия. 3 У нас новые ученики 1 12.09 Вежливый тон голоса Выполнение инструкций по заданию учителя. Моделирование ситуации знакомства с новым учеником. Правила поведения при знакомстве. Игра «Наши имена» Коррекция мышления через упражнения в формировании умения обобщать. 4 Успехи и неудачи бывают у каждого 1 13.09 Конфликт похвала порицание Конструирование реплик по теме. Моделирование ситуации успеха и конфликта. Проигрывание диалогов при конфликте и успехе Коррекция устной речи через формирование умения строить предложения по опорным словам. 5 Где же взять мне книгу почитать? 1 19.09 Библиотека школьная детская Назначение библиотеки, правила поведения в библиотеке. Построение вопросно-ответных предложений-участие в диалоге. Расширение представлений об окружающем мире через знакомство с назначением библиотеки. Коррекция устной речи через ответы на вопросы учителя, коррекция слухового восприятия. Монитор инг 6 В библиотеке. 1 20.09 формуляр Экскурсия в школьную библиотеку Использование в речи ранее усвоенных правил поведения. Участие в диалоге с библиотекарем. Коррекция устной речи через формирование умения строить предложения по опорным словам. 7 Истории о лете. 1 26.09 загадки Отгадывание загадок, беседа по картинке. Составление предложений с опорой на картину и собственные высказывания. Игра «Рассказ по кругу». Коррекция устной речи через ответы на вопросы учителя, коррекция слухового и зрительного восприятия. 8 Я расскажу вам, где 1 отдыхал. 27.09 Отдых отдыхал Обмен впечатлениями о самых интересных событиях, произошедших летом. Игра «Где я был- не расскажу, а что делалпокажу». Коррекция памяти через упражнения в долговременном запоминании. 9 Это я! Узнай меня 1 3.10 Словесный портрет Слушание стихотворения. Беседа по картинкам, привлечение собственного опыта. Коррекция устной речи через формирование умения составлять описание по плану. 10 «Свет мой, зеркальце, скажи...» 1 4.10 Внешность черты характера «Встречают по одёжке, провожают по уму» Обсуждение составленных описаний Работа с учебником. Игра «светофор» Коррекция устной речи через формирование умения составлять описание по плану. 11 Узнай одноклассника! 1 10.10 Черты характера внешность Составление описания внешности одноклассника Коррекция устной речи через расширение словаря учащихся словами,характеризующими человека, его внешности, внутренние качества. 12 Мои друзья 12ч. Мы собрались поиграть. 1 11.10 Считалки водящий игроки игры на улице и дома Разучивание считалок Построение диалога типа-»предложениевозражение» Моделирование ситуации и обсуждение вопроса о том, как можно избежать конфликта. Коррекция связной устной речи через упражнения в распространении предложений. 13 Игра «Рыбаки». 1 17.10 правила игры водящий Коллективное составление описания правил игры. Обсуждение содержания серии картин. игры на улице и дома Проигрывание игры «Рыбаки» Коррекция памяти через упражнения в долговременном запоминании. 14 Наша любимая игра. 1 18.10 Правила игры водящий Обмен мнениями о любимой игре. Составление рассказа-описания правил игры. Правильное поведение в ситуации спора Коррекция связной устной речи через упражнения в распространении предложений. 15 Играем в нашу любимую игру. 1 24.10 Правила игры водящий Повторяют правила игры, разученные считалки, играют Коррекция произвольного внимания через формирование умения удерживать внимание в процессе игры. 16 «Знакомьтесь, наш 1 класс!» 25.10 коллаж Составление коллажа «Наш класс». Коррекция связной речи через формирование умения составлять совместно с учителем предложений с опорой на иллюстративный материал. 17 Вместе после уроков. 1 7.11 Товарищдруг одноклассник Слушание стихотворения С. Маршака «Друзья-товарищи». Моделирование спорных ситуаций и способы их решения. Игра «Самый быстрый». Коррекция устной речи через формирование умения строить предложения по опорным словам. 18 Хочешь со мной дружить? 1 8.11 Общие интересы Слушание стихотворения Е. Стеквашовой «Друзья». Ответы на вопросы стихотворения. Проигрывание диалогов между детьми с использованием соответствующей мимики, силы голоса, жестов. Игра «Что такое хорошо?» Развивать интонационные и жестово-мимические умения школьников в процессе проигрывания диалогов. 19 Вместе нам не скучно. 1 14.11 Досуг взаимопомощь Слушание песни «Дружба крепкая не сломается». Проигрывание диалогов между детьми с использованием Совершенствовать культуру общения через формирование умения адекватно соответствующей мимики, силы голоса, жестов. использовать тон голоса, мимики жестов в речевой ситуации. Коррекция связной речи через формирование умения составлять совместно с учителем предложений с опорой на иллюстративный материал. 20 Привычки хорошие 1 и не очень 15.11 «Посеешь привычкупожнёшь характер» привычка характер Участие в беседе с учителем. Работа с пословицей. Расширение словаря. Работа с иллюстрациями и составление предложений по опорным словам. 21 Веселый праздник 1 21.11 Праздники день рождения Слушание песни З. Петровой «День Коррекция связной устной рождения». Коллективное составление речи через упражнения в рассказа «Как мы отмечали день рождения» распространении по опорным картинкам. предложений. 22 Мы принимаем гостей 1 22.11 Общение пожелания меню развлечения Беседа по картинкам. Коррекция связной устной Проигрывание возможных диалогов за речи через упражнения в столом. распространении Подготовка к ролевой игре «Приём гостей» предложений. 23 Ролевая игра «Приём гостей» 1 28.11 Конкурсы развлечения Слушание стихотворения Б. Заходера «Подарок». Правила этикета за столом. Совершенствовать культуру общения через формирование умения адекватно использовать тон голоса, мимики жестов в речевой ситуации. 24 Я дома. 9ч. Мой дом и моя семья. 1 29.11 Родственные отношения старше-младше Слушание стихотворения М. Шварца «Моя семья». Упражнение в установлении прямых родственных связей. Составление предложений по опоре. Формировать уважительное отношение к старшим. Коррекция связной устной речи через упражнения в распространении предложений. 25 Дома маме помогу. 1 5.12 обязанности Слушание стихотворения М. Веркина «Семья» Воспитывать у детей доброту, отзывчивость, прилежание, Распределение обязанностей в семье, обсуждение посильной помощи в семье. любовь к труду. 26 Содержу одежду в чистоте 1 6.12 Что такое хорошо , что такое плохо Прослушивание отрывка из произведения В.Маяковского Рассматривание иллюстраций Обсуждение ситуации и возможные пути решения. Составление предложений по образцу. Коррекция связной устной речи через упражнения в распространении предложений. 27 Вещи в моём шкафу. 1 12.12 Шкаф-шифоньер вешалка-плечики Отгадывание загадок. Составление предложений с использованием предлогов-в, на, под. Коррекция связной речи через формирование умения составлять совместно с учителем предложений с опорой на иллюстративный материал. 28 Я тебе позвоню 1 13.12 телефон Прослушивание стихотворения «Телефон» Дополнение предложений о правилах разговора по телефону. Работа в парах- составление предложений по картнкам, сравнение ответов. Расширение представлений об окружающем мире через знакомство с назначением телефонной связи. этикет 29 Телефонный разговор. 1 19.12 Телефон городской, мобильный. Прослушивание отрывка из стихотворения Совершенствовать культуру К Чуковского «Телефон», чтение по ролям. общения, расширение Составление диалогов разговора по словарного запаса. телефону по образцу и с использованием собственного опыта 30 Мы разговариваем по телефону. 1 20.12 Здравствуйте! Пригласите, пожалуйста! Прощание благодарность Конструирование телефонных разговоров на разные темы. Совершенствовать культуру общения, расширение словарного запаса. 31 Мой мобильный телефон. 1 26.12 Мобильный сотовый Сигналы (абонент недоступен, вне зоны доступа, занято. Составление ответов на вопросы по картинкам Правила пользования мобильным телефоном Расширение представлений об окружающем мире через знакомство с назначением телефонной связи. 32 Я звоню в 1 27.12 Экстренная служба Слушание стихотворения «Очень-очень Расширение представлений экстренные службы полиция скорая помощь пожарная охрана важные правила» Ответы на вопросы, правила разговора по телефону, моделирование ситуации. об окружающем мире через знакомство с назначением телефонной связи. Коррекция слухового восприятия, произвольного внимания в процессе слушания сказки. 33 Играем в сказку. 1 11ч. Вспоминаем сказку «Маша и медведь». 9.01 «Научит горюна другая сторона» Прослушивают аудиозапись сказки. Пересказывают с опорой на серию картинок 34 Инсценировка сказки «Маша и медведь». 1 10.01 Роль мимика жесты Инсценировка сказки, упражнение в Развивать интонационные и интонационных и жестово-мимических жестово-мимические умения способах передачи поведения героев сказки школьников в процессе инсценировки сказки 35 Вспоминаем сказку 1 «Три медведя» 16.01 Пословица «Чьи хоромы-того и хлеб» Пересказ сказки с опорой на серию сюжетных картинок; -рассказ по кругу. Работа с пословицей 36 Инсценировка сказки «Три медведя» 1 17.01 Роль мимика жесты Инсценировка сказки, упражнение в Развивать интонационные и интонационных и жестово-мимических жестово-мимические умения способах передачи поведения героев сказки школьников в процессе инсценировки сказки 37 Составление новой 1 сказки про Машу 23.01 Сказка-ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок Обсуждение пословицы. Коллективное составление сказки про Машу. Коррекция устной речи через формирование умения строить предложения по опорным словам. 38 Вспоминаем сказку 1 «Волк и семеро 24.01 «Захотел волк побыть в овечьей Загадка о сказке. Коллективное рассказывание сказки по кругу Коррекция слухового восприятия, произвольного Коррекция слухового восприятия, произвольного внимания в процессе слушания сказки. козлят» шкуре, да не вышло» Работа с пословицей внимания в процессе слушания сказки. 39 Инсценировка сказки «Волк и семеро козлят» 1 30.01 Роль мимика жесты Коллективное рассказывание сказки. Инсценировка сказки Развивать интонационные и жестово-мимические умения школьников в процессе инсценировки сказки 40 Знакомство со сказкой «Гусилебеди 1 31.01 Гуси лебеди Прослушивают аудиозапись сказки. Пересказывают с опорой на серию картинок. Коррекция слухового восприятия, произвольного внимания в процессе слушания сказки. 41 Инсценировка сказки «Гусилебеди» 1 6.02 Роль мимика жесты Коллективное рассказывание сказки. Инсценировка сказки Развивать интонационные и жестово-мимические умения школьников в процессе инсценировки сказки 42 Знакомство со 1 сказкой «Морозко» 7.02 «Мир не без добрых Слушают аудиозапись сказки. людей» Пересказывают по картинкам «Какова работа, Работа с пословицей такова и награда» 43 Инсценировка сказки «Морозко» 1 13.02 Роль мимика жесты Инсценировка сказки, упражнение в Развивать интонационные и интонационных и жестово-мимических жестово-мимические умения способах передачи поведения героев сказки школьников в процессе инсценировки сказки 44 Я за порогом дома. 1 9ч. Я пешеход 14.02 Тротуар транспорт проезжая часть Слушание стихотворения «Светофор». Моделирование ситуации «Я перехожу дорогу». Воспитывать у детей доброту, отзывчивость, прилежание, любовь к труду. Коррекция связной устной речи через упражнения в распространении предложений. 45 Правила дорожного 1 движения достойны уважения 20.02 Запрещающие знаки Слушание песенки «Светофор». Моделирование ситуации «Я на дороге» Коррекция связной устной речи через упражнения в распространении предложений. 46 Я зритель 1 21.02 Зритель билет касса Работа с иллюстрацией в учебнике. Моделирование диалогов между кассиром и покупателем. Игра «Я дарю тебе билет». Совершенствовать культуру общения через формирование умения адекватно использовать тон голоса, мимики жестов в речевой ситуации. 47 Я иду в театр. 1 27.02 Зрительный зал театр гардероб гардеробщик антракт Слушание песни «фильм, фильм, фильм». Составление рассказа по картинке. Моделирование ситуации «Я иду в театр». Совершенствовать культуру общения, расширение словарного запаса. 48 Мы в кинотеатре 1 28.02 Фойе буфет Составление диалогов по образцу. Составление правил вежливого зрителя. Ролевая игра «Я в кинотеатре». Совершенствовать культуру общения, расширение словарного запаса. 49 Отправляюсь в магазин за покупками. 1 6.03 50 Мы в продуктовом магазине 1 7.03 Продуктовый магазин кассир Обсуждение темы речевой ситуации. Ролевая ситуация «Я пришел за продуктами», Повторить основные правила поведения в магазине. Беседа с опорой на личный опыт. 51 Мы в канцелярском 1 магазине 13.03 Канцелярский магазин Конструирование возможных диалогов Совершенствовать культуру между продавцом и покупателями в общения, расширение магазине с опорой на содержание картинки. словарного запаса. Ролевая игра «Канцелярский магазин»!. 52 На приме у врача. 14.03 Стоматолог педиатр Конструирование возможных диалогов между врачом и пациентом с опорой на 1 Конструирование возможных диалогов Совершенствовать культуру между продавцом и покупателями в общения, расширение магазине с опорой на содержание картинки. словарного запаса. Ролевая игра «Магазин игрушек». Совершенствовать культуру общения, расширение словарного запаса. Совершенствовать культуру пациент содержание картинки. Ролевая игра «На приёме у врача!» общения, расширение словарного запаса. Слушание песни «Хорошая погода» А. Олейникова. Составление ответов на вопросы по картинкам. Составление описания по плану. Коррекция связной речи через формирование умения составлять совместно с учителем предложений с опорой на иллюстративный материал. 53 Мир природы. 9ч Погода и мы 1 20.03 Пасмурная ясная дождливая снегопад солнечная 54 Какая сегодня погода? 1 21.03 Прогноз погоды Слушание стихотворения А. Барто Расширение представлений символы «Нестойкая погода». Составление описания об окружающем мире через информация о погоде по плану. знакомство со средствами информации, располагающими данными о прогнозе погоды. 55 Собираемся на прогулку 1 3.04 Прогноз погоды Составление предложений с опорой на Расширение представлений схемы. об окружающем мире. Обсуждение возможных планов планов на выходные дни с учётом прогноза погоды. 56 Сказка Одоевского 1 «Снегурочка» 4.04 Жили-были решили, зажили, однажды, стали Прослушивание аудиозаписи сказки «Снегурочка» Беседа по картинкам учебника. Составление предложений по картинкам. Коррекция слухового восприятия, произвольного внимания в процессе слушания сказки. 57 Инсценировка сказки «Снегурочка» 1 10.04 Роль мимика жесты Коллективное рассказывание сказки. Инсценировка сказки Развивать интонационные и жестово-мимические умения школьников в процессе инсценировки сказки 58 Весенняя прогулка 1 11.04 Первоцветы мать и мачеха одуванчики Экскурсия Составление рассказа о весне по опорным словам и на основе наблюдений. Расширение представлений об окружающем мире через наблюдения за изменениями природы весной. 59 Учимся понимать животных 17.04 Жесты позы Отгадывание загадок Работа с учебником Воспитывать у детей доброту, отзывчивость, заботливое 1 звуки Рассказ о своём животном по плану отношение, чувство ответственности. 60 В зоопарке у зверей 1 18.04 зоопарк Прослушивание стихотворения «Где обедал воробей?» Просмотр аудиозаписи «Московский зоопарк» Составление предложений по опорной схеме. Коррекция связной устной речи через упражнения в распространении предложений. 61 Мы друзья или враги природы? 1 24.04 Охрана природы Рассматривание картинок Составление предложений по ним и опорным словам Игра «Так или не так» Коррекция связной речи через формирование умения составлять совместно с учителем предложений с опорой на иллюстративный материал. 62 Повторение 7ч Повторение по теме «Школьная жизнь» 1 25.04 Успех Конструирование реплик по теме. Моделирование ситуации о Проигрывание диалогов. Коррекция устной речи через формирование умения строить предложения по опорным словам. 63 Повторение по теме: «Это я» 1 15.05 Внешность характер Составление описания по плану «Мой портрет» Коррекция устной речи через формирование умения составлять описание по плану. 64 Повторение по теме: «Я за порогом школы» 1 16.05 Магазины поликлиника кинотеатр цирк Конструирование реплик по теме. Моделирование ситуации о Проигрывание диалогов. Совершенствование умения участвовать в вопросноответных диалогах. 65 Повторение по теме: «Я дома» 1 22.05 Семья Конструирование реплик по теме. порядок Моделирование ситуации о слова благодарности Проигрывание диалогов. Совершенствовать культуру общения, расширение словарного запаса. 66 Повторение по теме: Мои друзья» 1 23.05 одноклассники Совершенствовать культуру общения, расширение словарного запаса. Конструирование реплик по теме. Моделирование ситуации о Проигрывание диалогов. 67 Повторение по теме: «Играем в сказку» 1 Драматизация пословицы Пересказывают по картинкам Работа с пословицей Коррекция связной речи через формирование умения составлять совместно с учителем предложений с опорой на иллюстративный материал. 68 Повторение по теме: «Мир природы» 1 Правила ухода за домашними животными Рассматривание картинок Составление предложений по ним и опорным словам Игра «Так или не так» Расширение представлений об окружающем мире. Учебно - методическое обеспечение. 1. Учебник Комарова С.В. Устная речь: учебник для 1 класса / Комарова С.В. - М. :Просвещение, 2013. 2. Учебник Комарова С.В. Устная речь: учебник для 2 класса / Комарова С.В. - М. :Просвещение, 2013. 3. Учебник Комарова С.В. Устная речь: учебник для 3 класса / Комарова С.В. - М. :Просвещение, 2013. 4. Учебник Е.Д.Худенко, Г.А.Фёдорова. Развитие речи для 2 класса. Москва 2003. 5. Комарова С.В. Устная речь: Рабочая тетрадь. для 3 класса / Комарова С.В. - М. :Просвещение, 2018. Дидактические материалы Раздаточные дидактические материалы по темам; Демонстрационные материалы: предметные и сюжетные картинки по темам; Мультфильмы; Аудиосказки; Стихи, загадки, чистоговорки по темам; Настольные игры; Пазлы. В процессе обучения осуществляется мониторинг всех групп БУД, который будет отражать индивидуальные достижения обучающихся и позволят делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы. Для оценки сформированности каждого действия используется следующая система оценки: 0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем; 1 балл - смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи; 2 балла - преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно; 3 балла - способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя; 4 балла - способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя; 5 баллов - самостоятельно применяет действие в любой ситуации.