Мунициальное казенное общеобразовательное учреждение
Верхнедобринская средняя школа
Камышинского муниципального района Волгоградской области
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
Направление функциональная грамотность
3 класс
Составила: Раут Е.Н.
с. Верхняя Добринка 2024
I.
Пояснительная записка
Программа соответствует обновлённому федеральному государственному образовательному стандарту начального
общего образования (приказ №286 Министерства просвещения РФ от 31.05.2021).
Программа спецкурса «Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373, приказом Министерства образования и науки РФ № 1576
от 31.12.2015г. «О внесении изменений в ФГОС НОО, утвержденный Минобразования РФ от 6.10.2009 г. № 373», с учетом
межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.
Программа «Функциональная грамотность» составлена на основе авторского курса программы «Функциональная грамотность»
для 1-4 классов (авторы-составители М.В. Буряк, С.А. Шейкина). Программа «Функциональная грамотность» учитывает
возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.
Актуальность спецкурса:
курс формирует умения, необходимые для решения жизненных задач;
умения быстро адаптироваться к изменению условий;
быть способным находить решения из конфликтных ситуаций;
знать и применять правила относительно своей же безопасности в отношении своей личности;
готовность быть способным и ориентированным в ценностях современного общества.
Формирование функциональной грамотности у младших школьников, как правило ведется по четырём направлениям:
читательская, математическая, финансовая и естественно – научная.
Цель программы:
создавать условия для развития функциональной грамотности.
Цели и задачи блоков курса:
«Читательская грамотность»Целью –
является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них,
использования их содержания для достижения собственных целей,
развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное
понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных
целей.
Задачи -
умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей.
«Математическая грамотность» Целью –
является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они
живут,
высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в
настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Задачи:
способность проводить математические рассуждения;
способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления;
способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые
необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.
«Етественно-научная грамотность» Целью –
является формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в
реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения
выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира, тех
изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.
Задачи:
способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для
освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных
доказательствах выводов;
способность понимать основные; особенности естествознания как формы человеческого познания.
Общая характеристика спецкурса «Функциональная грамотность»
Функциональная грамотность – это способность и умение самостоятельно искать, анализировать, обрабатывать и усваивать
необходимую информацию из различных источников. В современном обществе каждому человеку приходится постоянно
иметь дело с огромным потоком информации, чтобы уверенно ориентироваться этом потоке, необходимо иметь элементарные
навыки работы с информацией, такие как: поиск, анализ, обработка, хранение, использование и применение информации в
максимально рациональной форме. Для того чтобы у обучающихся 3 класса процесс формирования функциональной
грамотности проходил качественно, в тренажерах для детей собраны задания различных видов: диаграммы, графики, опыты,
задания на сравнение, анализ и классификацию. Выполнение заданий будет способствовать развитию у детей произвольного
внимания, познавательных интересов и потребностей, увеличению словарного запаса, умению использовать различные
средства коммуникации для грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной форме.
Место спецкурса «Функциональная грамотность» в учебном плане МКОУ Верхнедобринской СШ.
На изучение данного спецкурса в учебном плане отводится 34 ч.
Формы организации занятий:
Предметные недели;
Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Практические упражнения
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии
решений о семейном бюджете;
овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов,
простые вычисления в области семейных финансов;
осознавать личную ответственность за свои поступки;
-уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследованиями;
использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинноследственных связей, построений рассуждений, отнесения к известным понятиям;
использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию,
полученную от окружающих;
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
проявлять познавательную и творческую инициативу;
принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
уметь отличать правильно выполненное задание от неверного; - оценивать правильность выполнения действий:
самооценка и взаимооценка, знакомство с критериями оценивания.
Коммуникативные:
адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать
предметное содержание и условия деятельности в речи;
слушать и понимать речь других;
совместно договариваться о правилах работы в группе;
доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения
или небольшого текста);
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
способность понимать, использовать, оценивать тексты размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы
достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;
умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Етественно-научная грамотность»:
способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для
освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных
доказательствах выводов;
способность понимать основные; особенности естествознания как формы человеческого познания.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;
способность проводить математические рассуждения
способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления;
способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые
необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.
ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Обучение ведется на безотметочной основе.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;
результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется,
справляются ли ученики с ними самостоятельно;
косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике,
русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и др.
Тематическое планирование 3 класс
№ п/п
1
Раздел
Читательская грамотность
Итого
2.
Естественно-научная
грамотность
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
8
1
1
1
1
1
1
1
1
Содержание
Про дождевого червяка.
Кальций.
Сколько весит облако?
Хлеб, всему голова.
Про мел.
Про мыло.
История свечи.
Магнит.
Дождевые черви.
Полезный кальций.
Про облака.
Про хлеб и дрожжи.
Интересное вещество мел.
Чем интересно мыло и как оно «работает»?
Про свечи.
Волшебный Магнит.
Формы внеурочной
деятельности
Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участиев научноисследовательских
дискуссиях;
Практические упражнения
Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие в научноисследовательских
дискуссиях;
Практические упражнения
Итого
8
Итого
1
17
Проверочные работы
3.
Финансовая
грамотность
1
1
1
1
1
1
1
1
Итого
4
Математическая
грамотность
Итого
8
Итого
1
17
34
Всего за курс
№ п/п
Тема занятия
1 Про дождевого червяка.
ч
Что такое бюджет.
Семейный бюджет.
Откуда в семье берутся деньги. Зарплата.
Откуда в семье берутся деньги. Пенсия и социальные
пособия.
Наследство. Клад. Выигрыш.
На что тратятся семейные деньги. Виды расходов.
На что тратятся семейные деньги. Обязательные платежи.
Как сэкономить семейные деньги
Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие в научноисследовательских
дискуссиях;
Практические упражнения
Расходы и доходы бюджета.
Планируем семейный бюджет.
Подсчитываем семейный доход.
Пенсия и пособия.
Подсчитываем случайные доходы.
Подсчитываем расходы.
Расходы на обязательные платежи.
Подсчитываем сэкономленные деньги.
Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие в научноисследовательских
дискуссиях;
Практические упражнения
8
1
1
1
1
1
1
1
1
Проверочные работы
Проверь себя
Проверь себя
Календарно-тематическое планирование (3 класс)
Всего
В том числе
часов
Теория
Практика
1
0,5
0,5
Дата проведения
Планир.
Факт.
06.09
2 Дождевые черви.
1
0,5
0,5
13.09
3 Кальций.
1
0,5
0,5
20.09
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
Полезный кальций.
Сколько весит облако?
Про облака.
Хлеб, всему голова.
Про хлеб и дрожжи.
Про мел.
Интересное вещество мел.
Про мыло.
Чем интересно мыло и как оно «работает»?
История свечи.
Про свечи.
Магнит.
Волшебный Магнит.
Проверь себя.
Что такое бюджет.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
27.09
04.10
11.10
18.10
25.10
08.11
15.11
22.11
29.11
06.12
13.12
20.12
27.12
10.01
17.01
19 Расходы и доходы бюджета.
1
0,5
0,5
24.01
20 Семейный бюджет.
1
0,5
0,5
31.01
21 Планируем семейный бюджет.
1
0,5
0,5
7.02
22 Откуда в семье берутся деньги.
Зарплата.
1
0,5
0,5
14.02
23 Подсчитываем семейный доход.
1
0,5
0,5
21.02
24 Откуда в семье берутся деньги. Пенсия и
социальные пособия.
1
0,5
0,5
28.02
25 Пенсия и пособия.
1
0,5
0,5
7.03
26 Наследство. Клад. Выигрыш.
1
0,5
0,5
14.03
27 Подсчитываем случайные доходы.
1
0,5
0,5
21.03
28 На что тратятся семейные деньги. Виды
1
0,5
0,5
4.04
расходов.
29 Подсчитываем расходы.
0,5
0,5
11.04
30 На что тратятся семейные деньги.
Обязательные платежи.
1
0,5
0,5
18.04
31 Расходы на обязательные платежи.
1
0,5
0,5
25.04
32 Как сэкономить семейные деньги
1
33 Подсчитываем сэкономленные деньги.
1
34 Проверь себя
1
Итого: 34
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
16.05
23.05
Литература:
1.Учение с увлечением. Функциональная деятельность Тренажёр для школьников. 3 класс. ООО «Планета», 2022.
2. Финансовая грамотность . Учимся разумному финансовому поведению . Юлия Корлюгова, Елена Гоппе.
3.С. Федин Финансовая грамотность: материалы для учащихся 2-3 классов в 2 частях/ Учимся разумному финансовому поведению/. М.:ВАКО,2020
4. Сборник математических задач «Основы финансовой грамотности» в 3 томах. Т.1 для 1-4 классов/составители :Н.П. Моторо, Н.В. Новожилова,Москва,2019.