Рабочая программа по функциональной грамотности 3 класс

Мунициальное казенное общеобразовательное учреждение
Верхнедобринская средняя школа
Камышинского муниципального района Волгоградской области

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
Направление функциональная грамотность
3 класс

Составила: Раут Е.Н.

с. Верхняя Добринка 2024

I.

Пояснительная записка

Программа соответствует обновлённому федеральному государственному образовательному стандарту начального
общего образования (приказ №286 Министерства просвещения РФ от 31.05.2021).
Программа спецкурса «Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373, приказом Министерства образования и науки РФ № 1576
от 31.12.2015г. «О внесении изменений в ФГОС НОО, утвержденный Минобразования РФ от 6.10.2009 г. № 373», с учетом
межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.
Программа «Функциональная грамотность» составлена на основе авторского курса программы «Функциональная грамотность»
для 1-4 классов (авторы-составители М.В. Буряк, С.А. Шейкина). Программа «Функциональная грамотность» учитывает
возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.
Актуальность спецкурса:
 курс формирует умения, необходимые для решения жизненных задач;
 умения быстро адаптироваться к изменению условий;
 быть способным находить решения из конфликтных ситуаций;
 знать и применять правила относительно своей же безопасности в отношении своей личности;
 готовность быть способным и ориентированным в ценностях современного общества.
Формирование функциональной грамотности у младших школьников, как правило ведется по четырём направлениям:
читательская, математическая, финансовая и естественно – научная.
Цель программы:
создавать условия для развития функциональной грамотности.
Цели и задачи блоков курса:
«Читательская грамотность»Целью –
 является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них,
 использования их содержания для достижения собственных целей,
 развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное
понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных
целей.
Задачи -

умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей.
«Математическая грамотность» Целью –
 является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они
живут,
 высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в
настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Задачи:
 способность проводить математические рассуждения;
 способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления;
 способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые
необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.
«Етественно-научная грамотность» Целью –
 является формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в
реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения
выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира, тех
изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.
Задачи:
 способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для
освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных
доказательствах выводов;
 способность понимать основные; особенности естествознания как формы человеческого познания.




Общая характеристика спецкурса «Функциональная грамотность»
Функциональная грамотность – это способность и умение самостоятельно искать, анализировать, обрабатывать и усваивать
необходимую информацию из различных источников. В современном обществе каждому человеку приходится постоянно
иметь дело с огромным потоком информации, чтобы уверенно ориентироваться этом потоке, необходимо иметь элементарные
навыки работы с информацией, такие как: поиск, анализ, обработка, хранение, использование и применение информации в

максимально рациональной форме. Для того чтобы у обучающихся 3 класса процесс формирования функциональной
грамотности проходил качественно, в тренажерах для детей собраны задания различных видов: диаграммы, графики, опыты,
задания на сравнение, анализ и классификацию. Выполнение заданий будет способствовать развитию у детей произвольного
внимания, познавательных интересов и потребностей, увеличению словарного запаса, умению использовать различные
средства коммуникации для грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной форме.
Место спецкурса «Функциональная грамотность» в учебном плане МКОУ Верхнедобринской СШ.
На изучение данного спецкурса в учебном плане отводится 34 ч.
Формы организации занятий:
 Предметные недели;
 Библиотечные уроки;
 Деловые беседы;
 Практические упражнения
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
 осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии
решений о семейном бюджете;
 овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов,
простые вычисления в области семейных финансов;
 осознавать личную ответственность за свои поступки;
 -уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
 осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследованиями;
 использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
 овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинноследственных связей, построений рассуждений, отнесения к известным понятиям;
 использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
 ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
 делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;

добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию,
полученную от окружающих;
 перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
 преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
 проявлять познавательную и творческую инициативу;
 принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
 контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
 уметь отличать правильно выполненное задание от неверного; - оценивать правильность выполнения действий:
самооценка и взаимооценка, знакомство с критериями оценивания.
Коммуникативные:
адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать
предметное содержание и условия деятельности в речи;
 слушать и понимать речь других;
 совместно договариваться о правилах работы в группе;
 доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения
или небольшого текста);
 учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
 способность понимать, использовать, оценивать тексты размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы
достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;
 умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
 умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
 умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Етественно-научная грамотность»:
 способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для
освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных
доказательствах выводов;
 способность понимать основные; особенности естествознания как формы человеческого познания.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
 способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;
 способность проводить математические рассуждения










способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления;
способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые
необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.
ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Обучение ведется на безотметочной основе.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;
результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется,
справляются ли ученики с ними самостоятельно;
косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике,
русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и др.



Тематическое планирование 3 класс
№ п/п
1

Раздел
Читательская грамотность

Итого
2.

Естественно-научная
грамотность

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
8
1
1
1
1
1
1
1
1

Содержание
Про дождевого червяка.
Кальций.
Сколько весит облако?
Хлеб, всему голова.
Про мел.
Про мыло.
История свечи.
Магнит.
Дождевые черви.
Полезный кальций.
Про облака.
Про хлеб и дрожжи.
Интересное вещество мел.
Чем интересно мыло и как оно «работает»?
Про свечи.
Волшебный Магнит.

Формы внеурочной
деятельности
Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участиев научноисследовательских
дискуссиях;
Практические упражнения

Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие в научноисследовательских
дискуссиях;
Практические упражнения

Итого

8

Итого

1
17

Проверочные работы

3.

Финансовая
грамотность

1
1
1
1
1
1
1
1
Итого

4

Математическая
грамотность

Итого

8

Итого

1
17
34

Всего за курс

№ п/п

Тема занятия
1 Про дождевого червяка.

ч

Что такое бюджет.
Семейный бюджет.
Откуда в семье берутся деньги. Зарплата.
Откуда в семье берутся деньги. Пенсия и социальные
пособия.
Наследство. Клад. Выигрыш.
На что тратятся семейные деньги. Виды расходов.
На что тратятся семейные деньги. Обязательные платежи.
Как сэкономить семейные деньги

Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие в научноисследовательских
дискуссиях;
Практические упражнения

Расходы и доходы бюджета.
Планируем семейный бюджет.
Подсчитываем семейный доход.
Пенсия и пособия.
Подсчитываем случайные доходы.
Подсчитываем расходы.
Расходы на обязательные платежи.
Подсчитываем сэкономленные деньги.

Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие в научноисследовательских
дискуссиях;
Практические упражнения

8
1
1
1
1
1
1
1
1

Проверочные работы

Проверь себя

Проверь себя

Календарно-тематическое планирование (3 класс)
Всего
В том числе
часов
Теория
Практика
1
0,5
0,5

Дата проведения
Планир.
Факт.
06.09

2 Дождевые черви.

1

0,5

0,5

13.09

3 Кальций.

1

0,5

0,5

20.09

4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18

Полезный кальций.
Сколько весит облако?
Про облака.
Хлеб, всему голова.
Про хлеб и дрожжи.
Про мел.
Интересное вещество мел.
Про мыло.
Чем интересно мыло и как оно «работает»?
История свечи.
Про свечи.
Магнит.
Волшебный Магнит.
Проверь себя.
Что такое бюджет.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

27.09
04.10
11.10
18.10
25.10
08.11
15.11
22.11
29.11
06.12
13.12
20.12
27.12
10.01
17.01

19 Расходы и доходы бюджета.

1

0,5

0,5

24.01

20 Семейный бюджет.

1

0,5

0,5

31.01

21 Планируем семейный бюджет.

1

0,5

0,5

7.02

22 Откуда в семье берутся деньги.
Зарплата.

1

0,5

0,5

14.02

23 Подсчитываем семейный доход.

1

0,5

0,5

21.02

24 Откуда в семье берутся деньги. Пенсия и
социальные пособия.

1

0,5

0,5

28.02

25 Пенсия и пособия.

1

0,5

0,5

7.03

26 Наследство. Клад. Выигрыш.

1

0,5

0,5

14.03

27 Подсчитываем случайные доходы.

1

0,5

0,5

21.03

28 На что тратятся семейные деньги. Виды

1

0,5

0,5

4.04

расходов.
29 Подсчитываем расходы.

0,5

0,5

11.04

30 На что тратятся семейные деньги.
Обязательные платежи.

1

0,5

0,5

18.04

31 Расходы на обязательные платежи.

1

0,5

0,5

25.04

32 Как сэкономить семейные деньги
1
33 Подсчитываем сэкономленные деньги.
1
34 Проверь себя
1
Итого: 34

0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5

16.05
23.05

Литература:
1.Учение с увлечением. Функциональная деятельность Тренажёр для школьников. 3 класс. ООО «Планета», 2022.
2. Финансовая грамотность . Учимся разумному финансовому поведению . Юлия Корлюгова, Елена Гоппе.
3.С. Федин Финансовая грамотность: материалы для учащихся 2-3 классов в 2 частях/ Учимся разумному финансовому поведению/. М.:ВАКО,2020
4. Сборник математических задач «Основы финансовой грамотности» в 3 томах. Т.1 для 1-4 классов/составители :Н.П. Моторо, Н.В. Новожилова,Москва,2019.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».