Мунициальное казенное общеобразовательное учреждение Верхнедобринская средняя школа Камышинского муниципального района Волгоградской области РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности Направление функциональная грамотность 3 класс Составила: Раут Е.Н. с. Верхняя Добринка 2024 I. Пояснительная записка Программа соответствует обновлённому федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (приказ №286 Министерства просвещения РФ от 31.05.2021). Программа спецкурса «Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373, приказом Министерства образования и науки РФ № 1576 от 31.12.2015г. «О внесении изменений в ФГОС НОО, утвержденный Минобразования РФ от 6.10.2009 г. № 373», с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. Программа «Функциональная грамотность» составлена на основе авторского курса программы «Функциональная грамотность» для 1-4 классов (авторы-составители М.В. Буряк, С.А. Шейкина). Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника. Актуальность спецкурса: курс формирует умения, необходимые для решения жизненных задач; умения быстро адаптироваться к изменению условий; быть способным находить решения из конфликтных ситуаций; знать и применять правила относительно своей же безопасности в отношении своей личности; готовность быть способным и ориентированным в ценностях современного общества. Формирование функциональной грамотности у младших школьников, как правило ведется по четырём направлениям: читательская, математическая, финансовая и естественно – научная. Цель программы: создавать условия для развития функциональной грамотности. Цели и задачи блоков курса: «Читательская грамотность»Целью – является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей. Задачи - умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах; умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов; умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей. «Математическая грамотность» Целью – является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину. Задачи: способность проводить математические рассуждения; способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления; способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку. «Етественно-научная грамотность» Целью – является формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира, тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений. Задачи: способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов; способность понимать основные; особенности естествознания как формы человеческого познания. Общая характеристика спецкурса «Функциональная грамотность» Функциональная грамотность – это способность и умение самостоятельно искать, анализировать, обрабатывать и усваивать необходимую информацию из различных источников. В современном обществе каждому человеку приходится постоянно иметь дело с огромным потоком информации, чтобы уверенно ориентироваться этом потоке, необходимо иметь элементарные навыки работы с информацией, такие как: поиск, анализ, обработка, хранение, использование и применение информации в максимально рациональной форме. Для того чтобы у обучающихся 3 класса процесс формирования функциональной грамотности проходил качественно, в тренажерах для детей собраны задания различных видов: диаграммы, графики, опыты, задания на сравнение, анализ и классификацию. Выполнение заданий будет способствовать развитию у детей произвольного внимания, познавательных интересов и потребностей, увеличению словарного запаса, умению использовать различные средства коммуникации для грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной форме. Место спецкурса «Функциональная грамотность» в учебном плане МКОУ Верхнедобринской СШ. На изучение данного спецкурса в учебном плане отводится 34 ч. Формы организации занятий: Предметные недели; Библиотечные уроки; Деловые беседы; Практические упражнения ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных результатов. Личностные результаты изучения курса: осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете; овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов; осознавать личную ответственность за свои поступки; -уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях. Метапредметные результаты изучения курса: Познавательные: осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследованиями; использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации; овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинноследственных связей, построений рассуждений, отнесения к известным понятиям; использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование; ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих; перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты; преобразовывать информацию из одной формы в другую. Регулятивные: проявлять познавательную и творческую инициативу; принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане; контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение; уметь отличать правильно выполненное задание от неверного; - оценивать правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка, знакомство с критериями оценивания. Коммуникативные: адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах работы в группе; доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»: способность понимать, использовать, оценивать тексты размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни; умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах; умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов; умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей. Предметные результаты изучения блока «Етественно-научная грамотность»: способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов; способность понимать основные; особенности естествознания как формы человеческого познания. Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»: способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах; способность проводить математические рассуждения способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления; способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку. ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Обучение ведется на безотметочной основе. Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели: степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий; поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты; результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно; косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и др. Тематическое планирование 3 класс № п/п 1 Раздел Читательская грамотность Итого 2. Естественно-научная грамотность Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 8 1 1 1 1 1 1 1 1 Содержание Про дождевого червяка. Кальций. Сколько весит облако? Хлеб, всему голова. Про мел. Про мыло. История свечи. Магнит. Дождевые черви. Полезный кальций. Про облака. Про хлеб и дрожжи. Интересное вещество мел. Чем интересно мыло и как оно «работает»? Про свечи. Волшебный Магнит. Формы внеурочной деятельности Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участиев научноисследовательских дискуссиях; Практические упражнения Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательских дискуссиях; Практические упражнения Итого 8 Итого 1 17 Проверочные работы 3. Финансовая грамотность 1 1 1 1 1 1 1 1 Итого 4 Математическая грамотность Итого 8 Итого 1 17 34 Всего за курс № п/п Тема занятия 1 Про дождевого червяка. ч Что такое бюджет. Семейный бюджет. Откуда в семье берутся деньги. Зарплата. Откуда в семье берутся деньги. Пенсия и социальные пособия. Наследство. Клад. Выигрыш. На что тратятся семейные деньги. Виды расходов. На что тратятся семейные деньги. Обязательные платежи. Как сэкономить семейные деньги Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательских дискуссиях; Практические упражнения Расходы и доходы бюджета. Планируем семейный бюджет. Подсчитываем семейный доход. Пенсия и пособия. Подсчитываем случайные доходы. Подсчитываем расходы. Расходы на обязательные платежи. Подсчитываем сэкономленные деньги. Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательских дискуссиях; Практические упражнения 8 1 1 1 1 1 1 1 1 Проверочные работы Проверь себя Проверь себя Календарно-тематическое планирование (3 класс) Всего В том числе часов Теория Практика 1 0,5 0,5 Дата проведения Планир. Факт. 06.09 2 Дождевые черви. 1 0,5 0,5 13.09 3 Кальций. 1 0,5 0,5 20.09 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 Полезный кальций. Сколько весит облако? Про облака. Хлеб, всему голова. Про хлеб и дрожжи. Про мел. Интересное вещество мел. Про мыло. Чем интересно мыло и как оно «работает»? История свечи. Про свечи. Магнит. Волшебный Магнит. Проверь себя. Что такое бюджет. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 27.09 04.10 11.10 18.10 25.10 08.11 15.11 22.11 29.11 06.12 13.12 20.12 27.12 10.01 17.01 19 Расходы и доходы бюджета. 1 0,5 0,5 24.01 20 Семейный бюджет. 1 0,5 0,5 31.01 21 Планируем семейный бюджет. 1 0,5 0,5 7.02 22 Откуда в семье берутся деньги. Зарплата. 1 0,5 0,5 14.02 23 Подсчитываем семейный доход. 1 0,5 0,5 21.02 24 Откуда в семье берутся деньги. Пенсия и социальные пособия. 1 0,5 0,5 28.02 25 Пенсия и пособия. 1 0,5 0,5 7.03 26 Наследство. Клад. Выигрыш. 1 0,5 0,5 14.03 27 Подсчитываем случайные доходы. 1 0,5 0,5 21.03 28 На что тратятся семейные деньги. Виды 1 0,5 0,5 4.04 расходов. 29 Подсчитываем расходы. 0,5 0,5 11.04 30 На что тратятся семейные деньги. Обязательные платежи. 1 0,5 0,5 18.04 31 Расходы на обязательные платежи. 1 0,5 0,5 25.04 32 Как сэкономить семейные деньги 1 33 Подсчитываем сэкономленные деньги. 1 34 Проверь себя 1 Итого: 34 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 16.05 23.05 Литература: 1.Учение с увлечением. Функциональная деятельность Тренажёр для школьников. 3 класс. ООО «Планета», 2022. 2. Финансовая грамотность . Учимся разумному финансовому поведению . Юлия Корлюгова, Елена Гоппе. 3.С. Федин Финансовая грамотность: материалы для учащихся 2-3 классов в 2 частях/ Учимся разумному финансовому поведению/. М.:ВАКО,2020 4. Сборник математических задач «Основы финансовой грамотности» в 3 томах. Т.1 для 1-4 классов/составители :Н.П. Моторо, Н.В. Новожилова,Москва,2019.