Рабочая программа по профориентации 3-4 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«В мире профессий»
3-4 класс

С Верхняя Добринка 2024г

Пояснительная записка
Федеральными

государственными

образовательными

стандартами

общего образования (начального общего, основного общего,

среднего

общего образования) вводится понятие внеурочной деятельности, которая
является неотъемлемой частью образовательного процесса.
Внеурочная деятельность в аспекте федеральных государственных
образовательных

стандартов

общего

образования

понимается

как

образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от
классно - урочной, и направленная на достижение планируемых результатов
освоения обучающимися основных образовательных программ общего
образования.
Внеурочная деятельность является обязательной. Все виды внеурочной
деятельности должны быть строго ориентированы на воспитательные
результаты.
Данный

курс

является

первой

ступенькой

в

предпрофильном

образовании.
Основные нормативно-правовые документы, на которые опирается
рабочая программа по внеурочной деятельности:
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования от 6.10.2009г. (приказ №373);
- приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г.
«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный
стандарт

основного

общего

образования,

утвержденный

приказом

Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897»;
- письмо Министерства образования

и

науки

РФ

от

12

мая

2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении
федерального

государственного

образовательного

стандарта

общего

образования»;
2

- письмо Министерства образования и науки РФ от 14 декабря 2015 г.
№ 09-3564 "О внеурочной деятельности и реализации дополнительных
образовательных программ»;
-

СанПиН

в

учреждении

дополнительного

образования

детей

2.4.4.1251- 03 от 03.04.2003 № 27;
- примерная программа начального общего образования с учётом
учебного плана на 2024-2025 учебный год МКОУ Верхнедобринской СШ.
Перед младшими школьниками не стоит проблема выбора профессии.
Но,

поскольку

профессиональное

самоопределение

взаимосвязано

с

развитием личности на всех возрастных этапах, то младший школьный
возраст можно рассматривать как подготовительный,

закладывающий

основы для профессионального самоопределения в будущем. Правильно
проведённая с ними профориентационная работа должна стать основой, на
которой в дальнейшем будут развиваться профессиональные интересы и
намерения школьников в старших класса.
Содержание программы
Модуль I - «Играем в профессии» - 33 часа
Все работы хороши (2 ч). Занятия с элементами игры.
Введение в тему. Стихи о профессиях. Работа с карточками (конкурс
состоит из разрезанной на части картинок).Конкурс маляров. Игра «Кто
потерял свой инструмент», Конкурс «Найди лишнее», игра «Таинственное
слово» (расшифровка слов баркы (рыбак), ртомас (матрос), явше (швея). Игра
отгадай пословицы (Без охоты..(нет рыбок), без дела жить-…(только небо
коптить). Викторина «Угадай профессию» кто пашет, сеет, хлеб убирает
(хлебороб), кто лекарство отпускает (аптекарь), кто дома строит (строитель).
Кому что нужно(2 ч). Дидактическая игра.

3

Вводное слово учителя. Определение правила игры. Подбираются
картинки и предметы соответствующих профессий. Например: строительмастерок, врач-градусник, повар-кастрюля и т.д.
Оденем куклу на работу (2ч). Дидактическая игра.
Оборудование: изображение рабочей одежды, изображение кукол.
Подобрать к каждой картинке одежду и назвать

соответствующую

профессию (строитель, милиционер, врач, пожарник, продавец).
Дидактические

игры.

Разложены

круги,

в середине

которых

нарисованы люди разных профессий, относительно с изображением
инструментов. Необходимо выбрать картинку подходящую для работ.
Мы строители (2ч). Занятие с элементами игры.
Организационный момент. Игра. Строится из геометрических фигур.
Физкультминутка. Просматривают м/ф. Игра со счетными

палочками.

Строим модель грузовика из спичечных коробков. Итог. Что нужно знать,
чтобы стать строителем. Какую пользу приносят наши знания.
Магазин (2ч). Ролевая игра.
Мы идем в магазин (2ч). Беседа с игровыми элементами.
Организационный момент. Актуализация опорных знаний. Вопросы,
какие бывают магазины? Кто работает в магазине? Формирование новых
знаний. Разбор стихов. Вставьте буквы из списка, и вы узнаете, кто работает
в магазине. Заведующая, продавец, товар, охранник, администратор товара.
Оценка: вежливый, грубый продавец. Итог: как называется профессия людей
работающих в магазине?
Аптека (2ч). Ролевая игра.
Организационный момент. Игра. Строится из геометрических фигур.
Физкультминутка. Просматривают м/ф. Игра со счетными

палочками.

Строим модель грузовика из спичечных коробков. Итог. Что нужно знать,
чтобы стать строителем. Какую пользу приносят наши знания.
Больница (2ч). Ролевая игра
Какие бывают профессии (2 ч). Игровой час.
4

Организационный момент. Актуализация опорных знаний. Подбор
рифмовок в стихотворении. Рассказ о мире профессий. Игра: «Закончи
пословицу…», например, «без труда…(не вытянуть рыбку из пруда»).
Загадки о профессиях. Кроссворд о профессиях. Итог: о каких профессиях
мы сегодня узнали?
С. Михалков «Дядя Степа-милиционер» (2ч).Чтение.1
Чтение текста. Словарная работа: милиционер, профессия. Обсуждение
прочитанного. Ответы на вопросы.
С. Михалков «Дядя Степа-милиционер»(3 ч).Видеоурок.
Просмотр

м/ф

по

произведению

С.

Михалков

«Дядя

Степа-

милиционер». Обсуждение поступков главных героев. Как бы ты поступил в
данной ситуациях. Словарная работа.
В. Маяковский «Кем быть?» (2ч). Чтение текста.2
Чтение по ролям. Обсуждение текста. Словарные работы: столяр,
плотник, рубанок, инженер, доктор, конструктор, шофер.
К. Чуковский «Доктор Айболит»-2ч3
Игра-демонстрация, викторина.
Уход за цветами. (2ч). Практическое занятие.
Профессия «Повар»(2ч). Экскурсия.
Презентация профессий. Знакомство со столовой школы . Знакомство с
профессией повар. Встреча с людьми, работниками в школьной столовой.
Поварята. (2ч).
Конкурс-игра
Модуль II-«Тропинка в мир профессий»– 34 часа.

1

Михалков С. Дядя Степа и другие. / С. Михалков – М.: Издательство «Детская

литература», 1989 -310с.
2

Маяковский В. Кем быть. М.: Издательство Малыш,1987 г

Чуковский К. Доктор Айболит. / К. Чуковский – М.: Издательство «Детская
литература»,1989
3

5

Модуль IV –«Все работы хороши!...» - 34 часа
Любимое дело мое - счастье в будущем (2ч). Классный час
презентация.
Организационный
Инсценировка

момент.

стихотворения

С.

Психологическая
Михалкова

«Дело

игра

в

было

круге.

вечером».

Презентации. Швейное, строительное, газетное дело. Задание: установить
порядок постройки дома, установить порядок создание газеты. Подведение
итогов.
По дорогам идут машины (2ч). Беседа-тренинг.
История возникновения профессии шофера. Загадки о профессии
шофер. Игра, кто самый внимательный. Игра: «Неуловимый шторм». Игра:
«Какой это знак». Ролевая игра - драматизма «Улица».
Все работы хороши (2ч). Игра-конкурс.
Введение

в

тему.

Стихи

о

профессиях.

Дидактическая

игра:

расшифровка слова. Конкурс строителей. Составить из разрезанных картинок
рисунок дома. Игра: «Кто потерял свой инструмент». Викторина: «Угадай
профессию», конкурс «Найди лишнее». Итог игры. Награждение участников.
О профессии продавца (1ч). Занятие с элементами игры.
Вступительное слово.Знакомство с профессией продавец. Игра: «Умей
промолчать». Разыгрывание ситуации: «Грубый продавец», «вежливый
покупатель». Игра «магазин».
О профессии библиотекаря (2ч). Беседа с элементами игры.
Вступительное слово. Рассказ о профессии библиотекаря. Игра:
«Угадай, какая книжка». Игровая ситуация: «Читатель-библиотекарь».
Оценка работы библиотекаря.
Праздник в городе мастеров (2ч). КВН.

6

Представлены 2 команды: «Девицы-мастерицы», «Веселые умельцы».
Приветствие команд. Вопросы из шкатулки (разминка). Конкурс: «Самый
трудолюбивый», конкурс: «Видеоклип», конкурс: «Проворные мотальщики»,
конкурс: «Частушечный», конкурс: «Капитанов». Домашнее задание- сценки
о профессиях. Подведение итогов, награждение.
Работники издательства типографии (2ч). Сюжетно-ролевая игра.
Организационный

момент.

Актуализация

опорных

знаний

(разгадывание ребуса). Сюжетно-ролевая игра «Редакция газеты».
Задание 1-штат редакции (корреспондент, фотограф, художник,
наборщик). Задание 2- Вы редакторы (отредактировать текст).
Задание 3- Вы - журналисты (написать текст).
Задание 4 Вы - художники (выполнение иллюстрации).
Итог: люди каких специальностей работают над созданием газеты.
Как проходят вести (2ч). Беседа с элементами игры.
Вступление. Знакомство с профессией почтальона. Из истории (как
передавались

новости

в древности).

Изобретения

в области

связи.

Современные профессии связи (почтальон, сортировщик почты). Загадки и
почтовый транспорт (самолет), телефон (в пер. с греч «далеко - пишу»).
Виды связи, сотовая связь. Ролевая игра «Телефон».
Веселые мастерские (2ч). Игра - состязание.
Вводное слово. Представление 2 команд. Столярная мастерская.
Знакомство с инструментами (пила, топор, молоток, рубанок, стамеска).
Загадки об инструментах. Практическое задание – сделать кроватку для
кукол. Швейная мастерская. Загадки об инструментах. Конкурс: «Пришей
пуговицу». Подведение итогов. Награждение.
Путешествие в город Мастеров (1ч). Профориентационная игра.
Путешествие
профессиональных

по

5

сфер

районам.

Каждый

(человек-человек,

соответствует
человек-техника,

одной

из

человек-

природа, человек- художественный образ, человек - знаковая система).
Дается задание составить план района, придумать название улиц, заселить
7

дома сказочными героями. Например, район «Умелые руки», сказочные
жители - самоделки, железный дровосек.
Строительные специальности (2ч). Практикум.
Организационный момент. Актуализация опорных знаний - разгадать
кроссворд. С чего начинает работу хороший специалист (с плана или
проекта). Игра: «Поможем начальнику стройку организовать», игра:
«Проект». Итог: вопросы: что случиться, если строить здание без
соответствующего плана, почему так важно руководствоваться проектами
при строительстве здания?
Время на раздумье не теряй, с нами вместе трудись и играй (2ч).
5

Игровой вечер.
Вступление. Чтение стихов: «У меня растут года…». Выступление

учеников с сообщениями о профессиях. Задание на внимание: «Найди синий
на рисунке». Мастерская слова (чтение и инсценировки). Конкурс- игра:
«Нитки - иголка», конкурсы: «Бой с подушками». Итог.
Знакомство с прошлыми профессиями (2ч). Конкурс - праздник.
Введение. Стихи о труде. Рассказ о рабочих профессиях. Конкурс:
«Заводу требуются…». Информация для любознательных. Знакомство с
профессией плотника.
Человек трудом прекрасен (1ч). Игра-соревнование.
Умеешь сам - научи другого (1ч). Практикум.
Чей участок лучше (2ч). Практикум.
Кулинарный поединок (2ч). Практикум.
Место курса в учебном плане
Программа
направленности

внеурочной
«Тропинка

в

деятельности
мир

профессий»

по

общекультурной
предназначена

для

обучающихся 3-4 классов, с учётом реализации её учителями начальных
классов, занимающимися вопросами профессионального просветительства,
5

Яровая , Л. Н., Жиренко, О.Е. Внеклассные мероприятия, 2 класс . М: «Вако», 2004
8

профориентационной работой, социальной адаптацией детей в возрасте от 7
до 10 лет.
Программа внеурочной деятельности «Тропинка в мир профессий»
рассчитана на 1 год (34 часа).
3-4

класс – Все работы хороши!... (34ч)

Продолжительность занятия в 3-4классах –35 минут.
Общая характеристика
Цель

программы:

подготовить

основу

для

предпрофильной

ориентации учащихся младших классов путём создания максимально
разнообразных впечатлений о мире профессий.
Задачи программы:
-формирование единой картины о мире труда и разнообразии
профессий;
-обогащение представлений о различных сторонах профессий;
-развитие интеллектуальных и творческих способностей, творческой
активности, и способности ориентироваться в многообразии трудовой
деятельности человека.
Планируемые результаты
Предметные результаты
В результате прохождения курса «В мире профессий» младший
школьник должен знать:
- основные сферы профессиональной деятельности человека;

9

-основные признаки профессий, их значение в обществе;
- предприятия и учреждения города;
- основные приемы выполнения учебных проектов.
Уметь:
- рассказывать о профессии и обосновывать ее значение в жизни
общества;
-выполнять

отдельные

трудовые

операции

по

конкретным

профессиям;
- переносить сведения о сферах человеческой деятельности на
некоторые конкретные жизненные ситуации;
- выполнять учебные проекты.
Личностные УУД:
- овладение начальными сведениями об особенностях различных
профессий, их происхождении и назначении;
-готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
- уважительное отношение к представителям разных профессий;
Метапредметными
деятельности

«Тропинка

результатами
в мир

программы

внеурочной

профессий» является

формирование

следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
- организовывать свою деятельность в соответствии с планом;
- принимать учебную или игровую задачу на основании того, что уже
известно и усвоено, и того, что еще не известно;
- высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
иллюстрацией, с планом;
- определять последовательность своих действий;
- давать эмоциональную оценку деятельности, корректировать свои
действия и поведение.
Познавательные УУД:
10

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в
результате совместной профориентационной работы;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять
рассказы

на

основе

простейших

моделей

(предметных

рисунков,

схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с
помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических
рисунков);
- включать действия исследования, поиска и отбора необходимой
информации, моделирования профориентационного содержания занятий.
Коммуникативные УУД:
-оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного
предложения или небольшого текста);
-слушать и понимать речь других;
-вести проблемный диалог (побуждающий и подводящий диалог);
- договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать
им;
-выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Программа «В мире профессий» позволит выработать у школьников и
их родителей понимание важности целенаправленного раннего знакомства с
миром профессий и уважительного отношения к любому труду, потребность
в получении знаний о многообразии профессий, сформировать отношение к
людям любого труда, как к высшей ценности общества.
Школьник будет понимать, насколько многообразен мир профессий,
какие личностные и профессиональные качества нужно воспитывать в себе
для успешного освоения выбранной профессии.
Ведущая деятельность: поисковая, исследовательская, творческая,
игровая.
Формы работы:
- беседы;
- экскурсии;
11

- встречи с людьми интересных профессий;
- игры: ролевые, компьютерные, настольные, семейные;
- просмотры кинофильмов, мультимедиа, видеофильмов;
- литературные композиции, инсценирование;
- устные журналы, викторины;
- проектно-исследовательская деятельность учащихся.
Формы подведения итогов работы:
-участие в конкурсах рисунков, фотографий, защите проектов и др.
- праздники, утренники;
- фотовыставки;
- методы самовыражения (в рисунке, в создании образа).
Конечный результат программы
Овладение

элементарными

профессиональными

умениями

и

ознакомление с миром профессий. Развитие способности трудиться в
коллективе. Воспитание трудолюбия, ответственного отношения к труду.
Обогащения

словарного

запаса.

Коррекция

высших психологических

функций. Коррекция психофизических недостатков средствами трудовой
деятельности.
Этапы реализации программы:
I этап – Знакомство с профессиями через труд.
II этап – Углубление и расширение знаний о профессиях. Показать
значимость каждой профессии для общества.
III этап – Развитие коммуникативных навыков и опыта проектной и
исследовательской деятельности.

12

Основные направления программы
.
Модуль IV – Все работы хороши! …3– 4 класс.
Цель: формировать добросовестное отношение к труду, понимание его роли
в жизни человека и общества, развивать интерес к будущей профессии.

13

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
4 класс
Модуль IV – «Все работы хороши!...» -34 часа
№

Тема

Колво
часов

Форма проведения

д
а
т
а

1-2

«Любое дело -мое
счастливое будущее»

2

Классный час, презентация,
работа вгруппах

3-4

«По дороге идут машины»

2

Беседы - тренинг

5-6

«Все работы хороши»

2

Игра-конкурс

7-8

«О профессии продавец»

2

Беседа-тренинг

9-10

«О профессии библиотекарь»

2

Беседа с элементами игры

1112

«Праздник в городе
Мастеров»

2

КВН

1314

«Работники издательств и
типографии»

2

Экскурсия в типографию, ролевая
игра

03.12
10.12

1516
1718
1920
2122
2324

«Как приходят вести»

2

Беседа с элементами игры

«Веселые мастерские»

2

Игра - состязание

«Путешествие в город
мастеров»
«Строительные
специальности»
«Время на раздумье не теряй,
с нами вместе трудись и
играй»
«Знакомство с
промышленными
профессиями»
«Человек трудом красен»

2

Профориентации - игра

2

Практикум, защита проекта

2

Игровой вечер

17.12
24.12
14.01
21.01
28.01
04.02
11.02
18.02
25.02
04.03

2

Конкурс-праздник

11.03
18.03

2

Игра соревнований

«Успеешь сам -научи
другого»
«Чей участок лучше»

2

Практикум

2

Практикум

«Кулинарный поединок»

2

Практикум

01.04
08.04
15.04
22.04
29.04
06.05
13.05
20.05

2526
2728
2930
3132
3334

03.09
10.09
17.09
24.09
01.10
08.10
15.10
22.10
05.11
12.11
19.11
26.11

14

Методическое обеспечение
ДЛЯ ПЕДАГОГА

1. Абросимова Л. Н. Программа по профессиональной ориентации
младших школьников "Тропинка в профессию" // Научно-методический
электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 12. – С. 6–10. – URL
2. Багрова О.В. Введение в мир профессий. / О.В. Багрова. / Волгоград.
Издательство «Учитель», 2009 – 159с.
3. Елькина О.Ю. Путешествие в мир профессий. Программа с
методическими рекомендациями для учителей 1 – 4 классов. М.:
Образовательно-издательский центр «Академия» (2011)
4. Климов Е.А. Как выбрать профессию. – М., 1991.
5. Прилипская Е.В., Сухаревская Е.Ю. Мир профессий. Издательство
«БАРО-ПРЕСС», Ростов-на-Дону, 2008 г.
6. Путь к успеху. Информационно – справочный материал. 2002 год. –
16 с.

ДЛЯ УЧЕНИКОВ

1.

Маршак С.Я. Сказки, песни, загадки. / С.Я. Маршак – М.:

Издательство «Детская литература», 1987 – 192с.
2.

Михалков С. Дядя Степа и другие. / С. Михалков – М.:

Издательство «Детская литература», 1989 -310с.
3.

Маяковский В.Кем быть.М.:Издательство Малыш,1987 г

4.

Родари Д. Чем пахнут ремесла? / Д. Родари –М.: Издательство

«Детская литература», 1989 -15с.
5.

Успенский Э. Седьмая профессия Маши Филиппенко / Э.

Успенский – «Стрекоза», 2000 – 79с.
6.

Френкель П.Л. Я расту. / П.Л. Френкель – М.: Издательство «

Детская литература», 1986 – 56с.

15

7.Чуковский К. Доктор Айболит. / К. Чуковский – М.: Издательство
«Детская литература»,1989.
Источники:
http://fppt.ru/237-lyudi-raznyh-professiy-na-golubom-fone.html
http://maiakaya.ucoz.ru/news/vse_professii_nuzhny_vse_professii_vazhny/2017114
http://detivi.ru/zagadki-i-kartinki-o-professiyah-dlya-detey/
http://www.shkolniky.ru/klimov
http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070507/
https://rustih.ru/

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».