МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЕРХНЕДОБРИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА ПРОГРАММА внеурочной деятельности элективные занятия по русскому языку «Пишем грамотно» Класс: 3 Составила: Раут Е.Н С.Верхняя Добринка 2024 год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по внеурочной деятельности факультатива «Пишем грамотно»» для учащихся 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, авторской программы «Занимательный русский язык: Задания по развитию познавательных способностей» Л.В.Мищенкова, – М.:Издательство РОСТ, 2013 Цель курса: расширить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика русского языка не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения. Задачи курса: -развивать интерес к русскому языку как к учебному предмету; -формировать потребность у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка; -развивать мотивацию к изучению русского языка; - обогащать словарный запас; -совершенствовать общее языковое развитие учащихся; -углубить и расширить знания и представления о литературном языке. -формировать у учащихся разносторонние интересы, культуру мышления. -приобщать школьников к самостоятельной исследовательской работе; -развивать умение пользоваться разнообразными словарями; -учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой. Общая характеристика курса: Программа внеурочной деятельности «Пишем грамотно» способствует развитию формированию умений и навыков обучающихся в области филологии Это курс для младших школьников, в содержании которого рассматривается орфоэпическое, лексическое, грамматическое многообразие мира слов, основные методы и пути его познания, а также развивается языковая интуиция и художественно-образное мышление младших школьников. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения учащихся к языку, для воспитания ответственности за соблюдение норм языка как важного компонента языковой культуры. Данная программа выше базового уровня, так как дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Филология» за счёт углубления знаний лингвистического, речеведческого характера, введения элементов этимологии и культурологии. Курс имеет познавательно - коммуникативную направленность. Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются в системе изучения фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания . Программа курса «Пишем грамотно» призвана научить детей правильно и грамотно писать, обогатив речь учащихся, расширить сведения по русскому языку, обеспечить разностороннее развитие школьников . Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса. В отличие от программы классных занятий программа факультатива строится на основе интереса учащихся к предмету. Занятия расширяют и углубляют сведения, полученные учениками на уроках, заинтересовывают школьников не только сообщением каких – либо новых сведений, но и тем, что уже известные положения предстают перед ними в совершенно новом аспекте, создают новые ассоциации, устанавливают интересные аналогии, дают почувствовать, что языковой мир очень интересен, увлекателен, разнообразен. Факультатив предполагает опору на знания, приобретенные детьми на уроках русского языка. На занятиях в интересной, увлекательной форме рассматриваются вопросы, связанные с грамматикой. Однако занимательность нельзя отождествлять с развлекательностью: занимательный – это значит «интересный, связанный с процессом познания нового». Материал подобран таким образом, что каждое занятие призвано обогащать детей новыми знаниями. Часы занятий кружка – это часы увлекательного и напряженного умственного труда, обогащающие учащихся интересными и разнообразными знаниями по языку . Актуальность Строгие рамки урока и насыщенность программы по русскому языку не всегда позволяют ответить на многие интересующие вопросы детей. В этом случае приходят на помощь дополнительные занятия. Предлагаемая программа занимает важное место в решении практических задач, которые состоят в том, чтобы научить детей правильно и грамотно писать, обогатив речь учащихся, дать начальные сведения по русскому языку, обеспечить разностороннее развитие школьников. Новизна программы Организация занятий основывается на следующих принципах: занимательность; научность; сознательность и активность; наглядность; доступность; связь теории с практикой; индивидуальный подход к учащимся.Факультативный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят. Основные формы: игры на языковом материале; вопросы занимательной грамматики; инсценировки языковых ситуаций; краткие увлекательные рассказы о жизни языка; практическая работа с различными рода словарями Описание места учебного предмета в учебном плане Программа рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 1 раза в неделю. Общее количество часов – 34 часа в год Основные методы и технологии технология разноуровневого обучения; развивающее обучение; технология обучения в сотрудничестве; проектное обучение; коммуникативная технология. Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Личностные результаты Учащийся научится: - развивать учебно-познавательный интерес к предмету; - развивать умение адекватно воспринимать причину своего успеха/неуспеха; Учащийся получит возможность научиться: -формировать основы социально ценных личностных качеств: трудолюбие, любознательность, уважение к культурному наследию страны и края. Метапредметные результаты Регулятивные универсальные учебные действия: Учащийся научится: - учитывать установленные правила в планировании; - решать проблемы творческого характера; - адекватно воспринимать оценку; Учащийся получит возможность научиться: -умению давать эмоциональную оценку деятельности товарищей; -умению понимать причины своего успеха/неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации. Познавательные универсальные учебные действия: Учащийся научится: - добывать новые знания; - перерабатывать информацию; -умение строить суждения в простой форме; Учащийся получит возможность научиться: умению анализировать, синтезировать, классифицировать, обобщать; Коммуникативные универсальные учебные действия: Учащийся научится: -умению доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи; -умению оформлять свои мысли в устной и письменной форме; -умению договариваться; Учащийся получит возможность научиться: -умению работать в паре, группе, коллективе; -умению адекватно использовать речевые средства; -умению отстаивать при необходимости свою точку зрения. Предметные результаты 1 Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. 2 Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения и взаимопонимания, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения. 3 Первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающие существенные связи, отношение и функции. 4 Понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания слова. Практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка. 5 Овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета. Умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач. 6 Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека. 7 Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретенные знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Раздел 3 класс Фонетика 3 Лексика 6 Словообразование. 8 Орфография 17 Морфология 34ч 3 класс. 1.Дружим с грамматикой. Слово в грамматике. 2.Лабиринты грамматики. Как «работают» слова. 3.Досадное недоразумение. Фонетические правила. 4.Капитан и капуста. Знакомство с историей происхождения и образования слов капитан и капуста, говядина и ковбой, портные и мошенники. Работа со словарем. Сравнение значения слов. 5-6 . Паронимы, или «ошибкоопасные» слова. Знакомство с понятием «паронимы». Рассматриваются виды паронимов и способы их образования. Знакомство со словарной статьей «Словаря паронимов» , с видами словарей паронимов. Способы образования паронимов. Беседа о правильном употреблении паронимов в устной и письменной речи. 7. Поговорки и пословицы. Выразительность русского языка. Пословицы и поговорки – подлинная сокровищница народной мудрости. Лингвистические конкурсы. 8-9 . «Тезки». Продолжение разговора о словарном запасе человека. Многообразие синонимов. Решение занимательных лингвистических заданий. Работа с пословицами и поговорками. Работа со «Словарем синонимов русского языка». 10-11. Корень-главный в слове. Определение однокоренных слов. Выделение общей части слова. Единообразное написание корня. 12-13. Про корень и окончание. Определение формы слова. Форма слова и однокоренные слова. 14-17. Про суффикс и приставку. Образование однокоренных слов разными способами. 18-19. Твердый знак не отдыхает: приставку с корнем разделяет. Правописание Ъ. 20-21.Похожи, но такие разные. Учимся различать предлог и приставку 22-23. Приставки с о и а. Правописание приставок с буквами о и а. 24-25. Приставки с буквами з и с. Правописание приставок с буквами з и с. 26-27. «Ключик-замочек» Правописание суффиксов -ик , -ек 28-29. Суффиксы Правописание суффиксов –ость, -лив, -чив. 30-31.Орфограммы корня. Правописание парных согласных в корне слова. 32-33. Ударные и безударные. Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова. 34. Итоговое занятие. Олимпиада. 2.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № урок а 1. 2. 3. 4. Тема Дружим с грамматикой. Лабиринты грамматики. Досадное недоразумение. Капитан и капуста. Дата 5.09 12.09 19.09 26.09 5. Знакомство с паронимами. 3.10 10.10 6. Паронимы, или «ошибкоопасные» слова 7. Поговорки и пословицы 17.10 8. «Тезки». 24.10 9. Синонимы. 7.11 10. Корень-главный в слове. 11. Корень слова. 14.11 21.11 12. Про корень и окончание. 13. Форма слова и однокоренные слова. 28.11 5.12 14. Про суффикс и приставку. 15. Словообразование слов. 12.12 19.12 Кор рект Планируемые результаты обучения УУД Предметные знания Личностные результаты Учащийся научится: - развивать учебно-познавательный интерес к предмету; - развивать умение адекватно воспринимать причину своего успеха/неуспеха; Учащийся получит возможность научиться: -формировать основы социально ценных личностных качеств: трудолюбие, любознательность, уважение к культурному наследию страны и края. Метапредметные результаты Регулятивные универсальные учебные действия: Учащийся научится: - учитывать установленные правила в планировании; - решать проблемы творческого характера; - адекватно воспринимать оценку; Учащийся получит возможность научиться: -умению давать эмоциональную оценку деятельности товарищей; -умению понимать причины своего успеха/неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации. Познавательные универсальные учебные действия: Учащийся научится: - добывать новые знания; Знать, что изучает грамматика. Фонетические правила. Знать историю происхождения и образования слов капитан и капуста, говядина и ковбой, портные и мошенники. Знать понятие «паронимы», виды паронимов и способы их образования. Иметь представление о словаре паронимов. Уметь правильно употреблять паронимы в устной и письменной речи. Знать пословицы и поговорки русского языка. Уметь выполнять конкурсные задания. Расширение словарного запаса. Уметь решать занимательные лингвистические задания. Уметь работать со «Словарем синонимов русского языка». Знать определение однокоренных слов. Уметь выделять общую часть слова. Знать определение формы слова. Знать различие формы слова и однокоренных слов. Знать разные способы образования слов. Уметь образовывать слова 16. Суффиксальный способ. 17. Приставочный способ. 18. Твердый знак не отдыхает: приставку с корнем разделяет. 19. Правописание Ъ. 20. 21. 22. 23. Похожи, но такие разные. Предлог и приставка. Приставки. Приставки с о и а. 26.12 9.01 16.01 23.01 30.01 6.02 13.02 20.02 24. Приставки с буквой з. 25. Приставки с буквой с. 27.02 6.03 26. «Ключик-замочек» 27. Правописание суффиксов -ик , -ек 28. Суффикс –ость. 13.03 20.03 29. Суффиксы -лив, -чив. 30. Орфограммы корня. 31. Правописание парных согласных в корне слова. 32. Ударные и безударные. 33. Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова. 34. Итоговое занятие. 10.04 17.04 24.04 3.04 - перерабатывать информацию; -умение строить суждения в простой форме; Учащийся получит возможность научиться: умению анализировать, синтезировать, классифицировать, обобщать; Коммуникативные универсальные учебные действия: Учащийся научится: -умению доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи; -умению оформлять свои мысли в устной и письменной форме; -умению договариваться; Учащийся получит возможность научиться: -умению работать в паре, группе, коллективе; -умению адекватно использовать речевые средства; -умению отстаивать при необходимости свою точку зрения. 15.05 22.05 разными способами. Знать и уметь применять правило правописания Ъ. Знать правила правописания предлога и приставки, их роль. Знать и уметь применять правило правописания приставок с буквами о, а Знать и уметь применять правило правописания приставок с буквами з и с. Знать и уметь применять правило правописания суффиксов -ик , -ек– ость, -лив, -чив. Знать и уметь применять правило правописания парных согласных, проверяемых безударных гласных в корне слова. Уметь применить полученные знания. Основные требования к уровню подготовки учащихся 3класса Планируемые результаты освоения программы в 3-ом классе. Ученик научится: работать с произведениями фольклора подбирать синонимы и антонимы к словам знать понятие «однокоренные слова» уметь различать однокоренные слова и форму слова разбирать слова по составу, образовывать однокоренные слова применять правила написания предлога и приставки, проверяемых и непроверяемых безударных гласных , Ъ, , парных согласных. - развивать учебно-познавательный интерес к предмету; - развивать умение адекватно воспринимать причину своего успеха/неуспеха; - добывать новые знания; - перерабатывать информацию; -умение строить суждения в простой форме Ученик получит возможность научиться: знать историю происхождения и образования некоторых слов; знать понятие «паронимы». уметь работать со словарем паронимов, синонимов правописанию приставок с буквами о и а, з-с. правописанию суффиксов -ик , -ек,–ость, -лив, -чив. - решать проблемы творческого характера; -умению работать в паре, группе, коллективе; -умению адекватно использовать речевые средства; -умению отстаивать при необходимости свою точку зрения. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса 1. «Занимательный русский язык»: Задания по развитию познавательных способностей/ Л.В.Мищенкова. – М.:Издательство РОСТ, 2013 2. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. — М., 1989. 3. Антонова Е.С. Методика преподавания русского языка: коммуникативно-деятельностный подход. Учебное пособие, 2007. 4. Оконь В. «Основы проблемного обучения. — М.: «Академия», 2004. 5. Сидоренков В.А. Углубленное изучение русского языка. Книга для учителя. — М.: Просвещение. 1996 Мультимедийное обеспечение: компьютер проектор принтер ЭОР