Рабочая программа по функциональной грамотности 4 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
по функциональной
грамотности

4 класс

Составитель:
учитель начальных классов

Попова Г.П.

с Верхняя Добринка 2024г

I.

Пояснительная записка

Программа соответствует обновлённому федеральному государственному
образовательному стандарту начального общего образования (приказ №286
Министерства просвещения РФ от 31.05.2021).
Программа спецкурса «Функциональная и финансовая грамотность» разработана
в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373, приказом
Министерства образования и науки РФ № 1576 от 31.12.2015г. «О внесении
изменений в ФГОС НОО, утвержденный Минобразования РФ от 6.10.2009 г. № 373»,
с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и
возрастных особенностей младших школьников.
Программа «Функциональная грамотность» составлена на основе авторского курса
программы «Функциональная грамотность» для 4 класса (авторы-составители М.В.
Буряк, С.А. Шейкина). Программа «Функциональная грамотность» учитывает
возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.
Актуальность спецкурса:
 курс формирует умения, необходимые для решения жизненных задач;
 умения быстро адаптироваться к изменению условий;
 быть способным находить решения из конфликтных ситуаций;
 знать и применять правила относительно своей же безопасности в отношении
своей личности;
 готовность быть способным и ориентированным в ценностях современного
общества, а также ориентирован на успешное прохождение международного
исследования PISSA.
Формирование функциональной грамотности у младших школьников, как правило
ведется по четырём направлениям: читательская, математическая, финансовая и
естественно – научная.
Цель программы:
создавать условия для развития функциональной грамотности.
Цели и задачи блоков курса:
«Читательская грамотность»Целью –
 является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и
рефлексией на них,
 использования их содержания для достижения собственных целей,
 развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества.
Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и
рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных
целей.
Задачи  умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;

умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в
соответствии с поставленной учебной задачей.
«Математическая грамотность» Целью –
 является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль
математики в мире, в котором они живут,
 высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать
математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности,
присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Задачи:
 способность проводить математические рассуждения;
 способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать,
объяснить и предсказывать явления;
 способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные
суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному,
активному и размышляющему человеку.
 .
«Етественно-научная грамотность» Целью –
 является формирование у обучающихся способности использовать естественнонаучные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут
быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения
выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы
для понимания окружающего мира, тех изменений, которые вносит в него
деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.
Задачи:
 способность осваивать и использовать естественно-научные знания для
распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения
естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных
доказательствах выводов;
 способность понимать основные; особенности естествознания как формы
человеческого познания.



Общая характеристика спецкурса «Функциональная грамотность»
Функциональная грамотность – это способность и умение самостоятельно искать,
анализировать, обрабатывать и усваивать необходимую информацию из различных
источников. В современном обществе каждому человеку приходится постоянно иметь
дело с огромным потоком информации, чтобы уверенно ориентироваться этом потоке,
необходимо иметь элементарные навыки работы с информацией, такие как: поиск,
анализ, обработка, хранение, использование и применение информации в максимально
рациональной форме. Для того чтобы у обучающихся 3-4классов процесс
формирования функциональной грамотности проходил качественно, в тренажерах для
детей собраны задания различных видов: диаграммы, графики, опыты, задания на
сравнение, анализ и классификацию. Выполнение заданий будет способствовать
развитию у детей произвольного внимания, познавательных интересов и потребностей,

увеличению словарного запаса, умению использовать различные средства
коммуникации для грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной форме.
Формы организации занятий:
 Предметные недели;
 Библиотечные уроки;
 Деловые беседы;
 Практические упражнения
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных
результатов.
Личностные результаты изучения курса:
 осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении
финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
 овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных
финансов;
 осознавать личную ответственность за свои поступки;
 -уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
 осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера:
работа над проектами и исследованиями;
 использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и
представления информации;
 овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построений
рассуждений, отнесения к известным понятиям;
 использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
 ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
 делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в
потоке информации;
 добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные
пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
 перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
 преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
 проявлять познавательную и творческую инициативу;
 принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в
том числе во внутреннем плане;
 контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие
коррективы в их выполнение;
 уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
- оценивать
правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка, знакомство с
критериями оценивания.
Коммуникативные:

адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с
поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия
деятельности в речи;
 слушать и понимать речь других;
 совместно договариваться о правилах работы в группе;
 доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
 учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
 способность понимать, использовать, оценивать тексты размышлять о них и
заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои
знания и возможности, участвовать в социальной жизни;
 умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
 умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
 умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в
соответствии с поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Етественно-научная грамотность»:
 способность осваивать и использовать естественно-научные знания для
распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения
естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных
доказательствах выводов;
 способность понимать основные; особенности естествознания как формы
человеческого познания.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
 способность формулировать, применять и интерпретировать математику в
разнообразных контекстах;
 способность проводить математические рассуждения
 способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать,
объяснить и предсказывать явления;
 способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные
суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному,
активному и размышляющему человеку.
.
ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Обучение ведется на безотметочной основе.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие
показатели:
 степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении
заданий;
 поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность
обеспечивают положительные результаты;
 результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов,
при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними
самостоятельно;
 косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение
качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру,
литературному чтению и др.



№

Календарно-тематическое планирование (4 класс)

Тема занятия

Всего
часов

В том числе
Теория
Практика
0,5
0,5
0,5
0,5

Дата

Старинная женская одежда.
1
04.09
Старинные женские головные
1
11.09
уборы.
3
Старинная мужская одежда и
1
0,5
0,5
18.09
головные уборы.
4
Жилище крестьянской семьи на
1
0,5
0,5
25.09
Руси.
5
Внутреннее убранство и
1
0,5
0,5
02.10
предметы обихода русской
избы.
6
Томат.
1
0,5
0,5
09.10
7
Болгарский перец.
1
0,5
0,5
16.10
8
Картофель.
1
0,5
0,5
23.10
9
Баклажан. Семейство
1
0,5
0,5
06.11
Паслёновые.
10
Лук.
1
0,5
0,5
13.11
11
Капуста.
1
0,5
0,5
20.11
12
Горох.
1
0,5
0,5
27.11
13
Грибы.
1
0,5
0,5
04.12
14
Делаем ремонт.
1
0,5
0,5
11.12
15
Праздничный торт.
1
0,5
0,5
18.12
16
Обустраиваем участок.
1
0,5
0,5
25.12
17
Отправляемся в путешествие.
1
0,5
0,5
09.01
8,5
8,5
Итого: 17
Литература:
1.Учение с увлечением. Функциональная деятельность Тренажёр для школьников. 3 класс. ООО
«Планета», 2022.
2. Финансовая грамотность . Учимся разумному финансовому поведению . Юлия Корлюгова, Елена
Гоппе.
3.С. Федин Финансовая грамотность: материалы для учащихся 2-3 классов в 2 частях/ Учимся
разумному финансовому поведению/. М.:ВАКО,2020
4. Сборник математических задач «Основы финансовой грамотности» в 3 томах. Т.1 для 1-4
классов/составители :Н.П. Моторо, Н.В. Новожилова,-Москва,2019.
1
2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».