Рабочая программа « ГРАМОТНЫЙ ЧИТАТЕЛЬ». 1-4 классы Пояснительная записка Программа внеурочной деятельности по курсу «Грамотный читатель». предназначена для реализации на начальном уровне образования и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС HOO), основной образовательной программой начального общего образования (OOП HOO), программы внеурочной деятельности М.К. Антошина «Грамотный читатель». Обучение смысловому чтению» //Сборник рабочих программ по внеурочной деятельности начального, основного и среднего общего образования. М.; «Просвещение», 2020. Методологическая основа программы — системно-деятельностный подход. Внеурочная деятельность как часть целостного образовательного и воспитательного процесса направлена на достижение планируемых результатов обучения (личностных, предметных и метапредметных), формирование универсальных учебных действий и в итоге на всестороннее развитие личности ребёнка. Среди учебных предметов, формирующих интеллектуальное развитие школьников, чтение занимает особое место. В ПOOП HOO смысловое чтение определяется как общеучебное универсальное действие: «...смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации». Как метапредметное учебное действие чтение лежит в основе успешной учебной деятельности вообще. Её качество обусловлено тем, насколько хорошо освоено содержание текста, его смысл. Главными целями смыслового чтения можно назвать максимально полное и точное понимание содержания и его последующее осмысление. Владение ребёнком смысловым чтением залог развития его устной речи и следующий ступени — речи письменной. Цель программы внеурочной деятельности по курсу «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению» — формирование у обучающихся полноценного устойчивого навыка смыслового чтения текстов различных видов, жанров и стилей. Говоря о чтении, современные исследователи указывают на две его стороны: смысловую и техническую. Смысловая сторона чтения включает понимание значения как отдельных слов, так и текста в целом. Техническая сторона предполагает преобразование речи из графической формы в устную, то есть зрительное восприятие текста, его распознавание, устное воспроизведение. Эти процессы имеют качественные характеристики, в первую очередь скорость и точность. Исходя из сказанного, можно сформулировать основную задачу программы — полноценное развитие технической и смысловой сторон чтения обучающихся на основе их активной учебной деятельности. Так, развитие смысловой стороны чтения нацелено на освоение содержания текста и предполагает несколько этапов. 1. Эмоциональное восприятие: формирование эмоциональной оценки текста. 2. Анализ содержания текста: анализ сюжета, композиции, характеристика героев (их внешность, речевая характеристика, поступки, их мотивы), определение последовательности событий. 3. Словарная работа: выявление незнакомых слов, объяснение их значения с опорой на контекст, поиск в энциклопедии, словаре или в Интернете. 4. Анализ языка произведения и средств художественной выразитель- ности: работа над художественной деталью, анализ языка произведения –средств выразительности: как те или иные языковые средства работают на смысл произведения, идею. 5. Понимание духовно-нравственного содержания произведения. Совершенствование технической стороны речи предусматривает поэтапную работу, направленную на развитие: — дыхания; — артикуляционного аппарата; — дикции; — интонационного строя речи. Программа составлена с учётом возрастных и психологических особенностей детей младшего школьного возраста. Основная форма организации внеурочной деятельности по курсу «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению» — кружок познавательной направленности. Занятия кружка имеют комплексный характер и включают разнообразные виды деятельности детей — познавательные, практические, поисковые, игровые. 1. Познавательная деятельность: - познавательные беседы; - познавательные игры; - дидактический театр; - экскурсии. 2. Игровая деятельность: игры, связанные с техникой речи и чтения («Читаем цепочкой», «Кто дальше?», «Читаем одновременно», «Марш пауза» и др.). 3. Проблемно-ценностное общение: дискуссии, посвящённые морально-этическим проблемам, поднимаемым в произведениях. 4. Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение): выразительное чтение, чтение по ролям, инсценировки (постановки). Важное место в развитии навыка смыслового чтения у обучающихся отводится сопровождающему чтению. Тексты произведений, вошедших в учебные пособия, были записаны профессиональными актёрами с соблюдением всех необходимых условий, определяемых дидактическими задачами. Деятельность обучающихся предполагает сочетание фронтальной, индивидуальной и групповой работы. При разработке программы учтены требования международных исследований PIRLS и PISA. Программа может реализовываться в сочетании с учебниками литературного чтения образовательных систем «Школа России», «Перспектива», а также другими УMK. Программа предназначена для обучающихся 1-4 классов. Срок реализации - 4 года: 1класс – 33 часа; 2- 4-классы – по 34 часа; по 1 часу в неделю. Содержание курса Раздел «Виды речевой деятельности» включает следующие содержательные линии: аудирование (слушание), чтение, говорение (культура речевого общения). Содержание этого раздела обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве и взаимодействии, формируя культуру общения. Аудирование (слушание) - это умение слушать и слышать, то есть адекватно воспринимать на слух звучащую речь (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Чтение понимается как осознанный самостоятельный процесс чтения доступных по объему и жанру произведений, осмысление цели чтения и выбор вида чтения; выразительное чтение с использованием интонации, темпа, тона, пауз, ударений, соответствующих смыслу текста. Говорение (культура речевого общения) определяет специфические умения вести диалог, отвечать и задавать вопросы по тексту, создавать монолог с использованием правил речевого этикета, воплощать свои жизненные впечатления в словесных образах, выстраивать композицию собственного высказывания, раскрывать в устном высказывании авторский замысел, передавая основную мысль текст. Раздел «Виды читательской деятельности» включает в себя работу с разными видами текста. Эта работа предполагает формирование следующих аналитических умений: восприятие изобразительно-выразительных средств языка художественного произведения, научнопопулярного текста; воссоздание картины жизни, представленной автором; установление причинно-следственных связей в художественном, учебном и научно-популярном текстах; понимание авторской позиции в произведении; выделение главной мысли текста. Предусматривает ознакомление ребенка младшего школьного возраста с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений. В разделе «Круг детского чтения» реализуются принципы отбора содержания чтения младшего школьника, которое обеспечивает формирование мотивированного выбора круга чтения, устойчивого интереса ученика к самостоятельной читательской деятельности, компетентности в области детской литературы: учет эстетической и нравственной ценности текстов, их жанрового и тематического разнообразия, доступности для восприятия детьми, читательских предпочтений младших школьников. Раздел «Литературоведческая пропедевтика» содержит круг литературоведческих понятий для практического освоения детьми с целью ознакомления с первоначальными представлениями о видах и жанрах литературы, о средствах выразительности языка. Раздел «Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)» является ведущим элементом содержания начального этапа литературного образования. Опыт творческой деятельности воплощается в системе читательской и речевой деятельности, что обеспечивает перенос полученных детьми знаний в самостоятельную продуктивную творческую деятельность. Особое внимание уделяется созданию различных форм интерпретации текста. Результаты освоения курса. Первый год обучения Владеть техникой (навыком) слогового плавного (с переходом на чтение целыми словами) осознанного и правильного чтения вслух с учётом индивидуальных возможностей. Воспринимать фактическое содержание текста, осмысливать, излагать фактический материал; устно отвечать на вопросы, подтверждать свой ответ примерами из текста; задавать вопросы к фактическому содержанию произведения; участвовать в беседе по прочитанному. Определять тему и главную мысль прочитанного или прослушанного произведения под руководством учителя. Определять в произведении хронологическую последовательность событий, восстанавливать последовательность событий в произведении. Воспроизводить содержание текста no плану под руководством взрослого. Характеризовать героя произведения, давать элементарную оценку (положительная / отрицательная и почему) его поступкам. Объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст. Второй год обучения Владеть техникой (навыком) осознанного и правильного чтения вслух целыми словами с учётом индивидуальных возможностей, элементарно интонировать при чтении, уметь переходить от чтения вслух к чтению про себя; в зависимости от особенностей текста и намеченных целей использовать различные виды чтения (изучающее, выборочное). Воспринимать содержание художественного, научно-познавательного, учебного текстов, осмысливать, излагать фактический материал; отвечать на вопросы в устной форме, подтверждать свой ответ примерами из текста; задавать вопросы к фактическому содержанию произведений; участвовать в беседе по прочитанному. Самостоятельно определять тему и под руководством взрослого главную мысль прочитанного или прослушанного произведения. Определять в произведении хронологическую последовательность событий, находить портретные характеристики героев. Пересказывать повествовательный текст (подробно, выборочно), под руководством учителя составлять план повествования (вопросный, номинативный). Характеризовать героев произведения, давать оценку их поступкам. Сравнивать героев одного произведения по заданным критериям. Находить в тексте средства художественной выразительности (звукоподражание, сравнение), понимать их роль в произведении, использовать выразительные средства языка в собственном высказывании. Объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словарей. Третий год обучения Владеть техникой (навыком) чтения вслух и про себя, читать со скоростью, позволяющей понимать прочитанное, правильно (без искажений), сознательно и выразительно (передавая своё отношение к читаемому, делая смысловые акценты, соблюдая паузы); в соответствии с учебной задачей обращаться к разным видам чтения (изучающее, выборочное, ознакомительное). Воспринимать содержание художественного, научно-познавательного, учебного текстов, осмысливать, излагать и интерпретировать фактический материал; отвечать на вопросы в устной и письменной формах, подтверждать свой ответ примерами из текста; задавать вопросы к прочитанным произведениям, в том числе проблемного характера; участвовать в беседе по прочитанному; самостоятельно определять тему и под руководством взрослого главную мысль прочитанного или прослушанного произведения. Определять в произведении хронологическую последовательность событий, находить портретные характеристики героев, описание пейзажа, интерьера. Составлять план текста (вопросный, номинативный, цитатный). Пересказывать текст (подробно, выборочно, сжато). Характеризовать героев произведения, давать оценку их поступкам; устанавливать взаимосвязь между поступками, мыслями, чувствами героев. Сравнивать героев произведения по заданным критериям, а также самостоятельно определять критерии для сравнения. Находить в тексте средства художественной выразительности (олицетворение, эпитет, сравнение), понимать их роль в произведении, использовать выразительные средства языка в собственном высказывании. Объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст, с использованием словарей и других источников информации. Четвёртый год обучения Владеть техникой (навыком) чтения вслух и про себя, читать бегло, со скоростью, позволяющей понимать прочитанное, правильно (без искажений), сознательно и выразительно (передавая своё отношение к читаемому, делая смысловые акценты, облюдая паузы); в соответствии с учебной задачей обращаться к различным видам чтения (изучающее, выборочное, ознакомительное, просмотровое). Воспринимать фактическое содержание художественного, научно- познавательного и учебного текстов, осмысливать, излагать фактический материал; отвечать на вопросы в устной и письменной формах, подтверждать свой ответ примерами из текста; задавать вопросы к прочитанным произведениям, в том числе проблемного характера; участвовать в беседе по прочитанному. Различать автора произведения, его героя и того, кто о нём рассказывает, определять тему и главную мысль прочитанного или прослушанного произведения. Определять в произведении хронологическую последовательность событий, находить и самостоятельно составлять портретные характеристики героев, описание пейзажа, интерьера. Пересказывать текст (подробно, выборочно, сжато), включая в свой ответ повествования, описания или рассуждения. Составлять план текста (вопросный, номинативный, цитатный). Характеризовать героев произведения, давать оценку их поступкам; устанавливать взаимосвязь между поступками, мыслями, чувствами героев. Сравнивать героев одного произведения и героев разных произведений по предложенным критериям, а также самостоятельно определять критерии для сравнения. Находить в тексте средства художественной выразительности (метафора, олицетворение, эпитет, сравнение), понимать их роль в произведении; использовать в речи выразительные средства языка для передачи своих чувств, мыслей, оценки прочитанного. Объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст, с использованием словарей и других источников информации. Диагностика достижения планируемых результатовl Прочитай текст. Г. А. Скребицкий2 Лесной голосок Солнечный день в самом начале лета. Я брожу неподалёку от дома в берёзовом перелеске. Всё кругом будто купается, плещется в золотистых волнах тепла и света. Надо мной струятся ветви берёз. Листья на них кажутся то изумрудно-зелёными, то совсем золотыми. А внизу, под берёзами, по траве тоже, как волны, бегут и струятся лёгкие синеватые тени. И светлые зайчики, как отражения солнца в воде, бегут один за другим по траве, по дорожке. Солнце и в небе, и на земле... И от этого становится так хорошо, так весело, что хочется убежать куда-то вдаль, туда, где стволы молодых берёзок так и сверкают своей ослепительной белизной. И вдруг из этой солнечной дали мне послышался знакомый лесной голосок: «Ку-ку, ку-ку!» Кукушка! Я уже слышал её много раз, но никогда ещё не видал даже на картинке. Какая она из себя? Мне почему-то она казалась толстенькой, головастой, вроде совы. Но, может, она совсем не такая? Побегу — погляжу. Увы, это оказалось совсем не просто. Я к ней на голос. А она замолчит, и вот снова: «Ку-ку, ку-ку!», но уже совсем в другом месте. Как же её увидеть? Я остановился в раздумье. А может, она играет со мною в прятки? Она прячется, а я ищу. А давай-ка играть наоборот: теперь я спрячусь, а ты поищи. Я залез в куст орешника и тоже кукукнул раз, другой. Кукушка замолкла, может, ищет меня? Сижу молчу и я, у самого даже сердце колотится от волнения. И вдруг где-то неподалёку: «Ку-ку, ку-ку!» 1 Приводится пример диагностики для второго года обучения. 2 Скребицкий Л. А. Лесной голосок // Скребицкий Л. А. Лесной голосок. — М.: ACT, 2019. — С. 5-7. Я — молчок: поищи-ка лучше, не кричи на весь лес. А она уже совсем близко: «Ку-ку, ку-ку!» Гляжу: через поляну летит какая-то птица, хвост длинный, сама серая, только грудка в тёмных пестринках. Наверное, ястребёнок. Такой у нас во дворе за воробьями охотится. Подлетел к соседнему дереву, сел на сучок, пригнулся да как закричит: «Ку-ку, ку-ку!» Кукушка! Вот так раз! Значит, она не на сову, а на ястребка похожа. Я как кукукну ей из куста в ответ! С перепугу она чуть с дерева не свалилась, сразу вниз с сучка метнулась, шмыг куда-то в лесную чащу, только я её и видел. Но мне и видеть её больше не надо. Вот я и разгадал лесную загадку, да к тому же и сам в первый раз заговорил с птицей на её родном языке. Так звонкий лесной голосок кукушки открыл мне первую тайну леса. И с тех пор вот уж полвека я брожу зимою и летом по глухим нехоженым тропам и открываю всё новые и новые тайны. И нет конца этим извилистым тропам, и нет конца тайнам родной природы. Устно ответь на вопросы. 1.Где и когда происходит действие рассказа? 2.Найди в тексте описания. Найди сравнения. 3. Какие чувства испытывает герой-рассказчик, оказавшись в берёзовом перелеске? Подтверди свой ответ текстом. 1. Охарактеризуй героя-рассказчика. 2. Определи тему и главную мысль произведения. 3. Составь план текста и подготовь его пересказ. Перескажи текст по плану. 4. Придумай свои вопросы к тексту. 5. Объясни значение слова «шмыг». Тематическое планирование № п∕п Тема занятия Кол-во часов Характеристика деятельности обучающихся Формы проведения занятий ЭОР Первый год обучения (33 ч) 1-2 Стихотворение И. Токмаковой «Сентябрь». 3-4 Стихотворение 2 В. Степанова «Что мы Родиной зовём». 5-6 Ненецкая сказка «Бурый и белый медведи» 7-8 Научно-познавательные 2 тексты «Белый медведь» и «Бурый медведь». 9-10 Чувашская сказка «Почему зеленые ёлка с сосной» 2 2 2 Прогнозирование содержания стихотворения. Формирование эмоциональной оценки стихотворения. Анализ средства художественной выразительности: сравнение. Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Развитие интонационного строя речи. Выразительное чтение стихотворения. Взаимная оценка. Формирование эмоциональной оценки стихотворения. Литературная гостиная http://schoolcollection.edu.ru/ Мини-концерт Анализ идейного содержания. Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Развитие интонационного строя речи. Выразительное чтение стихотворения. Взаимная оценка Анализ содержания сказки. Творческое задание: придумать Клуб маленьких ска- http://bomoonli свой финал сказки. Словарная работа. зочников. ght.ru/azbuka Анализ содержания научно-Познавательных текстов. Срав- Мини-спектакль нение текстов разных типов. Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Выразительное чтение сказки по ролям. Взаимная оценка Анализ содержания сказки. Определение главной мысли сказ- Выставка рисунков ки. Восстановление последовательности событий. Логические упражнения http://bomoonli ght.ru/azbuka 2 Научно-познавательный текст В. Сивоглазова «Вечнозеленые растения». 13 Чтение по ролям чувашскую 1 сказку «Почему зелёные ёлка с сосной» 14- Рассказ Н. Сладкова 2 15 «Рыцарь». 1112 1617 18 1920 Рассказ 2 Г. Скребицкого «Лесное эхо» Научно-познавательный текст 1 «Эхо». Г. Скребицкий «Лесное эхо» Рассказ В. Осеевой «Сторож 2 Сравнение художественного и научно-познавательного текстов. Извлечение необходимой информации из научнопознавательного текста. Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Выразительное чтение по ролям отрывка сказки Научноисследовательская конференция для малышей Актуализация знаний об авторе. Прогнозирование содержания произведения. Анализ содержания рассказа. Анализ средств художественной выразительности: описание. Определение главной мысли рассказа. Развитие технической стороны чтения. Выразительное чтение отрывка, рассказа. Анализ содержания рассказа. Пересказ по плану. Выявление и обсуждение средств художественной выразительности: описания Сравнение художественного и научно- познавательного текстов. Извлечение нужной информации из научно- познавательного технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Выразительное чтение отрывка из рассказа. Взаимная оценка текста. Развитие Актуализация знаний об авторе. Анализ содержания рассказа. Словарная работа. Формирование нравственной оценки поступков героев рассказа. Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Развитие интонационного строя речи. Выразительное чтение отрывка из рассказа. Взаимная оценка. Творческая работа Беседа Обмен информацией Мини-спектакль http://stranamas terov.ru/ 21 Рассказ В. Осеевой «Навестила». 1 Анализ содержания рассказа. Составление плана текста. Пе- Постановка спектакресказ по плану. Взаимная оценка. ля Формирование нравственной оценки поступков героев рассказа. Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Развитие интонационного строя речи. Инсценировка отрывка из рассказа. 22 Рассказ Е. Пермяка «Кто?». 1 Постановка спектакля 23 Рассказ В. Драгунского «Англичанин Павля» Анализ содержания рассказа. Составление плана текста. Пересказ по плану. Взаимная оценка. Формирование нравственной оценки поступков героев рассказа. Восстановление последовательности событий рассказа. Составление вопросов к тексту. Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Инсценировка отрывка из рассказа. Взаимная оценка. Актуализация знаний об авторе и его произведениях. Прогнозирование содержания произведения. Анализ содержания рассказа. Словарная работа. Логические упражнения 24 Экскурсия в библиотеку Работа со словарями. Поиск словарей в каталоге. Поиск нужной информации в словаре. Экскурсия 2526 В. Драгунский Павля» Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Развитие интонационного строя речи. Инсценировка рассказа. Постановка спектакля 27 Рассказ Л. Каминского «Как Петя ленился» 1 Актуализация знаний об авторе и его произведениях. Про- Творческая мастергнозирование содержания произведения. ская Анализ содержания рассказа. Определение главной мысли рассказа. Характеристика героя. Логические упражнения. 2829 Готовимся к чтению по ролям рассказа Л. Каминского «Как Петя ленился» 2 Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Развитие интонационного строя речи. Выразительное чтение рассказа по ролям. 1 «Англичанин 2 Творческая мастер- http://stranamas ская terov.ru/ Литературная гостиная 3031 Экскурсии стран. по библиотекам 2 3233 Стихотворение А. Рахимова «Каникулы!!! Ура!!!». 1 Стихотворение 1 И. Асеевой «С Днём знаний». Готовимся к выразительному чтению стихотворения И. Асеевой «С Днём знаний» 2 Стихотворение Г. Ладонщикова «С утром!». 3-5 Удмуртская сказка «Березка-красавица» 2 1 добры 3 6 Чтение по ролям «Берёзка— 1 красавица» 7-8 Китайская сказка «Жадный Ча» 2 Поиск информации в интернете Виртуальные курсии экс- http://www.edu. ru/ Формирование эмоциональной оценки стихотворения. Опре- Литературная гостиделение главной мысли ная стихотворения. Словарная работа. Развитие технической Сопровождающее чтение. Развитие информационного строя речи. Выразительное чтение стихотворения. Взаимная оценка стороны чтения. Второй год обучения (34 часа) Формирование эмоциональной оценки стихотворения. Ана- Мини-концерт лиз содержания стихотворення. Анализ средств художественной выразительности: эпитеты, метафора. Словарная работа. Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Прогнозирование названия произведения Формирование эмоциональной оценки стихотворения. Словарная работа. Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Развитие информационного строя речи. Выразительное чтение стихотворения. Формирование эмоциональной оценки сказки. Анализ сюжета. Составление плана и подготовка к пересказу. Характеристика героев. Анализ нравственного содержания сказки. Определение главной мысли. Логические упражнения. Словарная работа Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Развитие интонационного строя речи. Сопровождающее чтение. Выразительное чтение по ролям. Взаимная оценка Формирование эмоциональной оценки сказки. Анализ сюжета. Составление плана и подготовка к пересказу. Анализ нравственного содержания сказки. Определение главной мысли. Творческое задание: придумать свой финал сказки. Составление вопросов к сказке Мини-концерт Творческая мастерская. Мини-спектакль. Творческая мастерская. http://bomoonli ght.ru/azbuka 9 Научнопознавательный «Дракон». текст 1011 Чувашская сказка «Откуда взялась река» 2 12 Экскурсия в библиотеку 1 13 Постановка сказки «Откуда взялась река» 1 14 Занятие в компьютерном классе 1 15 Рассказ Н. Сладкова «Воздушный замок» 1 16 Научнопознавательный текст «Паук- серебрянка» Н. Сладков «Воздушный замок» 1 Рассказ Н. Сладкова «Болтливые окуни» 2 17 1819 Составление вопросов к научно- познавательному тексту. Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Развитие интонационного строя речи. Сопровождающее чтение. Выразительное чтение отрывка из сказки. Взаимная оценка Анализ сюжета сказки. Анализ нравственного содержания сказки. Составление плана и подготовка к пересказу. Словарная работа Работа со словарями и энциклопедиями. Поиск словарей и энциклопедий в каталоге. Поиск нужной информации в словарях и энциклопедиях Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Развитие интонационного строя речи. Сопровождающее чтение. Игра «Читаем цепочкой». Инсценировка сказки. Взаимная оценка Поиск нужной информации в Интернет. Сайты: www.slovari.ru, www.gramota.ru, www.academic.ru (словари и энциклопедии); www.ya-uznayu.ru, www.poznaiko.ru, www.potomy.ru (энциклопедии для школьников) Актуализация знаний об авторе. Прогнозирование содержания произведения. Формирование эмоциональной оценки рассказа. Анализ сюжета рассказа. Выявление и анализ средств художественной выразительности: описание, сравнение. Словарная работа Сопоставление художественного и научно- познавательного текстов. Словарная работа Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Развитие интонационного строя речи.. Сопровождающее чтение. Выразительное чтение рассказа. Взаимная оценка Творческая мастер- http://www.edu. ская. ru/ Дискуссия Экскурсия http://www.edu. ru/ Постановка спектакля Устный журнал. Научноhttp://www.tatar познавательная кон- ovo.ru/sound.ht ференция. ml Игра «Читаем цепочкой» Анализ сюжета рассказа. Анализ нравственного содержания Дискуссия рассказа. Словарная работа. Определение главной мысли 20 Чтение по ролям рассказа Ни- 1 колая Сладкова «Болтливые окуни» 21 Рассказ В. Осеевой «Долг» 1 22 Готовимся к чтению по ролям рассказа В. Осеевой «Долг» 1 23 Рассказ В. Осеевой «Картинки» 1 24 В. Осеева «Картинки» 2526 Рассказ Л. Каминского «Послушный Петя» 2 27 Л. Каминского «Послушный Петя» 1 28 Стихотворение И. Бродского «История двойки» 1 29 И. Бродского «История двойки» 1 Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее Игра «Читаем цечтение. Развитие интонационного строя речи. Сопровожда- почкой». ющее чтение. Выразительное чтение рассказа по ролям. Взаимная оценка Анализ нравственного содержания рассказа. Составление вопросов к рассказу. Творческое задание: придумать свой финал рассказа. Словарная работа. Определение главной мысли рассказа Развитие технической стороны чтения. Развитие интонационного строя речи. Сопровождающее чтение. Выразительное чтение рассказа по ролям. Взаимная оценка Анализ нравственного содержания рассказа. Формирование эмоциональной оценки рассказа. Словарная работа. Определение главной мысли рассказа. Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Выразительное чтение рассказа по ролям. Актуализация знаний об авторе. Формирование эмоциональной оценки рассказа. Анализ средства художественной выразительности: описание и сравнения. Анализ содержания. Работа над художественным приёмом (омофоны). Словарная работа. Развитие технической стороны чтения. Соревнование по произнесению скороговорок. Сопровождающее чтение. Чтение рассказа по ролям. Взаимная оценка. Формирование эмоциональной оценки стихотворения. Анализ содержания стихотворения. Анализ нравственного содержания стихотворения. Формулирование главной мысли. Прогнозирование содержания произведения. Развитие технической стороны чтения. Соревнование по произнесению скороговорок. Сопровождающее чтение. Выразительное чтение стихотворения. Взаимная оценка Творческая мастерская. Дискуссия Устный журнал. http://www.edu. ru/ Соревнование по произнесению скороговорок. Творческая мастерская. Игра «Читаем цепочкой». Мини-театр http://www.edu. ru/ Игра «Читаем цепочкой». 3032 Рассказ В. Голявкина «Вот что интересно!» 33 Подготовка к чтению по ролям отрывка рассказа В. Голявкина «Вот что интересно!» 34 Стихотворение 3. Письман «В 1 летние каникулы». 1 Стихотворение А. Усачёва «1 сентября». 1 2—3 Стихотворение П. Синявского «Родная песенка». 2 4-7 Рассказ Л. Пантелеева «Главный инженер». Актуализация знаний об авторе. Анализ сюжета рассказа. Характеристика героев рассказа. Анализ нравственного содержания рассказа. Словарная работа. Определение главной мысли рассказа. Составление плана и подготовка к пересказу. Составление вопросов к рассказу. Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Выразительное чтение по ролям. 4 Творческая мастер- http://stranamas ская. terov.ru/ Игра.«Соревнование по произнесению скороговорок. Читаем цепочкой». Формирование эмоциональной оценки стихотворения. Анализ содержания стихотворения. Выявление средств художественной выразительности: сравнения. Составление своих сравнений. Словарная работа. Развитие технической стороны чтения. Соревнование по произнесению скороговорок. Сопровождающее чтение. Выразительное чтение стихотворения. Третий год обучения (34 урока) Прогнозирование содержания произведения. Формирование эмоциональной оценки стихотворения. Анализ содержания стихотворения. Словарная работа. Полисемия слов. Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Выразительное чтение стихотворения. Взаимная оценка Творческая мастерская. Формирование эмоциональной оценки стихотворения. Анализ содержания стихотворения. Анализ средств художественной выразительности: свёрнутые сравнения (метафоры). Словарная работа. Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Выразительное чтение стихотворения. Анализ содержания рассказа. Определение главной мысли. Прогнозирование развития сюжета. Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Игры: «Читаем цепочкой», «Кто дальше?», «Читаем перевёрнутый текст». Игра «Читаем цепочкой». Игры:«Читаем цепочкой» и «Читаем одновременно». 8-9 Чтение по ролям отрывка из рассказа Л. Пантелеева «Главный инженер» 10- Тайская сказка 11 «Птица-болтунья». 2 Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее Игра чтение. Выразительное чтение по ролям отрывка из расска- «Читаем цепочкой». за. Словарная работа. Озаглавливание частей рассказа. Подготовка к пересказу. 2 Анализ содержания сказки. Составление вопросов к сказке. Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Выразительное чтение сказки. Взаимная оценка. Прогнозирование содержания произведения. Анализ содержания сказки и мотивов её героев. Характеристика героев. Чтение научно-познавательного текста «Скорость бега животных». Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Выразительное чтение сказки. Взаимная оценка. 12 Китайская сказка «Олени и пёс» 1315 Научнопознавательный текст «Скорость бега животных». 16 Занятие в компьютерном классе 1 1719 Рассказ Н. Сладкова «Домики на ножках». 3 20 Экскурсия в библиотеку 1 2123 Рассказ Г. Скребицкого «Любитель песни» 1 Игра «Марш — пауза». http://www.tata rovo.ru/sound.h tml Творческая мастерская. Игра «Марш пауза». — Поиск нужной информации в Интернете. Сайты: www.slovari.ru, www.gramota.ru, www.academic.ru (словари и энциклопедии); www.ya-uznayu.ru, www.poznaiko.ru, www.potomy.ru (энциклопедии для школьников). Актуализация знаний об авторе и его произведениях. Анализ содержания рассказа. Анализ использованных автором средств эмоционального воздействия. Выявление средств художественной выразительности: сравнения. Работа со справочниками или Интернетом для поиска нужной информации. Работа со словарями. Поиск словарей в каталоге. Поиск Экскурсия нужной информации в словаре. Актуализация знаний об авторе и его произведениях. Анализ Творческая мастер- http://stranamas содержания рассказа. Анализ использованных автором ская. terov.ru/ средств эмоционального воздействия и художественной выразительности: описания. Словарная работа. Озаглавливание частей рассказа. Составление плана рассказа. Восстановление последовательности событий 2425 Научнопознавательный текст «Тюлень». Чтение по ролям отрывка из рассказа «Любитель песни» 2 26 Рассказ Л. Каминского «Падежи Юры Серёжкина» 1 2729 Учебный текст «Как 3 определить падеж имени существительного?». «Падежи Юры Серёжкина» Рассказ Н. Носова 1 «Заплатка» 30 3132 Готовимся к выразительному чтению рассказа Н. Носова «Заплатка» 2 3334 Стихотворение Е. Евсеевой «Каникулы». 2 1 Стихотворение Г. Ляховицкой «Осеннее чудо». 1 Анализ содержания научно- познавательного текста. Формулирование оценки. Выявление, чего не хватает в научнопознавательном тексте. Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Чтение по ролям отрывка. Взаимная оценка Актуализация знаний об авторе и его произведениях. Прогнозирование содержания произведения. Формирование эмоциональной оценки рассказа. Анализ содержания рассказа. Игры «Читаем цепочкой» и «Читаем одновременно». рассказа. Чтение учебного текста. Применение на практике знаний, полученных из учебного текста. Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Инсценировка рассказа «Падежи Юры Серёжкина Игра «Кто дальше?».» Прогнозирование дальнейшего развития событий Актуализация знаний об авторе и его произведениях. Анализ содержания рассказа и подготовка к пересказу. Составление плана текста. Характеристика героев Развитие технической стороны чтения. Соревнование по Сопровождаюпроизнесению скороговорок. щее чтение. Игра Взаимная оценка. Выразительное чтение рассказа. «Читаем цепочкой». Формирование эмоциональной оценки стихотворения. Сло- Соревнование варная работа. Создание новых слов по образцу. по произнесеРазвитие технической стороны чтения. нию скороговорок. Взаимная оценка. Сопровождающее чтение. Игра «Читаем Выразительное чтение стихотворения. цепочкой». Четвёртый год обучения (34 часа) Анализ содержания стихотворения. Словарная работа. Ана- Игра «Читаем це- http://schoolлиз средств художественной выразительности. Развитие тех- почкой». collecнической стороны чтения. tion.edu.ru/ Сопровождающее чтение. Выразительное чтение стихотворения. Взаимная оценка 2 Стихотворение Г. Ладонщикова «Рисунок». 1 3 Занятие в компьютерном классе 1 4-5 Рассказ Е. Пермяка «Сказка о большом колоколе» 2 6 Экскурсия в библиотеку. 1 7 Чтение отрывка из «Сказки о 1 большом колоколе» 811 Рассказ Н. Богданова «Фюнфкиндер» 4 Актуализация знаний об авторе и его произведениях. Формирование эмоциональной оценки стихотворения. Анализ содержания стихотворения. Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Выразительное чтение стихотворения. Взаимная оценка Поиск информации в Интернете. Сайты: www.slovari.ru, www.gramota.ru, www.academic.ru (словари и энциклопедии); www.ya-uznayu.ru, www.poznaiko.ru, www.potomy.ru (энциклопедии для школьников). Актуализация знаний об авторе и его произведеннях. Анализ содержания рассказа. Поиск в тексте необходимой информации. Анализ средств художественной выразительности: описание, метафора. Словарная работа. Работа со словарями и энциклопедиями. Поиск словарей и энциклопедий в каталоге. Поиск нужной информации в словарях и энциклопедиях Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Выразительное чтение отрывка из «Сказки». Взаимная оценка Анализ содержания рассказа. Анализ средств художественной выразительности. Поиск в тексте необходимой информации.Подготовка к пересказу. Формирование и осмысление эмоциональной оценки поступков героев рассказа. Озаглавливание частей рассказа. Характеристика героев рассказа, наблюдение за изменениями в их характере и поведении на протяжении повествования. Словарная работа. Игры «Читаем цепочкой», «Кто дальше?», «Читаем перевёрнутый текст». Этическая беседа Библиотечный час Игры«Читаем цепочкой» и «Читаем одновременно». Устный журнал https://lecta.rosu chebnik.ru/ 12 Чтение отрывка из рассказа «Фюнфкиндер» Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее Игры «Читаем цечтение. Выразительное чтение отрывка из рассказа. Взаим- почкой». Сопровожная оценка. дающее чтение. 13 «Воробей-весельчак». Калмыцкая сказка Характеристика героев сказки. Поиск в тексте главной мысли сказки. Словарная работа Творческая гостиная 1415 Научно-познавательный текст 2 «Воробей». Игра «Марш — пауза». 1617 Рассказ Н. Носова «Когда мы смеёмся» 18 Выразительное чтение рассказа «Когда мы смеёмся» 19 Рассказ Н. Сладкова «Подводные ежи» 2921 Научно-познавательный текст 2 «Ёрш». Выразительное чтение рассказа «Подводные ежи» 3 Стихотворение Тима Собакина «Подводная песня». Научнопознавательные тексты «Акулы» и «Медузы» Сравнение художественного и научно- познавательного текстов. Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Взаимная оценка Актуализация знаний об авторе и его произведениях. Анализ содержания рассказа. Анализ средств художественной выразительности. Характеристика героев рассказа. Определение темы и главной мысли рассказа. Словарная работа. Критическое осмысление выводов сделанных автором. Составление плана текста и подготовка к его пересказу Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Сопровождающее чтение. Выразительное чтение отрывка рассказа. Взаимная оценка. Актуализация знаний об авторе и его произведениях. Формирование и осмысление эмоциональной оценки рассказа. Анализ средства художественной выразительности: описание. Словарная работа. Составление плана и подготовка к пересказу. Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Выразительное чтение рассказа. Взаимная оценка. 2224 2 1 Дискуссия Игра «Читаем одновременно». Прогнозирование содержания рассказа. Игры «Читаем цепочкой» и «Читаем одновременно». Формирование эмоциональной оценки стихотворения. Ана- Научнопознава- https://lecta.rosu лиз содержания стихотворения. тельная конферен- chebnik.ru/ Сравнение стихотворения и научно- познавательных тек- ция стов. Поиск информации в энциклопедии или в Интернете о планктоне и медузах 2526 Готовимся к 2 выразительному чтению стихотворения «Подводная песня» Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Выразительное чтение стихотворения наизусть. Взаимная оценка Игра «Кто дальше?». https://uchi.ru 2728 Рассказ А. Саломатова день» 2 Анализ содержания рассказа. Словарная работа. Библиотечные часы 2930 Чтение по ролям отрывка из рассказа «Его последний день» 2 Игра «Читаем цепочкой». 3132 Стихотворение В. Капустиной «Обиженный портфель». 2 3334 Стихотворение Н. Анишиной 2 «Чем пахнет лето». Развитие технической стороны чтения. Соревнование по произнесению скороговорок. Взаимная оценка. Сопровождающее чтение. Выразительное чтение по ролям отрывка из рассказа. Формирование эмоциональной оценки стихотворения. Анализ содержания стихотворения. Анализ средств художественной выразительности: олицетворение. Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Выразительное чтение стихотворения наизусть. Взаимная оценка. Формирование эмоциональной оценки стихотворения. Анализ содержания стихотворения. Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Игра «Читаем цепочкой». Выразительное чтение стихотворения наизусть. Взаимная оценка. «Его последний Игра «Читаем це- http://www.uch почкой». portal.ru/load/4 6 Соревнование произнесению роговорок. по ско- КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 класс № Тема урока п/ п Дата изучения Количество часов всего контрольн ые работы практическ ие работы 1. И. Асеевой «С Днём знаний». 1 0 0,5 05.09 2. Г. Ладонщиков «С добрым утром!». 1 0 0,5 12.09 3. Удмуртская сказка «Березкакрасавица» 1 0 0,5 19.09 Удмуртская сказка «Березкакрасавица 1 0 0,5 26.09 5. Удмуртская сказка «Березкакрасавица 1 0 0,5 03.10 Удмуртская сказка «Березкакрасавица 1 0 0,5 10.10 7. Китайская сказка «Жадный Ча» 1 0 0,5 17.10 Китайская сказка «Жадный Ча» 1 0 0,5 24.10 4. 6. 8. Виды, формы контроля Устный опрос, практическая работа; Устный опрос, практическая работа; Устный опрос, практическая работа; Устный опрос, практическая работа; Устный опрос, практическая работа; Устный опрос, практическая работа; Устный опрос, практическая работа; Устный опрос, практическая работа; 9. «Дракон» 1 0 0,5 07.11 10. Чувашская сказка «Откуда взялась река» 1 0 0,5 14.11 11. Чувашская сказка «Откуда взялась река» 1 0 0,5 21.11 1 0 0,5 28.11 1 0 0,5 05.12 14. Занятие в компьютерном классе 1 0 0,5 12.12 15. Научно-познавательный текст «Паук- серебрянка» 1 0 0,5 19.12 Н. Сладков «Воздушный замок» 1 0 0,5 26.12 1 0 0,5 09.01 12. Экскурсия в библиотеку 13. 16. Сказка «Откуда взялась река» 17. Н. Сладков «Воздушный замок» Устный опрос, практическая работа; Устный опрос, практическая работа; Устный опрос, практическая работа; Устный опрос, практическая работа; Устный опрос, практическая работа; Устный опрос, практическая работа; Устный опрос, практическая работа; Устный опрос, практическая работа; Устный опрос, практическая работа; 18. Н. Сладкова «Болтливые окуни» 1 0 0,5 16.01 19. Н. Сладкова «Болтливые окуни» 1 0 0,5 23.01 20. Н. Сладков «Болтливые окуни» 1 0 0,5 30.01 21. Рассказ В. Осеевой «Долг» 1 0 0,5 06.02 22. 1 0 0,5 13.02 1 0 0,5 20.02 1 0 0,5 27.02 25. Л. Каминского «Послушный Петя» 1 0 0,5 06.03 26. Л. Каминского «Послушный Петя» 1 0 0,5 13.03 27. Л. Каминского «Послушный Петя» 1 0 0,5 20.03 23. 24. В. Осеева «Долг» В. Осеевой «Картинки» В. Осеева «Картинки» Устный опрос, практическая работа; Устный опрос, практическая работа; Устный опрос, практическая работа; Устный опрос, практическая работа; Устный опрос, практическая работа; Устный опрос, практическая работа; Устный опрос, практическая работа; Устный опрос, практическая работа; Устный опрос, практическая работа; Устный опрос, практическая работа; 28. И. Бродского «История двойки» 1 0 0,5 03.04 Устный опрос, практическая работа; 29. И. Бродского «История двойки» 1 0 0,5 10.04 30. Рассказ В. Голявкина «Вот что интересно!» 1 0 0,5 17.04 31. Рассказ В. Голявкина «Вот что интересно!» 1 0 0,5 24.04 32. Рассказ В. Голявкина «Вот что интересно!» 1 0 0,5 08.05 33. Рассказ В. Голявкина «Вот что интересно!» 1 0 0,5 15.05 Устный опрос, практическая работа; 34. З. Письман «В летние каникулы». 1 0 0,5 22.05 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 0 16 Устный опрос, практическая работа; Устный опрос, практическая работа; Устный опрос, практическая работа; Устный опрос, практическая работа; Методическое обеспечение курса. 1. Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению. Аудиоприложение. 1-2 классы (Антошин М. К.) 2. Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению. Учебное пособие. 3-4 классы (Антошин М. К.) 3. Вебинар https://www.youtube.com/watch?v=S3spZRB0EK4 Дополнительная литература для учащихся: • • • • • • • • Анишина Н. Чем пахнет лето. – http//www.stihi.ru/2006/07/15-1102 Демьянов И. Считалки, скороговорки, загадки, дразнилки. – М.:Речь, 2017. Каминский Л.Д. Падежи Юры Серёжкина. Рассказы о школе и школьниках.- Ростов н/Д: Проф-Пресс, 2016. Носов Н.Н. Сборник рассказов.- М.: Издательство Дом Мещерякова, 2017. Пантелеев Л. Рассказы о войне для детей. – М.: Стрекоза,2017. Саломатов А.В. Фантастические рассказы. – М.: Самовар, 2007. Скребицкий Г.А. Длиннохвостые разбойники. – М.: Детская литература, 2018. Сладков Н.И. В подводном лесу. – М.: Детская литература, 2018. • • • Смирнова М.В. Скороговорки для развития речи. – М.: Литера, 2016. Усачёв А.А. Сто стихов на круглый год. – М.: Росмэн, 2017. Яснов М. Жили-были Линь и Язь: тридцать три скороговорки. – М.: Текст,2017. Дополнительная литература для учителя: • Бочкарева, Н.И. Как воспитать талантливого читателя / М. И. Бочкарева / / Детская библиотека. – 1999 • Ионова, Е. М. Учить читать трудно, а переучивать еще труднее / Е. Н. Ионова / / Начальная школа. - 2000. • Лифинцева, Н. И. Самостоятельная читательская деятельность младших школьников. Программа развития читательского опыта / Н. И. Лифинцева / / Начальное образова- ние. – 2004 • Мокина, М. Чтение - основа грамотности / М. Мокина / / Этносфера. – 2008 • Первова Г. М. Формирование круга детского чтения учителем / Г. М. Первова / / Начальная школа. – 1999. • Светловская М. М. Обучение чтению и законы формирования читателя / М. М. Свет- ловская / / Начальная школа. - 2003.