Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Верхнедобринская средняя школа Камышинского муниципального района Волгоградской области РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «ОДНКНР» для обучающихся 5 класса основного общего образования Учитель: Белова Е.И. Пояснительная записка Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС ООО, ООП ООО МКОУ Верхнедобринской СШ, учебным планом МКОУ Верхнедобринской СШ на 2024 – 2025 уч.год, на основе авторской программы и ориентирован на использование учебника авторского коллектива Н.Ф.Виноградовой, В.И. Власенко, А.В. Полякова «Основы духовно-нравственной культуры народов России», 5 класс М., «Вентана-Граф», 2019 г. Цель учебного курса – формирование у обучающихся мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных традиций многонационального народа России и уважения к ним. Задачи учебного курса: - выделить в разных субкультурах общие ценности и показать их влияние на развитие цивилизации и на жизнь современного общества; - развивать представление обучающихся о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни человека, семьи, общества; - выработать убеждение в том, что отношение к члену общества определяется не принадлежность к какому-то этносу, а его нравственным характером поведения, чувством любви к своей Родине, уважением к народам, населяющим ее, их культуре и традициям. В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» определен как курс, направленный на формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности». Для реализации поставленных целей и задач курса рекомендовано сочетание разных методов обучения – учебные проекты, чтение текстов учебника, работа с информацией, представленной в иллюстрациях, фотографиях, притчах, сказках и т.д. Данные методы помогут обеспечить: – организацию диалога различных культур, раскрытие на конкретных примерах (из реальной жизни, истории России, религиозных учений) особенностей взаимодействия и взаимовлияния разных этнических культур; пятиклассники продолжают работать с рубриками учебника «Обсудим вместе», «Жил на свете человек», «Путешествие вглубь веков», «По страницам священных книг»; – отражение основного содержания текстов учебника в иллюстративном ряде (рубрика учебника «Картинная галерея», тематические фотографии и рисунки, схемы, карты); – последовательное введение новых терминов и понятий, культурологического и религиозного содержания (текстовое объяснение; наличие толкового словарика). Место учебного предмета в учебном плане. Данная рабочая программа рассчитана на 35 ч. из расчета 1 учебный час в неделю. Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам. В соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования содержание данного предмета определяет достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы. Личностные результаты: - осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности); - понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения; - проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности; - стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей. Метапредметные результаты определяют круг универсальных учебных действий разного типа (познавательные, коммуникативные, рефлексивные, информационные), которые успешно формируются средствами данного предмета. Среди них: - владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров); - овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в разном виде и разнообразной форме; - овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений); - освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; - умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой коллективного труда. Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач: - осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России; - использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами; - расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно. При подготовке планирования структурирование и изучение учебного материала определяется в соответствие с учебником Н.Ф .Виноградовой, В. И. Власенко, А.В. Полякова «Основы духовно-нравственной культуры народов России». 5 класс В структуре учебника выделены следующие содержательные линии: РАЗДЕЛ 1. В МИРЕ КУЛЬТУРЫ Тема 1-2. Величие многонациональной культуры России. Понятие культуры. Неповторимость, уникальность культур народов. Культурные традиции разных народов России. Многонациональная культура народов России. Культура народа, рожденная религией. Тема 3-4. Человек – творец и носитель культуры. Народ – творец и носитель культуры. Детство, отрочество, юность как этапы освоения культуры. Поэтапное расширение мира культуры человека. Роль правил в жизни общества. Роль светской этики. Источники нравственности: традиции, обычаи, религии. Совесть как внутренний источник нравственного поведения человека. РАЗДЕЛ 2. НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ РОССИЙСКОГО НАРОДА Тема 5-6.Береги землю родимую, как мать любимую. Защита Отечества – долг каждого гражданина. Защита Родины в течение времен: священные книги, былинные богатыри, подвиги воинов. Подвиги героев Великой Отечественной войны – пример выполнения долга граждан России разных национальностей. Подвиги воинов – представителей разных народов. Тема 7-8. Жизнь ратными подвигами полна. Подвиги во имя Родины в истории России. Сергий Радонежский и Дмитрий Донской. Надежда Дурова. Башкирский кавалеристы на войне 1812 года. Рабби Шнеур-Залман. А.И. Покрышкин. Вклад мусульманских народов в Великую победу. Тема 9-10. В труде - красота человека. Трудолюбие как важное нравственное качество человека. Уважение и признание заслуг честного труженика перед обществом. Благородство труда в легендах, былинах, произведениях литературы. Тема 11-12. Плод добрых трудов славен. Труд как ценность в истории религий. Буддизм, ислам, христианство о трудолюбии как нравственном состоянии человека. Тема 13-14. Люди труда. Примеры трудовых подвигов в истории. Харитон Лаптев. Бурятский ученый-востоковед Г. Цыбиков. К.Э. Циолковский. Тема 15-16. Бережное отношение к природе. Отношение к природе у разных народов. Заповедники как форма охраны природы. Тема 17-18. Семья- хранитель духовных ценностей. Семья как первый источник знаний о мире и правилах поведения в нем. Роль семьи в воспитании человека. Семейные традиции воспитания и народные сказки. Трудовое воспитание в семье. Семейные традиции трудового воспитания. Совместный труд как ценность. Распределение труда в семье. Любовь- главная духовная ценность в семье. Любовь как основа мира и взаимопонимания в семье. Жизнь семьи в разных религиях. Семейные ценности в исламе, иудаизме, буддизме, христианстве. Родители и дети.Общее и особенное в семейных отношениях в разных религиях. РАЗДЕЛ 3. РЕЛИГИЯ И КУЛЬТУРА Тема 19. Роль религии в развитии культуры. Понятие религии. Роль религии в развитии культуры. Тема 20-21. Культурное наследие христианской Руси. Христианская вера и образование в Древней Руси. Православные храмы как выдающиеся памятники культуры. Особенности православного календаря. Тема 22-23. Культура ислама. Зарождение ислама. Мухаммад. Золотой век исламской культуры (VII-XII вв.). Ислам и развитие науки. Мусульманская литература и искусство. Мечеть – часть исламской культуры. Тема 24-25. Иудаизм и культура. Зарождение иудаизма. История Земли обетованной. Израильское и Иудейское царства. Ветхий Завет. Тора – Пятикнижье Моисея. Синагога. Иудейская история в произведениях живописи. Вавилонская башня. Иосиф и его братья. Иосиф в Египте. Самсон. Давид и Голиаф. Еврейский календарь. Тема 26-27. Культурные традиции буддизма. Буддизм в России. Буддийские священные сооружения. Ступа. Пещерный храм. Пагода. Буддийская скульптура. Буддийский монастырь. Искусство танка. Буддийский календарь. РАЗДЕЛ 4. КАК СОХРАНИТЬ ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ Тема 28-29. Забота государства о сохранении духовных ценностей. Конституция РФ о свободе вероисповедания. Восстановление памятников духовного наследия. Развитие движения паломничества. История Храма Христа Спасителя. Государственный музей-заповедник «Царское село». Тема 30-31.Хранить память предков. Хранение памяти предков – забота всех поколений. Благотворительность в истории России. Богадельни. Попечительства для бедных в России. Савва Мамонтов, братья Третьяковы. РАЗДЕЛ 5. ЧТО СОСТАВЛЯЕТ ТВОЙ ДУХОВНЫЙ МИР Тема 32-33. Твое образование и интересы. Образование и его роль в жизни человека и общества. Чтение – важная часть культуры человека. Многообразные интересы человека. Твоя культура поведения и нравственные качества. Современный этикет. Внутренняя и внешняя культура поведения. Нравственные качества человека. Тема 34. Итоговое обобщение. • • • • • • • • • • • К концу обучения учащиеся научатся: Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов; оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя; Сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов. проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями. участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства. Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя. Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей. Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей. Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и практических задач. Высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека. Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития. Работать с историческими источниками и документами. Список литературы. - ФГОС основного общего образования; - «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»; - Каталог образовательных ресурсов сети Интернет для школы - http://katalog.iot.ru/ - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - http://school-collection.edu.ru/ - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов - http://fcior.edu.ru - Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: Вентана- Граф, 20122013 Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся № п/п Тема урока Планируемые результаты Предметные 1,2 Величие многонаци ональной российской культуры. 3,4 Человектворец и носитель культуры. 5-6 «Береги землю родимую, как мать любимую» Личностные 1. В мире культуры. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения. Метапредметные Определять и Выбирать способы достижения цели, формулировать цель своей проверять и корректировать их. деятельности, решаемую Составлять разные виды планов; проблему, поставленную следовать плану, сверяя с ним свои задачу. Строить действия и ориентируясь во времени. предположения, Анализировать текст, выделять в нём прогнозировать круг главное и формулировать своими возможных действий. словами. Определять и Анализировать свои и Организовывать работу в паре и в формулировать цель своей чужие поступки с точки группе, сотрудничать с деятельности, решаемую зрения норм морали, одноклассниками, договариваться, проблему, поставленную сопоставлять и оценивать учитывая разные мнения и задачу. Строить их. Выделять поступки, за придерживаясь согласованных предположения, которые человек может и правил. прогнозировать круг должен чувствовать стыд и возможных действий. вину. 2. Нравственные ценности российского народа. Определять и Анализировать свои и Выбирать способы достижения цели, формулировать цель своей чужие поступки с точки проверять и корректировать их. деятельности, решаемую зрения норм морали, Составлять разные виды планов; проблему, поставленную сопоставлять и оценивать следовать плану, сверяя с ним свои задачу. Строить их. Выделять поступки, за действия и ориентируясь во времени. Колво часов Дата 2 4.09 11.09 2 18.09 25.09 2 2.10 9.10 7-8 9-10 11-12 13-14 предположения, прогнозировать круг возможных действий. Жизнь Определять и ратными формулировать цель своей подвигами деятельности, решаемую полна проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. В труде – Определять и красота формулировать цель своей человека деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. «Плод Определять и добрых формулировать цель своей трудов деятельности, решаемую славен» проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. Люди труда Встраивать этические понятия в свою систему знаний, оперировать ими в рассуждениях. которые человек может и должен чувствовать стыд и вину. Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину. Делать нравственный выбор в моделях жизненных ситуаций и обосновывать его. Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину. Выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, макеты, презентации, отдельные слайды, таблицы, графики, схемы). Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами. Выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их. Составлять разные виды планов; следовать плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени. Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами. Выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их. Составлять разные виды планов; следовать плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени. Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами. Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения. 2 16.10 23.10 2 6.11 13.11 2 20.11 27.11 2 4.12 11.12 15-16 17-18 19 20-21 Бережное отношение к природе Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. Семья – Определять и хранитель формулировать цель своей духовных деятельности, решаемую ценностей проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. Роль Определять и религии в формулировать цель своей развитии деятельности, решаемую культуры. проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. Культурное наследие христианс кой Руси. Встраивать этические понятия в свою систему знаний, оперировать ими в рассуждениях. Делать нравственный выбор в моделях жизненных ситуаций и обосновывать его. Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил. 2 18.12 25.12 Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами. Формулировать смысловое содержание иллюстраций, связывать графическое и текстовое представление информации 2 8.01 3. Религия и культура Сопоставлять своё мнение с Находить нужную информацию в мнениями других людей, печатных и электронных источниках. находить полезную для себя информацию в их позициях и высказываниях Выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, макеты, презентации, отдельные слайды, таблицы, графики, схемы). Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения. 15.01 1 22.01 29.01 2 5.02 12.02 22-23 Культура ислама. 24-25 Иудаизм и культура. 26-27 Культурны е традиции буддизма. Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. Встраивать этические понятия в свою систему знаний, оперировать ими в рассуждениях. Сопоставлять своё мнение с мнениями других людей, находить полезную для себя информацию в их позициях и высказываниях Выделять нравственные мотивы в действиях персонажей художественных произведений, одноклассников и других людей. 2 19.02 26.02 Открывать для себя значение этических понятий, объяснять их смысл своими словами. Находить нужную информацию в печатных и электронных источниках. 2 5.03 Выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, макеты, презентации, отдельные слайды, таблицы, графики, схемы). Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения. 12.03 2 19.03 2 2.04 9.04 4. Как сохранить духовные ценности 28-29 Забота государства о сохранении духовных ценностей Сопоставлять своё мнение с мнениями других людей, находить полезную для себя информацию в их позициях и высказываниях. Обсуждать разные мнения, оценивать их с точки зрения норм морали и логики Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами. Участвовать в дискуссии, выслушивать одноклассников, выделяя в их речи мнения и аргументы; задавать вопросы; излагать своё мнение, используя аргументы. 30 31 Хранить память предков. 32 33 34 35 Что составляет твой духовный мир. Осознание целостности Осознание своей Высказывать предположения о окружающего мира, принадлежности к народу, последствиях неправильного расширение знаний о национальности, стране, (безнравственного) поведения российской государству; чувство человека. Оценивать свои поступки, многонациональной привязанности и любви к соотнося их с правилами культуре, особенностях малой родине, гордости и за нравственности и этики; намечать традиционных религий своё Отечество, российский способы саморазвития. России; народ и историю России Использование полученных (элементы гражданской знаний в продуктивной и идентичности. Понимание преобразующей роли человека в обществе, деятельности; способность принятие норм к работе с информацией, нравственного поведения. представленной разными средствами 5. Что составляет твой духовный мир Расширение кругозора и Проявление гуманного Участвовать в диалоге: высказывать культурного опыта отношения, толерантности свои суждения, анализировать школьника, формирование к людям, правильного высказывания участников беседы, умения воспринимать мир взаимодействия в добавлять, приводить не только рационально, но совместной деятельности, доказательства. и образно. независимо от возраста, Создаватьпо изображениям национальности, (художественным полотнам, иконам, вероисповедания иллюстрациям) словесный портрет участников диалога или героя. Оценивать поступки деятельности; стремление к реальных лиц, героев произведений, развитию высказывания интеллектуальных, известных личностей. нравственных, эстетических потребностей. 2 16.04 23.04 1 30.04 7.05 14.05 21.05