Рабочая программа по ОДНКР 5 класс

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Верхнедобринская средняя школа
Камышинского муниципального района Волгоградской области

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «ОДНКНР»
для обучающихся 5 класса основного общего образования

Учитель: Белова Е.И.

Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС ООО, ООП ООО МКОУ Верхнедобринской СШ, учебным планом МКОУ
Верхнедобринской СШ на 2024 – 2025 уч.год, на основе авторской программы и ориентирован на использование учебника авторского коллектива
Н.Ф.Виноградовой, В.И. Власенко, А.В. Полякова «Основы духовно-нравственной культуры народов России», 5 класс М., «Вентана-Граф», 2019 г.
Цель учебного курса – формирование у обучающихся мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании
культурных традиций многонационального народа России и уважения к ним.
Задачи учебного курса:
- выделить в разных субкультурах общие ценности и показать их влияние на развитие цивилизации и на жизнь современного общества;
- развивать представление обучающихся о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни человека, семьи, общества;
- выработать убеждение в том, что отношение к члену общества определяется не принадлежность к какому-то этносу, а его нравственным
характером поведения, чувством любви к своей Родине, уважением к народам, населяющим ее, их культуре и традициям.
В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования учебный предмет «Основы духовно-нравственной
культуры народов России» определен как курс, направленный на формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных
религиях, их роли в культуре, истории и современности».
Для реализации поставленных целей и задач курса рекомендовано сочетание разных методов обучения – учебные проекты, чтение текстов
учебника, работа с информацией, представленной в иллюстрациях, фотографиях, притчах, сказках и т.д. Данные методы помогут обеспечить:
– организацию диалога различных культур, раскрытие на конкретных примерах (из реальной жизни, истории России, религиозных учений)
особенностей взаимодействия и взаимовлияния разных этнических культур; пятиклассники продолжают работать с рубриками учебника «Обсудим
вместе», «Жил на свете человек», «Путешествие вглубь веков», «По страницам священных книг»;
– отражение основного содержания текстов учебника в иллюстративном ряде (рубрика учебника «Картинная галерея», тематические
фотографии и рисунки, схемы, карты);
– последовательное введение новых терминов и понятий, культурологического и религиозного содержания (текстовое объяснение; наличие
толкового словарика).
Место учебного предмета в учебном плане.
Данная рабочая программа рассчитана на 35 ч. из расчета 1 учебный час в неделю.
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам.
В соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования содержание данного предмета определяет достижение
личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы.
Личностные результаты:
- осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и
за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности);
- понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения;
- проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста,
национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности;
- стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей.

Метапредметные результаты определяют круг универсальных учебных действий разного типа (познавательные, коммуникативные,
рефлексивные, информационные), которые успешно формируются средствами данного предмета. Среди них:
- владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учетом
особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою
точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров);
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с
информацией, представленной в разном виде и разнообразной форме;
- овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой коллективного труда.
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:
- осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, особенностях традиционных
религий России;
- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; способность к работе с информацией, представленной
разными средствами;
- расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
При подготовке планирования структурирование и изучение учебного материала определяется в соответствие с учебником Н.Ф .Виноградовой, В. И.
Власенко, А.В. Полякова «Основы духовно-нравственной культуры народов России». 5 класс
В структуре учебника выделены следующие содержательные линии:
РАЗДЕЛ 1. В МИРЕ КУЛЬТУРЫ
Тема 1-2. Величие многонациональной культуры России.
Понятие культуры. Неповторимость, уникальность культур народов. Культурные традиции разных народов России. Многонациональная
культура народов России.
Культура народа, рожденная религией.
Тема 3-4. Человек – творец и носитель культуры.
Народ – творец и носитель культуры. Детство, отрочество, юность как этапы освоения культуры. Поэтапное расширение мира культуры
человека.
Роль правил в жизни общества. Роль светской этики.
Источники нравственности: традиции, обычаи, религии. Совесть как внутренний источник нравственного поведения человека.
РАЗДЕЛ 2. НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ РОССИЙСКОГО НАРОДА
Тема 5-6.Береги землю родимую, как мать любимую.
Защита Отечества – долг каждого гражданина. Защита Родины в течение времен: священные книги, былинные богатыри, подвиги воинов.
Подвиги героев Великой Отечественной войны – пример выполнения долга граждан России разных национальностей. Подвиги воинов –
представителей разных народов.
Тема 7-8. Жизнь ратными подвигами полна.

Подвиги во имя Родины в истории России. Сергий Радонежский и Дмитрий Донской. Надежда Дурова. Башкирский кавалеристы на войне 1812
года. Рабби Шнеур-Залман. А.И. Покрышкин. Вклад мусульманских народов в Великую победу.
Тема 9-10. В труде - красота человека.
Трудолюбие как важное нравственное качество человека. Уважение и признание заслуг честного труженика перед обществом. Благородство
труда в легендах, былинах, произведениях литературы.
Тема 11-12. Плод добрых трудов славен.
Труд как ценность в истории религий. Буддизм, ислам, христианство о трудолюбии как нравственном состоянии человека.
Тема 13-14. Люди труда.
Примеры трудовых подвигов в истории. Харитон Лаптев. Бурятский ученый-востоковед Г. Цыбиков. К.Э. Циолковский.
Тема 15-16. Бережное отношение к природе.
Отношение к природе у разных народов. Заповедники как форма охраны природы.
Тема 17-18. Семья- хранитель духовных ценностей.
Семья как первый источник знаний о мире и правилах поведения в нем. Роль семьи в воспитании человека. Семейные традиции воспитания и
народные сказки.
Трудовое воспитание в семье. Семейные традиции трудового воспитания. Совместный труд как ценность. Распределение труда в семье.
Любовь- главная духовная ценность в семье. Любовь как основа мира и взаимопонимания в семье.
Жизнь семьи в разных религиях. Семейные ценности в исламе, иудаизме, буддизме, христианстве. Родители и дети.Общее и особенное в
семейных отношениях в разных религиях.
РАЗДЕЛ 3. РЕЛИГИЯ И КУЛЬТУРА
Тема 19. Роль религии в развитии культуры.
Понятие религии. Роль религии в развитии культуры.
Тема 20-21. Культурное наследие христианской Руси.
Христианская вера и образование в Древней Руси.
Православные храмы как выдающиеся памятники культуры. Особенности православного календаря.
Тема 22-23. Культура ислама.
Зарождение ислама. Мухаммад. Золотой век исламской культуры (VII-XII вв.). Ислам и развитие науки. Мусульманская литература и
искусство. Мечеть – часть исламской культуры.
Тема 24-25. Иудаизм и культура.
Зарождение иудаизма. История Земли обетованной. Израильское и Иудейское царства. Ветхий Завет. Тора – Пятикнижье Моисея. Синагога.
Иудейская история в произведениях живописи. Вавилонская башня. Иосиф и его братья. Иосиф в Египте. Самсон. Давид и Голиаф. Еврейский
календарь.
Тема 26-27. Культурные традиции буддизма.
Буддизм в России. Буддийские священные сооружения. Ступа. Пещерный храм. Пагода. Буддийская скульптура.
Буддийский монастырь. Искусство танка. Буддийский календарь.

РАЗДЕЛ 4. КАК СОХРАНИТЬ ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ
Тема 28-29. Забота государства о сохранении духовных ценностей.
Конституция РФ о свободе вероисповедания. Восстановление памятников духовного наследия. Развитие движения паломничества. История
Храма Христа Спасителя. Государственный музей-заповедник «Царское село».
Тема 30-31.Хранить память предков.
Хранение памяти предков – забота всех поколений. Благотворительность в истории России. Богадельни. Попечительства для бедных в России.
Савва Мамонтов, братья Третьяковы.
РАЗДЕЛ 5. ЧТО СОСТАВЛЯЕТ ТВОЙ ДУХОВНЫЙ МИР
Тема 32-33. Твое образование и интересы.
Образование и его роль в жизни человека и общества. Чтение – важная часть культуры человека. Многообразные интересы человека.
Твоя культура поведения и нравственные качества.
Современный этикет. Внутренняя и внешняя культура поведения. Нравственные качества человека.
Тема 34. Итоговое обобщение.

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

К концу обучения учащиеся научатся:
Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов; оценивать главную мысль прочитанных текстов и
прослушанных объяснений учителя;
Сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов.
проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями.
участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.
Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя.
Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания
известных личностей.
Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей.
Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и практических задач.
Высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека.
Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития.
Работать с историческими источниками и документами.

Список литературы.
- ФГОС основного общего образования;
- «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»;

- Каталог образовательных ресурсов сети Интернет для школы - http://katalog.iot.ru/
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - http://school-collection.edu.ru/
- Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов - http://fcior.edu.ru
- Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: Вентана- Граф, 20122013

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
№
п/п

Тема урока

Планируемые результаты
Предметные

1,2

Величие
многонаци
ональной
российской
культуры.

3,4

Человектворец и
носитель
культуры.

5-6

«Береги
землю
родимую,
как мать
любимую»

Личностные
1. В мире культуры.
Оформлять свои мысли в
устной и письменной речи:
составлять монологические
высказывания и небольшие
повествовательные тексты с
элементами рассуждения.

Метапредметные

Определять и
Выбирать способы достижения цели,
формулировать цель своей
проверять и корректировать их.
деятельности, решаемую
Составлять разные виды планов;
проблему, поставленную
следовать плану, сверяя с ним свои
задачу. Строить
действия и ориентируясь во времени.
предположения,
Анализировать текст, выделять в нём
прогнозировать круг
главное и формулировать своими
возможных действий.
словами.
Определять и
Анализировать свои и
Организовывать работу в паре и в
формулировать цель своей
чужие поступки с точки
группе, сотрудничать с
деятельности, решаемую
зрения норм морали,
одноклассниками, договариваться,
проблему, поставленную
сопоставлять и оценивать
учитывая разные мнения и
задачу. Строить
их. Выделять поступки, за
придерживаясь согласованных
предположения,
которые человек может и
правил.
прогнозировать круг
должен чувствовать стыд и
возможных действий.
вину.
2. Нравственные ценности российского народа.
Определять и
Анализировать свои и
Выбирать способы достижения цели,
формулировать цель своей
чужие поступки с точки
проверять и корректировать их.
деятельности, решаемую
зрения норм морали,
Составлять разные виды планов;
проблему, поставленную
сопоставлять и оценивать
следовать плану, сверяя с ним свои
задачу. Строить
их. Выделять поступки, за
действия и ориентируясь во времени.

Колво
часов

Дата

2
4.09
11.09

2

18.09
25.09

2

2.10
9.10

7-8

9-10

11-12

13-14

предположения,
прогнозировать круг
возможных действий.
Жизнь
Определять и
ратными
формулировать цель своей
подвигами деятельности, решаемую
полна
проблему, поставленную
задачу. Строить
предположения,
прогнозировать круг
возможных действий.
В труде – Определять и
красота
формулировать цель своей
человека
деятельности, решаемую
проблему, поставленную
задачу. Строить
предположения,
прогнозировать круг
возможных действий.
«Плод
Определять и
добрых
формулировать цель своей
трудов
деятельности, решаемую
славен»
проблему, поставленную
задачу. Строить
предположения,
прогнозировать круг
возможных действий.
Люди труда Встраивать этические
понятия в свою систему
знаний, оперировать ими в
рассуждениях.

которые человек может и
должен чувствовать стыд и
вину.
Анализировать свои и
чужие поступки с точки
зрения норм морали,
сопоставлять и оценивать
их. Выделять поступки, за
которые человек может и
должен чувствовать стыд и
вину.
Делать нравственный
выбор в моделях
жизненных ситуаций и
обосновывать его.

Анализировать свои и
чужие поступки с точки
зрения норм морали,
сопоставлять и оценивать
их. Выделять поступки, за
которые человек может и
должен чувствовать стыд и
вину.
Выступать перед знакомой
аудиторией (сверстников,
родителей, педагогов) с
сообщениями, используя
иллюстративный ряд
(плакаты, макеты,
презентации, отдельные
слайды, таблицы, графики,
схемы).

Анализировать текст, выделять в нём
главное и формулировать своими
словами.
Выбирать способы достижения цели,
проверять и корректировать их.
Составлять разные виды планов;
следовать плану, сверяя с ним свои
действия и ориентируясь во времени.
Анализировать текст, выделять в нём
главное и формулировать своими
словами.
Выбирать способы достижения цели,
проверять и корректировать их.
Составлять разные виды планов;
следовать плану, сверяя с ним свои
действия и ориентируясь во времени.
Анализировать текст, выделять в нём
главное и формулировать своими
словами.
Организовывать работу в паре и в
группе, сотрудничать с
одноклассниками, договариваться,
учитывая разные мнения и
придерживаясь согласованных
правил.
Оформлять свои мысли в устной и
письменной речи: составлять
монологические высказывания и
небольшие повествовательные
тексты с элементами рассуждения.

2

16.10
23.10

2

6.11
13.11

2

20.11
27.11

2

4.12
11.12

15-16

17-18

19

20-21

Бережное
отношение
к природе

Определять и
формулировать цель своей
деятельности, решаемую
проблему, поставленную
задачу. Строить
предположения,
прогнозировать круг
возможных действий.
Семья
– Определять и
хранитель
формулировать цель своей
духовных
деятельности, решаемую
ценностей проблему, поставленную
задачу. Строить
предположения,
прогнозировать круг
возможных действий.

Роль
Определять и
религии в формулировать цель своей
развитии
деятельности, решаемую
культуры.
проблему, поставленную
задачу. Строить
предположения,
прогнозировать круг
возможных действий.
Культурное
наследие
христианс
кой
Руси.

Встраивать этические
понятия в свою систему
знаний, оперировать ими в
рассуждениях.

Делать нравственный
выбор в моделях
жизненных ситуаций и
обосновывать его.

Организовывать работу в паре и в
группе, сотрудничать с
одноклассниками, договариваться,
учитывая разные мнения и
придерживаясь согласованных
правил.

2

18.12
25.12

Анализировать текст,
выделять в нём главное и
формулировать своими
словами.

Формулировать смысловое
содержание иллюстраций, связывать
графическое и текстовое
представление информации

2

8.01

3. Религия и культура
Сопоставлять своё мнение с Находить нужную информацию в
мнениями других людей,
печатных и электронных источниках.
находить полезную для себя
информацию в их позициях
и высказываниях

Выступать перед знакомой
аудиторией (сверстников,
родителей, педагогов) с
сообщениями, используя
иллюстративный ряд
(плакаты, макеты,
презентации, отдельные
слайды, таблицы, графики,
схемы).

Оформлять свои мысли в устной и
письменной речи: составлять
монологические высказывания и
небольшие повествовательные
тексты с элементами рассуждения.

15.01

1

22.01
29.01

2

5.02
12.02

22-23

Культура
ислама.

24-25

Иудаизм и
культура.

26-27

Культурны
е традиции
буддизма.

Определять и
формулировать цель своей
деятельности, решаемую
проблему, поставленную
задачу. Строить
предположения,
прогнозировать круг
возможных действий.
Определять и
формулировать цель своей
деятельности, решаемую
проблему, поставленную
задачу. Строить
предположения,
прогнозировать круг
возможных действий.
Встраивать этические
понятия в свою систему
знаний, оперировать ими в
рассуждениях.

Сопоставлять своё мнение с
мнениями других людей,
находить полезную для себя
информацию в их позициях
и высказываниях

Выделять нравственные мотивы в
действиях персонажей
художественных произведений,
одноклассников и других людей.

2

19.02
26.02

Открывать для себя
значение этических
понятий, объяснять их
смысл своими словами.

Находить нужную информацию в
печатных и электронных источниках.

2

5.03

Выступать перед знакомой
аудиторией (сверстников,
родителей, педагогов) с
сообщениями, используя
иллюстративный ряд
(плакаты, макеты,
презентации, отдельные
слайды, таблицы, графики,
схемы).

Оформлять свои мысли в устной и
письменной речи: составлять
монологические высказывания и
небольшие повествовательные
тексты с элементами рассуждения.

12.03

2

19.03

2

2.04
9.04

4. Как сохранить духовные ценности

28-29

Забота
государства
о
сохранении
духовных
ценностей

Сопоставлять своё мнение с
мнениями других людей,
находить полезную для себя
информацию в их позициях
и высказываниях.
Обсуждать разные мнения,
оценивать их с точки зрения
норм морали и логики

Анализировать текст,
выделять в нём главное и
формулировать своими
словами.

Участвовать в дискуссии,
выслушивать одноклассников,
выделяя в их речи мнения и
аргументы; задавать вопросы;
излагать своё мнение, используя
аргументы.

30
31

Хранить
память
предков.

32
33
34
35

Что
составляет
твой
духовный
мир.

Осознание целостности
Осознание своей
Высказывать предположения о
окружающего мира,
принадлежности к народу,
последствиях неправильного
расширение знаний о
национальности, стране,
(безнравственного) поведения
российской
государству; чувство
человека. Оценивать свои поступки,
многонациональной
привязанности и любви к
соотнося их с правилами
культуре, особенностях
малой родине, гордости и за нравственности и этики; намечать
традиционных религий
своё Отечество, российский способы саморазвития.
России;
народ и историю России
Использование полученных (элементы гражданской
знаний в продуктивной и
идентичности. Понимание
преобразующей
роли человека в обществе,
деятельности; способность
принятие норм
к работе с информацией,
нравственного поведения.
представленной разными
средствами
5. Что составляет твой духовный мир
Расширение кругозора и
Проявление гуманного
Участвовать в диалоге: высказывать
культурного опыта
отношения, толерантности свои суждения, анализировать
школьника, формирование
к людям, правильного
высказывания участников беседы,
умения воспринимать мир
взаимодействия в
добавлять, приводить
не только рационально, но
совместной деятельности,
доказательства.
и образно.
независимо от возраста,
Создаватьпо изображениям
национальности,
(художественным полотнам, иконам,
вероисповедания
иллюстрациям) словесный портрет
участников диалога или
героя. Оценивать поступки
деятельности; стремление к реальных лиц, героев произведений,
развитию
высказывания
интеллектуальных,
известных личностей.
нравственных,
эстетических потребностей.

2

16.04
23.04

1

30.04
7.05
14.05
21.05


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».