Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Верхнедобринская средняя школа Камышинского муниципального района Волгоградской области РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «ОДНКНР» для обучающихся 6 класса основного общего образования Учитель Белова Е.И. Пояснительная записка Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС ООО, ООП ООО МКОУ Верхнедобринской СШ, учебным планом МКОУ Верхнедобринской СШ на 2024 – 2025 уч.год, на основе авторской программы и ориентирован на использование учебника авторского коллектива Н.Ф.Виноградовой, В.И. Власенко, А.В. Полякова «Основы духовно-нравственной культуры народов России», 6 класс М., «Вентана-Граф», 2019 г. Цель учебного курса – формирование у обучающихся мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных традиций многонационального народа России и уважения к ним. Задачи учебного курса: - выделить в разных субкультурах общие ценности и показать их влияние на развитие цивилизации и на жизнь современного общества; - развивать представление обучающихся о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни человека, семьи, общества; - выработать убеждение в том, что отношение к члену общества определяется не принадлежность к какому-то этносу, а его нравственным характером поведения, чувством любви к своей Родине, уважением к народам, населяющим ее, их культуре и традициям. В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» определен как курс, направленный на формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности». Для реализации поставленных целей и задач курса рекомендовано сочетание разных методов обучения – учебные проекты, чтение текстов учебника, работа с информацией, представленной в иллюстрациях, фотографиях, притчах, сказках и т.д. Данные методы помогут обеспечить: – организацию диалога различных культур, раскрытие на конкретных примерах (из реальной жизни, истории России, религиозных учений) особенностей взаимодействия и взаимовлияния разных этнических культур; пятиклассники продолжают работать с рубриками учебника «Обсудим вместе», «Жил на свете человек», «Путешествие вглубь веков», «По страницам священных книг»; – отражение основного содержания текстов учебника в иллюстративном ряде (рубрика учебника «Картинная галерея», тематические фотографии и рисунки, схемы, карты); – последовательное введение новых терминов и понятий, культурологического и религиозного содержания (текстовое объяснение; наличие толкового словарика). Место учебного предмета в учебном плане. Данная рабочая программа рассчитана на 33 ч. из расчета 1 учебный час в неделю. Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам. В соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования содержание данного предмета определяет достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы. Личностные результаты: - осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности); - понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения; - проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности; - стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей. Метапредметные результаты определяют круг универсальных учебных действий разного типа (познавательные, коммуникативные, рефлексивные, информационные), которые успешно формируются средствами данного предмета. Среди них: - владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров); - овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в разном виде и разнообразной форме; - овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений); - освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; - умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой коллективного труда. Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач: - осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России; - использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами; - расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно. При подготовке планирования структурирование и изучение учебного материала определяется в соответствие с учебником Н.Ф .Виноградовой, В. И. Власенко, А.В. Полякова «Основы духовно-нравственной культуры народов России». 5 класс Содержание учебного предмета ОДНКНР 6 класс (33 ч) Тематический блок 1. «Культура как социальность» Тема 1 . Мир культуры: его структура Культура как форма социального взаимодействия. Связь между миром материальной культуры и социальной структурой общества. Расстояние и образ жизни людей. Научнотехнический прогресс как один из источников формирования социального облика общества. Тема 2 . Культура России: многообразие регионов. Территория России. Народы, живущие в ней. Проблемы культурного взаимодействия в обществе с многообразием культур. Сохранение и поддержка принципов толерантности и уважения ко всем культурам народов России. Тема 3 . История быта как история культуры. Домашнее хозяйство и его типы. Хозяйственная деятельность народов России в разные исторические периоды. Многообразие культурных укладов как результат исторического развития народов России. Тема 4 . Прогресс: технический и социальный. Производительность труда. Разделение труда. Обслуживающий и производящий труд Домашний труд и его механизация. Что такое технологии и как они влияют на культуру и ценности общества? Тема 5 . Образование в культуре народов России. Представление об основных этапах в истории образования. Ценность знания. Социальная обусловленность различных видов образования. Важность образования для современного мира. Образование как трансляция культурных смыслов, как способ передачи ценностей. Тема 6 . Права и обязанности человека. Права и обязанности человека в культурной традиции народов России. Права и свободы человека и гражданина, обозначенные в Конституции Российской Федерации. Тема 7 . Общество и религия: духовно-нравственное взаимодействие. Мир религий в истории. Религии народов России сегодня. Государствообразующие и традиционные религии как источник духовно-нравственных ценностей. Тема 8 . Современный мир: самое важное (практическое занятие). Современное общество: его портрет. Проект: описание самых важных черт современного общества с точки зрения материальной и духовной культуры народов России. Тематический блок 2. «Человек и его отражение в культуре» Тема 9. Каким должен быть человек? Духовно-нравственный облик и идеал человека. Мораль, нравственность, этика, этикет в культурах народов России. Право и равенство в правах. Свобода как ценность. Долг как её ограничение. Общество как регулятор свободы. Свойства и качества человека, его образ в культуре народов России, единство человеческих качеств. Единство духовной жизни. Тема 10 . Взросление человека в культуре народов Росси. Социальное измерение человека. Детство, взросление, зрелость, пожилой возраст. Проблема одиночества. Необходимость развития во взаимодействии с другими людьми. Самостоятельность как ценность . Тема 11 . Религия как источник нравственности. Религия как источник нравственности и гуманистического мышления. Нравственный идеал человека в традиционных религиях. Современное общество и религиозный идеал человека. Тема 12. Наука как источник знания о человеке и человеческом. Гуманитарное знание и его особенности. Культура как самопознание. Этика. Эстетика. Право в контексте духовно-нравственных ценностей. Тема 13 . Этика и нравственность как категории духовной культуры. Что такое этика. Добро и его проявления в реальной жизни. Что значит быть нравственным. Почему нравственность важна? Тема 14 . Самопознание (практическое занятие). Автобиография и автопортрет: кто я и что я люблю. Как устроена моя жизнь. Выполнение проекта. Тематический блок 3. «Человек как член общества» Тема 15 . Труд делает человека человеком. Что такое труд. Важность труда и его экономическая стоимость. Безделье, лень, тунеядство . Трудолюбие, подвиг труда, ответственность. Общественная оценка труда . Тема 16 . Подвиг: как узнать героя? Что такое подвиг. Героизм как самопожертвование. Героизм на войне. Подвиг в мирное время . Милосердие, взаимопомощь. Тема 17 . Люди в обществе: духовно-нравственное взаимовлияние. Человек в социальном измерении. Дружба, предательство. Коллектив. Личные границы Этика предпринимательства. Социальная помощь. Тема 18 . Проблемы современного общества как отражение его духовнонравственного самосознания. Бедность. Инвалидность . Асоциальная семья . Сиротство . Отражение этих явлений в культуре общества . Тема 19 . Духовно-нравственные ориентиры социальных отношений. Милосердие. Взаимопомощь. Социальное служение. Благотворительность. Волонтёрство . Общественные блага . Тема 20. Гуманизм как сущностная характеристика духовно- нравственной культуры народов России. Гуманизм. Истоки гуманистического мышления. Философия гуманизма. Проявления гуманизма в историко-культурном наследии народов России. Тема 21. Социальные профессии; их важность для сохранения духовнонравственного облика общества. Социальные профессии: врач, учитель, пожарный, полицейский, социальный работник. Духовно-нравственные качества, необходимые представителям этих профессии. Тема 22 . Выдающиеся благотворители в истории. Благотворительность как нравственный долг. Меценаты, философы, религиозные лидеры, врачи, учёные, педагоги. Важность меценатства для духовно-нравственного развития личности самого мецената и общества в целом . Тема 23 . Выдающиеся учёные России. Наука как источник социального и духовного прогресса общества. Учёные России. Почему важно помнить историю науки . Вклад науки в благополучие страны . Важность морали и нравственности в науке, в деятельности учёных . Тема 24 . Моя профессия (практическое занятие). Труд как самореализация, как вклад в общество. Рассказ о своей будущей профессии. Тематический блок 3. «Родина и патриотизм» Тема 25 . Гражданин. Родина и гражданство, их взаимосвязь. Что делает человека гражданином. Нравственные качества гражданина Тема 26 . Патриотизм. Патриотизм. Толерантность . Уважение к другим народам и их истории . Важность патриотизма . Тема 27 . Защита Родины: подвиг или долг? Война и мир. Роль знания в защите Родины . Долг гражданина перед обществом . Военные подвиги . Честь . Доблесть . Тема 28 . Государство. Россия — наша родина. Государство как объединяющее начало. Социальная сторона права и государства. Что такое закон . Что такое Родина? Что такое государство? Необходимость быть гражданином. Российская гражданская идентичность. Тема 29 . Гражданская идентичность (практическое занятие). Какими качествами должен обладать человек как гражданин. Тема 30 . Моя школа и мой класс (практическое занятие). Портрет школы или класса через добрые дела. Тема 31 . Человек: какой он? (практическое занятие). Человек. Его образы в культуре . Духовность и нравственность как важнейшие качества человека . Тема Человек и культура (проект). Итоговый проект: «Что значит быть человеком?» К концу обучения учащиеся научатся: • воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов; оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя; • сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов. • проводить и духовно-нравственными ценностями. • участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства. • Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя. • Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей. • Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей. • Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и практических задач. • Высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека. • Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития. • Работать с историческими источниками и документами. Календарно – тематическое планирование № Тема дата Основное содержание Основные виды деятельности обучающихся Тематический блок 1. «Культура как социальность» 1 Мир культуры: его структура 6.09 Культура как форма социального взаимодействия . Связь между миром материальной культуры и социальной структурой общества . Расстояние и образ жизни людей . Научно-технический прогресс как один из источников формирования социального облика общества Понимать специфику социальных явлений, их отличия от мира природы . Уметь объяснять взаимосвязь материальной культуры с духовно-нравственным состоянием общества . Слушать объяснения учителя, работать с учебником, анализировать проблемные ситуации 2 Культура России: многообразие регионов 13.09 Территория России . Народы, живущие в ней . Проблемы культурного взаимодействия в обществе с многообразием культур . Сохранение и поддержка принципов толерантности и уважения ко всем культурам народов России Понимать и объяснять важность сохранения исторической памяти разных народов, культурных традиций разных регионов России . Характеризовать духовную культуру народов России как общее достояние нашей Родины . Работать с картой регионов, разграничивать понятия по теме, слушать объяснения учителя 3 История быта как история культуры 20.09 Домашнее хозяйство и его тпы . Хозяйственная деятел ность народов России в разные исторические периоды . Многообразие культурных укладов как результат исто рического развития народов России Понимать и объяснять взаимосвязь хозяйственной деятельности, быта людей с историей народа, климатом, географическими условиями его жизни . Работать с учебником, а также научнопопулярной литературой; просматривать и анализировать учебные фильмы 4 Прогресс: технический и социальный 27.09 Производительность труда . Разделение труда . Обслуживающий и производящий труд . Домашний труд и его механизация . Что такое технологии и как они Понимать и объяснять, что такое труд, разделение труда, какова роль труда в истории и современном обществе . Работать с учебником, научно-популярной литературой; решать про- влияют на культуру ценности общества? и блемные задачи, анализировать и разграничивать понятий 5 Образование в культуре на родов России 4.10 Представление об основных этапах в истории образования . Ценность знания . Социальная обусловленность различных видов образования . Важность образования для современного мира . Образование как трансляция куль- турных смыслов, как способ передачи ценностей Понимать и объяснять важность образования в современном мире и ценность знаний . Понимать, что образование — важная часть процесса формирования духовнонравственных ориентиров человека . Слушать объяснения учителя, рефлексиовать собственный опыт, разграничивать понятия 6 Права и обязанности челове ка 11.10 Права и обязанности человека в культурной традиции народов России . Права и свободы человека и гражданина, обозначенные в Конституции Российской Федерации 7 Общество и религия: духовнонравственное взаимодействи е 18.10 Мир религий в истории . Религии народов России сегодня . Государствообразующие и традиционные религии как источник духовнонравственных ценностей 8 Современный мир: самое важное (практическое занятие) 25.10 Современное общество: его портрет . Проект: описание самых важных черт современного общества с точки зрения материальной и духовной культуры народов России Понимать и объяснять, в чём заключается смысл понятий «права человека», правовая культура» и др . Понимать необходимость соблюдения прав и обязанностей человека . Слушать и анализировать выступления одноклассников, работать с текстом учебника и с источниками Понимать и объяснять смысл понятий «религия», «атеизм» и др . Знать названия традиционных религий России, уметь объяснять их роль в истории и на современном этапе развития общества . Слушать объяснения учителя, ре- шать текстовые задачи Понимать, в чём заключаются основные духовнонравственные ориентиры современного общества . Подготовить проект (или доклад, сообщение); работать с научнопопулярной литературой, разграничивать и систематизировать понятия 9 Каким должен быть человек? Духовнонравственны й облик и идеал человека Тематический блок 2. «Человек и его отражение в культуре» Понимать и объяснять 8.11 Мораль, нравственность, этика, этикет в культурах взаимосвязь таких понятий, народов России . Право и как «свобода», ответравенство в правах . ственность, право и долг . Слушать объяснения Свобода как ценность . Долг как её ограничение . учителя, работать с учебником, анализировать Общество как регулятор свободы . Свойства и проблемные ситуации качествачеловека, его образ в культуре народов России, единство человеческих качеств . Единство духовной жизни Объяснять важность 15.11 Социальное измерение чело- века . Детство, взаимодействия человека и взросление, зрелость, общества, негативные эфпожилой возраст . фекты социальной изоляции . Слушать объяснения Проблема одиночества . учителя, решать проблемные Необходимость развития во взаимодействии с задачи, анализировать другими людьми . информацию из нескольких источников, анализировать Самостоятельность как ценность собственный опыт Понимать, какой 22.11 Религия как источник нравственности и нравственный потенциал гуманистического несут традиционные религии мышления . НравственРоссии . Слушать объяснения учителя, ный идеал человека в традиционных религиях . работать с учебником, просматривать учебные Современное общество и религиозный идеал фильмы по теме человека 10 Взросление человека в куль- туре народов России 11 Религия как источник нравственности 12 Наука как источник знания о человеке и человеческом 29.11 Гуманитарное знание и его особенности . Культура как самопознание . Этика . Эстетика . Право в контексте духовнонравственных ценностей 13 Этика и нравственно сть как категории духовной культу- ры 6.12 Что такое этика . Добро и его проявления в реальной жизни . Что значит быть нравственным . Почему нравственность важна? Понимать и объяснять смысл поня- тия «гуманитарное знание»; осознавать, что культура помогает человеку понимать самого себя . Слушать объяснения учителя, работать с учебником, с дополнительной научнопопулярной литературой Объяснять понятия «добро» и «зло» с помощью примеров из истории и культуры народов России, соотн сить эти понятия с личным опытом . Решать проблемные задачи, раб тать с учебником, рефлексировать собственный опыт 14 Самопознан ие 13.12 (практическ ое занятие) Автобиография и автопортрет: кто я и что я люблю . Как устроена моя жизнь . Выполнение проекта Уметь соотносить понятия «мораль», «нравственность» с самопознанием на доступном для возраста детей уровне . Формировать представления о самом себе; воспитывать навыки самопрезентации, рефлексии; слушать и анализировать доклады одноклассников Тематический блок 3. «Человек как член общества» 15 Труд делает человека человеком 20.12 Что такое труд . Важность труда и его экономическая стоимость . Безделье, лень, тунеядство . Трудолюбие, подвиг труда, ответственность . Общественная оценка труда Осознавать важность труда объяс- нять его роль в современном обще- стве . Понимать и осознавать трудолюбие как ответственность перед людьми и самим собой . Слушать объяснения учителя, решать проблемные задачи, анализировать тексты учебника 16 Подвиг: как узнать героя? 27.12 Что такое подвиг . Героизм как самопожертвование . Героизм на войне . Подвиг в мирное время . Милосердие, взаимопомощь Понимать и объяснять отличие под- вига на войне и в мирное время . Знать и называть имена героев . Слушать объяснения учителя, решать проблемные задачи, анализировать тексты учебника 17 Люди в обществе: духовнонравственное взаимовлиян ие 10.01 Человек в социальном измерении . Дружба, предательство . Коллектив . Личные границы Этика предпринимательства . Социальная помощь Понимать и объяснять понятия «дружба», «предательство», «честь», «коллективизм», «благотворительность» . Слушать объяснения учителя, решать проблемные задачи, анализировать тексты учебника № Тем а дата Основное содержание 18 Проблемы современного общества как отражение его духовнонравственног о самосознания 17.01 Бедность . Инвалидность . Асоциальная семья . Сиротство . Отражение этих явлений в культуре общества 19 Духовнонравственны е ориентиры социальных отношений 24.01 Милосердие . Взаимопомощь . Социальное служение . Благотворительность . Волонтёрство . Общественные блага 20 Гуманизм как сущностная характерист ика духовнонравственно й культуры народов России 31.01 Гуманизм . Истоки гуманистического мышления . Фило- софия гуманизма . Проявления гуманизма в историкокультурном наследии народов России 21 Социальные профессии; их важность для сохранения духовнонравственног о об- лика общества 7.02 Социальные профессии: врач, учитель, пожарный, полицейский, социальный работник . Духовно-нравственные качества, необходимые представителям этих профессий Основные виды деятельности обучающихся Понимать и объяснять понятия «бедность», «инвалидность», «сиротство» . Предлагать пути преодоления проблем современного общества на доступном для понимания детей уровне . Слушать объяснения учителя, решать проблемные задачи, анализировать тексты учебника Понимать и объяснять понятия «милосердие», «взаимопомощь», «благотворительность», «волонтёрство» . Вы- являть общие черты традиций милосердия, взаимной помощи, благотворительности у представителей разных народов . Слушать объяснения учителя, решать проблемные задачи, анализировать тексты учебника Понимать и характеризовать понятие «гуманизм» как источник духовнонравственных ценностей народов России . Понимать и объяснять, что такое социальные профессии и почему выбирать их нужно особенно ответственно . Работать с научно-популярной литературой, готовить рефераты, слушать и анализировать доклады одноклассников 22 Выдающиеся благотворите - ли в истории . Благотворительность как нравственны й долг 14.02 Меценаты, философы, религиозные лидеры, врачи, учёные, педагоги . Важность меценатства для духовнонравственного развития личности самого мецената и общества в целом 23 Выдающиеся учёные России . Наука как источник социального и духовного прогресса общества 21.02 Учёные России . Почему важно помнить историю науки . Вклад науки в благополучие страны . Важность морали и нравственности в науке, в деятельности учёных Приводить примеры выдающихся благотворителей в истории и в современной России . Работать с научнопопулярной литературой, анализировать несколько источников, разграничивать понятия Понимать и объяснять, что такое наука; приводить имена выдающихся учёных России . Работать с научнопопулярной литературой, анализировать несколько источников, разграничивать понятия Обосновывать, какие духовно-нравственные качества нужны для выбранной профессии . Работать с научнопопулярной литературой, анализировать несколько источников, разграничивать понятия Тематический блок 4. «Родина и патриотизм» 24 Моя профессия (практическо е занятие) 28.02 Труд как самореализация, как вклад в общество . Рассказ о своей будущей профессии 25 Гражданин 7.03 Родина и гражданство, их взаимосвязь . Что делает человека гражданином . Нравственные качества гражданина 26 Патриотизм 14.03 Патриотизм . Толерантность . Уважение к другим народам и их истории . Важность патриотизма 27 Защита Родины: подвиг или долг? 21.03 Война и мир . Роль знания в защите Родины . Долг гражданина перед обществом . Военные подвиги . Честь . Доблесть Характеризовать понятия «Роди- на», «гражданство»; понимать духовнонравственный смысл патриотизма . Слушать объяснения учителя, работать с текстом учебника Приводить примеры патриотизма в истории и в современном обществе . Слушать объяснения учителя, работать с учебником, рефлексировать собственный опыт Характеризовать важность сохранения мира и согласия . Приводить примеры военных подвигов; понимать особенности защиты чести Родины в спорте, науке, культуре . Государство как объединяющее начало . Социальная сторона права и государства . Что такое закон . Что такое Родина? Что такое государство? Необходимость быть гражданином . Российская гражданская идентичность Объяснять понятие «государство» . Уметь выделять и характеризовать основные особенности Российского го сударства с опорой на духовнонравственные ценности . Слушать объяснения учителя, работать с текстом учебника, с дополнительной научно-популярной литературой Гражданская 11.04 идентичность (практическое занятие) Какими качествами должен обладать человек как гражданин Обосновать важность духовно-нравственных качеств гражданина . Работать с источниками, определять понятия, подготовить практическую работу Моя школа и 18.04 мой класс (практическое занятие) Портрет школы или класса через добрые дела Характеризовать понятие «доброе дело» в контексте оценки собственных действий, их нравственного начала . Работать с источниками, определять понятия, подготовить практическую работу 28 Государство . Россия — наша родина 29 30 31 32 33 4.04 Человек: какой он? (практическо е занятие) 25.04 Человек . Его образы в культуре . Духовность и нравственность как важнейшие качества человека Сформулировать свой идеал человека, назвать качества, ему присущие . Работать с источниками, определять понятия, подготовить практическую работу Человек и культура (проект) 16.05 Итоговый проект: «Что значит быть человеком?» Показать взаимосвязь человека и культуры через их взаимное влияние . Характеризовать образ человека высокой духовной культуры, создаваемый в произведениях искусства . Работать с источниками, систематизировать понятия, подготовить проект 23.05 Список литературы. - ФГОС основного общего образования; - «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»; - Каталог образовательных ресурсов сети Интернет для школы - http://katalog.iot.ru/ - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - http://school-collection.edu.ru/ - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов - http://fcior.edu.ru - Основы духовно-нравственной культуры народов России: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: Вентана- Граф, 2019