Рабочая программа внеурочных занятий «Функциональная
грамотность»
для 10 класса
на 2024-2025 учебный год
Учитель русского языка и литературы:
Арифбаева У.Ш.
1.Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочных занятий «Функциональная грамотность» в 10
классе составлена в соответствии с ФГОС ООО, ООП ООО МКОУ
Верхнедобринской СШ, учебным планом МКОУ Верхнедобринской СШ на 2024-2025
учебный год.
В основе занятий лежит системно-деятельностный подход, направленный на
формирование и развитие коммуникативной компетенции обучающихся. На изучение
программы отводится 16 часов (0,5 ч.в неделю).
1. Планируемые результаты освоения программ внеурочной деятельности
Личностными результатами при изучении Программы являются:
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения
к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности,
знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного
наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических
и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание
чувства ответственности и долга перед Родиной;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной
траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных
предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России
и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать
в нём взаимопонимания;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в
школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных
компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических
особенностей;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и
других видов деятельности;
• формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
• формирование основ экологической культуры соответствующей современному
уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной
рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты предполагают овладение школьниками в ходе
урочной и внеурочной деятельности различными УУД, среди которых приоритетными
в реализации цели будут:
Регулятивные:
• выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее
эффективный способ;
• при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать
условия и средства их достижения;
Коммуникативные:
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное
высказывание;
• использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей,
мотивов и потребностей;
• отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в
форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.
• вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем,
участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и
диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими
нормами родного языка;
Познавательные:
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов
библиотек и Интернета;
• формировать основы ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового
чтения;
• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное,
главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
• работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и
употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном
сближении слов;
• сформировать основы рефлексивного чтения.
Стратегия смыслового чтения и работы с текстом предполагает достижение
следующих результатов:
Предметные результаты
1.Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного Обучающийся
научится:
• ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: —
определять главную тему, общую цель или назначение текста; — выбирать из текста
или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста; —
формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; — предвосхищать
содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;
— объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте; — сопоставлять
основные текстовые и в нетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между
частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение
карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.;
• находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его
основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом
тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими,
находить необходимую единицу информации в тексте);
• решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и
критического понимания текста:
— определять назначение разных видов текстов;
— ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный
момент информацию;
— различать темы и подтемы специального текста;
— выделять не только главную, но и избыточную информацию;
— прогнозировать последовательность изложения идей текста;
— сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной
теме; — выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;
— формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования
определённой позиции;
— понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.
Обучающийся получит возможность научиться:
• анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения,
получения и переработки полученной информации и её осмысления.
2. Преобразование и интерпретация информации в тексте.
Обучающийся научится:
• структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление;
проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
• преобразовывать текст, используя новые формы представления информации:
формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в
частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к
другому;
• интерпретировать текст:
— сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного
характера;
— обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;
— делать выводы из сформулированных посылок; — выводить заключение о
намерении автора или главной мысли текста.
Обучающийся получит возможность научиться:
• выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления
иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста
(использованных языковых средств и структуры текста).
3. Оценка информации, содержащейся в тексте.
Обучающийся научится:
• откликаться на содержание текста:
— связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других
источников;
— оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;
— находить доводы в защиту своей точки зрения;
• откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его
форму, а в целом — мастерство его исполнения;
• на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению
достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой
информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
• в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в
них противоречивую, конфликтную информацию;
• использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для
обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку
зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).
Обучающийся получит возможность научиться:
• критически относиться к рекламной информации;
• находить способы проверки противоречивой информации;
• определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или
конфликтной ситуации.
Календарно-тематическое планирование
№
Дата
1
План
2.09.24
2
16.09.24
3
7.10.24
4
21.10.24
5
11.11.24
6
7
8
9
10
11
25.11.2024
9.12.24
23.11.24
14.01.25
28.01.25
4.02.25
18.02.25
12
13
1416
11.03.25
8.04.25
22.04.25
13.05.24
Тема занятия
Факт
Требования к сочинению на литературную тему. Критерии
оценивания. Сочинение как текст. Основные признаки
текста. Сбалансированность частей работы, соответствие
определенной стилистике.
Теоретико-литературные понятия и их роль в подготовке к
сочинению. Основные литературоведческие понятия в
формулировках тем сочинений
Классификация сочинений по тематике, проблематике и
жанрам. Своеобразие жанров. Зависимость структуры
сочинения от его типа. Различение понятий тема - проблема тезис. Выбор темы сочинения. Эпиграф. Цитирование.
Ключевые слова темы. Осмысление терминов и понятий в
формулировке темы
Развёрнутый план работы над сочинением. Структура
сочинения. Вступительная часть. Формулировка тезиса
Отбор литературного материала
Аргументация. Способы ввода аргументов в текст сочинения
Интерпретация фрагмента или эпизода.
Интерпретация фрагмента или эпизода.
Промежуточный вывод в конце каждого аргумента
Практическая работа. Способы ввода аргументов.
Заключительная часть сочинения. Виды заключений. Связки
между абзацами.
Речевое оформление сочинения. Обоснованное
использование средств выразительности
Практическая работа. Сочинение. Редактирование работ