Рабочая программа по функциональной грамотности 10 класс

Рабочая программа внеурочных занятий «Функциональная
грамотность»
для 10 класса
на 2024-2025 учебный год

Учитель русского языка и литературы:
Арифбаева У.Ш.

1.Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочных занятий «Функциональная грамотность» в 10
классе составлена в соответствии с ФГОС ООО, ООП ООО МКОУ
Верхнедобринской СШ, учебным планом МКОУ Верхнедобринской СШ на 2024-2025
учебный год.
В основе занятий лежит системно-деятельностный подход, направленный на
формирование и развитие коммуникативной компетенции обучающихся. На изучение
программы отводится 16 часов (0,5 ч.в неделю).
1. Планируемые результаты освоения программ внеурочной деятельности
Личностными результатами при изучении Программы являются:
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения
к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности,
знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного
наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических
и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание
чувства ответственности и долга перед Родиной;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной
траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных
предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России
и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать
в нём взаимопонимания;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в
школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных
компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических
особенностей;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и
других видов деятельности;
• формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
• формирование основ экологической культуры соответствующей современному

уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной
рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты предполагают овладение школьниками в ходе
урочной и внеурочной деятельности различными УУД, среди которых приоритетными
в реализации цели будут:
Регулятивные:
• выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее
эффективный способ;
• при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать
условия и средства их достижения;
Коммуникативные:
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное
высказывание;
• использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей,
мотивов и потребностей;
• отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в
форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.
• вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем,
участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и
диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими
нормами родного языка;
Познавательные:
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов
библиотек и Интернета;
• формировать основы ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового
чтения;
• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное,
главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
• работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и
употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном
сближении слов;
• сформировать основы рефлексивного чтения.
Стратегия смыслового чтения и работы с текстом предполагает достижение
следующих результатов:
Предметные результаты
1.Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного Обучающийся
научится:
• ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: —
определять главную тему, общую цель или назначение текста; — выбирать из текста
или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста; —
формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; — предвосхищать
содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;
— объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте; — сопоставлять
основные текстовые и в нетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между

частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение
карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.;
• находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его
основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом
тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими,
находить необходимую единицу информации в тексте);
• решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и
критического понимания текста:
— определять назначение разных видов текстов;
— ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный
момент информацию;
— различать темы и подтемы специального текста;
— выделять не только главную, но и избыточную информацию;
— прогнозировать последовательность изложения идей текста;
— сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной
теме; — выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;
— формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования
определённой позиции;
— понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.
Обучающийся получит возможность научиться:
• анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения,
получения и переработки полученной информации и её осмысления.
2. Преобразование и интерпретация информации в тексте.
Обучающийся научится:
• структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление;
проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
• преобразовывать текст, используя новые формы представления информации:
формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в
частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к
другому;
• интерпретировать текст:
— сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного
характера;
— обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;
— делать выводы из сформулированных посылок; — выводить заключение о
намерении автора или главной мысли текста.
Обучающийся получит возможность научиться:
• выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления
иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста
(использованных языковых средств и структуры текста).
3. Оценка информации, содержащейся в тексте.
Обучающийся научится:
• откликаться на содержание текста:
— связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других
источников;
— оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;
— находить доводы в защиту своей точки зрения;
• откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его
форму, а в целом — мастерство его исполнения;

• на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению
достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой
информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
• в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в
них противоречивую, конфликтную информацию;
• использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для
обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку
зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).
Обучающийся получит возможность научиться:
• критически относиться к рекламной информации;
• находить способы проверки противоречивой информации;
• определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или
конфликтной ситуации.

Календарно-тематическое планирование
№

Дата

1

План
2.09.24

2

16.09.24

3

7.10.24

4

21.10.24

5

11.11.24

6
7
8
9
10
11

25.11.2024
9.12.24
23.11.24
14.01.25
28.01.25
4.02.25
18.02.25

12
13
1416

11.03.25
8.04.25
22.04.25
13.05.24

Тема занятия
Факт
Требования к сочинению на литературную тему. Критерии
оценивания. Сочинение как текст. Основные признаки
текста. Сбалансированность частей работы, соответствие
определенной стилистике.
Теоретико-литературные понятия и их роль в подготовке к
сочинению. Основные литературоведческие понятия в
формулировках тем сочинений
Классификация сочинений по тематике, проблематике и
жанрам. Своеобразие жанров. Зависимость структуры
сочинения от его типа. Различение понятий тема - проблема тезис. Выбор темы сочинения. Эпиграф. Цитирование.
Ключевые слова темы. Осмысление терминов и понятий в
формулировке темы
Развёрнутый план работы над сочинением. Структура
сочинения. Вступительная часть. Формулировка тезиса
Отбор литературного материала
Аргументация. Способы ввода аргументов в текст сочинения
Интерпретация фрагмента или эпизода.
Интерпретация фрагмента или эпизода.
Промежуточный вывод в конце каждого аргумента
Практическая работа. Способы ввода аргументов.
Заключительная часть сочинения. Виды заключений. Связки
между абзацами.
Речевое оформление сочинения. Обоснованное
использование средств выразительности
Практическая работа. Сочинение. Редактирование работ


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».