Рабочая программа элективного курса «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» для 9 класса на 2024-2025 учебный год Учитель: Арифбаева Умида Шарифовна 1.Пояснительная записка Рабочая программа элективного курса «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» в 9 классе составлена в соответствии с ФГОС ООО, ООП ООО МКОУ Верхнедобринской СШ, учебным планом МКОУ Верхнедобринской СШ на 2024-2025 учебный год. Элективный курс рассчитан на учащихся 9 класса общеобразовательных школ. Он дополняет программу русского языка 5-9 классов, корректирует ее в соответствие с требованиями и моделями заданий ОГЭ 2024-2025 г. г. В данной программе большое внимание уделяется обучению написания сжатого изложения. В современных программах не содержится законченной, логически обоснованной системы работы по обучению созданию сжатых текстов. Кроме того, в существующих программах не определен круг специальных речевых умений в этой области и не описаны требования, предъявляемые к сжатым изложениям школьников. Все это требует создания системы работы с учащимися по подготовке к итоговой аттестации в форме ОГЭ. Факультатив позволяет подробно рассмотреть все этапы работы над сжатым изложением, учащиеся получают возможность попрактиковаться в написании сжатого изложения, что не предусмотрено программой по русскому языку для общеобразовательных школ (5-9 классы). Программа факультатива предусматривает также обучение учащихся написанию сочинениюрассуждению. Данному виду работы по развитию речи в программе русского языка 5-9 класса уделяется недостаточное внимание, что не дает возможности должным образом подготовить учащихся к выполнению задания 9. Данный курс предусматривает работу с текстом, его анализ как с точки зрения структуры, последовательности микротем, так и с точки зрения стилевой принадлежности и типа речи. Программа составлена с учетом возрастных особенностей и уровня подготовленности учащихся, она ориентирована на развитие логического мышления, предметных умений и творческих способностей учащихся. Цель: осуществление поэтапной системной подготовки учащихся к выполнению заданий КИМов Государственной итоговой аттестации по русскому языку. Задачей курса является формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации. В ходе занятий учащиеся должны научиться: овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников; научиться грамотно писать сжатое изложение публицистического стиля; владеть формами обработки информации исходного текста; через систему практических заданий и тренингов повторить, расширить и систематизировать знания учащихся по грамматике, орфографии, пунктуации и текстологии, проверяемых в ходе проведения экзамена в новой форме; работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания и вникать в её смысл; четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание; самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий; работать с бланками экзаменационной работы; сосредоточенно и эффективно работать в течение экзамена. На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки). Программа курса рассчитана на 17 часов из расчета 0,5 часа в неделю. Темы соотносятся как с основными разделами школьной программы изучения русского языка, так и с заданиями контрольно-измерительных материалов ОГЭ. Программа элективного курса «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» состоит из трех основных разделов: 1.Сжатое изложение (задание 1) 2. Сочинение (задание 13.1, 13.2, 13.3) 3. Задания 2-12 Подготовка к сжатому изложению Первая часть работы государственной итоговой аттестации в 9 классе – это написание сжатого изложения по тексту публицистического стиля. Сжатое изложение – это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных умений, важнейшими из которых являются следующие: умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте; умение адекватно воспринимать авторский замысел; умение вычленять главное в информации; умение сокращать текст разными способами; умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста; умение находить и использовать в разных стилях речи языковые средства обобщённой передачи содержания. Для эффективности выполнения этого вида работы ученика нужно научить понимать, что любой текст содержит главную и второстепенную информацию. Главная информация – то содержание, без которого авторский замысел будет неясен или искажён. Следовательно, нужно научить воспринимать текст на слух так, чтобы ученик точно понимал его общую тему, проблему, идею, видел авторскую позицию. Поэтому первые занятия курса посвящены повторению основных понятий: текст, его признаки, микротекст, тема, микротема, проблема, основная мысль. При работе с текстами необходимо тренировать учащихся в определении микротем, являющихся составной частью общей темы прослушанного текста. Так как для изложения даются тексты публицистического стиля, нужно подробнее остановиться на особенностях (лексических, морфологических и синтаксических) этого стиля речи, его приметах, а также повторить типы речи, которые могут использоваться в предложенных текстах. При работе над сжатием текста необходимо познакомить учащихся с элементами сжатия (упрощение, сокращение, обобщение). Рекомендуется брать микротексты (1 абзац) и на конкретных примерах отрабатывать приемы сжатия. Подготовка к сочинению-рассуждению Третья часть работы ОГЭ содержит творческое задание, которое проверяет коммуникативную компетенцию учащихся: умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи. При этом не случайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения творческой работы, используя прочитанный текст. Именно это общеучебное умение необходимо школьникам в дальнейшей образовательной, а часто и в профессиональной деятельности. Умение отстоять свои позиции, уважительно относиться к себе и своему собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры, рационального сознания. Подлинная рациональность, включающая способность аргументации доказательности своей позиции, вовсе не противоречит уровню развития эмоциональной сферы, эстетического сознания. В этом единстве и заключается такое личностное начало, как ответственность за свои взгляды и позиции. Поэтому в данном курсе особое место отводится подготовке к сочинению-рассуждению. При этом необходимо остановиться на повторении понятий типы речи (повествование, описание, рассуждение), их признаках. Более подробно - на рассуждении, его структуре и особенностях, так как в основе собственного высказывания учащиеся будут использовать именно этот тип речи. Подготовка к решению заданий 2-12 Вторая часть экзаменационной работы включает задания с выбором ответа и задания с кратким открытым ответом. Задание 2. Орфографический анализ слов, предложений и текста. Правописание приставок, корней, суффиксов, окончаний разных частей речи. Правописание существительных, прилагательных, глаголов, числительных, местоимений, наречий, слов категории состояния, причастий, деепричастий, предлогов, союзов, частиц, междометий, звукоподражательных слов. Слитное, раздельное, дефисное написание слов. Задание 3. Пунктуационный анализ предложений и текста. Знаки препинания в простом предложении. Знаки препинания в сложном предложении: в ССП, СПП, БСП, а также в предложениях с разными видами связи). Оформление прямой и косвенной речи. Знаки препинания в осложненных предложениях: в предложениях с однородными членами, обособленными членами, обращениями, вводными конструкциями (словами и словосочетаниями). Задание 4. Синтаксический анализ словосочетания. Типы подчинительной связи слов в словосочетаниях (согласование, управление, примыкание) Задание 5. Синтаксический анализ предложений. Простые неосложненные предложения (в том числе с неоднородными определениями). Простые предложения, осложненные однородными членами. Обобщающее слово при однородных членах. Простые предложения, осложненные обособленными определениями, обстоятельствами и дополнениями. Простые предложения, осложненные вводными словами и вставными конструкциями. Сложные предложения: ССП, СПП, БСП. Виды ССП, СПП, СПП с несколькими придаточными (последовательное подчинение, однородное подчинение, неоднородное подчинение). Сочинительные и подчинительные союзы (союзные слова). Прямая речь. Предложения по цели высказывания (повествовательные, вопросительные и побудительные) по эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные). Количество грамматических основ. Главные и второстепенные члены. Способы выражения подлежащего и сказуемого. Полные и неполные предложения. Односоставные предложения. Задание 6. Анализ содержания текста Типы речи: повествование, описание, рассуждение. Главная мысль текста. Задание 7. Анализ средств выразительности. Тропы: метафора, олицетворение, эпитет, гипербола, сравнительный оборот, сравнение, фразеологизм, литота. Задание 8. Лексический анализ слова, предложения, текста. Сферы употребления слов. Происхождение слов. Активный, пассивный словарный запас. Стилистическая окраска слов. Значение фразеологизмов, пословиц, поговорок, афоризмов, крылатых слов. Однозначные и многозначные слова. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Прямое и переносное значение слова. Лексическое значение слова. Задания 9-12. Текст. Стили речи В качестве учебного пособия используется для данного курса учебное пособие Н.А.Сениной, С.В. Гармаш. Русский язык. ОГЭ-2024. Тематический тренинг. 9 класс. – М.: Легион, 2024: Сениной, Нарушевич. Русский язык. Сочинение на ОГЭ. 9 класс. Курс интенсивной подготовки. – М.: Легион, 2024. Цыбулько. ОГЭ-2020. Русский язык. 36 вариантов. Типовые экзаменационные варианты. ФИПИ. Планируемые результаты Личностные Метапредметные Предметные 1) понимание русского языка как одной из основных национальнокультурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования; 2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию; 3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. 1) владение всеми видами речевой деятельности; 2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне; 3) овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения. 1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества; 2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом; 3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц; 4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи; 5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний; 6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц 5 адекватно ситуации речевого общения; 7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка; 8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике; 9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы. 6 Календарно-тематическое планирование «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» 9 класс (17 ч. 0,5 ч в неделю) № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Тема Введение. Значение курса, его задачи Особенности ОГЭ-2020 по русскому языку: цели, содержание, структура, учебные пособия. Демоверсия. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий. Заполнение бланков экзаменационной работы. Текст. Сжатое изложение (задание 1) Сжатое изложение. Что такое микротема. Абзацное членение. Что такое сжатие (компрессия) текста. Приемы сжатия. Отработка приема ИСКЛЮЧЕНИЕ. Приемы сжатия. Отработка приема ОБОБЩЕНИЕ. Приемы сжатия. Отработка приема УПРОЩЕНИЕ. Написание сжатого изложения Сочинение (13.1,13.2,13.3) Виды сочинений. Критерии оценки. Структура сочинения. Учимся формулировать тезис. Учимся аргументировать. Приемы ввода примеров из исходного текста. Учимся аргументировать. Приемы ввода примеров из жизненного опыта. Учимся писать вывод сочинения Создание сочинения-рассуждения.(13.1) Создание сочинения-рассуждения.(13.2) Создание сочинения-рассуждения.(13.3) Подготовка к решению заданий 2-12 Задание 2. Орфографический анализ слов, предложений и текста. Правописание приставок, корней. Задание 3. Пунктуационный анализ предложений и текста. Знаки препинания в простом предложении. Задание 4. Синтаксический анализ словосочетания. Типы подчинительной связи слов в словосочетаниях. Задание 5. Синтаксический анализ предложений. Количество грамматических основ. Задание 6. Анализ содержания текста. Типы речи: повествование, описание, рассуждение. Главная мысль текста. Задание 7. Анализ средств выразительности. Тропы. Фигуры речи. Задание 8. Лексический анализ слова, предложения, текста. Сферы употребления слов. Происхождение слов. Активный, пассивный словарный запас. Стилистическая окраска слов Задания 9-12. Текст. Стили речи Заключение. Итоговый контроль Диагностическая работа в форме ОГЭ. Диагностическая работа в форме ОГЭ. Анализ ошибок Кол-во часов 1 1 Дата 3.09.23 3 1 17.09.23 1 1.10.23 1 5 1 15.10.23 1 19.11.23 1 1 1 5 3.12.23 17.12.23 14.01.24 1 28.01.24 1 11.02.24 1 25.02.24 1 11.03.24 1 3 1 1 1 1.04.24 Корректи ровка 5.11.23 15.04.24 29.04.24 13.05.24 7 1. Перечень учебно-методического обеспечения 1. Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2024 году основного государственного экзамена по русскому языку 2. Сенина Н.А., Гармаш С.В. Русский язык. ОГЭ-2020. Тематический тренинг. 9 класс. – М.: Легион, 2024 3. Сенина Н.А., Нарушевич А.Г.. Русский язык. Сочинение на ОГЭ. 9 класс. Курс интенсивной подготовки. – М.: Легион, 2024. 4. Цыбулько. ОГЭ-2024. Русский язык. 36 вариантов. Типовые экзаменационные варианты. ФИПИ. 8 9