Рабочая программа элективного курса Подготовка к итоговому сочинению 11 класс

Рабочая программа элективного курса «Подготовка к итоговому
сочинению» для 11 класса
на 2024-2025 учебный год

Учитель русского языка и литературы:
Арифбаева У.Ш.

1.Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Подготовка к итоговому сочинению» в 11
классе составлена в соответствии с ФГОС ООО, ООП ООО МКОУ
Верхнедобринской СШ, учебным планом МКОУ Верхнедобринской СШ на 2024-2025
учебный год.
Элективный курс предназначен для учащихся 11 класса, которым предстоит в декабре
сдавать экзаменационное сочинение по литературе, являющееся одним из условий
допуска к сдаче ЕГЭ.
Актуальность элективного курса по литературе на современном этапе развития
школы определяется, прежде всего, тем, что полученные знания формируют умение
грамотно выразить свои мысли и записать их в письменной форме, позволяют без
трудностей подготовить учащихся к сочинению, то есть обеспечивают формирование
коммуникативной компетенции школьников. Одна из главных целей творческой работы –
мотивировать учеников на чтение, пробудить в них интерес к литературе как к предмету.
Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, воспитывает,
формирует литературные взгляды и вкусы, даёт возможность высказать то, что тревожит
и волнует, рассуждать на заданную тему, она побуждает задуматься над тем или иным
вопросом, лучше понять его. Эта работа приобщает к литературному творчеству,
позволяет выразить свою личность, свой взгляд и мир.
Сочинение по литературе как форма итоговой аттестации отражает современные
подходы к постановке целей литературного образования. Данный вид работы
предполагает самостоятельное осмысление изученных произведений и выявляет как
языковое (и шире – речевое), так и общее интеллектуальное развитие учащихся. По
словам Д.Ливанова: «…самый главный результат, который мы ожидаем увидеть…- это
повышение интереса детей к изучению литературы в школе, чтению, их способности
формулировать мысль, аргументы».
Сочинение – не только один из самых трудных видов деятельности учащихся, но и
одна из самых трудных письменных форм мониторинга в системе обучения русскому
языку и литературе, контроля овладения учащимися навыками связной речи. Известный
дореволюционный методист А. Д. Алферов писал, что сочинение – это “естественная и
осмысленная работа над выражением собственной мысли, основанная на достаточных
данных”. Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует
литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует.
Она приобщает учащегося к литературному творчеству, позволяя выразить свою
личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном.
Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, они прежде всего должны
быть культурными людьми, а по-настоящему культурному человеку сегодня так же
необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно говорить.
Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства – и устно, и
письменно. А развитие личности – необходимая предпосылка решения социальных и
экономических задач. В современной школе большинство учащихся не любят писать
сочинения, потому что для них это очень сложно, а главное, по мнению выпускников, “не
пригодится в будущем”. Но сочинение – это вид деятельности учащихся, который
является одним из наиболее востребованных в современную эпоху коммуникаций. Ведь
создание сайта, общение в сети с помощью чатов – то же сочинение, самостоятельное
составление завершенных и логически, и композиционно текстов. И именно осознание
того, что любая служебная бумага: отчет, справка, рекомендации, деловая записка – это
тоже сочинение, и успех делового человека во многом зависит от умения создавать

связный текст, вызывает у учащихся искреннее желание научиться создавать
оригинальные тексты, грамотные и убедительные.
Таким образом, научить писать сочинение – одна из актуальных проблем
современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы
областях науки, техники или искусства он в будущем ни реализовался.
Итак, чего ждут от обучающихся на итоговом сочинении?
Умения рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме одного из
предложенных тематических направлений. Вы должны будете:
• выбрать одну тему;
• выбрать литературный материал (одно или несколько произведений — количество не
важно, важна глубина раскрытия темы), наиболее подходящий для раскрытия темы;
• сформулировать свою точку зрения;
• аргументировать свою позицию, выстраивая рассуждение в рамках выбранной темы на
основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы (по
вашему выбору);
• продумать композицию сочинения;
•грамотно оформить его (кстати, вам разрешается пользоваться орфографическим
словарём).
Работа школьников оценивается по пяти критериям: соответствие теме; аргументация и
привлечение литературного материала; композиция; качество письменной речи;
грамотность. Два первых критерия из этого списка являются обязательными. Чтобы
получить «зачёт» помимо них нужно выполнить ещё как минимум один критерий.
Цель данного курса:
помочь обучающимся обобщить знания по литературе, в том числе и по вопросу
написания сочинения на литературную тему; завершить формирование умений работать с
текстом
художественных
произведений
и
литературно-критических
статей,
совершенствовать умение оперировать теоретико-литературными понятиями и терминами
как инструментом анализа в их связи с конкретными темами сочинений и заданиями,
помочь свести к минимуму различие требований к школьному и итоговому сочинениям.
Задачи элективного предмета:
•
•
•
•
•

•
•

помочь учащимся максимально эффективно подготовиться к итоговому
сочинению по литературе;
совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в
жанре сочинения-рассуждения, сочинения-эссе;
формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной
речью;
совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и
анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей;
совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме своё,
индивидуальное восприятие, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои
оценки фактов и явлений;
формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в
текст.
владеть навыками речевого оформления письменной работы с использованием
средств выразительности.
Данная программа направлена на создание условий для реализации деятельностного
подхода к изучению литературы. В соответствии с требованиями государственного
стандарта и образовательной программы у учащихся в процессе изучения данного

элективного предмета совершенствуются и развиваются коммуникативные,
интеллектуальные, информационные, организационные умения и навыки.
Программа рассчитана на 17 часов, 0,5 ч. в неделю
Основные требования к знаниям, умениям, навыкам обучающихся
Обучающиеся должны:
- понимать закономерности историко-литературного процесса того или иного периода;
- знать основные этапы творческой биографии крупнейших писателей, своеобразие их
мировоззрения, стиля, принадлежности их к литературным направлениям;
- уметь определять роль и место каждого автора и конкретного произведения в
литературном процессе, понимать конкретно-историческое и общечеловеческое значение
художественных произведений;
- хорошо знать тексты программных произведений, их литературоведческие и
литературно-критические оценки;
- самостоятельно работать с текстом и создавать свой собственный грамотный текст в
условиях ограниченного времени, выражать свои мысли современным литературным
языком, выстраивать свой текст по определённой модели, продумывать план и
композицию, отбирать фактический материал в соответствии с данной темой.
Предполагаемые результаты:
Ученик научится:
-знать теоретико-литературные понятия;
-классифицировать сочинений по проблематике, тематике и жанрам;
- анализировать творческие образцы сочинений различных жанров;
- создавать сочинения определённой тематики в соответствии с требованиями;
-аргументировать, привлекая материал художественных произведений, выражать
собственную позицию;
- осуществлять речевое оформления собственных работ;
- уместно употреблять средства художественной выразительности;
-редактировать собственные сочинения.
Программа базируется на учебно-методических материалах по литературе, русскому
языку и анализе результатов написания сочинения предыдущего года
Реализация данной программы предусматривает использование личностноориентированного обучения, признающего ученика главной фигурой образовательного
процесса
Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого
учащегося при его взаимодействии с учителем и другими учащимися. Обучение строится
на основе теоретической и практической формы работы с учащимися.
Формы проведения занятий: урок-лекция, урок-практикум, урок- исследование.
Категория учащихся, на которую рассчитан курс
Данная программа разработана для обучающихся 11 класса.

Содержание программы
•

Вводное занятие

Особенности речи (устой и письменной). Необходимость прочтения литературного
произведения для успешного написания сочинения. Интерпретация художественного
произведения. Обращение в сочинении к другим произведениям, видеть параллели.
Работа с учебной и критической литературой. Справочная литература.
•

Теоретический блок.
Роды и жанры литературы. Художественный метод и стили русских писателей.
Идейно-тематический, композиционный, стилистический анализ произведения.

•

Пишем сочинение

Требования к написанию сочинения. Критерии оценивания. Определение темы,
проблемы текста. Отбор материала. Определение главной мысли текста. Основные
принципы построения текста. План как помощник в организации материала.
Формулировка плана. Простой и сложный планы. Работа над планом. Деление на абзацы.
Объем работы. Необходимость эпиграфа. Точность цитирования и правила оформления
цитаты. Цитата – подтверждение сказанного. Работа над средствами художественной
выразительности. Передача экспрессивной и образной речи. Порядок работы над
черновиком.
•

Сочинение разных жанров

Поэтапное знакомство с различными жанрами сочинений. Определение признаков
жанровых принадлежностей на конкретных примерах. Содержательные и структурные
особенности сочинений разных жанров, их сопоставление. Выявление зависимости формы
от содержания. Творческие поиски художников слова. Поиски форм высказывания,
художественных и языковых средств их воплощения. Анализ образцов сочинений.
Создание творческих работ учащимися. Редактирование текста. Порядок проверки
написанного. Анализ сделанных ошибок. Оценивание готовых работ. Советы и
рекомендации психолога до начала и во время экзамена.
Методические рекомендации
Данная программа может быть реализована на любой ступени образования старшей
школы: дополнить и обогатить уроки русского языка и литературы, стать основой для
проведения уроков развития речи в старших классах, может быть использована как
самостоятельный элективный курс или факультатив.
Обращение к различным видам жанров сочинений может быть связано также и с
внеклассной работой по русскому языку и литературе – участие школьников в таких
проектах, где сочинение имеет преобладание по емкости и мобильности.
Система форм контроля уровня достижений обучающихся:
1) промежуточный контроль – сочинение – рассуждение по одной из предложенных
тем;
2) итоговый контроль – сочинение -эссе, сочинение-рассуждение.

Календарно-тематическое планирование элективного курса «Подготовка к
итоговому сочинению» (33 часа, 0,5 ч. в неделю)
№
п/п
1

2

3

4

5

6
7

8

9
10-11

12
13
14-19

Тема
Введение (1ч.)
Вводное занятие. Цель, задачи и содержание
элективного курса. Направления итогового сочинения
Практический блок (7ч.)
Требования к сочинению на литературную тему.
Критерии оценивания. Сочинение как текст.
Основные признаки текста. Сбалансированность
частей
работы,
соответствие
определённой
стилистике.
Классификация
сочинений
по
проблематике,
тематике
и
жанрам.
Своеобразие
жанров.
Зависимость структуры сочинения от его типа. Выбор
темы сочинения. Выбор эпиграфа. Цитирование.
Развёрнутый план работы над сочинением.
Структура сочинения. Вступление и его виды
(историческое,
историко-литературное,
аналитическое или проблемное, биографическое,
сравнительное,
публицистическое,
лирическое).
Основная часть (его части). Заключение (его связь с
темой и вступлением) и его виды.
Аргументация. Способы ввода аргументов в текст
сочинения. Выражение собственной
позиции.
Использование клише при написании сочинения.
Практическая работа. Сочинение-рассуждение,
сочинение-эссе.
Речевое оформление. Обоснованное использование
средств выразительности. Речевое оформление:
грамматические, морфологические, синтаксические и
речевые ошибки
Практическая работа. Редактирование готовых
сочинений.
Повторение ( 9 ч.)
Тематические блоки сочинений. Аргументация по
различным тематическим блокам.
Работа над сочинениями по различным тематическим
блокам с последующим редактированием и
самооценкой.
Практическая работа. Написание сочинений.
Работа над ошибками написанных сочинений.
Итоговый
практикум.
Написание
сочинения
экзаменационного типа, его анализ

Кол-во
часов

Дата

1

5.09.

1

19.09.

1

3.10.

1

17.10.

1

7.11.

1

21.11.

1

5.12.

1

19.12.

1

9.01.

2

23.01.

1
1
6

6.02.
20.02.
5.03.
19.03.
2.04.
16.04.
30.04.

14.05
Список литературы
1. Карнаух Н.Л., Щербина И.В. Письменные работы по литературе. 9–11-е классы. М.:
Дрофа, 2022.
2. Крундышев А.А. Как работать над сочинением. СПб., отделение изд-ва «Просвещение»,
2022.
3. Калганова Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах. М.: Прсвещение,
2019.
4. Мещеряков В. Н. Жанры школьных сочинений: Теория и практика написания: Учебнометодическое пособие для студентов и учителей-словесников.3-е изд. М.: Флинта: Наука,
2021
5. Обернихина Г.А., Карнаух Н.Л. Обучение написанию сочинений разных жанров.
Методические рекомендации. М.: АПК и ПРО, 2021.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».