Рабочая программа элективного курса «Подготовка к итоговому сочинению» для 11 класса на 2024-2025 учебный год Учитель русского языка и литературы: Арифбаева У.Ш. 1.Пояснительная записка Рабочая программа элективного курса «Подготовка к итоговому сочинению» в 11 классе составлена в соответствии с ФГОС ООО, ООП ООО МКОУ Верхнедобринской СШ, учебным планом МКОУ Верхнедобринской СШ на 2024-2025 учебный год. Элективный курс предназначен для учащихся 11 класса, которым предстоит в декабре сдавать экзаменационное сочинение по литературе, являющееся одним из условий допуска к сдаче ЕГЭ. Актуальность элективного курса по литературе на современном этапе развития школы определяется, прежде всего, тем, что полученные знания формируют умение грамотно выразить свои мысли и записать их в письменной форме, позволяют без трудностей подготовить учащихся к сочинению, то есть обеспечивают формирование коммуникативной компетенции школьников. Одна из главных целей творческой работы – мотивировать учеников на чтение, пробудить в них интерес к литературе как к предмету. Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, воспитывает, формирует литературные взгляды и вкусы, даёт возможность высказать то, что тревожит и волнует, рассуждать на заданную тему, она побуждает задуматься над тем или иным вопросом, лучше понять его. Эта работа приобщает к литературному творчеству, позволяет выразить свою личность, свой взгляд и мир. Сочинение по литературе как форма итоговой аттестации отражает современные подходы к постановке целей литературного образования. Данный вид работы предполагает самостоятельное осмысление изученных произведений и выявляет как языковое (и шире – речевое), так и общее интеллектуальное развитие учащихся. По словам Д.Ливанова: «…самый главный результат, который мы ожидаем увидеть…- это повышение интереса детей к изучению литературы в школе, чтению, их способности формулировать мысль, аргументы». Сочинение – не только один из самых трудных видов деятельности учащихся, но и одна из самых трудных письменных форм мониторинга в системе обучения русскому языку и литературе, контроля овладения учащимися навыками связной речи. Известный дореволюционный методист А. Д. Алферов писал, что сочинение – это “естественная и осмысленная работа над выражением собственной мысли, основанная на достаточных данных”. Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к литературному творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном. Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, они прежде всего должны быть культурными людьми, а по-настоящему культурному человеку сегодня так же необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно говорить. Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства – и устно, и письменно. А развитие личности – необходимая предпосылка решения социальных и экономических задач. В современной школе большинство учащихся не любят писать сочинения, потому что для них это очень сложно, а главное, по мнению выпускников, “не пригодится в будущем”. Но сочинение – это вид деятельности учащихся, который является одним из наиболее востребованных в современную эпоху коммуникаций. Ведь создание сайта, общение в сети с помощью чатов – то же сочинение, самостоятельное составление завершенных и логически, и композиционно текстов. И именно осознание того, что любая служебная бумага: отчет, справка, рекомендации, деловая записка – это тоже сочинение, и успех делового человека во многом зависит от умения создавать связный текст, вызывает у учащихся искреннее желание научиться создавать оригинальные тексты, грамотные и убедительные. Таким образом, научить писать сочинение – одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни реализовался. Итак, чего ждут от обучающихся на итоговом сочинении? Умения рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме одного из предложенных тематических направлений. Вы должны будете: • выбрать одну тему; • выбрать литературный материал (одно или несколько произведений — количество не важно, важна глубина раскрытия темы), наиболее подходящий для раскрытия темы; • сформулировать свою точку зрения; • аргументировать свою позицию, выстраивая рассуждение в рамках выбранной темы на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы (по вашему выбору); • продумать композицию сочинения; •грамотно оформить его (кстати, вам разрешается пользоваться орфографическим словарём). Работа школьников оценивается по пяти критериям: соответствие теме; аргументация и привлечение литературного материала; композиция; качество письменной речи; грамотность. Два первых критерия из этого списка являются обязательными. Чтобы получить «зачёт» помимо них нужно выполнить ещё как минимум один критерий. Цель данного курса: помочь обучающимся обобщить знания по литературе, в том числе и по вопросу написания сочинения на литературную тему; завершить формирование умений работать с текстом художественных произведений и литературно-критических статей, совершенствовать умение оперировать теоретико-литературными понятиями и терминами как инструментом анализа в их связи с конкретными темами сочинений и заданиями, помочь свести к минимуму различие требований к школьному и итоговому сочинениям. Задачи элективного предмета: • • • • • • • помочь учащимся максимально эффективно подготовиться к итоговому сочинению по литературе; совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения, сочинения-эссе; формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью; совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей; совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме своё, индивидуальное восприятие, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений; формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст. владеть навыками речевого оформления письменной работы с использованием средств выразительности. Данная программа направлена на создание условий для реализации деятельностного подхода к изучению литературы. В соответствии с требованиями государственного стандарта и образовательной программы у учащихся в процессе изучения данного элективного предмета совершенствуются и развиваются коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные умения и навыки. Программа рассчитана на 17 часов, 0,5 ч. в неделю Основные требования к знаниям, умениям, навыкам обучающихся Обучающиеся должны: - понимать закономерности историко-литературного процесса того или иного периода; - знать основные этапы творческой биографии крупнейших писателей, своеобразие их мировоззрения, стиля, принадлежности их к литературным направлениям; - уметь определять роль и место каждого автора и конкретного произведения в литературном процессе, понимать конкретно-историческое и общечеловеческое значение художественных произведений; - хорошо знать тексты программных произведений, их литературоведческие и литературно-критические оценки; - самостоятельно работать с текстом и создавать свой собственный грамотный текст в условиях ограниченного времени, выражать свои мысли современным литературным языком, выстраивать свой текст по определённой модели, продумывать план и композицию, отбирать фактический материал в соответствии с данной темой. Предполагаемые результаты: Ученик научится: -знать теоретико-литературные понятия; -классифицировать сочинений по проблематике, тематике и жанрам; - анализировать творческие образцы сочинений различных жанров; - создавать сочинения определённой тематики в соответствии с требованиями; -аргументировать, привлекая материал художественных произведений, выражать собственную позицию; - осуществлять речевое оформления собственных работ; - уместно употреблять средства художественной выразительности; -редактировать собственные сочинения. Программа базируется на учебно-методических материалах по литературе, русскому языку и анализе результатов написания сочинения предыдущего года Реализация данной программы предусматривает использование личностноориентированного обучения, признающего ученика главной фигурой образовательного процесса Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого учащегося при его взаимодействии с учителем и другими учащимися. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися. Формы проведения занятий: урок-лекция, урок-практикум, урок- исследование. Категория учащихся, на которую рассчитан курс Данная программа разработана для обучающихся 11 класса. Содержание программы • Вводное занятие Особенности речи (устой и письменной). Необходимость прочтения литературного произведения для успешного написания сочинения. Интерпретация художественного произведения. Обращение в сочинении к другим произведениям, видеть параллели. Работа с учебной и критической литературой. Справочная литература. • Теоретический блок. Роды и жанры литературы. Художественный метод и стили русских писателей. Идейно-тематический, композиционный, стилистический анализ произведения. • Пишем сочинение Требования к написанию сочинения. Критерии оценивания. Определение темы, проблемы текста. Отбор материала. Определение главной мысли текста. Основные принципы построения текста. План как помощник в организации материала. Формулировка плана. Простой и сложный планы. Работа над планом. Деление на абзацы. Объем работы. Необходимость эпиграфа. Точность цитирования и правила оформления цитаты. Цитата – подтверждение сказанного. Работа над средствами художественной выразительности. Передача экспрессивной и образной речи. Порядок работы над черновиком. • Сочинение разных жанров Поэтапное знакомство с различными жанрами сочинений. Определение признаков жанровых принадлежностей на конкретных примерах. Содержательные и структурные особенности сочинений разных жанров, их сопоставление. Выявление зависимости формы от содержания. Творческие поиски художников слова. Поиски форм высказывания, художественных и языковых средств их воплощения. Анализ образцов сочинений. Создание творческих работ учащимися. Редактирование текста. Порядок проверки написанного. Анализ сделанных ошибок. Оценивание готовых работ. Советы и рекомендации психолога до начала и во время экзамена. Методические рекомендации Данная программа может быть реализована на любой ступени образования старшей школы: дополнить и обогатить уроки русского языка и литературы, стать основой для проведения уроков развития речи в старших классах, может быть использована как самостоятельный элективный курс или факультатив. Обращение к различным видам жанров сочинений может быть связано также и с внеклассной работой по русскому языку и литературе – участие школьников в таких проектах, где сочинение имеет преобладание по емкости и мобильности. Система форм контроля уровня достижений обучающихся: 1) промежуточный контроль – сочинение – рассуждение по одной из предложенных тем; 2) итоговый контроль – сочинение -эссе, сочинение-рассуждение. Календарно-тематическое планирование элективного курса «Подготовка к итоговому сочинению» (33 часа, 0,5 ч. в неделю) № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10-11 12 13 14-19 Тема Введение (1ч.) Вводное занятие. Цель, задачи и содержание элективного курса. Направления итогового сочинения Практический блок (7ч.) Требования к сочинению на литературную тему. Критерии оценивания. Сочинение как текст. Основные признаки текста. Сбалансированность частей работы, соответствие определённой стилистике. Классификация сочинений по проблематике, тематике и жанрам. Своеобразие жанров. Зависимость структуры сочинения от его типа. Выбор темы сочинения. Выбор эпиграфа. Цитирование. Развёрнутый план работы над сочинением. Структура сочинения. Вступление и его виды (историческое, историко-литературное, аналитическое или проблемное, биографическое, сравнительное, публицистическое, лирическое). Основная часть (его части). Заключение (его связь с темой и вступлением) и его виды. Аргументация. Способы ввода аргументов в текст сочинения. Выражение собственной позиции. Использование клише при написании сочинения. Практическая работа. Сочинение-рассуждение, сочинение-эссе. Речевое оформление. Обоснованное использование средств выразительности. Речевое оформление: грамматические, морфологические, синтаксические и речевые ошибки Практическая работа. Редактирование готовых сочинений. Повторение ( 9 ч.) Тематические блоки сочинений. Аргументация по различным тематическим блокам. Работа над сочинениями по различным тематическим блокам с последующим редактированием и самооценкой. Практическая работа. Написание сочинений. Работа над ошибками написанных сочинений. Итоговый практикум. Написание сочинения экзаменационного типа, его анализ Кол-во часов Дата 1 5.09. 1 19.09. 1 3.10. 1 17.10. 1 7.11. 1 21.11. 1 5.12. 1 19.12. 1 9.01. 2 23.01. 1 1 6 6.02. 20.02. 5.03. 19.03. 2.04. 16.04. 30.04. 14.05 Список литературы 1. Карнаух Н.Л., Щербина И.В. Письменные работы по литературе. 9–11-е классы. М.: Дрофа, 2022. 2. Крундышев А.А. Как работать над сочинением. СПб., отделение изд-ва «Просвещение», 2022. 3. Калганова Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах. М.: Прсвещение, 2019. 4. Мещеряков В. Н. Жанры школьных сочинений: Теория и практика написания: Учебнометодическое пособие для студентов и учителей-словесников.3-е изд. М.: Флинта: Наука, 2021 5. Обернихина Г.А., Карнаух Н.Л. Обучение написанию сочинений разных жанров. Методические рекомендации. М.: АПК и ПРО, 2021.