Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Верхнедобринская средняя школа Камышинского муниципального района Волгоградской области Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» 1* класс для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения) Составила учитель начальных классов: Разумова Н.Е. МКОУ Верхнедобринская СШ Год составления программы:2024 Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе: -Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1599 от 19.12.2014г., -Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида по изобразительному искусству для 1-4 классов (авторы программы М.Ю. Рау). - М.: Просвещение, 2011 (Под редакцией И.М. Бгажноковой), -Учебного плана образовательного учреждения. Предмет «Изобразительное искусство» имеет исключительно важное значение для развития детей с нарушениями интеллекта. На уроках изобразительного искусства дети не только рисуют, но и составляют аппликацию, лепят. Они так же знакомятся с законами композиции и свойствами цвета, с различными видами и жанрами искусства и с некоторыми доступными по содержанию произведениями известных художников. Основными задачами обучения школьников с нарушениями интеллекта изобразительному искусству являются: -Воспитание положительных качеств личности (настойчивости, стремления к познанию, доброжелательности и др.); -Воспитание интереса к занятиям изобразительной деятельностью; -Развитие эстетических чувств и понимание красоты окружающего мира; -Развитие познавательной активности, формирование у школьников приемов познания предметов и явлений действительности с целью их изображения; -Формирование практических умений в разных видах художественно-изобразительной деятельности (в рисовании, аппликации, лепке); -Воспитание умения работать в заданной последовательности в соответствии с правилами (по инструкции) и самостоятельно; -Формирование умения работать коллективно, выполнять определенный этап работы в цепи заданий для получения результата общей деятельности. Наряду с названными учебно-воспитательными задачами в настоящей программе предусматривается решение специальных задач, например: коррекция недостатков психического развития, коррекция мелкой моторики, а также развитие речи учащихся, организующей и направляющей их умственную и практическую деятельность. Содержание программы отражено в пяти разделах: «Обучение композиционной деятельности», «Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию»; «Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи», «Обучение восприятию произведений искусства». Изучение учебного материала по изобразительному искусству осуществляется в процессе рисования, лепки и выполнения аппликаций, а также бесед по изобразительному искусству. Программой предусматриваются следующие виды работы: рисование с натуры и по образцу (готовому изображению); рисование по памяти, представлению и воображению; рисование на свободную и заданную тему; декоративное рисование. лепка объемного и плоскостного изображения (барельеф на картоне) с натуры или по образцу, по памяти, воображению; лепка на тему; лепка декоративной композиции; выполнение плоскостной и полуобъемной аппликаций (без фиксации деталей на изобразительной поверхности («подвижная аппликация») и с фиксацией деталей на изобразительной плоскости с помощью пластилина и клея) с натуры, по образцу, представлению, воображению; выполнение предметной, сюжетной и декоративной аппликации; проведение беседы о содержании рассматриваемых репродукций с картины художников, книжной иллюстрации, картинки, произведения народного и декоративно-прикладного искусства. Работа с натурой в лепке, при составлении аппликации, в рисовании является ведущей. Для образования у детей представлений о предметах их нужно учить приемам обследования изображаемых предметов. Насколько эти представления будут богаты деталями, точны, отчетливы, настолько легче будет ребенку воспроизвести образы этих предметов в лепке или рисунке. На основе обогащенного зрительного опыта открываются некоторые возможности развития у умственно отсталых детей воображения и творческой художественноизобразительной деятельности. Школьники учатся приёмам исследования предмета для более точного его изображения. Рисованию с натуры предшествуют наблюдения изображаемого объекта, определение его формы, строения, цвета и размеров отдельных деталей и их взаимного расположения. После изучения предмета учащиеся передают его изображение в рисунке так, как видят его со своего места. Основная задача обучения рисованию с натуры – научить детей рисовать, передавая в рисунке соотношения ширины и высоты, частей и целого, а также конструкцию предметов. При обучении рисованию с натуры целесообразно использовать метод сравнения. Сопоставление предметов позволяет детям увидеть их форму, цвет, величину, понять конструкцию сравниваемых объектов. Чтобы научить школьников рассматривать предмет, выделять в нем конструктивно важные части, полезно использовать разборные игрушки. Предварительное расчленение игрушки, а затем ее сборка при фиксации внимания детей к месту расположения в целом каждой из этих частей помогает им осознать ее строение. Работа над аппликацией предлагается в разных вариантах: а) составление “подвижной аппликации” - целого изображения из частей (например, человечка, лошадки из частей, составляющих их тело) или композиции из готовых изображений или силуэтов (например, дом, около дома - дерево, за домом - забор, перед забором - машина). В “подвижной аппликации" части целого объекта или композиции не приклеиваются на изобразительную плоскость (лист бумаги). Предоставляется возможность передвигать их, показывая: движение объекта; рациональное размещение, планирование при составлении композиции (например, передвигать ноги у человечка, показывая, что он то стоит, то идет; показывать правильное и ошибочное расположение силуэта объекта (или объектов) относительно изобразительной плоскости: в центре листа, сбоку, слишком высоко или низко; б) составление и фиксирование частей аппликации с помощью клея при создании целого изображения или композиции (элементы аппликации готовятся или учителем, или учащимся). В композиционной деятельности нужно учить детей устанавливать пространственные и смысловые связи. С этой целью учителю предлагается широко использовать методики работы с “подвижной аппликацией”, с правильными и ошибочными изображениями, а также шаблоны, зрительные опоры в виде точек, которые учитель заранее проставляет в альбоме. В работе над декоративной композицией в полосе при составлении узора у детей развивается чувство ритма при чередовании формы, цвета, величины элементов. Работа над тематической композицией начинается с формирования графических образов объектов. Прежде всего, это дерево, дом, человек. Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкции осуществляется с учетом особенностей развития познавательной деятельности школьников с нарушением интеллекта. В этом разделе работы перед учителем ставится задача научить детей с интересом рассматривать предмет, который они собираются нарисовать, выделять главные признаки предмета: его форму, цвет, величину; расположение предмета в пространстве; соотносить выделенные части в отношении друг друга и по отношению к целому, то есть осознавать конструкцию предмета (например, кораблика) или его строение (например, дерева). Ведущими видами работы в этом направлении является лепка-аппликация - рисунок в названной последовательности. В лепке ребенок воссоздает объемные части и соединяет их в целое объемное изображение. Аппликация является переходным этапом от объемного к плоскостному изображению - рисунку. С помощью лепки, аппликации ребенок осознает не только наличие частей в предмете, но и устанавливает их место в его конструкции, их соединения в целом, т.е. он осознает структуру объекта. После лепки и работы над аппликацией ребенку легче осознавать приемы изображения предмета. В разделе работы над развитием восприятия цвета формированию у них умений передавать его в живописи важно в первую очередь уделить внимание обучению детей умению организовывать свое рабочее место, пользоваться красками и кистью, выполнять работы различными приемами кистевой росписи. Знакомство детей со свойствами цвета (цветовым тоном, светлотой, насыщенностью) происходит в практической деятельности. Здесь важную роль играют демонстрация приемов, раскрывающих свойства цвета (например, приемы получения смешанных цветов из главных, приемы осветления цвета путем добавления белил или разведения краски водой, прием затемнения цвета черной краской для уменьшения ее яркости, насыщенности). Немаловажным является подбор доступных для исполнения и наряду с этим интересных для детей заданий. Среди приемов обучения цветовосприятию наиболее важными следует считать метод сравнения, метод демонстрации отдельных этапов изображения или действий с красками и кистью, метод совместных действий учителя и учеников. Обучение восприятию произведений искусства начинается с формирования умений рассматривать картину, иллюстрацию, предмет народного творчества. На занятиях в 1 классе рекомендуется рассматривать 1-2 объекта. Сначала дети при анализе картины, иллюстрации должны научиться называть изображенные предметы, их признаки, изображенные действия, затем - устанавливать различные связи, отраженные в изображении (временные, причинно-следственные и др.). Таким образом, важно добиться, чтобы дети не только посмотрели на демонстрируемые объекты - нужно научить их рассматривать картину, устанавливать ее содержание, сходство с реальностью, высказывать свое отношение к изображенному. Подбираемый к занятию материал для демонстрации должен быть доступен пониманию учащихся 1 класса по содержанию и отвечать их интересам. На уроках изобразительного искусства обязательно проводится работа над развитием речи учащихся. Предложенный в программе речевой материал в виде отдельных слов, словосочетаний и фраз закрепляется в практической деятельности и в беседах по изобразительному искусству. Раз в месяц, в конце четверти и в конце учебного года отводить по 10-15 минут времени на уроке для проверки накопленного лексического материала. Для этого рекомендуется использовать игры типа “Угадай, что у меня есть”, “Угадай, как называется”, “Угадай, какой по цвету”, а также «подвижную» аппликацию с большим количеством изображений предметов, силуэтов разных геометрических форм и размеров, разных по цвету, светлоте и т.д. (вазы, листья, цветы и др.). В соответствии с учебным рассчитана на 33 часа в год (1 час в неделю). Учебные часы по разделам и темам рабочей программы распределяются следующим образом: № 1. 2. 3. 4. 5. Всего Наименование раздела Подготовительный период обучения. Обучение композиционной деятельности. Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию. Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи. Обучение восприятию произведений искусства. Количество часов 1 9 10 10 3 33 Требования к результатам освоения учебного материала Личностные результаты: формировать навыки работы с материалами и инструментами (карандаш, краски, кисточка, тампоны и трафареты) формировать представления о ЗОЖ, элементарные гигиенические навыки, охранительные режимные моменты (пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, физминутки) проявлять интерес к изобразительному искусству развивать воображение, желание и умение подходить к своей деятельности творчески развивать способности к эмоционально ценностному отношению к искусству и окружающему миру Регулятивные УД Учить понимать учебную задачу Организовывать свое рабочее место под руководством учителя Определять план выполнения задания на уроках изобразительного искусства под руководством учителя Использовать в своей деятельности простейшие инструменты Проверять работу, сверяясь с образцом Познавательные УД: Ориентироваться на плоскости листа бумаги, в пространстве под руководством учителя Уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя Уметь называть, характеризовать предметы по их основным свойствам(цвету, форме, размеру, материалу); находить общее и различие с помощью учителя Группировать предметы на основе существенных признаков(1-2) с помощью учителя Формировать приемы работы различными графическими материалами Наблюдать за природой и природными явлениями Создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости Коммуникативные УД: Участвовать в обсуждении содержания художественных произведений Выражать свое отношение к произведению изобразительного искусства в высказываниях (красиво, некрасиво, нарядный, верно, неверно, такой, не такой) Оформлять свои мысли в устной речи Соблюдать простейшие формы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить Слушать и понимать речь других Уметь работать в паре Умение отвечать на вопросы различного характера Предметные результаты 1-й уровень (базовый) Организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы; Знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, обращения и санитарно-гигиенических требований при работе с ними; Пользование материалами для рисования, аппликации, лепки; знание названий предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации; знание названий некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих игрушки: Дымково следование при выполнении работы инструкциям учителя; рациональная организация своей изобразительной деятельности; планирование работы; осуществление текущего и заключительного контроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы; владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание); ориентировка в пространстве листа; размещение изображения одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности; узнавать и различать цвета, с помощью учителя адекватно передавать цвет изображаемого объекта узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий. выполняя рисунки, использовать только одну сторону листа бумаги; обводить карандашом шаблоны несложной формы, соединять точки, проводить от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые (замкнутые) линии; закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка и направление штрихов (сверху вниз, слава направо, наискось); узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела; передавать в рисунках основную форму предметов, устанавливать ее сходство с известными геометрическими формами с помощью учителя; в работе над аппликацией составлять целое изображение из частей; узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений, известных детям из ближайшего окружения, сравнивать их между собой. 2-й уровень (минимально необходимый): знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации знание видов аппликации (предметная, сюжетная); применение приемов лепки следование при выполнении работы инструкциям учителя оценка результатов собственной изобразительной деятельности и одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец); использование разнообразных технологических способов выполнения аппликации; применение разных способов лепки; рисование с натуры , передача всех признаков и свойств изображаемого объекта; выполняя рисунки, использовать только одну сторону листа бумаги; обводить карандашом шаблоны несложной формы, соединять точки, проводить от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые (замкнутые) линии; ориентироваться на плоскости листа бумаги; закрашивать рисунок цветными карандашами, мелками, соблюдая контуры рисунка и направление штрихов (сверху вниз, слава направо, наискось); различать и называть цвета солнечного спектра; передавать в рисунках основную форму предметов; в работе над аппликацией составлять целое изображение из частей; Развитие жизненной компетенции овладение навыками коммуникации в ближнем окружении-умение использовать в межличностном общении простую фразу из 3-4 слов осмысление роли ученика; расширение и обогащение опыта реального взаимодействия с миром природы; развитие способности взаимодействовать с другими людьми; формирование интереса к новизне, к пониманию значения собственной активности; формирование знания о правилах поведения в разных социальных ситуациях и с людьми разного социального статуса. Учебно-методическое обеспечение учебного процесса 1. Учебное пособие «Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида» под редакцией И.А. Грошенкова. 2. Рау М.Ю. «Изобразительное искусство», учебник для 1 класса коррекционной школы VIII вида. Москва. «Просвещение» 2014. 3. Таблицы по изобразительному искусству. 4. Репродукции картин художников. Материально – техническое обеспечение: 1. Мольберты-6 шт. 2. Объекты для рисования с натуры (игрушки, посуда, муляжи овощей и фруктов). 3. Компьютер. 4. Интерактивная доска. 5. Копилка электронных презентаций по темам программы. 6. Документ-камера. Календарно-тематическое планирование № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. Тема урока I четверть (8 часов) Осень золотая наступает. Беседа по картинам: И. Левитан «Золотая осень», К. Коровин «Осень, аллея в Жуковке». Аппликация «Цвета осени». Рисование по шаблону «Осенний листопад» Наблюдай цвет. Различай цвет. Рисование по образцу шаров и флажков. Рисование радуги. Техника работы кистью. Рисование забора, солнца. Рисование овощей и фруктов по трафарету. Рисование по трафарету, шаблону простых форм. Рисование сложных форм из простых. II четверть (8 часов) Изображение. Изображать. Беседа по картине И. Машкова «Фрукты на блюде». Лепка. «Фрукты». Рисование линий, точек. Изображение. Техника работы с пластилином. Лепка простых форм, предметов. Лепка. «Матрешка». Рисование. «Неваляшка». Беседа по картинам: И. Шишкин «Зима», «Парк в Павловске», И. Левитан «Березовая роща», «Деревня». Лепка деревьев. Рисование деревьев цветными мелками и краской гуашь. Стр. учебника Колво часов Дата Стр. 4-7 1 03.09.2024 Стр. 8-9 Стр. 10-13 Стр.14-17 Стр.18-19 Стр.20-21 Стр.22-27 Стр.28-31 1 1 1 1 1 1 1 10.09.2024 17.09.2024 24.09.2024 01.10.2024 08.10.2024 15.10.2024 22.10.2024 Стр.32-33 1 5.11.2024 Стр.34-37 Стр.38-45 1 1 12.11.2024 19.11.2024 Стр.48-49 Стр.50-51 Стр.52-54 1 1 26.11.2024 03.12.2024 10.12.2024 Стр.55-57 1 17.12.2024 16. Аппликация и рисунок «Украшаем елку» 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. III четверть (9 часов) Аппликация «Снеговик». Беседа по картине В. Сурикова «Взятие снежного городка» Аппликация. Материалы для работы, принципы работы. Техника безопасности. Аппликация «Рыбки в аквариуме». Лепка. Человечек. « Лицо». Лепка и рисунок. «Заяц». Беседа по картинам Б. Кустодиева «Масленица», И. Шишкина «На севере диком», А. Герасимова «Пионы». Расположение картинки на листе бумаги. Аппликация «Ваза с цветами». Составление картинки на листе бумаги самостоятельно. Рисование картинки к сказке «Колобок» Аппликация. « Многоэтажный дом». IV четверть (8 часов) Беседа по картинам И Левитана «Деревня», «Весна – большая вода», К. Коровина «Ранняя весна».Лепка. «Дом». Беседа по картинам И. Левитана «Март», А. Саврасова «Грачи прилетели». Рисование картины по описанию. Рисование. «Ветка акации с листьями» Аппликация. Узор в полосе. «Коврик для куклы». Аппликация. «Сарафан». Рисование. «Дом в деревне (на даче)» Аппликация. «Грибы». Составление и рисование картины. Стр.68-69 1 Стр.66-67 24.12.2024 14.01.2025 Стр.60-63 1 21.01.2025 Стр.64-65 Стр.70-73 Стр.74-75 Стр.76-77 1 1 1 1 28.01.2025 04.02.2025 11.02.2025 25.02.2025 Стр.78-79 1 04.03.2025 Стр.80-81 Стр.82-85 1 1 11.03.2025 18.03.2025 Стр.58-59 1 01.04.2025 Стр.86-89 1 08.04.2025 Стр.90-91 Стр.92-93 Стр.94-95 Стр.96-97 Стр.98-99 Стр.100-103 1 1 1 1 1 1 15.04.2025 22.04.2025 29.04.2025 06.05.2025 13.05.2025 20.05.2025