Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Верхнедобринская средняя школа Камышинского муниципального района Волгоградской области РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Мир истории. История Отечества» для обучающихся 8* класса (интеллектуальные нарушения) Учитель: Белова Е.И. 2024 г. Пояснительная записка Рабочая программа по учебному курсу «Мир истории. История Отечества» для 8* класса составлена на основе следующих нормативных документов: 1)Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. с последними изменениями; 2)Приказ Министерства просвещения РФ № 1026 от 24.11.2022 г. «Об утверждении федеральной адаптированной основной образовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»; 3)Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 1 МКОУ Верхнедобринской СШ. 4) Учебный план МКОУ Верхнедобринской СШ для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (вариант 1) на 2024-2025 учебный год. На изучение Истории Отечества отводится 65 учебных часов (2 часа в неделю). Рабочая программа составлена на основе: - Рабочей программы по учебным предметам ФГОС ОВЗ образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями Вариант 1 5-9 классы Э.В.Якубовской, М.И.Шишкова, И.М.Бгажноковой.М. «Просвещение» 2020 - Методических рекомендаций И.М.Бгажноковой и И.В.Карелиной. Мир истории. История Отечества. 6-9 классы.М. «Просвещние». 2017 - Учебник Мир истории. 7 класс. И.М.Бгажнокова, Л.В.Смирнова. М.»Просвещение. 2021 - Рабочая тетрадь Мир истории.7 класс. И.М.Бгажнокова, Л.В.Смирнова, Е.Н.Федорова. М.»Просвещение. 2021 Цели и задачи изучения предмета «История Отечества» Основными задачами курса являются: освоение обучающимися комплекса систематизированных знаний об истории Отечества, роли России как активного участника и творца всемирной истории; помощь обучающимся в развитии у них чувства национальной идентичности, патриотизма, толерантности, уважения к историческому пути своего и других народов; развитие у обучающихся исторического мышления, под которым понимается способность рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности; овладение обучающимися умениями и навыками поиска и систематизации исторической информации. Содержание учебного предмета Повторение Возникновение и укрепление Киевской Руси. Крещение Руси. Расцвет Русского государства при Владимире Красное Солнышко, Ярославе Мудром. Причины упадка Руси после смерти Ярослава. Монгольское нашествие, борьба русского народа против Золотой Орды. Объединение и возвышение московских земель. Особенности правления Ивана Грозного. Пресечение трехсотлетнего правления династии Рюрика, приход к власти Бориса Годунова. Смутное время, союз городов России по освобождению стран от иноземного влияния. Великий Собор (1613), избрание царя из рода бояр Романовых. Раздел I. Российская империя XVII—XIX вв. Тема 1. Эпоха Петра I (1682—1725) Дата рождения Петра I, его семейное окружение, детские занятия, первый учитель — Н. Зотов. Тяготы семейных раздоров в период правления Софьи. «Потешные» войска в селе Преображенском как стимул к военным занятиям и образованию юного Петра. Подавление бунта стрельцов, борьба с Софьей за власть. Строительство флота, неудачный поход в Крым. Взятие Азова. Великое посольство, учеба Петра за границей. Опальные грамоты Софьи стрельцам, расправа Петра с бунтовщиками. Военные походы Петра I: завоевание северных и южных территорий. Строительство Петербурга. Реформа государственного управления, создание Сената и коллегий. Деятельность Петра I по просвещению народа: открытие «цифирных школ», навигацких, инженерных, горных школ, медицинских училищ, Морской академии. Первая русская газета «Ведомости», «комедиальный» театр, опера и др. Титулование Петра Великим, отцом Отечества; введение Сенатом и Синодом звания императора для русских царей. Кончина Петра I, роль личности и дел Петра Великого для последующей истории России. СЛОВАРЬ: посольство, опальные грамоты, стрельцы, летосчисление от Рождества Христова, Сенат, Синод, император, Санкт-Петербург. Тема 2. Российская империя после Петра I (обзорно) Эпоха дворцовых кризисов после смерти Петра I: Екатерина I, Петр II, Анна Иоанновна (общие представления). Поддержка Анной Иоанновной науки, просвещения, открытие Московского университета. Труды М. В. Ломоносова. Экспедиция В. Беринга к Аляске. Усиление немецкого влияния при дворе Анны Иоанновны: «Доимочный» приказ, Тайная канцелярия. Обнищание крестьян на фоне роскоши царского двора: охота, наряды, шутовские свадьбы и др. Царствование Елизаветы Петровны — возврат к русским традициям и гуманности в правлении: отсутствие смертной казни и пыток, отстранение иноземцев от государственного управления, учреждение в столицах и крупных городах общеобразовательных и специальных учреждений, облегчение воинской повинности. Следование заветам Петра Великого, его учеников и последователей в Сенате: графа Бестужева-Рюмина, графов Шуваловых, Воронцовых и др. СЛОВАРЬ: экспедиция, Тайная канцелярия, доимки, казна, потехи, граф. Тема 3. Россия при Екатерине II (1762—1796) Личность Екатерины. Политика «просвещенного абсолютизма». Уложенная комиссия. Достижения в государственном правлении Екатерины II: создание новых законов о вреде жестоких наказаний и пыток, о «рукоделии» (ремеслах), о необходимости справедливого распределения государственных повинностей между подданными, уничтожение Тайной канцелярии, прощение и возврат на земли беглых людей, привлечение на свободные земли иноземных переселенцев для пользы России, ограничение монастырей и церквей в землях и доходах в пользу учебных и богоугодных заведений. Развитие промышленности, торговли, ремесел, высших училищ, народных училищ, расцвет городов (Одесса, Николаев, Екатеринославль, Рыбинск и др.). Внешняя политика 34-летнего правления Екатерины II: превращение южных степей в Новороссию, присоединение Крымского ханства, победа армии А. В. Суворова под Фокшанами и Рымником, взятие Измаила, договор с Турцией в Яссах (1791), утверждение международного авторитета России в качестве первой военной державы в Европе. СЛОВАРЬ: государственные повинности, беглые люди, богоугодные заведения, международный авторитет, держава. Тема 4. Культура России в XVIII в. Влияние международных связей России на просвещение, культуру, быт знати. Знакомство с развитием науки и образования на примерах деятельности М. В. Ломоносова, Е. Р. Дашковой, И. И. Ползунова, И. П. Кулибина и др. (выборочно). Изучение культуры России на примерах облика россиян, уклада их жизни, развития живописи, литературы, архитектуры по произведениям В. Л. Боровиковского, Ф. С. Рокотова, Д. Г. Левицкого, А. Н. Радищева, Д. И. Фонвизина, И. А. Крылова, Н. М. Карамзина, В. И. Баженова, М. Ф. Казакова, Д. Кваренги (выборочно). Архитектурные облики городов России: Москва, Санкт-Петербург, Ярославль, Новгород, Киев и др. (выборочно). Развитие театра и театрального искусства. Свод правил нравственного поведения «Юности честное зерцало». СЛОВАРЬ: архитектурный облик, нравственное поведение, меценатство. Раздел II. Российская империя в XIX в. Тема 1. Государственное и политическое развитие России в первой четверти XIX в. Правление Павла I (1796—1801): военные реформы, ограничение привилегий дворянства, подготовка к войне с прежними союзниками. Геополитическое положение России: изменение территории; национальный состав населения и национальные отношения. Россия и страны Европы. Убийство Павла I. Правление Александра I (1801—1825). Личность «благословленного» царя. Реформы государственного управления, учреждение министерств. Указ царя «О вольных хлебопашцах». Освобождение крестьян с землей за выкуп. Обострение внешнеполитической обстановки. Франция и Россия в период правления Наполеона. Недовольство политикой Александра I внутри России. Отечественная война 1812 г. Личность Наполеона Бонапарта, его планы по отношению к России. Покорение французской армией стран Западной Европы. Состояние французской и русской армий накануне войны. Вторжение армии Наполеона в Россию. Пожар Москвы, Бородинская битва. Личность М. И. Кутузова. Герои Отечественной войны 1812 г. Народное и партизанское движения в победе над французами. Походы русской армии, освобождение стран Западной Европы от армии Наполеона. Тяжелое положение России после войны: стихийные крестьянские волнения, усиление внутренней реакции, аракчеевщина. Зарождение в России революционных идей, их содержание. Возникновение тайных дворянских обществ. Восстание декабристов на Сенатской площади в Санкт-Петербурге. Исторические уроки движения декабристов. СЛОВАРЬ: союзники, вольные хлебопашцы, выкуп, стихийные волнения, реакция, декабристы. Тема 2. Россия эпохи Николая I (1825—1855) Разгром движения декабристов. Царствование Николая I как время жестокого подавления свободомыслия, демократии. Введение цензурного устава. Законодательная основа российского общества, усложнение бюрократической системы как опоры самодержавия. Обострение крестьянских проблем: кризис в сельском хозяйстве, упадок помещичьих хозяйств. Начало промышленного переворота в России: переход от мануфактуры к фабрике, замена ручного труда машинным. Строительство первой железной дороги между Петербургом и Царским Селом. Денежная реформа. Промышленность России. Внешняя политика России: присоединение части Армении, война с Турцией за влияние на Черном море, на Балканах и Кавказе. Военные действия России на Кавказе. Борьба России за закрытие для Турции входа в Черное море. Крымская война (1853— 1856), разгром турецкого флота в Синопской бухте русской эскадрой под командованием адмирала П. С. Нахимова. Причины объединения Англии, Франции, Италии против России. Герои и защитники Севастополя. Причины поражения России: кризис самодержавия, гнет крепостного строя, промышленная отсталость в сравнении с Европой. СЛОВАРЬ: свободомыслие, демократия, самодержавие, бюрократическая система. Тема 3. Культура России в первой половине XIX в. (обзорно, на конкретных примерах) Открытие университетов. Учебное заведение для детей дворян — Царскосельский лицей. Развитие издательского дела, книготорговли, открытие библиотек. Золотой век русской литературы: А. С. Грибоедов, В. А. Жуковский, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь (выборочно). Москва и Петербург — центры культурной жизни (Александринский театр, Малый театр, Большой театр). Географические открытия: первое кругосветное путешествие Ю. Ф. Лисянского и И. Ф. Крузенштерна, открытие Антарктиды М. П. Лазаревым и Ф. Ф. Беллинсгаузеном, открытия в Арктике (выборочно). Музыкальная культура: М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский и др. Живопись: интерес к человеку, его внутреннему миру: О. А. Кипренский, В. А. Тропинин, В. Л. Боровиковский, А. Г. Венецианов, П. А. Федотов и др. (выборочно). СЛОВАРЬ: лицей, издательское дело, географические открытия, золотой век. Раздел III. Эпоха великих реформ Тема 1. «Царь-освободитель» Правление императора Александра II (1855—1881). Отмена крепостного права. Земская реформа, собрания гласных (депутатов), земские управы. Городская реформа: утверждение «городового положения», утверждение Городской думы (распорядительный орган). Судебная реформа: введение адвокатуры, мирового суда, отмена телесных наказаний. Военные реформы. Тема 2. Александр III (Миротворец) (1881 —1894) Приход к власти императора Александра III. Суд над народовольцами. Издание манифеста «О незыблемости самодержавия». Политика самодержавия: русификация окраин, распространение православия, ограничение демократических введений в губернском, городском управлении, компетенции судов. Введение цензуры на печатные издания. Экономическая политика Александра III: ускорение хозяйственного развития страны, поддержка и укрепление позиций дворянства, перевод всех крестьян на выкупные платежи, развитие налоговой системы, банков, рост торгово-промышленной буржуазии. Отток крестьянства в город на заработки. Развитие промышленного строительства, транспортного сообщения, торговли, внешнего рынка. СЛОВАРЬ: крепостное право, терроризм, буржуазия, колонизация. Тема 3. Культура России во второй половине XIX в. (обзорно, на конкретных иллюстративных примерах) Успехи в области технических и естественных наук: И. М. Сеченов, И. П. Павлов, Д. И. Менделеев, К. А. Тимирязев, С. В. Ковалевская, А. С. Попов, А. Ф. Можайский и др. (2—3 примера по выбору учителя). Русские географические открытия и путешественники: П. П. Семенов-Тян-Шанский, Н. Н. Миклухо-Маклай, А. И. Воейков. Великие имена: И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов, П. И. Чайковский, П. М. Третьяков и его картинная галерея (выборочно) СЛОВАРЬ: земская школа, естественные науки, путешественники, картинная галерея. Раздел IV. Российская империя конца XIX — начала XX в. (до февраля 1917 г.) Тема 1. Царствование Николая II (1894—1917) Личность царя Николая II. Политика Николая II и его окружения. Высшие и центральные органы управления страной при Николае II: Государственный совет, Совет министров, Особые совещания, Сенат, Святейший Синод, Министерство внутренних дел, Министерство финансов, царская администрация на местах (гражданские и военные губернаторы, градоначальники, судебный персонал, предводители дворянства). Избирательный закон, роль выборщиков. Учреждение Государственной думы. Сельскохозяйственное производство России, его особенности и удельный вес в мировом экспорте. Влияние мирового экономического кризиса 1900 г. на экономику России. СЛОВАРЬ: администрация, губернатор, экономический кризис. Тема 2. Россия в начале XX в. Кризис промышленности 1900—1903 гг., безысходное положение российской деревни, упадок центральной власти. Обострение социальной и политической обстановки в стране в начале XX в. Формирование политических партий. Личность В. И. Ульянова (Ленина), его идеи о переустройстве жизни общества. Первая русская революция 1905—1907 гг. Расстрел рабочих 9 января 1905 г. Восстание на броненосце «Потемкин». Октябрьская всероссийская политическая стачка, ее значение. Манифест 17 октября. Историческое значение первой русской революции. III Государственная дума, ее деятельность. Приоритеты внешней политики Российской империи: Балканский регион, Черное море, Дальний Восток. Русско-японская война (1904—1905). Военные поражения как причина политического кризиса в российском обществе. Февральская революция. Подписание манифеста об Отречении Николая II от власти. Внутренняя и внешняя политика Временного правительства. Кризис власти. Судьба семьи Николая II. СЛОВАРЬ: кризис власти, демонстрация, забастовка, манифест, отречение. Тема 3. Культура России в конце XIX — начале XX в. (на конкретных примерах) Начало ликвидации безграмотности: воскресные школы, рабочие курсы, «народные дома», народные университеты. Серебряный век русской культуры. Появление кинематографа, первый российский фильм «Оборона Севастополя» (1911). Учебно-тематический план № Название раздела Количество часов 1 2. 3. 4. 5. 6 7 Повторение Российское государство в конце XVII – начале XVIII века Российская империя после Петра I Россия при Екатерине II (1762—1796) Российская империя в первой половине XIX века Россия в конце XIX – начале XX века Итоговое обобщение Итого 2 20 6 6 18 16 2 70 Описание материально-технического обеспечения Учебник: И.М. Бгажнокова , Л.В.Смирнова. История Отечества 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений – М.: Просвещение, 2013 г Методическое пособие учителя: Аксёнова А.К., Антропов А. П., Бгажнокова И. М. и др. Издание: Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы. Русский язык. Математика. История. Этика. Природоведение. География. Естествознание. Изобразительная деятельность. Домоводство. Музыка. Физическая культура. – М.: Просвещение, 2010 г. Пузанов Б. П., Бородина О.И., Сековец Л. С. Уроки истории в 8 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида: Учебно-методическое пособие для учителей и воспитателей. – М.: Владос, 2003 г. Петрова Л.В. Методика преподавания истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учебное пособие для вузов. – М.: Владос, 2003 г. Календарно-тематическое планирование № урок а Разделы, темы, уроки Кол-во часов Дата 1 Вводный урок. Инструктаж по ТБ. 1 2.09 2 Повторение курса 7 класса 1 5.09 Глава I. Российское государство в конце XVII – начале XVIII века 3 Эпоха Петра I (1682—1725) 1 9.09 4 Российское общество в XVII веке. 1 12.09 5 Отношения России с другими странами. 1 16.09 6 Детство и юность Петра I. 1 19.09 7 Семейные раздоры, борьба за власть. 1 23.09 8 Итоги правления Софьи. 1 26.09 9 Воцарение Петра I (1689-1725) 1 30.09 10 Строительство флота. Азовские походы 1 3.10 11 Великое посольство (1697-1698) 1 7.10 12 Новый бунт стрельцов. Возвращение Петра I в Москву. 1 10.10 13 Северная война. Поражение под Нарвой. 1 14.10 14 Первые победы над шведами. 1 17.10 15 Основание Петербурга 1 21.10 16 Продолжение Северной войны. Разгром шведов под Полтавой. 1 24.10 17 Завершение Северной войны 1 7.11 18 Заслуги Петра Великого в истории России (1689-1725) 1 11.11 19 Изменения в управлении государством. 1 14.11 20 Табель о рангах. Указ о единонаследии. 1 18.11 21 Образование и культура при Петре I. 1 21.11 22 Личность Петра I 1 Семья Петра Великого. Глава II. Российская империя после Петра I 25.11 23 Екатерина I и Пётр II 1 28.11 24 Анна Иоановна и Иван VI. 1 2.12 25 Наследники Анны Иоановны. Конец бироновщины. 1 5.12 26 Царствование Елизаветы Петровны 1 9.12 27 Войны России в период правления Елизаветы Петровны. 1 12.12 28 Воцарение Петра III. 1 16.12 Глава III. Россия при Екатерине II (1762—1796) 29 Начало царствования Екатерины II. 1 19.12 30 Близкое окружение и помощники Екатерины II. 1 23.12 31 Война России с Турцией (1768 – 1774). 1 26.12 32 Присоединение Крыма. Русско-турецкая война (17871791). 1 9.01 33 Восстание Пугачева. 1 13.01 34 Развитие образования при Екатерине II Конец правления Екатерины Великой. 1 16.01 Глава IV. Российская империя в первой половине XIX века 35 Отношения России со странами Европы в конце XVIII (18) – начале XIX (19) века. 1 20.01 36 Участие России в союзе европейских государств против войск Наполеона. 1 23.01 37 Правление Павла I. 1 27.01 38 Император Александр I 1 30.01 39 Реформы Александра I. Аракчеевщина. 1 3.02 40 Вторжение армии Наполеона в Россию 1 6.02 41 Западная граница России: план Александра I, план Наполеона. 1 10.02 42 Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение. 1 13.02 43 Наполеон в Москве. 1 17.02 44 Александр I и Наполеон. Окончание войны 1 20.02 45 Поход русской армии в Европу в 1813 – 1814 годах. 1 27.02 46 Россия после войны с Наполеоном 1 3.03 47 Император Николай I 1 6.03 48 Восстание декабристов. 1 13.03 49 Реформы Николая I. 1 17.03 50 Войны России на Кавказе. 1 20.03 51 Отношения России с другими странами при Николае I. 1 3.04 52 Крымская война. Оборона Севастополя. 1 7.04 ГлаваV. Россия в конце XIX – начале XX века 53 Царь-освободитель Александр II. Отмена крепостного права. 1 10.04 54 Военные реформы Александра II 1 14.04 55 Международные отношения России при Александре II 1 17.04 56 Руско-турецкая война 1877-1878 годов. 1 21.04 57 Революционные организации в России в конце XIX (19) века 1 24.04 58 Царь Александр III Миротворец 1 28.04 59 Укрепление самодержавия Александром III. 1 5.05 60 Российское государство в период правления Александра III. 1 8.05 61 Отношения России с европейскими странами, конец правления Александра 1 12.05 62 Последний российский император – Николай II 1 15.05 63 Обострение международных отношений. Война с Японией. 1 19.05 64 Революционные выступления 1905-1907 годов. 1 22.05 65 Участие России в Первой мировой войне. Февральская революция 1917 года. Отречение Николая II. 1 26.05 Планируемые результаты освоения программы Учащиеся должны уметь: 1. объяснять значение слов и понятий, устанавливать причины: 2. борьбы за престол между Софьей и Петром I; 3. возникновения волнений и бунта стрельцов; 4. поездки Петра I и представителей дворянства на учебу за границу; 5. введения новшеств Петра I в жизнь российского общества; 6. создания новой столицы России; 7. деятельности Петра I по просвещению народа; 8. создания «Наказа» Екатерины II; 9. благополучия общества и международного признания России в период правления Екатерины Великой; 10. анализировать и сравнивать деятельность Петра I и Екатерины II на благо Российского государства; Описывать: 1. личностные характеристики и деловые качества исторических персонажей: Петра I, Софьи, Екатерины II; 2. быт и нравы в обществе, принятые в период правления Петра I, Анны Иоанновны, Екатерины II; 3. прогрессивные действия, направленные на укрепление государства, развитие образования, культуры; По датам определять век. Составлять план для ответов, опираться на словарь, выделять смысловые понятия, представленные к темам разделов; Пользоваться картой; Объяснять причины снижения уровня развития экономики, неравномерности ее развития по следующим ключевым явлениям истории начала XX в.: Учащиеся должны знать: • хронологические сведения: период правления Петра I (1682—1725); основание Петербурга (1703); период царствования Екатерины II (1762—1796). • значение отмены в России крепостного права как прекращения многовековой помещичьей власти; • ответы на вопросы о (об): главных заслугах в правлении Александра II: праве крестьян открыто разрешать свои дела на сельском сходе; введении судов «скорых, правых, милостивых, равных для всех» Имена (фамилии) ключевых исторических персонажей периода Новой истории (Николай II, Николай Александрович Романов, Александра Федоровна (императрица), их дети: Ольга, Анастасия, Татьяна, Мария, цесаревич Алексей; министр финансов С. Ю. Витте, председатель Совета министров П. А. Столыпин, председатель Временного правительства А. Ф. Керенский), председатель Совета народных комиссаров В. И. Ленин (Ульянов).