Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Верхнедобринская средняя школа Камышинского муниципального района Волгоградской области РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Основы социальной жизни» для обучающихся 5* класса (интеллектуальные нарушения) Учитель: Белова Е.И. 2024 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по учебному предмету "Основы социальной жизни" для 5 класса разработана на основе: 1)Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. с последними изменениями; 2)Приказ Министерства просвещения РФ № 1026 от 24.11.2022 г. «Об утверждении федеральной адаптированной основной образовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»; 3)Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 1 МКОУ Верхнедобринской СШ. 4) Учебный план МКОУ Верхнедобринской СШ для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (вариант 1) на 2024-2025 учебный год. Основы социальной жизни, как коррекционный предмет, направлен на практическую подготовку обучающихся к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития обучающихся. Актуальность предмета «Основы социальной жизни» Развитие социально-экономических отношений в современной России требует нового качества образования. Это готовность выпускников школ к успешной интеграции в общество, способность реализоваться в жизни. Данная проблема актуальна для коррекционной школы, а особенно остро она стоит перед учителем основ социальной жизни, который на своих уроках решает задачу всестороннего развития молодого поколения и готовит обучающихся к непосредственному включению в жизнь, в трудовую деятельность в современных экономических условиях. Рабочая программа по предмету «Основы социальной жизни» разработана на основе программ Воронкова В.В. «Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида»: пособие для учителя / В.В. Воронкова, С.А. Казакова/.- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006 год; Девяткова Т.А., Кочетова Л.Л., Петрикова А.Г., Платонова Н.М., Щербакова А.М. «Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательной школы VIII вида»: Пособие для учителя /под редакцией А.М. Щербаковой/- М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2005 год; Воронкова В.В. «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательный учреждений VIII вида. ВЛАДОС, 2012 год без изменений. Учебный предмет «Основы социальной жизни» имеет своей целью практическую подготовку обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к самостоятельной жизни и трудовой деятельности в ближайшем и более отдаленном социуме. Формирование академических компетенций: знание и соблюдение правил личной гигиены; соблюдение и выполнение гигиенических требований к жилому помещению; соблюдение правил поведения в общественных местах; соблюдение правил техники безопасности; соблюдение правил дорожного движения; знание видов и назначения одежды и обуви; знание и соблюдение правил ухода за одеждой и обувью; знание и соблюдение правил поведения в магазине; знание назначения посуд и столовых приборов; умение заваривания чая; умение сервировать стола к завтраку. Формирование жизненных компетенций: знание и соблюдение правил личной гигиены; последовательное выполнение утреннего и вечернего туалета; знание правил ухода за одеждой и обувью, осуществление ухода; умение подбирать одежду и обувь по сезону, в зависимости от назначения; знание правил и умение составления рациона питания; умение выполнять правила и приемы ухода за посудой; соблюдение правил техники безопасности на кухне; умение применять чайную посуду; умение заваривать чай; формирование умений и навыков по приготовлению бутербродов; развитие практических умений обработки овощей, приготовления салатов; развитие практических умений по нарезке хлеба, овощей; формирование навыка по приготовлению завтрака; умение сервировать стол к завтраку; знание видов жилых помещений; соблюдение порядка в жилом помещении; умение правильно вести себя за столом; умение ориентироваться в услугах, оказываемых различными предприятиями и учреждениями: торговли (магазин, рынок, киоск); культуры (библиотека, кинотеатр, музей); умение осуществлять покупки в универсальных, специализированных магазинах, на рынках, в киосках; умение правильно вести себя в учреждениях культуры; умение ориентироваться в услугах общественного транспорта (городской, пригородный, междугородный транспорт), осуществлять поездку в общественном транспорте; умение правильно вести себя в общественном транспорте; соблюдение правил дорожного движения. Основные задачи, которые призван решать этот учебный предмет, состоят в следующем: расширение кругозора обучающихся в процессе ознакомления с различными сторонами повседневной жизни; формирование и развитие навыков самообслуживания и трудовых навыков, связанных с ведением домашнего хозяйства; ознакомление с основами экономики ведения домашнего хозяйства и формирование необходимых умений; практическое ознакомление с деятельностью различных учреждений социальной направленности; формирование умений пользоваться услугами учреждений и предприятий социальной направленности; усвоение морально-этических норм поведения, выработка навыков общения (в том числе с использованием деловых бумаг); развитие навыков здорового образа жизни; положительных качеств и свойств личности. Ценностные ориентиры содержания предмета «Основы социальной жизни» Программа по основам социальной жизни, определяет содержание предмета и последовательность его прохождения по годам, учитывает особенности познавательной деятельности обучающихся по программе коррекционной школы. Она направлена на разностороннее развитие личности обучающихся, способствует их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий обучающимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации и профессионального самоопределения. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Для обеспечения целенаправленного личностного развития обучающихся, подготовки их к самостоятельной жизни, программа предполагает интегрированный подход к формированию личностных качеств, комплексную поддержку обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, реализуемые с учетом их возрастных и специфических особенностей и возможностей, по следующим разделам: Личная гигиена Одежда и обувь Питание Жилище Культура поведение Торговля Транспорт Учебный предмет «Основы социальной жизни» и рассчитан на 34 часа (5 классы) – 1 час в неделю. Настоящая программа по предмету «Основы социальной жизни» разработана для обучающихся 5 классов. В тексте программы используется система условных обозначений: ФГОС - Федеральный государственный общеобразовательный стандарт. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ» Цель учебного предмета «Основы социальной жизни» заключается в дальнейшем развитии и совершенствовании социальной (жизненной) компетенции; навыков самостоятельной, независимой жизни. Задачи: овладение обучающимися некоторыми знаниями и жизненными компетенциями, необходимыми для успешной социализации в современном обществе; развитие и совершенствование навыков ведения домашнего хозяйства; воспитание положительного отношения к домашнему труду; развитие умений, связанных с решением бытовых экономических задач; формирование социально-нормативного поведения в семье и обществе; формирование умений, необходимых для выбора профессии и дальнейшего трудоустройства; коррекция недостатков познавательной и эмоционально-волевой сфер; развитие коммуникативной функции речи. При проведении занятий по основам социальной жизни осуществляется деление классов на подгруппы согласно списку класса. Каждый из разделов, основываясь на академической и жизненной компетенции, полученных на предыдущих этапах обучения, расширяет объем теоретических сведений и сложность практических навыков. Большое значение имеют разделы, направленные на формирование умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи. В процессе обучения необходимо дать обучающимся представление о предмете основ социальной жизни, назначение кабинета, правила поведения в кабинете. Эта программа направлена на формирование у них знаний и умений, способствующих социально-бытовой адаптации, на повышение общего уровня культуры и отношений в семье. После вводного занятия по программе следуют разделы «Личная гигиена», «Одежда и обувь». Изучение этих тем не вызывает трудностей. «Питание» - является одним из наиболее любимых разделов всей программы. Раздел содержит несколько тем разной сложности усвоения. Особое внимание нужно уделять изучению правил техники безопасности. Нарезка бутербродов и овощей для салата требует правильного обращения с кухонным ножом. Также важно соблюдение санитарно-гигиенических правил. При сервировке стола надо обращать внимание не только на последовательность работы, но и на эстетическую сторону. Одновременно решаются задачи воспитания личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость; элементов трудовой культуры; организация труда; экономическое и бережное отношение к продуктам, оборудованию; Строгое соблюдение правил безопасной работы и гигиены труда; творческого отношения к домашнему труду; развития обоняния, осязания, внимания, наблюдательности, памяти, находчивости, смекалки, сообразительности, воображения, фантазии. Следующие разделы «Культура поведения», «Жилище» - эти темы несложные для изучения, однако определенную трудность представляет выполнение практического задания. Тематика разделов программы «Транспорт», «Торговля» напрямую связана с местонахождением учебного заведения, дает представление о том, как вести себя в общественном транспорте, о соблюдении правил дорожного движения. Программой предусмотрены беседы, ролевые игры, требующие знаний о поведении на улице и в транспорте, практические задания, которые служат для закрепления учебных навыков и знаний, а также совершенствования и формирования новых умений и навыков, используемые обучающимися в повседневной жизни. Большое внимание на занятиях по основам социальной жизни отводится эстетическому воспитанию обучающихся, развитию их фантазии, художественного вкуса. В коррекционной школе особое внимание обращено на исправление имеющихся у обучающихся специфических нарушений. При обучении основам социальной жизни используются следующие принципы: принцип коррекционной направленности, воспитывающий и развивающий принципы, принцип доступности обучения, принцип систематичности и последовательности, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении. Коммуникативная направленность обучения делает более продуктивным решение коррекционно-развивающих задач, так как предполагает большую работу на проведение практических работ с использованием бригадной формы организации обучающихся. При работе с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья применяются особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании. Грамотное сочетание традиционных и инновационных технологий обеспечивает развитие у обучающихся познавательной активности, творческих способностей, школьной мотивации в учебно-воспитательном процессе. На уроках «Основы социальной жизни» используются следующие методы урока: словесные: рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой; наглядные: наблюдение, демонстрация, просмотр; практические: карточки, тесты. Основными формами обучения являются практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы; широко используются наглядные средства обучения, демонстрация учебных кинофильмов, презентаций. В зависимости от задач урока и оснащении кабинета могут использоваться разные формы организации практических работ, как коллективные (бригадные), так и индивидуальные (выполнение обучающимися всех операций под руководством учителя). На занятиях следует отводить время для изучения правил техники безопасности, формирования умений пользоваться нагревательными электрическими и механическими бытовыми приборами и приспособлениями, колющими и режущими инструментами, а также навыков обращения со стеклянной посудой, кипятком и т. д. Ни один даже незначительный случай нарушения правил техники безопасности нельзя оставлять без внимания. Необходимо постоянно приучать детей к соблюдению санитарно-гигиенических требований во время выполнения различных практических работ, доводя их до навыка. Беседа на занятиях по основам социальной жизни, является одним из основных методов обучения и применяется в сочетании с сюжетноролевыми играми, различными практическими работами: записями в тетрадь определённых правил, зарисовками, упражнениями и другими видами работ. Продолжительность беседы может быть различной, но она не должна являться единственным методом обучения, используемым на занятии. В зависимости от задач занятия беседа может иметь различное назначение и сопровождаться наглядностью, она может носить информационный характер. В этом случае учитель выясняет имеющиеся у обучающихся знания и представления и сообщает им новые необходимые сведения. В начале занятия проводятся краткие вводные беседы, а в конце занятия для закрепления полученных знаний заключительные беседы. Сюжетно-ролевые игры применяются как один из ведущих методов обучения. Сюжетно-ролевые игры в основном рекомендуется проводить на этапе закрепления пройденного материала и для формирования навыков общения. Воспроизводя в игре конкретные жизненные ситуации, обучающиеся применяют усвоенные ими знания и приёмы. В программе значительное место отводится экскурсиям. Они проводятся на промышленные объекты, в магазины, на предприятия службы быта, в отделение связи, на транспорт, в различные учреждения. Экскурсии в зависимости от их места в учебном процессе могут быть вводные, текущие и итоговые. Вводные экскурсии предшествуют изучению нового материала и имеют целью проведение наблюдений и общее ознакомление с объектами. Итоговые экскурсии организуются при завершении работы над темой. Типы уроков: урок объяснения нового материала (урок первоначального изучения материала; урок закрепления знаний, умений, владений (практический урок); урок обобщения и систематизации знаний (тестирование); комбинированный урок; нестандартные уроки (экскурсия, урок - ролевая игра и другие). Задания для обучающихся создаются в соответствии с психофизическими особенностями каждого обучающегося. Оценка знаний обучающихся осуществляется по результатам письменных работ, текущих и итоговых контрольных работ. Диагностика основных знаний, умений и владений проводится на начало и конец учебного года, данные отражаются в портфолио обучающихся. Программа по предмету «Основы социальной жизни» для 5 класса составлена таким образом, что уровень сложности материала опирается на ранее полученные сведения обучающимися во время уроков развития речи, чтения, русского языка, природоведения, математики. Логические связи предмета «Основы социальной жизни» с остальными предметами (разделами) учебного плана Занятия по основам социальной жизни тесно связаны с уроками русского языка, математики, географии, технологии, естествоведения. Описание места предмета «ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ» в учебном плане Согласно учебному плану адаптированной основной общеобразовательной программы ГКОУ С(К)ОШИ с. Покровка Новосергиевского района Оренбургской области обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, составленной на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) всего на изучение предмета «Основы социальной жизни» выделяется в 5 классе 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели). Личностные, предметные результаты и система оценки освоения предмета «Основы социальной жизни» Личностными результатами освоения предмета «Основы социальной жизни» являются: знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе их социальной необходимости; осознание своей национальности; уважение к культуре и традициям народов России и мира, чувства гордости за свою Родину; принятие и освоение новой социальной роли, развитие самоуважения; определение сильных и слабых сторон своей личности с помощью учителя; сформированность внутренней позиции обучающегося, принятие и освоение новой социальной роли, развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть слабые и сильные стороны своей личности; умение устанавливать личностный смысл; понимания границ того, «что я знаю», и того «что я не знаю» с помощью учителя, ставить самостоятельно цели и добиваться результатов; умение объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности; уважительное отношение к чужому мнению. Предметными результатами освоения предмета «Основы социальной жизни» являются: знание и соблюдение правил личной гигиены; соблюдение и выполнение гигиенических требований к жилому помещению; соблюдение правил поведения в общественных местах; соблюдение правил техники безопасности; соблюдение правил дорожного движения; знание видов и назначения одежды и обуви; знание и соблюдение правил ухода за одеждой и обувью; знание и соблюдение правил поведения в магазине; знание назначения посуды и столовых приборов; умение заваривания чая; сервировка стола к завтраку. В результате освоения предмета «Основы социальной жизни» в 5 классе обучающиеся должны: знать: последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета; правила охраны зрения при чтении и просмотре телевизионных передач; виды одежды и обуви: правила ухода за одеждой и обувью; санитарно-гигиенические требования к процессу приготовления пищи; различные меню завтрака; правила поведения за столом; правила поведения при встрече и расставании; почтовый адрес своего дома и школы-интерната; наиболее рациональный маршрут проезда до школы-интерната; виды магазинов и их назначение. уметь: совершать утренний туалет; подбирать одежду, головные уборы, обувь по сезоны; накрывать стол с учетом конкретного меню; тактично и вежливо вести себя во время разговора со старшими и сверстниками; обучающиеся должны уметь писать адреса на почтовых открытках; соблюдать правила дорожного движения; соблюдать правила поведения в общественном транспорте (правила посадки, покупка билета, поведение в салоне и при выходе на улицу); соблюдать правила поведение в магазине; оплачивать покупку; выбирать продукты для приготовления завтрака с учетом конкретного меню. владеть: совершать утренний и вечерний туалет в определенной последовательности; соблюдать правила бережного отношения к зрению при чтении, письме, просмотре телепередач; соблюдать правила поведения в общественных местах; производить сухую и влажную уборку помещений; строго соблюдать правила безопасной работы режущими инструментами; распределять кухонные принадлежности по назначению; использовать предметы для сервировки стола к завтраку; правильно заваривать чай; пользоваться нагревательными приборами; правильно сидеть за столом; пользоваться столовыми приборами, салфеткой; соблюдать правила поведения в транспорте и на улице (правила посадки, поведения в салоне и при выходе из транспорта); культурно вести себя с работниками торговли; соблюдать правила поведения в магазине; приготавливать бутерброды; приготавливать вторые блюда из вареных овощей; различать одежду в зависимости от назначения: повседневная, праздничная, рабочая, спортивная; подбирать одежду и головные уборы по сезону, в зависимости от назначения; сушить и чистить одежду и обувь; подготавливать одежду и обувь к хранению. Минимальный уровень: представления о разных группах продуктов питания; знание отдельных видов продуктов питания, относящихся к различным группам; понимание их значения для здорового образа жизни человека; приготовление несложных видов блюд под руководством учителя; представления о санитарно-гигиенических требованиях к процессу приготовления пищи; соблюдение требований техники безопасности при приготовлении пищи; знание отдельных видов одежды и обуви, некоторых правил ухода за ними; соблюдение усвоенных правил в повседневной жизни; знание правил личной гигиены и их выполнение под руководством взрослого; знание названий торговых организаций, их видов и назначения; совершение покупок различных товаров под руководством взрослого; знание и соблюдение правил поведения в общественных местах (магазинах, транспорте, музеях, медицинских учреждениях). Достаточный уровень: знание способов хранения и переработки продуктов питания; составление ежедневного меню из предложенных продуктов питания; самостоятельное приготовление несложных знакомых блюд; самостоятельное совершение покупок товаров ежедневного назначения; соблюдение правил личной гигиены по уходу за полостью рта, волосами, кожей рук и т.д.; соблюдение правила поведения в доме и общественных местах; представления о морально-этических нормах поведения; некоторые навыки ведения домашнего хозяйства (уборка дома, стирка белья, мытье посуды и т. п.). Критерии и нормы оценки знаний, умений и владений обучающихся Критерии оценки при опросе: «5» ставится, если обучающийся: правильно понимает сущность вопроса, может с помощью учителя или самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки. «4» ставится в том случае, если ответ удовлетворяет названным выше требованиям, но обучающийся: допускает неточности, оговорки и может их исправить самостоятельно, или при небольшой помощи учителя. Если обучающийся в ходе ответа замечает и самостоятельно исправляет допущенные ошибки, то ему может быть поставлена отметка «5». «3» ставится в том случае, если обучающийся правильно понимает сущность рассматриваемых понятий, но при ответе: обнаруживает отдельные пробелы в усвоении существенных вопросов, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; испытывает затруднения в определении основных понятий, определений, правил; отвечает неполно на вопросы учителя, недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение, нуждается в постоянной помощи учителя; не может применить знания в новой ситуации и связать с раннее изученным материалом. «2» ставится в том случае, если обучающийся: не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов; имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов; не умеет использовать средства наглядности; при ответе допускает ошибки, которые не может исправить даже при помощи учителя; допустил больше ошибок, чем необходимо для оценки 3. «1» обучающимся не ставится. При выполнении письменных самостоятельных и контрольных работ: Оценка «5» ставится, если обучающийся: выполнил работу самостоятельно или с незначительной помощью учителя в полном объеме или выполнил работу в объёме, который соответствует учёту психофизических особенностей обучающегося; допустил 1-3 недочета или 1-2 ошибку, с учётом специфических ошибок для данной группы обучающихся. Оценка «4» ставится, если обучающийся: правильно выполнил большую часть работы (свыше 50 %); допустил 2-3 ошибки. Оценка «3» ставится, если обучающийся: выполнил работу самостоятельно или с незначительной помощью учителя правильно (30%-50%); выполнил ½ всей работы правильно с использованием необходимой наглядности. Оценка «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала). Оценка «1» обучающимся не ставится. При оценке письменных работ грубой ошибкой считается: неверное выполнение заданий вследствие неточного применения правил, неправильное решение задачи (неправильный выбор, пропуск действий, искажение смысла вопроса, привлечение посторонних или потеря необходимых информационных данных). Примечание: при спорной оценке решение принимается в пользу обучающегося. В силу особенностей психофизического развития и имеющихся нарушений лишь отдельные обучающиеся способны усвоить программный материал качественно, в полном объёме. Остальные обучающиеся могут знакомиться с программой в целом, а успешно усваивать только часть знаний и умений. Поэтому нормы оценок обучающихся носят условный характер. В этом вопросе требуется разумный компромисс между понятиями «оценка знаний» и «возможности ребёнка». При проверке работ следует учитывать не только уровень знаний, умений и владений обучающегося, но и академические и жизненные компетенции, достижения обучающегося в зоне ближайшего развития. Результаты достижений жизненных компетенций отражаются в портфолио обучающихся. Предмет «Основы социальной жизни» в 5 классах ориентирован на достижение следующих базовых учебных действий: Личностные: испытывать чувство гордости за свою страну; гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей; адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.; уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; активно включаться в общеполезную социальную деятельность; бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны. Регулятивные: принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность. Познавательные: дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию; использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями; использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами. Коммуникативные: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.); слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач; использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач. СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ» Введение (2 часа) Основные вопросы Кабинет основ социальной жизни и его оборудование. Название учебного курса; цель нового учебного предмета, его назначение; инструкции по технике безопасности при нахождении в кабинете, правила обучающихся школы. Самостоятельная (лабораторная) работа Работа в тетради. Тематика практических работ Беседа. Личная гигиена (6 ч) Основные вопросы Последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета; правила ухода за кожей рук, ног и ногтями. Правила ухода за полостью рта; предметы личной гигиены по уходу за полостью рта; правила ухода за ушами. Правила освещенности рабочего места; правила охраны зрения при чтении, просмотре телепередач. Правила ухода за волосами; периодичность мытья головы; средства для мытья головы. Самостоятельная (лабораторная) работа Заполнение таблиц. Выполнение заданий по карточке. Работа по перфокартам. Тематика практических работ Выполнение утреннего туалета: мытье рук, лица, шеи, ушей, чистка зубов, причесывание волос. Выполнение вечернего туалета: чистка ушей. Комплекс упражнений гимнастики для глаз. Одежда и обувь (12 ч) Основные вопросы Виды одежды и головных уборов, их назначение. Правила ухода за одеждой. Виды обуви и их назначение; правила ухода за кожаной обувью. Правила повседневного ухода за обувью из замши, текстиля, шерсти. Правила подготовки обуви к хранению посезонно. Самостоятельная (лабораторная) работа Заполнение таблиц. Выполнение заданий по карточке. Работа по перфокартам. Тестирование. Тематика практических работ Чистка и сушка повседневной одежды, обуви. Питание (24 ч) Основные вопросы Посуда и столовые приборы, их назначение. Значение питания в жизни и деятельности людей; правила составления рациона питания. Правила безопасной работы режущими инструментами; место приготовления пищи и его оборудование. Правила сервировки стола с учетом различных меню; чайную посуду. Способы заваривания чая. Виды блюд, не требующих тепловой обработки; виды бутербродов. Значение вторых блюд; использование механических и электробытовых приборов, для сил и времени при приготовлении пищи. Самостоятельная (лабораторная) работа Заполнение таблиц. Выполнение заданий по карточке. Работа по перфокартам. Работа с рецептами. Тестирование. Тематика практических работ Сервировка стола к завтраку. Практическая работа по завариванию чая. Приготовление бутербродов. Приготовление вторых блюд. Жилище (4 ч) Основные вопросы Виды жилых помещений в городе и деревне и их различие; виды отопления в городе и селе; жилой дом, домашние помещения: зал (гостиная), спальня, кухня, ванная, прихожая; их названия, функциональное назначение. Гигиенические требования к жилому помещению; правила и последовательность проведения сухой и влажной уборки. Гигиенические требования к жилому помещению; инвентарь и виды моющих средств, используемых при уборке. Самостоятельная (лабораторная) работа Заполнение таблиц. Выполнение заданий по карточке. Работа по перфокартам. Тестирование. Тематика практических работ Сухая и влажная уборка помещений. Культура поведения (8 ч) Основные вопросы Правила поведения в зрелищных и культурно-просветительских учреждениях. Правила поведения за столом; правила этикета. Самостоятельная (лабораторная) работа Заполнение таблиц. Выполнение заданий по карточке. Работа по перфокартам. Тестирование. Тематика практических работ Правила поведения за столом. Торговля (4 ч) Основные вопросы Основные виды магазинов; правила поведения в магазине. Назначение продуктовых магазинов, их отделы и содержание продукции. Специализированные продуктовые магазины. Правила покупки товаров в продовольственном магазине. Самостоятельная (лабораторная) работа Заполнение таблиц. Выполнение заданий по карточке. Работа по перфокартам. Тестирование. Тематика практических работ Правила поведения в магазине. Оплата покупки. Транспорт (6 ч) Основные вопросы Основные виды транспортных средств, имеющихся в городе. Стоимость проезда на всех видах городского транспорта (разовый билет, проездной билет, удостоверение); порядок приобретения билетов. Правила поведения в транспорте и на улице. Транспортный и пешеходный маршрут до школы и обратно. Правила дорожного движения. Правила проезда в транспорте; правила передвижения по улице. Самостоятельная (лабораторная) работа Заполнение таблиц. Выполнение заданий по карточке. Тестирование. Составление маршрута от дома до школы. Изготовление знаков дорожного движения, встречающихся на пути к дому, школе. Календарно – тематическое планирование по предмету «ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ» (2 ч. в неделю, всего 68 ч) № Основные виды учебной деятельности Раздел, тема урока Кол-во часов Вид контроля Дата план факт 1 2 Вводный урок. Знакомство с предметом. Вводный инструктаж по охране труда. 2 Формирование представлений о кабинете для уроков, его оборудовании; текущий контроль соблюдение правил по охране труда 10.09 12.09 Личная гигиена – 6 ч 3 4 5 Правила личной гигиены в течение дня 2 Предметы и средства личной гигиены 2 Гигиена зрения 2 последовательное выполнение утреннего и вечернего туалета устный опрос 17.09 знание и соблюдение правил личной гигиены устный опрос знание и соблюдение правил личной гигиены текущий контроль 1.10 умение подбирать одежду и обувь по сезону, в зависимости от назначения устный опрос 8.10 знание правил ухода за одеждой и обувью, осуществление ухода текущий контроль 15.10 умение подбирать одежду и обувь по сезону, в зависимости от назначения текущий контроль 22.10 знание правил ухода за одеждой и обувью, осуществление ухода взаимопомощь 5.11 знание правил ухода за одеждой и обувью, текущий 12.11 19.09 24.09 26.09 3.10 Одежда и обувь – 12 часов 6 7 8 9 10 Виды одежды Чистка одежды, сушка Виды обуви 2 2 2 Практическая работа «Одежда и обувь» 2 Чистка, хранение обуви 2 10.10 17.10 24.10 7.11 11 Виды головных уборов 2 осуществление ухода контроль 14.11 умение подбирать головной убор по сезону, в зависимости от назначения текущий контроль 19.11 знание правил и умение составления рациона питания фронталь- 26.11 ный опрос 28.11 соблюдение правил техники безопасности на кухне устный опрос 3.12 умение выполнять правила и приемы ухода за посудой текущий контроль 10.12 умение применять чайную посуду текущий контроль 17.12 взаимопомощь 24.12 соблюдение правил по охране труда; фронталь- 9.01 формирование навыка по приготовлению завтрака ный опрос 14.01 умение сервировать стол к завтраку текущий 16.01 21.11 Питание – 24 ч 12 13 14 15 16 Значение питания в жизни человека Кухонные принадлежности Уход за посудой Чайная посуда Правила заваривания чая 2 2 2 2 2 умение заваривать чай 5.12 12.12 19.12 26.12 III чет 17 Повторный инструктаж по охране труда. 2 Завтрак 18 Сервировка стола к завтраку 2 19 20 21 22 23 Нарезка хлеба, овощей Приготовление бутербродов Приготовление бутербродов Приготовление салата Приготовление салата 2 2 2 2 2 контроль 21.01 развитие практических умений по нарезке хлеба, овощей текущий контроль 23.01 формирование умений и навыков по приготовлению бутербродов устный опрос 30.01 формирование умений и навыков по приготовлению бутербродов текущий контроль 6.02 развитие практических умений обработки овощей, приготовления салатов устный опрос 13.02 развитие практических умений обработки овощей, приготовления салатов текущий контроль 28.01 4.02 11.02 18.02 20.02 25.02 Транспорт – 6 ч 24 25 26 Виды транспортных средств Поведение в транспорте Правила дорожного движения 2 2 2 умение ориентироваться в услугах фронтальобщественного транспорта (городской, ный опрос пригородный, междугородный транспорт), осуществлять поездку в общественном транспорте 27.02 умение правильно вести себя в общественном транспорте текущий контроль 6.03 соблюдение правил дорожного движения фронталь- 13.03 ный опрос 18.03 4.03 11.03 27 28 29 30 Виды жилых помещений Почтовый адрес дома, школы Поведение в музее, библиотеке Поведение в кино, театре 2 2 2 2 Промежуточная аттестация тестирование 31 Поведение за столом 2 знание видов жилых помещений; соблюдение порядка в жилом помещении текущий контроль 20.03 умение заполнять почтовый конверт текущий контроль 3.04 умение правильно вести себя в учреждениях культуры текущий контроль 10.04 умение правильно вести себя в учреждениях культуры ролевая игра 17.04 умение правильно вести себя за столом ролевая игра 1.04 8.04 15.04 22.04 24.04 29.04 32 33 34 Правила приема пищи Основные виды магазинов. Отделы Правила поведения в магазине. Порядок покупки товара 2 2 2 умение правильно вести себя за столом текущий контроль 6.05 текущий контроль 13.05 умение правильно вести себя в текущий учреждениях, умение осуществлять контроль покупки в универсальных, специализированных магазинах, на рынках, в киосках 20.05 умение ориентироваться в услугах, оказываемых различными предприятиями и учреждениями торговли (магазин, рынок, киоск) 8.05 15.05 22.05