Адаптированная рабочая программа по предмету Мир природы и человека 1* класс

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Верхнедобринская средняя школа
Камышинского муниципального района Волгоградской области

Рабочая программа учебного курса
«Мир природы и человека» 1 класс
для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения)

Составила учитель начальных классов: Разумова Н.Е.

Год составления программы:2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебного курса «Мир природы и человека» составлена на основе Примерной адаптированной основной общеобразовательной
программы обучения для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и соответствует Федеральному
государственному образовательному стандарту обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Одной из важнейших составляющих комплексного развития личности ребенка с нарушением интеллекта является более раннее восприятие
им законов окружающего мира природы и способах их правильного применения, переноса этих знаний в практическую повседневную деятельность.
Парадигма современного образовательного учреждения как развивающейся системы уже на начальном уровне образования предполагает
уделять большое внимание формированию природоведческих знаний, соответствующих современному уровню представлений о природе. Усвоение
детьми систематических и последовательных знаний об окружающем мире природы, ее объектах и явлениях становится обязательным компонентом
образования и воспитания детей, так как заложенные на их основе первичные представления о среде обитания человека позволят в дальнейшем
формировать правильное и гуманное мировоззрение, создадут необходимые условия для успешного усвоения всего цикла природоведческих
дисциплин.
Результаты, полученные в ходе изучения представлений о мире природы у детей с интеллектуальными нарушениями, дают основание
считать, что уже на ранних этапах обучения возможно начинать организованную работу по формированию различных представлений о природе и
природных явлениях, готовить детей к последующему изучению систематического курса природоведческих дисциплин, что сформирует
необходимую основу для их успешного усвоения. Кроме того, изучение целостности мира природы и человека в младших классах будет
способствовать развитию мировоззренческих взглядов, необходимых для становления личности.
С учетом вышеизложенного примерная рабочая программа учебного курса «Мир природы и человека» создана для образовательных
учреждений, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы для обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Курс «Мир природы и человека» является начальным звеном формированияестествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у
обучающихся начальных классов понятийного мышления на основе сведений о живой и неживой природе.
При отборе материалов для примерной рабочей программы «Мир природы и человека» учтены современные научные данные об
особенностях познавательной деятельности, эмоционально волевой регуляции, поведения обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческим дисциплинам, который выдвигает на первый план обеспечение:
 Полисенсорности восприятия объектов
 Практического взаимодействия обучающихся с интеллектуальными нарушениями с предметами познания, по возможности в натуральном
виде в естественных условиях;
 Накопления представлений об объектах и явлениях окружающей среды через взаимодействие с различными носителями информации;
 Закрепления представлений в различных формах и видах деятельности;
 Постепенного усложнения содержания, преемственности изучаемых тем.
С одной стороны, содержание примерной рабочей программы курса «Мир природы и человека»базируется на знакомых детям объектах и
явлениях окружающего мира и дает учителю возможность постепенноуглублять сведения, раскрывающие причинные, следственные, временные и
другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы.

С другой стороны, курс «Мир природы и человека» должен заложить основы для изучения в дальнейшем таких базовыхпредметов, как
«Природоведение», «Естествознание» и «География», создать преемственную систему знаний.
Цели образовательно-коррекционной работы
Курс «Мир природы и человека» решает следующие коррекционно-образовательные и воспитательные задачи:
 Уточняет имеющиеся у детей представления о живойи неживой природе, дает новые знания об основных ее элементах;
 На основе наблюдений и простейших опытных действий расширяет представления о взаимосвязи живой и неживой природы, о формах
приспособленности живого мирак условиям внешней среды;
 Вырабатывает умения наблюдать природные явления,сравнивать их, составлять устные описания, использоватьв речи итоги наблюдений и
опытных работ, отмечать фенологические данные;
 Формирует первоначальные знания обучающихся о природе своего края;
 Конкретизирует понятийный аппарат, развивает аналитико-синтетическую деятельность обучающихся на основе предоставляемого
материала;
 Вырабатывает умения делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи;
 Формирует первоначальные сведения о природоохранной деятельности человека, учит детей бережному отношению к природе.
Общая характеристика учебного предмета
Курс «Мир природы и человека» построен по концентрическому принципу,а также с учетом преемственности тематического планирования
навесь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять изакреплять полученные знания в течение года, дополнять их новыми сведениями.
Курс «Мир природы и человека» не строится по принципу планирования на определенный период, в нем представлены тематические блоки,
последовательность и время изучения которых может варьироваться в зависимости от выбранного образовательным учреждением учебного графика
(обучение по модулям, четвертям, триместрам).
На уроках следует использовать разнообразные наглядные средства обучения: натуральные объекты,муляжи, макеты, гербарии, коллекции,
различные мультимедийные материалы. Повышение эффективности усвоения учебного содержания требует организации большого количества
наблюдений, упражнений, практических работ, игр и составления на их основе описанийобъектов природы или природных явлений, а также
разнообразной природоохранной деятельности обучающихся под руководством учителя.
Знания и умения по курсу «Мир природы и человека» необходимо реализовывать на уроках таких предметных областей, как язык и речевая
практика, математика, искусство, технология, а также найтиим применение в программе внеурочной деятельности.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Курс «Мир природы и человека» входит в обязательную часть учебного плана для детей с интеллектуальными нарушениями в предметной
области «Естествознание» и служит пропедевтической основой для изучения предметов естествоведческого характера «Природоведение»,
«Биология», «География».
На изучение курса «Мир природы и человека» отводится от 168 до 234 часов за весь период обучения, на его изучение отводится 1-2 часа в
неделю. Данная рабочая программа по курсу «Мир природы и человека» составлена из расчета 2 часа в неделю в 1-ом классе.
Личностные и предметные результаты освоения предмета
Для обучающихся с интеллектуальными нарушениями очень важно, чтобы все обучение носило практический характер. Поэтому помимо
предметных результатов освоения программы в курсе «Мир природы и человека» реализуется формирование личностных умениями и навыков. Для

детей с интеллектуальными нарушениями эти действия носят характер жизненных компетенций. В курсе «Мир природы и человека» представлены
многообразные задания, иллюстративный и текстовый материал на развитие следующих личностных умений и навыков:
 Осознание себя как ученика, как члена семьи, как друга и одноклассника;
 Адекватность представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
 Способность вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам сопровождения учебного процесса и создания специальных условий для
пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;
 Способность вступать в коммуникацию со сверстниками по вопросам помощи, при взаимодействии в совместной деятельности;
 Владение социально-бытовыми умениями в учебной деятельности и повседневной жизни;
 Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным
рисунком);
 Осмысление и дифференциация картины мира, ее временно-пространственной организации через содержание курса «Мир природы и
человека»;
 Осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
 Овладение самостоятельным выполнением заданий, поручений, инструкций.
Для решения задачи социальной адаптации важнейшим является развитие коммуникативной функции речи, формирование культуры и стиля
речи с тем, чтобы развивать у обучающихся с интеллектуальными нарушениями умение общаться и использовать полученные знания в
различных социальных ситуациях в жизни. Умение задать вопрос, понять вопрос, ответить на вопрос помогает установить конструкт ивное
общение, например, в поликлинике, аптеке, магазине и т.д.
Работа над развитием регулирующей функции речи проводится также через специально организованную на уроке работу по освоению
общеучебных навыков, таких как: выслушивание инструкции или установки на деятельность в ходе урока, планирование работы, отчет о работе и т.
д.
Таким образом, процесс изучения курса «Мир природы и человека» должен быть направлен на овладение следующими коммуникативными
навыками:
 Умением вступать в контакт и работать в группах;
 Умением использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками, сверстниками, учителями;
 Умение обращаться за помощью и принимать помощь;
 Умение слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
 Сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно
взаимодействовать с людьми;
 Договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях
взаимодействия с окружающими.
В рамках изучения курса «Мир природы и человека» развиваются следующие регулятивные учебные действия:
 Входить и выходить из школьного здания, учебного помещения по условному сигналу (школьный звонок, разрешение учителя);
 Самостоятельно ориентироваться в пространстве школьного двора, здания, класса (зала, учебного помещения);
 Использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.) в учебное время;
 Самостоятельно работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место под руководством учителя;

 Корректировать свои действия по выполнению задания в соответствии с инструкцией (под руководством учителя);
 Принимать цели и инструкции, произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе.
В процессе овладения различными знаниями о живой и неживой природе в рамках предмета «Мир природы и человека» обучающиеся с
интеллектуальными нарушениями научаются следующим познавательным учебным действиям:
 Выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов, явлений окружающей действительности,
 Характеризовать предметы и явления по их основным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу);
 Находить задания, предложения, тексты в учебнике или другом предлагаемом материале;
 Использовать условные знаки, символические средства с помощью учителя;
 Работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное
схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях);
 Называть и характеризовать предметы, сравнивать два предмета, делать элементарные обобщения;
 Знать и употреблять названия и свойства изученных предметов и явлений, их частей;
 Знать и применять обобщающие понятия изученных групп предметов и свойств.
 Таким образом, для решения тех или иных задач в каждой теме курса представлены задания на развитие той или иной жизненной
компетенции. Так, в теме «Объекты живой и неживой природы» отрабатываются навыки нахождения ориентировочных компонентов по
дороге в школу, домой. При изучении темы «Человек» отрабатываются навыки коммуникативных компетенций, овладения принятыми
ритуалами взаимодействия и т.д.
Предметные результаты изучения курса «Мир природы и человека» могут быть минимальными и достаточными.
 Минимальным уровнем является формирование следующих умений:
 Правильно и точно называть изученные объекты, явления, их признаки;
 Различать объекты живой и неживой природы;
 Выделять части растений; узнавать в природе и на рисунках деревья, кусты, травы;
 Называть наиболее распространённых диких и домашних животных своей местности;
 Называть и показывать органы чувств человека, объяснять их назначение;
 Соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм;
 Достаточный уровень не является обязательным для всех обучающихся с интеллектуальными нарушениями и содержит следующие умения и
навыки:
 Овладение представлениями о взаимосвязях между изученными объектами и явлениями природы;
 Узнавание и называние объектов живой и неживой природы в естественных условиях;
 Отнесение изученных объектов природы к определенным группам по существенным признакам;
 Знание правил гигиены органов чувств, безопасного поведения в соответствии со своими знаниями;
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Первый год обучения должен заложить основу для формирования у обучающихся базовых представлений о природе.
Порядок изучения тем, а также время и количество часов, отведенное для изучения каждой из них, могут быть изменены учителем.
Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и дает возможность постепенно
раскрывать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью человека.

Содержание программы одного периода обучения от другого отличается увеличением объема предъявляемого учебного материала, его
усложнением и расширением, сложностью видов работ по той или иной теме.
Структура курса представлена следующими разделами: «Сезонные изменения», «Неживая природа», «Живая природа» (в том числе
«Человек» и «Безопасное поведение»).
Раздел «Безопасное поведение» отдельным блоком не выделяется, отдельные темы по этому разделу расположены в разделах «Сезонные
изменения», «Неживая природа», «Живая природа».
Неживая природа (8 ч)
Названия и простейшие признаки объектов неживой природы. Небо днем и ночью: солнце, облака, луна, звезды.Наблюдения за сменой дня и ночи.
Время суток: утро,день, вечер, ночь, их признаки.
Деятельность человека в течение суток.
Земля: песок, камни, глина.
Солнце – источник тепла и света.
Элементарные представления о роли солнечного теплаи света в жизни растений, животных, человека; о влияниисолнца на смену времен года.
Сезонные изменения в природе (18ч)
Сезонные изменения в неживой природе
Влияние солнца на изменения в природе: зима – солнце светит мало, греет слабо, жизнь замирает; лето – солнце долго светит, греет сильно, все
оживает. Солнце веснойи осенью.
Знакомство с временами года и их названиями.
Формирование первоначальных представлений о явлениях и состояниях неживой природы в разное время года:холодно, тепло, жарко, облачно,
ясно, ветер, дождь, снег,снегопад, таяние снега, сосульки.
Погода. Наблюдения за изменениями погоды. Погодавчера, сегодня.
Растения и животные в разное время года
Наблюдения: изменение окраски листьев, листопад,увядание трав, зимний покой деревьев, набухание почек,появление листьев, рост трав, первые
цветы, цветение деревьев. Береза, клен, мать-и-мачеха.
Наблюдения и описания зимующих птиц: ворона, воробей.
Животные зимой. Медведь, заяц.
Одежда людей, игры детей в разное время года
Живая природа (40 ч)
Растения (11 ч)
Выявление представлений о мире растений, их разнообразии: деревья, кустарники, травы, цветковые растения(различия этих групп не разбираются).
Части растений: корень, стебель (ствол), лист, цветок.
Наблюдения за жизнью растений в своей местности:рост, цветение, образование плодов и семян; приспособление к смене времен года.
Элементарные представления о приспособлении растений к разным условиям жизни: растения жарких стран,растения стран с холодным климатом,
их сравнение.
Животные(11 ч)
Общие представления о мире животных, их разнообразии: домашние и дикие животные, птицы, рыбы, насекомые (различия групп не разбираются).

Элементарные представления о приспособлении дикихживотных к разным условиям жизни: животные жарких стран, животные стран с холодным
климатом, их сравнение.
Знакомство с животными своей местности. Понятиео месте обитания, повадках, приспособлении к смене времен года (1–2 хорошо знакомых
животных).
Человек. Безопасное поведение(18 ч)
Пол, возраст, имя, фамилия.
Внешний облик человека: голова, шея, туловище, руки,ноги.
Правильная осанка человека. Кожа. Порез, ожог.
Первая помощь при порезах, ожогах кожи.
Лицо человека: глаза, уши, нос, рот, лоб, брови, щеки,подбородок.
Органы чувств человека: глаза, уши, нос, рот, кожа.
Элементарные представления о строении и работе органов чувств: глаза – орган зрения, ухо – орган слуха и т. д.Профилактика травматизма и
заболеваний органов чувствчеловека
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ







Матвеева Н. Б., Ярочкина И. А., Попова М. А., Куртова Т. О. Учебник «Мир природы и человека». 1 класс, в 2 частях, М., Просвещение, 2016
Матвеева Н. Б., Попова М. А., Куртова Т. О. Рабочая тетрадь «Живой мир» 1 класс, М., Просвещение, 2013
Научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с содержанием обучения).
Детская справочная литература (справочники, энциклопедии) о мире природы, труде людей, общественных явлениях и пр.
Федеральный государственный образовательный стандарт обучающихся с интеллектуальными нарушениями и документы по его реализации
Н. Б. Матвеева М. А. Попова, Мир природы и человека, 1–4 классыобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные
общеобразовательные программы для детей с нарушением интеллекта, Методические рекомендации
 Ноутбук
 Мультимедийная доска
Для выполнения заданий по моделированию природных объектов надо иметь пластилин (гипс, глину, песок), цветную бумагу, клей и ножницы с
тупыми концами.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Минимальный уровень:
 Правильно и точно называть изученные объекты, явления, их признаки;
 Различать объекты живой и неживой природы;
 Выделять части растений; узнавать в природе и на рисунках деревья, кусты, травы;
 Называть наиболее распространённых диких и домашних животных своей местности;
 Называть и показывать части тела человека, органы чувств, объяснять их назначение.
Достаточный уровень:
 Узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде, в естественных условиях






Выделять и называть существенные признаки объектов живой и неживой природы
Классифицировать и дифференцировать объекты по одному или нескольким признакам
Замечать изменения в объектах природы и уметь рассказывать о них
Уметь по своим наблюдениям делать выводы и приводить пример

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

Тема урока

п/п

Кол-во
часов

Основные виды деятельности

Дата
план

Неживая природа
1

Земля и Солнце

1

2

Значение Солнца

1

3

Солнце и жизнь растений

1

4

День и ночь

1

5

Небо днем и ночью

1

6

Сутки

1

7

Занятие людей в течение суток

1

8

Режим дня

1

Рассматривание рисунка. Нахождение и показ объектов. Называние
объектов неживой природы. Зарисовка выбранного объекта
Зарисовка объекта природы. Называние объектов природы. Отгадывание
загадок. Разучивание игры «Горелки»
Определение времени года по изображению. Составление рассказа по
картинке. Определение соответствия по картинке
Рассматривание рисунка. Показ на рисунке объектов природы. Ответы на
вопросы
Дифференциация изображений. Составление рассказа о видах
деятельности. Показ объектов на рисунке. Составление рассказа по
рисунку. Зарисовка
Рассматривание схемы. Определение положения объекта. Составление
рассказа по рисунку. Нахождение несоответствия. Определение времени
суток по стихотворению
Рассматривание схемы. Составление рассказа о деятельности в
различное время суток. Ответы на вопросы. Составление рассказа по
опорным картинкам. Зарисовка в тетради схематичного изображения
предмета. Определение по рисункам частей суток
Отработка навыков распределения деятельности в режиме дня.
Ознакомление с понятиями режима дня. Составление режима дня
самостоятельно или с помощью учителя

03.09.2024
05.09.2024
10.09.2024
12.09.2024
17.09.2024

19.09.2024

24.09.2024

26.09.2024

факт

Сезонные изменения в природе
9

Осень

1

10-11

Признаки осени

2

12

Занятия и одежда осенью

1

13

Погода. Календарь природы

1

14

Зима

1

15-16

Признаки зимы

2

17

Занятия и одежда зимой

1

18

Погода. Календарь природы.

1

Рассматривание рисунков. Нахождение рисунка в соответствии с темой.
Работа с календарем. Ответы на вопросы. Нахождение различий на
рисунках. Прослушивание текста, стихотворения. Определение по схеме
причины сезонных изменений. Работа с опорными словами (осень,
листопад)
Прослушивание текста, стихотворения. Нахождение признаков объектов
по рисункам. Ответы на вопросы. Составление рассказа с опорой на
схему, иллюстрацию. Работа с опорными словами (ясно, облачно,
пасмурно). Зарисовка объектов природы с опорой на иллюстрацию.
Создание аппликации
Составление рассказа с опорой на иллюстрации. Классификация
объектов по назначению (одежда осенью, инвентарь для уборки, осенний
букет). Объяснение выбора объектов и предметов. Прослушивание
стихотворения. Работа с опорными словами (урожай, грибы)
Перечисление осенних месяцев. Узнавание и называние дней недели.
Определение дня недели по указанию учителя. Определение на
календаре сроков осенних каникул, времени занятий и отдыха
Нахождение различий в изображениях. Прослушивание текста.
Определение причин сезонных изменений по схеме. Проведение опыта
совместно с учителем. Вырезывание объекта природы (аппликация) по
готовому образцу. Работа с опорными словами (зима, снегопад)
Нахождение и называние признаков сезона на иллюстрациях. Называние
объектов природы по иллюстрациям (птицы). Составление рассказа о
кормушках. Изготовление кормушки по образцу. Работа с опорными
словами (снег, снежинки, воробей, ворона). Составление рассказа о зиме
по опорным знакам (схемам). Сравнение внешнего вида животных в
различное время года. Нахождение несоответствия в изображении,
тексте
Классификация и выбор предметов по картинкам (одежда, игры,
предметы для игры). Разучивание подвижной игры «Мороз Красный
Нос». Заучивание стихотворного текста
Перечисление зимних месяцев. Узнавание и называние дней недели.
Определение дня недели по указанию учителя. Определение на
календаре периодов зимних каникул, времени занятий и отдыха,
праздничных дней

01.10.2024

03.10.2024
08.10.2024

15.10.2024

17.10.2024

22.10.2024

24.10.2024
05.11.2024

07.11.2024

12.11.2024

19

Весна

1

20

Признаки весны

1

21

Занятия и одежда весной

1

22

Погода. Календарь природы

1

23

Лето

1

24

Признаки лета

1

25-26

Занятия и
Одежда летом

2

27

Растения

1

Нахождение различий по картинке. Прослушивание текста,
стихотворения. Определение причин сезонных изменений по схеме.
Знакомство с правилом безопасного поведения вблизи крыш домой.
Работа с опорными словами (весна, ручьи, почки)
Прослушивание текста. Нахождение признаков весны по иллюстрациям.
Ответы на вопросы по тексту учебника. Рассматривание и называние
изображенных объектов природы (насекомых, птиц). Рисование объекта
природы (подснежника) по образцу. Разучивание стихотворения. Работа
с опорными словами (сосульки, жук, бабочка, грач, скворец).
Составление рассказа по рисунку и опорным знакам
Нахождение и называние предметов на рисунке. Выделение нужных
предметов (одежды) после прослушивания стихотворения. Ответы на
вопросы по рисункам (занятия людей весной)
Перечисление весенних месяцев. Узнавание и называние дней недели.
Определение дня недели по указанию учителя. Определение на
календаре периодов весенних каникул, времени занятий и отдыха,
праздничных дней
Нахождение различий на рисунках. Нахождение признаков лета по
опорным схемам. Работа с календарем (название летних месяцев, летние
каникулы, выход в школу). Рисование по теме «Лето» после
прослушивания стихотворения. Определение цветовой гаммы рисунка.
Работа с опорными словами (лето, цветы)
Составление рассказа по рисунку. Определение последовательности
объектов по рисунку. Знакомство с правилом безопасного поведения в
природе. Ответы на вопросы. Прослушивание стихотворения.
Определение безопасного поведения по рисунку
Классификация предметов по картинке. Рассматривание и определение
занятий детей в летний период. Заучивание телефона помощи в любых
ситуациях. Составление рассказа о безопасном поведении около
водоемов (по опорным вопросам). Дифференциация летних объектов для
игр (игрушки). Разучивание подвижной игры «Рыбак и рыбаки»
Живая природа
Растения

14.11.2024

Составление рассказа о пользе леса. Разучивание правила поведения в
лесу. Нахождение на иллюстрациях объектов природы (дерево, цветок,
трава, кустарник). Работа со словарем (лес, дерево, трава)

12.12.2024

19.11.2024

21.11.2024

26.11.2024

28.11.2024

03.12.2024

05.12.2024
10.12.2024

28

Строение и сходство растений

1

29

Различия растений

1

30

Разнообразие цветов

1

31

Семена

1

32-33

Плоды растений

2

34

Приспособление растений к
сезонным изменениям
Уход за растениями

1

36

Приспособления растений к
условиям жизни

1

37

Растения (обобщающий урок)

1

38

Животные

1

35

1

Рассматривание схемы строения растений. Определение и называние
частей растений. Работа со словарем (цветок, стебель, лист, корень)
Нахождение частей растений по рисунку. Ответы на вопросы по
различию растений. Сравнение частей растений и нахождение различий
(лист, стебель, корень)
Рассматривание иллюстраций. Нахождение объектов природы на
рисунке (цветы). Нахождение сходства и различий объектов природы
(цветы) по рисунку. Прослушивание стихотворного текста.
Ответы на вопросы по прочитанному произведению
Рассматривание изображения растений и семян. Составление рассказа об
использовании семян (приготовлении пищи). Составление рассказа по
картинке (проращивание растения из семян). Практическая работа по
посадке растения (семени). Работа по опорным словам (семена, свет,
тепло, вода)
Прослушивание текста. Рассматривание иллюстраций (овощи).
Нахождение и называние знакомых объектов на картинке (овощи).
Рассматривание иллюстраций (фрукты). Нахождение и называние
знакомых объектов на картинке (фрукты). Работа с опорными словами
(плоды, овощи, фрукты). Составление описательного рассказа по
картинке (описание фруктов). Составление рассказа по вопросам (польза
овощей и фруктов). Составление рассказа по опорным схемам.
Прослушивание (чтение) стихотворного текста
Рассматривание иллюстраций (растения зимой, весной, летом, осенью).
Ответы на вопросы по тексту и иллюстрациям
Практические действия: протирание листьев, полив растения, рыхление
почвы. Отбор инвентаря для ухода за растениями, называние предметов.
Проговаривание названий растений и инвентаря
Прослушивание текста, ответы на вопросы. Составление описательного
рассказа по рисунку. Выбор объекта природы по условию (с помощью
рисунков)
Определение и называние знакомых объектов природы (деревья,
кустарники). Практическое определение объектов природы (деревьев и
кустарников) на пришкольном участке (экскурсия). Работа с опорными
словами (калина, сирень, смородина, крыжовник)
Животные

17.12.2024

Рассматривание рисунков с изображением животных, называние и показ

30.01.2025

19.12.2024

24.12.2024

26.12.2024

09.01.2025
14.01.2025

16.01.2025
21.01.2025

23.01.2025

28.01.2025

39

Строение и сходство животных

1

40-41

Различие животных

2

42

Детеныши животных

1

43-44

Домашние животные

2

45

Дикие животные

1

46

Приспособление животных к
различным условиям обитания

1

47

Приспособление животных к
временам года

1

48

Животные (обобщающий урок)

1

49

Человек

1

знакомых объектов. Сравнение животных по размеру, образу жизни,
способам передвижения. Зарисовка животного (по контуру)
Выделение и показ частей тела у животных. Описание животного по
образцу (с помощью учителя). Работа с опорными словами (голова,
туловище, ноги, хвост)
Нахождение и называние различий животных (форма тела, окраска,
повадки, место обитания). Классификация животных по видам (птицы,
рыбы, насекомые) – называние и показ по картинке. Сравнение
животных по внешнему виду, окраске. Составление рассказа о животном
по способам передвижения. Разучивание игры «Кто как ходит». Работа
по опорным словам (шерсть, перья, чешуя)
Рассматривание иллюстрации, называние знакомых животных.
Определение и называние детенышей животных. Составление рассказа
по прослушанному тексту. Разучивание игры «Один – много» (детеныши
животных)
Прослушивание текста «Домашние животные». Определение и
называние животных по рисунку. Составление рассказа по схемам
(изготовление продуктов из молока, шерсти). Составление
описательного рассказа о домашнем животном. Рисование (аппликация)
«Домашнее животное». Экскурсия в зоомагазин
Рассматривание и называние животных по рисункам. Соотнесение
изображения животного с местом обитания. Узнавание и называние
сказочных героев – диких животных. Составление сказки по рисунку.
Работа с опорными словами (нора, дупло)
Рассматривание окраски животного на рисунках. Работа с опорными
словами (олень, тюлень, песец, сова, медведь). Классификация животных
по среде обитания: соотнесение размера животного, цвета его шерсти со
средой обитания. Составление рассказа по вопросам «Зоопарк»
Рассматривание иллюстраций. Сравнение двух объектов природы (заяц
серый, заяц белый). Нахождение различий. Прослушивание текста,
ответы на вопросы. Составление рассказа о животном
Экскурсия в Зоопарк, национальный парк, заповедник. Наблюдение за
объектами природы
Человек
Нахождение сходства и различий объектов природы (человек) по
картинке (внешний вид, пол, возраст). Работа с опорными словами

04.02.2025

11.02.2025
13.02.2025

25.02.2025

27.02.2025

04.03.2025

06.03.2025

11.03.2025

13.03.2025

50-51

Части тела человека

2

52

Гигиенические навыки

1

53

Лицо человека

1

54-55

Глаза

2

56-57

Уши

2

58-59

Нос

2

(люди, возраст, пол). Составление рассказа о себе по опорным вопросам.
Прослушивание (чтение) стихотворения, работа с текстом
Нахождение и показ частей тела на рисунке (на объекте), называние
частей тела. Отработка навыков пространственной ориентировки
(правая, левая) на основе стихотворного текста. Развитие моторных
навыков (пальчиковый театр). Отработка навыков обращения к
сверстнику, взрослому (имя, фамилия). Дидактическая игра «Части
тела». Работа с опорными словами (голова, шея, туловище, руки, ноги)
Разучивание правила гигиены. Рассматривание рисунков. Определение
правила гигиены по рисункам. Составление рассказа о правилах ухода за
телом. Задания на дифференциацию предметов по назначению.
Разучивание стихотворения
Определение и называние частей лица, нахождение частей на себе.
Рассматривание изображений лица человека, определение пола, возраста.
Определение настроения по картинке. Упражнение на мимические
движения. Нахождение сходства и различий по рисункам. Работа с
опорными словами (глаза, нос, рот, брови, уши). Рисование частей лица,
автопортрета
Прослушивание текста (строение глаз). Чтение стихотворного текста,
ответы на вопросы. Определение функции глаз по рисункам. Рисование
предмета. Нахождение и называние частей объекта (брови, века,
ресницы) на картинке и у себя. Работа с опорными словами (брови, веки,
ресницы), предложениями (глаза – орган зрения). Разучивание правил
гигиены зрения. Дидактическая игра по иллюстрациям «Назови, кому
принадлежат глаза». Разучивание гимнастики для глаз «Автобус»
Прослушивание текста (строение уха), ответы на вопросы. Определение
функции уха по рисункам. Отгадывание загадок. Нахождение и
называние объекта на картинке и у себя. Работа с опорными словами
(уши слух), предложениями (уши – орган слуха). Разучивание правил
гигиены слуха. Дидактическая игра по иллюстрациям «Назови, кому
принадлежит голос». Объяснение смысла выражения «ушки на макушке»
Прослушивание текста (строение носа), ответы на вопросы. Определение
функции носа по рисункам. Практическая работа «Узнай по запаху».
Нахождение и называние объекта на картинке и у себя. Работа с
опорными словами (нос, запах, обоняние, дыхание), предложениями (нос
– орган обоняния и дыхания). Разучивание правил гигиены носа.
Дидактическая игра по иллюстрациям «Назови, кому принадлежит нос».

18.03.2025
20.03.2025

01.04.2025

03.04.2025

08.04.2025
10.04.2025

15.04.2025
17.04.2025

22.04.2025
24.04.2025

60-61

Рот

2

62

Кожа

1

63-64

Осанка

2

65-66

Скелет и мышцы человека

2

Составление рассказа (использование обоняния собаки)
Прослушивание текста (строение рта), ответы на вопросы.
Дифференциация предметов по функциям. Практические работы «найди
предметы для чистки зубов», «определи вкус продукта». Нахождение и
называние объекта (рот, губы, зубы, язык) на картинке и у себя. Работа с
опорными словами (рот, язык, сладкий, кислый, горький, соленый).
Разучивание правил гигиены полости рта, поведения во время еды.
Отгадывание загадок. Объяснение выражения «держать язык за зубами»
Прослушивание текста. Определение свойств предмета. Описание
предмета по ощущениям («волшебный мешочек»). Работа с опорными
словами (кожа, горячий, теплый, холодный, твердый, мягкий). Правила
работы с ножом и утюгом, правила гигиены кожи, поведение при
порезах и ожогах. Дидактическая игра «Чем покрыто тело животного» по
рисункам
Работа по картинкам (нахождение картинки на правильную осанку).
Разучивание стихотворения для физкультминутки. Правила посадки за
партой, ношения груза, правильной осанки
Прослушивание текста, ответы на вопросы. Практическая работа с
текстом учебника. Определение мышц на теле человека (практическое).
Работа с опорными словами (скелет, мышцы). Разучивание упражнений
утренней гимнастики на разные виды мышц

29.04.2025
06.05.2025

13.05.2025

15.05.2025
20.05.2025
22.05.2025
26.05.2025

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
 Матвеева Н. Б., Ярочкина И. А., Попова М. А., Куртова Т. О. Учебник «Мир природы и
человека». 1 класс, в 2 частях, М., Просвещение, 2016
 Матвеева Н. Б., Попова М. А., Куртова Т. О. Рабочая тетрадь «Живой мир» 1 класс, М.,
Просвещение, 2013
 Научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с содержанием
обучения).
 Детская справочная литература (справочники, энциклопедии) о мире природы, труде людей,
общественных явлениях и пр.
 Федеральный государственный образовательный стандарт обучающихся с интеллектуальными
нарушениями и документы по его реализации
 Н. Б. Матвеева М. А. Попова, Мир природы и человека, 1–4 классыобразовательных
организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы для
детей с нарушением интеллекта, Методические рекомендации
 Ноутбук
 Мультимедийная доска
Для выполнения заданий по моделированию природных объектов надо иметь пластилин (гипс,
глину, песок), цветную бумагу, клей и ножницы с тупыми концами.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Минимальный уровень:
 Правильно и точно называть изученные объекты, явления, их признаки;
 Различать объекты живой и неживой природы;
 Выделять части растений; узнавать в природе и на рисунках деревья, кусты, травы;
 Называть наиболее распространённых диких и домашних животных своей местности;
 Называть и показывать части тела человека, органы чувств, объяснять их назначение.
Достаточный уровень:
 Узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде, в естественных условиях
 Выделять и называть существенные признаки объектов живой и неживой природы
 Классифицировать и дифференцировать объекты по одному или нескольким признакам
 Замечать изменения в объектах природы и уметь рассказывать о них
 Уметь по своим наблюдениям делать выводы и приводить пример


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».