Рабочая программа по функциональной (естественно-научной) грамотности 9 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Комитет образования, науки и молодежной политики Волгоградской области
Администрация Камышинского муниципального района
МКОУ Верхнедобринская СШ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Естественно0научная функциональная грамотность
(биология)
9 класс

с. Верхняя Добринка – 2024

Пояснительная записка
Реализация в российских школах Федеральных государственных образовательных
стандартов начального общего образования (ФГОС НОО) и основного общего образования
(ФГОС ООО) актуализировало значимость формирования функциональной грамотности с
учетом новых приоритетных целей образования, заявленных личностных, метапредметных
и предметных образовательных результатов.
Освоение требований ФГОС предполагает дополнение содержания школьного образования
спектром компонентов функциональной грамотности и освоение способов их интеграции.
Для обеспечения работы образовательных организаций по формированию функциональной
грамотности не только в урочной, но и во внеурочной деятельности по заданию
Министерства просвещения Российской Федерации был разработан курс внеурочной
деятельности «Функциональная грамотность: учимся для жизни» для обучающихся 5-9-х
классов. Данный курс представлен Программой курса внеурочной деятельности
«Функциональная грамотность: учимся для жизни» и Методическими рекомендациями по
формированию функциональной грамотности обучающихся 9 классов во внеурочной
деятельности (с использованием открытого банка заданий).
Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность: учимся для
жизни» предлагает поэтапное формирование функциональной грамотности на основе
системного предъявления содержания, обращающегося к различным направлениям
функциональной грамотности.
Основной целью курса является формирование функционально грамотной личности, её
готовности и способности «использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни
знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач
в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений»
Целеполагание
Основной целью программы является развитие функциональной грамотности
учащихся 9 классов как индикатора качества и эффективности образования, равенства
доступа к образованию. Программа нацелена на развитие: способности человека
формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах.
Эта способность включает математические рассуждения, использование математических
понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать
явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо
обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному,
активному и размышляющему гражданину (математическая грамотность); способности
человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься
чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности,
участвовать в социальной жизни (читательская грамотность); способности человека
осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки
вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и
формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с
естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности естествознания как
формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, что
естественные науки и технология оказывают влияние на материальную,
интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную гражданскую
позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием (естественнонаучная

грамотность)4; способности человека принимать эффективные решения в разнообразных
финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия
личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
Планируемые результаты
Метапредметные и предметные

Грамотность
Читательская
Уровень
оценки
(рефлексии) в
рамках
метапредметного
содержания

оценивает форму и
содержание текста в
рамках метапредметного
содержания

Математическая

Финансовая

интерпретирует и
оценивает
математические
результаты в
контексте
национальной или
глобальной ситуации

оценивает
финансовые
проблемы, делает
выводы, строит
прогнозы, предлагает
пути решения

Личностные
Грамотность
Читательская
оценивает содержание
прочитанного с позиции норм
морали и общечеловеческих
ценностей; формулирует
собственную позицию по
отношению к прочитанному

Математическая
объясняет гражданскую
позицию в конкретных
ситуациях общественной
жизни на основе
математических знаний с
позиции норм морали и
общечеловеческих
ценностей

Финансовая
оценивает финансовые
действия в конкретных
ситуациях с позиции
норм морали и
общечеловеческих
ценностей, прав и
обязанностей
гражданина страны

Характеристика образовательного процесса
Программа рассчитана на 1 год обучения, реализуется из части учебного плана,
формируемого участниками образовательных отношений и/или внеурочной деятельности
и включает 4 модуля (читательская, естественнонаучная, математическая и финансовая
грамотность).
Количество часов на один год обучения в одном класс-комплекте – 17 час, по 0.5 часу
в неделю.
Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих

основу функциональной грамотности.
В 9 классе формируется умение оценивать, интерпретировать, делать выводы и
строить прогнозы относительно различных ситуаций, проблем и явлений формируется в
отрыве от предметного содержания. Знания из различных предметных областей легко
актуализируются школьником и используются для решения конкретных проблем.
Формы деятельности: беседа, диалог, дискуссия, дебаты, круглые столы,
моделирование, игра, викторина, квест, квиз, проект, практикум.
В соответствии с приказом Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1577 рабочие
программы курсов, в том числе внеурочной деятельности, разрабатываются на основе
требований к результатам освоения основной образовательной программы основного
общего образования с учетом основных программ, включенных в ее структуру. В связи с
этим, целесообразно проведение текущей (выполнение заданий в ходе урока), рубежной
(по окончании каждого модуля), промежуточной (по окончании года обучения) и
итоговой аттестации по данному курсу в форматах, предусмотренным методологией
и критериями оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях
на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся.
Результаты освоения курса «Основы функциональной грамотности»
Одним из приоритетных планируемых образовательных результатов является
формирование функциональной грамотности обучаемого. Этот термин отражает
общеучебную компетенцию, что на современном этапе обеспечивается за счет внедрения
Федерального образовательного стандарта всех ступеней образования. Лишь
функционально грамотная личность способна использовать все постоянно приобретаемые
в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона
жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных
отношений, максимально быстро адаптироваться в конкретной культурной среде.
В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделяют:
математическую грамотность, читательскую грамотность, естественно-научную
грамотность, финансовую грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление.
Реализация данной задачи осуществляется за счет использования заданий, разработанных
на основе системно-деятельностного подхода. Такие задания будут способствовать
формированию и оценке способности личности применять полученные знания для
решения различных учебных и практических задач.
Формирование функциональной грамотности реализуется на основе личностных,
метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
Данная
программа предоставляет
возможность планомерно достигать
ожидаемых воспитательных
результатов:
приобретение школьниками социальных знаний, понимания социальной реальности и
повседневной жизни; формирование позитивного отношения школьника к базовым
ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом; приобретение
школьником опыта самостоятельного социального действия.

Учебно-тематический план
№

Содержание
Тема 1 Биология как наука. Методы биологии (1 ч.)

Количество
часов
1

1.
Биология
как наука. Методы биологии

Тема 2 Признаки живых организмов (1ч)
4.
Признаки
живых организмовПризнаки живых организмов. Одноклеточные и
многоклеточные организмы.

1
1

Тема 3 Человек и его здоровье (14 ч)
17.
Сходство
человека с животными и отличие от них. Общий план строения и
процессы жизнедеятельности человека.
Сходство человека с
животными и отличие от них. Общий план строения и процессы
жизнедеятельности человека.
18.
Нейро-гуморальная
регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная
система. Рефлекс. Рефлекторная дуга.

14
1

19. внутренней секреции. Гормоны
Железы

1

20.
Питание.
Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении
Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении.
21. Система дыхания.
Дыхание.
Дыхание. Система дыхания.
22.
4Внутренняя
среда организма
Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Группы крови.
Иммунитет.
23.
Транспорт
веществ. Кровеносная и лимфатическая системы.
Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы.

1

24. веществ и превращение энергии
Обмен
Обмен веществ и превращение энергии.
25.
Выделение
продуктов жизнедеятельности. Система выделения.
Выделение продуктов жизнедеятельности. Система выделения.

1

26. тела и их функции.
Покровы
Покровы тела и их функции.

1

28. и движение. Опорно-двигательный аппарат.
Опора
Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат.

1

29. чувств, их роль в жизни человека.
Органы
Органы чувств, их роль в жизни человека.
31. Здоровый образ жизни. Инфекционные заболевания.
Гигиена.
Гигиена. Здоровый образ жизни. Инфекционные заболевания.
32. оказания первой помощи при неотложных ситуациях. Приемы оказания
Приемы
первой помощи при неотложных ситуациях.

1

34.
Итоговое
тестирование по темам курса

1

1

1
1

1

1

1
1

Содержание программы
Общее количество часов – 17 часа
Биология как наука. Методы биологии (1 час)
Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в
практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент.
Наблюдение, описание, измерение биологических объектов.
Признаки основных организмов (1 час)
Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы.
Гены и хромосомы. Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболеваний
организмов. Вирусы – неклеточные формы жизни.
Признаки организмов. Наследственность и изменчивость – свойства организмов.
Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов растений и животных,
выявление изменчивости организмов. Приемы выращивания и размножения растений и домашних
животных, ухода за ними
Человек и его здоровье (14 часов)
Сходство человека с животными и отличие от них. Общий план строения и процессы
жизнедеятельности человека
Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система.
Рефлекс. Рефлекторная дуга. Железы внутренней секреции. Гормоны
Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении
Дыхание. Система дыхания
Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Группы крови. Иммунитет
Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы
Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины
Выделение продуктов жизнедеятельности. Система выделения
Покровы тела и их функции
Размножение и развитие организма человека. Наследование признаков у человека.
Наследственные болезни, их причины и предупреждение
Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат
Органы чувств, их роль в жизни человека
Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность Условные и безусловные
рефлексы, их биологическое значение. Познавательная деятельность мозга. Сон, его значение.
Биологическая природа и социальная сущность человека. Сознание человека. Память, эмоции, речь,
мышление. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое
мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Значение
интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности.
Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и
воспитания в развитии психики и поведения человека
Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Переливание
крови. Профилактические прививки. Уход за кожей, волосами, ногтями. Укрепление здоровья:
закаливание, двигательная активность, сбалансированное питание, рациональная организация труда и
отдыха, чистый воздух. Факторы риска: несбалансированное питание, гиподинамия, курение,
употребление алкоголя и наркотиков, стресс, вредные условия труда, и др. Инфекционные
заболевания: грипп, гепатит, ВИЧ- инфекция и другие инфекционные заболевания (кишечные,
мочеполовые, органов дыхания). Предупреждение инфекционных заболеваний. Профилактика:
отравлений, вызываемых ядовитыми растениями и грибами; заболеваний, вызываемых
паразитическими животными и животными переносчиками возбудителей болезней; травматизма;
ожогов; обморожений; нарушения зрения и слуха

Приемы оказания первой доврачебной помощи: при отравлении некачественными
продуктами, ядовитыми грибами и растениями, угарным газом; спасении утопающего; кровотечениях;
травмах опорно- двигательного аппарата; ожогах; обморожениях; повреждении зрения
Практические работы
6.Решение тестовых заданий по теме «Человек и его здоровье».
Итоговое тестирование по темам курса (1 час)
Система оценивания выполнения отдельных заданий и итоговой работы в целом
За верное выполнение каждого из заданий 1–22 выставляется 1 балл. В другом случае – 0
баллов.
За верное выполнение каждого из заданий 23–27 выставляется 2 балла. За ответы на задания
23 и 24 выставляется 1 балл, если в ответе указаны две любые цифры, представленные в эталоне ответа,
и 0 баллов во всех других случаях. Если учащийся указывает в ответе больше символов, чем в
правильном ответе, то за каждый лишний символ снижается 1 балл (до 0 баллов включительно). За
ответ на задание 25 и 27 выставляется 1 балл, если допущена одна ошибка, и 0 баллов, если допущено
две и более ошибок. За ответ на задание 26 выставляется 1 балл, если на любых двух позициях ответа
записан не тот символ, который представлен в эталоне ответа. Если ошибок больше, то ставится 0
баллов.
За полное верное выполнение задания 28 выставляется 3 балла; 2 балла, если на любой одной
позиции ответа записан не тот символ, который представлен в эталоне ответа; выставляется 1 балл,
если на любых двух позициях ответа записаны не те символы, которые представлены в эталоне ответа,
и 0 баллов во всех других случаях.
Задания 29–32 оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа.
Максимальный первичный балл за выполнение всей работы – 46.
Информационные ресурсы
1. Учебно-методические материалы, разработанные специалистами ФГБНУ «Института
стратегии развития образования Российской академии образования» в рамках проекта
«Мониторинг формирования функциональной грамотности обучающихся» по шести
направлениям: читательская грамотность, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное
мышление для формирования банка открытых заданий: http://skiv.instrao.ru/
2. Мои достижения. Онлайн-сервис самопроверки: https://myskills.ru/
3. Математическая грамотность. Сборник эталонных заданий. В 2-х ч. Просвещение.
М.,2020г.
4. Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. В 2-х ч. Просвещение.
М.,2020г.
4. Финансовая грамотность. Сборник эталонных заданий. Просвещение. М.,2020г.
5. Вершловский С.Г., Матюшкина М.Д. Функциональная грамотность выпускников школ.
Социологические исследования. № 5. 2007.
6. Пермилова Р.М. Функциональная грамотность учащихся. Современный урок. М.,2009.
7. Бунеев Р.Н. Понятие функциональной грамотности. Образовательная система «Школа
2100». Педагогика здравого смысла / под науч. ред. А. А. Леонтьева. М.: Баласс, 2003.
8. Яндекс.
Учебник.
Марафон
по
функциональной
грамотности.
https://yandex.ru/promo/education/specpro/marathon2020/main
;
https://yandex.ru/promo/education/specpro/marathon2020/main#tekst-75
9.
«Биология. Человек» 8 класс, автор - Д.В. Колесов, И.Н. Беляев и др., И: Дрофа,
2008

10.
«Биология. Введение в общую биологию» 9 класс, автор -А.А. Каменский, И:
Дрофа, 2011
11.
Биология ГИА-9 класс – 2024. ./А.А.Кириленко, С.И.Колесников. – Ростов-на-Дону,
«Легион», 2024.
12.
Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология в 3-х томах.- М. «Мир», 1993.
13.
Захаров В.Б., Сонин Н.И. Биология. «Многообразие живых организмов». М.:
Дрофа, 2022.
14.
Захарова В. Б., Мамонтов С. Г., Сонина Н. И. «Общие закономерности». М.: Дрофа,
2022.
15.
Реймерс Н.Ф. Краткий словарь биологических терминов. – М., Просвещение, 1992.
16.
Чебышев Н.В., Гузикова Г.С. и др. Биология. Новейший справочник.-М. «Махаон»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».