Адаптированная рабочая программа по природоведению 5* класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Комитет образования, науки и молодежной политики Волгоградской области
Администрация Камышинского муниципального района
МКОУ Верхнедобринская СШ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Природоведение» (адаптированный уровень)
для обучающихся 5 – 6 классов

с. Верхняя Добринка – 2024

Адаптированная рабочая программа по предмету «Природоведение» для обучающихся
следующих нормативно-правовых документов:
 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-Ф3;
 Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 "Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (Зарегистрировано в Минюсте
России 07.06.2012 N 24480);
 Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. N 1599 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с
интеллектуальными нарушениями»;
 Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа среднего общего
образования для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 1);
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г.
N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические
требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях,
осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным
общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья";
 Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. N ВК-452/07 "О
введении ФГОС ОВЗ";
 Письмо Министерства образования и науки РФ от 19.08. 2016 г. № 07 -3517 "Об
учебниках для обучающихся с ОВЗ»;
 Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 59 классов, сборник 1, под редакцией В.В. Воронковой, М.: Гуманитарный издательский
центр ВЛАДОС, 2012г., рекомендованной Министерством образования Российской
Федерации;
Рабочая программа составлена на основании федерального государственного
образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), авторской программой Т.М. Лифановой и Е.Н.
Соломиной «Природоведение», сборника Программ специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида 5 -9 классы под редакцией В.В. Воронковой. Москва, «Просвещение», 2019 г.
Рабочая программа создана для обучающихся с умственной отсталостью и призвана
оказать существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную
сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у
него положительных навыков и привычек.
Цель программы. Формировать представления обучающихся о неживой природе, о
взаимосвязях в ней существующих, о правилах поведения в природе. Проводить через весь
курс экологическое воспитание (рассмотрения окружающей природы как комплекса условий
необходимых для жизни растений, грибов, животных и людей), бережного отношения к
природе.
Задачи:
Образовательные: 1. Формировать знания об элементах неживой природы (о воздухе ,
воде , полезных ископаемых); 2. Формировать правильное понимание о свойствах воды,
воздуха и их значении. 3. Проводить через весь курс экологическое воспитание (рассмотрения
окружающей природы как комплекса условий необходимых для жизни растений, грибов,
животных и людей), бережного отношения к природе.
Коррекционные - развивающие: 1 Развивать память, внимания, зрительное
восприятия, мышление, развитие устной связной речи .
Воспитательные:
1 .Нравственно - экологическое воспитание при изучении природоведения.
2.Прививать бережное отношение к неживой природы (воде, полезным ископаемым)

Место учебного предмета в учебном плане
Программа учебного курса «Природоведение» (вариант 1) рассчитана на 5-6 класс.
Природоведение изучают в 5/6 классе 2 часа в неделю 34 учебных недели, т.е 68 часов
за год.
Курс «Природоведение» не только обобщает знания о природе, осуществляет переход
от первоначальных представлений, полученных в I—IV классах, к систематическим знаниям
по географии и естествознанию, но и одновременно служит основой для них.
При организации процесса обучения в раках данной программы предполагается
применение следующих педагогических технологий обучения: технологий коррекционноразвивающего обучения, игровой деятельности, личностно – ориентированного обучения,
технологий
индивидуализации
и
дифференциации
обучения,
технологий
здоровьесбережения. По мере освоения учащимися программ включаются элементы
проектной деятельности.
Все занятия, как правило, проводятся в игровой, занимательной форме. Ведущими
методами обучения являются: словесные, наглядные, практические (рассказ, беседа, работа с
книгой, демонстрация, наблюдение, упражнения, самостоятельная работа и др.)
Формы организации образовательного процесса: урок.
Формы обучения: фронтальная работа, индивидуальная работа.
Содержание учебного процесса
Содержание учебного предмета «Природоведение» в 5 классе
Раздел 1. Неживая природа (68ч)
«Введение» (2 ч)
Что такое природоведение? Знакомство с учебником, рабочей тетрадью. Зачем необходимо
изучать природу. Живая и неживая природа.
Живая природа: растения, животные, человек.
Раздел 2. «Вселенная» (7 ч)
Небесные тела: планеты, звезды, созвездия. Космос. Наука астрономия. Ученые-астрономы.
Для чего изобрели телескоп. Карта звездного
неба. Обсерватория.
Солнечная система. Вселенная. Солнце-звезда. Солнце - раскаленное небесное тело.
Солнечные лучи. Почему Солнце кажется нам большим,
а остальные звѐзды маленькими. Зачем всему живому на Земле необходимо Солнце.
Небесные тела Солнечной системы планеты (Меркурий, Венера,
Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун), спутники планет, астероиды. Откуда планеты
получили свои названия. Расстояние планет Солнечной
системы от Солнца, последовательность их расположения от Солнца. Земля - единственная
планета Солнечной системы, на которой есть жизнь.
Исследование космоса. Спутники. Космические корабли. Сергей Павлович Королев –
советский ученый, конструктор ракетно-космических
систем, основоположник советской космонавтики. Первый искусственный спутник Земли.
Для чего они нужны в настоящее время. Телескоп, его
применение. Межпланетные автоматические станции и для чего их используют.
Полеты в космос. Космодром. Космонавты. Юрий Алексеевич Гагарин - первый космонавт,
который облетел нашу планету на космическом
корабле «Восток», Герой СССР. День космонавтики, история праздника. Валентина
Николаевна Терешкова – первая женщина космонавт. Жизнь
космонавтов на орбитальной космической станции.
Смена дня и ночи. Ось Земли. Какие движения Земли вызывают смену дня и ночи. Разное
время суток - утро, день, вечер, ночь. Из-за чего день
сменяется вечером, а вечер - ночью. Занятие школьников в разное время суток. Восход и
закат Солнца. Разница во времени в разных точках земного

шара.
Смена времен года. Сезонные изменения в природе. Полный оборот земного шара вокруг
Солнца. Времена года. Последовательность времен
года. Признаки каждого времени года. Красота природы в разные времена года. Перемена
одежды и занятий людей в зависимости от времени года.
Экватор. Северное и Южное полушария нашей планеты. День летнего солнцестояния самый длинный день в году. Самый короткий день в году день зимнего солнцестояния.
Практические работы.
Зарисовка звездного неба, формы Земли и Луны, космического корабля.
Экскурсия.
Планетарий, музей космонавтики, обсерватория или наблюдения за звездным небом.
Межпредметные связи.
Мир природы и человека, русский язык, математика, изобразительная деятельность.
Раздел 3. Наш дом – Земля (44 ч.)
Воздух (9 ч.)
Планета Земля. Чем наша планета отличается от других планет Солнечной системы.
Значение Солнца для Земли. Предметы и явления живой
и неживой природы. Зависимость живой и неживой природы. Оболочки планеты.
Гидросфера. Вода на Земле. Литосфера. Суша. Атмосфера. Воздух.
Биосфера. Люди, растения и животные.
Значение воздуха для жизни на Земле. Воздушная оболочка нашей планеты. Еѐ значение.
Воздух. Из смеси каких газов он состоит. Кому
необходим воздух. Что может случиться с Землей, если исчезнет кислород. Углекислый газ.
Кому нужен углекислый газ. Что спасает людей от
отравления углекислым газом.
Свойства воздуха. Атмосфера. Проведение опытов. Объѐм воздуха, сколько места он
занимает. Какого цвета воздух. Воздух легче воды. Где
можно увидеть воздух. Зачем нужно рыхлить землю на огороде и в цветочных горшках.
Теплопроводность воздуха. Почему звери и птицы не
мерзнут зимой. Почему человек носит шерстяную одежду. Как человек использует свойства
воздуха. Применение свойств воздуха при водолазных
работах. Как устроен термос.
Давление и движение воздуха. Сжатие воздуха. Упругость воздуха. Свойства теплого и
холодного воздуха. Определение движения воздуха.
Проведение опыта. Применение знаний о свойствах воздуха человеком.
Температура воздуха. Термометр. Почему люди меняют одежду зимой и летом. Температура
воздуха в разные времена года и время суток.
Прибор для измерения температуры воздуха на улице и в помещении. Устройство
термометра. Правила пользования им. Благоприятная температура
воздуха для человека. Определение температуры воздуха в кабинете, на улице. Шведский
ученый Андерс Цельсий.
Движение воздуха в природе. Ветер. Что полезного может сделать ветер и какие беды он
может принести. Теплый и холодный ветер. Флюгер
- прибор для определения направления ветра. Почему воздух быстро движется и дует
сильнее. Сила ветра. Ураган. Вред, наносимый ураганом. Буря,
шторм. Буран.
Состав воздуха (кислород, углекислый газ, азот). Кислород, его значение и применение.
Свойство кислорода поддерживать горение. Важность
кислорода для человека, животных и растений. Кислород в медицине, его применение.
Значение и применение углекислого газа, какие вред и пользу
он может приносить человеку.
Охрана воздуха. Чистый и загрязненный воздух. Поддержание чистоты воздуха. Значение
воздуха в природе.

Полезные ископаемые (14 ч.)
Виды полезных ископаемых (твердые, жидкие, газообразные). Их значение, способы добычи.
Свойства полезных ископаемых.
Месторождение. Геологи. Россия – богатая полезными ископаемыми страна. Бережное,
разумное и экономное отношение к полезным ископаемым.
Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов (7 ч.)
Гранит. Известняк. Строительные полезные ископаемые. Какие материалы для стройки
изготавливают из строительных полезных
ископаемых. Гранит, внешний вид, свойства, места добычи, где и для чего используется.
Известняк, внешний вид, свойства, места добычи, где и для
чего используется. Виды известняка. Мрамор. Обыкновенный известняк. Мел. Почему
мрамор называют самым ценным камнем. Почему Москву
называли белокаменной.
Песок, внешний вид, свойства, места добычи, где и для чего используется. Глина, внешний
вид, свойства, места добычи, где и для чего
используется. Подземная питьевая вода. Колодцы, скважины. Проницаемые и
водонепроницаемые полезные ископаемые. Использование глины в
медицине.
Горючие полезные ископаемые (2 ч.)
Полезные ископаемые, которые могут гореть. Торф, внешний вид, свойства, места добычи,
где и для чего используется. Торфяники. Торф как
полезное ископаемое. Почему нельзя разводить костры на торфяниках.
Каменный уголь, внешний вид, свойства, места добычи, где и для чего используется.
Окаменелости в залежах угля и торфа.
Добыча и использование каменного угля. Способы добычи каменного угля. От чего зависит
способ добычи. Карьер. Шахта. Шахтеры.
Обозначение месторождений угля на карте. История открытия Печорского месторождения
каменного угля.
Нефть – самое важное полезное ископаемое. Внешний вид, свойства, места добычи, где и для
чего используется. Отличие нефти от каменного
угля. Основное свойство нефти. За что нефть ценят во всем мире. Танкер. История
происхождения нефтяных месторождений, их обозначение на
карте. Крупные месторождения нефти в России.
Добыча и использование нефти. Основные свойства нефти. Буровая – место добычи нефти.
Нефтяники. Нефтеперерабатывающие заводы.
Нефтепровод. Хранилища для хранения нефти. Использование нефти. Почему нефть
называют « черным золотом». Продукты переработки нефти.
Утечка нефти, почему она происходит, ее последствия. Почему очень важно не допустить
утечку нефти.
Природный газ, внешний вид, свойства, места добычи, где и для чего используется. Правила
обращения с газом в быту. Газовый счетчик. Как
вести себя, если вы почувствовали запах газа. Крупнейшие месторождения газа в России.
Как обозначаются на кате месторождения газа.
Полезные ископаемые, используемые для получения металлов (5 ч.).
Черные металлы. Различные способы добычи железной руды, от чего они зависят. Как из
железной руды человек получает сталь и чугун.
Сталь, внешний вид, свойства, места добычи, где и для чего используется. Чугун, внешний
вид, свойства, места добычи, где и для чего используется.
Различные виды стали и чугуна. Свойства черных металлов: цвет, блеск, твердость,
упругость, теплопроводность, ржавление, пластичность. Отличие
стали и чугуна. Предметы, сделанные из металла. История развития российского
производства чугуна. Обозначение месторождений железной руды
на карте.

Цветные металлы. Отличие цветных металлов от черных. Применение цветных металлов.
Алюминий, внешний вид, свойства (цвет, твердость,
пластичность, устойчивость к ржавлению, теплопроводность), места добычи, где и для чего
используется. Отличие алюминия. Медь, внешний вид,
свойства (цвет, твердость, пластичность, устойчивость к ржавлению, теплопроводность,
места добычи, где и для чего используется. Отличие меди.
Применение цветных металлов. История знакомства людей с металлами, когда и как человек
научился применять металлы и какие из них он узнал
первыми.
Благородные (драгоценные) металлы. Золото, серебро, платина. Их отличие, внешний вид.
Где используются благородные металлы.
Самородок. Благородные металлы в промышленности, медицине, ювелирном деле. Ювелир.
Благородные металлы в слитках и монетах.
Охрана полезных ископаемых. Как люди используют полезные ископаемые. Значение
полезных ископаемых в жизни человека. Как избежать
исчезновения запасов полезных ископаемых. Последствия добычи и переработки полезных
ископаемых. Бережное отношение к богатствам природы.
Вода (14 ч.)
Вода в природе. В каком виде вода встречается на нашей планете (моря, океаны, реки, озѐра,
водопады, ручьи). Роль воды в питании живых
организмов. Значение воды в жизни человека, животных, растений. Бережное отношение к
воде.
Свойства воды. Текучесть. Способность воды растворять некоторые твердые вещества. Запах
воды, что можно определить по запаху. Цвет
воды, имеет ли вода цвет. Вкус воды. Соленая и пресная вода на нашей планете.
Растворимые и нерастворимые вещества. Раствор. Применение растворов. Минеральная
вода. Морская вода. Питьевая вода. Уровень
солености морской воды.
Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды. Чистая вода, ее свойства. Фильтры для
очистки воды. Очистные сооружения. Можно ли
любую чистую воду считать питьевой. Музей воды в Москве. Куда девается, использования
человеком, грязная вода.
Три состояния воды (твердое, жидкое, газообразное). Примеры воды в разных состояниях.
Температура воды и еѐ измерение. Единица
измерения температуры воды – градус. Температура плавления льда и кипения воды. Когда
вода превращается в лѐд. Что происходит с водой при еѐ
кипении. Красота воды.
Расширение воды при нагревании и сжатие при охлаждении, расширение при замерзании.
Что происходит при нагревании и охлаждении
воды. Применение знаний о свойствах воды в быту.
Работа воды в природе. Образование оврагов, пещер, ущелий. Наводнение. Дамба, что это
такое и для чего человек их строит.
Значение воды в природе. Использование воды в быту, промышленности и сельском
хозяйстве. Дождевальная установка.
Гидроэлектростанция. Водохранилище. Экономия питьевой воды. Количество пресной воды
на нашей планете, в России. Запасы пресной воды.
Вода в природе: осадки (дождь, снег, град), воды суши. Круговорот воды в природе. Пресная
вода. Как на карте обозначают различные
водные объекты.
Воды суши: ручьи, реки. Родник. Начало реки. Куда впадают реки. Использование
человеком рек. Бережное отношение и охрана рек.
Крупнейшие реки России.
Воды суши: озера, болота, пруды, водохранилища. Естественные и искусственные водоемы,
их образование. Озера, болота, пруды,

водохранилища, их отличие. Использование этих водоемов человеком. Озера России. Байкал
– самое глубокое озеро в мире. Чем опасно болото.
Моря и океаны. Отличие моря от океана. Свойства морской воды. Значение морей и океанов
в жизни человека. Порт. Как человек использует
океаны и моря. Охрана и бережное отношение к океанам и морям. Животный мир морей и
океанов. Его значение для человека.
Охрана воды. Использование воды человеком. Бережное отношение к водоемам. Что люди
делают для охраны водоемов.
Поверхность суши. Почва (6 ч.)
Формы поверхности суши: равнины, холмы, овраги. Равнина – благоприятное место для
жизни человека. Вред, приносимый оврагами. Борьба
с образованием оврагов.
Горы. Долины. Ущелья. Горные реки. Польза гор. Альпинизм. Почему людям нравиться
отдыхать в горах. Польза лесов, растущих на склонах
гор.
Почва - верхний слой земли. Состав почвы: перегной, глина, песок, вода, минеральные соли,
воздух. Минеральная (глина, песок и соли) и
органическая (перегной) часть почвы. Питательные вещества в почве.
Разнообразие почв. Песчаные почвы. Глинистые почвы. Чернозѐмные почвы. Водные
свойства песчаных и глинистых почв: способность
впитывать воду, пропускать ее и удерживать. Сравнение песка и песчаных почв по водным
свойствам. Сравнение глины и глинистых почв по
водным свойствам. Почва характерная для нашего края. Чернозѐмные почвы России.
Основное свойство почвы – плодородие. Обработка почвы. Значение почвы в народном
хозяйстве. Удобрения для почвы.
Охрана почвы. Эрозия почв. Значение почвы для человека, животных, растений. Главное
свойство почвы. Мероприятия, проводимые человеком для
сохранения плодородности почвы, улучшения еѐ состава. Охрана почвы – задача всех людей
на Земле. Международная организация «Гринпис»
(«Зеленый лес»).
Лабораторная работа. Давление и движение воздуха.
Практические работы.
Проведение опытов, демонстрирующих свойства воды, воздуха, почвы.
Зарисовка форм поверхности суши.
Составление таблицы «Полезные ископаемые».
Заполнение схемы «Воды суши».
Изготовление макетов форм поверхности суши.
Изготовление плакатов по темам «Охрана воды, воздуха, почвы».
Экскурсии (1ч)
Экскурсии к местным природным объектам (почвенные обнажения, формы поверхности
Земли, водоѐмы).
Межпредметные связи.
Мир природы и человека, русский язык, ручной труд, изобразительная деятельность.
Раздел 4. Есть на земле страна Россия (14 ч.)
Россия – Родина моя. Место России на земном шаре. Знакомство с картой. Символы России.
Россия – самое большое государство в мире.
Цвета физической карты. Границы России ( сухопутные и морские). Пограничники.
Моря и океаны, омывающие берега России. Моря Северного-Ледовитого и Тихого океана.
Черное, Азовское и Балтийское моря. Гейзеры.
Дюны. Арктика. Цунами.
Равнины и горы на территории нашей страны. Восточно-Европейская равнина. ЗападноСибирская равнина. Уральские и Кавказские горы.
Урал – страна малахита.
Реки и озера России. Озеро Байкал, Каспийское море, реки Волга, Енисей, Обь, Лена, Амур.

Москва – столица России. История основания и развития Москвы. Достопримечательности.
Москва – промышленный город. Красная
площадь, Кремль, Московский зоопарк. Виды транспорта в столице.
Санкт – Петербург. Река Нева. История основания Санкт – Петербурга.
Достопримечательности (Зимний дворец, Эрмитаж, Петропавловская
крепость, Исакиевский собор, Невский проспект, разводные мосты.
Города золотого кольца России: Ярославль, Владимир, Ростов Великий. Древние города
России. Достопримечательности.
Нижний Новгород, Казань, Волгоград. Достопримечательности.
Новосибирск, Владивосток. Достопримечательности. Пять озѐр Омской и Новосибирской
областей.
Население нашей страны. Городское и сельское население. Народы России.
Ваш город. Важнейшие географические объекты региона. Поверхность, водоѐмы. Занятия
населения. Достопримечательности.
Обобщение по разделу «Есть на земле страна Россия» (2 ч.)
Практические работы.
Зарисовка государственного флага России.
Подбор иллюстраций (достопримечательности городов, представителей народов нашей
страны, изделия народных промыслов и т.д.).
Изготовление альбома «Россия – наша Родина».
Нахождение России на политической карте.
Составление рассказа о своем городе (поселок, село, деревня).
Изготовление альбома «Наш город, поселок, село, деревня».
Экскурсии.
Экскурсии по городу или поселку (природные объекты, промышленные или
сельскохозяйственные предприятия, краеведческий музей,
достопримечательности своей местности).
Межпредметные связи.
Русский язык и чтение, ручной труд, изобразительная деятельность
Содержание программы «Природоведение» 6 класс
Введение
Растительный мир Земли
Разнообразие растительного мира.
Среда обитания растений (растения леса, поля, сада, огорода, луга, водоемов).
Деревья, кустарники, травы. Части растения.
Дикорастущие и культурные растения.
Деревья. Деревья лиственные (дикорастущие и культурные, сезонные изменения). Береза,
клен, тополь, дуб, липа. Яблоня, груша, вишня.
Деревья хвойные (сезонные изменения). Ель, сосна, лиственница.
Кустарники (дикорастущие и культурные, сезонные изменения). Лещина, боярышник,
жасмин, сирень, смородина, крыжовник, малина.
Травы (дикорастущие и культурные). Подорожник. Одуванчик, ромашка, укроп, петрушка.
Декоративные растения. Астра, пион, роза, флокс, гвоздика и др. Внешний вид. Места
произрастания.
Лекарственные растения. Алоэ, зверобой и др. Правила сбора. Использование. Комнатные
растения. Герань, бегония, фиалка и др. Уход. Значение.
Береги растения (Почему нужно беречь растения. Красная книга).
Практические работы:
Зарисовки деревьев, кустарников, трав. Выделение составных частей (органов) растений.
Изготовление гербариев отдельных растений.
Сезонные наблюдения за растениями. Уход за комнатными растениями.
Животный мир Земли
Разнообразие животного мира. Среда обитания животных. Животные суши и водоемов.

Понятие животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери
(млекопитающие).
Насекомые. Жуки, бабочки, стрекозы. Внешний вид. Место в природе. Значение. Охрана.
Рыбы. Внешний вид. Среда обитания. Место в природе. Значение. Охрана.
Птицы. Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение. Охрана.
Звери (млекопитающие). Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение. Охрана.
Животные рядом с человеком. Домашние животные в городе и деревне.
Уход за животными в живом уголке или дома. Собака, кошка, аквариумные рыбы, морская
свинка, хомяк, черепаха. Правила ухода и содержания.
Охрана животных. Заповедники. Красная книга.
Человек
Как устроен наш организм. Строение. Части тела и внутренние органы.
Как работает (функционирует) наш организм. Взаимодействие органов.
Здоровье человека (режим, закаливание, водные процедуры и т. д.).
Осанка (гигиена, костно-мышечная система).
Гигиена органов чувств. Охрана зрения. Профилактика нарушений слуха. Правила
гигиены.
Здоровое (рациональное) питание. Режим. Правила питания. Меню на день. Витамины.
Дыхание. Органы дыхания. Вред курения. Правила гигиены.
Скорая помощь (оказание первой медицинской помощи). Помощь при ушибах, порезах,
ссадинах. Профилактика простудных заболеваний.
Повторение
Планируемые результаты освоения обучающимися
образовательной программы
5 класс
Освоение обучающимися рабочей программы, предполагает достижение двух видов
результатов: личностных и предметных.
Личностные результаты освоения учебной программой по предмету «Природоведение»
для учащихся 5 класса включают индивидуальноличностные качества и социальные
(жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
На уроках природоведения будут формироваться следующие личностные результаты:
развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие
социально значимых мотивов учебной деятельности;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей;
формирование готовности к самостоятельной жизни.
Личностные результаты оцениваются в общей системе экспертной оценки,
используемой в образовательной организации.
Предметные результаты включают освоенные обучающимися знания и умения,
специфичные для учебного предмета «Природоведение»,
характеризуют опыт по получению нового знания, достижения обучающихся в
усвоении знаний и умений, возможности их применения в
практической деятельности и должны отражать:
1) формирование интереса к изучению природоведения;

2) коммуникативно-речевые умения, необходимые для обеспечения коммуникации в
различных ситуациях общения;
3) овладение нормами экологического поведения в природной среде, с сохранением
собственного здоровья.
В программе 5 класса по предмету «Природоведение» предусмотрено два уровня
овладения предметными результатами: минимальный и
достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является
обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень
освоения предметных результатов является обязательным для большинства
обучающихся с умственной отсталостью. Отсутствие достижения этого
уровня не является препятствием к продолжению образования по данному варианту
программы.
Минимальный уровень:
узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;
представления о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире;
отнесение изученных объектов к определенным группам (осина – лиственное дерево
леса);
называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе
(полезные ископаемые);
соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового образа жизни,
понимание их значение в жизни человека;
соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под
контролем взрослого);
выполнение несложных заданий под контролем учителя;
адекватная оценка своей работы, проявление к ней ценностного отношения,
понимание оценки педагога.
Достаточный уровень:
узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных
условиях; знание способов получения необходимой информации
об изучаемых объектах по заданию педагога;
представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в
окружающем мире;
отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных
оснований для классификации (клевер ― травянистое
дикорастущее растение; растение луга; кормовое растение; медонос; растение,
цветущее летом);
называние сходных по определенным признакам объектов из тех, которые были
изучены на уроках, известны из других источников; объяснение
своего решения;
выделение существенных признаков групп объектов;
знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе, правил
здорового образа жизни;
участие в беседе; обсуждение изученного; проявление желания рассказать о
предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;
выполнение здания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и
итогового контроля), осмысленная оценка своей работы и
работы одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание
замечаний, адекватное восприятие похвалы;
совершение действий по соблюдению санитарно-гигиенических норм в отношении
изученных объектов и явлений;
выполнение доступных возрасту природоохранительных действий;
осуществление деятельности по уходу за комнатными и культурными растениями.
6 класс
Личностные результаты: У обучающегося будут сформированы:

 проявление мотивации при выполнении различных видов практической
деятельности на уроке природоведения, при выполнении домашнего задания и во
внеурочной деятельности;
 желание и умение выполнить природоведческое задание правильно, в
соответствии с данным образцом с использованием знаковой символики или
инструкцией учителя, высказанной с использованием природоведческой
терминологии;
 умение организовать собственную деятельность по выполнению учебного
задания на основе данного образца, инструкции учителя, с соблюдением пошагового
выполнения алгоритма природоведческой операции;
 умение использовать природоведческую терминологию в устной речи при
воспроизведении алгоритма выполнения природоведческой операции в виде отчета о
выполненной деятельности и плана предстоящей деятельности (с помощью учителя);
 умение сформулировать умозаключение (сделать вывод) на основе логических
действий сравнения, аналогии, обобщения, установления причинно-следственных
связей и закономерностей (с помощью учителя) с использованием природоведческой
терминологии;
 навыки межличностного взаимодействия на уроке природоведения на основе
доброжелательного и уважительного отношения к учителям и одноклассникам;
элементарные навыки адекватного отношения к ошибкам или неудачам
одноклассников, возникших при выполнении учебного задания;
 элементарные навыки сотрудничества с учителем и одноклассниками; умение
оказать помощь одноклассникам в организации их деятельности для достижения
правильного результата при выполнении учебного задания; при необходимости
попросить о помощи в случае возникновения собственных затруднений в выполнении
природоведческого задание и принять ее;
 умение адекватно воспринимать замечания (мнение), высказанные учителем или
одноклассниками, корригировать в соответствии с этим собственную деятельность на
уроке природоведения;
 навыки самостоятельной деятельности при выполнении природоведческой
операции (учебного задания) с использованием учебника природоведения, на основе
усвоенного алгоритма действия и самооценки, том числе на основе знания способов
проверки (с помощью учителя);
 понимание связи природоведческих знаний с жизненными ситуациями, умение
применять природоведческие знания для решения, доступные жизненных задач и в
процессе овладения профессионально-трудовыми навыками на уроках обучения
профильному труду (с помощью учителя);
 элементарные представления о здоровом и безопасном образе жизни, бережном
отношении к природе (на основе сюжетов природоведческих задач, содержания
природоведческих заданий), использовать в этих целях усвоенные природоведческие
знания и умения;
 начальные представления об основах гражданской идентичности, семейных
ценностях (на основе сюжета природоведческих задач, содержания природоведческих
заданий).
Метапредметными результатами изучения предмета «Природоведение» является
формирование универсальных учебных действий.
Регулятивные учебные действия
Учащиеся научится:
• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем;
• планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации, в том числе во внутреннем плане;
• учитывать правило в планировании и контроле способа решения;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

• воспринимать оценку учителя;
• различать способ и результат действия;
Ученик получит возможность научиться:
• в сотрудничестве с учителем ставить учебные задачи;
• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
• осуществлять контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне
произвольного внимания;
• оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в
исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные учебные действия
Ученик научится:
• использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы;
• строить коммуникативные отношения (вербальные, невербальные);
• осваивать лингвистические представления, необходимые для овладения на элементарном
уровне устной и письменной речью;
• ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
• осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
• осуществлять синтез как составление целого из частей;
• проводить сравнение, вариацию и классификацию по заданным критериям;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах
и связях;
• обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или
класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
• осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения
существенных признаков и их синтеза;
• устанавливать аналогии;
• владеть общим приемом решения задач.
Коммуникативные учебные действия
Ученик научится:
•ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
• формулировать собственное желание и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в
ситуации столкновения интересов;
• задавать вопросы;
• контролировать свои и действия партнера;
• использовать речь для регуляции своего действия;
• использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить
монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи; использовать
элементарную коммуникативную компетенцию, как способность и готовность общаться с
учетом своих речевых возможностей и потребностей; применять правила речевого, неречевого
поведения
Предметные результаты
Минимальный уровень:
 называть отличительные признаки твёрдых тел от жидкостей и газов;
 определять некоторые свойства жидких, твёрдых и газообразных тел на примере
воздуха, воды и газов;
 выделять характерные признаки полезных ископаемых песчаной и глинистой
почвы;
 называть тела способные к расширению, сжатию при охлаждении, способность
к проведению тепла при нагреве;
Достаточный уровень:



выполнять здания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего
и итогового контроля), осмысленная оценка своей работы и работы
одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание
замечаний, адекватное восприятие похвалы;
 совершать действия по соблюдению санитарно-гигиенических норм в
отношении изученных объектов и явлений;
 выполнять доступных возрасту природоохранительных действий;
осуществление деятельности по уходу за комнатными и культурными растениями.
Критерии и нормы оценки достижения планируемых результатов
освоения программы учебного предмета
Оценка предметных результатов проводится с помощью устных ответов и тестового
контроля, направленных на определение уровня освоения темы учащимися. Критериями
оценивания являются:
 соответствие достигнутых предметных, личностных результатов обучающихся
требованиям к результатам освоения адаптированной общеобразовательной
программы;
 динамика результатов предметной обученности, формирования базовых учебных
действий.
Устный ответ
Оценка «5»
 Обнаруживает понимание материала
 Самостоятельно формулирует ответы
 Умеет привести примеры
 Допускает единичные ошибки и сам исправляет.
Оценка « 4»
 Обнаруживает понимание материала
 Самостоятельно формулирует ответы
 Допускает ошибки в подтверждении ответов примерами и исправляет их с
помощью учителя (1-2 ошибки).
 Допускает ошибки в речи (1-2 ошибки).
Оценка « 3»
 Обнаруживает знание и понимание основных положений темы.
 Излагает материал недостаточно полно и последовательно.
 Допускает ряд ошибок в речи.
 Затрудняется самостоятельно подтвердить пример.
 Нуждается в постоянной помощи учителя.
Тестовый контроль
Все тестовые задания разработаны с учётом групп обученности учащихся и
предназначены для выявления уровня знаний по заданной теме. 1 группа – выполняет все
задания тестов. 2 группа – сокращённый объём заданий. 3 группа – задания выбираются
индивидуально для каждого ребенка. Оценка уровня знаний проводится после изучения темы.
Критерии оценивания
1 группа
Оценка 5 ставится, если все ответы правильные и работа выполнена самостоятельно.
Оценка 4 ставится, если допущена 1 - 2 ошибки.
Оценка 3 ставится, если допущены более 2 ошибок.
Не справился с заданием, если допущены более 3 ошибок.
2 группа
Оценка 5 ставится, если все ответы правильные и работа выполнена с небольшой помощью.
Оценка 4 ставится, если допущена 1 - 2 ошибки.
Оценка 3 ставится, если допущены более 2 ошибок
3 группа
Оценка 5 не ставится

Оценка 4 ставится, если допущена 1 - 2 ошибки.
Оценка 3 ставится, если работа выполнена небрежно и допущены более 3 ошибок.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
образовательного процесса.
Формирование доступных представлений о мире и практики взаимодействия с
окружающим миром в рамках содержательной области «Естествознание» происходит с
использованием традиционных дидактических средств, с применением видео, проекционного
оборудования, интернет-ресурсов и печатных материалов, муляжей предметов. Обогащению
опыта взаимодействия с окружающим миром способствует непосредственный контакт
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с миром живой
природы (растительным и животным).
В качестве средств обучения могут выступать комнатные растения, пришкольный
участок.
Технические средства обучения. 1. Компьютер; 2. Магнитофон; 3. Музыкальный
центр; 5. Видеоаппаратура; 6. Ауди и видео записи; 7. Компактдиски; 8. Энциклопедии; 10.
Интернетресурсы.
Материально-техническое
обеспечение
учебного
предмета
«Природоведение»_предполагает использование:
- мебель: школьная доска, шкафы, стол учителя, стул учителя, парты, стулья для учащихся;
- комплект учебников: «Природоведение»;
- программно-методическое обеспечение: методические рекомендации для учителя;
- технические средства обучения;
- печатное оборудование: карточки, картины, плакаты, карты;
- полезные ископаемые;
- микроскопы;
- гербарий;
- оборудование для проведения предметно-практических упражнений (ножницы, бумага и
картон цветные, клей, краски, кисточки, пластилин т.п.);
- муляжи (фрукты, овощи, дикие и домашние животные).
Литература.
1.Лифанова Т.М./Природоведение. 6 класс: учебник для общеобразоват. организаций,
реализующих адапт. общеобраз. Прогр. .М.Лифанова .Е.Н.Соломина.М.:Просвещение, 2018.
Дополнительная литература:
1. Н.Т.Брыкина, О.Е.Жиренко, Л.П.Барылкина. Нестандартные и интегрированные
уроки по курсу «Окружающий мир». - М.: Вако, 2008 г.
2. Н.Ф.Виноградова, Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов. Окружающий мир. Книга для
учителя. - М : Просвещение, 2011 г.
3. Е.М.Вавилина. Экологическое воспитание в школе 5-9 классы.- Волгоград: Учитель,
2007 г.
4. А.Т.Зверев. Экология. - М.: Дом педагогики, 2008 г.
5. Т.В.Иванова, Г.С.Калинова, Н.И.Сонин. Природоведение. Методическое пособие. М.: Дрофа, 2001 г.
6. Н.А.Касаткина. Природоведение. 5 класс. Материалы к урокам. - Волгоград: Учитель,
2003 г.
7. http://tana.ucoz.ru- современные уроки природоведения 8. http://pedsovet.suметодические материалы для уроков природоведения
Интернет ресурсы и ЦОР
1. ЦОР к учебнику Т.С. Суханова В.И. Строганов
2. Естествознание 5 класс. 2е издание М. «Вентана-Граф»2006
3. Т.С. Суханова В.И. Строганов Естествознание 5 класс Издательский центр «ВентанаГраф»
4. В.М. Константинов и др. Биология Животные 7 класс 2е издание М. «Вентана-Граф»2005

5. В.М. Константинов В.Г. Бабенко В.С. Кучменко Биология Животные. 7 класс.
Издательский центр «Вентана-Граф»
6. Н.И.Сонин Биология. Живой организм 6 класс 2е издание М, «Дрофа» 2008
7. Н.И. Сонин М.Н Сапин Биология Человек.8 класс. 10е издание М. «Дрофа» 2008.
8. И.Н. Пономарева О.А. Корнилова Биология. Растения. Бактерии. Грибы. 6 класс.
Издательский центр «Вентана-Граф»
9. Виртуальный живой уголок. ООО «Физикон» 2008 6-11 Кл.
10. Н.И. Сонин В.Б. Захаров. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс. 11 издание
М. «Дрофа» 2008.
11. И.Н. Пономарева О.А. Корнилова Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6
класс 2е издание «Вентана-Граф» 2005.
12. А.А. Плешков. Н.И. Сонин. Природоведение 5 класс. 2е издание М. «Дрофа» 2007.

Календарно- тематический план по природоведению для 5 класса .
№ п/
п
1.

2.

Раздел

Тема урока

Дата проведения
По
плану

Введение
(1 час)

Что изучает
природоведение.

Вселенная
(3 часа)

Небесные тела:
планеты, звезды.

Фактичес
ки

Коррекционная
работа

1
неделя
сентябр
я
1
неделя
сентябр
я

Коррекция мышления,
памяти. Чтение,
письмо, работа со
словами, рисунками.
Умение давать
определения терминам,
правописание. Умение
сравнивать. Работа с
геометрическими
фигурами, алфавитом.

3.

Солнце.
Солнечная
система.

2
неделя
сентябр
я

Развитие мелкой
моторики. Умение
формулировать ответ
на вопрос. Работа с
рисунками. Задания на
сравнение, обобщение.
Логическое мышление,
воображение.

4.

Исследование
космоса.

2
неделя
сентябр
я

Чтение. Распознавание.
Работа с рисунками.
Цветовосприятие.
Работа с единицами
времени
(математические
вычисления).

Планета Земля.

3
неделя
сентябр
я

Память. Работа со
схемами и таблицами.
Логическое мышление.
Текст.

5.

Нш дом –
Земля (13
часов).

6.

Воздух.

3
неделя
сентябр
я

Воображение. Умение
формулировать ответы
на вопросы. Письмо.
Работа с диаграммами.
Память.

7.

Значение воздуха
для жизни на
Земле.

4
неделя
сентябр
я

Умение составлять
устный рассказ по
рисунками. Память.
Мышление.
Воображение. Развитие
речи.

8.

Поверхность
суши. Равнины,
холмы, овраги.

4
неделя
сентябр
я

Работа с рисунками.
Память. Правописание
слов. Составление
предложений. Развитие
речи.

9.

Поверхность
суши. Горы.

5
неделя
сентябр
я

Работа со словами.
Правописание.
Знакомство с картой.
Воображение. Память.
Цветовосприятие.
Развитие мелкой
моторики. Развитие
логического
мышления.

10.

Почва.

1
неделя
октября

Развитие логического
мышления. Сравнение.
Соотнесение объектов
с их характеристиками.
Воображение. Развитие
речи. Умение делать
вывод.

11.

Полезные
ископаемые.

1
неделя
октября

Умение
формулировать
определение. Письмо.
Логическое мышление.
Воображение.
Правописание.
Развитие речи.

12.

Полезные
ископаемые:
нефть, каменный
уголь, газ, торф.

2
неделя
октября

Формулировка и
запись ответов на
вопросы. Обобщение.
Развитие логического
мышления. Умение по
описанию определять
объект. Соотнесение.
Память. Воображение.

13.

Вода. Свойства
воды.

2
неделя
октября

Мышление. Развитие
речи. Воображение.
Опыты с водой.

14.

Вода в природе.

3
неделя
октября

Развитие речи.
Логическое мышление.
Правописание слов.
Работа со схемой,
составление устного
рассказа. Память.

15.

Воды суши: ручьи,
реки.

3
неделя
октября

Воображение.
Логическое мышление.
Работа с физической
картой России.
Правописание имен
собственных. Развитие
речи. Память.

16.

Воды суши: озера,
болота, пруды.
Сезонные
изменения.

4
неделя
октября

Воображение.
Правописание слов.
Память. Умение
распознавать
животных на рисунках.

17.

Моря и океаны.
Использование и
охрана воды.

4неделя
октября

Логическое мышление.
Распознавание
животных на рисунках.
Воображение. Работа с
физической картой
полушарий.
Цветовосприятие.
Развитие мелко
моторики. Развитие
речи.

Разнообразие
растительного
мира.

2
неделя
ноября

Умение
формулировать
определения. Письмо.
Логическое мышление.
Развитие мелкой
моторики.
Воображение.
Цветовосприятие.
Правописание.
Распознавание
растений на рисунках.

Среда обитания
растений.

2
неделя
ноября

Работа со схемой.
Составление
предложений развитие
речи. Правописание.
Подбор проверочных
слов. Обобщение.

18.

19.

Растительн
ый мир
Земли (12
часов)

20.

Части растения.

3
неделя
ноября

Память. Развитие
мелкой моторики.
Цветовосприятие.
Соотнесение.
Логическое мышление.
Формулировка
предложений. Развитие
речи. Воображение.

21.

Деревья,
кустарники,
травы.

3
неделя
ноября

Умение сравнивать,
выделять
отличительные
особенности.
Логическое мышление.
Память. Обобщение.
Воображение. Развитие
речи.

22.

Лиственные
деревья.

4
неделя
ноября

Развитие речи.
Логическое мышление.
Цветовосприятие.
Воображение.
Соотнесение дерева с
его описанием.

23.

Хвойные деревья.

4
неделя
ноября

Развитие речи.
Сравнение,
соотнесение. Память.
Умение
формулировать
определения.
Воображение.
Правописание.

24.

Дикорастущие и
культурные
кустарники

5
неделя
ноября

Развитие речи. Анализ.
Логическое мышление.
Правописание. Умение
строить устный ответ
на вопрос.
Соотнесение.
Распознавание
растений на рисунках.

25.

Травы.

1
неделя
декабря

Развитие речи.
Воображение. Умение
работать по образцу.
Умение строить ответы
на вопросы.
Правописание. Умение
распознавать растения
на рисунках.

26.

Декоративные
растения.

1
неделя
декабря

Развитие речи. Умение
формулировать
определения. Умение

работать по плану,
планировать свою
деятельность. Развитие
мелкой моторики.
Воображение.
Цветовосприяие,
эстетика.
27.

Лекарственные
растения.

2
неделя
декабря

Развитие речи.
Воображение. Умение
распознавать растения
на рисунках.
Правописание. Умение
выявлять причинноследственные связи.
Умение составлять
устный рассказ.

28.

Комнатные
растения.

2
неделя
декабря

Развитие речи.
Воображение. Умение
распознавать растения
на рисунках. Умение
работать по образцу.
Умение выявлять
причинноследственные связи.
Умение строить ответы
на вопросы.

29.

Охрана растений.

3
неделя
декабря

Развитие речи.
Воображение. Развитие
мелко моторики.
Правописание.
Воспитание чувства
ответственности,
патриотизма. Счет.
Умение
формулировать
определения.

Разнообразие
животного мира.

3
неделя
декабря

Развитие речи. Умение
строить предложения
по схеме. Умение
распознавать
животных на рисунках.
Умение выявлять
причинноследственные связи.
Воображение.
Обобщение.
Сравнение. Умение
строить ответы на
вопросы.

30.

Животный
мир Земли
(14 часов)

31.

Среда обитания
животных.
Животные суши и
водоемов.

4
неделя
декабря

Соотнесение.
Сравнение. Выявление
признаков. Развитие
речи. Анализ.
Логическое мышление.
Распознавание
животных на рисунках.
Воображение.
Правописание.

32.

Животные:
насекомые, рыбы,
земноводные,
пресмыкающиеся,
птицы, звери.

4
неделя
декабря

Логическое мышление.
Развитие речи. Умение
распознавать
животных на рисунках
сравнение.
Соотнесение.
Правописание.
Воображение.
Обобщение.

33.

Насекомые.

5
неделя
декабря

Умение различать
насекомых на
рисунках. Обобщение.
Правописание. Счет.
Развитие речи. Умение
строить предложения.
Воображение.
Логическое мышление.
Память.

34.

Рыбы.

3
неделя
января

Развитие речи. Анализ.
Правописание, подбор
проверочных слов.
Воображение. Умение
распознавать рыб на
рисунках. Работа с
терминами. Работа с
числами. Воображение.

35.

Птицы.

3
неделя
января

Развитие речи. Анализ.
Воображение. Умение
распознавать птиц на
рисунках. Умение
устанавливать
причинноследственные связи.
Память. Умение вести
наблюдения. Умение
устанавливать порядок
действий.

36.

Звери.

4
неделя
января

Развитие речи. Умение
устанавливать
причинно-

следственные связи.
Память. Умение
строить предложения
по образцу.
Воображение. Умение
распознавать зверей на
рисунках. Умение
работать по плану.
Правописание.
37.

Животные рядом с
человеком.
Домашние
животные в городе
и деревне.

4
неделя
января

Обобщение.
Правописание. Память.
Развитие речи. Умение
формулировать
определения.
Воображение.
Распознавание
животных на
картинках. Логическое
мышление.

38.

Уход за
животными в
живом уголке.

5
неделя
января

Развитие речи.
Логическое мышление.
Умение устанавливать
причинноследственные связи.
Память. Умение
распознавать
животных на
картинках.
Правописание. Умение
формулировать ответы
на вопросы.

39.

Певчие птицы.
Птицы живого
уголка.

1
неделя
февраля

Развитие речи. Умение
распознавать птиц на
рисунках. Умение
объяснять свой выбор.
Правописание.
Воображение.
Логическое мышление.

40.

Аквариумные
рыбки.

1
неделя
февраля

Воображение. Мелкая
моторика. Умение
распознавать рыб на
рисунках. Обобщение.
Умение объяснять свой
выбор. Умение
составлять рассказ по
предложенному плану.
Правописание.
Логическое мышление.

41.

Собаки.

2
неделя
февраля

Воображение.
Правописание.
Развитие речи. Умение
устанавливать
причинноследственные связи.
Память. Логическое
мышление. Воспитание
чувства
ответственности,
любви к животным.

42.

Домашние кошки.

2
неделя
февраля

Воображение. Память.
Обобщение. Развитие
речи. Умение
составлять рассказ на
заданную ему. Мелкая
моторика. Умение
распознавать кошек
разных пород на
рисунках.

43.

Охрана животных.
Заповедники и
заказники.

3
неделя
февраля

Развитие речи. Умение
формулировать
определения. Мелкая
моторика. Умение
распознавать
животных на рисунках.
Память. Логическое
мышление. Умение
устанавливать
причинноследственные связи.
Правописание. Умение
составлять рассказ по
плану. Воображение.
Воспитание
ответственности и
любви к природе.

Как устроен наш
организм.

3
неделя
февраля

Развитие речи.
Логическое мышление.
Сравнение. Мелкая
моторика. Умение
работать по
инструкции. Память.
Воображение.

Как работает наш
организм.

4
неделя
февраля

Развитие речи. Умение
формулировать
определения.
Воображение.
Правописание. Умение
распознавать органы
тела на рисунках.
Соотнесение. Умение

44.

45.

Человек
(8 часов).

устанавливать
причинноследственные связи.
Память. Логическое
мышление.
46.

Здоровье
человека.

4
неделя
февраля

Память. Логическое
мышление. Умение
устанавливать
причинноследственные связи.
Правописание. Умение
объяснять свой выбор.
Развитие речи.
Обобщение.
Воображение.

47.

Осанка.

1
неделя
марта

Развитие речи. Умение
формулировать
определения. Умение
объяснять свой выбор.
Счет. Воображение.
Мелкая моторика.
Умение устанавливать
причинноследственные связи.
Логическое мышление.
Память.

48.

Органы чувств.

1
неделя
марта

Логическое мышление.
Правописание.
Развитие речи.
Соотнесение. Память.
Воображение.

49.

Здоровое питание.

2
неделя
марта

Развитие речи.
Систематизация.
Соотнесение. Умение
формулировать
определения.
Логическое мышление.
Воображение. Память.

50.

Дыхание. Органы
дыхания. Правила
гигиены.

2
неделя
марта

Счет. Развитие речи.
Обобщение. Умение
распознавать органы
на рисунках. Умение
объяснять свой выбор.
Правописание.
Воображение.
Логическое мышление.
Умение устанавливать
причинноследственные связи.

Память. Умение делать
выводы.
Оказание первой
медицинской
помощи.
Профилактика
простудных
заболеваний.

3
неделя
марта

Россия – Родина
моя.

3
неделя
марта

53.

Население и
народы России.

4
неделя
марта

Развитие речи. Умение
распознавать город и
село на рисунках.
Сравнение. Умение
составлять текст по
рисункам. Умение
распознавать народные
промыслы на рисунках.
Логическое мышление.
Воображение.

54.

Москва – столица
России.

1
неделя
апреля

Развитие речи.
Правописание.
Обобщение. Умение
распознавать
достопримечательност
и на рисунках. Память.
Логическое мышление.

55.

Санкт-Петербург.

2
неделя
апреля

Развитие речи. Умение
работать по
инструкции.
Сопоставление.
Логическое мышление.
Память. Умение
распознавать
достопримечательност
и на рисунках.
Правописание.

51.

52.

Есть на
Земле
страна –
Россия
(12 часов).

Развитие речи. Память.
Воображение. Умение
выявлять причинноследственные связи.
Соответствие.
Логическое мышление.
Умение составлять
устный текст по
рисункам.
Развитие речи.
Правописание. Память.
Цветовосприятие.
Мелкая моторика.
Умение распознавать
флаг и герб России на
рисунках. Логическое
мышление. Воспитание
патриотизма и
гордости за свою
страну.

56.

Города России.
Нижний
Новгород, Казань,
Волгоград.

2
неделя
апреля

Развитие речи. Память.
Правописание.
Логическое мышление.
Воображение.

57.

Города России.
Новосибирск.
Владивосток.

3
неделя
апреля

Развитие речи. Счет.
Логическое мышление.
Память. Умение
работать по
инструкции. Умение
составлять рассказ,
пользуясь словами для
справок.

58.

Золотое кольцо
России. СергиевПосад,
ПереславльЗалесский, Ростов.

3
неделя
апреля

Развитие речи.
Правописание. Умение
работать с картой.
Логическое мышление.
Умение
формулировать
определения.
Сопоставление.
Воображение.

59.

Золотое кольцо
России.
Ярославль,
Кострома,
Суздаль,
Владимир.

4
неделя
апреля

Развитие речи.
Последовательность.
Сопоставление.
Логическое мышление.

60.

Растительный мир
России.

4
неделя
апреля

Умение распознавать
природные зоны на
рисунках. Развитие
речи. Память.
Логическое мышление.
Сравнение.
Сопоставление.

61.

Животный мир
России.

5
неделя
апреля

Память. Умение
распознавать
животных на рисунках.
Правописание.
Воображение.
Логическое мышление.
Сравнение.
Классификация.
Развитие речи.

62.

Охрана природы.
Заповедники и
заказники.

1
неделя
мая

Память. Умение
формулировать
определения. Умение
составлять рассказ по
плану. Правописание.
Логическое мышление.

Мелкая моторика.
Воспитание
ответственности и
бережного отношения
к природе.
63.

Наше село.

64 68

Резерв

1
неделя
мая

Развитие речи.
Образное мышление.
Логическое мышление.
Воображение. Память.
Мелкая моторика.
Воспитание
ответственности и
любви к своей малой
Родине.

Календарно-тематическое планирование курса «Природоведение» 6 класс (68 ч)
№
Название раздела. Тема.
Кол-во Домашнее
часов
задание
1 четверть
Введение
1ч
1
Живая природа: растения, животные, человек.
с.3-5
Растительный мир Земли
18ч
2
Разнообразие растительного мира на нашей планете.
с.6-8
1
3
Среда обитания растений.
с.8-11
1
4
Строение растений.
с.12-14
1
5
Дикорастущие и культурные растения: деревья, кустарники,
с.15-16
1
травы.
6
Лиственные деревья.
с.17-19
1
7
Хвойные растения
с. 20-22
1
8
Дикорастущие кустарники
с.23-24
1
9
Культурные кустарники.
с.25-26
1
10 Травы.
с.27-28
1
11 Декоративные растения.
с.29-32
1
12 Лекарственные растения.
с. 32-35
1
13 Комнатные растения. Уход за комнатными растениями.
с.35-38
1
14 Растительный мир разных районов Земли.
с.39-42
1
15 Растения нашей страны.
с.42-44
1
16 Растения нашей местности: дикорастущие и культурные.
с.45
1
2 четверть
17 Красная книга России и Ростовской области.
с.46-48
1
18 Повторение по теме «Растительный мир Земли»
с.6-48
1
Животный мир Земли
19 Разнообразие животного мира.
с.49-50
1
20 Среда обитания. Животные суши и водоемов.
с.51-53
1
21 Животные: насекомые, рыбы, земноводные,
с.54-56
1
пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие.
22 Насекомые
с.56-59
1
23 Бабочки, стрекозы, жуки
с.59-62
1
24 Кузнечики, муравьи, пчелы.
с.62-65
1
25 Рыбы.
с.66-68
1
26 Морские и речные рыбы.
с.68-71
1
27 3емноводные. Лягушки, жабы.
с.72-74
1
28 Пресмыкающиеся: змеи, ящерицы, крокодилы.
с.74-77
1
29 Птицы.
с.78-80
1
30 Ласточки, скворцы, снегири, орлы.
с.80-83
1
31 Лебеди, журавли, чайки.
с.83-86
1
32 Птицы нашего края. Охрана птиц.
с.86-87
1
3 четверть
33 Млекопитающие
с.88-90
1
34 Млекопитающие суши.
с.90-93
1

35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68

Млекопитающие морей и океанов.
Домашние животные в городе и деревне.
Сельскохозяйственные животные Лошади.
Сельскохозяйственные животные: коровы.
Сельскохозяйственные животные: свиньи, козы, овцы.
Домашние птицы: куры, утки, индюки.
Уход за животными в живом уголке или дома.
Аквариумные рыбки.
Попугаи, канарейки.
Морские свинки, хомяки, черепахи.
Домашние кошки.
Собаки.
Животные холодных районов Земли.
Животные умеренного пояса.
Животные жарких районов Земли.
Животные мир нашей страны.
Охрана животных. Заповедники. Заказники.
Животные нашей местности. Красная книга области
4 четверть
Повторение по теме «Животный мир Земли»
Человек
Как устроен наш организм.
Как работает наш организм.
Здоровый образ жизни человека.
Осанка.
Органы чувств.
Правила гигиены и охрана органов чувств.
Здоровое питание.
Дыхание. Органы дыхания. Правила гигиены.
Оказание первой медицинской помощи.
Профилактика простудных заболеваний.
Специализация врачей.
Медицинские учреждения нашего города. Телефон
экстренной помощи.
Обобщающий урок. Неживая природа.
Обобщающий урок. Живая природа.
Повторение изученного в 6 классе.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

с.93-95
с.96-98
с.99-101
с.101-103
с.104-106
с.106-109
с.109-111
с.112-113
с.114-115
с.116-118
с.118-120
с.120-122
с.122-125
с.126-128
с.129-132
с.133-136
с.136-139
с.139-141

1

с.49-141

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

с.142-145
с.146-147
с.148-150
с.151-153
с.153-156
с.156-159
с.160-162
с.163-165
с.166-169
с.169-171
с.172-175
с.175-178

1
1
1

с.179-182
с.183-187


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».