Рабочая программа по функциональной (естественно-научной) грамотности 10-11 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Комитет образования, науки и молодежной политики Волгоградской области
Администрация Камышинского муниципального района
МКОУ Верхнедобринская СШ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Естественно-научная функциональная грамотность
(биология)
10-11 классы

с. Верхняя Добринка – 2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Понятие функциональной грамотности сравнительно молодо: появилось в конце 60-х
годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей.
Примерно до середины 70-х годов концепция и стратегия исследования связывалась с
профессиональной деятельностью людей: компенсацией недостающих знаний и умений в
этой сфере.
В дальнейшем этот подход был признан односторонним. Функциональная грамотность
стала рассматриваться в более широком смысле: включать компьютерную грамотность,
политическую, экономическую грамотность и т.д.
В таком контексте функциональная грамотность выступает как способ социальной
ориентации личности, интегрирующей связь образования(в первую очередь общего) с
многоплановой человеческой деятельностью.
Мониторинговым исследованием качества общего образования, призванным ответить на
вопрос: «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее
образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного
функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в
различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?»
И функциональная грамотность понимается PISA как знания и умения, необходимые для
полноценного функционирования человека в современном обществе. PISA в своих
мониторингах оценивает 4 вида грамотности: читательскую, математическую,
естественнонаучную и финансовую.
Проблема развития функциональной грамотности обучающихся в России
актуализировалась в 2018 году благодаря Указу Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204
«О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на
период до 2024 года». Согласно Указу, «в 2024 году необходимо <…> обеспечить
глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской
Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования». Поскольку
функциональная грамотность понимается как совокупность знаний и умений,
обеспечивающих полноценное функционирование человека в современномобществе, ее
развитие у школьников необходимо не только для повышения результатов мониторинга
PISA, как факта доказательства выполнения
Правительством РФ поставленных перед ним Президентом задач, но и для развития
российского общества в целом. Следует подчеркнуть, что важнейшая особенность
функциональной грамотности состоит в том, что кроме содержательного компонента не
меньшее, а, пожалуй, даже большее значение имеет сформированность таких навыков
обучающихся, как:
- «умение организовывать учебное сотрудничество и совместнуюдеятельность»,
- «находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования
позиций и учета интересов»;
- «формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение». Очевидно, что
наилучшие результаты будут, если данные навыки отрабатываются (во всяком случае,
должны отрабатываться) на всех предметах без исключения.
Исходя из этого, изменения в рабочих программах необходимо внести, прежде всего, в
планируемые результаты обучения, а именно в личностные и метапредметные.
Личностные результаты освоения функциональной грамотности формулируются примерно
следующим образом: «формулирует и объясняет собственную позицию в конкретных
ситуациях общественной жизни на основе полученных знаний с позиции норм морали и
общечеловеческих ценностей, прав и обязанностей гражданина».
Метапредметные результаты могут быть сформулированы так: «находит и извлекает
информацию в различном контексте; объясняет и описывает явления на основе полученной
информации; анализирует и интегрирует полученную информацию; формулирует

проблему, интерпретирует и оценивает её; делает выводы, строит прогнозы, предлагает
пути решения».
Очевидно, что в полном объёме такие результаты у обучающихся могут быть достигнуты
только к окончанию 11 класса.
Целеполагание
Основной целью программы является развитие функциональной грамотности учащихся 1011 классов как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к
образованию.
Программа нацелена на развитие:
- способности человека формулировать, применять и интерпретировать биологию в
разнообразных контекстах. Эта способность включает рассуждения, использование
понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать
явления. Она помогает людям понять роль биологии в мире, высказывать хорошо
обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному,
активному и размышляющему гражданину;
- способности человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и
заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и
возможности, участвовать в социальной жизни (читательская грамотность);
- способности человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для
распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения
естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах
выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности
естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в
том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную,
интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную гражданскую
позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием (естественнонаучная
грамотность);
Планируемые результаты
Программа рассчитана на 1 год обучения, реализуется из части учебного плана,
Разработанный учебно-тематический план программы описывает содержание модуля из
расчета 0,5 часов в неделю в каждом класс-комплекте.
В 10 классе школьники учатся оценивать и интерпретировать различные поставленные
перед ними проблемы в рамках предметного содержания.
В 11 классе формируется умение оценивать, интерпретировать, делать выводы и строить
прогнозы относительно различных ситуаций, проблем и явлений формируется в отрыве от
предметного содержания. Знания из различных предметных областей легко
актуализируются школьником и используются для решения конкретных проблем.
Формы деятельности: беседа, диалог, дискуссия, дебаты, круглые столы, моделирование,
игра, викторина, квест, квиз, проект.
Выпускникам необходимо повторить и систематизировать материал по биологии за
весь школьный курс. В рамках уроков – это сложно. Данный курс предназначен для
учащихся 10-11 классов и рассчитан на 34 часов (0.5 час в неделю).
Курс включает основные сведения общей биологии: цитология – 10 класс;
«Организм – 11 класс. Программа составлена в соответствии с программой по биологии
для поступающих в вузы и новыми Государственными стандартами биологического
образования РФ. Она предназначена для повторения и систематизации знаний.
Раздел 1. Организация учебного процесса
Обучающие: Повышать качество биологических знаний.
Воспитательные: Формировать способности к самостоятельному процессу познания и
мониторингу знаний.

Формировать умения работать в коллективе.
Развивающие:
Развивать интеллектуальные и психоэмоциональные черты личности.
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.
Воспитание культуры труда при использовании компьютерных технологий,
ответственному отношению к своему здоровью.

содержание дисциплины
№

Раздел

Кол-во
часов

1

Клетка как биологическая
система. (10 класс)

17

2

Организм как биологическая
17
система. (11 класс)

Форма проведения
занятия
Теоретические и практические
занятия.
Теоретические и практические
занятия.

Раздел 2. Содержание дисциплины
Учебный план. Тематический план.
№

Темы.

Ӏ
1

Раздел 1
10 класс.
Клеточная теория. Строение клетки.
Многообразие клеток (клетки грибов, растений и
животных).
Химический состав клетки.
Энергетический обмен в клетке.
Фотосинтез и хемосинтез.
Пластический обмен. Биосинтез белков.
Жизненный цикл клетки. Митоз. Мейоз.
Организм как биологическая система.
11 класс
Вирусы – неклеточные формы жизни.
Виды бесполого размножения организмов.
Особенности полового размножения. Онтогенез.
Эмбриональное развитие организма
Генетика – наука о наследовании признаков.
Моногибридное скрещивание.
Решение задач.
Дигибридное скрещивание.
Решение задач по генетике.
Сцепленное наследование. Работы Т. Моргана.
Генотип как целостная система. Взаимодействие генов.
Решение задач по генетике.
Наследование генов сцепленных с полом.
Решение задач по генетике.

2
3
4
5
6
7
ӀӀ
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

Кол-во
часов

Кол-во
Экскурсии,
лекций, практич.
семинаров занятия

17
3

1

2

2

1

1

3
2
2
2
3
17
1
1
1
1

2
2
1
2
1

1
2
2

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1

14
15
16
17

Закономерности изменчивости. Модификационная
изменчивость.
Наследственная изменчивость.
Методы изучения наследственности человека.
Наследственные болезни и их профилактика.
Селекция, ее методы и перспективы развития.
Биотехнология.
Содержание тем учебной дисциплины.

1

1

1

1

1
1

1
1

Тема: Клетка как биологическая система.
Клеточная теория, ее развитие и роль в формировании современной естественнонаучной
картины мира. Многообразие клеток. Прокариоты и эукариоты. Химическая организация
клетки. Метаболизм. Пластический и энергетический обмен. Жизненный цикл клетки.
Митоз. Мейоз.
Основные понятия: плазматическая мембрана, клеточная стенка, кариоплазма,
хромосомы, кристы, тилакоиды, нуклеоид, пластиды, эндоплазматическая сеть,
митохондрии, аминокислоты, нуклеотиды, полисахариды, моносахариды, липиды,
кроссинговер, биваленты, редукционное деление, веретено деления.
Практическая работа: педагогическая мастерская, исследовательская работа
Методы проведения занятия: беседа, педагогическая мастерская, викторина, участие в
конференциях.
Форма организации занятия: групповая, индивидуальная
Контрольные задания: тестирование
Межпредметная связь: информатика, биология, медицина, физика
Техническое оснащение: ИКТ, микроскоп
Тема 3. Организм как биологическая система.
Вирусы – неклеточные формы жизни. Заболевание СПИД. Меры профилактики.
Размножение организмов (половое и бесполое). Оплодотворение и его виды.
Использование полового и бесполого размножения в практической деятельности человека.
Эмбриональное и постэмбриональное развитие. Причины нарушения развития организма.
Генетика как наука, ее методы. Законы Г. Менделя, Т. Моргана. Наследование признаков,
сцепленных с полом. Методы изучения наследственности человека. Взаимодействие генов.
Виды наследственной изменчивости, ее причины. Мутагены. Селекция , ее задачи, методы
и практическое значение. Биотехнология, ее направления. Этические аспекты
клонирования.
Основные понятия: вирион, ВИЧ, инкубационный период, аутотомия, гермафродитизм,
партеногенез, почкование, вегетативное размножение, зигота, бластула, гаструла, ген,
доминирование, рецессивность, аллель, моно- и дигибридное скрещивание, сцепленное
наследование, мутации, полиплоидия, анеуплоидия, клеточная и генная инженерия,
клонирование.
Практическая работа: выпуск школьной газеты, тестирование, решение биологических
задач
Методы проведения занятия: беседа, лекция, ролевые игры
Форма организации занятия: индивидуальная, групповая
Контрольные задания: тестирование, создание презентаций
Межпредметная связь: информатика, биология, сельское хозяйство, медицина
Техническое оснащение занятия: ИКТ, кинофильмы
Раздел 3. Информационное обеспечение учебной дисциплины.
Материально-техническое обеспечение реализации программы.

Программы – Microsoft Windows (Word, Power Point, Paint), Adobe Photoshop, Adobe
PREMIERE PRO 2.07. Microsoft FrontPage 2003, создание анимации – Xara Webstyle 4.0.
Технические средства: мультимедийный проектор, телевизор, компьютер, СD-диски,
видеокамера, фотоаппарат, микроскопы.
Оборудование: плакаты, картины, микропрепараты, муляжи, чучела, слайды, коллекции,
гербарии.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».