МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Комитет образования, науки и молодежной политики Волгоградской области Администрация Камышинского муниципального района МКОУ Верхнедобринская СШ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Естественно-научная функциональная грамотность (биология) 10-11 классы с. Верхняя Добринка – 2024 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Понятие функциональной грамотности сравнительно молодо: появилось в конце 60-х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей. Примерно до середины 70-х годов концепция и стратегия исследования связывалась с профессиональной деятельностью людей: компенсацией недостающих знаний и умений в этой сфере. В дальнейшем этот подход был признан односторонним. Функциональная грамотность стала рассматриваться в более широком смысле: включать компьютерную грамотность, политическую, экономическую грамотность и т.д. В таком контексте функциональная грамотность выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующей связь образования(в первую очередь общего) с многоплановой человеческой деятельностью. Мониторинговым исследованием качества общего образования, призванным ответить на вопрос: «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?» И функциональная грамотность понимается PISA как знания и умения, необходимые для полноценного функционирования человека в современном обществе. PISA в своих мониторингах оценивает 4 вида грамотности: читательскую, математическую, естественнонаучную и финансовую. Проблема развития функциональной грамотности обучающихся в России актуализировалась в 2018 году благодаря Указу Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Согласно Указу, «в 2024 году необходимо <…> обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования». Поскольку функциональная грамотность понимается как совокупность знаний и умений, обеспечивающих полноценное функционирование человека в современномобществе, ее развитие у школьников необходимо не только для повышения результатов мониторинга PISA, как факта доказательства выполнения Правительством РФ поставленных перед ним Президентом задач, но и для развития российского общества в целом. Следует подчеркнуть, что важнейшая особенность функциональной грамотности состоит в том, что кроме содержательного компонента не меньшее, а, пожалуй, даже большее значение имеет сформированность таких навыков обучающихся, как: - «умение организовывать учебное сотрудничество и совместнуюдеятельность», - «находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов»; - «формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение». Очевидно, что наилучшие результаты будут, если данные навыки отрабатываются (во всяком случае, должны отрабатываться) на всех предметах без исключения. Исходя из этого, изменения в рабочих программах необходимо внести, прежде всего, в планируемые результаты обучения, а именно в личностные и метапредметные. Личностные результаты освоения функциональной грамотности формулируются примерно следующим образом: «формулирует и объясняет собственную позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе полученных знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей, прав и обязанностей гражданина». Метапредметные результаты могут быть сформулированы так: «находит и извлекает информацию в различном контексте; объясняет и описывает явления на основе полученной информации; анализирует и интегрирует полученную информацию; формулирует проблему, интерпретирует и оценивает её; делает выводы, строит прогнозы, предлагает пути решения». Очевидно, что в полном объёме такие результаты у обучающихся могут быть достигнуты только к окончанию 11 класса. Целеполагание Основной целью программы является развитие функциональной грамотности учащихся 1011 классов как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию. Программа нацелена на развитие: - способности человека формулировать, применять и интерпретировать биологию в разнообразных контекстах. Эта способность включает рассуждения, использование понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль биологии в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину; - способности человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни (читательская грамотность); - способности человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием (естественнонаучная грамотность); Планируемые результаты Программа рассчитана на 1 год обучения, реализуется из части учебного плана, Разработанный учебно-тематический план программы описывает содержание модуля из расчета 0,5 часов в неделю в каждом класс-комплекте. В 10 классе школьники учатся оценивать и интерпретировать различные поставленные перед ними проблемы в рамках предметного содержания. В 11 классе формируется умение оценивать, интерпретировать, делать выводы и строить прогнозы относительно различных ситуаций, проблем и явлений формируется в отрыве от предметного содержания. Знания из различных предметных областей легко актуализируются школьником и используются для решения конкретных проблем. Формы деятельности: беседа, диалог, дискуссия, дебаты, круглые столы, моделирование, игра, викторина, квест, квиз, проект. Выпускникам необходимо повторить и систематизировать материал по биологии за весь школьный курс. В рамках уроков – это сложно. Данный курс предназначен для учащихся 10-11 классов и рассчитан на 34 часов (0.5 час в неделю). Курс включает основные сведения общей биологии: цитология – 10 класс; «Организм – 11 класс. Программа составлена в соответствии с программой по биологии для поступающих в вузы и новыми Государственными стандартами биологического образования РФ. Она предназначена для повторения и систематизации знаний. Раздел 1. Организация учебного процесса Обучающие: Повышать качество биологических знаний. Воспитательные: Формировать способности к самостоятельному процессу познания и мониторингу знаний. Формировать умения работать в коллективе. Развивающие: Развивать интеллектуальные и психоэмоциональные черты личности. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей. Воспитание культуры труда при использовании компьютерных технологий, ответственному отношению к своему здоровью. содержание дисциплины № Раздел Кол-во часов 1 Клетка как биологическая система. (10 класс) 17 2 Организм как биологическая 17 система. (11 класс) Форма проведения занятия Теоретические и практические занятия. Теоретические и практические занятия. Раздел 2. Содержание дисциплины Учебный план. Тематический план. № Темы. Ӏ 1 Раздел 1 10 класс. Клеточная теория. Строение клетки. Многообразие клеток (клетки грибов, растений и животных). Химический состав клетки. Энергетический обмен в клетке. Фотосинтез и хемосинтез. Пластический обмен. Биосинтез белков. Жизненный цикл клетки. Митоз. Мейоз. Организм как биологическая система. 11 класс Вирусы – неклеточные формы жизни. Виды бесполого размножения организмов. Особенности полового размножения. Онтогенез. Эмбриональное развитие организма Генетика – наука о наследовании признаков. Моногибридное скрещивание. Решение задач. Дигибридное скрещивание. Решение задач по генетике. Сцепленное наследование. Работы Т. Моргана. Генотип как целостная система. Взаимодействие генов. Решение задач по генетике. Наследование генов сцепленных с полом. Решение задач по генетике. 2 3 4 5 6 7 ӀӀ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Кол-во часов Кол-во Экскурсии, лекций, практич. семинаров занятия 17 3 1 2 2 1 1 3 2 2 2 3 17 1 1 1 1 2 2 1 2 1 1 2 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 14 15 16 17 Закономерности изменчивости. Модификационная изменчивость. Наследственная изменчивость. Методы изучения наследственности человека. Наследственные болезни и их профилактика. Селекция, ее методы и перспективы развития. Биотехнология. Содержание тем учебной дисциплины. 1 1 1 1 1 1 1 1 Тема: Клетка как биологическая система. Клеточная теория, ее развитие и роль в формировании современной естественнонаучной картины мира. Многообразие клеток. Прокариоты и эукариоты. Химическая организация клетки. Метаболизм. Пластический и энергетический обмен. Жизненный цикл клетки. Митоз. Мейоз. Основные понятия: плазматическая мембрана, клеточная стенка, кариоплазма, хромосомы, кристы, тилакоиды, нуклеоид, пластиды, эндоплазматическая сеть, митохондрии, аминокислоты, нуклеотиды, полисахариды, моносахариды, липиды, кроссинговер, биваленты, редукционное деление, веретено деления. Практическая работа: педагогическая мастерская, исследовательская работа Методы проведения занятия: беседа, педагогическая мастерская, викторина, участие в конференциях. Форма организации занятия: групповая, индивидуальная Контрольные задания: тестирование Межпредметная связь: информатика, биология, медицина, физика Техническое оснащение: ИКТ, микроскоп Тема 3. Организм как биологическая система. Вирусы – неклеточные формы жизни. Заболевание СПИД. Меры профилактики. Размножение организмов (половое и бесполое). Оплодотворение и его виды. Использование полового и бесполого размножения в практической деятельности человека. Эмбриональное и постэмбриональное развитие. Причины нарушения развития организма. Генетика как наука, ее методы. Законы Г. Менделя, Т. Моргана. Наследование признаков, сцепленных с полом. Методы изучения наследственности человека. Взаимодействие генов. Виды наследственной изменчивости, ее причины. Мутагены. Селекция , ее задачи, методы и практическое значение. Биотехнология, ее направления. Этические аспекты клонирования. Основные понятия: вирион, ВИЧ, инкубационный период, аутотомия, гермафродитизм, партеногенез, почкование, вегетативное размножение, зигота, бластула, гаструла, ген, доминирование, рецессивность, аллель, моно- и дигибридное скрещивание, сцепленное наследование, мутации, полиплоидия, анеуплоидия, клеточная и генная инженерия, клонирование. Практическая работа: выпуск школьной газеты, тестирование, решение биологических задач Методы проведения занятия: беседа, лекция, ролевые игры Форма организации занятия: индивидуальная, групповая Контрольные задания: тестирование, создание презентаций Межпредметная связь: информатика, биология, сельское хозяйство, медицина Техническое оснащение занятия: ИКТ, кинофильмы Раздел 3. Информационное обеспечение учебной дисциплины. Материально-техническое обеспечение реализации программы. Программы – Microsoft Windows (Word, Power Point, Paint), Adobe Photoshop, Adobe PREMIERE PRO 2.07. Microsoft FrontPage 2003, создание анимации – Xara Webstyle 4.0. Технические средства: мультимедийный проектор, телевизор, компьютер, СD-диски, видеокамера, фотоаппарат, микроскопы. Оборудование: плакаты, картины, микропрепараты, муляжи, чучела, слайды, коллекции, гербарии.