Рабочая программа по функциональной (математической) грамотности 5 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Внеурочного курса «Функциональная грамотность»
Модуль «Математическая грамотность»
для обучающихся 5 класса
Составила: учитель Попова Г.П.

с Верхняя Добринка 2024

1

Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Функциональная грамотность»» для
учащихся 5 класса школы разработана в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования. Основные
документы, используемые при составлении рабочей программы:
• Федеральный закон от29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; •
Концепция Национальной программы повышения уровня функциональной грамотности
населения РФ;
• Федеральный
государственный образовательный
стандарт
основного
общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (с
изменениями и дополнениями от 29.12.2014 №1644, от 31.12.2015 №1577);

Актуальность
Понятие функциональной грамотности сравнительно молодо: появилось в конце 60-х годов
прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей. Примерно
до середины 70-х годов концепция и стратегия исследования связывалась с профессиональной
деятельностью людей: компенсацией недостающих знаний и умений в этой сфере.
В дальнейшем этот подход был признан односторонним. Функциональная грамотность стала
рассматриваться в более широком смысле: включать компьютерную грамотность,
политическую, экономическую грамотность и т.д.
В таком контексте функциональная грамотность выступает как способ социальной ориентации
личности, интегрирующей связь образования (в первую очередь общего) с многоплановой
человеческой деятельностью.
Мониторинговым исследованием качества общего образования, призванным ответить на
вопрос: «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее
образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в
современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах
человеческой деятельности, общения и социальных отношений?» 1 - является PISA (Programme
for International Student Assessment). И функциональная грамотность понимается PISA как
знания и умения, необходимые для полноценного функционирования человека в современном
обществе. PISA в своих мониторингах оценивает 4 вида грамотности: читательскую,
математическую, естественнонаучную и финансовую.
Проблема развития функциональной грамотности обучающихся в России актуализировалась в
2018 году благодаря Указу Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и
стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Согласно
Указу, «в 2024 году необходимо <…> обеспечить глобальную конкурентоспособность
российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по
качеству общего образования».
Поскольку функциональная грамотность понимается как совокупность знаний и умений,
обеспечивающих полноценное функционирование человека в современном обществе, ее развитие у
школьников необходимо не только для повышения результатов мониторинга PISA, как факта
доказательства выполнения Правительством РФ поставленных перед ним Президентом задач, но и
для развития российского общества в целом.
Низкий уровень функциональной грамотности подрастающего поколения затрудняет их
адаптацию и социализацию в социуме. Современному российскому обществу нужны
эффективные граждане, способные максимально реализовать свои потенциальные возможности
в трудовой и профессиональной деятельности, и тем самым принести пользу обществу,
2

способствовать развитию страны. Этим объясняется актуальность проблемы развития
функциональной грамотности у школьников на уровне общества.
Результаты лонгитюдных исследований, проведенных на выборках 2000 и 2003 гг.
странами-участницами мониторингов PISA показали, что результаты оценки функциональной
грамотности 15-летних учащихся являются надежным индикатором дальнейшей
образовательной траектории молодых людей и их благосостояния
Любой школьник хочет быть социально успешным, его родители также надеются на высокий
уровень благополучия своего ребенка во взрослой жизни. Поэтому актуальность развития
функциональной грамотности обоснована еще и тем, что субъекты образовательного процесса
заинтересованы в высоких академических и социальных достижениях обучающихся, чему
способствует их функциональная грамотность.

Целеполагание
Основной целью программы является развитие функциональной грамотности учащихся 5
класса как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к
образованию.
Программа нацелена на развитие: способности человека формулировать, применять и
интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Эта способность включает
математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и
инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль
математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые
необходимы конструктивному, активному
и размышляющему
гражданину
(математическая грамотность);
способности человека принимать эффективные решения в
разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового
благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих основу
функциональной грамотности.
В 5 классе обучающиеся учатся находить и извлекать информацию различного предметного
содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на бумажных,
так и электронных носителях. Используются тексты различные по оформлению, стилистике,
форме. Информация представлена в различном контексте (семья, дом, друзья, природа, учеба,
работа и производство, общество и др.).

МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Согласно учебному плану внеурочной деятельности в 5 классе изучаются модуль
«Математическая грамотность» курса «Функциональная грамотность» 17 часов.
«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы
обучающихся 5 класса в сфере экономики семьи.

Модуль «математическая грамотность»
Содержание курса
Формы проведения занятий: - практические занятия с элементами игр, самостоятельная работа .
Курс состоит из трѐх модулей, включающих разные виды заданий.

3

В «Стартовых заданиях» представлено две ситуации, каждая из которых содержит нескольку
вопросов, на которые и надо ответить, внимательно прочитав текст и рассмотрев таблицы и
иллюстрации.
«Обучающие задания» связаны с рассмотренными вами ситуациями и разделены на рубрики:
«Знаете ли вы?», «Найдите ошибку», «Разные задачи». Выполняя эти задания, обучающиеся смогут
понять, какие ошибки были допущены в стартовой работе, и почему это произошло. Возможно, они
были недостаточно внимательны при чтении текста, упустили важную информацию, которая
содержалась в рисунке или таблице. Или причина ошибки в том, что дети не освоили необходимое
математическое действие, допустили вычислительную ошибку.
В «Итоговых заданиях» представлены различные ситуации, которые могут встретиться в
жизни. Для успешного выполнения задания нужно внимательно прочитать текст, рассмотреть
иллюстрации, познакомиться с информацией справочного характера – пояснениями к термину,
формуле и пр. Обращайте внимание на то, в какой форме требуется дать ответ: могут встретиться
вопросы с выбором одного или нескольких ответов, задания с кратким и развѐрнутым ответом, в
которых нужно записать решение. Иногда нужно не просто дать ответ, но и объяснить его.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Широкий социально-экономический контекст заданий создаѐт базу для формирования
универсальных учебных действий:
- познавательных: способность постановки реальных проблем и их решение средствами
математики; умение определять и находить требуемую информацию;
- коммуникативных: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном
обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное
взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- регулятивных: овладение навыками планирования, прогнозирования, контроля и оценки;
- личностных: обеспечение ориентации в социальных ролях и соответствующей им
деятельности; объяснение гражданской позиции в конкретных ситуациях общественной жизни на
основе математических знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей.
- метапредметных: находит и извлекает математическую информацию в различном контексте
(Уровень узнавания и понимания)

4

Календарно-тематическое планирование.
№
п/п

Тема занятия

Кол-во
часов

План

1-2

Применение чисел и действий над ними. Счет и
десятичная система счисления.

2

02.09
09.09

3-4

Сюжетные задачи, решаемые с конца.

2

5-6

Задачи на переливание (задача Пуассона) и взвешивание.

2

7-9

Логические задачи: задачи о «мудрецах», о
лжецах и тех, кто всегда говорит правду

3

16.09
23.09
30.09
07.10
14.10
21.10
11.11
18.11
25.11

1011

12-13

1415
16-17

Первые
шаги
в
геометрии.
Простейшие
геометрические фигуры. Наглядная геометрия.
Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение
объекта на части и составление модели.

2

Размеры объектов окружающего мира (от
элементарных частиц до Вселенной) длительность
процессов окружающего мира.

2

02.12
09.12

2

16.12
23.12

2

08.01
15.01

Комбинаторные задачи. Представление данных в виде
таблиц, диаграмм, графиков.
Проведение аттестации
итого

Фактки

17

5


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».