Адаптированная рабочая программа по ритмике 1-4 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Комитет образования, науки и молодежной политики
Волгоградской области
Администрация Камышинского муниципального района

Рабочая программа
по курсу «Ритмика»
для 1-4 классов

с. Верхняя Добринка, 2024 г.

Пояснительная записка.
Рабочая программа по коррекционному курсу "Ритмика" для 1-4
классов разработана с учетом требований ФГОС образования обучающихся
с

умственной

отсталостью

(интеллектуальными

нарушениями)

к

результатам освоения АООП.
Нормативно-правовой и методологической основой составления
Программы являются:
1)Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012
г. с последними изменениями;
2) Приказ Министерства просвещения РФ № 1026 от 24.11.2022 г. «Об
утверждении федеральной адаптированной основной образовательной
программы

обучающихся

с

умственной

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)»;
3)Адаптированная
образования

основная

обучающихся

(интеллектуальными

общеобразовательная
с

нарушениями)

умственной
Вариант

программа
отсталостью
1

МКОУ

Верхнедобринской СШ.
4) Учебный план МКОУ Верхнедобринской СШ для обучающихся с
интеллектуальными нарушениями (вариант 1) на 2024-2025 учебный
год.
5)Годовой календарный учебный график МКОУ Верхнедобринской СШ
н текущий учебный год.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА «РИТМИКА».
"Коррекционная ритмика" - это специальное комплексное занятие,
накоторомсредствамимузыкииспециальныхфизическихипсихокоррекционных
упражнений

происходит

коррекция

и

развитие

ВПФ,

улучшаются

качественные характеристики движений, развиваются важные для школьной
готовности такие личностные качества, как саморегуляция и произвольность
движений и поведения. Занятия по"Коррекционной ритмике"построены на
сочетании музыки,движения,речи.Содержаниемработы на уроках ритмики
является музыкально-ритмическая деятельностьдетей. Они учатся слушать
музыку,

выполнять

под

музыку

разнообразныедвижения,петь,танцевать,игратьнапростейшихмузыкальныхин
струментах.
В процессе выполнения специальных упражнений под музыку
(ходьбацепочкойиливколонневсоответствиисзаданныминаправлениями,перес
троения

с

образованием

кругов,

квадратов,

«звездочек»,

«каруселей»,движениякопределеннойцелиимеждупредметами)осуществляетс
яразвитие

представленияучащихся

о

пространстве

и

умения

ориентироватьсявнем.
Упражненияспредметами:обручами,мячами,шарами,лентами.
Развиваютловкость,быстротуреакции,точностьдвижений.
Движенияподмузыкудаютвозможностьвосприниматьиоцениватьеехарактер
(веселая,

грустная),

содержаниемузыкального

развивают
образа.

В

способность
свою

переживать

очередь,

эмоциональная

насыщенность
музыкипозволяетразнообразитьприемыдвиженийихарактерупражнений.
Движенияподмузыкунетолькооказываюткоррекционноевоздействие на
физическое

развитие,

совершенствования

таких

ноисоздают
психических

благоприятную
функций,

как

основудля
мышление,

память,внимание,восприятие.Организующееначаломузыки,ееритмическая

структура,динамическаяокрашенность,темповыеизменениявызываютпостоян
нуюконцентрациювнимания,запоминаниеусловийвыполненияупражнений,бы
струюреакциюнасменумузыкальныхфраз.
Заданиянасамостоятельныйвыбордвижений,соответствующиххарактеру
мелодии,развиваютуребенкаактивностьивоображение,координациюи
выразительностьдвижений.
Занятия

ритмикой эффективны для

воспитания

положительных

качествличности.Выполняяупражнениянапространственныепостроения,разуч
ивая парные танцы и пляски, двигаясь в хороводе, дети приобретаютнавыки
организованных

действий,

дисциплинированности,

учатся

вежливообращатьсядругсдругом.
Программапоритмикесостоитизпятиразделов:«Упражнениянаориентиро
вкув пространстве»;«Ритмико-гимнастическиеупражнения»;
«Упражнениясдетскимимузыкальнымиинструментами»;«Игрыподмузыку»;«
Танцевальныеупражнения».
Вкаждомразделевсистематизированномвидеизложеныупражненияи
определен их объем, а также указаны знания и умения, которыми
должныовладеть учащиеся, занимаясь конкретным видом музыкальноритмическойдеятельности.
Накаждомурокеосуществляетсяработаповсемпятиразделампрограммыв
изложеннойпоследовательности.Вначалеиконцеурокадолжныбытьупражнени
янаснятиенапряжения,расслабление,успокоение.
Содержаниепервогоразделасоставляютупражнения,помогающиедетямо
риентироватьсявпространстве.
Основноесодержаниевторогоразделасоставляютритмикогимнастическиеупражнения,способствующиевыработкенеобходимыхмузыкал
ьно-двигательныхнавыков.
Вразделритмикогимнастическихупражненийвходятзаданиянавыработкукоординационныхдви
жений.

Основнаяцельданныхупражнений—
научитьумственноотсталыхдетейсогласовыватьдвиженияруксдвиженияминог
,туловища,головы.
Обучению

умственно

отсталых

детей

танцам

и

пляскам

предшествуетработапопривитиюнавыковчеткогоивыразительногоисполнения
отдельныхдвиженийиэлементовтанца.Ккаждомуупражнениюподбираетсятака
ямелодия,вкоторойотраженыособенности движения.
Исполнениетанцевразныхнародовприобщаетдетейкнароднойкультуре,
умению

находить

в

движениях

характерные

особенности

танцевразныхнациональностей.
Цель:развитиедвигательнойактивностиребенкавпроцессевосприятияму
зыки.
Принципыобучения:


коррекционнаянаправленностьобучения;



оптимистическаяперспективаобразования;



индивидуализацияидифференциацияпроцессаобучения.
Задачиобучения:
образовательные:



освоитьпростыетанцевальныеэлементы;



изучитьразличныеигрыиупражнения;



познакомитьсвидамитанцев.
коррекционные—развивающие:



коррекцияимеющихсяотклоненийвфизическомразвитии:нормализациямышеч
ноготонуса;снятиенапряжениямышц.Формированиеправильнойосанки,форми
рованиеиразвитиепамяти;



развиватьумениесогласовыватьдвижениячастейтелавовремениипространстве;



развиватьмелкуюмоторику;



развиватьподвижностьсуставовисилумышцвсеготела;



развиватьвнимание;



оказыватькоррекционноевоздействиенафизическоеразвитие;



формироватьположительнуюмотивацию.
воспитательные:



воспитыватьинтересктворческойсамореализации;воспитывать
уменияработатьвпарах,вкомандах;
воспитывать нравственные качества (любовь к окружающим,
умениесопереживать).
 Количествочасовпогодам:
Классы
Количество
часоввгод

I'

I

II

III

IV

33

33

34

34

34

Содержание
Iкласс(1чвнеделю)
Назанятияхритмикойудетейнеобходимовоспитыватьинтерескзанятиям,кра
зличнымвидаммузыкальнойдеятельности,стремлениеучаствоватьвколлективн
ыхтанцах,упражнениях.
Необходиморазвиватьмузыкальныйслух,уделятьвниманиесовершенствова
ниюдвижений,ихвыразительности,воспитыватьположительноеотношениекигр
енамузыкальныхинструментах.
МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕДВИЖЕНИЯ
Учитьвыполнятьразличныеритмическиедвиженияподмузыку:ориентирова
тьсявпространствезала,знатьцентр(середину)зала,собираться в середине и
расходиться

по

всему

залу

(по

сигналу),

развиватькоординацию,плавность,выразительностьдвижений,умениевыполня
тьдвижениявопределенном,соответствующемзвучаниюмузыки,ритме,темпе;
учить чувствовать сильную долю такта (метр) при звучании музыки
вразмередвечетверти.
Учитьвыполнятьдвижениявсоответствиисизменениемхарактерамузыки
(быстро

—

медленно):

бодро,

свободно,

подняв

голову

и

не

сутулясь,нешаркаяногами,маршироватьподзвучаниемарша,входитьвзал,обход
ить

его по периметру, останавливаться, затем по музыкальному сигналу
опятьначинать

движение;

выполнять

движения

не

только

попоказу

воспитателя,ноипо словеснойинструкциивзрослого,атакже самостоятельно.
Учитьдетейследующимдвижениямподмузыку:развиватьвсетанцевальные
движения,

с

которыми

познакомились

на

1—2

годах

обучения(совершенствоватьих,выполнятьвбольшемобъеме,использоватьвупр
ажненияхитанцах);образовыватькруг,сходитьсявцентре,затемотступатьнамест
о;ходитьпокругудругзадругомритмично,четко,взмахиваяруками;бежатьдругза
другомлегкимшагомнаноскахбезвысокогоподъеманогивысокоподнимаяноги;
бежатьдругзадругом,выбрасывая ноги вперед (руки на поясе); двигаться по
кругу
приставнымишагами,останавливаясьпосигналу;двигатьсяприставнымишагам
исприседаниями;ходить парами покругу (свободную руку держать на
поясеилидержатьвнейпредмет,девочкидержаткрайплатья),следитьзавыразите
льностьюдвижения;соблюдатьрасстояниемеждупарамипридвижении парами;
поднимать

плавно

руки

вверх,

в

стороны,

убирать

их

заспину,заголову,поворачиваякистирук;выполнятьразныедействияспредмета
ми

(передавать

их друг

другу,

поднимать

вверх,

покачивать

ими

надголовой,бросатьи ловитьмяч,подниматьвперед).
В

процессе

музыкальных

игр

уделять

особое

внимание

выразительностидвижений, обращать внимание детей на передачу самых
характерных чертперсонажей сказок, рассказов и пр. Для развития
выразительности движенийиспользовать игры «Кто как ходит», «Какая
музыка

к

нему

подходит?»,

«Кток

нам

пришел?».

Работать

над

эмоциональностью и раскованностью детей вовремямузыкальныхигр.
МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕДВИЖЕНИЯ
Игры:«Ворон»(русскаянароднаяпесня);«Котимыши»Т.Ломовой;
«Летчики, следите за погодой!» М. Раухвергера; «Как на тоненький
ледок...»(русскаянароднаяпесня);«Ктоскорее?»Л.Шварца;«Назарядку!»М.

Старокадомского;«Каравай»,«Горелки»,«Теремок»(русскиенародныепесни).
Упражнения: «Мельница» Т. Ломовой; «Игра с мячами», «Скакалки»
А.Петрова;«Упражнениясфлажками»Ф.Шуберта;«Поскоки»С.Затеплинского;
«Поезд»Е.Тиличеевой.Повторятьзнакомыеупражнения.
Пляски:«Калинка»(русскаянароднаяпесня);«Парнаяпляска»(карельскаяпес



ня);«Полька»Ю.Чичкова;«Петрушки»,«Снежинки»Ю.Слонова;
(чешская

полька);

«Пойду

ль

я,

«Аннушка»

выйду

ль

я»

(русскаянароднаяпесня);«Мывзеленыелугапойдем»Н.Леви;«Приглашение»,
«Стукалка»(украинскиенародныемелодии);«Матрешки»Ю.Слонова
ТематическоераспределениеколичествочасовI'
№

Содержание,разделы

Количество

п/п

часов

1

Упражнениянаориентировкувпространстве

5ч

2

Ритмико-гимнастическиеупражнения

14ч

3

Игрыпод музыку

6ч

4

Танцевальныеупражнения

8ч

Всего

33ч

1 класс(1чвнеделю)
УПРАЖНЕНИЯНАОРИЕНТИРОВКУВПРОСТРАНСТВЕ
Правильноеисходноеположение.Ходьбаибег:свысокимподниманиемколен,сот
брасываниемпрямойногивперѐдиоттягиваниемноска.Перестроениевкругизше
ренги,цепочки.Ориентировкавнаправлениидвиженийвперѐд,назад,направо,на
лево,вкруг,изкруга.Выполнениепростыхдвиженийспредметамиво
времяходьбы.
РИТМИКО-ГИМНАСТИЧЕСКИЕУПРАЖНЕНИЯ
Общеразвивающие

упражнения.

Наклоны,

выпрямление

и

повороты

головы,круговыедвиженияплечами(«паровозики»).Движениярукв разных

направлениях без предметов и с предметами (флажки, погремушки,
ленты).Наклоны и повороты туловища вправо, влево (класть и поднимать
предметыпередсобойисбоку).Приседаниясопоройибезопоры,спредметами(обр
уч, палка, флажки, мяч). Сгибание и разгибание ноги в подъѐме, отве -дение
стопы

наружу

и

приведение

еѐ

внутрь,

круговые

движения

стопой,выставление ноги на носок вперѐд и в стороны, вставание на
полупальцы.Упражнениянавыработкуосанки.
Упражнениянакоординациюдвижений.Перекрѐстноеподниманиеиопускание
рук (правая рука вверху, левая внизу). Одновременные движенияправой руки
вверх, левой — в сторону; правой руки— вперѐд, левой —вверх.
Выставление левой ноги вперѐд, правой руки — перед собой; правойноги — в
сторону,

левой

руки

—

в

сторону

и

т.

д.

Изучение

позиций

рук:сменапозицийрукотдельнокаждойиобеимиодновременно;провожатьдвиж
ениерукиголовой,взглядом.Отстукивание,прохлопывание,протопываниепрост
ыхритмическихрисунков.
Упражнениенарасслаблениемышц.Подняврукивстороныислегканаклонившис
ьвперѐд,

по

сигналу

учителя

или

акценту

в

музыкеуронитьрукивниз;быстрым,непрерывнымдвижениемпредплечьясвобод
нопотрясти кистями (имитация отряхивания воды с пальцев); подняв плечи
какможновыше,датьимсвободноопуститьсявнормальноеположение.Свободно
екруговоедвижениерук.Перенесениетяжестителаспятокнаноскииобратно,содн
ойногинадругую(маятник).
УПРАЖНЕНИЯ

С

ДЕТСКИМИ

МУЗЫКАЛЬНЫМИИНСТРУМЕНТАМИ
Движения

кистей

рук

в

разных

направлениях.

Поочерѐдное

и

одновременноесжимание в кулак и разжимание пальцев рук с изменением
темпа
музыки.Противопоставлениепервогопальцаостальнымнакаждыйакцентвмузыке.Отведениеиприведениепальцеводнойрукииобеих.Выделениепальцев
рук.

Упражнения

для

пальцев

рук

на

детском

пианино.

Исполнениевосходящейинисходящейгаммывпределахпятинотоднойоктавыпр
авойи

левой

рукой

отдельно

ритмическихрисунков

на

в

среднем

барабане

темпе.

двумя

Отстукивание

палочками

простых

одновременнои

каждойотдельноподсчѐтучителяспроговариваниемстихов,попевокибезних.
ИГРЫПОДМУЗЫКУ
Выполнение

ритмичных

движений

в

соответствии

с

различным

характероммузыки,динамикой(громко,тихо),регистрами(высокий,низкий).Из
менениенаправленияиформыходьбы,бега,поскоков,танцевальныхдвижений в
соответствии с изменениями в музыке (лѐгкий, танцевальный бегсменяется
стремительным, спортивным; лѐгкое, игривое подпрыгивание —тяжѐлым,
комичным

и

т.

д.).

Выполнение

имитационных

упражнений

и

игр,построенныхнаконкретныхподражательныхобразах,хорошознакомыхдетя
м (повадки зверей, птиц, движение транспорта, деятельность человека),
всоответствии

с

определѐнным

эмоциональным

и

динамическим

характероммузыки.Передачапритопами,хлопкамиидругимидвижениямирезки
хакцентов в музыке. Музыкальные игры с предметами. Игры с пением
илиречевымсопровождением.
ТАНЦЕВАЛЬНЫЕУПРАЖНЕНИЯ
Знакомство

с

танцевальными

движениями.

Бодрый,

спокойный,

топающийшаг.Беглѐгкий,наполупальцах.Подпрыгиваниенадвухногах.Прямой
галоп.Маховыедвижениярук.Элементырусскойпляски:простойхороводныйшаг,шагнавсейступне,подбоченившисьдвумяруками(длядевочек
—

движение

с

платочком);

притопы

одной

ногой

и

поочерѐдно,

выставлениеноги с носка на пятку. Движения парами: бег, ходьба, кружение
на месте.Хороводы вкругу,пляски спритопами,кружением,хлопками.
Танцыипляски
Пальчики

и

ручки.

Русская

народная

мелодия

«Ой,

на

горе-то».

Стукалка.Украинскаянароднаямелодия.Подружились.МузыкаТ.Вилькорейско
й.Пляска с султанчиками. Украинская народная мелодия. Пляска с
притопами.Гопак.Украинскаянароднаямелодия.
Основныетребованиякумениямучащихся

Учащиеся должны уметь: готовиться к занятиям, строиться в колонну
поодному, находить своѐ место в строю и входить в зал организованно
подмузыку,

приветствовать

учителя,

занимать

правильное

исходное

положение(стоять прямо, не опускать голову, без лишнего напряжения в
коленях

и

пле-

чах,несутулиться),равнятьсявшеренге,вколонне;ходитьсвободным,естественн
ым шагом, двигатьсяпозалу в разных направлениях, немешаядруг другу;
ходить

и

бегать

по

кругу

с

сохранением

правильных

дистанций,несужаякругинесходясеголинии;ритмичновыполнятьнесложныедв
ижениярукамииногами;соотноситьтемпдвиженийстемпоммузыкальногопроизведения;выполнятьигровыеиплясовыедвижения;выполнятьзаданияпослепо
казаипословеснойинструкцииучителя;начинатьизаканчиватьдвижениявсоотве
тствиисозвучаниеммузыки
Тематическоераспределениеколичествочасов-1класс.
Содержание,разделы

№
п/п

Количество
часов

1

Упражнениянаориентировкувпространстве

5ч

2

Ритмико-гимнастическиеупражнения

14ч

3

Игрыпод музыку

6ч

4

Танцевальныеупражнения

8ч

Всего

33ч

2 класс
УПРАЖНЕНИЯ НАОРИЕНТИРОВКУВПРОСТРАНСТВЕ
Совершенствование навыков ходьбы и бега. Ходьба вдоль стен с
четкимиповоротами вуглах зала. Построения вшеренгу, колонну, цепочку,
круг,пары.Построениевколоннуподва.Перестроениеизколонныпарамивколон
нупоодному.Построениекругаизшеренгиииздвиженияврассыпную.Выполнен
иевовремяходьбыибеганесложныхзаданийспредметами: обегать их, собирать,
передавать друг другу, перекладывать сместанаместо.

РИТМИКО-ГИМНАСТИЧЕСКИЕ
Общеразвивающие

УПРАЖНЕНИЯ

упражнения.

Разведение

рук

в

стороны,

раскачиваниеихпередсобой,круговыедвижения,упражненияслентами.Наклон
ыиповоротыголовывперед,назад,встороны,круговыедвижения.Наклонытулов
ища,сгибаяинесгибаяколени.Наклоныиповоротытуловищавсочетаниисдвижен
иямируквверх,встороны,назатылок,напояс.Поворотытуловищаспередачейпре
дмета(флажки,мячи).Опусканиеиподнимание предметов перед собой, сбоку
без

сгибания

колен.

Выставлениеправойилевойногипоочередновперед,назад,встороны,висходноеп
оложение.

Резкое

поднимание

согнутых

маршировке.Сгибание

в

колене

и

ног,

как

при

разгибаниеступнив

положениистояисидя.Упражнениянавыработкуосанки.
Упражнения на координацию движений. Движения правой руки вверх —
вниз с одновременным движением левой руки от себя — к себе перед
грудью(сменарук).Разнообразныеперекрестныедвиженияправойногиилевойру
ки,левойногииправойруки(отведениеправойногивсторонуивозвращениевисхо
дноеположениесодновременнымсгибаниемиразгибанием левой руки к плечу:
высокое поднимание левой ноги, согнутой вколене, с одновременным
подниманием и опусканием правой руки и т. д.).Упражнения выполняются
ритмично, под музыку. Ускорение и замедлениедвижений в соответствии с
изменением

темпа

музыкального

сопровождения.Выполнениедвижений

взаданномтемпеипослеостановки музыки.
Упражнения

на

расслабление

мышц.

Свободное

падение

рук

с

исходногоположениявстороныилипередсобой.Раскачиваниерукпоочередноив
местевперед,назад,вправо,влевовположениистояинаклонившисьвперед.Встря
хиваниекистью(отбрасываниеводыспальцев,имитациядвижения листьев во
время ветра). Выбрасывание то левой, то правой ногивперед(как при
игревфутбол).

УПРАЖНЕНИЯСДЕТСКИМИМУЗЫКАЛЬНЫМИИНСТРУМЕНТАМИ
Круговые

движения

кистью

(напряженное

и

свободное).

Одновременноесгибание в кулак пальцев одной руки и разгибание
другойвмедленномтемпеспостепеннымускорением.Противопоставлениеперво
гопальцаостальным,противопоставлениепальцеводнойрукипальцамдругойодн
овременнои поочередно.
Упражнениянадетскихмузыкальныхинструментах.Исполнениевосходяще
йинисходящейгаммывпределахпятинотдвумярукамиодновременно в среднем
темпе

на

детском

пианино,

разучивание

гаммы

впределаходнойоктавынааккордеонеидуховойгармонике.
Исполнениенесложныхритмическихрисунковнабубнеибарабанедвумяпало
чкамиодновременноипоочередновразныхвариациях.
ИГРЫПОДМУЗЫКУ
Выполнениедвиженийвсоответствиисразнообразнымхарактероммузыки,
динамикой

(громко,

умеренно,

тихо),

регистрами

(высокий,

средний,низкий).Упражнениянасамостоятельноеразличениетемповых,динами
ческихимелодическихизмененийвмузыкеивыражениеихвдвижении.Передачав
движенииразницывдвухчастноймузыке.Выразительноеисполнениевсвободны
хпляскахзнакомыхдвижений.Выразительная и эмоциональная передача в
движениях

игровых

образов

исодержанияпесен.Самостоятельноесозданиемузыкальнодвигательногообраза.Музыкальныеигрыспредметами.Игрыспениемиречевым
сопровождением.Инсценированиедоступныхпесен.Прохлопываниеритмическ
огорисункапрозвучавшеймелодии.
ТАНЦЕВАЛЬНЫЕУПРАЖНЕНИЯ
Повторениеэлементовтанцапопрограммедля1класса.Тихая,настороженная
ходьба,высокийшаг,мягкий,пружинящийшаг.Неторопливыйтанцевальный
бег,стремительный бег.Поскокис ногинаногу, легкие поскоки. Переменные
притопы.

Прыжки

с

ногивперед.Элементырусскойпляски:шагспритопомнаместеис

выбрасыванием

продвижением,шагспоскоками,переменныйшаг;рукисвободновисятвдоль
корпуса, скрещены на груди; подбоченившись одной рукой, другая
сплаточкомподнятавсторону,вверх,слегкасогнутавлокте(длядевочек).
Движенияпарами:бег,ходьбасприседанием,кружениеспродвижением.
Основные

движения

местных

народных

танцев.Танцыи пляски
Зеркало. Русская народная мелодия «Ой, хмель, мой
хмелек».Парнаяпляска.Чешскаянароднаямелодия.
Хлопки.Полька.МузыкаЮ.Слонова.
Русская хороводная пляска. Русская народная мелодия «Выйду ль я
нареченьку».
Основныетребованиякумениямучащихся
Учащиесядолжныуметь:
принимать

правильное

исходное

положение

в

соответствии

ссодержанием иособенностямимузыкиидвижения;
организованностроиться(быстро,точно);
сохранятьправильнуюдистанциювколоннепарами;
самостоятельноопределятьнужноенаправлениедвиженияпословеснойинструкц
ииучителя,по звуковымимузыкальнымсигналам;
соблюдатьтемпдвижений,обращаявниманиенамузыку,выполнятьобщеразвива
ющиеупражнениявопределенном ритмеитемпе;
легко,естественноинепринужденновыполнятьвсеигровыеиплясовыедвижения;
ощущатьсменучастеймузыкальногопроизведениявдвухчастнойформескон
трастнымипостроениями.
Тематическоераспределениеколичествочасов–2класс.
№

Содержание,разделы

п/п

Количество
часов

1

Упражнениянаориентировкувпространстве

5ч

2

Ритмико-гимнастическиеупражнения

14ч

3

Игрыпод музыку

6ч

4

Танцевальныеупражнения

9ч

Всего

34ч

3 класс
УПРАЖНЕНИЯ НАОРИЕНТИРОВКУВПРОСТРАНСТВЕ
Ходьба в соответствии с метрической пульсацией: чередование ходьбы
сприседанием, со сгибанием коленей, на носках, широким и мелким шагом,
напятках, держа ровно спину. Построение в колонны по три. Перестроение
изодного круга в два, три отдельных маленьких круга и концентрические
кругипутем отступления одной группы детей на шаг вперед, другой— на
шагназад.Перестроениеизобщегокругавкружочкиподва,три,четыречеловекаио
братновобщийкруг.
Выполнение

движений

с

предметами,

более

сложных,

чем

в

предыдущихклассах.
РИТМИКО-ГИМНАСТИЧЕСКИЕ

УПРАЖНЕНИЯ

Общеразвивающиеупражнения.Наклоны,поворотыикруговыедвижения
головы. Движения рук в разных направлениях: отведение рук встороны и
скрещивание

их

перед

собой

с

обхватом

плеч;

разведение

рук

встороныснапряжением(растягиваниерезинки).Поворотытуловищавсочетани
и

с

наклонами;

повороты

туловища

вперед,

в

стороны

с

движениямирук.Неторопливоеприседаниеснапряженнымразведениемколеней
всторону,медленноевозвращениевисходноеположение.Подниманиенаноскахи
полуприседание.Круговыедвиженияступни.Приседаниесодновременнымвыст
авлениемногивпередвсторону.Перелезаниечерезсцепленные
руки,черезпалку.Упражнениянавыработкуосанки.
Упражнения на координацию движений. Взмахом отвести правую ногу
всторону и поднять руки через стороны вверх, хлопнуть в ладоши,
повернутьголову в сторону, противоположную взмаху ноги. Круговые
движения
левойногивсочетаниискруговымидвижениямиправойруки.Упражненияна

сложнуюкоординациюдвиженийспредметами(флажками,мячами,обручами,ск
акалками).Одновременноеотхлопываниеипротопываниенесложныхритмическ
ихрисунковвсреднемибыстромтемпесмузыкальнымсопровождением(подбара
бан,бубен).Самостоятельноесоставлениепростыхритмическихрисунков.Прото
пываниетого,чтоучительпрохлопал,инаоборот.
Упражнениянарасслаблениемышц.Выпрямлениеруквсуставахинапряжени
евсехмышцотплечадокончиковпальцев;неопускаярук,ослабитьнапряжение,да
ваяплечам,кистям,пальцамслегкапассивносогнуться (руки как бы ложатся на
мягкую

подушку).

Поднять

руки

вверх,вытянутьвеськорпус—

стойканаполупальцах,быстрымдвижениемсогнуться и сесть на корточки
(большие и маленькие). Перенесение тяжестителасногинаногу,изстороны
всторону.
УПРАЖНЕНИЯСМУЗЫКАЛЬНЫМИИНСТРУМЕНТАМИ
Сгибание

и

разгибание

кистей

рук,

встряхивание,

повороты,

сжиманиепальцев в кулак и разжимание. Упражнение для кистей рук с
барабаннымипалочками.
Исполнение гаммы на детском пианино, аккордеоне, духовой гармонике
впределах одной октавы в быстром темпе. Разучивание несложных
мелодий.Исполнениеразличныхритмовнабарабанеи бубне.
ИГРЫПОДМУЗЫКУ
Передача

в

движениях

частей

музыкального

произведения,

чередованиемузыкальныхфраз.Передачавдвижениидинамическогонарастания
вмузыке, сильной доли такта. Самостоятельное ускорение и замедление
темпаразнообразныхдвижений.Исполнениедвиженийпружиннее,плавнее,спок
ойнее, с размахом, применяя для этого известные элементы движений
итанца.Упражнениявпередачеигровыхобразовприинсценировкепесен.Передач
а

в

движениях

развернутого

сюжета

музыкального

рассказа.

Сменаролейвимпровизации.Придумываниевариантовкиграмипляскам.

Действиясвоображаемымипредметами.Подвижныеигрыспениемиречевымсоп
ровождением.
ТАНЦЕВАЛЬНЫЕУПРАЖНЕНИЯ
Повторение элементов танца по программе 2 класса. Шаг на носках,
шагпольки. Широкий, высокий бег. Сильные поскоки, боковой галоп.
Элементырусскойпляски:приставныешагисприседанием,полуприседаниесвыс
тавлениемногинапятку,присядкаиполуприсядканаместеиспродвижением.Дви
женияпарами:боковойгалоп,поскоки.Основныедвижениянародныхтанцев.
Танцыипляски
Дружныетройки.Полька.МузыкаИ.Штрауса.Украинскаяпл
яска«Коло».Украинскаянароднаямелодия.Парнаяпляска.Ч
ешскаянароднаямелодия.
Пляскамальчиков«Чеботуха».Русскаянароднаямелодия.Та
нец схлопками.Карельскаянароднаямелодия.
Основныетребования
Учащиесяимеютвозможностьнаучиться:
рассчитываться на первый, второй, третий для последующего
построениявтри колонны,шеренги;
соблюдать правильную дистанцию в колонне по три и в
концентрическихкругах;
самостоятельновыполнятьтребуемыепеременынаправленияитемпадвижений,ру
ководствуясьмузыкой;
ощущатьсменучастеймузыкальногопроизведениявдвухчастнойформесма
локонтрастнымипостроениями;
передаватьвигровыхиплясовыхдвиженияхразличныенюансымузыки:напевност
ь,грациозность,энергичность,нежность,игривостьит.д.;
передаватьхлопкамиритмическийрисунокмелодии;повторя
тьлюбой ритм,заданныйучителем;

задаватьсамимритмодноклассникамипроверятьправильностьегоисполнени
я(хлопкамиили притопами).
Тематическоераспределениеколичествочасов-3класс.
№

Содержание,разделы

Количество

п/п

часов

1

Упражнениянаориентировкувпространстве

5ч

2

Ритмико-гимнастическиеупражнения

14ч

3

Игрыпод музыку

6ч

4

Танцевальныеупражнения

9ч

Всего

34ч

4 класс
УПРАЖНЕНИЯ НАОРИЕНТИРОВКУВПРОСТРАНСТВЕ
Перестроение из колонны по одному в колонну по четыре. Построение
вшахматном порядке. Перестроение из нескольких колонн в несколько
кругов,сужениеирасширениеих.Перестроениеизпростыхиконцентрическихкр
уговвзвездочкиикарусели.Ходьбапоцентрузала,умениенамечатьдиагональные
линии

из

угла

в

угол.

Сохранение

правильной

дистанции

вовсехвидахпостроенийсиспользованиемлент,обручей,скакалок.Упражненияс
предметами,болеесложные,чемвпредыдущихклассах.
РИТМИКО-ГИМНАСТИЧЕСКИЕ

УПРАЖНЕНИЯ

Общеразвивающиеупражнения.Круговыедвиженияголовы,наклонывперед,
назад,

в

стороны.

Выбрасываниерук

вперед,

в

стороны,

вверх

изположениярукикплечам.Круговыедвиженияплеч,замедленные,спостоянным
ускорением,

с

резким

изменением

темпа

движений.

Плавные,резкие,быстрые,медленныедвижениякистейрук.Поворотытуловищав
положениистоя,сидяспередачейпредметов.Круговыедвижениятуловищасвытя
нутымивстороныруками,заголову,напоясе.Всевозможныесочетаниядвижений
ног:выставлениеногвперед,назад,встороны,сгибание

в коленном суставе, круговые движения, ходьба на внутренних краях
стоп.Упражнениянавыработкуосанки.
Упражнениянакоординациюдвижений.Разнообразныесочетанияодновреме
нныхдвиженийрук,ног,туловища,кистей.Выполнениеупражнений под музыку
с постепенным ускорением, с резкой сменой темпадвижений. Поочередные
хлопки

над

головой,

на

груди,

перед

собой,

справа,слева,наголени.Самостоятельноесоставлениенесложныхритмическихр
исунков

в

сочетании

хлопков

и

притопов,

с

предметами

(погремушками,бубном,барабаном).
Упражнениенарасслаблениемышц.Прыжкинадвухногаходновременно
мягкими

расслабленными

коленями

и

с

корпусом,

висящимирукамииопущеннойголовой(«петрушка»).Спозицииприседаниянако
рточки

с

опущенной

головой

и

руками

постепенное

поднимание

головы,корпуса,рукпо сторонам(имитацияраспускающегосяцветка).
Тожедвижениевобратномнаправлении(имитацияувядающегоцветка).УП
РАЖНЕНИЯСДЕТСКИМИМУЗЫКАЛЬНЫМИИНСТРУМЕНТАМИ
Круговые

движения

кистью

(пальцы

сжаты

в

кулак).

Противопоставлениеодного пальца остальным. Движения кистей и пальцев
рук

в

разном

темпе:медленном,среднем,быстром,спостепеннымускорением,срезкимизмене
ниемтемпаиплавностидвижений.
Выполнениенесложныхупражнений,песеннадетскомпианино,аккордеоне,д
уховойгармонике.Упражнениявпередаченамузыкальныхинструментах
основного

ритма

знакомой

песни

и

определении

по

заданном

уритмумелодиизнакомойпесни.
ИГРЫ

ПОД

МУЗЫКУ

Упражнениянасамостоятельнуюпередачувдвиженииритмическогорисунка,ак
цента,темповыхидинамическихизмененийвмузыке.Самостоятельнаясменадви
жениявсоответствиисосменойчастей,музыкальныхфраз,малоконтрастныхчаст
еймузыки.Упражнениянаформированиеуменияначинатьдвиженияпослевступ
лениямелодии.

Разучивание

и

придумывание

новых

вариантов

игр,

элементов

танцевальныхдвижений,ихкомбинирование.Составлениенесложныхтанцеваль
ныхкомпозиций.Игрыспением,речевымсопровождением.Инсценированиемуз
ыкальныхсказок,песен.
ТАНЦЕВАЛЬНЫЕУПРАЖНЕНИЯ
Исполнениеэлементовплясокитанцев,разученныхв3классе.Упражнения на
различение элементов народных танцев. Шаг кадрили: трипростых шага и
один

скользящий,

носок

ноги

вытянут.

Пружинящий

бег.Поскокиспродвижениемназад(спиной).Быстрыемелкиешагинавсейступне
и наполупальцах.Разучиваниенародныхтанцев.
Танцыипляски
Круговойгалоп.Венгерскаянароднаямелодия.Кад
риль.Русскаянароднаямелодия.
Бульба.Белорусскаянароднаямелодия.Узбекскийт
анец.МузыкаР.Глиэра.
Грузинскийтанец«Лезгинка».
Основныетребованиякумениямучащихся
Учащиесяимеютвозможностьнаучиться:
правильно и быстро находить нужный темп ходьбы, бега в соответствии
схарактеромипостроениеммузыкальногоотрывка;
различатьдвухчастнуюитрехчастнуюформувмузыке;
отмечатьвдвиженииритмическийрисунок,акцент,слышатьисамостоятельн
оменятьдвижениевсоответствиисосменойчастеймузыкальныхфраз.Четко,орга
низованноперестраиваться,быстрореагироватьнаприказмузыки, дажевовремя
веселой,задорнойпляски;
различатьосновные,характерныедвижениянекоторыхнародныхтанцев.
Тематическоераспределениеколичествочасов–4класс
№

Содержание,разделы

п/п
1

Количество
часов

Упражнениянаориентировкувпространстве

5ч

2

Ритмико-гимнастическиеупражнения

14ч

3

Игрыпод музыку

6ч

4

Танцевальныеупражнения

9ч

Всего

34ч

Материально-техническоеобеспечениеобразовательного процесса
- учебныйкабинет;
- магнитофон;
- компьютер,оснащенныйзвуковымиколонками;
- фонотека;дискиDVD,дискиDVD–караоке
- детскиепесниизмультфильмов(премиксы,оригиналыиминусовки);
- наглядныедемонстрационныепособия;
- коврикидлявыполненияупражнений;
- мячи,гимнастическиепалки,спортивныеленты,бубны,наборшумовыхинстру
ментов,маракасы,металлофоны.
Литература.
1. Т.А.Замятина,Л.В.Стрепетова.Музыкальнаяритмика:учебнометодическоепособие.Издательство«Глобус»,2009.
2. С.И.Бекина:Музыкаидвижения(упражнения,игры.Пляски)М.1984г.
3. А.Е.Чибрикова-ЛуговскаяРитмика:Ходьба,упражнения,танцы.М.1998
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ


1.www.dance-city.narod.ru



2.www.danceon.ru



3.www.mon.gov.ru

Тематическое планирование
1класс
№ п/п Тема

Дата
по плану фактиче
ски

1

Знакомство с танцевальными упражнениями

12.09.24

2

Бодрый, спортивный, топающий шаг

19.09.24

3

Беглегкийнаполупальцах.
Перестроениявкругизшеренги,цепочки
Изменения направления и формы ходьбы,
бега, подскоков, танцевальных движений в
соответствии с изменениями в музыке

26.09.24

4
5
6

03.10.24

Прямой галоп
10.10.24
Выполнениеимитационныхупражненийиигр,постро 17.10.24
енныхна
конкретноподражательныхобразах

7

Выполнениеимитационныхупражнений

24.10.24

8

Элементырусскойпляски

31.10.24

9

Простойхороводныйшаг

07.11.24

10

Упражнениянаориентировкувпространстве

14.11.24

11

Музыкальнаяиграспредметами

21.11.24

12

Движенияпарами:бег,ходьбасприседаниями,кружен 28.11.24
иеспродвижением."Зеркало"

13

Играспением"Ежик"

05.12.24

14

Движениепарами"Зеркало"

12.12.24

15

Играсречевымсопровождением

19.12.24

16

Парнаяпляска.Чешскаянароднаямелодия

26.12.24

17

Танец"Пальчикииручки"русскаянароднаямелодия
Ориентировкавнаправлениидвиженийвперед,наза
д,направо,налево,вкруг,изкруга

09.01.25

18

16.01.25

19

Выполнениепростыхдвиженийспредметамивоврем 23.01.25
яходьбы

20

Легкийтанцевальныйбег."Стукалка"Украинскаянар 30.01.12

однаямелодия
21

Музыкальнаяиграспредметами

06.02.25

22

Играсречевымсопровождением

13.02.25

23

Движениепарами:бег.ходьба,кружениенаместе

20.02.25

24

Играсречевымсопровождением"Ежик".Упражнени 27.02.25
яспредметами

25

Упражнениянакоординациюдвижений

26

Хороводывкругу,пляскиспритопами,кружением,хл 13.03.25
опками

27

Изучениепозицийрук.Хороводывкругу

28

Перестроениевкругизшеренги,цепочки.Пляскассул 27.03.25
танчиками
Выполнениеритмичныхдвиженийвсоотве
03.04.25
тствиисразличнымхарактером музыки

29

06.03.25

20.03.25

30

Бодрый,спокойный,танцующийшаг.Пляскассултан 10.04.25
чиками

31

Выполнениеимитационныхупражненийиигр

32

Пляскаспритопами.Галоп.Украинскаянароднаямел 24.04.25
одия

33

Передачапритопамиихлопкамирезкихакцентоввмуз 16.05.25
ыке

17.04.25

2 класс
№ п/п Тема

Дата
по плану фактиче
ски

1
2
3

4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21

Прямойгалоп,притопы,хороводныйшаг
Тихаяходьба,высокийшаг,мягкийпружинистыйшаг
Упражнениенасамостоятельноеразличениетемповы
х,динамическихимелодическихизмененийвмузыкеи
выражение ихвдвижении
Неторопливыйтанцевальныйбег,стремительныйбег
Поскокисногинаногу,легкиепоскоки.
Переменныепритопы
Разучиваниегаммывпределаходнойоктавынадухово
йгармонике
Элементырусскойпляски:шагспритопомнаместеисп
родвижением
Упражнениянадетскихмузыкальныхинструментах
Элементырусскойпляски
Движениепарами:бег,ходьба,кружениенаместе
Передачапритопами,хлопкамиидругимидв
ижениямирезкихакцентоввмузыке
Хороводывкругу,пляскиспритопами,кружением,хл
опками
Музыкальныеигрыспредметами
Танец"Пальчикииручки"русскаянароднаямелодия"
Ой,нагоре-то"
Играсречевымсопровождением
Парнаяпляска.Чешскаянароднаямелодия
Играсречевымсопровождением
Инсценированиепесни."Хлопки"полька
Разучиваниегаммывпределаходной
октавынадуховойгармонике
"Хлопки"Полькамуз.ЮСлонова

22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Прохлопываниеритмическогорисункапрозвучавше
ймелодии
"Зеркало"русскаянароднаямелодия"Ой,хмель,мойх
мелек
Построениекругаизшеренгиииздвиженияврассыпну
ю
Выразительная иэмоциональная
передачавдвиженияхигровыхобразов
Элементырусскойпляски
Элементырусскойпляски
Самостоятельноесозданиемузыкальнодвигательногообраза
Построениевшеренгу,колонну,цепочку,круг,пары
Парнаяпляска
Упражнениянакоординациюдвижений.Парнаяпляс
ка
Играспениемиречевымсопровождением
Исполнениеритмическихрисунковнабубне
Инсценированиепесни.Русскаяхороводнаяпляска

3 класс
№ п/п

Тема

Дата
по
плану

1
2
3
4
5
6
7

Повторениеэлементовтанцапопрограмме2класса
Шагнаносках,шагпольки

12.09.24
19.09.24

Исполнениегаммынадуховойгармоникевпределаход
26.09.24
нойоктавывбыстромтемпе
03.10.24
Широкий,высокийбег
Исполнениедвиженийпружиннее,плавнее,спокойнее
,сразмахом,применяяизвестныеэлементыдвиженийи 10.10.24
танца
Упражнениявпередачеигровыхобразовприинсценир 17.10.24
овкепесни
Элементырусскойпляски:приставныешагисприседан
24.10.24
ием

фактичес
ки

8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29

Перестроениеизодногокругавкружкиподва,три,четы
31.10.24
речеловекаиобратновобщийкруг
Элементырусскойпляски:присядкаиполуприсядкана
07.11.24
местеиспродвижением
Движениепарами:боковойгалоп,поскок
14.11.24
Инсценировкапесни.Исполнениеритмовнабубне

21.11.24

Разучиваниенесложныхмелодийнабубне.Основныед
28.11.24
вижениянародныхтанцев
Упражнениянакоординациюдвиженийсмячами.Осно
05.12.24
вныедвижениянародныхтанцев
Танец"Дружныетройки"
12.12.24
Исполнениеразличныхритмовнабубне.Танец"Дружн
19.12.24
ыетройки"
Сменаролейвимпровизации
26.12.24
Ходьбавсоответствиисметрическойпульсацией:чер
09.01.25
едованиеходьбысприседанием,со
сгибаниемколеней,наносках,широкимиимелкимиша
гами,напятках,держа ровноспину
Упражнениевпередачеигровыхобразовприинсцени
16.01.25
рованиипесен"Какунашихуворот"
"Парнаяпляска"чешскаянароднаямелодия
23.01.25
Подвижнаяиграспениемиречевымсопровождением"
30.01.12
Ворон"
Самостоятельноесоставлениепростыхритмическихри
06.02.25
сунков."Парнаяпляска"
Исполнениегаммынадетскомпианиновпределаходно
13.02.25
йоктавывбыстромтемпе
Выполнениеупражненийслентами."Парнаяпляска"
20.02.25
Подвижнаяиграсречевымсопровождением
Передачавдвиженияхразвернутогосюжетамузыкальн
огорассказа.
Элементырусскойпляски
Выполнениедвиженийсобручами.Элементырусской
пляски
Передачавдвиженияхразвернутогосюжетамузыкальн
огорассказа.Элементырусскойпляски
Разучиваниенесложныхмелодийнаметаллофоне.Дви
жениепарами:боковойгалоп,поскок
Пляскамальчиков"Чеботуха".Упражнениянакоордин
ациюдвижений

27.02.25
06.03.25
13.03.25
20.03.25
27.03.25
03.04.25

33

Исполнениеразличныхритмовнабубне.Пляска"Чебот
10.04.25
уха"
Перестроениеизобщегокругавкружкиподва,три,четы
17.04.25
речеловекаи
обратно
Действиясвоображаемымипредметами.Пляска"Чебо
24.04.25
туха"
Выполнениедвиженийслентами."Танецсхлопками"
16.05.25

34

Построенияиперестроения.Подвижнаяиграспениеми
речевымсопровождением

30
31
32

4 класс
№ п/п Тема

Дата
по плану фактиче
ски

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16

Исполнениеэлементовплясокитанцев.разученныхв3
12.09.24
классе
Упражнениянасамостоятельнуюпередачувдвижени
19.09.24
яхритмическогорисунка
Построениевшахматномпорядке
26.09.24
Шагкадрили.Перестроениеизнесколькихколонвнес 03.10.24
колькокругов,сужениеирасширениеих
Упражнениянаформированиеуменияначинатьдвиж
10.10.24
енияпослевступлениямелодии
Пружинящийбег.Упражнениянадетскомпианино
17.10.24
Подскокиспродвижениемназад.Перестроениеизпро
стыхконцентрическихкруговвзвездочкиикарусели 24.10.24
Быстрыемелкиешагинавсейступнеинаполупальцах
31.10.24
Упражнениянавыработкуосанки
07.11.24
Народныетанцы
14.11.24
Круговойгалоп.Венгерскаянароднаямелодия
21.11.24
Играсречевымсопровождением"Гориясно"
28.11.24
Упражненияспредметами
05.12.24
Разучиваниенесложныхмелодийнаметаллофоне.Рус
12.12.24
скаянароднаямелодия"Вополеберезастояла"
Инсценированиепесни"Как унашихуворот"
19.12.24
Кадриль.Русскаянароднаямелодия
26.12.24

17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Упражненияспредметами(лентами)
Игранаметаллофонерусскойнародноймелодии"Во
полеберезастояла"
Составлениемузыкальнойкомпозиции
"Бульба"Белорусскаянароднаямелодия
Инсценировкапесни

09.01.25
16.01.25
23.01.25
30.01.12
06.02.25

Упражнениядлякистейипальцеврук.Игранадуховой
13.02.25
гармонике
Круговойгалоп.Венгерскаянароднаямелодия
20.02.25
Танцевальныеупражнения
27.02.25
Инсценирование"Кнамгостипришли"
06.03.25
Упражнениянакоординациюдвиженийсмячами.Осн
13.03.25
овныедвижениянародныхтанцев
Инсценированиемузыкальнойсказки
20.03.25
Инсценированиемузыкальнойсказки.Грузинскийта
27.03.25
нец"Лезгинка"
Упражненияспредметами(скакалки)
03.04.25
Упражнениянадуховойгармонике
10.04.25
Упражнениясобручами
17.04.25
Упражнениянаметаллофонеосновногоритмазнаком
24.04.25
ойпесни
Исполнениеразличныхритмовнабубне
16.05.25
Основныедвижениянародныхтанцев


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».