МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Комитет образования, науки и молодежной политики Волгоградской области Администрация Камышинского муниципального района Рабочая программа по курсу «Функциональная грамотность» для 1 класса на2024-2025 учебный год С.Верхняя Добринка Пояснительная записка Программакурсавнеурочнойдеятельностидля1-4классов«Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственногообразовательногостандартаначальногообщегообразования, требованиякосновнойобразовательнойпрограмменачальногообщегообразования. Программа «Функциональная грамотность» составлена на основе авторского курса программы «Функциональная грамотность» для 1-4 классов (авторы-составители М.В. Буряк, С.А. Шейкина). Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника. Цельпрограммы:созданиеусловийдляразвитияфункциональнойграмотности. Программа разбита на шесть блоков: «Читательская грамотность», «Математическаяграмотность»,«Финансоваяграмотность»,«Глобальные компетенции»,«Креативноемышление»и«Естественно-научнаяграмотность». Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей. Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором ониживут,высказыватьхорошообоснованныематематическиесужденияииспользовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину. Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности нравственногоповедения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов вобласти экономики семьи. Цель изучения блока «Глобальная компетентность» изучать местные, глобальные проблемыивопросымежкультурноговзаимодействия,пониматьи оцениватьразличные точки зрения и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими, а также действовать ответственно для обеспечения устойчивого развития и коллективногоблагополучия. Цельизученияблока«Креативное мышление»-умениечеловекаиспользоватьсвое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше. Креативное мышление способствуеткритическиосмысливатьсвоиразработки,совершенствовать их. Цельюизученияблока«Естественно-научнаяграмотность»является формированиеуобучающихсяспособностииспользоватьестественно-научныезнания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решеныспомощьюнаучныхметодов,дляполучениявыводов,основанныхна 2 наблюденияхиэкспериментах.Этивыводынеобходимыдляпониманияокружающего мира, тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений. Программакурсавнеурочнойдеятельности«Функциональнаяграмотность» рассчитанана135часовипредполагаетпроведение1занятиявнеделю.Срокреализации 4 года (1-4 класс): 1 класс –33часа 2 класс –34часа 3 класс –34часа 4 класс –34часа В первом полугодии проводятся занятия по формированию читательской и естественнонаучной грамотности, во 2 полугодии - по формированию математической финансовой грамотности. Если учитель считает необходимым, последовательность проведения занятий можно изменить. Формыорганизациизанятий: Предметныенедели; Библиотечныеуроки; Деловыебеседы; Участиевнаучно-исследовательскихдискуссиях; Практическиеупражнения Учебный процесс учащихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основе адаптированных общеобразовательных программ начального общего образования при одновременном сохранении коррекционной направленности педагогического процесса, которая реализуется через допустимые изменения в структурировании содержания, специфические методы, приемы работы. ПЛАНИРУЕМЫЕРЕЗУЛЬТАТЫОСВОЕНИЯКУРСА Программаобеспечиваетдостижениеследующихличностных,метапредметных результатов. Личностныерезультатыизучениякурса: - осознаватьсебякакчленасемьи,обществаигосударства:участиевобсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете; - овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов; - осознаватьличнуюответственностьзасвоипоступки; - уметьсотрудничатьсовзрослымиисверстникамивразличныхситуациях. Метапредметныерезультатыизучениякурса: Познавательные: - осваиватьспособырешенияпроблемтворческогоипоисковогохарактера:работанад проектами и исследованиями; - использоватьразличныеспособыпоиска,сбора,обработки, анализаипредставления информации; 3 овладеватьлогическимидействиямисравнения,обобщения, классификации,установленияаналогийипричинно-следственныхсвязей,построений рассуждений, отнесения к известным понятиям; - использоватьзнаково-символическиесредства,втомчислемоделирование; - ориентироватьсявсвоейсистемезнаний:отличатьновоеотужеизвестного; - делатьпредварительныйотбористочниковинформации:ориентироватьсявпотоке информации; - добыватьновыезнания:находитьответынавопросы,используяучебныепособия,свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих; - перерабатыватьполученнуюинформацию:сравниватьигруппироватьобъекты; - преобразовыватьинформациюизоднойформывдругую. Регулятивные: - проявлятьпознавательнуюитворческуюинициативу; - приниматьисохранятьучебнуюцельизадачу,планироватьеереализацию; - контролироватьиоцениватьсвоидействия,вноситьсоответствующиекоррективывих выполнение; - уметьотличатьправильновыполненноезаданиеотневерного; -оценивать правильностьвыполнениядействий:самооценкаивзаимооценка,знакомствос критериями оценивания. Коммуникативные: - адекватнопередаватьинформацию,выражатьсвоимысливсоответствиис поставленнымизадачамииотображатьпредметноесодержаниеиусловиядеятельностив речи; - слушатьипониматьречьдругих; - совместнодоговариватьсяоправилахработы вгруппе; - доноситьсвоюпозициюдодругих:оформлятьсвоюмысльвустнойиписьменнойречи (на уровне одного предложения или небольшого текста); - учитьсявыполнятьразличныероливгруппе(лидера,исполнителя,критика). Предметныерезультатыизученияблока«Читательскаяграмотность»: - способностьпонимать, использовать, оцениватьтекстыразмышлятьонихизаниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни; - умениенаходитьнеобходимуюинформациювпрочитанныхтекстах; - умениезадаватьвопросыпосодержаниюпрочитанныхтекстов; -умение составлятьречевоевысказываниевустнойиписьменнойформев соответствии с поставленной учебной задачей. Предметныерезультатыизученияблока«Естественно-научнаяграмотность»: - способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов; - способностьпониматьосновные;особенностиестествознаниякакформы человеческого познания. Предметныерезультатыизученияблока«Математическаяграмотность»: - способностьформулировать,применятьиинтерпретироватьматематикув разнообразных контекстах; 4 - способностьпроводитьматематическиерассуждения; - способностьиспользоватьматематическиепонятия,факты,чтобыописать,объяснитьи предсказывать явления; - способностьпониматьрольматематикивмире,высказыватьобоснованныесужденияи принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющемучеловеку. Предметныерезультатыизученияблока«Финансоваяграмотность»: - пониманиеиправильноеиспользованиефинансовыхтерминов; - представлениеосемейныхрасходахи доходах; - умениепроводитьпростейшиерасчетысемейногобюджета; - представлениеоразличныхвидахсемейныхдоходов; - представлениеоразличныхвидахсемейныхрасходов; - представлениеоспособахэкономиисемейногобюджета. Предметныерезультатыизученияблока«Глобальнаякомпетентность»: - способностьрассматриватьвопросыиситуацииместного,глобальногои межкультурногозначения(например,бедность,экономическаявзаимозависимость, миграция, неравенство, экологические риски, конфликты, культурные различия и стереотипы); - овладениенавыкамиивзглядами,необходимымидляжизнивовзаимосвязанноммире; - способностьиспользоватьзнанияомиреикритическимыслитьприрассуждениио глобальных событиях; - способностьзадаватьвопросы,анализироватьинформацию,объяснятьявления и вырабатывать собственную позицию; - способностьнаходить,анализироватьикритическиоцениватьсообщенияСМИ; - способностьпониматьиценитьразличныеточкизренияимировоззрения; - способностьналадитьпозитивноевзаимодействиеслюдьмиразногонационального, этнического, религиозного, социального или культурного происхождения или пола. Предметныерезультатыизученияблока«Креативноемышление»: - умениегенерироватьновыеидеинаосновесуществующейинформации,например, текста или изображения; - практикавтворчестве,создавая,например,продолжениеилиальтернативное окончание любимой сказки; - стимулированиеразвитиявоображенияифантазии,творческуюактивностьдетей. Содержаниепрограммы–1класс(33часа) № Раздел п/п 1 Читательская грамотность 2. Итого Математическая Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 7 1 Содержание В. Бианки.Лисимышонок. Русскаянароднаясказка.Морози заяц. В.Сутеев.Живыегрибы. Г.Цыферов.Петушокисолнышко. М. Пляцковский.Урокдружбы. Русскаянароднаясказка.Каклиса училасьлетать. Е.Пермяк.Четыре брата. Прокурочкурябу,золотыеипростые 5 Формывнеурочной деятельности Библиотечныеуроки; Деловыебеседы; Участиевнаучноисследовательских дискуссиях; Практические упражнения Библиотечныеуроки; грамотность 1 1 1 Итого Креативное мышление 3. Итого Финансовая грамотность 4. Итого Естественнонаучная грамотность 5. 6. 1 1 1 7 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 7 1 1 Итого Глобальная компетентность 1 1 1 1 1 1 8 1 1 Итого 2 Итого яйца. Прокозу, козлятикапусту. Пропетушкаи жерновцы. Какпетушокикурочкиделилибобовые зернышки. Проналивные яблочки. ПроМашуитрехмедведей. Промедведя,лисуимишкинмед. Деловыебеседы; Участие внаучноисследовательских дискуссиях; Практические упражнения Историясословом«дедушка». Рассказыпокартинкам. Запокупками. Находчивый колобок. Деньрождениямухи-цокотухи. Буратиноикарманные деньги. КотВасилийпродает молоко. Лесной банк. Какмужикзолото менял. Библиотечныеуроки; Деловыебеседы; Участие внаучноисследовательских дискуссиях; Практические упражнения КакИванушкахотелпопитьводицы. Пятачок,Винни-пухивоздушныйшарик. Прорепкуи другиекорнеплоды. Плывет,плыветкораблик. ПроСнегурочкуи превращения воды. Какделилиапельсин. КрошкаенотиТот,ктосидитвпруду. В.Сутеев.Яблоко. Библиотечныеуроки; Деловыебеседы; Участие внаучноисследовательских дискуссиях; Практические упражнения Комплексноезадание «Найденыш» Комплексноезадание«Мировойокеан загрязняется» 33 Календарно-тематическоепланирование(1класс) № п/п В томчисле Всего часов Теория Практика Читательскаяграмотность В.Бианки.Лисимышонок. 1 0,5 0,5 Русскаянароднаясказка. Морози заяц. 1 0,5 0,5 В. Сутеев. Живыегрибы. 1 0,5 0,5 Г.Цыферов.Петушок исолнышко. 1 0,5 0,5 М. Пляцковский.Урокдружбы. 1 0,5 0,5 Русскаянароднаясказка.Каклиса училась 1 0,5 0,5 летать. Е.Пермяк.Четыребрата. 1 0,5 0,5 Математическая грамотность Прокурочкурябу,золотыеипростые 1 0,5 0,5 яйца. Прокозу, козлятикапусту. 1 0,5 0,5 Темазанятия 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 6 Датапроведения План Факт 10. Пропетушкаи жерновцы. 11. Как петушок и курочки делили бобовыезернышки. 12. Про наливные яблочки. 13. ПроМашуитрехмедведей. 14. Промедведя,лисуимишкинмед. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 1 1 1 1 1 Креативное мышление Историясословом«дедушка». 1 Рассказыпокартинкам. 1 Финансовая грамотность Запокупками. 1 Находчивый колобок. 1 Деньрождениямухи-цокотухи. 1 Буратиноикарманные деньги. 1 КотВасилийпродает молоко. 1 Лесной банк. 1 Какмужикзолото менял. 1 Естественно-научная грамотность КакИванушкахотелпопитьводицы. 1 Пятачок, Винни-пух и воздушный 1 шарик. Прорепкуи другиекорнеплоды. 1 Плывет,плыветкораблик. 1 ПроСнегурочкуи превращения воды. 1 Какделилиапельсин. 1 КрошкаенотиТот,кто сидитвпруду. 1 В.Сутеев.Яблоко. 1 Глобальнаякомпетентность Комплексноезадание «Найденыш» 1 Комплексноезадание«Мировойокеан 1 загрязняется» Итого: 33 16,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 16,5