Рабочая программа по функциональной грамотности 1 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Комитет образования, науки и молодежной политики
Волгоградской области
Администрация Камышинского муниципального района

Рабочая программа
по курсу
«Функциональная
грамотность»
для 1 класса

на2024-2025 учебный год

С.Верхняя Добринка

Пояснительная записка
Программакурсавнеурочнойдеятельностидля1-4классов«Функциональная
грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального
государственногообразовательногостандартаначальногообщегообразования,
требованиякосновнойобразовательнойпрограмменачальногообщегообразования.
Программа «Функциональная грамотность» составлена на основе авторского
курса программы «Функциональная грамотность» для 1-4 классов (авторы-составители
М.В. Буряк, С.А. Шейкина).
Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные
и психологические особенности младшего школьника.
Цельпрограммы:созданиеусловийдляразвитияфункциональнойграмотности.
Программа разбита на шесть блоков: «Читательская грамотность»,
«Математическаяграмотность»,«Финансоваяграмотность»,«Глобальные
компетенции»,«Креативноемышление»и«Естественно-научнаяграмотность».
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие
способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них,
использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и
возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения
и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование
прочитанного для осуществления жизненных целей.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у
обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором
ониживут,высказыватьхорошообоснованныематематическиесужденияииспользовать
математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие
созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие
экономического образа мышления, воспитание ответственности нравственногоповедения
в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения
полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов вобласти экономики
семьи.
Цель изучения блока «Глобальная компетентность» изучать местные, глобальные
проблемыивопросымежкультурноговзаимодействия,пониматьи оцениватьразличные
точки зрения и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими, а
также действовать ответственно для обеспечения устойчивого развития и
коллективногоблагополучия.
Цельизученияблока«Креативное мышление»-умениечеловекаиспользоватьсвое
воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания,
решения задач, с которыми он не сталкивался раньше. Креативное мышление
способствуеткритическиосмысливатьсвоиразработки,совершенствовать их.
Цельюизученияблока«Естественно-научнаяграмотность»является
формированиеуобучающихсяспособностииспользоватьестественно-научныезнания для
выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и
решеныспомощьюнаучныхметодов,дляполучениявыводов,основанныхна
2

наблюденияхиэкспериментах.Этивыводынеобходимыдляпониманияокружающего мира,
тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия
соответствующих решений.
Программакурсавнеурочнойдеятельности«Функциональнаяграмотность»
рассчитанана135часовипредполагаетпроведение1занятиявнеделю.Срокреализации 4 года
(1-4 класс):
1 класс –33часа
2 класс –34часа
3 класс –34часа
4 класс –34часа
В первом полугодии проводятся занятия по формированию читательской и
естественнонаучной грамотности, во 2 полугодии - по формированию математической
финансовой грамотности. Если учитель считает необходимым, последовательность
проведения занятий можно изменить.
Формыорганизациизанятий:
 Предметныенедели;
 Библиотечныеуроки;
 Деловыебеседы;
 Участиевнаучно-исследовательскихдискуссиях;
 Практическиеупражнения
Учебный процесс учащихся с ограниченными возможностями здоровья
осуществляется на основе адаптированных общеобразовательных программ
начального общего образования при одновременном сохранении коррекционной
направленности педагогического процесса, которая реализуется через допустимые
изменения в структурировании содержания, специфические методы, приемы работы.
ПЛАНИРУЕМЫЕРЕЗУЛЬТАТЫОСВОЕНИЯКУРСА
Программаобеспечиваетдостижениеследующихличностных,метапредметных
результатов.
Личностныерезультатыизучениякурса:
- осознаватьсебякакчленасемьи,обществаигосударства:участиевобсуждении
финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
- овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
- осознаватьличнуюответственностьзасвоипоступки;
- уметьсотрудничатьсовзрослымиисверстникамивразличныхситуациях.
Метапредметныерезультатыизучениякурса: Познавательные:
- осваиватьспособырешенияпроблемтворческогоипоисковогохарактера:работанад
проектами и исследованиями;
- использоватьразличныеспособыпоиска,сбора,обработки, анализаипредставления
информации;

3

овладеватьлогическимидействиямисравнения,обобщения,
классификации,установленияаналогийипричинно-следственныхсвязей,построений
рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- использоватьзнаково-символическиесредства,втомчислемоделирование;
- ориентироватьсявсвоейсистемезнаний:отличатьновоеотужеизвестного;
- делатьпредварительныйотбористочниковинформации:ориентироватьсявпотоке
информации;
- добыватьновыезнания:находитьответынавопросы,используяучебныепособия,свой
жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
- перерабатыватьполученнуюинформацию:сравниватьигруппироватьобъекты;
- преобразовыватьинформациюизоднойформывдругую.
Регулятивные:
- проявлятьпознавательнуюитворческуюинициативу;
- приниматьисохранятьучебнуюцельизадачу,планироватьеереализацию;
- контролироватьиоцениватьсвоидействия,вноситьсоответствующиекоррективывих
выполнение;
- уметьотличатьправильновыполненноезаданиеотневерного; -оценивать
правильностьвыполнениядействий:самооценкаивзаимооценка,знакомствос критериями
оценивания.
Коммуникативные:
- адекватнопередаватьинформацию,выражатьсвоимысливсоответствиис
поставленнымизадачамииотображатьпредметноесодержаниеиусловиядеятельностив
речи;
- слушатьипониматьречьдругих;
- совместнодоговариватьсяоправилахработы вгруппе;
- доноситьсвоюпозициюдодругих:оформлятьсвоюмысльвустнойиписьменнойречи (на
уровне одного предложения или небольшого текста);
- учитьсявыполнятьразличныероливгруппе(лидера,исполнителя,критика).
Предметныерезультатыизученияблока«Читательскаяграмотность»:
- способностьпонимать, использовать, оцениватьтекстыразмышлятьонихизаниматься
чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности,
участвовать в социальной жизни;
- умениенаходитьнеобходимуюинформациювпрочитанныхтекстах;
- умениезадаватьвопросыпосодержаниюпрочитанныхтекстов;
-умение составлятьречевоевысказываниевустнойиписьменнойформев
соответствии с поставленной учебной задачей.
Предметныерезультатыизученияблока«Естественно-научнаяграмотность»:
- способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и
постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных
явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
- способностьпониматьосновные;особенностиестествознаниякакформы
человеческого познания.
Предметныерезультатыизученияблока«Математическаяграмотность»:
- способностьформулировать,применятьиинтерпретироватьматематикув
разнообразных контекстах;
4

- способностьпроводитьматематическиерассуждения;
- способностьиспользоватьматематическиепонятия,факты,чтобыописать,объяснитьи
предсказывать явления;
- способностьпониматьрольматематикивмире,высказыватьобоснованныесужденияи
принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и
размышляющемучеловеку.
Предметныерезультатыизученияблока«Финансоваяграмотность»:
- пониманиеиправильноеиспользованиефинансовыхтерминов;
- представлениеосемейныхрасходахи доходах;
- умениепроводитьпростейшиерасчетысемейногобюджета;
- представлениеоразличныхвидахсемейныхдоходов;
- представлениеоразличныхвидахсемейныхрасходов;
- представлениеоспособахэкономиисемейногобюджета.
Предметныерезультатыизученияблока«Глобальнаякомпетентность»:
- способностьрассматриватьвопросыиситуацииместного,глобальногои
межкультурногозначения(например,бедность,экономическаявзаимозависимость,
миграция, неравенство, экологические риски, конфликты, культурные различия и
стереотипы);
- овладениенавыкамиивзглядами,необходимымидляжизнивовзаимосвязанноммире;
- способностьиспользоватьзнанияомиреикритическимыслитьприрассуждениио
глобальных событиях;
- способностьзадаватьвопросы,анализироватьинформацию,объяснятьявления и
вырабатывать собственную позицию;
- способностьнаходить,анализироватьикритическиоцениватьсообщенияСМИ;
- способностьпониматьиценитьразличныеточкизренияимировоззрения;
- способностьналадитьпозитивноевзаимодействиеслюдьмиразногонационального,
этнического, религиозного, социального или культурного происхождения или пола.
Предметныерезультатыизученияблока«Креативноемышление»:
- умениегенерироватьновыеидеинаосновесуществующейинформации,например,
текста или изображения;
- практикавтворчестве,создавая,например,продолжениеилиальтернативное
окончание любимой сказки;
- стимулированиеразвитиявоображенияифантазии,творческуюактивностьдетей.
Содержаниепрограммы–1класс(33часа)
№
Раздел
п/п
1 Читательская
грамотность

2.

Итого
Математическая

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
7
1

Содержание
В. Бианки.Лисимышонок.
Русскаянароднаясказка.Морози заяц.
В.Сутеев.Живыегрибы.
Г.Цыферов.Петушокисолнышко.
М. Пляцковский.Урокдружбы.
Русскаянароднаясказка.Каклиса
училасьлетать.
Е.Пермяк.Четыре брата.
Прокурочкурябу,золотыеипростые
5

Формывнеурочной
деятельности
Библиотечныеуроки;
Деловыебеседы;
Участиевнаучноисследовательских
дискуссиях;
Практические
упражнения
Библиотечныеуроки;

грамотность
1
1
1

Итого
Креативное
мышление

3.

Итого
Финансовая
грамотность

4.

Итого
Естественнонаучная
грамотность

5.

6.

1
1
1
7
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
7
1
1

Итого
Глобальная
компетентность

1
1
1
1
1
1
8
1
1

Итого

2

Итого

яйца.
Прокозу, козлятикапусту.
Пропетушкаи жерновцы.
Какпетушокикурочкиделилибобовые
зернышки.
Проналивные яблочки.
ПроМашуитрехмедведей.
Промедведя,лисуимишкинмед.

Деловыебеседы;
Участие
внаучноисследовательских
дискуссиях;
Практические
упражнения

Историясословом«дедушка».
Рассказыпокартинкам.
Запокупками.
Находчивый колобок.
Деньрождениямухи-цокотухи.
Буратиноикарманные деньги.
КотВасилийпродает молоко.
Лесной банк.
Какмужикзолото менял.

Библиотечныеуроки;
Деловыебеседы;
Участие
внаучноисследовательских
дискуссиях;
Практические
упражнения

КакИванушкахотелпопитьводицы.
Пятачок,Винни-пухивоздушныйшарик.
Прорепкуи другиекорнеплоды.
Плывет,плыветкораблик.
ПроСнегурочкуи превращения воды.
Какделилиапельсин.
КрошкаенотиТот,ктосидитвпруду.
В.Сутеев.Яблоко.

Библиотечныеуроки;
Деловыебеседы;
Участие
внаучноисследовательских
дискуссиях;
Практические
упражнения

Комплексноезадание «Найденыш»
Комплексноезадание«Мировойокеан
загрязняется»

33

Календарно-тематическоепланирование(1класс)
№
п/п

В томчисле
Всего
часов
Теория
Практика
Читательскаяграмотность
В.Бианки.Лисимышонок.
1
0,5
0,5
Русскаянароднаясказка. Морози заяц.
1
0,5
0,5
В. Сутеев. Живыегрибы.
1
0,5
0,5
Г.Цыферов.Петушок исолнышко.
1
0,5
0,5
М. Пляцковский.Урокдружбы.
1
0,5
0,5
Русскаянароднаясказка.Каклиса училась
1
0,5
0,5
летать.
Е.Пермяк.Четыребрата.
1
0,5
0,5
Математическая грамотность
Прокурочкурябу,золотыеипростые
1
0,5
0,5
яйца.
Прокозу, козлятикапусту.
1
0,5
0,5
Темазанятия

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

6

Датапроведения
План
Факт

10. Пропетушкаи жерновцы.
11. Как петушок и курочки делили
бобовыезернышки.
12. Про наливные яблочки.
13. ПроМашуитрехмедведей.
14. Промедведя,лисуимишкинмед.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.

1
1

1
1
1
Креативное мышление
Историясословом«дедушка».
1
Рассказыпокартинкам.
1
Финансовая грамотность
Запокупками.
1
Находчивый колобок.
1
Деньрождениямухи-цокотухи.
1
Буратиноикарманные деньги.
1
КотВасилийпродает молоко.
1
Лесной банк.
1
Какмужикзолото менял.
1
Естественно-научная грамотность
КакИванушкахотелпопитьводицы.
1
Пятачок, Винни-пух и воздушный
1
шарик.
Прорепкуи другиекорнеплоды.
1
Плывет,плыветкораблик.
1
ПроСнегурочкуи превращения воды.
1
Какделилиапельсин.
1
КрошкаенотиТот,кто сидитвпруду.
1
В.Сутеев.Яблоко.
1
Глобальнаякомпетентность
Комплексноезадание «Найденыш»
1
Комплексноезадание«Мировойокеан
1
загрязняется»
Итого: 33
16,5

0,5
0,5

0,5
0,5

0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5

0,5
0,5

0,5
0,5

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

0,5
0,5

0,5
0,5

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

0,5
0,5

0,5
0,5
16,5


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».