МКОУ Верхнедобринская СШ
Камышинского муниципального района Волгоградской области
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Мир природы и человека»
для обучающихся 4 класса
Учитель: Раут Е.Н.
с. Верхняя Добринка 2025 г.
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа мир природы и человека для детей 4 класса с легкой
умственной отсталостью составлена на основе следующих нормативных документов:
– Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
– Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599
«Об утверждении федерального государтвеннного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
– Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
– Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования,
утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009
№ 373
– Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года
N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (с изменениями на 29
июня 2011 г.)
– Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) школы.
Рабочая программа ориентирована на учебник: «Мир природы и человека» Матвеева Н. Б.,
Ярочкина И. А., Попова М. А., Куртова Т. О. 4 класс, в 2 частях, М., Просвещение, 2020
Рабочая программа реализуется в классе совместно с другими обучающимися. В основу
разработки данной рабочей программы заложены дифференцированный и деятельностный
подходы.
Цель программы: формирование первоначальных знаний о живой и неживой природе;
понимания простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.
Задачи:
- уточнять представления о живой и неживой природе, даёт новые знания об основных её
элементах;
- расширять представления о взаимосвязи живой и неживой природы, о формах
приспособленности живого мира к условиям внешней среды;
-вырабатывать умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные
описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические
данные;
- формировать знания учащихся о природе своего края;
- формировать первоначальные сведения о природоохранной деятельности человека, учит
детей
бережному отношению к природе.
Основные направления коррекционной работы:
– Развитие зрительного восприятия и узнавания;
– Развитие основных мыслительных операций;
– Развитие наглядно – образного и словесно – логического мышления;
– Коррекция нарушений эмоционально – личностной сферы;
– Обогащение словаря;
– Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Место предмета в учебном плане
На изучение данного предмета отводится 68 часов ( 2 часа в неделю)
Планируемые результаты изучения курса
Для обучающихся с интеллектуальными нарушениями очень важно, чтобы все обучение
носило практический характер. Поэтому помимо предметных результатов освоения программы в
курсе «Мир природы и человека» реализуется формирование личностных умениями и навыков.
Требования к контролю и оценке знаний определены двумя уровнями – в зависимости от
индивидуальных особенностей, психофизических возможностей учащихся. Достаточный уровень
предполагает овладение программным
материалом по указанному перечню требований,
минимальный уровень – предусматривает уменьшенный
объём обязательных умений.
Минимальный и достаточный уровень предметных результатов по учебному курсу «Мир природы и
человека» определяется в конце учебного года.
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
Личностные
осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом
жизнеобеспечении;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся
мире;
овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально
значимых мотивов учебной деятельности;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам других людей;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям;
формирование готовности к самостоятельной жизни.
Предметные
Минимальный уровень
–
представления о назначении объектов изучения;
–
узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;
–
называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе;
–
представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;
–
знание требований к режиму дня школьника и понимание необходимости его выполнения;
–
знание основных правил личной гигиены и выполнение их в повседневной жизни;
–
ухаживание за комнатными растениями; кормление зимующих птиц;
–
адекватное взаимодействие с изученными объектами окружающего мира в учебных
ситуациях;
–
адекватно поведение в классе, в школе, на улице в условиях реальной или смоделированной
учителем ситуации
Достаточный уровень
–
представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;
узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях;
–
знание отличительных существенных признаков групп объектов; знание правил гигиены
органов чувств;
–
знание некоторых правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных
особенностей; проявление активности в организации совместной деятельности и ситуативном
общении с детьми;
–
адекватное взаимодействие с объектами окружающего мира; соблюдение элементарных
санитарно-гигиенических норм
Базовые учебные действия
Личностные БУД:
 определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей
правила поведения;
 в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для
всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и
педагога, как поступить.
 осознать себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями,
как члена семьи, одноклассника, друга;
 проявлять самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
 понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических
нормах и правилах поведения в современном обществе;
 готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Регулятивные БУД:
 входить и выходить из учебного помещения со звонком;
 ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
 пользоваться учебной мебелью;
 адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать выходить
из-за парты и т. д.);
 работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место;
 передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;
 принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану
и работать в общем темпе;
 активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия
одноклассников;
 соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку
деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою
деятельность с учетом выявленных недочетов;
Познавательные БУД:
 писать;
 читать;
 выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
 наблюдать;
Коммуникативные БУД:
 слушать и понимать речь других;
 учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
 вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик,ученик класс, учитель-класс);
 использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками иучителем;
 обращаться за помощью и принимать помощь;
 слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности быту;
 договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной
ситуации.
Содержание тем учебного курса
Сезонные изменения в неживой природе
Обобщение полученных знаний о влиянии солнца на изменения в природе (температура воздуха,
воды, количество тепла), на смену времен года. Чередование времен года, закрепление знаний о
названиях месяцев. Формирование представлений о явлениях в неживой природе: замерзание рек
(ледостав), иней, изморозь, моросящий дождь, ледоход, проталина, разлив, ливень, град, роса,
туман. Растения и животные в разное время года. Сад, огород,поле, лес в разное время года. Дикие
и домашние животные в разное время года. Труд людей
города и села в разное время года.
Неживая природа Почва. Состав почвы: песок, глина, камни. Простейшие свойства почвы, их
значение для растений. Способы обработки почвы: рыхление, полив и т. д. Формы поверхности
Земли: равнины, низменности, холмы, горы.
Живая природа
Растения
Растения сада, огорода, леса, их сравнение. Растения культурные и дикорастущие (по 2 – 3 наиболее
распространенных). Уход за цветами в саду.
Лекарственные растения: календула, зверобой. Редкие растения и их охрана.
Парк (сквер). Создание человеком парков.
Растения поля. Рожь, пшеница, овес и др. Уход человека за полевыми растениями, их значение в
жизни человека. Строение полевых растений: корень, стебель-соломина, лист, колос, метелка.
Влияние сезонных изменений на жизнь полевых растений.
Животные
Домашние животные: лошадь, овца, корова, свинья. Разведение человеком домашних животных,
уход за ними. Ферма. Разнообразие пород домашних животных.
Птицы. Разнообразие птиц. Птицы – друзья сада; охрана птиц.
Домашние птицы: курица, гусь, утка. Внешний вид, повадки, забота о потомстве. Уход за ними.
Дикие птицы: утка, гусь, лебедь. Внешний вид, образ жизни.
Сравнение с домашними уткой и гусем.
Насекомые. Внешний вид, образ жизни, питание.
Полезные насекомые. Разведение и использование человеком пчел. Пасека. Насекомые-вредители.
Человек
Голова и мозг человека.
Профилактика травматизма головного мозга.
Режим дня. Предупреждение перегрузок, правильное чередование труда и отдыха.
Состояние природы и ее влияние на здоровье человека. Забота человека о чистоте воды, воздуха,
забота о земле. Охрана редких растений и исчезающих животных. Зоопарк. Заповедник.
Лесничество.
Безопасное поведение
Правила поведения с незнакомыми людьми, в незнакомом месте. Правила поведения на улице.
Движения по улице группой. Изучение ПДД: сигналы светофора, пешеходный переход, правила
нахождения ребенка на улице (сопровождение взрослым, движение по тротуару, переход улицы по
пешеходному переходу). Правила безопасного поведения в общественном транспорте.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п/п
1
2
3
4
5
Наименование разделов
Сезонные изменения
Неживая природа
Живая природа. Растения. Животные
Человек.
Безопасное поведение.
Итого:
Количество
часов
20
10
27
8
5
70
Календарно – тематическое планирование для 4 класса
№
п/п
Наименование раздела, темы
Кол -во
часов
Дата проведения
Примечание
по
плану
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12
13
14
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
Сезонные изменения
Осень. Экскурсия в природу.
Признаки осени.
Растения осенью.
Животные осенью.
Труд людей осенью.
Неживая природа
Почва.
Состав почвы
Обработка почвы
Правила
обращения
с
садовым
инструментом
Песок
Глина
Камни
Рельеф. Горы, холмы
Равнины, овраги.
Обобщающий урок по теме
Живая природа. Растения.
Растения.
Огород.
Лес.
Ориентировка в лесу
Сад. Садовые деревья.
Кустарники
Цветочные клумбы
Растения культурные и дикорастущие.
Лекарственные растения.
Красная книга
Парки.
Растения полей.
Поле в разное время года
Обобщающий урок по теме
Сезонные изменения
Признаки зимы.
Растения зимой.
Животные зимой.
Труд людей зимой
Живая природа. Животные.
Домашние животные: лошадь
Домашние животные: корова
Домашние животные: свинья
Домашние животные: овца
Правила
ухода
за
домашними
животными
Птицы. Польза и вред птиц.
Водоплавающие птицы
Дикие и домашние птицы
Куры
Насекомые.
Пчела.
Насекомые-вредители
5ч
1
1
1
1
1
10 ч
1
1
1
1
02.09
03.09
09.09
10.09
16.09
17.09
23.09
24.09
30.09
1
1
1
1
1
1
14 ч
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
4ч
1
1
1
1
13 ч
1
1
1
1
1
01.10
07.10
08.10
14.10
15.10
21.10
1
1
1
1
1
1
1
03.02
04.02
10.02
11.02
17.02
18.02
24.02
22.10
05.11
11.11
12.11
18.11
19.11
25.11
26.11
02.12
03.12
09.12
10.12
16.12
17.12
23.12
24.12
30.12
13.01
14.01
20.01
21.01
27.01
28.01
факт
46.
Обобщающий урок по теме
Сезонные изменения.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
Экскурсия в природу. Весна
Весна. Весенние месяцы
Растения весной
Животные весной
Занятия людей весной
Обобщающий урок по теме.
Человек
Человек. Мозг человека
Профилактика травм головного мозга
Режим дня. Часы
Профилактика переутомления
Охрана природы.
Загрязнение воздуха, воды, почвы
Заповедники. Зоопарк
Обобщающий урок по теме.
Безопасное поведение
Правила поведения в быту.
Правила поведения в школе
ПДД. Дорога
ПДД. Пешеходный переход
Транспорт. Мы - пассажиры
Сезонные изменения
Признаки лета.
Растения летом
Животные летом
Занятия людей летом
ИТОГО:
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66
67
68
69
1
6ч
25.02
1
1
1
1
1
1
8 ч.
1
1
1
1
1
1
1
1
5ч
1
1
1
1
1
5ч
1
1
1
1
69ч.
03.03
04.03
10.03
11.03
17.03
18.03
24.03
25.03
07.04
08.04
14.04
15.04
21.04
22.04
28.04
29.04
05.05
06.05
12.05
13.05
19.05
20.05
26.05
Учебно-методическое обеспечение
1. Учебники: Матвеева Н. Б., Ярочкина И. А., Попова М. А., Куртова Т. О. Мир природы и
человека. 4 класс, в 2 частях, М., Просвещение, 2016
2. Пособия для учителя: Н. Б. Матвеева М. А. Попова, Мир природы и человека, 1–4 классы
образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные
программы для детей с нарушением интеллекта, Методические рекомендации
3.Печатная продукция:
4.1Таблицы природоведческого содержания в соответствии с образовательной программой
4.2. Плакаты по основным естествоведческим темам магнитные или иные (природные сообщества
леса, луга, сада, огорода и т.п.)
4.3. Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток и др.)