Адаптированная рабочая программа по рисованию 4* класс

МКОУ Верхнедобринская СШ
Камышинского муниципального района Волгоградской области

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Изобразительное искусство»
для обучающихся 2-4 классов

Учитель: Раут Е.Н.

с. Верхняя Добринка 2025 г.

Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству для детей 4 класса с
легкой умственной отсталостью составлена на основе следующих нормативных документов:
– Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
– Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599
«Об утверждении федерального государтвеннного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
– Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
– Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования,
утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009
№ 373
– Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года
N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (с изменениями на 29
июня 2011 г.)
– Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) школы.
Рабочая программа ориентирована на учебник
«Изобразительное искусство» для 1–4 классов (авторы М. Ю. Рау, М. А. Зыкова), издательство
«Просвещение».
Рабочая программа реализуется в классе совместно с другими обучающимися. В основу
разработки данной рабочей программы заложены дифференцированный и деятельностный
подходы.
Цели и задачи учебного предмета
Цель: всестороннее развитие личности обучающегося в процессе приобщения его к
художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и искусстве.
Задачи:
- формирование элементарных знаний об изобразительном искусстве, умений и навыков
изобразительной деятельности;
- обучение разным видам изобразительной деятельности (рисованию, аппликации, лепке);
- обучение изобразительным техникам и приёмам с использованием различных материалов;
- обучение правилам и законам композиции, цветоведения, построения орнамента и др.,
применяемых в разных видах изобразительной деятельности.
Коррекционная направленность обучения в школе реализуется в процессе решения
следующих коррекционных задач:
– основных мыслительных операций (сравнения, обобщения, ориентации в пространстве,
последовательности действий);
– наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления;
– зрительного восприятия и узнавания;
– моторики пальцев;
– пространственных представлений и ориентации;
– речи и обогащение словаря;
– коррекцию нарушений эмоционально-волевой и личностной сферы;
– коррекцию индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Место курса в учебном плане.
На изучение курса «Изобразительное искусство» в 4 классе отводится 1 ч в неделю.
Программа рассчитана на 34 часа.
Планируемые результаты освоения учебного предмета

Освоение обучающимися с легкой степенью умственной отсталости, которая создана на
основе ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью, предполагает достижение
ими двух видов результатов: личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит
личностным
результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных
(жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного
образования – введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения образования включают индивидуально-личностные
качества и социальные (жизненные) компетенции, необходимые для решения практикоориентированных задач и обеспечивающие формирование и развитие социальных отношений
обучающихся в различных средах.
К личностным результатам обучающихся, освоивших программу «Изобразительное искусство»,
относятся:
– положительное отношение и интерес к процессу изобразительной деятельности и ее
результату;
– приобщение к культуре общества, понимание значения и ценности предметов искусства;
– воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
– отношение к собственной изобразительной деятельности как к одному из возможных путей
передачи представлений о мире и человеке в нем, выражения настроения, переживаний,
эмоций;
– умение наблюдать красоту окружающей действительности, адекватно реагировать на
воспринимаемое, проявлять возникающую эмоциональную реакцию (красиво/некрасиво);
– представление о собственных возможностях, осознание своих достижений в области
изобразительной деятельности, способность к оценке результата собственной
деятельности;
– стремление к организованности и аккуратности в процессе деятельности с разными
материалами и инструментами, проявлению дисциплины и выполнению правил личной
гигиены и безопасного труда;
– умение выражать своё отношение к результатам собственной и чужой творческой
деятельности (нравится/ не нравится; что получилось/что не получилось); принятие факта
существование различных мнений;
– проявление
доброжелательности,
эмоционально-нравственной
отзывчивости
и
взаимопомощи, проявление сопереживания удачам/неудачам одноклассников;
– стремление к использованию приобретенных знаний и умений в предметно-практической
деятельности, к проявлению творчества в самостоятельной изобразительной деятельности;
– стремление к дальнейшему развитию собственных изобразительных навыков и накоплению
общекультурного опыта;
– стремление к сотрудничеству со сверстниками на основе коллективной творческой
деятельности, владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия для решения практических и творческих задач.
Предметные результаты связаны с овладением
обучающимися содержанием каждой
предметной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений,
способность их применять в практической деятельности.
Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и
достаточный.
Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Вместе с тем отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным
предметам не является препятствием к получению ими образования по этому варианту
программы.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по учебному предмету
«Изобразительное искусство» на конецI этапа обучения(IVкласс):
Минимальный уровень:

–
–
–
–
–
–
–

–
–
–
–
–
–

знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их
свойств, назначения, правил хранения, обращения и санитарно-гигиенических требований
при работе с ними;
знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и т.д.;
знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства: изобразительная
поверхность, точка, линия, штриховка, пятно, цвет;
пользование материалами для рисования, аппликации, лепки;
знание названий некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих
игрушки: Дымково, Гжель, Городец, Каргополь и др.;
организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы;
следование при выполнении работы инструкциям учителя; рациональная организация
своей изобразительной деятельности; планирование работы; осуществление текущего и
заключительного контроля выполняемых практических действий и корректировка хода
практической работы;
владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и
аппликации (вырезание и наклеивание);
рисование по образцу, с натуры, по памяти, по представлению, по воображению предметов
несложной формы и конструкции; передача в рисунке содержания несложных
произведений в соответствии с темой;
применение приемов работы с карандашом, гуашью, акварельными красками с целью
передачи фактуры предмета;
ориентировка в пространстве листа, размещения одного или группы предметов в
соответствии с параметрами изобразительной поверхности;
адекватная передача цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета
изображаемого объекта, определение насыщенности цвета, получение смешанных цветов и
некоторых оттенков цвета;
узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных
предметов и действий.

Достаточный уровень:
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–

знание названий жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт, пейзаж и др.);
знание название некоторых народных и национальных промыслов (Дымково, Гжель,
Городец, Хохлома и др.);
знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и
аппликации;
знание выразительных средств изобразительного искусства: изобразительная поверхность,
точка, линия, штриховка, контур, пятно, цвет, объем и др.;
знание правил цветоведения, светотени, перспективы, построения орнамента, стилизации
формы предмета и т.д.;
знание видов аппликации (предметная, сюжетная, декоративная);
знание способов лепки (конструктивный, пластический, комбинированный);
нахождение необходимой для выполнения работы информации в материалах учебника,
рабочей тетради;
следование при выполнении работы синструкциям учителя или инструкциям,
представленным в других информационных источниках;
оценка результатов собственной изобразительной деятельности и деятельности
одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
использование разнообразных технологических способов выполнения аппликации;
применение разнообразных способов лепки;
рисование с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передача всех
признаков и свойств изображаемого объекта; рисование по воображению;
различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего отношения к природе,
человеку, семье и обществу;
различение произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративноприкладного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетное изображение.

Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью не являются основным
критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но
рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
Базовые учебные действия




























Личностные БУД:
определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех
людей правила поведения;
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для
всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы
и педагога, как поступить.
осознать себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями,
как члена семьи, одноклассника, друга;
проявлять
самостоятельность
в
выполнении
учебных
заданий,
поручений,
договоренностей;
понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об
этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Регулятивные БУД:
входить и выходить из учебного помещения со звонком;
ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
пользоваться учебной мебелью;
адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать выходить
из-за парты и т. д.);
работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место;
передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному
плану и работать в общем темпе;
активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия
одноклассников;
соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку
деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою
деятельность с учетом выявленных недочетов;
Познавательные БУД:
писать;
читать;
выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
наблюдать;
Коммуникативные БУД:
слушать и понимать речь других;
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик,ученик класс, учитель-класс);
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками
иучителем;
обращаться за помощью и принимать помощь;
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности быту;
договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной
ситуации.

Содержание тем учебного курса
4 класс
Раздел: «Обучение композиционной деятельности»
Совершенствование умений передавать глубину пространства: уменьшение величины удаленных
предметов по сравнению с расположенными вблизи от наблюдателя; загораживание одних предме-

тов другими. Планы в пространстве - передний, задний, средний (использование макета и панно "В
деревне" с изображенным пейзажем на трех планах, вариантами изображения домов деревенского
типа и деревьев, разных по величине: больших маленьких, средних).
Обучение приему построения сюжетной и декоративной композиции с использованием
симметричного расположения ее частей (эле ментов), позволяющему достигать равновесия на
изобразительной плоскости.
Обучение приему построения композиции в прямоугольнике с учетом центральной симметрии.
Знакомство с выразительными средствами сказочного изображения (избушка-на курьих-ножках;
деревья в дремучем лесу, сказочном лесу с глазами из двух дупел, сучьями и ветками, похожими на
руки и .т.п.).
Примерные задания
«Рисование с натуры: "Ваза с цветами" (натюрморт); "Веточка мимозы";
Рисование на тему: "Грузовик и автобус едут по городу" (на фоне домов городского типа);
"Деревья осенью. Дует ветер"; "Ребята катаются с гор".
Декоративное рисование: "Полотенце" (узор в полосе, элементы узора - листья, цветы, уточки).
Составление аппликации: "Фантастическая (сказочная) птица".
Декоративная лепка: "Кувшин в виде поющего петуха".
Раздел: «Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов,
пропорции, конструкцию»
Закрепление умений обследовать предметы с целью их изображения. Совершенствовать умения
изображать с натуры, соблюдая последовательность изображения от общей формы к деталям.
(Использование объяснения фронтального поэтапного показа способа изображения, "графического
диктанта"; самостоятельной работы учащихся по памяти).
Закрепление умения изображать деревья в состоянии покоя и в движении (в ветренную погоду).
Учить видеть и передавать в лепке и рисунке изгибы и "узор" ветвей.
Формирование образа человека. Портрет человека (части головы и части лица человека),
формирование образов животных.
Обучение приемам исполнения косовской росписи посуды (работа корпусом и кончиком кисти,
"примакивание").
Закрепление представления о явлении центральной симметрии в природе; составление узора в
круге и овале с учетом центральной симметрии (элементы узора - геометрические формы и
стилизованные формы растительного мира).
Примерные задания
Лепка: барельеф на картоне "Дерево на ветру"; игрушка "Лошадка" - по мотивам каргопольской
игрушки; "Зайка", "Котик" "Петушок" - стилизованные образы, по выбору учащихся;
Аппликация: составление узора в круге и овале из вырезанных цветных маленьких и больших
кругов, силуэтов цветов, листьев; "Чебурашка", "Мишка" (из вырезанных кругов и овалов), с
дорисовыванием.
Рисование с натуры и по памяти предметов несложной слабо расчлененной формы (листьев дуба,
крапивы, каштана; растение в цветочном горшке); предметов с характерной формой, несложной по
сюжету дерево на ветру);
передавать
глубину
пространства,
используя
загораживание
одних
предметов другими, уменьшая размеры далеко расположенных предметов от наблюдателя;
работать акварелью "по-мокрому".
Тематическое планирование
класс

№
п/п
1.
2.

Разделы

Количество часов

Обучение композиционной деятельности

9

Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать

10

форму предметов, пропорции и конструкцию
Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи

10

3.
4.

Обучение восприятию произведений искусства

5
Итого:

34 ч.

Календарно – тематическое планирование по ИЗО для 4 класса
№
п/п

1.

2.

3.

4.
5.
6.
7.
8.
9.

10.

11.

12.

13.
14.

15.
16.
17.

Наименование раздела, темы

Что изображают художники? Как они
изображают? Что они видят, чем
любуются? Беседа о художниках и их
картинах.
Грибная поляна в лесу. Дети собирают
грибы.
Обрывная
аппликация
с
дорисовыванием.
Нарисуй предмет похоже, как его видишь
(с натуры). Рисование с натуры, по
памяти. Неваляшка.
Листья осенью. Рисование.
Веточка с листьями, освещенная солнцем.
Рисование.
Веточка с листьями в тени. Рисование.
Листья берёзы на солнышке и в тени.
Аппликация с дорисовыванием.
Рассматривание картин художников.
Нарисуй деревья, которые расположены
от тебя близко, подальше и совсем далеко.
Рисование.
Нарисуй домики, которые расположены
от тебя также: близко, подальше, далеко.
Рисование.
Нарисуй картину – пейзаж. Деревья и
дома в пейзаже расположены близко,
далеко. Дом стоит перед елью и
загораживает её.
Нарисуй то, что стоит на столе (по
выбору).
Нарисуй
похоже.
Это
натюрморт.
Беседа о творчестве художников. Портрет
человека.
Изображать человека, чтобы получилось
похоже. Рассмотри натуру. Дорисуй
картинки.
Портрет моей подруги. Лепка и
рисование.
Нарисуй свой автопортрет.
Создание открытки. Раскрась картинку.

Кол -во
часов

Дата
проведения
по
плану
05.09

1
12.09
1
19.09
1
1
1

26.09
3.10

1
1

10.10
17.10

1
1

24.10
07.11

1

14.11

1

21.11

1

28.11

1

05.12

1

12.12

1

19.12

1
1

26.12
16.01

факт

Примеча
ние

18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34

Напиши поздравление.
Беседа. Художник о тех, кто защищает
Родину.
Нарисуй шлем, щит, копьё. Или самого
богатыря. Рисование.
Доброе, злое в сказках. Покажи это в
рисунках.
Школьные соревнования в беге. Лепка.
Рисунок.
Беседа о художниках и их картинах.
Художники, которые рисуют море.
Нарисуй море. Рисование.
Беседа. Художник и скульпторы.
Животные жарких стран. Жираф. Слепи.
Нарисуй.
Звери в зоопарке. Бегемот. Рисование.
Насекомые. Стрекоза. Лепка.
Насекомые стрекоза. Рисование.
Беседа. Народное искусство. Гжель.
Украшать
изображение
росписью.
Роспись вазы (чашки, блюда).
Беседа. Улица города. Люди на улице
города.
Рисунок по описанию. Улица города.
Беседа. Цвета, краски лета. Цветы лета.
Нарисуй венок из цветов и колосьев.
Итого

1

23.01

1

30.01

1

06.02

1

13.02

1

20.02

1
1
1

27.02
06.03
13.03

1
1
1
1
1

20.03
27.03
10.04
17.04
24.04

1

08.05

1
1
1
34ч.

15.05
22.05

Учебно-методическое обеспечение
1. Учебник: Учебники «Изобразительное искусство» для 1–4 классов (авторы М. Ю. Рау, М. А.
Зыкова), издательство «Просвещение».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».