Рабочая программа внеурочных занятий «Функциональная читательская грамотность»
для 5, 7 класса
2025 г.
1
1.Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочных занятий «Функциональная грамотность» в 5,7 классах составлена в соответствии с ФГОС ООО,
ООП ООО МКОУ Верхнедобринской СШ, учебным планом МКОУ Верхнедобринской СШ на 2025-2026 учебный год.
Программа адресована учащимся 5,7 классов общеобразовательной школы и является необходимым дополнением к
программам всех учебных дисциплин, так как формирование навыков смыслового чтения является стратегической линией
школьного образования в целом.
Актуальность программы определена требованиями к образовательному результату, заложенными в Федеральном
государственном образовательном стандарте основного общего образования (ФГОС ООО) на уровне сформированности
метапредметного результата как запроса личности и государства. В современном информационном обществе важно
научить школьников адекватно и критически воспринимать информацию, компетентно использовать её при реализации
своих целей. Современная школа призвана формировать функциональную грамотность, понимаемую сегодня как
способность человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать,
реализовывать образовательные и жизненные запросы в расширяющемся информационном пространстве.
Инструментальной основой работы с информацией и одновременно показателем сформированности этого умения
является чтение как универсальный способ действий учащегося, который обеспечивает его способность к усвоению
новых знаний и умений, в том числе в процессе самостоятельной деятельности.
Чтение – это основной способ получения информации по всем учебным предметам, поэтому от умения
воспринимать, понимать, интерпретировать информацию, получаемую при чтении, зависит успешность образовательного
процесса в целом. Единицей информации является текст, поэтому умение правильно работать с текстом относится к
универсальным, основополагающим и обоснованно является необходимым звеном в программе формирования стратегии
смыслового чтения.
В условиях ослабления интереса к чтению успешная реализация программы может способствовать не только
повышению этого интереса, но и формированию потребности использовать чтение как средство познания мира и самого
себя в этом мире. Обучение чтению и пониманию прочитанного активизирует внимание, память, воображение,
2
мышление, эмоции, формирует и развивает эстетические чувства, волевые качества, навыки самоконтроля,
интеллектуальной самостоятельности.
Основы смыслового чтения и работы с текстовой информацией закладываются уже в начальной школе, они должны
закрепляться и развиваться в 5 классе и совершенствоваться в течение всех лет обучения.
Цель программы
формирование и развитие личности ребёнка на основе духовной и интеллектуальной потребности в чтении;
формирование и развитие основ читательской компетенции, способствующей достижению результативности
обучения по всем предметам образовательной программы школы;
формирование функциональной грамотности учащихся как элемента общей культуры человека, живущего в
открытом информационном пространстве.
Задачи
развивать в процессе чтения и осмысления текстов эстетические чувства, формировать духовно-нравственные основы
личности;
вовлекать учащихся в активные формы деятельности, связанной с чтением, активизировать потребность в чтении, в
том числе досуговом;
развивать интеллектуальную самостоятельность учащихся, формировать навыки самоконтроля в процессе освоения
способов деятельности;
освоить базовый понятийный аппарат, связанный с чтением как универсальным видом деятельности (названия
видов чтения) и инструментарий формирования видов целевого чтения (просмотрового/поискового,
ознакомительного, изучающего/углублённого) в работе с книгой и текстом как единицей информации;
учить использовать навыки чтения для поиска, извлечения, понимания, интерпретации и рефлексивной оценки
информации на основе
– углубления базовых знаний по теории текста;
– использования приёмов поиска и извлечения информации в тексте;
– использования приёмов смыслового анализа и интерпретации текстов разных стилей и жанров, соответствующих
возрасту учащихся;
– использования приёмов обработки информации в зависимости от цели её дальнейшего использования;
– использования приёмов организации рефлексивной деятельности после чтения и осмысления текстов.
Формы и режим занятий
3
Программа внеурочной деятельности реализуется на занятиях, отличающихся общей практической направленностью
и деятельностным характером. Теоретические основы программы даются дозированно и постигаются через
практическую деятельность, которая не только обеспечит формирование основ читательской компетентности, но и
заинтересует учащихся, побудит к чтению. Поэтому формы проведения занятий должны быть разнообразными,
включающими игровые, исследовательские и проектные технологии, технологии развития критического мышления
через чтение и письмо, технологии проблемного и развивающего обучения и др.. Важно, чтобы методы и приёмы
организации деятельности учащихся были ориентированы на формирование и развитие познавательной активности,
интеллектуальное развитие, развитие самостоятельности, навыков самоконтроля.
Формы проведения занятий – беседа, практикум, тренинг, игра, состязание, аукцион, конкурс (фестиваль),
наблюдение и исследование, мониторинг, ролевая игра, библиотечные занятия.
Формы организации деятельности учащихся – индивидуальные и коллективные (групповые, в парах) формы.
Режим занятий – программа рассчитана на 17 часов в течение учебного года (1час в неделю во 2 полугодии).
Время проведения занятия – 45 мин.
Результативность освоения программы:
Задания для выполнения, предлагаемые в процессе внеурочной деятельности, характеризуются не оценочной, а
обучающей и развивающей направленностью. Достижениями учащихся являются умения, сформированные в процессе
деятельности и выделенные в планируемых результатах. Диагностика уровня результативности осуществляется в ходе
решения учебных задач и выполнения работ, указанных в разделе «Содержание программы». Формой предъявления
результата является также участие школьников в мероприятиях, проведённых по этому направлению внеурочной
деятельности за год (целесообразно – в конце каждой четверти).
Планируемые мероприятия:
1. Тематический конкурс чтецов «Осенние страницы»
2. «Заседание Учёного совета лексикографов» (защита проекта).
3. Игра «Аукцион вопросов и ответов».
4. Представление портфолио «Мои достижения» (портфолио - отчёт или портфолио достижений).
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты:
учащиеся научатся
4
осознанно читать тексты, выбирая стратегии чтения и работы с текстом, для достижения положительного
результата учебной деятельности, удовлетворения личностных познавательных интересов, развития и обогащения
эмоциональной сферы личности;
использовать полученный опыт восприятия и понимания информации для формирования собственной позиции,
оценочного мнения на основе прочитанных текстов.
Метапредметныерезультаты:
учащиеся овладеют
элементарными навыками работы с книгой;
умениями ставить перед собой цель чтения и выбирать соответствующий цели вид чтения
(поисковый/просмотровый, ознакомительный, изучающий/аналитический);
элементарными навыками чтения текстов разных стилей и типов речи (в первую очередь научно-учебных, научнопознавательных).
Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять деятельность, направленную на
поиск информации и понимание прочитанного, на основе умений:
определять главную тему, общую цель или назначение текста;
предвосхищать содержание текста по заголовку с опорой на имеющийся читательский и жизненный опыт;
находить основные текстовые и внетекстовые компоненты (в несплошных текстах);
находить в тексте требуемую информацию (явную): главную и второстепенную, фактическую и иллюстративную,
тезисную и доказательную и т.п.;
выделять термины, обозначающие основные понятия текста.
Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять деятельность, направленную на
понимание и интерпретацию информации, на основе умений:
понимать смысл и назначение текста, задачу/позицию автора в разных видах текстов;
выбирать из текста или придумывать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
формулировать тезис, выражающий общий смысл текста, передавать в устной и письменной форме главное в
содержании текста;
объяснять порядок частей, содержащихся в тексте;
сопоставлять и объяснять основные текстовые и внетекстовые компоненты (в несплошных текстах);
интерпретировать содержание: сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного
характера, определять причинно-следственные и логические связи, делать выводы из сформулированных посылок о
намерении автора / главной мысли текста;
5
задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них;
прогнозировать содержание текста;
находить скрытую информацию в тексте;
использовать словари с целью уточнения непонятного значения слова.
Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять деятельность, направленную на
понимание и преобразование информации, на основе умений:
составлять план к тексту и структурировать текст, используя план;
делать пометки, выписки, цитировать фрагменты текста в соответствии с коммуникативным замыслом;
приводить аргументы/примеры к тезису, содержащемуся в тексте;
преобразовывать (перекодировать) текст, используя новые формы представления информации (опорные схемы,
таблицы, рисунки и т.п.).
Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществить деятельность, направленную на
оценку информации и рефлексию, на основе умений:
откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте, со своими представлениями о
мире;
оценивать утверждения, находить доводы в защиту своей точки зрения в тексте;
использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинноследственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений / тезисов;
оценивать не только содержание текста, но и его форму.
Предметные результаты:
Учащиесяполучат возможность
использовать базовые умения и навыки смыслового чтения и работы с текстом на уроках разных предметных
дисциплин при совершении интеллектуальных (познавательных) действий, для решения учебно-познавательных и
учебно-практических задач, в ситуациях моделирования и проектирования;
обогатить, углубить знания, расширить общий культурный кругозор на основе работы с информацией (текстами) в
разных предметных областях.
6
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
Наименование
блоков, тем
1.
Дата проведения занятия
По плану
фактическая
Характеристика
деятельности учащихся
Умеем ли мы читать? (Виды 1
чтения) Как выбрать книгу?
(Виды чтения: просмотровое,
ознакомительное)
Библиотечный урок
Учимся ставить цель чтения 1
(«Знаю – хочу узнать –
узнал») Что и о чём?
(Углубление понятия о тексте)
С чего начинается текст? 1
(Роль заглавия) Зачем нужен
эпиграф? (Роль заглавия и
эпиграфа)
16.01
4.
Внимание
к
Тематический
чтецов
6.02
Знакомство
с
технологией сбора и
анализа информации о
результатах работы для
портфолио
Освоение
стратегий
смыслового чтения с
применением
технологий РКМЧП
Прогнозирование
содержания текста по
заглавию, составление
плана
текста,
сопоставление прогноза
с содержанием текста
Выявление понимания
роли эпиграфа в книге,
тексте.
5.
Наши друзья и помощники 1
(Словари и справочники)
Учимся читать учебный текст 1
(Элементы учебного текста)
Главное и неглавное в тексте
(Виды информации в учебном
2.
3.
6.
разделов, Всего часов
слову. 1
конкурс
23.01
30.01
13.02
Знакомство с словарями
20.02
Решениезадач,
выявляющих
и
формирующих
практические
умения
7
тексте)
Учимся
читать
учебный текст (Маркировка
информации
совершать
интеллектуальные
действия:
7.
Практикум-диагностика
1
(Тестовая
работа
по
применению умений работать
с информацией и выделять
главную мысль)
27.02
8.
Как
читать
несплошной 1
текст?.
Шифровка
и
дешифровка
текста.
Как
построен текст? (Строение
текстов разных типов речи)
Ролевая игра «Заседание 1
Учёного
совета
лексикографов»
«Сцепления»
в
тексте
(Смысловые связи в тексте)
Погружение
в
текст. 1
Воображение
и
прогнозирование.
6.03
Диалог с текстом («Толстые и 1
тонкие» вопросы) Диалог с
27.03
9.
10.
11.
Выполнение тестовой
работы, проверяющей
умение
работать
с
информацией
по
заданным параметрам
поиска и нахождения
нужной
информации,совместная
проверка результатов,
анализ и рефлексия.
Поиск и обработка
информации
в
несплошных текстах
13.03
Ролевая игра
20.03
Логико-смысловой
анализ
текста
художественного или
публицистического
стиля речи
Составление вопросов
к тексту
8
12.
13.
14.
15.
1617.
текстом (Выделение главной
мысли)
Игра-состязание «Аукцион 1
вопросов и ответов»
Учимся читать «между строк» 1
(Скрытая
информация
в
тексте) Что помогает понять
текст? (План текста) Что
помогает
понять
текст
(Перекодирование
информации:
пометки,
выписки, цитаты)
Когда текст прочитан (Оценка 1
информации)
Практикум-диагностика
1
(Тестовая
работа
по
комплексному
применению
умений
работать
с
информацией и текстом)
Чему я научился (Подведение 2
итогов,
оформление
портфолио)
17 часов
Итого:
10.04
17.04
24.04
8.05
15.05
22.05
Участие в командной
игре
Осмысление
информации,
осуществляя
мыслительные
операции анализа и
выделения главной и
второстепенной, явной
и скрытойинформации
Обработка
и
предъявление
информации:
план
текста и пересказ)
Работа с тестом
Создание памятки
9
Список литературы:
Литература для учащихся
1. Зайцева О.Н. Рабочая тетрадь по русскому языку. Задания на понимание текста: 5 класс.— М.: Издательство
«Экзамен», 2023.
2. Зайцева О.Н. Рабочая тетрадь по русскому языку. Задания на понимание текста: 5 класс. — М.: Издательство
«Экзамен», 2022.
Литература для учителя
1. Формирование универсальных учебных действий в основнойшколе: от действия к мысли. Система заданий: пособие
для учителя. / Под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2021.
2. Валгина Н.С. Теория текста. М.: — Логос, 2020.
3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1991.
4. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей
общеобразоват. учреждений. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011.
5. Криволапова Н.А. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей
учащихся. 5-8 классы.— М.: Просвещение, 2020.
6. Пранцова Г.В., Романичева Е.С. Современные стратегии чтения: теория и практика: учебное пособие. — М.: Форум,
2020.
7. Цыбулько И.П. Русский язык. Планируемые результаты. Система заданий. 5-9 классы: пособие для учителей
общеобразовательных организаций / под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. — М.: Просвещение, 2020.
10