ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный план в АООП ООО для обучающихся с ЗПР (вариант 7) фиксирует
общий объем нагрузки, максимальный объѐм аудиторной нагрузки обучающихся,
состав и структуру обязательных предметных областей, распределяет учебное
время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам.
Учебный план обеспечивает введение в действие и реализацию требований
ФГОС ООО обучающихся с ОВЗ и выполнение гигиенических требований к
режиму образовательного процесса, которые предусмотрены Гигиеническими
нормативами и Санитарно-эпидемиологическими требованиями.
В учебном плане представлены семь предметных областей и коррекционноразвивающая область. Содержание учебных предметов, входящих в состав
каждой предметной области, обеспечивает целостное восприятие мира, с учетом
особых образовательных потребностей и возможностей обучающихся с ЗПР.
Коррекционно-развивающая область включена в структуру учебного плана с
целью коррекции недостатков психофизического развития обучающихся.
Учебный план состоит из двух частей - обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей, и учебное время, отводимое на их изучение
по годам обучения.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое
обеспечивает достижение важнейших целей современного образования
обучающихся с ЗПР:
- формирование социальных компетенций, обеспечивающих овладение системой
социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его
интеграцию в социальное окружение;
- готовность обучающихся к продолжению образования на уровне основного
общего образования;
- формирование основ нравственного развития обучающихся, приобщение их к
общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
- формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в
экстремальных ситуациях;
- личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных
потребностей, характерных для обучающихся с ЗПР, а также индивидуальных
потребностей каждого обучающегося. Время, отводимое на данную часть, внутри
максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся использовано на
увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных
предметов обязательной части;
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися с ЗПР учебного
плана, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками
образовательного процесса, в совокупности не превышает величину максимально
допустимой недельной образовательной нагрузки обучающихся в соответствии с
санитарно-гигиеническими требованиями.
Коррекционно-развивающая область, согласно требованиям ФГОС ООО
обучающихся с ОВЗ, является обязательной частью внеурочной деятельности и
представлено фронтальными и индивидуальными коррекционно-развивающими
занятиями (логопедическими и психокоррекционными) , направленными на
коррекцию дефекта и формирование навыков адаптации личности в современных
жизненных условиях. Коррекционно-развивающие курсы проводятся в
индивидуальной и групповой форме.
Сроки освоения АООП ООО (вариант 7) обучающимися с ЗПР составляют 5
лет.
Продолжительность учебной недели в течение всех лет обучения - 5 дней.
Пятидневная рабочая неделя устанавливается в целях сохранения и укрепления
здоровья обучающихся с ЗПР. Обучение проходит в одну смену.
Продолжительность учебного года составляет 34 недели. Продолжительность
каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом
- не менее 8 недель..
Продолжительность учебных занятий составляет 40 минут.
Часы коррекционно-развивающей области представлены групповыми и
индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями (логопедическими и
психокоррекционными), направленными на коррекцию недостатков
психофизического развития обучающихся и восполнение пробелов в знаниях.
Количество часов в неделю указывается на одного учащегося. Коррекционноразвивающие занятия проводятся в течение учебного дня и во внеурочное время.
На индивидуальные коррекционные занятия отводится до 25 минут, на групповые
занятия - до 40 минут.
Учебный план основного общего образования обучающихся с ЗПР (вариант 7).
Недельный учебный план основного общего образования
обучающихся с ЗПР для 5- дневной учебной недели
Количество часов в неделю
Классы
Предметные
области
V
VI
VII
VIII
IX Всего
Учебные
предметы
Обязательная часть
5
6
4
3
3
21
Русский язык Русский язык
и литература Литература
3
3
2
2
3
13
Иностранны
е языки
Математика
и
информатика
Английский
язык
Математика
Алгебра
Геометрия
Вероятность и
статистика
3
3
5
5
3
3
2
1
3
3
2
1
3
15
3
2
1
10
9
6
3
Информатика
Общественно- История
Обществознание
научные
предметы
География
Естественно- Физика
Химия
научные
предметы
Биология
Музыка
Искусство
Изобразительн
ое искусство
Труд
Технология
(технология)
Основы
Основы
безопасности безопасности
и защиты
и защиты
Родины
Родины
Адаптивная
Физическая
физическая
культура
культура
Итого
Часть, формируемая участниками
образовательного процесса
Практикум по русскому языку
Итого
Максимально допустимая
недельная нагрузка (при 5дневной учебной неделе)
Внеурочная деятельность
(включая коррекционноразвивающую область):
Коррекционный
курс:
«Коррекционно-развивающие
занятия: психокоррекционные
(психологические)»
Коррекционный курс:
«Логопедические занятия»
Коррекционный курс:
«Дефектологические занятия»
«Коррекционно-развивающие
занятия: занятия с социальным
педагогом»
Другие направления
внеурочной деятельности
1
2
1
1
1
2
1
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
2
1
2
1
2
2
2
2
1
1
2+0,5
1
2
3
2
2
3
10
4
8
7
4
7
4
3
1
1
8
1
1
2
2
2
2
2
2
10
27
2
28
2
30
2
31
2
32,5
1
148,5
9
148,5
157
27
29
28
30
30
32
31
33
0,5
33
33
10
10
10
10
10
50
2
2
2
2
2
10
1
1
1
1
1
5
1
1
1
1
1
5
1
1
1
1
1
5
5
5
5
5
5
25
Недельный учебный план основного общего образования
обучающихся с ЗПР для 5- дневной учебной недели
Вальтера Владислава
Классы
Предметные
области
IX Всего
Учебные
предметы
3
21
Русский язык Русский язык
и литература Литература
3
13
Иностранны
е языки
Математика
и
информатика
Английский
3
язык
Математика
Алгебра
3
Геометрия
2
Вероятность и
1
статистика
Информатика
1
2+0,5
Общественно- История
Обществознание
1
научные
предметы
География
2
3
Естественно- Физика
Химия
2
научные
предметы
Биология
2
Музыка
Искусство
Изобразительн
ое искусство
Труд
Технология
1
(технология)
Основы
1
1
безопасности
и защиты
Родины
2
2
Физическая
культура
Итого 32,5
Часть, формируемая участниками
образовательного процесса
Практикум по русскому языку
Итого
15
10
9
6
3
3
10
4
8
7
4
7
4
3
8
2
10
32,5
1
1
0,5
33
0,5
33
Максимально допустимая
недельная нагрузка (при 5дневной учебной неделе)
Внеурочная деятельность
(включая коррекционноразвивающую область):
Коррекционный
курс:
«Коррекционно-развивающие
занятия: психокоррекционные
(психологические)»
Коррекционный курс:
«Логопедические занятия»
Коррекционный курс:
«Дефектологические занятия»
«Коррекционно-развивающие
занятия: занятия с социальным
педагогом»
Другие направления
внеурочной деятельности
33
33
10
10
2
2
1
1
1
1
1
1
5
5
В учебном плане изменено количество часов отводимых на
изучения курса «История» увеличено на 0,5 часа в неделю за счет части,
формируемой участниками образовательных отношений.
В учебном плане количество часов в неделю на коррекционные
курсы указано на одного обучающегося.
В учебном плане количество часов на изучение учебного предмета
"Адаптивная физическая культура" составляет 2 часа в неделю, третий
час может быть реализован образовательной организацией за счет часов
внеурочной деятельности и (или) за счет посещения обучающимися
спортивных секций. Для обучающихся с ЗПР, физическое развитие
которых приближается или соответствует возрастной норме,
образовательная организация по согласованию с родителями (их
законными представителями) обучающегося вправе делать выбор между
учебным предметом "Физическая культура" и "Адаптивная физическая
культура".
При реализации АООП ООО для обучающихся с ЗПР должны
быть созданы специальные условия, обеспечивающие освоение
обучающимися содержания образовательной программы в полном
объеме с учетом их особых образовательных потребностей и
особенностей здоровья.
План внеурочной деятельности (недельный)
муниципального казенного общеобразовательного учреждения
Верхнедобринской средней школа Камышинского муниципального района
Волгоградской области
План внеурочной деятельности является частью образовательной
программы муниципального казенного общеобразовательного учреждения
Верхнедобринской средней школы Камышинского муниципального района
Волгоградской области, разработанной в соответствии с ФГОС основного
общего образования, с учетом Федеральной образовательной программы
основного общего образования, и обеспечивает выполнение санитарноэпидемиологических требований СП 2.4.3648-20 и гигиенических
нормативов и требований СанПиН 1.2.3685-21
План внеурочной деятельности представляет собой описание целостной
системы функционирования МКОУ Верхнедобринской СШ в сфере
внеурочной деятельности и включает в себя:
- внеурочную деятельность по формированию функциональной
грамотности (читательской, математической, естественнонаучной,
финансовой) обучающихся);
- внеурочную деятельность по развитию личности, ее способностей и
интересов, самореализации обучающихся, в том числе одаренных, через
организацию волонтѐрства, включая общественно полезную деятельность,
профессиональные пробы, развитие глобальных компетенций, формирование
предпринимательских навыков, практическую подготовку, использование
возможностей организаций дополнительного образования,
профессиональных образовательных организаций и социальных партнеров в
профессионально-производственном окружении;
- внеурочную деятельность, направленную на реализацию комплекса
воспитательных мероприятий на уровне образовательной организации,
класса, с учетом историко-культурной и этнической специфики региона,
потребностей обучающихся, родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся;
- внеурочную деятельность по организации деятельности ученических
сообществ (подростковых коллективов), в частности ученических классов;
- внеурочную деятельность, направленную на организационное
обеспечение учебной деятельности (организационные собрания,
взаимодействие с родителями по обеспечению успешной реализации
образовательной программы и т. д.);
- внеурочную деятельность, направленную на организацию
педагогической поддержки обучающихся (проектирование индивидуальных
образовательных маршрутов, работа тьюторов, педагогов-психологов);
- внеурочную деятельность, направленную на обеспечение благополучия
обучающихся в пространстве общеобразовательной школы (безопасности
жизни и здоровья школьников, безопасных межличностных отношений в
учебных группах, профилактики неуспеваемости, профилактики различных
рисков, возникающих в процессе взаимодействия школьника с окружающей
средой, социальной защиты учащихся).
Для достижения целей и задач внеурочной деятельности используется
все многообразие доступных объектов отечественной культуры, в том числе
наследие отечественного кинематографа.
Наследие отечественного кинематографа используется в качестве
дидактического материала при реализации курсов внеурочной деятельности.
Для устранения перегрузки обучающихся допускается перенос
образовательной нагрузки, реализуемой через внеурочную деятельность, на
периоды каникул, но не более 1/2 количества часов. Внеурочная
деятельность в каникулярное время реализовывается в рамках тематических
программ (лагерь с дневным пребыванием на базе общеобразовательной
организации, в походах, поездках и т. д.).
При реализации плана внеурочной деятельности предусмотрена
вариативность содержания внеурочной деятельности с учетом
образовательных потребностей и интересов обучающихся, а также кадровых,
материально-технических и финансовых возможностей МКОУ
Верхнедобринской СШ.
В зависимости от решения педагогического коллектива, родительской
общественности, интересов и запросов детей и родителей в образовательной
организации реализуется модель плана с преобладанием деятельности
ученических сообществ и воспитательных мероприятий.
Формы внеурочной деятельности предусматривают активность и
самостоятельность обучающихся, сочетают индивидуальную и групповую
работу; обеспечивают гибкий режим занятий (продолжительность,
последовательность), переменный состав обучающихся, проектную и
исследовательскую деятельность (в том числе экспедиции, практики),
экскурсии (в музеи, парки, на предприятия и другие), походы, деловые игры
и пр.
В целях реализации плана внеурочной деятельности предусматривается
использование ресурсов других организаций : Дом культуры с.Верхняя
Добринка, на базе которого функционирует кружок «Хореография», а также
Природный парк «Щербаковский», на базе которого проводятся различные
экологические мероприятия, марафоны , акции, экспедиции и экскурсии,
полевые практики, экологические и социально-экологические проекты ,в
которых принимают участие обучающиеся.
Учебные курсы
Разговоры о важном
Профориентация
«Россия мои
горизонты»
Подвижные игры
Функциональная
математическая
5
1
0
1
0.5
Количество часов в неделю
6
7
8
1
1
1
1
1
1
1
0
1
0.5
1
0
9
1
1
1
0
грамотность
Функциональная
читательская
грамотность
Функциональная
естественно-научная
грамотность
Финансовая
грамотность
Российское движение
школьников
Информатика и ИКТ
(ТР)
ИТОГО недельная
нагрузка
0.5
0
0.5
0
0.5
0
0
0
0
0.5
0
1
0
1
0
0
0
0.5
0.5
0.5
1
1
0
0
0
4
5
4.5
4.5
4.5