МКОУ Верхнедобринская СШ
Камышинского муниципального района
Волгоградской области
Специальная индивидуальная программа развития
обучающегося 1 класса
Богдана Б.
(с тяжелыми множественными нарушениями развития II вариант)
по курсу «Математические представления»
составлена учителем – Раут Елена Николаевна
С. Верхняя Добринка
2025 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа коррекционного курса «Математические представления» для 1 класса
(вариант II) составлена на основе:
- Адаптированной Основной Образовательной программы для обучающихся с умеренной,
тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР
вариант II, которая является учебно-методической документацией, определяющей
рекомендуемые Федеральным государственным образовательным стандартом объем и
содержание образования, планируемые результаты освоения образовательной программы;
- Приказа Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 года №1599 «Об утверждении ФГОС
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и
программно-методического материала;
- учебного плана для обучающихся МКОУ Верхнедобринской СШ
Рабочая программа рассчитана на 33 часа (1 час в неделю).
Общая характеристика учебного предмета:
В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными
нарушениями развития нередко попадает в ситуации, требующие от него использования
математических знаний. Так, накрывая на стол на трёх человек, нужно поставить три тарелки, три
столовых прибора и др.
У большинства обычно развивающихся детей основы математических представлений формируются в
естественных ситуациях. Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть
элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения.
Создание ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики,
является основным подходом в обучении. В конечном итоге важно, чтобы ребенок научился применять
математические представления в повседневной жизни: определять время по часам, узнавать номер
автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплатиться в магазине за покупку, взять необходимое
количество продуктов для приготовления блюда и т.п. Знания, умения, навыки, приобретаемые
ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки
в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях,
решении повседневных задач.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане: на его изучение отведено 33 часа, 1 час в
неделю.
Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета
Физические характеристики персональной идентификации:
- определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.);
- определяет состояние своего здоровья;
Гендерная идентичность
-определяет свою половую принадлежность (без обоснования);
Возрастная идентификация
- определяет свою возрастную группу (ребенок, подросток, юноша);
- проявляет уважение к людям старшего возраста.
«Уверенность в себе»
- осознает, что может, а что ему пока не удается;
«Чувства, желания, взгляды»
- понимает эмоциональные состояния других людей;
- понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);
- проявляет собственные чувства;
«Социальные навыки»
- умеет устанавливать и поддерживать контакты;
- умеет кооперироваться и сотрудничать;
- избегает конфликтных ситуаций;
- пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов,
разрешения конфликтов;
- использует элементарные формы речевого этикета;
- принимает доброжелательные шутки в свой адрес;
- охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках, хоровом
пении, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций, конструкций и поделок и т.
п.);
Мотивационно – личностный блок
- испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне)
- стремится помогать окружающим
Биологический уровень
- сообщает о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение и. т.д.)
- сообщает об изменениях в организме (заболевание, ограниченность некоторых функций и т.д.)
Осознает себя в следующих социальных ролях:
- семейно – бытовых;
Развитие мотивов учебной деятельности:
- проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение, получить хорошие отметки);
Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь
- осознает, что определенные его действия несут опасность для него;
Ответственность за собственные вещи
- осознает ответственность, связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек, мебели в
собственной комнате;
Экологическая ответственность
- не мусорит на улице;
- не ломает деревья;
Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств:
- воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями, рассматривает или
прослушивает произведений искусства;
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками:
- принимает участие в коллективных делах и играх;
- принимать и оказывать помощь.
Планируемые результаты сформированности базовых учебных действий
Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному,
коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
- следовать предложенному плану;
Формирование учебного поведения:
1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):
- фиксирует взгляд на звучащей игрушке;
- фиксирует взгляд на яркой игрушке;
- фиксирует взгляд на движущей игрушке;
- переключает взгляд с одного предмета на другой;
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием утрированной мимики;
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;
- фиксирует взгляд на изображении;
- фиксирует взгляд на экране монитора.
2) умение выполнять инструкции педагога:
- понимает жестовую инструкцию;
- понимает инструкцию по инструкционным картам;
- понимает инструкцию по пиктограммам;
- выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе
обучения).
3) использование по назначению учебных материалов:
- бумаги;
- цветной бумаги;
- пластилина.
4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:
- выполняет действие способом рука-в-руке;
- подражает действиям, выполняемые педагогом;
- последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога;
- выполняет действия с опорой на картинный план с помощью педагога.
Формирование умения выполнять задание:
1) в течение определенного периода времени:
- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.
2) от начала до конца:
- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до
конца.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание курса состоит из следующих разделов:
•
«Представления о форме»
•
«Представления о величине»
•
«Пространственные представления»
•
«Временные представления»
•
«Количественные представления»
Задачи и направления
-Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине;
- Умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве и на плоскости;
- Умение различать, сравнивать и преобразовывать множества один- много;- Умение различать части
суток, соотносить действие с временными промежуткам, составлять и прослеживать
последовательность событий.
Принципы организации учебного процесса:
-Принцип коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса, обуславливающий
развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых
образовательных потребностей;
- Принцип преемственности, предполагающий взаимосвязь и непрерывность образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на всех этапах обучения:
от младшего до старшего школьного возраста;
-Принцип целостности содержания образования, обеспечивающий наличие внутренних взаимосвязей
и взаимозависимостей между отдельными предметными областями и учебными предметами,
входящими в их состав;
- Принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивающий возможность овладения
обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) всеми видами
доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и
учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
- Принцип переноса усвоенных знаний и умений, навыков и отношений, сформированных в условиях
учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что позволяет обеспечить готовность
обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;
- Принцип сотрудничества с семьей;
- Принцип психолого-педагогического изучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
- Принцип учета онтогенетических закономерностей формирования психических функций и
закономерностей психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Принцип учета возрастных границ. Реализация этого принципа предполагает соответствие
содержания образовательной программы уровню фактического и возрастного развития ребенка с
ограниченными возможностями здоровья.
В случае подготовки подобного рода программ для детей с тяжелой и умеренной умственной
отсталостью, сложным дефектом необходимо ориентироваться на фактический возраст ребенка.
- Принцип интегрированного подхода к отбору содержания– предусматривает отбор разделов и
тематического содержания из примерных основных общеобразовательных программ, разработанных
для определенной категории детей с ограниченными возможностями здоровья. Акцент следует делать
на те разделы, которые в большей степени ориентированы на коррекцию и компенсацию имеющегося
нарушения, а также отвечают особым образовательным потребностям и возможностям детей.
Интеграция разделов и тем осуществляется путем установления внутренних взаимосвязей
содержательного характера.
- Принцип дозированности осваиваемых дидактических единиц– предполагает продуманную
регламентацию объема изучаемого материала по всем разделам программы для более рационального
использования времени его освоения и учета реальных возможностей ребенка с ограниченными
возможностями здоровья в его усвоении. Необходимость реализации этого принципа обусловлена
своеобразным уровнем развития детей и замедленным темпом усвоения материала. Например, в более
увеличенном объеме по сравнению с программами для детей с соответствующими нарушениями может
быть представлена тематика занятий по изобразительной деятельности, конструированию, развитию
речи и др.
- Принцип соблюдения тематической взаимосвязанности учебного материала.
Реализация данного принципа определяет системный подход в обучении и развитии обучающихся.
- Принцип соблюдения линейности и концентричности. Реализация этого принципа заключается в
необходимости расположения тем по каждому разделу в определенной последовательности,
учитывающей степень усложнения материала и постепенного увеличения его объема, при этом каждая
последующая часть программы является продолжением предыдущей (линейность). При
концентрическом построении индивидуальной программы осваиваемый материал повторяется путем
возвращения к пройденному вопросу, что дает возможность более прочного его усвоения, расширения
и закрепления определенных представлений и понятий.
- Принцип вариативности программного материала. Предусматривается возможность видоизменения
содержания разделов, их комбинирования, в отдельных случаях изменения последовательности в
изучении.
- Принцип системного подхода к проектированию АООП, СИПР. Этот принцип направлен на
реализацию основных содержательных линий развития ребенка с ограниченными возможностями
здоровья: социальное развитие, физическое развитие, познавательное развитие, формирование
ведущих видов деятельности и др.
- Принцип комплексного подхода к проектированию АООП, СИПР предполагает предоставление
возможности реализации подобного рода программы всеми субъектами коррекционно-педагогического
процесса, в частности, учителями-дефектологами, учителями-логопедами, педагогами-психологами,
воспитателями, педагогами-предметниками, родителями, педагогами дополнительного образования и
другими специалистами.
- Принцип ориентировки коррекционно-педагогической помощи в рамках проектирования и
реализации АООП, СИПР. В отношении детей с ограниченными возможностями здоровья
основополагающим становится формирование жизненных навыков, которые проявляются в
достижении умения реализовать определенные функции и действия. Жизненные навыки или иначе
навыки жизненной компетентности позволяют ребенку с отклонениями в развитии ежедневно
выполнять целый ряд функций, обеспечивающих его жизнедеятельность (самообслуживание,
передвижение, ориентировка в пространстве, коммуникация и др.). Необходим выбор таких
направлений и форм работы с ребенком, которые будут решающими для его социальной адаптации и
интеграции в общество.
- Принцип единства диагностики и коррекции. Проектированию программы, как отмечалось выше,
предшествует этап комплексного диагностического обследования, на основе которого составляется
первичное заключение об уровне развития ребенка, определяются цель и задачи работы с ребенком. В
то же время реализация программы требует систематического контроля динамических изменений в
развитии ребенка, его поведении, деятельности и в целом в уровне достижений того или иного ребенка.
Результаты диагностики позволяют своевременно вносить необходимые коррективы в содержание
программы для обеспечения ее оптимальной реализации в коррекционно-педагогической работе с
ребенком с ограниченными возможностями здоровья.
- Принцип индивидуально-дифференцированного подхода при проектировании и реализации
программы. Реализация индивидуально-дифференцированного подхода предполагает определение
адекватных индивидуальным особенностям и потребностям ребенка с ограниченными возможностями
здоровья условий обучения, форм и методов обучения, а также реализацию индивидуального подхода
в выборе содержания, методов и приемов, планируемых результатов освоения основной
общеобразовательной программы
Методы:
- Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
1. Практические, словесные, наглядные (по источнику изложения учебного материала).
2. Репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные и
др.(по характеру учебно-познавательной деятельности).
3. Индуктивные и дедуктивные(по логике изложения и восприятия учебного материала);
- Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:
Устные проверки и самопроверки результативности овладения знаниями, умениями и навыками;
- Метод мониторинга;
- Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности:
Определённые поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств,
интересов в овладении знаниями, умениями и навыками.
Направления коррекционной работы:
В рамках курса «Коррекционно-развивающие занятия» также предполагается проведение занятий по
математике с обучающимися, которые нуждаются в дополнительной индивидуальной работе.
– налаживание эмоционального контакта с ребенком, на основе которого впоследствии строится
взаимодействие педагога с ребенком в процессе совместной деятельности. Без умения ребенка
взаимодействовать со взрослым, принимать поставленную задачу и адекватно пользоваться помощью
взрослого невозможно обучение. Поэтому для каждого ребенка сначала нужно подобрать подходящий
для него набор коммуникативных средств (фраза, слово, звук, жест, карточка), а затем обучать его
пользоваться ими;
- постоянно поддерживать собственную активность ребенка, так как развитие социально окружающего
мира невозможно без активного и сознательного участия ребенка в процессе;
- одним из показателей активности ребенка является формировать и поддерживать положительное
отношение к заданиям. Если у ребенка быстрая истощаемость, нужно следить за его реакциями, так
как иногда такой ребенок не показывает, что он устал, а сразу переходит к деструктивным формам
поведения (агрессия, самоагрессия, истерика и т.п.). Лучше устроить дополнительную паузу или
закончить занятие пораньше;
- развития мотивации. При неадекватной мотивации ребенок или откажется от деятельности вообще,
или его действия будут механическими. Чаще всего такие действия не приводят даже к усвоению
ребенком конкретных навыков, тем более не способствуют развитию ребенка. Именно изменением
мотивации достигается переход активности из ненаправленной в целенаправленную;
Краткая характеристика обучающегося Богдана Б.
Показатели
Физическое развитие
Грубые отклонения в физическом развитии, ребенок не
передвигается.
Двигательная сфера
Общая моторика грубо нарушена, ограничено движение
рук и ног.
Бытовые навыки
При обслуживании себя полная зависимость от других.
Социальный опыт
Не ориентируются в окружающем.
Способность к общению
В контакт не вступает, взгляд не фиксирует.
Способность к деятельности
Интерес к действиям взрослого не проявляется.
Сформированность
функций
высших
психических
Не сформированы
Восприятие
Память
Мышление
Речь
Понимание обращенной речи недоступно.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
65ч (2ч в неделю)
№
Наименование разделов, тем программ
Кол-во
часов по
разделу
1.
Знакомство со сборно – разборными игрушками.
1
2.
Формирование представлений о величине «большоймаленький».
2
3.
«Большие и маленькие игрушки». Игровые упражнения на
сопоставление двух объектов по величине длинный-короткий,
используя приемы наложения и приложения.
2
4.
«Я большая, а ты маленький»
1
5.
Формирование представлений о форме. «Круг».
2
6.
Формирование представлений о форме. «Квадрат»
2
7.
«Маленькие и большие квадраты».
1
8.
«Предметы похожие на квадрат, круг»
2
9.
Маленькие и большие круги.
1
3.
«Длинный- короткий»
2
5.
«Постройка башни»
3
6.
«Вверху-середина-внизу»
1
7.
«Разложи игрушки по полкам»
1
8.
«Разложи одежду по полкам»
1
1.
«Ориентация Вверх-середина – низ»
1
4.
«Части суток» «День-вечер-ночь»
1
7.
Закрепление по теме: «Покажи, что ты делал днем, вечером»
«Покажи, что ты делал ночью»
1
8.
«Знакомство с понятием «один» и «много»
1
9.
«Один-много»
1
10.
«Много» «Выполнение различных действий: один — много
хлопков».
1
1.
«Мои игрушки»
1
4.
«Разложи игрушки»
1
Сроки
выполнения
6.
«Игровые упражнения на перемещение в пространстве, на
изменение положений частей тела».
2
7.
«Игровые упражнения на перемещение в пространстве»
1
Всего за год 33 часов
33
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- различные по форме, величине, цвету наборы материала (в т.ч. природного);
- игрушки разных размеров;
- пирамидки разные по величине, высоте;
- карточки с изображением картинок (по формированию пространственных представлений);
- цветные карандаши;
- листы бумаги;
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Формирование учебного поведения:
1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):
- фиксирует взгляд на звучащей игрушке;
- фиксирует взгляд на яркой игрушке;
- фиксирует взгляд на движущей игрушке;
- переключает взгляд с одного предмета на другой;
- фиксирует взгляд на лице педагога;
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;
- фиксирует взгляд на изображении;
2) умение выполнять инструкции педагога:
- понимает жестовую инструкцию;
- выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе
обучения).
4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:
- выполняет действие способом рука-в-руке;
- подражает действиям, выполняемые педагогом;
- последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога.
Формирование умения выполнять задание:
1) в течение определенного периода времени:
- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.
2) от начала до конца:
- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до
конца.
Планируемые результаты коррекционной работы:
- Называет (показывает) конструкцию.
- Воспроизводит комбинаций из двух-трех элементов полифункционального мягкого модульного
материала или деревянного (пластмассового) строительного набора
- Сопоставляет два объекта по величине (большой — маленький мяч, большая — маленькая пирамида).
- Ищет руками среди шариков другие предметы, ориентируясь на их величину (по два предмета одного
наименования, но разной величины, например, пластмассовые мишки — большой и маленький,
ведерки, лопатки, куклы).
- Конструирует большие и маленькие пирамидки, напольного мягкого модуля «Пирамида». Показывает
пространственные отношения руками совместно с учителем или по подражанию: Катай, катай самое
большое (маленькое) кольцо и т. п.
играет в игры на величину (совместно с учителем и по подражанию его действиям)
- Использует вербальные и невербальные средства (большой — разводит руки в стороны, ладони, как
бы обхватывает большой предмет, демонстрирует объем, маленький — имитирует захват маленького
предмета).
- Рассматривает объемную фигуру — кубом. «башня» (3-5 больших куба)
- Умеет складывать шарики (мелкие игрушки, плоды: орехов, каштанов, шишек) в одну емкость и
перекладывание их руками и с помощью столовой ложки в другую емкость.
- Умеет играть с мячами и шарами: катает и бросает мячи среднего размера — пластмассовые,
резиновые, тряпичные.
-Играет с бусами разной величины, разного цвета в разном сочетании;
-Поднимает руки, вытягивает их вперед, поднимает одну руку (по подражанию, по образцу).
При планировании предполагаемых результатов (личностных, предметных, базовых учебных действий)
предполагается использовать следующие формулировки:
- создавать предпосылки;
- будет иметь возможность;
- создать условия для формирования (чего либо);
- с помощью педагога выполняет действия;
- предоставить возможность;
- сформировать представление (о чем-либо);
- создать условия для формирования представления (о чем-либо).