СИПР по курсу "Окружающий природный мир"

МКОУ Верхнедобринская СШ
Камышинского муниципального района
Волгоградской области

Специальная индивидуальная программа развития
обучающегося 1 класса
Богдана Б.
(с тяжелыми множественными нарушениями развития II вариант)

по курсу «Окружающий природный мир»

составлена учителем – Раут Елена Николаевна

С. Верхняя Добринка
2025 г.

Пояснительная записка
Рабочая программа коррекционного курса «Окружающий природный мир» для 1 класса
(вариант II) составлена на основе:
- Адаптированной Основной Образовательной программы для обучающихся с умеренной,
тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР
вариант II, которая является учебно-методической документацией, определяющей
рекомендуемые Федеральным государственным образовательным стандартом объем и
содержание образования, планируемые результаты освоения образовательной программы;
- Приказа Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 года №1599 «Об утверждении ФГОС
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и
программно-методического материала;
- учебного плана для обучающихся МКОУ Верхнедобринской СШ
Рабочая программа рассчитана на 33 часа (1 час в неделю).
1.

Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:
•
формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе
единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком
личного опыта общения с людьми и природой;
•
формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков
экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде
•

духовно-нравственное развитие и воспитание личности.

В программе выделяются следующие основные задачи:
•
формировать первоначальные представления о природе, объектах и явлениях живой и
неживой природы;
•
вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира животных, растений, к
явлениям природы);
•
создавать условия для возникновения речевой активности детей и использования
усвоенного речевого материала в быту, на уроках-занятиях, в играх, в самообслуживании и в
повседневной жизни;
•
обеспечивать необходимую мотивацию речи посредством создания ситуаций общения,
поддерживать стремление к общению;
•
воспитывать отношение к сверстнику как объекту взаимодействия, развивать
субъектно-объектные отношения;
•
формировать и расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального,
бытового, предметного, игрового, трудового опыта;

•
учить задавать вопросы, строить простейшие сообщения и побуждения (то есть
пользоваться различными типами коммуникативных высказываний);
•
знакомить с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения и
практического экспериментирования;
•

формировать представления о явлениях природы, сезонных изменениях (лето, зима);

•
формировать элементарные экологические представления (люди, растения и животные;
строение тела, способ передвижения, питание);
•
развивать сенсорно-перцептивные способности учащихся: учить выделять знакомые
объекты из фона зрительно, тактильно и на вкус (исходя из целесообразности и безопасности);
•
закреплять полученные представления в процессе различных видов доступной
учащимся социально-бытовой деятельности.
Методы:
•

Практические, словесные, наглядные (по источнику изложения учебного материала).

•

Репродуктивные, объяснительно-иллюстративные.

•

Индуктивные и дедуктивные (по логике изложения и восприятия учебного материала).

Личностные и предметные результаты
Личностные результаты:
•
основы персональной идентичности,
определенному полу, осознание себя как "Я";
•

осознание

своей

принадлежности

к

социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

•
формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его
органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
•

формирование уважительного отношения к окружающим;

•
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
•
освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира,
покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного
смысла учения;
•
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
•

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

•
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
•
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

Предметные результаты
•
формирование представлений о явлениях и объектах неживой природы, смене времен
года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умения адаптироваться к
конкретным природным и климатическим условиям;
•
формирование представлений о животном и растительном мире, их значении в жизни
человека.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащийся должен овладеть следующими базовыми учебными действиями на конец учебного
года.
Предметные компетенции.
Учащиеся должны знать:
Названия растений (дерево, трава), частей растений (ствол/ стебель, ветка, лист, цветок).
Узнавать (различать) овощи (помидор, огурец) по внешнему виду (вкусу, запаху).
Знание значения овощей в жизни человека. Знание/различение цветка от дерева; знание
строения цветов (стебель, листья, цветок). Знание особенностей ухода.
Строение домашнего (кот, собака) животного и птицы (курица, петух) (голова, лапы, хвост,
ноги, уши). Знать значение домашних животных и птиц в жизни человека. Уход за домашними
животными.
Знать (различать) насекомых (жук, бабочка). Знание способов передвижения насекомых.
Знание значения насекомых в жизни человека, в природе.
Знать (различать) времена года (лето, зима) по характерным признакам. Знать (различать)
явления природы (дождь, снег). Соотнесение явлений природы со временем года.
Учащиеся должны уметь:
Называть (по возможности) предметы, характеризовать их по цвету, размеру.
Сравнивать два предмета, находить сходные и отличительные признаки.
Классифицировать предметы по образцу.

1.

Содержание учебного предмета

№

Наименование разделов, тем программы

Кол-во часов по разделу

Человек и природа

1

«Осень, в гости просим!»

1

Одежда и обувь человека осенью

1

«Что нам осень принесла?» Овощи. (Огурец, помидор)

1

Фрукты. (Яблоки, груши)

1

Какие бывают растения? Части дерева (лист)

1

Явления природы: дождь, листопад.

1

А кто такие птички? (домашние и дикие)

1

Занятия и труд людей осенью

1

Лес. Правила поведения в лесу

1

В мире животных

1

Зимушка-зима

1

Сравнение зверей и птиц

1

Одежда и обувь человека зимой

1

Зимние явления природы (снег, метель, лед)

1

Зимние забавы

1

Что делают растения зимой? Елка

1

Новый год

1

Животные и птицы зимой

1

Дикие животные. Заяц, волк

1

Домашние животные. Кошка и собака. Уход

1

Природа и рукотворный мир

1

Из чего что сделано? Дерево Ткань Резина

1

Явления природы: солнце, ветер

1

Оживает все кругом!

2

Одежда и обувь весной

1

Растения весной. Части растений (лист, ветки

1

Комнатные растения.

1

Жизнь птиц весной

1

Животные весной

1

Труд людей весной

1

В саду и в огороде

1

Всего часов за год

33

Растительный мир.
Узнавание (различение) растений (дерево, куст, трава). Узнавание (различение) частей
растений (корень, ствол/ стебель, ветка, лист, цветок).
Знание значения частей растения. Знание значения растений в природе и жизни человека.
Узнавание (различение) деревьев (берёза, дуб, клён, ель, осина, сосна, ива, каштан). Знание
строения дерева (ствол, корень, ветки, листья). Узнавание (различение) плодовых деревьев
(вишня, яблоня, груша, слива). Узнавание (различение) лиственных и хвойных деревьев.
Знание значения деревьев в природе и жизни человека. Узнавание (различение) кустарников
(орешник, шиповник, крыжовник, смородина, бузина, боярышник). Знание особенностей
внешнего строения кустарника.
Узнавание (различение) лесных и садовых кустарников. Знание значения кустарников в
природе и жизни человека. Узнавание (различение) фруктов (яблоко, банан, лимон, апельсин,
груша, мандарин, персик, абрикос, киви) по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение
съедобных и несъедобных частей фрукта. Знание значения фруктов в жизни человека. Знание
способов переработки фруктов. Узнавание (различение) овощей (лук, картофель, морковь,
свекла, репа, редис, тыква, кабачок, перец) по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение
съедобных и несъедобных частей овоща. Знание значения овощей в жизни человека. Знание
способов переработки овощей. Узнавание (различение) ягод (смородина, клубника, малина,
крыжовник, земляника, черника, ежевика, голубика, брусника, клюква) по внешнему виду
(вкусу, запаху). Различение лесных и садовых ягод. Знание значения ягод в жизни человека.
Знание способов переработки ягод. Узнавание (различение) грибов (белый гриб, мухомор,
подберёзовик, лисичка, подосиновик, опенок, поганка, вешенка, шампиньон) по внешнему
виду. Знание строения гриба (ножка, шляпка). Различение съедобных и несъедобных грибов.
Знание значения грибов в природе и жизни человека. Знание способов переработки грибов.
Узнавание/различение садовых цветочно-декоративных растений (астра, гладиолус, георгин,
тюльпан, нарцисс, роза, лилия, пион, гвоздика).
Узнавание (различение) дикорастущих цветочно-декоративных растений (ромашка, фиалка,
колокольчик, лютик, василек, подснежник, ландыш); знание строения цветов (корень, стебель,
листья, цветок). Соотнесение цветения цветочно-декоративных растений с временем года.
Знание значения цветочно-декоративных растений в природе и жизни человека. Узнавание
травянистых растений. Узнавание (различение) культурных и дикорастущих травянистых
растений (петрушка, укроп, базилик, кориандр, мята, одуванчик, подорожник, крапива).
Знание значения трав в жизни человека. Узнавание (различение) лекарственных растений
(зверобой, ромашка, календула и др.). Знание значения лекарственных растений в жизни

человека. Узнавание (различение) комнатных растений (герань, кактус, фиалка, фикус). Знание
строения растения. Знание особенностей ухода за комнатными растениями. Знание значения
комнатных растений в жизни человека. Узнавание (различение) зерновых культур (пшеница,
просо, ячмень, рожь, кукуруза, горох, фасоль, бобы) по внешнему виду. Знание значения
зерновых культур в жизни человека. Узнавание (различение) растений природных зон
холодного пояса (мох, карликовая береза). Знание особенностей растений природных зон
холодного пояса. Узнавание (различение) растений природных зон жаркого пояса (кактус,
верблюжья колючка, пальма, лиана, бамбук). Знание особенностей растений природных зон
жаркого пояса.
Животный мир.
Знание строения домашнего (дикого) животного (голова, туловище, шерсть, лапы, хвост, ноги,
копыта, рога, грива, пятачок, вымя, уши). Знание основных признаков животного.
Установление связи строения тела животного с его образом жизни. Узнавание (различение)
домашних животных (корова, свинья, лошадь, коза, овца (баран), кот, собака). Знание питания
домашних животных. Знание способов передвижения домашних животных.
Объединение животных в группу «домашние животные». Знание значения домашних
животных в жизни человека. Уход за домашними животными. Узнавание (различение)
детенышей домашних животных (теленок, поросенок, жеребёнок, козленок, ягненок, котенок,
щенок).
Узнавание (различение) диких животных (лиса, заяц, волк, медведь, лось, белка, еж, кабан,
тигр). Знание питания диких животных. Знание способов передвижения диких животных.
Объединение диких животных в группу «дикие животные». Знание значения диких животных
в жизни человека. Узнавание (различение) детенышей диких животных (волчонок, лисенок,
медвежонок, зайчонок, бельчонок, ежонок). Узнавание (различение) животных, обитающих в
природных зонах холодного пояса (белый медведь, пингвин, олень, песец, тюлень, морж).
Установление связи строения животного с его местом обитания. Знание питания животных.
Знание способов передвижения животных. Узнавание (различение) животных, обитающих в
природных зонах жаркого пояса (верблюд, лев, слон, жираф, зебра, черепаха, носорог, обезьяна,
бегемот, крокодил). Установление связи строения животного с его местом обитания. Знание
питания животных. Знание способов передвижения животных. Знание строения птицы.
Установление связи строения тела птицы с ее образом жизни. Знание питания птиц. Узнавание
(различение) домашних птиц (курица (петух), утка, гусь, индюк). Знание особенностей
внешнего вида птиц. Знание питания птиц. Объединение домашних птиц в группу «домашние
птицы». Знание значения домашних птиц в жизни человека. Узнавание (различение)
детенышей домашних птиц (цыпленок, утенок, гусенок, индюшонок). Узнавание (различение)
зимующих птиц (голубь, ворона, воробей, дятел, синица, снегирь, сова). Узнавание
(различение) перелетных птиц (аист, ласточка, дикая утка, дикий гусь, грач, журавль). Знание
питания птиц. Объединение перелетных птиц в группу «перелетные птицы». Объединение
зимующих птиц в группу «зимующие птицы». Знание значения птиц в жизни человека, в
природе. Узнавание (различение) водоплавающих птиц (лебедь, утка, гусь, пеликан). Знание
значения птиц в жизни человека, в природе. Знание строения рыбы (голова, туловище, хвост,
плавники, жабры). Установление связи строения тела рыбы с ее образом жизни. Знание
питания рыб. Узнавание (различение) речных рыб (сом, окунь, щука). Знание значения речных
рыб в жизни человека, в природе. Знание строения насекомого. Установление связи строения

тела насекомого с его образом жизни. Знание питания насекомых. Узнавание (различение)
речных насекомых (жук, бабочка, стрекоза, муравей, кузнечик, муха, комар, пчела, таракан).
Знание способов передвижения насекомых. Знание значения насекомых в жизни человека, в
природе. Узнавание (различение) морских обитателей (кит, дельфин, морская звезда, медуза,
морской конек, осьминог, креветка). Знание строения морских обитателей. Установление связи
строения тела морского обитателя с его образом жизни. Знание питания морских обитателей.
Знание значения морских обитателей в жизни человека, в природе. Узнавание (различение)
животных, живущих в квартире (кошка, собака, декоративные птицы, аквариумные рыбки,
черепахи, хомяки). Знание особенностей ухода (питание, содержание и др.).
Объекты природы.
Узнавание Солнца. Знание значения солнца в жизни человека и в природе. Узнавание Луны.
Знание значения луны в жизни человека и в природе. Узнавание (различение) небесных тел
(планета, звезда). Знание знаменитых космонавтов. Узнавание изображения Земли из космоса.
Узнавание глобуса – модели Земли. Знание свойств воздуха. Знание значения воздуха в
природе и жизни человека. Различение земли, неба. Определение месторасположения земли и
неба. Определение месторасположения объектов на земле и небе.
Узнавание (различение) форм земной поверхности. Знание значения горы (оврага, равнины) в
природе и жизни человека. Изображение земной поверхности на карте. Узнавание (различение)
суши (водоема). Узнавание леса. Знание значения леса в природе и жизни человека.
Различение растений (животных) леса. Соблюдение правил поведения в лесу. Узнавание луга.
Узнавание луговых цветов. Знание значения луга в природе и жизни человека. Узнавание
некоторых полезных ископаемых (например: уголь, гранит, известняк, песок, глина и др),
знание способов их добычи и значения в жизни человека. Узнавание воды. Знание свойств
воды. Знание значения воды в природе и жизни человека. Узнавание реки. Знание значения
реки (ручья) в природе и жизни человека. Соблюдение правил поведения на реке. Узнавание
водоема. Знание значения водоемов в природе и жизни человека. Соблюдение правил
поведения на озере (пруду). Узнавание огня. Знание свойств огня (полезные свойства,
отрицательное). Знание значения огня в жизни человека. Соблюдение правил обращения с
огнем.
Временные представления.
Узнавание (различение) частей суток (утро, день, вечер, ночь). Представление о сутках как о
последовательности (утро, день, вечер, ночь). Соотнесение частей суток с видами
деятельности. Определение частей суток по расположению солнца. Узнавание (различение)
дней недели. Представление о неделе как о последовательности 7 дней. Различение выходных
и рабочих дней. Соотнесение дней недели с определенными видами деятельности. Узнавание
(различение) месяцев. Представление о годе как о последовательности 12 месяцев.
Соотнесение месяцев с временами года. Узнавание (различение) календарей (настенный,
настольный и др.). Ориентация в календаре (определение года, текущего месяца, дней недели,
предстоящей даты и т.д.). Узнавание (различение) времен года (весна, лето, осень, зима) по
характерным признакам. Представление о годе как о последовательности сезонов. Знание
изменений, происходящих в жизни человека в разное время года. Знание изменений,
происходящих в жизни животных в разное время года. Знание изменений, происходящих в
жизни растений в разное время года. Узнавание (различение) явлений природы (дождь,

снегопад, листопад, гроза, радуга, туман, гром, ветер). Соотнесение явлений природы с
временем года. Рассказ о погоде текущего дня.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение учебного предмета включает:

•

натуральные объекты (игрушки, одежда), муляжи, макеты.

•

Демонстрационные карточки "Дикие животные":

•

Демонстрационные карточки "Птицы России".

•

Демонстрационные карточки "Домашние животные».

•

Демонстрационные карточки "Птицы домашние и декоративные".

•

Демонстрационные карточки "Овощи".

•

Демонстрационные карточки "Насекомые".

•

Демонстрационные карточки "Ягоды".

•

Демонстрационные карточки "Цветы".

•

Демонстрационные карточки "Фрукты".

•

Демонстрационные карточки "Зима".

•

Демонстрационные карточки "Весна".

•

Демонстрационные карточки "Лето".

•

Демонстрационные карточки "Осень".


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.