МКОУ Верхнедобринская СШ
Камышинского муниципального района
Волгоградской области
Специальная индивидуальная программа развития
обучающегося 1 класса
Богдана Б.
(с тяжелыми множественными нарушениями развития II вариант)
по курсу «Окружающий социальный мир»
составлена учителем – Раут Елена Николаевна
С. Верхняя Добринка
2025 г.
Пояснительная записка
1
Рабочая программа коррекционного курса «Окружающий социальный мир» для 1
класса (вариант II) составлена на основе:
- Адаптированной Основной Образовательной программы для обучающихся с
умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), ТМНР вариант II, которая является учебно-методической документацией,
определяющей рекомендуемые Федеральным государственным образовательным
стандартом объем и содержание образования, планируемые результаты освоения
образовательной программы;
- Приказа Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 года №1599 «Об утверждении ФГОС
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
и программно-методического материала;
- учебного плана для обучающихся МКОУ Верхнедобринской СШ
Рабочая программа рассчитана на 33 часа (1 час в неделю).
Характеристика обучающегося
У обучающегося Богдана Б. диагностируется детский церебральный паралич,
системное недоразвитие речи тяжелой степени. У мальчика наблюдаются тяжелые
множественные нарушения развития (ТМНР II вариант). Богдан Б. имеет конкретное
негибкое неразвитое мышление, образование отвлеченных понятий не отслеживается.
Мальчик не понимает обращенную речь. Взгляд на предмет фиксирует на некоторое
время. Внимание не устойчивое. В результате утомления возникает двигательное
беспокойство. Мальчик начинает крутиться из стороны в сторону, проявлять агрессивное
поведение. Речь отсутствует. На игрушки не реагирует, слушает звук погремушки, может
зажать в руке. Ребенок не может передвигаться самостоятельно, не сидит, с трудом держит
голову. Не ест и не пьет самостоятельно. Навыки самообслуживания отсутствуют. Богдан
Б. обучается на дому.
Выполнение программного материала происходит за счет уплотнения тем.
Цель: формирование представлений о человеке, его социальном окружении,
ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения, формирование
общепринятых способов социального взаимодействия.
Задачи предмета:
знакомить с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность,
общепринятые нормы поведения);
формировать представления о предметном мире, созданном человеком
(многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия
с ними);
формировать способы социального взаимодействия.
Программа представлена следующими разделами: «Школа», «Квартира, дом, двор»,
«Продукты питания», «Предметы быта», «Транспорт».
Планируемые результаты освоения учебного курса:
2
Личностные результаты
1. Осознание себя в пространстве, осознание себя как «Я»;
2 Эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности ребенка с
педагогом;
3. Овладение элементарными доступными навыками адаптации в окружающем мире;
Предметные результаты освоения:
Обучающиеся должны уметь:
 доступным способом согласиться на контакт и отказаться от контакта.
 пользоваться игрушками;
 принимать участие доступным способом в совместной игре;
 высказывать свои желания доступным способом;
Обучающиеся должны знать:
 иметь представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах
(мебель, одежда, посуда, игровая площадка), о транспорте.
Формы организации учебного процесса:
Формы обучения
- урок изучения нового материала;
- урок закрепления знаний, умений и навыков;
- комбинированный урок;
- урок экскурсия
Методы и приемы обучения
игровые
• дидактические игры
• подвижные игры,
• игры с мячом
• пальчиковые игры,
• игры в «сухом» бассейне,
• игры с предметами и различными
материалами;
• игры с образными игрушками,
• проигрывание различных
ситуаций общения,
• игры-драматизации
словесные методы
• рассказ,
• объяснение,
• беседа;
наглядные методы
• показ, иллюстрация,
• демонстрация,
практические методы
• рука в руку
• практические упражнения;
• упражнения с картинками;
• упражнения с пиктограммами
(символами);
• упражнения по прослушанному
тексту;
• упражнения со словами и т. п.
Виды деятельности учащихся на уроке:
• совместные действия с педагогом;
• деятельность по подражанию;
• деятельность по образцу;
• деятельность по последовательной инструкции;
• деятельность с привлечением внимания ученика к предмету деятельности;
Система оценки достижений обучающихся
3
По итогам психолого-педагогической диагностики в середине и в конце учебного
года педагогами, работающими с данным ребенком, дается качественное описание
состояния формируемых навыков, представлений, на основании чего проводится оценка
эффективности проводимой коррекционно-развивающей работы, корректировка
поставленных в СИПР целей, планирование дальнейшей работы с учащимся.
Учебно-тематический план
№
1.
2.
3.
4.
5.
Раздел
Школа.
Квартира, дом, двор.
Предметы быта.
Продукты питания.
Предметы и материалы, изготовленные человеком.
Всего:
Кол-во часов
8
4
4
9
8
33
Содержание программы представлено следующими разделами:
Школа – 8 часов
Узнавание (различение) помещений школы. Знание назначения помещений школы.
Квартира, дом, двор – 4 часа
Узнавание (различение) частей дома (окно, дверь).
Узнавание (различение) помещений группы. Знание функционального назначения
помещений квартиры.
Ориентирование во дворе (детская площадка).
Предметы быта – 4 часа
Узнавание (различение) предметов мебели (стол, стул, диван, кровать).
Узнавание (различение) предметов посуды (тарелка, кружка, ложка).
Узнавание (различение) напитков (вода, чай, сок) по внешнему виду, на вкус. Узнавание
(различение) молочных продуктов (йогурт, кефир, молоко) по внешнему виду, на вкус.
Предметы и материалы, изготовленные человеком - 8 часов.
Умение брать предметы одной рукой, двумя руками; захватывать, удерживать их,
перемещать, уметь выпускать.
Основы предметно-практической деятельности. Действия с материалами (игры с водой –
удерживание рук в воде, плескание, пересыпание песка, комканье бумаги).
Действия с предметами (захват, удержание, вынимание из ёмкости, складывание в
ёмкость).
Учебно-методический комплекс, обеспечивающий реализацию программы (включая
электронные ресурсы)
Список литературы (основной)
1. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями
развития (вариант 2).
2. «Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной
отсталостью» под редакцией/ под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой, СПБ,
2012.
4
1.
2.
3.
4.
5.
Список литературы (дополнительный)
Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Знакомимся с окружающим миром:
Пособие для занятий с детьми дошкольного возраста. – М.: ДРОФА, 2007.
Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. – Я – говорю! /»Я – ребенок»,
«Ребенок и мир животных», «Ребенок в семье», «Ребенок и его дом», «Ребенок в
школе», «Ребенок и его игрушки»/ Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь
для занятий с детьми. – М.: ДРОФА, 2007.
Знакомство с окружающим миром», учебник для специальных (коррекционных)
школ VIII вида, Е.Д.Худенко, И.А.Терехова, «Аркти» Москва , 2004 г.
Протасова Е.Ю. Строим, лечим, учим (детям о профессиях). – М.: Карапуз, 2003.
Скворцова В.О. Социальное воспитание детей с отклонениями в развитии М: 2006
– 160 с.
Материально-техническое (информационное, методическое)
оснащение образовательного процесса:
натуральные объекты;
муляжи овощей и фруктов;
макеты;
предметные и сюжетные картинки,
пиктограммы с изображением объектов (в школе, во дворе, в городе);
кухня с посудой и кухонной утварью, продуктами питания;
бумага, пластилин, песок, крупы, ёмкости, совки для предметно-практической
деятельности;
прозрачные емкости для бросового материала;
совочки, формочки, миски, ведра;
мелкие игрушки: изображающие людей, животных, насекомых, растений, птиц,
транспорт, различные строения;
аудио и видеоматериалы, мультипликационные фильмы, иллюстрирующие
социальную жизнь людей, правила поведения в общественных местах и т.д.;
Календарно-тематическое планирование по предмету
Окружающий социальный мир (1раз – 33 часа)
№
п/п
Тема урока
Кол- Дата
во
час
ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ – 16 час.
Характеристика
деятельности
обучающегося
Школа
1.
2.
«Это Я»
«Я ученик»
«Мой класс»
«Мое место за столом»
Школьные принадлежности.
Карандаш.
Тетрадь.
Книга.
4
Умения понимать и
выполнять простую
инструкцию взрослого
3
Умения пользоваться и
использовать по
назначению предметы.
5
3.
1.
2.
3.
1.
2.
1.
2.
Игры на закрепление материала.
«Устроим кукле комнату».
Окно. Дверь
«Площадка для прогулки»
1
Квартира дом, двор
4
Предметы быта
Стол. Стул.
3
Кровать
Тарелка. Кружка. Ложка.
Игры на закрепление материала
1
Закрепление материала
Представления о комнате.
доме, как о месте
жительства; о частях дома:
окно, дверь, крыша)
Закрепление материала
Продукты питания.
Вода.
8
Систематизация и
Чай.
закрепление правил
«Я не проливаю чай»
поведения во время приема
Сок.
пищи.
«Я люблю пить сок»
Молоко.
Йогурт.
Кефир
Игры на повторение материала.
1
Закрепление материала.
Предметы и материалы, изготовленные человеком
Игры и упражнения
7
Совершать действия с
Игры с водой.
предметами.
Игры с песком.
Совершать действия с
Комканье бумаги.
материалами (игры с водой,
Складывание в коробку»
пересыпание – крупы,
«Чудесный мешочек»
песка, комкание бумаги,
Вынимание из коробки.
разминание в руках
пластичных материалов).
Игра на закрепление материала
1
6