МКОУ Верхнедобринская СШ
Камышинского муниципального района
Волгоградской области
Специальная индивидуальная программа развития
обучающегося 1 класса
Богдана Б.
(с тяжелыми множественными нарушениями развития II вариант)
по курсу «Изобразительная деятельность»
на 2025-2026 уч. год
составлена учителем – Раут Елена Николаевна
С. Верхняя Добринка
2025 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа коррекционного курса «Изобразительная деятельность» для 1 класса
(вариант II) составлена на основе:
- Адаптированной Основной Образовательной программы для обучающихся с умеренной,
тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР
вариант II, которая является учебно-методической документацией, определяющей
рекомендуемые Федеральным государственным образовательным стандартом объем и
содержание образования, планируемые результаты освоения образовательной программы;
- Приказа Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 года №1599 «Об утверждении ФГОС
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и
программно-методического материала;
- учебного плана для обучающихся МКОУ Верхнедобринской СШ
Рабочая программа рассчитана на 66 часов (2 часа в неделю).
Характеристика обучающегося
У обучающегося Богдана Б. диагностируется детский церебральный паралич, системное
недоразвитие речи тяжелой степени. У мальчика наблюдаются тяжелые множественные
нарушения развития (ТМНР II вариант). Богдан Б. имеет конкретное негибкое неразвитое
мышление, образование отвлеченных понятий не отслеживается. Мальчик не понимает
обращенную речь. Взгляд на предмет фиксирует на некоторое время. Внимание не
устойчивое. В результате утомления возникает двигательное беспокойство. Мальчик
начинает крутиться из стороны в сторону, проявлять агрессивное поведение. Речь
отсутствует. На игрушки не реагирует, слушает звук погремушки, может зажать в руке.
Ребенок не может передвигаться самостоятельно, не сидит, с трудом держит голову. Не ест и
не пьет самостоятельно. Навыки самообслуживания отсутствуют. Богдан Б. обучается на
Место предмета в базисном учебном плане: 33 часа (1 час в неделю)
Выполнение программного материала происходит за счет уплотнения тем.
Цель: формирование доступных знаний, умений и навыков в области отражения объектов
окружающей действительности при помощи художественных средств.
Задачи предмета:
•
развитие интереса к изобразительной предметно-практической деятельности;
•
формирование элементарных изобразительных и графомоторных умений и навыков;
•
формирование умений пользоваться инструментами на доступном уровне;
•
обучение доступным приемам работы с различными материалами;
•
освоение доступных средств изодеятельности: лепка, рисование, аппликация;
•
развитие способности к совместной и самостоятельной изобразительной
деятельности;
•
накопление впечатлений и формирование интереса к доступным видам
изодеятельности;
•
формирование простейших эстетических ориентиров (красиво – не красиво)
Коррекционно-развивающие:
•
развитие навыков крупной (общей) моторики.
•
развитие мелкой моторики пальцев, кисти рук;
•
развитие целенаправленных движений кисти и пальцев рук;
Воспитательные:
•
воспитывать интерес к процессу обучения;
Программа по изобразительной деятельности включает три раздела: «Лепка», «Рисование»,
«Аппликация».
При разработке программы учитывался диагноз обучающегося, включающий сложные
дефекты развития: тяжелые нарушения речевой, двигательной, эмоционально-волевой и
сенсорной сферы отличается повышенной возбудимостью, испытывает трудности
формирования интересов и социальной мотивации деятельности, имеет грубое выраженное
нарушение всех функций внимания. Изобразительная деятельность занимает важное место в
работе с ребенком с тяжелой умственной отсталостью. Вместе с формированием умений и
навыков изобразительной деятельности у ребенка воспитывается эмоциональное отношение к
миру, формируются восприятия, воображение, память, зрительно-двигательная координация.
На занятиях по аппликации, лепке, рисованию дети имеют возможность выразить себя как
личность, проявить интерес к деятельности или к предмету изображения, доступными для них
способами осуществить выбор изобразительных средств. Многообразие используемых в
изобразительной деятельности материалов и техник позволяет включать в этот вид
деятельности всех детей без исключения.
На уроках обучающийся усваивает элементарные доступные изобразительные и
графомоторные навыки, пространственные представления. Работа осуществляется на основе
предметно-практической деятельности, позволяющей обучающимся познать объект,
используя все анализаторы (слуховые, зрительные, тактильные, двигательные).
Планируемые результаты
Личностные результаты
В результате освоения программы учащийся должен отражать общую характеристику
личности ученика как субъекта учебно-познавательной деятельности:
•
проявлять познавательный интерес;
•
проявлять и выражать свои эмоции;
•
участвовать в совместной деятельности;
•
проявлять эмоционально-положительное отношение к сверстникам, взрослым.
Метапредметные результаты
•
умение слышать учителя;
•
умение использовать средства альтернативной коммуникации (мимика, жесты,
пиктограммы);
•
умение осуществлять перенос и использовать полученные знания в повседневной
жизни и в других видах деятельности;
•
умение работать в паре;
Предметные результаты
Овладение знаниями, умениями и навыками, предшествующими изобразительной
деятельности:
•
следить взглядом за передвижением предметов;
•
принимать помощь взрослого;
•
действовать совместно и по подражанию;
•
перекладывать предметы из одной емкости в другую;
•
нанизывать крупные кольца пирамиды, крупные детали на стержень;
•
действовать с материалами (вода, песок, бумага, тесто);
•
разминать в руках кусочки теста (с помощью, по подражанию);
•
рисовать ладонью, пальцами, мелком с помощью взрослого
Форма организации учебного процесса.
1.
Формы обучения определяются целями уроков, для которых характерно сочетание как
традиционных методов и приемов, так и инновационных:
•
урок закрепления знаний,
•
урок изучения нового материала,
•
интегрированный урок,
•
урок- игра
1.
Методы и приёмы обучения.
- совместные действия ребенка и взрослого;
- действия по подражанию действиям учителя;
игровые методы
•
дидактические игры
•
пальчиковые игры,
•
игры с предметами и различными материалами;
•
игры с образными игрушками,
словесные методы
•
объяснение,
•
беседа;
наглядные методы
•
показ, иллюстрация,
•
демонстрация
практические методы
•
рука в руку
•
практические упражнения;
•
упражнения с пиктограммами (символами);
1.
Виды деятельности учащихся на уроке.
•
игровая;
•
предметно – манипулятивная;
•
предметно – практическая;
•
коммуникативная.
•
совместные действия с педагогом;
Для обучающихся с полным или частичным отсутствием вербальных средств общения
используются приемы, обеспечивающие доступность учебной информации (альтернативные
средства коммуникации):
•
- язык мимики и жестов;
•
- тотальная коммуникация – использование словесного и жестового языков;
•
- пиктограммное общение;
•
- графические изображения (фотография, цветная картинка;
Формы текущего контроля успеваемости:
Критерии усвоения программы.
В начале и в конце учебного года проводится диагностика усвоения программного материала
учащимися. Данные диагностики заносятся в специально разработанную таблицу и служат
показателями определения динамики обучения, позволяют оценить зону актуального развития
обучающегося, выстроить индивидуальный маршрут коррекции. В конце учебного года
составляется психолого-педагогичская характеристика обучающегося.
В конце четверти проводятся обобщающие уроки. Критерии оценивания заносятся в классный
журнал («частично усвоил», «усвоил», «не усвоил»).
Психолого-педагогическое обследование (экспресс-диагностика) проводится в начале, и в
конце учебного года и направлено на выявление коммуникативных возможностей ребёнка с
использованием невербальных и вербальных средств общения, включения в предметнопрактическую деятельность элементов учебной деятельности. На основе полученных данных
составляется психолого-педагогическая характеристика развития ребенка на данный момент,
даются рекомендации по дальнейшему обучению, вносятся коррективы в индивидуальные
коррекционно-развивающие программы.
Содержание учебной программы.
(33 часа, 1 час в неделю)
Учебно-тематический план по предмету
«Изобразительная деятельность»
№
Кол-во
часов
Раздел
1
Лепка
15
2
Аппликация
10
3
Рисование
8
Всего:
Содержание предмета
(1 час в неделю)
33
Получение знаний о материалах, предметах и орудиях труда через базовые действия.
Знакомство с предметами и материалами при помощи рук. Целенаправленный захват и
удержание предметов.
Использование различных захватов (индивидуальный адаптированный хват, ладонный захват).
Целенаправленное отпускание предметов (стимулирование навыка раскрытия ладони;
бросание или отпускание предмета: в неограниченном пространстве, в ограниченном
пространстве, в отверстие ёмкости).
Привлечение внимания учащегося к предметам.
Пальчиковые игры, игры на коленях, «что умеют мои руки, ноги, глаза»; наблюдение за
объектами; практическое исследование объектов. Манипулирование объектами.
Навыки тонкой моторики рук.
Координация движений рук (хлопки, постукивания обеими руками, раскатывание мягкого
пластичного материала);
Пальчиковая гимнастика. Тренировка кистей рук: сжимание, разжимание, встряхивание,
помахивание кистями.
Формирование кинестетической основы движений пальцев рук (игры с пирамидками,
кубиками, матрёшками, настольным конструктором, шнуровками).
Развитие произвольных движений рук, ног, головы, глаз, пальцев и кистей рук по
подражанию и/или словесной инструкции.
Изолированные дифференцированные умения для рук комкание, сминание, разрывание,
пересыпание, вынимание, складывание, перекладывание, разминание, разворачивание,
сворачивание, разглаживание перелистывание, отвинчивание (крышек, деталей, колпачков
флаконов).
Умение узнавать предметы на основе зрительного восприятия (принцип «найди такой же»).
Развитие навыков крупной (общей) моторики.
Выработка динамической координации движений: удержание предмета, перемещение из
руки в руку, с места на место, дотягивания на различные расстояния; ходьба (перемещение
доступным способом) с предметами, сохранение равновесия и целостности переносимого
предмета. Выполнение изолированных, попеременных и последовательных двигательных
действий. Регуляция направления движения, приложения силы, амплитуды, интенсивности
движения.
Игры и упражнения на идентификацию и простейшую группировку по образцу. Игры с
красками: создание цветных пятен большой кистью, губкой, рукой; последующее
ассоциирование этих пятен с реальными объектами. Демонстрация ученикам примеров
рисования красками: «Дорожка для машины», «Капельки». Побуждение эмоционального
отклика на яркие пятна, мазки, штрихи, посредством привлечения внимания к ним,
рассматривания, ассоциирования с реальными объектами.
Жестовые игры. Игры-пантомимы: «Ветер-ветер», «Падают листья», «Дождик», «Прогулка
под зонтиком», «Несу корзину» и др. тематические игры.
Лепка –15 часов
Узнавание пластичного материала: тесто.
Разминание теста.
Отрывание кусочка материала от целого куска.
Отщипывание кусочка материала от целого куска.
Раскатывание теста на доске.
Аппликация –10 часов
Узнавание бумаги: цветная бумага, салфетка.
Узнавание инструментов и приспособлений, используемых для изготовления аппликации:
клей.
Сминание бумаги.
Отрывание бумаги.
Совместное со взрослым выполнение композиции из бумаги.
Сборка изображения объекта из нескольких деталей.
Рисование –8 часов
Узнавание (различение) материалов и инструментов, используемых для рисования: краски,
кисти, емкость для воды.
Оставление графического следа.
Освоение приемов рисования красками.
Освоение приемов рисования кистью: прием касания, прием примакивания.
Рисование точек.
Рисование вертикальных (горизонтальных, наклонных) линий.
Рисование с использованием нетрадиционных техник.
Учебно-методический комплект, обеспечивающий реализацию программы
Список литературы:
1.
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся
с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2).
2.
Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
/Л.Б.Баряева, Д.И.Бойков, В.И.Липакова и др.; под. Ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой. - СПб.:
ЦДК проф. Л.Б.Баряевой 2011.
3.
Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Знакомимся с окружающим миром: Пособие
для занятий с детьми дошкольного возраста. – М.: ДРОФА, 2007.
4.
Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. – Я – говорю! /»Я – ребенок», «Ребенок и
мир животных», «Ребенок в семье», «Ребенок и его дом», «Ребенок в школе», «Ребенок и
явления природы», «Ребенок и мир растений», «Ребенок и его игрушки»/ Упражнения с
пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.: ДРОФА, 2007.
5.
Войлокова Е.Ф., Андрухович Ю.В., Ковалева Л.Ю. Сенсорное воспитание
дошкольников с интеллектуальной недостаточностью: Учебно-методическое пособие. - СПб.:
КАРО, 2005. – 304 с.
6.
Дети с множественными нарушениями развития: учебное пособие для педагогов
психологов, дефектологов/ под ред. Л.М. Шипициной и Е.В.Михайловой. – СПб.: НОУ
«Институт специальной педагогики и психологии», 2012. – 239с.
7.
Зарин А.П., Нефедова Ю.В. Дидактические игры с предметами и материалами для
дошкольников с проблемами в интеллектуальном развитии: Учебное пособие. – СПБ.: Изд-во
РГПУ ит. АИ. Герцена, 2011. – 71с.
8.
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь особому ребенку, СПб, 1998.
9.
Игра и игрушка: инновационная среда развития ребенка: учебно-методическое
пособие. – СПб.:ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011. – 272 с.
10.
Мария Монтессори. Впитывающий разум ребенка. - СПб.: Благотворительный фонд
«Волонтеры», 2009. – 320с.
11.
Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические
материалы /под ред. И.М. Бгажноковой. - М.: ВЛАДОС,2010.
12.
Пазухина И.Н. «Искусство и дети».- М.: просвещение,1986
Материально-техническое оснащение образовательного процесса:
•
стол с емкостью для песка, воды;
•
игрушки для игр с водой;
•
природный материал: песок, тесто, вода;
•
пирамидки, состоящие из колец одинаковой, разной величины;
•
поднос с манкой для рисования;
•
цветной мел;
•
тесто, глина;
•
цветная бумага, салфетки;
•
кисти;
•
клейстер;
•
индивидуальные доски, пластиковые подложки;
•
натуральные объекты, изображения (картинки, фотографии, пиктограммы)
•
альбомы с демонстрационными материалами, составленными в соответствии с
содержанием учебной программы;
•
рабочие альбомы (тетради) с материалом для наклеивания, рисования;
Дидактический материал:
Игры на развитие ручной моторики:
«Поймай шар», «Переложи игрушку», «Собери пирамидку», «Покати матрешку».
Игры с природным материалом:
«Пускаем кораблик», «Ловля рыбок», «Печем куличи», «Следы на песке»
Игры на подражание, усвоение действий по образцу:
« Ладушки», «Бабочка летит», «Возьми, положи, брось», «Найди игрушку», «Прокати мяч»,
«Веселый поезд».
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
Тема урока
Кол-во
Дата
час
Характеристика деятельности
обучающегося
Лепка
1.
Знакомство с предметами и
материалами при помощи
рук.
2
Привлечение внимания учащихся к
предметам. Удержание предмета в
руке;
«Перекладывание предметов
из одной коробки в другую»
Пальчиковые игры, игры на коленях,
«что умеют мои руки, ноги, глаза»;
наблюдение за объектами;
практическое исследование
объектов.
манипулирование объектами.
2.
«Нанизывание колец на
стержень»
2
Пальчиковые игры, игры на коленях,
«что умеют мои руки, ноги, глаза»;
наблюдение за объектами;
практическое исследование
объектов.
манипулирование объектами.
3.
Знакомство с тестом.
Игровые упражнения с
тестом.«Замесим
тесто»«Веселые ладошки».
2
2
Узнавание (различение) пластичных
материалов: тесто. Сжимание,
разминание пластичного материала.
Наблюдение за объектом.
Пальчиковая игра « Ладошки».
4
Раскатывание теста
прямыми движениями
ладоней на доске
2
Раскатывание мягкого пластичного
материала. Обогащение
чувственного опыта, развитие
осязания через стимулирование
ладоней пластичным материалом и
манипуляции с ним.
5.
Раскатывание теста
прямыми движениями
ладоней на доске
2
Раскатывание мягкого пластичного
материала.
6.
Упражнения с пластичным
материалом.
3
Узнавание (различение) пластичных
материалов: тесто.
Прием разминания.
Разминание теста.
Прием разрывания на куски
и их соединение.
Отрывание кусочка материала от
целого куска.
«Сделай также».
Отщипывание кусочка материала от
целого куска.
Прием отщипывания
маленьких кусочков.
«Угощение для курочки».
7.
Игры с бумагой.
2
Изолированные
дифференцированные умения для
рук (сминание, разрывание).Вместе
со взрослым и по подражанию его
действиям после обследования
натуры. Тренировка кистей рук:
сжимание, разжимание, разрывание.
8.
9.
Аппликация из бумажных
комочков «Снег идет».
1
Игровые упражнения с
пирамидками.
3
Отрывание, сминание бумаги.
Умение действовать (вместе со
взрослым) с готовыми
изображениями.
раскладка целого на части,
сборка частей в одно целое.
наблюдение за объектами;
практическое исследование
объектов.
манипулирование объектами.
выполнение последовательно
организованных движений (игры с
пирамидками)
10.
Аппликация из мятой
бумаги: «Снежки»
2
Тренировка тактильно-осязательной
функции, стимулирование
хватательного рефлекса.
Вкладывание в руку ребенка листов
бумаги (салфеток), совместное
снимание их и приклеивание к
бумаге.
Стимулирование зрительного
прослеживания за движением руки.
11
12.
13.
Игры с водой. Опускание
предметов в воду,
вылавливание их из
воды.«Плыви, кораблик»
2
Действие с материалом – вода.
Выполнение совместных действий,
по подражанию. Наблюдение за
объектом, манипулирование им.
«Рисуем
пальчиками»:«Светит
солнышко»
1
Развитие зрительного
сосредоточения и стимулирование
реакции прослеживания за
движением руки.
« Зернышки для птички»
1
Рисование «Дождь идет».
1
Знакомство с красками.
Формирование кинестетических
ощущений при смачивании рук
теплой водой.
Стимулирование зрительного
прослеживания за движением руки.
Погружение пальцев руки ребенка в
миску с теплой водой,
прикладывание пальцев к линолеуму,
рисование «струек».
14
1
Игры с красками: создание
цветных пятен большой
кистью: «Дорожка для
машины» «Капельки»
«Бусы»
Повторение, закрепление.
4
1
Развитие зрительного
сосредоточения и стимулирование
реакции прослеживания за
движением руки.
Побуждение эмоционального
отклика на яркие пятна, мазки,
штрихи, посредством привлечения
внимания к ним, рассматривания.