Адаптированная рабочая программа по физике 9 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Комитет образования, науки молодежной политики Волгоградской области
Администрация Камышинского муниципального района
МКОУ Верхнедобринская СШ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета ФИЗИКА» (адаптированная рабочая программа
обучающегося с задержкой психического развития)
для обучающихся 9 класса

с. Верхняя Добринка – 2025

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Данная адаптированная рабочая программа составлена на основании:
1.Концепция Федерального государственного образовательного стандарта
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
2.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
3.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья».
4.Требования к условиям реализации основной образовательной программы
на основе федеральных государственных образовательных стандартов
начального общего образования для детей с ограниченными возможностями
здоровья: для детей с задержкой психического развития.
5.Рекомендации по осуществлению государственного контроля качества
образования детей с ограниченными возможностями здоровья(проект,
разработанный в рамках государственного контракта от 07.08.2013 №
07.027.11.0015).
6.Проекты адаптированных основных общеобразовательных программ в
редакции от 30.03.2015.
7.Правовое регулирование инклюзивного образования в Федеральном законе
«Об образовании в РФ».
8.Заключения медико-педагогической комиссии.
9. Фундаментального ядра содержания общего образования «Требований
к результатам обучения», представленных в Стандарте основного общего
образования, Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. 7-9
кл./Авторы: А. В. Перышкин, Н. В. Филонович, Е. М. Гутник и реализуется
по учебнику А. В. Перышкина, Е. М. Гутник «Физика. 9 класс». М.: Дрофа,
2022.
Рабочая программа определяет содержание и структуру учебного материала,
последовательность его изучения, пути формирования системы знаний,
умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации
обучающихся; включает пояснительную записку, в которой прописаны

требования к личностным и метапредметным результатам обучения;
содержание курса с перечнем разделов с указанием числа часов,
отводимых на их изучение, и требованиями к предметным результатам
обучения; тематическое планирование с определением основных видов
учебной деятельности школьников; рекомендации по оснащению учебного
процесса.
Требования к уровню подготовки детей, испытывающих трудности в
освоении общеобразовательных программ не соответствуют требованиям,
предъявляемым к ученикам школы общего назначения. Такие дети, из-за
особенностей своего психического развития, трудно усваивают программу по
физике. В силу особенностей развития, нуждаются в дифференцированном и
индивидуальном подходе, дополнительном внимании. В связи с этим в
календарно-тематическое планирование включается блок «Коррекционноразвивающая работа». В данном блоке указаны коррекционные задачи
решаемые педагогом в процессе обучения, целью которых является на основе
решения развивающих упражнений развитие мыслительных операций,
образного мышления, памяти, внимания, речи, а также осуществляется
ликвидация пробелов в знаниях, закрепление изученного материала,
отработка алгоритмов, повторение пройденного. Теория изучается без
выводов сложных формул. Задачи, требующие применения сложных
математических вычислений и формул, решаются в классе с помощью
учителя.
Для обучающегося характерны недостаточный уровень развития отдельных
психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления),
снижение уровня интеллектуального развития, низкий уровень выполнения
учебных заданий, низкая успешность обучения. Поэтому, при изучении
физики требуется интенсивное интеллектуальное развитие средствами
математики на материале, отвечающем особенностям и возможностям
учащихся.
Рабочая программа определяет содержание и структуру учебного материала,
последовательность его изучения, пути формирования системы знаний,
умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации
обучающихся; включает пояснительную записку, в которой прописаны
требования к личностным и метапредметным результатам обучения;
содержание курса с перечнем разделов с указанием числа часов,
отводимых на их изучение, и требованиями к предметным результатам
обучения; тематическое планирование с определением основных видов
учебной деятельности школьников; рекомендации по оснащению учебного
процесса.
Для обучающегося характерны недостаточный уровень развития отдельных
психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления),

снижение уровня интеллектуального развития, низкий уровень выполнения
учебных заданий, низкая успешность обучения. Поэтому, при изучении
физики требуется интенсивное интеллектуальное развитие средствами
математики на материале, отвечающем особенностям и возможностям
учащихся.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений
Российской Федерации отводит 242 часа для обязательного изучения физики
на ступени основного общего образования. В том числе в VII, VIII классах по
70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю и в IX классе 102 часа
при 3 учебных часах в неделю
Рабочая программа по физике
составлена на основе авторской программы для основной школы 7-9 классы
,А.В.Перышкин, Е.М.Гутник, Н.В.Филонович , М «Дрофа» 2016г.
УМК (Учебник): «Физика 9» А.В.Перышкин, Е.М.Гутник, М «Дрофа» 2022г;
Количество часов по учебному плану: 3 часа в неделю.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА.
Школьный курс физики – системообразующий для естественнонаучных
предметов, поскольку физические законы, мироздания, являются основой
содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии.
Физика вооружает школьников научным методом познания, позволяющим
получать объективные знания об окружающем мире.
Цели изучения физики в основной школе следующие:
усвоение учащимися смысла основных понятий и законов физики,
взаимосвязи между ними;
формирование системы научных знаний о природе, ее
фундаментальных законах для построения представления о физической
картине мира;
систематизация знаний о многообразии объектов и явлений природы, о
закономерностях процессов и о законах физики для осознания возможности
разумного использования достижений науки в дальнейшем развитии
цивилизации;
формирование убежденности в познаваемости окружающего мира и
достоверности научных методов его изучения;

организация экологического мышления и ценностного отношения к природе.
Основной целью работы с учащимися с ЗПР является: повышение социальной
адаптации детей через применение физических знаний на практике.
Главными условиями эффективности работы с такими учащимися являются
индивидуализация, систематичность, постепенность и повторяемость.
Достижение целей обеспечивается решением следующих задач:
знакомство учащихся с методами исследования объектов и явлений природы;
приобретение учащимися знаний о механических, тепловых,
электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах,
характеризующих эти явления;
формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и
выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования
с использованием измерительных приборов, широко применяемых в
практической жизни;
овладение учащимися такими понятиями, как природное явление,
эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический
вывод, результат экспериментальной проверки;
понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной
информации, ценности науки для удовлетворения бытовых,
производственных и культурных потребностей человека.
Адресат программы
Программа составлена для учащегося 9класса, которому по заключению
ПМПК рекомендовано обучение по АПООО с ЗПР, ОВЗ (вариант 7.1) :
Коррекционно - образовательные и воспитательные задачи:
Адаптированная рабочая программа разработана с целью освоения
содержания учебного предмета «Физика» для обучающегося с ЗПР.
Задачи:
1. Адаптирование образовательного процесса в соответствии с
особенностями развития обучающегося с ЗПР.

2. Стимулирование интереса обучающегося к познавательной и учебной
деятельности.
3. Развитие умений и навыков самостоятельной учебной деятельности.
Для обучающихся характерны:
замедленное психическое развитие
пониженная работоспособность, быстрая утомляемость, замедленный темп
деятельности
нарушение внимания и памяти, особенно слухоречевой и долговременной
снижение познавательной активности.
При организации учебных занятий с обучающимся с ЗПР планирую:
1. Осуществлять индивидуальный подход к обучающемуся.
2. Предотвращать наступление утомления, используя для этого
разнообразные средства (чередование умственной и практической
деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование
интересного и красочного дидактического материала и т.д.).
3. Использовать методы обучения, которые активизируют познавательную
деятельность детей, развивают их речь и формируют необходимые навыки.
4. Корректировать деятельность обучающегося.
5. Соблюдать повторность обучения на всех этапах урока.
6. Проявлять особый педагогический такт. Постоянно подмечать и поощрять
малейшие успехи ребёнка, своевременно и тактично помогать, развивать в
нем веру в собственные силы и возможности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
КОНКРЕТНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Предметные результаты по 9 классу
Законы взаимодействия и движения тел
Предметными результатами обучения по данной теме являются:
-понимание и способность описывать и объяснять физические явления:
поступательное движение, смена дня и ночи на Земле, свободное падение

тел, невесомость, движение по окружности с постоянной по модулю
скоростью;
-знание и способность давать определения/описания физических понятий:
относительность движения, геоцентрическая и гелиоцентрическая системы
мира; [первая космическая скорость], реактивное движение; физических моделей: материальная точка, система отсчета; (В квадратные скобки заключен
материал, не являющийся обязательным для изучения); физических величин:
перемещение, скорость равномерного прямолинейного движения,
мгновенная скорость и ускорение при равноускоренном прямолинейном
движении, скорость и центростремительное ускорение при равномерном
движении тела по окружности, импульс;
-понимание смысла основных физических законов: законы Ньютона, закон
всемирного тяготения, закон сохранения импульса, закон сохранения энергии
и умение применять их на практике;
-умение приводить примеры технических устройств и живых организмов, в
основе перемещения которых лежит принцип реактивного движения; знание
и умение объяснять устройство и действие космических ракет-носителей;
-умение измерять: мгновенную скорость и ускорение при равноускоренном
прямолинейном движении, центростремительное ускорение при
равномерном движении по окружности;
-умение использовать полученные знания в повседневной жизни (быт,
экология, охрана окружающей среды).
Механические колебания и волны. Звук.
Предметными результатами обучения по данной теме являются:
-понимание и способность описывать и объяснять физические явления:
колебания математического и пружинного маятников, резонанс (в том числе
звуковой), механические
волны, длина волны, отражение звука, эхо; знание и способность давать
определения физических понятий: свободные колебания, колебательная
система, маятник, затухающие колебания, вынужденные колебания, звук и
условия его распространения;физических величин: амплитуда, период и
частота колебаний, собственная частота колебательной системы, высота,
[тембр], громкость звука, скорость звука; физических моделей:
[гармонические колебания], математический маятник;
-владение экспериментальными методами исследования зависимости
периода и частоты колебаний маятника от длины его нити.

3.Электромагнитное поле.
Предметными результатами обучения по данной теме являются:
-понимание и способность описывать и объяснять физические
явления/процессы: электромагнитная индукция, самоиндукция, преломление
света, дисперсия света, поглощение и испускание света атомами,
возникновение линейчатых спектров испускания и поглощения;
-знание и способность давать определения/описания физических понятий:
магнитное поле, линии магнитной индукции, однородное и неоднородное
магнитное поле, магнитный поток, переменный электрический ток,
электромагнитное поле, электромагнитные волны, электромагнитные колебания, радиосвязь, видимый свет; физических величин: магнитная
индукция, индуктивность, период, частота и амплитуда электромагнитных
колебаний, показатели преломления света;
-знание формулировок, понимание смысла и умение применять закон
преломления света и правило Ленца, квантовых постулатов Бора;
-знание назначения, устройства и принципа действия технических устройств:
электромеханический индукционный генератор переменного тока,
трансформатор, колебательный контур, детектор, спектроскоп, спектрограф;
-[понимание сути метода спектрального анализа и его возможностей].
4.Строение атома и атомного ядра.
Предметными результатами обучения по данной теме являются:
-понимание и способность описывать и объяснять физические явления:
радиоактивность, ионизирующие излучения;
-знание и способность давать определения/описания физических понятий:
радиоактивность, альфа-, бета- и гамма-частицы; физических моделей:
модели строения атомов, предложенные Д. Томсоном и Э. Резерфордом;
протонно-нейтронная модель атомного ядра, модель процесса деления ядра
атома урана; физических величин: поглощенная доза излучения,
коэффициент качества, эквивалентная доза, период полураспада;
-умение приводить примеры и объяснять устройство и принцип действия
технических устройств и установок: счетчик Гейгера, камера Вильсона,
пузырьковая камера, ядерный реактор на медленных нейтронах;
-умение измерять: мощность дозы радиоактивного излучения бытовым
дозиметром;

-знание формулировок, понимание смысла и умение применять: закон
сохранения массового числа, закон сохранения заряда, закон радиоактивного
распада, правило смещения;
-владение экспериментальными методами исследования в процессе изучения
зависимости мощности излучения продуктов распада радона от времени;
-понимание сути экспериментальных методов исследования частиц;
-умение использовать полученные знания в повседневной жизни (быт,
экология, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.).
5.Строение и эволюция Вселенной
Предметными результатами обучения по данной теме являются:
-представление о составе, строении, происхождении и возрасте Солнечной
системы;
-умение применять физические законы для объяснения движения планет
Солнечной системы;
-знать, что существенными параметрами, отличающими звезды от планет,
являются их массы и источники энергии (термоядерные реакции в недрах
звезд и радиоактивные в недрах планет);
-сравнивать физические и орбитальные параметры планет земной группы с
соответствующими параметрами планет-гигантов и находить в них общее и
различное;
-объяснять суть эффекта Х. Доплера; формулировать и объяснять суть закона
Э. Хаббла, знать, что этот закон явился экспериментальным подтверждением
модели нестационарной Вселенной, открытой А. А. Фридманом.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
9 КЛАСС (100 часов, 3 часа в неделю)
Дата
проведения
Тема урока
план
факт
Физические методы изучения природы (2 часа)

№
п\п

1.09

1
2

3.09

Физические законы и закономерности. Научный
метод познания.
Роль физики в формировании естественнонаучной

3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22

4.09
8.09
10.09
11.09
15.09
17.09
18.09
22.09
24.09
25.09
29.09
1.10
2.10
6.10
8.10
9.10
13.10
15.10
16.10
20.10
22.10

23
24
25
26
27
28

23.10
5.11
6.11
10.11
12.11

грамотности
Механические явления (52 часа)
Материальная точка. Системы отсчета. Перемещение
Координаты движущегося тела. Перемещение при
прямолинейном равномерном движении
Решение задач по теме «Равномерное движение»
Прямолинейное равноускоренное движение.
Ускорение. Скорость
Решение задач по теме «Ускорение, скорость при
равноускоренном движении»
Перемещение при прямолинейном равноускоренном
движении
Графическое представление равноускоренного
движения
Лабораторная работа №1 «Измерение ускорения
равноускоренного движения»
Решение задач по теме «Равноускоренное движение»
Движение тела по окружности с постоянной по
модулю скоростью
Центростремительное ускорение
Решение задач по теме «Движение тела по
окружности»
Решение задач по теме «Основы кинематики»
Контрольная работа №1 по теме «Основы
кинематики»
Инерциальные системы отсчета. Первый закон
Ньютона
Сила. Второй закон Ньютона
Третий закон Ньютона
Решение задач по теме «Законы Ньютона»
Движение тела под действием силы тяжести
Решение задач по теме «Движение тел под действием
силы тяжести»
Лабораторная работа №2 «Исследование
зависимости пути от времени при равноускоренном
движении без начальной скорости»
Закон всемирного тяготения. Ускорение свободного
падения
Искусственные спутники Земли
Решение задач по теме «Закон всемирного
тяготения»
Движение тел под действием нескольких сил
Решение задач по теме «Движение связанных тел»

29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43

13.11
17.11
19.11
20.11
24.11
26.11
27.11
1.12
3.12
4.12
8.12
10.12
11.12
15.12
17.12
18.12

44
45

22.12
24.12

46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57

25.12
29.12
12.01
14.01
15.01
19.01
21.01
22.01

26.01
28.01
29.01

Решение задач по теме «Движение тел по наклонной
плоскости»
Решение задач по теме «Движение тел по
окружности»
Контрольная работа №2 по теме «Основы динамики»
Импульс тела. Импульс силы.
Решение задач по теме «Импульс»
Закон сохранения импульса
Реактивное движение. Ракеты
Решение задач по теме «Закон сохранения импульса»
Механическая энергия
Закон сохранения полной механической энергии
Решение задач по теме «Закон сохранения полной
механической энергии»
Решение задач по теме «Законы сохранения в
механике»
Контрольная работа №3 по теме «Законы сохранения
в механике»
Механические колебания
Период, частота, амплитуда колебаний
Лабораторная работа №3 «Наблюдение зависимости
периода колебаний груза на нити от длины и
независимости от массы»
Период колебаний математического и пружинного
маятников
Лабораторная работа №4 «Наблюдение зависимости
периода колебаний груза на пружине от массы и
жесткости»
Решение задач по теме « Механические колебания»
Превращения энергии при колебательных
движениях.
Резонанс
Распространение колебаний в среде. Волны
Длина и скорость распространения волн
Источники и характеристики звука
Решение задач по теме «Механические волны»
Контрольная работа №4 по теме «Механические
колебания и волны»
Электромагнитные явления (22 часа)
Магнитное поле. Индукция магнитного поля
Магнитное поле тока. Опыт Эрстеда
Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное
поле Земли.

58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90

2.02
4.02
5.02
9.02
11.02
12.02
16.02
18.02
19.02
25.02
26.02
27.02
2.03
4.03
5.03
11.03
12.03
16.03
18.03

19.03
25.03
26.03
27.03
6.04
8.04
9.04
13.04
15.04
16.04
20.04
22.04
23.04
27.04

Электромагнит. Применение электромагнитов.
Действие магнитного поля на проводник с током.
Сила Ампера
Действие магнитного поля на движущуюся
заряженную частицу. Сила Лоренца
Электродвигатель
Лабораторная работа №5 «Изучение электрического
двигателя постоянного тока»
Решение задач по теме «Магнитное поле»
Магнитный поток
Явление электромагнитной индукции.
Лабораторная работа №6 «Наблюдение явления
электромагнитной индукции»
Конденсатор. Энергия электрического поля
конденсатора.
Колебательный контур
Переменный ток
Электрогенератор. Трансформатор
Решение задач по теме: «Электромагнитная
индукция»
Самостоятельная работа по теме «Магнитное поле»
Электромагнитные волны и их свойства.
Принципы радиосвязи и телевидения.
Влияние электромагнитных излучений на живые
организмы
Контрольная работа №5 по теме «Электромагнитные
колебания и волны»
Квантовые явления (17 часов)
Радиоактивность
Модели атомов. Опыты Резерфорда
Радиоактивные превращения ядер
Экспериментальные методы исследования частиц
Открытие протона и нейтрона
Строение атомного ядра
Ядерные силы. Ядерные реакции
Решение задач по теме «Ядерные реакции»
Энергия связи. Дефект масс
Решение зада по теме «Энергия связи»
Деление ядер урана
Лабораторная работа №7 «Изучение треков
заряженных частиц по готовым фотографиям»
Ядерный реактор
Атомная энергетика

91
92
93
94
95

29.04
30.04
6.05

7.05
13.05

Биологическое действие радиации
Термоядерные реакции
Контрольная работа №6 по теме «Строение атома и
атомного ядра»
Строение и эволюция Вселенной (2ч)
Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира.
Происхождение Солнечной системы. Физическая
природа небесных тел Солнечной системы. Строение и
эволюция Вселенной.
Повторение (5ч)

14.05

Повторение

18.05

Повторение

98
99

20.05

100

25.05

Повторение
Повторение
Повторение

96
97

21.05

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ:
1. А.В. Перышкин, Е.М. Гутник «Физика 9класс»: учебник для
общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2022.
2. А.В. Перышкин Сборник задач по физике: 7-9 кл.ФГОС: к учебникам
А.В. Перышкина и др. – М.: Издательство «Экзамен», 2013.
ЛИТЕРАТУРА, РЕКОМЕНДОВАННАЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ:
1. Лукашик В.И. Сборник задач по физике для 7-9 классов
общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2004 - 2009
2. Перельман Я.И. Занимательная физика. Кн. 1,2- М.: Наука, 1986
3. Перельман Я.И. Знаете ли вы физику.- М.: Наука, 1986
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА УЧИТЕЛЯ:
1.
Волков В.А., Полянский С.Е. Поурочные разработки по физике к
учебным комплектам А.В. Перышкина и С.В. Громова. 7 класс. – М.: ВАКО,
2005
2.
Марон А.Е., Марон Е.А. Физика. 7,8,9 класс: Дидактические материалы
Учебно-методическое пособие. – М.: Дрофа,2004.

ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:
1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=30
2. Открытая физика
http://www.physics.ru/courses/op25part2/design/index.htm
3. Газета «1 сентября»: материалы по физике
http://1september.ru/
4. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
http://festival.1september.ru/
5. Физика.ru
http://www.fizika.ru
6. КМ-школа
http://www.km-school.ru/
7. Электронный учебник
http://www.physbook.ru/
8. Самая большая электронная библиотека рунета. Поиск книг и
журналов
http://bookfi.org/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».