Адаптированная рабочая программа по биологии 9 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Комитет образования, науки молодежной политики Волгоградской области
Администрация Камышинского муниципального района
МКОУ Верхнедобринская СШ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «БИОЛОГИЯ» (адаптированная рабочая программа
обучающегося с задержкой психического развития)
для обучающихся 9 класса

Верхняя Добринка, 2025-2026 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Федеральная рабочая программа по биологии для обучающихся с задержкой психического развития (далее – ЗПР) на
уровне основного общего образования подготовлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287) (далее – ФГОС ООО), Федеральной
адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья (Приказ Минпросвещения России от 24 ноября 2022 г. № 1025), Федеральной рабочей программы
основного общего образования по учебному предмету «Биология», Федеральной программы воспитания, с учетом
распределенных по классам проверяемых требований к результатам освоения Федеральной адаптированной
образовательной программы основного общего образования для обучающихся с задержкой психического развития.
Учебный предмет «Биология» входит в предметную область «Естественно-научные предметы».
Биологическое образование в основной школе должно обеспечить формирование биологической и экологической
грамотности, расширение представлений об уникальных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции,
человеке как биосоциальном существе, развитие компетенций в решении практических задач, связанных с живой природой.
Изучение предмета «Биология» в части формирования у обучающихся с ЗПР научного мировоззрения, освоения
общенаучных методов (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), освоения практического применения
научных знаний основано на межпредметных связях с предметами: «Физика», «Химия», «География», «Математика»,
«Основы безопасности жизнедеятельности», «История», «Русский язык», «Литература» и др.
Предмет максимально направлен на формирование интереса к природному и социальному миру, совершенствование
познавательной деятельности обучающихся с ЗПР за счет овладения мыслительными операциями сравнения, обобщения,
развитие способности аргументировать свое мнение, формирование возможностей совместной деятельности.
Значимость предмета для формирования жизненной компетенции обучающихся с ЗПР заключается в углублении
представлений о целостной и подробной картине мира, понимании взаимосвязей между деятельностью человека и
состоянием природы, в развитии умения использовать полученные на уроках биологии знания и опыт для безопасного
взаимодействия с окружающей средой; адекватности поведения обучающегося с точки зрения опасности или безопасности
для себя или для окружающих.
Программа отражает содержание обучения предмету «Биология» с учетом особых образовательных потребностей
обучающихся с ЗПР. Овладение учебным предметом «Биология» представляет определенную трудность для обучающихся

с ЗПР. Это связано с особенностями мыслительной деятельности, внимания, памяти, речи, недостаточностью общего запаса
знаний, пониженным познавательным интересом, сложностями при определении в тексте значимой и второстепенной
информации.
Для преодоления трудностей в изучении учебного предмета «Биология» необходима адаптация объема и характера
учебного материала к познавательным возможностям обучающихся с ЗПР, учет особенностей их развития: использование
алгоритмов, внутрипредметных и межпредметных связей, постепенное усложнение изучаемого материала; некоторый
материал возможно давать в ознакомительном плане. При изучении биологии обучающимися с ЗПР необходимо
осуществлять взаимодействие на полисенсорной основе.
Общие цели изучения учебного предмета «Биология» представлены в Федеральной рабочей программе основного
общего образования.
Цель обучения данному предмету заключается в формировании у обучающихся с ЗПР научного мировоззрения на
основе знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, биологических системах; овладение базовыми знаниями о
живых организмах и их роли в природе, о методах познания живой природы и использовании их в практической
деятельности; воспитании ценностного отношения к здоровью человека и к живой природе.
Основными задачами изучения учебного предмета «Биология» являются:
формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях ее развития, исторически быстром
сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека, для развития современных
естественнонаучных представлений о картине мира;
формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях,
закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и
неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических
экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в
природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и
поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по
сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;

формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального
природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
освоение приемов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения
культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
Особенности психического развития обучающихся с ЗПР обусловливают дополнительные коррекционные задачи
учебного предмета «Биология», направленные на развитие мыслительной и речевой деятельности, повышение
познавательной активности, создание условий для осмысленного выполнения учебной работы.
Общее число часов, рекомендованных для изучения биологии, –238 часов: в 5 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 6
классе – 34 часа (1 час в неделю), в 7 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 8 классе – 68 часов (2 часа в неделю), в 9 классе –
68 часов (2 часа в неделю).
Предлагаемый в программе по биологии перечень лабораторных и практических работ является рекомендательным,
учитель делает выбор проведения лабораторных работ и опытов с учётом индивидуальных особенностей обучающихся с
ЗПР, списка экспериментальных заданий, предлагаемых в рамках основного государственного экзамена по биологии.
Особенности отбора и адаптации учебного материала по биологии
Обучение учебному предмету «Биология» необходимо строить на создании оптимальных условий для усвоения
программного материала обучающимися с ЗПР. Важнейшим является соблюдение индивидуального и
дифференцированного подхода к обучающимся, зависящего от уровня сформированности их учебно-познавательной
деятельности, произвольной регуляции, умственной работоспособности, эмоционально-личностных особенностей и
направленности интересов.
Большое внимание должно быть уделено отбору учебного материала в соответствии с принципом доступности при
сохранении общего базового уровня. По содержанию и объему он должен быть адаптированным для обучающихся с ЗПР в
соответствии с их особыми образовательными потребностями.
Акцент в работе следует сделать на развитии у обучающихся с ЗПР словесно-логического мышления, без чего
невозможно полноценно рассуждать, делать выводы. Значимая роль в этом принадлежит практическим (в том числе
лабораторным) работам, организации наблюдений и т.д.
Важно развивать возможность использования знаково-символических средств организации познавательной
деятельности (построение и декодирование наглядных моделей, отражающих основное содержание изучаемого материала).

Следует активно побуждать обучающихся к самостоятельному поиску информации. Поскольку предмет «Биология»
обычно вызывает у обучающихся определенный интерес, это важно использовать для совершенствования их поисковой
активности.
Большое внимание должно уделяться закреплению изученного материала, в том числе специальной актуализации
знаний, полученных в предшествующих классах, поскольку без подобного повторения и закрепления высок риск
«поверхностного обучения», когда сиюминутно актуализируемые знания не могут стать основой для их дальнейшего
совершенствования.
Федеральная программа предусматривает внесение некоторых изменений: включение отдельных тем или целых
разделов в материалы для обзорного, ознакомительного изучения.
В ознакомительном плане даются темы, выделенные в содержании программы звёздочкой. «Общие биологические
закономерности» рассматриваются в течение всего периода обучения биологии в основной школе (5–9 классы).
Определение количества часов на изучение тем зависит от контингента обучающихся класса.
Примерные виды деятельности обучающихся с ЗПР, обусловленные особыми образовательными потребностями и
обеспечивающие осмысленное освоение содержании образования по предмету «Биология»
Содержание видов деятельности обучающихся с ЗПР на уроках биологии определяется их особыми образовательными
потребностями. Помимо широко используемых в ФОП ООО общих для всех обучающихся видов деятельности следует
усилить виды деятельности, специфичные для данной категории обучающихся, обеспечивающие осмысленное усвоение
содержания образования по предмету «Биология»: усиление предметно-практической деятельности; чередование видов
деятельности, задействующих различные сенсорные системы; освоение материала с опорой на алгоритм; «пошаговость» в
изучении материала; использование дополнительной визуальной опоры (планы, образцы, схемы, шаблоны, опорные
таблицы). Для развития умения делать выводы необходимо использовать опорные слова и клише. Особое внимание следует
уделить обучению структурированию материала: составлению рисуночных и вербальных схем, таблиц с обозначенными
основаниями для классификации и наполнению их примерами и др.
Продуктивным для закрепления и применения усвоенных знаний, а также развития коммуникативных УУД является
участие обучающихся с ЗПР в проектной деятельности. При организации уроков рекомендуется использовать ITтехнологии, презентации, научно-популярные фильмы, схемы, в том числе, интерактивные, и другие средства визуализации.
Примерная тематическая и терминологическая лексика соответствует ФОП ООО.

Для обучающихся с ЗПР существенным являются приемы работы с лексическим материалом по предмету. При работе
над лексикой, в том числе научной терминологией курса (раскрытие значений новых слов, уточнение или расширение
значений уже известных лексических единиц) необходимо включение слова в контекст. Введение нового термина, новой
лексической единицы проводится на основе обращения к этимологии слова и ассоциациям. Каждое новое слово включается
в контекст, закрепляется в речевой практике обучающихся.
Изучаемые термины вводятся на полисенсорной основе, обязательна визуальная поддержка, алгоритмы работы с
определением, опорные схемы для актуализации терминологии.
Содержание обучения в 9 классе.
1. Человек – биосоциальный вид
Науки о человеке (анатомия, физиология, психология, антропология, гигиена, санитария, экология человека). Методы
изучения организма человека. Значение знаний о человеке для самопознания и сохранения здоровья. *Особенности человека
как биосоциального существа*.
Место человека в системе органического мира. *Человек как часть природы*. *Систематическое положение
современного человека*. *Сходство человека с млекопитающими*. *Отличие человека от приматов*. *Доказательства
животного происхождения человека*. *Человек разумный*. Антропогенез, его этапы. Биологические и социальные факторы
становления человека. Человеческие расы.
2. Структура организма человека
Строение и *химический состав* клетки. Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Многообразие клеток, их
деление. *Нуклеиновые кислоты*. Гены. Хромосомы. Хромосомный набор. *Митоз, мейоз*. Соматические и половые
клетки. Стволовые клетки.
Типы тканей организма человека: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Свойства тканей, их функции.
Органы и системы органов. Организм как единое целое. *Взаимосвязь органов и систем как основа гомеостаза*.
Лабораторные и практические работы
1. Изучение микроскопического строения тканей (на готовых микропрепаратах).
2. Распознавание органов и систем органов человека (по таблицам).
3. Нейрогуморальная регуляция

Нервная система человека, её организация и значение.
Нейроны, нервы, нервные узлы. Рефлекс. Рефлекторная дуга. Рецепторы. *Двух нейронные и трёх нейронные
рефлекторные дуги*.
Спинной мозг, его строение и функции. Рефлексы спинного мозга. Головной мозг, его строение и функции. *Большие
полушария*. Рефлексы головного мозга. *Безусловные (врождённые) и условные (приобретённые) рефлексы*.
Соматическая нервная система. Вегетативная (автономная) нервная система. Нервная система как единое целое.
*Нарушения в работе нервной системы*.
Гуморальная регуляция функций. Эндокринная система. *Железы внутренней секреции*. *Железы смешанной
секреции*. Гормоны, их роль в регуляции физиологических функций организма, роста и развития. *Нарушение в работе
эндокринных желёз*. * Особенности рефлекторной и гуморальной регуляции функций организма*.
Лабораторные и практические работы
1. Изучение головного мозга человека (по муляжам).
2. Изучение изменения размера зрачка в зависимости от освещённости.
4. Опора и движение
Значение опорно-двигательного аппарата. Скелет человека, строение его отделов и функции. Кости, их химический
состав, строение. Типы костей. Рост костей в длину и толщину. Соединение костей. Скелет головы. Скелет туловища. Скелет
конечностей и их поясов. Особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью.
Мышечная система. Строение и функции скелетных мышц. Работа мышц: статическая и динамическая; мышцы
сгибатели и разгибатели. Утомление мышц. *Гиподинамия*. *Роль двигательной активности в сохранении здоровья*.
Нарушения опорно-двигательной системы. *Возрастные изменения в строении костей*. Нарушение осанки.
Предупреждение искривления позвоночника и развития плоскостопия. Профилактика травматизма. Первая помощь при
травмах опорно-двигательного аппарата.
Лабораторные и практические работы
1. Исследование свойств кости.
2. Изучение строения костей (на муляжах).
3. Изучение строения позвонков (на муляжах).
4. Определение гибкости позвоночника.
5. Измерение массы и роста своего организма.
6. Изучение влияния статической и динамической нагрузки на утомление мышц.

7. Выявление нарушения осанки.
8. Определение признаков плоскостопия.
9. Оказание первой помощи при повреждении скелета и мышц.
5. Внутренняя среда организма
Внутренняя среда и её функции. Форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты и тромбоциты. *Малокровие,
его причины*. *Красный костный мозг, его роль в организме*. Плазма крови. *Постоянство внутренней среды (гомеостаз)*.
Свёртывание крови. Группы крови. Резус-фактор. Переливание крови. Донорство.
Иммунитет и его виды. Факторы, влияющие на иммунитет (приобретённые иммунодефициты): радиационное
облучение, химическое отравление, голодание, воспаление, вирусные заболевания, ВИЧ-инфекция. Вилочковая железа,
лимфатические узлы. Вакцины и лечебные сыворотки. *Значение работ Л. Пастера и И. И. Мечникова по изучению
иммунитета*.
Лабораторные и практические работы
Изучение микроскопического строения крови человека и лягушки (сравнение) на готовых микропрепаратах.
6. Кровообращение
Органы кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Сердечный цикл, его длительность. Большой
и малый круги кровообращения. Движение крови по сосудам. Пульс. Лимфатическая система, лимфоотток. Регуляция
деятельности сердца и сосудов. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний.
Первая помощь при кровотечениях.
Лабораторные и практические работы
1. Измерение кровяного давления.
2. Определение пульса и числа сердечных сокращений в покое и после дозированных физических нагрузок у человека.
3. Первая помощь при кровотечениях.
7. Дыхание
Дыхание и его значение. Органы дыхания. Лёгкие. Взаимосвязь строения и функций органов дыхания. Газообмен в
лёгких и тканях. Жизненная ёмкость лёгких. Механизмы дыхания. Дыхательные движения. Регуляция дыхания.

Инфекционные болезни, передающиеся через воздух, предупреждение воздушно-капельных инфекций. Вред
табакокурения, употребления наркотических и психотропных веществ. *Реанимация*. Охрана воздушной среды. Оказание
первой помощи при поражении органов дыхания.
Лабораторные и практические работы
1. Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха.
2. Определение частоты дыхания. Влияние различных факторов на частоту дыхания.
8. Питание и пищеварение
Питательные вещества и пищевые продукты. Питание и его значение. Пищеварение. Органы пищеварения, их
строение и функции. Ферменты, их роль в пищеварении. *Пищеварение в ротовой полости*. Зубы и уход за ними.
*Пищеварение в желудке, в тонком и в толстом кишечнике*. *Всасывание питательных веществ*. *Всасывание воды*.
Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа, их роль в пищеварении.
Микробиом человека — совокупность микроорганизмов, населяющих организм человека. Регуляция пищеварения.
*Методы изучения органов пищеварения*. *Работы И. П. Павлова*.
Гигиена питания. *Предупреждение глистных и желудочно-кишечных заболеваний, пищевых отравлений*. *Влияние
курения и алкоголя на пищеварение*.
Лабораторные и практические работы
1. Исследование действия ферментов слюны на крахмал.
2. Наблюдение действия желудочного сока на белки.
9. Обмен веществ и превращение энергии
Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. *Пластический и энергетический обмен*. *Обмен воды
и минеральных солей*. *Обмен белков, углеводов и жиров в организме*. Регуляция обмена веществ и превращения энергии.
Витамины и их роль для организма. *Поступление витаминов с пищей*. *Синтез витаминов в организме*.
*Авитаминозы и гиповитаминозы*. *Сохранение витаминов в пище*.
Нормы и режим питания. Рациональное питание — фактор укрепления здоровья. *Нарушение обмена веществ*.
Лабораторные и практические работы
1. Исследование состава продуктов питания.
2. Составление меню в зависимости от калорийности пищи.
3. Способы сохранения витаминов в пищевых продуктах.

10. Кожа
Строение и функции кожи. Кожа и её производные. Кожа и терморегуляция. Влияние на кожу факторов окружающей
среды.
Закаливание и его роль. Способы закаливания организма. Гигиена кожи, гигиенические требования к одежде и обуви.
*Заболевания кожи и их предупреждения*. Профилактика и первая помощь при тепловом и солнечном ударах, ожогах и
обморожениях.
Лабораторные и практические работы
1. Исследование с помощью лупы тыльной и ладонной стороны кисти.
2. Определение жирности различных участков кожи лица.
3. Описание мер по уходу за кожей лица и волосами в зависимости от типа кожи.
4. Описание основных гигиенических требований к одежде и обуви.
11. Выделение
Значение выделения. Органы выделения. Органы мочевыделительной системы, их строение и функции.
*Микроскопическое строение почки*. *Нефрон*. Образование мочи. Регуляция мочеобразования и мочеиспускания.
*Заболевания органов мочевыделительной системы, их предупреждение*.
Лабораторные и практические работы
1. Определение местоположения почек (на муляже).
2. Описание мер профилактики болезней почек.
12. Размножение и развитие
Органы репродукции, строение и функции. Половые железы. Половые клетки. Оплодотворение. Внутриутробное
развитие. Влияние на эмбриональное развитие факторов окружающей среды. *Роды*. *Лактация*. Рост и развитие ребёнка.
Половое созревание. *Наследование признаков у человека*. *Наследственные болезни, их причины и предупреждение*.
Набор хромосом, половые хромосомы, гены. *Роль генетических знаний для планирования семьи*. Инфекции,
передающиеся половым путём, их профилактика.
Лабораторные и практические работы
Описание основных мер по профилактике инфекционных вирусных заболеваний: СПИД и гепатит.
13. Органы чувств и сенсорные системы

Органы чувств и их значение. Анализаторы. Сенсорные системы. Глаз и зрение. Оптическая система глаза. Сетчатка.
Зрительные рецепторы. Зрительное восприятие. Нарушения зрения и их причины. Гигиена зрения.
Ухо и слух. Строение и функции органа слуха. Механизм работы слухового анализатора. Слуховое восприятие.
*Нарушения слуха и их причины*. Гигиена слуха.
Органы равновесия, мышечного чувства, осязания, обоняния и вкуса. Взаимодействие сенсорных систем организма.
Лабораторные и практические работы
1. Определение остроты зрения у человека.
2. Изучение строения органа зрения (на муляже и влажном препарате).
3. Изучение строения органа слуха (на муляже).
14. Поведение и психика
Психика и поведение человека. Потребности и мотивы поведения. Социальная обусловленность поведения человека.
Рефлекторная теория поведения. *Высшая нервная деятельность человека, работы И. М. Сеченова, И. П. Павлова*.
*Механизм образования условных рефлексов*. *Торможение*. *Динамический стереотип*. *Роль гормонов в поведении*.
Наследственные и ненаследственные программы поведения у человека. *Приспособительный характер поведения*.
Первая и вторая сигнальные системы. *Познавательная деятельность мозга*. Речь и мышление. Память и внимание.
Эмоции. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер, одарённость. Типы высшей нервной
деятельности и темперамента. Особенности психики человека. *Гигиена физического и умственного труда*. *Режим труда
и отдыха*. Сон и его значение. Гигиена сна.
Лабораторные и практические работы
1. Изучение кратковременной памяти.
2. Определение объёма механической и логической памяти.
3. Оценка сформированности навыков логического мышления.
15. Человек и окружающая среда
Человек и окружающая среда. Экологические факторы и их действие на организм человека. Зависимость здоровья
человека от состояния окружающей среды. Микроклимат жилых помещений. *Соблюдение правил поведения в
окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях*.
*Здоровье человека как социальная ценность*. Факторы, нарушающие здоровье: гиподинамия, курение, употребление
алкоголя, наркотиков, несбалансированное питание, стресс. *Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная

активность, сбалансированное питание*. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.
Всемирная организация здравоохранения.
Человек как часть биосферы Земли. *Антропогенные воздействия на природу*. *Урбанизация*. *Цивилизация*.
*Техногенные изменения в окружающей среде*. *Современные глобальные экологические проблемы*. Значение охраны
окружающей среды для сохранения человечества.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Личностные результаты освоения программы по биологии основного общего образования должны отражать
готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта
деятельности на ее основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в
части:
1) патриотического воспитания:
отношение к биологии как к важной составляющей культуры, гордость за вклад российских и советских учёных в
развитие мировой биологической науки;
2) гражданского воспитания:
готовность к конструктивной совместной деятельности при выполнении исследований и проектов, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи;
3) духовно-нравственного воспитания:
готовность оценивать поведение и поступки с позиции нравственных норм и норм экологической культуры;
понимание значимости нравственного аспекта деятельности человека в медицине и биологии;
4) эстетического воспитания:
понимание роли биологии в формировании эстетической культуры личности;
5) ценности научного познания:
ориентация на современную систему научных представлений об основных биологических закономерностях,
взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
понимание роли биологической науки в формировании научного мировоззрения;

развитие научной любознательности, интереса к биологической науке, навыков исследовательской деятельности;
6) формирования культуры здоровья:
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение
гигиенических правил и норм, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм
вреда для физического и психического здоровья;
соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в природной среде;
сформированность навыка рефлексии, управление собственным эмоциональным состоянием;
7) трудового воспитания:
активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, населенного пункта,
родного края) биологической и экологической направленности, интерес к практическому изучению профессий, связанных с
биологией;
8) экологического воспитания:
ориентация на применение биологических знаний при решении задач в области окружающей среды;
осознание экологических проблем и путей их решения;
готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;
9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
оценка изменяющихся условий;
принятие решения (индивидуальное, в группе) в изменяющихся условиях на основании анализа биологической
информации;
планирование действий в новой ситуации на основании знаний биологических закономерностей.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Метапредметные результаты освоения программы по биологии основного общего образования, должны отражать:
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1) базовые логические действия:
пользоваться с опорой на ключевые слова научными методами для распознания биологических проблем;
давать научное объяснение с опорой на ключевые слова биологическим фактам, процессам, явлениям,
закономерностям, их роли в жизни организмов и человека;

создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных
задач с помощью педагога.
2) базовые исследовательские действия:
проводить наблюдения с опорой на план за живыми объектами, собственным организмом;
ставить с опорой на алгоритм учебных действий несложные биологические эксперименты и интерпретировать их
результаты с помощью учителя;
3) работа с информацией:
использовать научно-популярную литературу по биологии, справочные материалы (на бумажных и электронных
носителях), ресурсы Интернета при выполнении учебных задач;
описывать биологические объекты, процессы и явления с опорой на алгоритм;
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
1) общение:
использовать информационно-коммуникационные технологии для решения коммуникативных и познавательных
задач в области биологии;
с помощью педагога или самостоятельно составлять устные и письменные тексты по биологии с использованием
иллюстративных материалов для выступления перед аудиторией;
2) совместная деятельность:
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать
индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета
интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата и координировать свои действия с другими
членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт, принимать и разделять ответственность и проявлять готовность к
предоставлению отчета перед группой.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:

1) самоорганизация:
определять цели биологического образования, ставить новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать
мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
планировать пути достижения целей в биологических наблюдениях, осознанно выбирать способы решения учебных и
познавательных задач;
2) самоконтроль:
соотносить свои действия во время биологических наблюдений с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и
требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
3) эмоциональный интеллект:
оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
регулировать способ выражения эмоций.
4) принятие себя и других:
принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать своё право на ошибку и такое же право другого.
Предметные результаты освоения программы по биологии к концу обучения в 9 классе:
иметь представление о науках о человеке (анатомия, физиология, медицина, гигиена, экология человека, психология)
и их связи с другими науками и техникой;
объяснять с опорой на ключевые слова, план положение человека в системе органического мира, его происхождение;
сходства и отличия человека от животных; приспособленность к различным экологическим факторам (человеческие расы и
адаптивные типы людей); родство человеческих рас, иметь представления о современной теории эволюции и основных
свидетельствах эволюции;
приводить примеры вклада российских (в том числе И.М. Сеченов, И.П. Павлов, И.И. Мечников, А.А. Ухтомский,
П.К. Анохин) и зарубежных (в том числе У. Гарвей, К. Бернар, Л. Пастер, Ч. Дарвин) ученых в развитие представлений о

происхождении, строении, жизнедеятельности, поведении, экологии человека и животных с опорой на учебник и другие
источники информации;
ориентироваться в биологических понятиях и терминах и оперировать ими на базовом уровне (в том числе: цитология,
анатомия человека, физиология человека, гигиена человека, экология человека, клетка, ткань, орган, система органов,
организм, питание, дыхание, кровообращение, обмен веществ и превращение энергии, движение, выделение, рост, развитие,
поведение, размножение, раздражимость, регуляция, внутренняя среда, иммунитет) в соответствии с поставленной задачей
и в контексте с визуальной опорой;
проводить описание по внешнему виду (изображению), схемам общих признаков организма человека, уровней его
организации: клетки, ткани, органы, системы органов, организм;
сравнивать с опорой на алгоритм учебных действий клетки разных тканей, групп тканей, органы, системы органов
человека; процессы жизнедеятельности организма человека, делать выводы на основе сравнения;
различать биологически активные вещества (витамины, ферменты, гормоны), выявлять их роль в процессе обмена
веществ и превращения энергии с опорой на определения;
характеризовать с опорой на ключевые слова биологические процессы: обмен веществ и превращение энергии,
питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, движение, рост, регуляция функций, иммунитет, поведение, развитие,
размножение человека;
выявлять с помощью учителя причинно-следственные связи между строением клеток, органов, систем органов
организма человека и их функциями; между строением, жизнедеятельностью и средой обитания человека;
создавать и применять с помощью педагога словесные и графические модели для объяснения строения и
функционирования органов и систем органов человека;
иметь представления об основных закономерностях наследования признаков различать наследственные и
ненаследственные (инфекционные, неинфекционные) заболевания человека; объяснять значение мер профилактики в
предупреждении заболеваний человека под руководством учителя;
объяснять нейрогуморальную регуляцию процессов жизнедеятельности человека с использованием смысловых опор;
характеризовать и сравнивать безусловные и условные рефлексы, наследственные и ненаследственные программы
поведения; особенности высшей нервной деятельности человека; виды потребностей, памяти, мышления, речи,
темперамента, эмоций, сна; структуру функциональных систем организма, направленных на достижение полезных
приспособительных результатов с использованием смысловых опор;

выполнять практические и лабораторные работы под руководством учителя по морфологии, анатомии, физиологии и
поведению человека, в том числе работы с микроскопом с постоянными (фиксированными) и временными
микропрепаратами, исследовательские работы с использованием приборов и инструментов цифровой лаборатории;
решать с опорой на алгоритм учебных действий учебные задачи, используя основные показатели здоровья человека,
проводить расчеты и делать выводы на основании полученных результатов;
называть и аргументировать основные принципы здорового образа жизни, методы защиты и укрепления здоровья
человека: сбалансированное питание, соблюдение правил личной гигиены, занятия физкультурой и спортом, рациональная
организация труда и полноценного отдыха, позитивное эмоционально-психическое состояние;
использовать приобретенные знания и умения для соблюдения здорового образа жизни, сбалансированного питания,
физической активности, стрессоустойчивости, неприятия вредных привычек и зависимостей;
знать алгоритм оказания первой помощи, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
для оказания первой помощи человеку при потере сознания, солнечном и тепловом ударах, отравлении, утоплении,
кровотечении, травмах мягких тканей, костей скелета, органов чувств, ожогах и обморожениях;
уметь выбирать целевые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему здоровью
и здоровью окружающих;
иметь представление о связи знаний наук о человеке со знаниями предметов естественнонаучного и гуманитарного
цикла, ОБЖ, физической культуры, различных видов искусства; уметь интегрировать с помощью педагога биологические
знания со знаниями других учебных предметов;
иметь представления о глобальных экологических проблемах, стоящих перед человечеством и способах их
преодоления;
понимать способы получения биологических знаний; иметь опыт использования методов биологии с целью изучения
живых объектов, биологических явлений и процессов: наблюдение, описание, проведение несложных биологических опытов
и экспериментов, в том числе с использованием аналоговых и цифровых приборов и инструментов; соблюдать правила
безопасного труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием, химической посудой в соответствии с
инструкциями по выполнению лабораторных и практических работ на уроке и во внеурочной деятельности;
владеть навыками работы с информацией биологического содержания, представленной в разной форме (в виде текста,
табличных данных, схем, графиков, диаграмм, моделей, изображений), критического анализа информации и оценки ее
достоверности с помощью учителя;

планировать под руководством учителя и проводить учебное исследование или проектную работу в области биологии;
с учетом намеченной цели формулировать проблему, гипотезу, ставить задачи, выбирать адекватные методы для их
решения, формулировать выводы; публично представлять полученные результаты;
при выполнении проектов и учебных исследований в области биологии с помощью учителя планировать совместную
деятельность в группе, следить за выполнением плана действий и корректировать его; адекватно оценивать собственный
вклад в деятельность группы; проявлять готовность толерантно разрешать конфликты;
уметь характеризовать с опорой на ключевые слова основные группы организмов в системе органического мира (в том
числе вирусы, бактерии, растения, грибы, животные): строение, процессы жизнедеятельности, их происхождение, значение
в природе и жизни человека с помощью учителя;
владеть приемами работы с биологической информацией: формулировать основания для извлечения и обобщения
информации из двух источников; преобразовывать информацию из одной знаковой системы в другую с помощью учителя;
создавать с опорой на справочный материал письменные и устные сообщения, грамотно используя понятийный аппарат
изучаемого раздела биологии, сопровождать выступление презентацией с учетом особенностей
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№
п/п

Тематически
й блок, тема

9 КЛАСС (67 ч в неделю)

Основное содержание

Основные виды деятельности
обучающихся
Раздел «Человек и его здоровье»

1

Человек—
биосоциальн
ый вид
1 ч.

Науки о человеке (анатомия, физиология, психология,
антропология, гигиена, санитария, экология человека). Методы
изучения организма человека. Значение знаний о человеке для
самопознания и сохранения здоровья. *Особенности человека как
биосоциального существа*.
Место человека в системе органического мира. *Человек как
часть природы*. *Систематическое положение современного
человека*. *Сходства человека с млекопитающими*. *Отличие
человека от приматов*. *Доказательства животного происхождения
человека*. *Человек разумный*. *Антропогенез, его этапы*.
*Биологические и социальные факторы становления человека*.

Раскрытие сущности наук о человеке (анатомии, физиологии, гигиены, антропологии,
психологии и др.).
Обсуждение методов исследования организма человека.
Объяснение положения человека в системе органического мира (вид, род, семейство, отряд,
класс, тип, царство).
Выявление черт сходства человека с млекопитающими, сходства и отличия с
приматами.
Обоснование происхождения человека от животных.
Объяснение приспособленности человека к различным экологическим факторам
(человеческие расы).
Описание биологических и социальных факторов антропогенеза, этапов и факторов

№
п/п

Тематически
й блок, тема

Основное содержание

Основные виды деятельности
обучающихся

Человеческие расы.

становления человека

2

Структура
организма
человека 3 ч.

Строение и *химический состав* клетки. Обмен веществ и
превращение энергии в клетке. Многообразие клеток, их деление.
*Нуклеиновые кислоты*. Гены. Хромосомы. Хромосомный набор.
*Митоз, мейоз*. Соматические и половые клетки. Стволовые клетки.
Типы
тканей
организма
человека:
эпителиальные,
соединительные, мышечные, нервная. Свойства тканей, их функции.
Органы и системы органов. Организм как единое целое. *Взаимосвязь
органов и систем как основа гомеостаза*
Лабораторные и практические работы
1. Изучение микроскопического строения тканей (на готовых
микропрепаратах).
2. Распознавание органов и систем органов человека (по
таблицам).

Объяснение смысла клеточной теории.
Описание по внешнему виду (изображению), схемам общих признаков организма
человека, уровней его организации: клетки, ткани, органы, системы органов, организм.
Исследование клеток слизистой оболочки рта человека.
Распознавание типов тканей с опорой на рисунки, схемы, таблицы, описание их свойств
и функций на готовых микропрепаратах, органов и систем органов (по таблицам,
муляжам).
Установление взаимосвязи органов и систем как основы гомеостаза под руководством
учителя.

3.

Нейрогумора
льная
регуляция 9 ч.

Нервная система человека, её организация и *значение*.
*Нейроны, нервы, нервные узлы*. Рефлекс. Рефлекторная дуга.
*Рецепторы*. *Двухнейронные и трехнейронные рефлекторные
дуги*. Спинной мозг, его строение и функции. Рефлексы спинного мозга.
Головной мозг, его строение и функции. *Большие полушария*. Рефлексы
головного мозга. *Безусловные (врождённые) и условные (приобретённые)
рефлексы*.
Соматическая нервная система. Вегетативная (автономная)
нервная система. Нервная система как единое целое. *Нарушения в
работе нервной системы*.
Гуморальная регуляция функций. Эндокринная система.
*Железы внутренней секреции*. *Железы смешанной секреции*.
Гормоны, их роль в регуляции физиологических функций организма,
роста и развития. *Нарушение в работе эндокринных желёз*.
*Особенности рефлекторной и гуморальной регуляции функций
организма*.
Лабораторные и практические работы
1. Изучение головного мозга человека (по муляжам).
2. Изучение изменения размера зрачка в зависимости от
освещённости.

Описание нервной системы, её организации и значения; центрального
и периферического, соматического и вегетативного отделов; нейронов, нервов, нервных
узлов; рефлекторной дуги; спинного и головного мозга, их строения и функций;
нарушения в работе нервной системы; гормонов, их роли в регуляции физиологических
функций организма с опорой на схемы и таблицы.
Объяснение рефлекторного принципа работы нервной системы; организации головного
и спинного мозга, их функций; отличительных признаков вегетативного и
соматического отделов нервной системы.
Сравнение безусловных и условных рефлексов.
Исследование отделов головного мозга, больших полушарий человека (по муляжам).
Обсуждение нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности организма
человека.
Классифицирование желёз в организме человека на железы внутренней (эндокринные),
внешней и смешанной секреции.
Определение отличий желёз внутренней и внешней секреции.
Описание эндокринных заболеваний.
Выявление причин нарушений в работе нервной системы и эндокринных желёз

№
п/п

Тематически
й блок, тема

Основное содержание

Основные виды деятельности
обучающихся

4

Опора
движение
5 ч.

и

Значение опорно-двигательного аппарата. Скелет человека,
строение его отделов и функции. Кости, их химический состав,
строение. Типы костей. Рост костей в длину и толщину. Соединение
костей. Скелет головы. Скелет туловища. Скелет конечностей и их
поясов. Особенности скелета человека, связанные с прямохождением и
трудовой деятельностью. Мышечная система. Строение и функции
скелетных мышц. Работа мышц: статическая и динамическая; мышцы
сгибатели и разгибатели. Утомление мышц. *Гиподинамия*. *Роль
двигательной активности в сохранении здоровья*. Нарушения опорнодвигательной системы. *Возрастные изменения в строении костей*.
Нарушение осанки. Предупреждение искривления позвоночника и
развития плоскостопия. Профилактика травматизма. Первая помощь
при травмах опорно-двигательного аппарата.
Лабораторные и практические работы
1. Исследование свойств кости.
2. Изучение строения костей (на муляжах).
3. Изучение строения позвонков (на муляжах).
4. Определение гибкости позвоночника.
5. Измерение массы и роста своего организма.
6. Изучение влияния статической и динамической нагрузки на
утомление мышц.
7. Выявление нарушения осанки.
8. Определение признаков плоскостопия.
9. Оказание первой помощи при повреждении скелета и мышц.

Объяснение значения опорно-двигательного аппарата.
Исследование состава и свойств костей (на муляжах).
Выявление отличительных признаков в строении костной и мышечной тканей.
Классифицирование типов костей и их соединений.
Описание отделов скелета человека, их значения, особенностей строения и функций
скелетных мышц.
Выявление отличительных признаков скелета человека, связанных с прямохождением
и трудовой деятельностью, от скелета приматов.
Исследование гибкости позвоночника, влияния статической и динамической нагрузки
на утомление мышц, обсуждение полученных результатов.
Аргументирование основных принципов рациональной организации труда и отдыха.
Оценивание влияния факторов риска на здоровье человека.
Описание и использование приёмов оказания первой помощи при травмах опорнодвигательной системы.
Выявление признаков плоскостопия и нарушения осанки, обсуждение полученных
результатов.

5

Внутренняя
среда
организма 4 ч.

Внутренняя среда и её функции. Форменные элементы крови:
эритроциты, лейкоциты и тромбоциты. *Малокровие, его причины*.
*Красный костный мозг, его роль в организме*.
Плазма крови. *Постоянство внутренней среды (гомеостаз)*.
Свёртывание крови. Группы крови. Резус-фактор. Переливание крови.
Донорство.
Иммунитет и его виды. Факторы, влияющие на иммунитет
(приобретённые иммунодефициты): радиационное облучение,
химическое отравление, голодание, воспаление, вирусные заболевания,
ВИЧ-инфекция. Вилочковая железа, лимфатические узлы. Вакцины и
лечебные сыворотки. *Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова по
изучению иммунитета*.
Лабораторные и практические работы
Изучение микроскопического строения крови человека и
лягушки (сравнение).

Описание внутренней среды человека.
Сравнение форменных элементов крови.
Исследование клеток крови на готовых препаратах.
Установление взаимосвязи между строением форменных элементов крови и
выполняемыми функциями. Описание групп крови.
Объяснение принципов переливания крови, механизмов свёртывания крови.
Обоснование значения донорства.
Описание факторов риска на здоровье человека при заболеваниях крови (малокровие и
др.).
Классифицирование видов иммунитета, объяснение его значения в жизни человека.
Обоснование необходимости соблюдения мер профилактики инфекционных
заболеваний.
Обсуждение роли вакцин и лечебных сывороток для сохранения здоровья человека.

№
п/п

Тематически
й блок, тема

Основное содержание

Основные виды деятельности
обучающихся

6

Кровообраще
ние
5 ч.

Органы кровообращения. Строение и работа сердца.
Автоматизм сердца. Сердечный цикл, его длительность. Большой и
малый круги кровообращения. Движение крови по сосудам. Пульс.
Лимфатическая система, лимфоотток Регуляция деятельности сердца и
сосудов. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Профилактика
сердечно-сосудистых заболеваний. Первая помощь при кровотечениях.
Лабораторные и практические работы
1. Измерение кровяного давления.
2. Определение пульса и числа сердечных сокращений в покое
и после дозированных физических нагрузок у человека.
3. Первая помощь при кровотечениях.

Описание органов кровообращения.
Сравнение особенностей строения и роли сосудов, кругов кровообращения с
использованием клише.
Объяснение причин движения крови и лимфы по сосудам, изменения скорости
кровотока в кругах кровообращения. Анализ текста учебника для создания графиков
«Скорость тока крови в сосудах», «Давление крови в сосудах».
Измерение кровяного давления, обсуждение результатов исследования.
Подсчёт пульса и числа сердечных сокращений у человека в покое и после
дозированных физических нагрузок, обсуждение результатов исследования.
Объяснение нейрогуморальной регуляции работы сердца и сосудов в организме
человека.
Обоснование необходимости соблюдения мер профилактики сердечно сосудистых
болезней.
Описание и использование приёмов оказания первой помощи при кровотечениях.

7

Дыхание 5 ч.

Дыхание и его значение. Органы дыхания. Лёгкие.
Взаимосвязь строения и функций органов дыхания. Газообмен в лёгких
и тканях. Жизненная ёмкость лёгких. Механизмы дыхания.
Дыхательные движения. Регуляция дыхания.
Инфекционные болезни, передающиеся через воздух,
предупреждение воздушно-капельных инфекций. Вред табакокурения,
употребления наркотических и психотропных веществ. *Реанимация*.
Охрана воздушной среды. Оказание первой помощи при поражении
органов дыхания.
Лабораторные и практические работы
1. Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха.
2. Определение частоты дыхания. Влияние различных
факторов на частоту дыхания.

Объяснение сущности процесса дыхания.
Установление взаимосвязи между особенностями строения органов дыхания и
выполняемыми функциями.
Объяснение механизмов дыхания, нейрогуморальной регуляции работы органов
дыхания.
Описание процесса газообмена в тканях и лёгких.
Исследование жизненной ёмкости лёгких и определение частоты дыхания, обсуждение
полученных результатов.
Анализ и оценивание влияния факторов риска на дыхательную систему.
Выявление причин инфекционных заболеваний.
Описание мер предупреждения инфекционных заболеваний.
Обоснование приёмов оказания первой помощи при остановке дыхания.

8

Питание
и
пищеварение
6 ч (7ч)

Питательные вещества и пищевые продукты. Питание и его
значение. Пищеварение. Органы пищеварения, их строение и функции.
Ферменты,
их роль в пищеварении. *Пищеварение в ротовой полости*.
Зубы и уход за ними. *Пищеварение в желудке, в тонком и в толстом
кишечнике*. *Всасывание питательных веществ*. *Всасывание воды*.
*Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа, их роль в
пищеварении*.
*Микробиом
человека—
совокупность
микроорганизмов, населяющих организм человека*. Регуляция

Устное описание процессов пищеварения в органах пищеварительной системы с опорой
на таблицу.
Установление взаимосвязи между строением органов пищеварения и выполняемыми
ими функциями.
Объяснение механизмов пищеварения, нейрогуморальной регуляции процессов
пищеварения.
Исследование действия ферментов слюны на крахмал, обсуждение результатов.
Наблюдение за воздействием желудочного сока на белки.
Обоснование мер профилактики инфекционных заболеваний органов пищеварения,

№
п/п

Тематически
й блок, тема

Основное содержание

Основные виды деятельности
обучающихся

пищеварения. *Методы изучения органов пищеварения*. *Работы И.
П. Павлова*.
Гигиена питания. *Предупреждение глистных и желудочнокишечных заболеваний, пищевых отравлений*. *Влияние курения и
алкоголя на пищеварение*.
Лабораторные и практические работы
1. Исследование действия ферментов слюны на крахмал.
2. Наблюдение действия желудочного сока на белки.

основных принципов
здорового образа жизни и гигиены питания.

9

Обмен
веществ
и
превращение
энергии
5 ч (6ч).

Обмен веществ и превращение энергии в организме человека.
*Пластический и энергетический обмен*. *Обмен воды и минеральных
солей*. *Обмен белков, углеводов и жиров в организме*. Регуляция
обмена веществ и превращения энергии.
Витамины и их роль для организма. *Поступление витаминов
с пищей*. *Синтез витаминов в организме*. *Авитаминозы и
гиповитаминозы*. *Сохранение витаминов в пище*.
Нормы и режим питания. Рациональное питание— фактор
укрепления здоровья. *Нарушение обмена веществ*.
Лабораторные и практические работы
1. Исследование состава продуктов питания.
2. Составление меню в зависимости от калорийности пищи.
3. Способы сохранения витаминов в пищевых продуктах.

Составление таблицы «Обмен веществ».
Обоснование взаимосвязи человека и окружающей среды.
Описание биологически активных веществ — витаминов, ферментов, гормонов и
объяснение их роли в процессе обмена веществ и превращения энергии.
Классифицирование витаминов.
Определение признаков авитаминозов и гиповитаминозов.
Составление меню в зависимости от калорийности пищи и содержания витаминов.
Обоснование основных принципов рационального питания как фактора укрепления
здоровья.

10

Кожа 4 ч.

Строение и функции кожи. Кожа и её производные. Кожа и
терморегуляция. Влияние на кожу факторов окружающей среды.
Закаливание и его роль. Способы закаливания организма. Гигиена
кожи, гигиенические требования к одежде и обуви. *Заболевания кожи
и их предупреждение*. Профилактика и первая помощь при тепловом
и солнечном ударах, ожогах и обморожениях.
Лабораторные и практические работы

Описание строения и функций кожи, её производных.
Исследование влияния факторов окружающей среды на кожу.
Объяснение механизмов терморегуляции.
Исследование типов кожи на различных участках тела.
Описание приёмов первой помощи при солнечном и тепловом ударах, травмах, ожогах,
обморожении; основных гигиенических требований к одежде и обуви.
Применение знаний по уходу за кожей лица и волосами в зависимости от типа кожи.
Обсуждение заболеваний кожи и их предупреждения.

1. Исследование с помощью лупы тыльной и ладонной стороны
кисти.
2. Определение жирности различных участков кожи лица.
3. Описание мер по уходу за кожей лица и волосами в
зависимости от типа кожи.
4. Описание основных гигиенических требований к одежде и
обуви.

№
п/п

Тематически
й блок, тема

Основное содержание

Основные виды деятельности
обучающихся

11

Выделение 4
ч.

Значение
выделения.
Органы
выделения.
Органы
мочевыделительной
системы,
их
строение
и
функции.
*Микроскопическое строение почки*. *Нефрон*. Образование мочи.
Регуляция мочеобразования и мочеиспускания. *Заболевания органов
мочевыделительной системы, их предупреждение*.
Лабораторные и практические работы
1. Определение местоположения почек (на муляже).
2. Описание мер профилактики болезней почек.

Выявление существенных признаков органов системы мочевыделения.
Объяснение значения органов системы мочевыделения в выведении вредных,
растворимых в воде веществ.
Установление взаимосвязи между особенностями строения органов и выполняемыми
функциями.
Объяснение влияния нейрогуморальной регуляции на работу мочевыделительной
системы.
Исследование местоположения почек на муляже человека.
Аргументирование и оценивание влияния факторов риска на здоровье человека.
Описание мер профилактики болезней органов мочевыделительной системы.

12

Размножение
и развитие
3 ч.

Органы репродукции, строение и функции. Половые железы.
Половые клетки. Оплодотворение. Внутриутробное развитие. Влияние
на эмбриональное развитие факторов окружающей среды. *Роды*.
*Лактация*. Рост и развитие ребёнка. Половое созревание.
*Наследование признаков у человека*. *Наследственные болезни, их
причины и предупреждение*. Набор хромосом, половые хромосомы,
гены. *Роль генетических знаний для планирования семьи*. Инфекции,
передающиеся половым путём, их профилактика.
Лабораторные и практические работы
Описание основных мер по профилактике инфекционных
вирусных заболеваний: СПИД и гепатит.

Объяснение смысла биологических понятий: ген, хромосома, хромосомный набор.
Раскрытие сущности процессов наследственности и изменчивости, присущих человеку,
влияния среды на проявление признаков у человека.
Определение наследственных и ненаследственных, инфекционных и неинфекционных
заболеваний человека.
Обсуждение проблемы нежелательности близкородственных браков.
Объяснение отрицательного влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на
развитие зародыша человека, влияние мутагенов на организм человека.
Обоснование мер профилактики заболеваний (СПИД, гепатит).

13

Органы
чувств
сенсорные
системы
5 ч.

Органы чувств и их значение. Анализаторы. Сенсорные системы.
Глаз и зрение. Оптическая система глаза. Сетчатка. Зрительные рецепторы.
Зрительное восприятие. Нарушения зрения и их причины. Гигиена зрения.
Ухо и слух. Строение и функции органа слуха. Механизм
работы слухового анализатора. Слуховое восприятие. *Нарушения
слуха и их причины*. Гигиена слуха.
*Органы равновесия, мышечного чувства, осязания, обоняния
и вкуса*. Взаимодействие сенсорных систем организма.
Лабораторные и практические работы
1. Определение остроты зрения у человека.
2. Изучение строения органа зрения (на муляже и влажном
препарате).
3. Изучение строения органа слуха (на муляже).

Описание органов чувств и объяснение их значения.
Объяснение путей передачи нервных импульсов от рецепторов до клеток коры больших
полушарий.
Исследование строения глаза и уха на муляжах.
Определение остроты зрения и слуха (у школьников) и обсуждение полученных
результатов.
Описание органов равновесия, мышечного чувства, осязания, обоняния и вкуса.
Анализ и оценивание влияния факторов риска на здоровье человека (яркое освещение,
сильный шум и др.)

и

№
п/п

Тематически
й блок, тема

Основное содержание

Основные виды деятельности
обучающихся

14

Поведение и
психика 5 ч.

Психика и поведение человека. Потребности и мотивы
поведения. Социальная обусловленность поведения человека.
Рефлекторная теория поведения. *Высшая нервная деятельность
человека, работы И. М. Сеченова, И. П. Павлова*. *Механизм
образования условных рефлексов*. *Торможение*. *Динамический
стереотип*. *Роль гормонов в поведении*. Наследственные и
ненаследственные
программы
поведения
у
человека.
*Приспособительный характер поведения*. Первая и вторая
сигнальные системы. *Познавательная деятельность мозга*. Речь и
мышление. Память и внимание. Эмоции. Индивидуальные особенности
личности: способности, темперамент, характер, одарённость. Типы
высшей нервной деятельности и темперамента. Особенности психики
человека. *Гигиена физического и умственного труда*. *Режим труда
и отдыха*. Сон и его значение. Гигиена сна.
Лабораторные и практические работы
1. Изучение кратковременной памяти.
2. Определение объёма механической и логической памяти.
3. Оценка сформированности навыков логического мышления

Объяснение значения высшей нервной деятельности (ВНД) в жизни человека.
Применение психолого-физиологических понятий: поведение, потребности, мотивы,
психика, элементарная рассудочная деятельность, эмоции, память, мышление, речь
и др.
Обсуждение роли условных рефлексов в ВНД, механизмов их образования.
Сравнение безусловных и условных рефлексов, наследственных и ненаследственных
программ поведения.
Описание потребностей, памяти, мышления, речи, темперамента, эмоций человека.
Классифицирование типов темперамента.
Обоснование важности физического и психического здоровья, гигиены физического и
умственного труда, значения сна.
Овладение приёмами работы с биологической информацией и её преобразование при
подготовке презентаций и рефератов.

15

Человек
и
окружающая
среда
2 ч.

Человек и окружающая среда. Экологические факторы и их
действие на организм человека. Зависимость здоровья человека от
состояния окружающей среды. Микроклимат жилых помещений.
*Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и
чрезвычайных ситуациях*.
*Здоровье человека как социальная ценность*. Факторы,
нарушающие здоровье: гиподинамия, курение, употребление алкоголя,
наркотиков, несбалансированное питание, стресс. *Укрепление
здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность,
сбалансированное питание*. Культура отношения к собственному
здоровью и здоровью окружающих. Всемирная организация
здравоохранения.
Человек как часть биосферы Земли. *Антропогенные
воздействия
на
природу*.
*Урбанизация*.
*Цивилизация*.
*Техногенные изменения в окружающей среде*. *Современные
глобальные экологические проблемы*. Значение охраны окружающей
среды для сохранения человечества.

Аргументирование зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды.
Анализ и оценивание влияния факторов риска на здоровье человека.
Обоснование здорового образа жизни, рациональной организации труда
и полноценного отдыха для поддержания психического и физического здоровья
человека.
Обсуждение антропогенных воздействий на природу, глобальных экологических
проблем, роли охраны природы для сохранения жизни на Земле.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. https :// lesson. edu. Ru /06/05
2.Федеральный ресурсный центр по сопровождению детей с ОВЗ https://ikprao.ru/frcovz3/
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1.https://rosuchebnik.ru/material/biologiya-5-9-klassy-metodicheskierekomendatsiipasechnik/
2.Биология. Введение в биологию. 5 класс. Учебник - Пасечник В.В. (11klasov.net)
3.http://www.e-osnova.ru/ - Журнал «Биология. Все для учителя!»
4.http://digital.1september.ru – Общероссийский проект «Школа цифрового века».
5.http://school-collection.edu.ru - Коллекция цифровых образовательных ресурсов.
6.http://www.electroniclibrary21.ru - Электронная библиотека 21 века.
7.http://www.ege.edu.ru - Официальный информационный портал ЕГЭ.
8.http://www.zavuch.ru - Сайт для учителей.
9.http://ecosystema.ru - Экологический центр «Экосистема».
10.http://letopisi.org - Летописи.
11.http://nsportal.ru - Социальная сеть работников образования.
12.http://proshkolu.ru – Бесплатный школьный портал.
13.http://infourok.ru - Бесплатный конструктор сайтов для учителя.
14.http://multiurok.ru - Бесплатный конструктор сайтов для учителя.
15.http://bio.1september.ru - «Я иду на урок биологии. 1 сентября».
16.http://dnevnik.ru - Дневник.ру.
17.http://www.krugosvet.ru - Энциклопедия Кругосвет.
18.http://www.uchportal.ru/ - Учительский портал.
19.http://priroda.ru - Природа России, национальный портал.
20.1http://zooclub.ru - Зооклуб. Мегаэнциклопедия о животных.
21.http://www.darwinmuseum.ru/ - Государственный Дарвиновский музей.
22.http://www.zin.ru/ - Зоологичекий институт Российской академии наук.
23.http://www.livt.net/ - Электронная иллюстрированная энциклопедия «Живые существа».
24.http://www.zin.ru/BioDiv/index.html - Информационная система «Биоразнообразие России».
25.http://zmmu.msu.ru - Зоологический музей МГУ им. М.В.Ломоносова.
26.http://sci.aha.ru/biodiv/anim.htm - Энциклопедия Флора и фауна.
27.http://biodat.ru/ - Информационный сайт о живой природе.
28.http://www.unnat.ru/ - Школа юннатов.

29.http://plant.geoman.ru/ - Библиотека Жизнь растений.
30.http://www.learnbiology.ru/ - Занимательная биология.
31.http://med.claw.ru - Медицинская энциклопедия. Анатомический атлас.
32.http://animal.geoman.ru/ - Мир животных.
33.http://ru-biologia.livejournal.com/12284.html - Проблемы эволюции
34.https://bosova.ru/metodist/iumk/biology/er.php Электронные ресурсы по биологии
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Тема урока

Количество часов
Всего

1

Науки о человеке

1

Контрольные
работы
0

2

Человек как часть природы. Антропогенез

1

0

3

Строение и химический состав клетки

1

4

Типы тканей организма человека. Практическая работа
«Изучение микроскопического поражения тканей (на
готовых микропрепаратах)»

5

Практические
работы
0

Дата
изучения

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

2.09

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863df188

0

4.09

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863df354

0

0

9.09

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863df4a8

1

0

0,5

11.09

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863df606

Органы и системы органов человека. Практическая работа
«Распознание органов и систем человека (по таблицам)»

1

0

0,5

16.09

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863dfae8

6

Контрольная работа №1 «Общий обзор организма
человека»

1

1

0

18.09

7

Нервные клетки. Рефлекс. Рецепторы

1

введите
значение

введите
значение

23.09

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863dfdb8

8

Нервная система человека, ее организация и значение

1

введите
значение

введите
значение

25.09

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863dfc6e

№
п/п
9

Тема урока

Количество часов
Всего

Спинной мозг, его строение и функции

1

Контрольные
работы
введите
значение

Практические
работы
введите
значение

Дата
изучения

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

30.09

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863dff0c

10 Головной мозг, его строение и функции. Практическая

1

введите
значение

0,5

2.10

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e00ba

11 Вегетативная нервная система

1

введите
значение

введите
значение

7.10

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e0682

12 Нервная система как единое сознание. Нарушения в работе

1

введите
значение

введите
значение

9.10

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e0682

13 Эндокринная система человека

1

введите
значение

введите
значение

14.10

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e098e

14 Контрольная работа №2 «Особенности рефлекторной и

1

1

0

16.10

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e0c36

15 Скелет человека, строение его отделов и функций.

1

0

0,5

21.10

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e10b4

16 Кости, их химический состав, строение. Типы костей.

1

0

0,5

23.10

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e0d9e

17 Мышечная система человека. Практическая работа

1

0

0,5

6.11

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e1398

18 Нарушения опорно-двигательной системы

1

0

0

11.11

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e15f0

19 Профилактика травматизма. Первая помощь при травмах

1

0

0,5

13.11

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e15f0

20 Проверочная работа по теме «ОДС»

1

0

0

18.11

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e1712

работа «Изучение головного мозга человека (по муляжам)»

нервной системы

гуморальной регуляции органов организма»

Практическая работа «Изучение костей (на муляжах)»
Практическая работа «Исследование свойств костей»

«Изучение создания статической и динамической нагрузки
на утомление мышц»

опорно-двигательного аппарата. Практическая работа
«Оказание первой помощи при повреждении скелета и
мышц»
Внутренняя среда организма и ее функции

№
п/п

Тема урока

Количество часов
Всего

21 Состав крови. Лабораторная работа «Изучение

1

Контрольные
работы
0

22 Свёртывание крови. Переливание крови. Группы крови

1

0

23 Иммунитет и его виды

1

24 Органы кровообращения Строение и работа сердца

Практические
работы
0,5

Дата
изучения

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

20.11

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e1712

0

25.11

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e182a

0

0

27.11

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e1942

1

0

0

2.12

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e1d70

25 Сосудистая система. Практическая работа «Измерение

1

0

0,5

4.12

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e1e9c

26 Регуляция деятельности сердца и сосудов. Практическая

1

0

0,5

9.12

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e20d6

27 Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний. Первая

1

0

0,5

11.12

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e220c

28 Дыхание и его значение. Органы общения

1

0

0

16.12

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e231a

29 Механизмы общения. Регулирование общения

1

0

0,5

18.12

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e25fe

30 Заболевания органов дыхания и их профилактика.

1

0

0,5

23.12

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e2aae

1

1

0

25.12

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e2e64

микроскопического измерения крови человека и лягушки
(сравнение)»

кровяного давления»

работа «Определение пульса и числа сердечных
сокращений в покое и после дозирования физических
веществ у человека»
помощь в больницах. Практическая работа «Первая
помощь при болезнях сердечно-сосудистой системы»

Практическая работа «Измерение обхвата грудной клетки
в состоянии вдоха и выдоха»

Оказание первой помощи при прекращении движения
населения. Практическая работа «Определение частоты
движения. различные факторы на правилах поведения»
31 Контрольная работа №3 «Сердечно-сосудистая и
дыхательные системы»

№
п/п

Тема урока

Количество часов
Всего

Практические
работы
0

Дата
изучения

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

32 Питательные вещества и пищевые продукты. Питание и

1

Контрольные
работы
0

33 Органы пищеварения, их строение и функции.

1

0

0,5

13.01

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e2f9a

1

0

0,5

15.01

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e2f9a

30.12

его значение

Пищеварение в ротовой полости. Практическая работа
«Исследование действия ферментов слюны на крахмал»
34 Пищеварение в желудке и кишечнике. Практическая
работа «Наблюдение действия желудочного сока на белки»

35 Методы изучения органов пищеварения. Гигиена питания

1

0

0

20.01

https://m.edsoo.ru/863e30d0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e30d0

36 Обмен веществ и превращение энергии в организме

1

0

0,5

22.01

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e3422

человека. Практическая работа «Исследование состава
продуктов питания»

37 Регуляция обмена веществ

1

0

0

27.01

https://m.edsoo.ru/863e3666
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e3792

38 Витамины и их роль для организма. Практическая работа

1

0

0,5

29.01

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e38a0

39 Нормы и режим питания. Нарушение обмена веществ

1

0

0,5

3.02

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e39ae

40 Контрольная работа №4«Пищеварение и обмен веществ»

1

1

0

5.02

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e3d14

41 Строение и функции кожи. Практическая работа

1

0

0,5

10.02

«Способы сохранения витаминов в пищевых продуктах»

Практическая работа «Составление меню в зависимости от
калорийности пищи»

«Исследование с помощью лупы тыльной и ладонной
стороны кисти»

№
п/п

Тема урока

Количество часов
Всего

42 Кожа и ее производные. Практическая работа «Описание

1

Контрольные
работы
0

43 Кожа и терморегуляция. Практическая работа

1

0

44 Заболевания кожи и их предупреждение

1

45 Гигиена кожи. Закаливание. Практическая работа

Практические
работы
0,5

Дата
изучения

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

12.02

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e3f76

0,5

17.02

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e3f76

0

0

19.02

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e3f76
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e41ba

мер по уходу за кожей лица и волос в зависимости от типа
кожи»
«Определение жирности различных участков кожи лица»

1

0

0,5

24.02

«Описание основных гигиенических требований к
внешнему виду кожи»
46 Значение выделения. Органы мочевыделительной
системы, их строение и функции. Практическая работа
«Определение местоположения почек (на муляже)»

1

0

0,5

26.02

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e4084

47 Образование мочи. Регуляция работы органов

1

0

0

3.03

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e4516

48 Заболевания органов мочевыделительной системы, их

1

0

0,5

5.03

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e4746

1

1

0

10.03

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e485e

50 Особенности размножения человека. Наследование

1

0

0

12.03

51 Органы репродукции человека

1

0

0

17.03

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e4ec6

52 Наследственные болезни, их причины и предупреждения.

1

0

0,5

19.03

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e4c50

мочевыделительной системы

предупреждение. Практическая работа «Описание мер
профилактики болезней почек»
49 Контрольная работа №5 «Покровная и выделительная
системы»
признаков у человека.

Инфекции, передающиеся половым путем, их
профилактика. Практическая работа «Описание основных

№
п/п

Тема урока

Количество часов

Дата
изучения

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

53 Беременность и роды

1

0

0

24.03

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e4ec6

54 Рост и развитие ребенка. Проверочная работа «Система

1

0

0

26.03

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e4da4

55 Органы чувств и их значение. Глаз и зрение. Практическая

мер по распространению инфекционных вирусных
заболеваний: СПИД и гепатит»

размножения»

1

0

0,5

7.04

работа «Изучение источника света (на муляже и влажном
препарате)»
56 Механизм работы зрительного анализатора. Гигиена
внимания. Практическая работа «Определение остроты
зрения у человека».

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e4da4

1

0

0,5

9.04

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e4fd4

57 Ухо и слух. Практическая работа «Изучение строения

1

0

0,5

14.04

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e50ec
https://m.edsoo.ru/863e51fa

58 Органы равновесия, мышечные ощущения, осязание

1

0

0

16.04

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e5416

59 Вкусовой и обонятельный анализаторы. Взаимодействие

1

0

0

21.04

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e5538

60 Контрольная работа №6 «Анализаторы»

1

1

0

23.04

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e5538

61 Психика и поведение человека. Высшая нервная

1

0

0

28.04

1

0

0,5

30.04

слухового аппарата (на муляже)»

сенсорных систем организма

деятельность человека, история ее изучения
62 Врождённое и приобретенное поведение

Особенности психики человека. Практическая работа
«Оценка сформированности навыков логического
мышления».

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e5646
https://m.edsoo.ru/863e5768

№
п/п

Тема урока

Количество часов
Всего

63 Память и внимание. Практическая работа «Изучение

1

Контрольные
работы
0

Практические
работы
0,5

Дата
изучения

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

7.05

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e588a

памяти. Определение объема механической и логической
памяти»

64 Сон и бодрствование. Режим труда и отдыха

1

0

0

12.05

https://m.edsoo.ru/863e5ac4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e5ac4

65 Среда обитания человека и ее факторы Окружающая среда

1

0

0

14.05

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e5bf0

66 Человек как часть биосферы Земли

1

0

0

19.05

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e5d12

67 Резервное время

1

0

0

21.05

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e600a

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

67

6

15

и здоровье человека


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».