МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Волгоградская область
Камышинский муниципальный район
МКОУ Верхнедобринская СШ
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
учебного предмета внеурочной деятельности
«Функциональная грамотность в математике»
для обучающихся 10 класса
на 2025-2026 учебный год
Учитель математики :
Шевченко Наталья Александровна
Количество часов в неделю: 10 класс- 0,25ч
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Функциональная грамотность (Основы математической
грамотности)» разработана в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта. Программа рассчитана на 8 часов и
предназначена для обучающихся 10 классов общеобразовательной школы.
Главная цель изучения курса - формирование всесторонне образованной личности,
умеющей ставить цели, организовывать свою деятельность, оценивать результаты своего
труда, применять математические знания в жизни.
Содержание построено таким образом, что изучение всех последующих тем
обеспечивается знаниями по ранее изученным темам базовых курсов. Предполагаемая
методика изучения и структура программы позволяют наиболее эффективно организовать
учебный процесс, в том числе и обобщающее повторение учебного материала. В процессе
занятий вводятся новые методы решения, но вместе с тем повторяются, углубляются и
закрепляются знания, полученные ранее, развиваются умения применять эти знания на
практике в процессе самостоятельной работы.
Изучение данной программы позволит учащимся лучше ориентироваться в различных
ситуациях. Данный курс рассчитан на освоение некоторых тем по математике на
повышенном уровне, причем содержание задач носит практический характер и связан с
применением математики в различных сферах нашей жизни.
Цель курса:
 формирование всесторонне образованной и инициативной личности;
 обучение деятельности — умение ставить цели, организовать свою деятельность,
оценить результаты своего труда;
 формирование личностных качеств: воли, чувств, эмоций, творческих способностей,
познавательных мотивов деятельности;
 обогащение регуляторного и коммуникативного опыта: рефлексии собственных
действий, самоконтроля результатов своего труда.
Задачи:
 создание условий для реализации математических и коммуникативных способностей
подростков в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми;
 формирование у подростков навыков применения математических знаний для решения
различных жизненных задач;
 расширение представления подростков о школе, как о месте реализации собственных
замыслов и проектов;
 развитие математической культуры школьников при активном применении
математической речи и доказательной риторики.
 создать условия для усвоения обучающимися наиболее общих приемов и способов
решения задач;
 создать условия для развития умений самостоятельно анализировать и решать задачи
по образцу и в незнакомой ситуации;
 создать условия для формирования и развития у старшеклассников аналитического и
логического мышления при проектировании решения задачи;
 продолжить формирование опыта творческой деятельности учащихся через
исследовательскую деятельность при решении нестандартных задач;
 создать условия для развития коммуникативных и общеучебных навыков работы в
группе, самостоятельной работы, умений вести дискуссию, аргументировать ответы и т.д.
Планируемые результаты освоения курса
В процессе реализации программы у учащихся формируются различные виды
универсальных учебных действий
1) в личностном направлении:
• умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи,
понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и
контр примеры;
• критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания,
отличать гипотезу от факта;
• представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах
ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
• креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении
математических
задач;
• умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
• способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений,
рассуждений;
2)в метапредметном направлении:
сформировать следующие универсальные учебные действия:
познавательные УУД:
• первоначальные представления об идеях и о методах математики как универсальном
языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов;
• умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения
математических проблем, представлять ее в понятной форме, принимать решение в
условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
• умение проводить классификации, логические обоснования, доказательства
математических утверждений;
• умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую
информацию), грамотно применять математическую терминологию и символику,
использовать различные языки математики;
• умение понимать и использовать математические средства наглядности (диаграммы,
таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
• умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные
стратегии решения задач;
• понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в
соответствии с предложенным алгоритмом; . регулятивные УУД:
•умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения
учебных математических проблем;
• умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач, понимать необходимость их
проверки;
•умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач
исследовательского характера;
•умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других
дисциплинах, в окружающей жизни; коммуникативные УУД:
•донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной
математической речи с учѐтом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
•донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться еѐ
обосновать, приводя аргументы;
•слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою
точку зрения;
3)в предметном направлении:
• овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания, иметь
представление об основных изучаемых понятиях, как важнейших математических
моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
• умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую
информацию), грамотно применять математическую терминологию и символику,
использовать различные языки математики;
• умение проводить классификации, логические обоснования, доказательства
математических утверждений;
• овладение символьным языком алгебры, приемами выполнения тождественных
преобразований рациональных выражений, решения уравнений, умение применять
алгебраические преобразования, аппарат уравнений для решения задач из различных
разделов курса; уметь:
• правильно употреблять терминологию;
• исследовать элементарные функции и решать задачи разного типа;
• решать тригонометрические, показательные, логарифмические уравнения и неравенства;
• составлять и использовать для решения типичных задач алгоритмы;
• описывать реальные ситуации на языке алгебры;
Содержание курса
Метод интервалов 1 ч.
В учебниках этот материал излагается недостаточно полно, ограничивается простыми
примерами. В этом разделе предложены более сложные примеры на применение метода
интервалов. Занятия позволят закрепить знания и умения по исследованию неравенства.
Освоить алгоритм метода интервалов и сформировать у учащихся умения решать
сложные неравенства, и на этой базе использовать возможности метода интервалов без
дополнительных пояснений.
Текстовые задачи на смеси, сплавы, растворы 1 ч. Рассматриваются подходы к
решению текстовых задач на смеси, сплавы, растворы. Решение таких задач обычно
вызывает наибольшие трудности у учащихся старших классов, требует много времени на
выработку навыка решения. Основное содержание занятий составляют задачи разного
уровня сложности, от стандартных задач на последовательные изменения до сложных,
комбинированных.
Математика в экономике 1 ч. Понимание процентов и умение производить процентные
расчеты в настоящее время необходимо каждому человеку. Основное содержание занятий
составляют задачи разного уровня сложности, сюжеты которых непосредственно взяты из
действительности, окружающей современного человека – платежи, налоги, прибыли,
демография, экология, социологические опросы.
Задачи с практическим содержанием 1 ч.
Основное содержание занятий составляют задачи разного уровня сложности,
практического содержания на использование аппарата математического анализа и теории
вероятности.
Программа курса позволяет обобщить и научить школьников решать подобные задачи.
Обучающимся будет представлены различные методы решения задач данной темы,
подходы к их решению.
Геометрические задачи 2 ч. Рассматриваются методы решения планиметрических задач.
Решение стереометрических задач обычно вызывает наибольшие трудности у учащихся
старших классов, требует много времени на выработку навыка решения. Основное
содержание занятий составляют задачи разного уровня сложности, от стандартных задач
на последовательные изменения до сложных, комбинированных.
№
1
2
3
4
5
6
7
8
Тема занятия
Метод интервалов
Графики функции
Тригонометрические выражения, уравнения.
Исследование функции
Текстовые задачи
Задачи с практическим содержанием
Планиметрические задачи
Стереометрические задачи
количество
1
1
1
1
1
1
1
1
дата
11\11
18\11
25\11
2\12
9\12
16\12
23\12
30\12