Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Верхнедобринская средняя школа
Камышинского района Волгоградской области
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
(для 2 класса)
Учитель: Разумова Н.Е.
2025
1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая
программа
курса
внеурочной
деятельности
«Функциональная грамотность» для второго класса разработана в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования, требованиями к основной образовательной программе начального
общего образования, Концепцией преподавания учебного предмета
«Обществознание»,
на
основе
авторской
программы
«Функциональная грамотность» М.В. Буряк, С.А. Шейкиной.
Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и
психологические особенности младшего школьника.
Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.
Программа разбита на четыре блока: «Читательская грамотность»,
«Математическая
грамотность»,
«Финансовая
грамотность»
и
«Естественно-научная грамотность».
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие
способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них,
использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и
возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и
буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование
прочитанного для осуществления жизненных целей.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование
у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором
они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать
математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие
созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие
экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного
поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения
полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики
семьи.
Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является
формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для
выделения
в
реальных
ситуация
2
проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для
получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы
для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность
человека, а также для принятия соответствующих решений.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Читательская
грамотность:
понятия
«художественный»
и
«научнопознавательный»; жанровое сходство и различия художественных инаучно-познавательных
текстов; составление характеристики героев прочитанных произведений; деление текстов
на части, составление плана; ответы по содержанию прочитанных произведений,
эмоциональная и личностная оценка прочитанного.
Математическая грамотность: нахождение значений математических выражений
в пределах 100, составление числовых выражений и нахождение их значений. Состав чисел
первого и второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части
числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и
заполнение таблиц, столбчатых диаграмм, календарь, логические задачи, ложные и
истинные высказывания, построение геометрических фигур, нахождение длины ломаной,
диаметр окружности, периметр треугольника.
Финансовая грамотность: деньги, аверс и реверс монеты, кредиты, вклады,
банковская карта, правила безопасного использования банковских карт, фальшивые и
повреждённые деньги, средства защиты российских банкнот, валюта.
Естественно-научная грамотность: наблюдения и простейшие эксперименты с
яблоком, овощами, мёдом, лесной землей, песком, глиной. Состав почвы, перегной. Состав
и свойства древесины. Названия овощей, выделение среди овощей корнеплодов. Названия
частей растений, виды корней, свойства корней. Представление о позвоночных животных.
3
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Программа обеспечивает достижение второклассниками следующих личностных, метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
– осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи,
принятии решений о семейном бюджете;
– овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов,
простые вычисления вобласти семейных финансов;
– осознавать личную ответственность за свои поступки;
– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:Познавательные:
– осваивать способы решения проблем творческого и поисковогохарактера: работа над проектами и исследования;
– использовать различные способы поиска, сбора, обработки,анализа и представления информации;
– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и
причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
– использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и
информацию, полученную от окружающих;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
– проявлять познавательную и творческую инициативу;
– принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать еереализацию, в том числе во внутреннем
плане;
– контролировать
и
оценивать
свои
действия,
вноситьсоответствующие коррективы в
их выполнение;
– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
– оценивать правильность выполнения действий: знакомство скритериями оценивания, самооценка и
взаимооценка.
Коммуникативные:
– адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и
отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного
предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– совместно договариваться о правилах работы в группе;
– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя,критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того,
чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;
– способность различать тексты различных жанров и типов;
– умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
– умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
– умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной
задачей.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
– способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказать явления;
– способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения,
которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.
Предметные
результаты
изучения
блока
«Финансоваяграмотность»:
– понимание и правильное использование экономических терминов;
– представление о банковских картах;
– умение правильно обращаться с поврежденными деньгами;
– представление о различных банковских услугах;
– проведение элементарных финансовых расчётов.
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:
– способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для
освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных
доказательствах выводов;
– способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания.
Учебно-тематический план
№
Наименование
Всего
п/п
тем
часов
Блок «Читательская
грамотность»
8
1
Формы проведения занятий
Работа с художественнымтекстом, игровые
упражнения, практическая работа, беседа, коллективноеобсуждение, работа с иллюстративным
материалом, учебный
диалог.
2
Блок
«Математическая грамотность»
8
Работа с художественнымтекстом, игровые
упражнения, практическая работа, беседа, коллективноеобсуждение, работа с иллюстративным, учебный
диалог.
3
Блок «Финансовая
грамотность»
8
Работа с художественнымтекстом, игровые
упражнения, практическая работа, беседа, коллективноеобсуждение, работа с иллюстративным материалом,
учебный
4
Блок «Естественно- научная
грамотность»
10
диалог.
Работа с художественнымтекстом, игровые
упражнения, практическая работа, беседа, коллективноеобсуждение, работа с иллюстративным материалом,
учебный
диалог, работа впарах/группах.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Предмет
Тема
изучения
1
Михаил Пришвин.
Беличья память
Различия научнопознавательного и
художественного текстов
2
Про беличьи запасы
Сложение одинаковых
слагаемых, решение задач
3
Беличьи
деньги
Бумажные и
металлические деньги,
рубль, копейка.
4
Про белочку и погоду
Наблюдения за
погодой
5
И. Соколов-Микитов.
В берлоге
Содержание рассказа.
Отличия
художественного,
научно-познавательного и
газетного стилей
6
Медвежье
потомство
Столбчатая диаграмма,
таблицы, логические
задачи.
Формируемые умения
– Определять жанр, тему, героев произведения;
– объяснять значения выражений, встретившихся в тексте;
– озаглавливать прочитанный текст;
– находить необходимую информацию в прочитанном тексте;
– задавать вопросы по содержанию прочитанного и отвечать на них;
– давать характеристику герою произведения;
– различать научно-познавательный текст и художественный; находить их сходство и
различия.
– Работать с таблицами: интерпретировать и дополнять данные;
– выполнять сложение и сравнение чисел в пределах 100;
– объяснять графические модели при решении задач;
– анализировать представленные данные, устанавливать закономерности;
– строить ломаную линию.
– Объяснять значение понятий «покупка», «продажа», «сделка», «деньги»;
– понимать, откуда возникло название российских денег «рубль» и «копейка»;
– находить у монеты аверс и реверс;
– выполнять логические операции: анализ, синтез и сравнение;
– готовить небольшое сообщение на заданную тему.
– Объяснять, что такое «погода», «хорошая и плохая погода», «облачность»;
– объяснять, что такое «оттепель», «наст»;
– работать с таблицами наблюдений за погодой;
– высказывать предположения и гипотезы о причинах наблюдаемых явлений;
– работать в парах.
Определять жанр, тему, героев произведения;
– объяснять значения выражений, встретившихся в тексте;
– отвечать на вопросы по содержанию текста цитатами из него;
– составлять вопросы по содержанию текста для готовых ответов;
– определять отрывок, к которому подобрана иллюстрация;
– разгадывать ребусы;
– устанавливать логические связи.
Анализировать данные столбчатой диаграммы, представленные в явном и неявном виде;
– дополнять недостающие на диаграмме данные;
– отвечать на вопросы, ответы на которые спрятаны на диаграмме;
– анализировать данные таблицы, устанавливая их истинность и ложность;
– выполнять вычисления на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц;
– решать логические задачи на практическое деление;
– находить периметр треугольника;
– строить связное речевое устное или письменное высказывание в соответствии с учебной
Дата
проведения
занятия
7
Повреждённые и
фальшивые деньги
Наличные деньги,
средства защиты
бумажных денег,
повреждённые деньги.
8
Банковская карта
Банковская карта
9
Лесные сладкоежки
Медонос, настоящий и
искусственный мёд
10
Лев Толстой. Зайцы
Содержание рассказа.
Сравнение научнопознавательного и
художественного текстов.
11
Про зайчат и зайчиху
Единицы измерения
времени: сутки, часы.
Сложение в пределах 100.
Логические задачи.
Диаграмма
12
Безопасность
денег на
банковской карте
Правила безопасности
при использовании
банковских карт.
13
Про Зайчишку и овощи
Морковь, огурец,
помидор, свёкла, капуста.
задачей.
– Объяснять на доступном для второклассника уровне, что такое фальшивые и
поврежденные деньги;
– знать правила использования поврежденных денег;
– находить и показывать средства защиты на российских банкнотах;
– находить необходимую информацию в тексте;
– отвечать на вопросы на основе полученной информации.
Давать характеристику наличным деньгам;
– рассказывать о дебетовой банковской карте;
– объяснять, что обозначают надписи на карте;
– объяснять, как производить покупку в магазине;
– объяснять, как можно снять деньги в банкомате с помощью карты;
– рассказывать о кредитной банковской карте
Проводить несложные опыты с мёдом;
– определять последовательность действий при проведении опытов;
– делать выводы по результатам опытов;
– различать свойства настоящего и поддельного, искусственного мёда;
– анализировать данные таблицы;
– строить логические рассуждения и оформлять их в устной и письменной речи;
– иметь представление о лечебных свойствах мёда.
Заполнять кластер на основе полученных сведений из текста;
– определение лексического значения слова;
– находить необходимую информацию в тексте;
– определять объект на рисунке с помощью подсказки;
– определять последовательность действий, описанных в рассказе;
– различать художественный и научно-познавательный текст;
– сравнивать авторский текст и текст из энциклопедии, находить общие сведения;
– определять по высказываниям информацию, полученную из текста;
– строить связное речевое устное или письменное высказывание
– Определять количество часов в сутках;
– находить необходимую информацию в тексте и выполнять математические вычисления;
– подбирать из предложенных чисел суммы чисел, состоящих из двух слагаемых, доказывать
правильность выбранных чисел;
– решать логические задачи по данному условию;
– составлять элементарную диаграмму.
– Иметь представление об элементах, расположенных налицевой и оборотных сторонах
банковской карты, объяснять их назначение;
– находить необходимую информацию в тексте задания;
– формулировать правила безопасности при использовании банковских карт.
– Определять по рисункам названия растений и находить среди них овощи;
– выделять среди овощей корнеплоды;
– проводить опыт по проращиванию моркови;
14
Николай Сладков.
Весёлая игра
Содержание рассказа
15
Лисьи забавы
Решение логических
задач с помощью
таблицы; столбчатая
диаграмма, чертёж.
16
Про кредиты
Кредит. Ипотечный
кредит. Автокредит.
Кредит наличными.
17
Лисьи норы
Устройство лисьей норы,
свойства лесной земли,
песка и глины, состав
почвы.
18
Обыкновенные
кроты
Содержание научнопознавательного
текста.
19
Про крота
Сложение в пределах 100.
Логические задачи.
Диаграмма
– определять цвет сока овощей опытным путём;
– сравнивать свойства сырой и варёной моркови.
Определять тип и тему текста, называть его персонажей;
– понимать, что такое «цитата», использовать цитаты в качестве ответов на вопросы по
содержанию прочитанного текста;
– объяснять лексическое значение слов и выражений;
– устанавливать истинность и ложность утверждений, подтверждая или опровергая их с
помощью цитат;
– составлять на доступном для второклассника языке инструкции/правила, грамотно
оформлять их на письме.
Определять дату по календарю;
– находить необходимую информацию в тексте и выполнять математические вычисления;
– записывать краткую запись и решение задач;
– решать логические задачи с помощью таблицы;
– анализировать данные, представленные в столбчатой диаграмме, дополнять недостающие в
диаграмме данные;
– составлять вопросы, ответы на которые можно узнать по данным столбчатой диаграммы;
– читать простейшие чертежи, выполнять построения на чертеже в соответствии с данными
задачи.
– Объяснять, что такое «кредит»;
– определять виды кредитов;
– понимать, чем отличаются друг от друга разные виды кредитов;
– определять сумму переплаты по кредиту;
– определять, какой кредит наиболее выгоден банку по срокам его оплаты;
– определять, какой кредит наиболее выгоден клиенту банка по срокам его оплаты.
– Иметь представление об устройстве лисьих нор;
– проводить простейшие опыты по определению свойств лесной земли, песка и глины, состава
почвы;
– делать выводы по результатам проведенных наблюдений и опытов;
– понимать и объяснять, от чего зависит плодородие почвы.
Определять тип текста;
– составлять описание крота на основе прочитанного текста;
– разгадывать ребусы и соотносить слова-ассоциации;
– соединять линиями части предложений и определять их последовательность в тексте;
– объяснять значение слова;
– составлять вопросы по предложенным предложениям;
– находить синонимы к предложенному слову;
– писать сочинение-рассуждение по заданной теме;
– определять название раздела, в котором может быть размещён текст.
Решать задачи логического характера;
– решать задачи с использованием данных таблицы;
– решать задачи на основе данных диаграммы;
20
Про вклады
Вклад, вкладчик, срочный
вклад, вклад до
востребования.
21
Корень – часть
растения
Корень. Виды корневых
систем. Видоизменённые
корни.
22
Эдуард Шим.
Тяжкий труд
Содержание
художественного текста.
23
Про ежа
Решение выражений,
столбчатая и круговая
диаграмма, названия
месяцев.
24
Ловушки для денег
Доходы, расходы,
прибыль, дефицит,
профицит
25
Занимательные
особенности яблока
Яблоко, свойства яблока
26
Полевой
Содержание научно-
– решать примеры на основе предложенной цепочки примеров;
– определять цвета геометрических фигур на основе верных высказываний.
– Давать определение вклада;
– называть виды вкладов: срочный вклад, вклад до востребования;
– объяснять, что такое банковский процент по вкладам;
– объяснять, как считают банковский процент по вкладам;
– объяснять, почему банки выплачивают проценты.
Называть части цветочных растений;
– объяснять, для чего растению корень;
– доказывать, что рост растения начинается с корня;
– называть виды корневых систем;
– называть видоизменённые корни.
Определять книгу, в которой можно прочитать предложенный художественный текст;
– определение лексического значения слова;
– находить необходимую информацию в тексте;
– находить в тексте предложение по заданному вопросу;
– разгадывать ребусы и соотносить полученные ответы со словами;
– определять главную мысль текста;
– определять, чему учит текст;
– строить связное речевое устное или письменное высказывание в соответствии с учебной
задачей.
– Находить значение выражений, соотносить полученные результаты с буквами и читать
название насекомого;
– определять время с помощью скорости и расстояния;
– определять данные столбчатой диаграммы, находить часть от числа и записывать
результаты в таблицу, результаты таблицы переносить в круговую диаграмму;
– отвечать на вопросы на основе полученных данных;
– определять последовательность маршрута на основе схемы;
– записывать слова с помощью кода;
– называть месяцы, сравнивать количество месяцев.
Определять доходы, расходы и прибыль;
– отличать желаемые покупки от необходимых;
– рассуждать, как поступать в различных ситуациях при покупке товара;
– объяснять, что такое дефицит и профицит;
– рассуждать, как не тратить напрасно деньги.
– Объяснять, почему яблоко в месте разреза темнеет, а при покрытии разреза соком лимона не
темнеет;
– объяснять, почему яблоко плавает;
– объяснять, почему яблоко отталкивается от магнита;
– объяснять, почему неспелое яблоко кислое;
– находить на срезе яблока рисунок звезды.
– Определять вид текста;
хомяк
познавательного
текста.
27
Про полевого
хомяка
Решение выражений,
столбчатая и круговая
диаграммы, именованные
числа, четырёхугольники.
28
Такие
разные деньги
Валюта, курс для обмена
валюты, деньги разных
стран.
29
Про хомяка и его
запасы
Горох, свойства
прорастания гороха.
30
Промежуточная
аттестация.
Контрольная работа
Про бобров
Содержание текста,
текст-описание.
31
Бобры-строители
Диаметр, длина
окружности, решение
практических задач.
– составлять описание хомяка на основе прочитанного текста;
– дополнять описание хомяка на основе рисунка;
– придумывать сравнения;
– составлять вопросы по данным предложениям;
– отвечать на вопросы на основе полученных сведений;
– разгадывать ребусы и объяснять значение слова;
– определять сведения, которые удивили;
– составлять план при подготовке к сообщению.
– Находить значение выражений, соотносить полученные результаты с буквами и читать
название животного;
– строить столбчатую диаграмму на основе имеющихся данных;
– отвечать на вопросы на основе имеющихся данных;
– находить путь хомяка на основе заданного условия, доказывать, что путь выбран
правильно;
– записывать именованные числа в порядке возрастания;
– строить четырёхугольники по заданному условию.
– Иметь представление о валюте как
национальной денежной единице;
– находить необходимую информацию в тексте и на иллюстрациях к заданиям;
– устанавливать принадлежность денежной единицы стране;
– иметь представление о банковской операции «обмен валюты».
Называть растения, плоды которых составляют основу питания хомяка;
– объяснять и доказывать, как влажность и воздух влияют на прорастание семян;
– объяснять и доказывать, что для роста, особенно в первое время, проростки используют
вещества, запасённые в самих семенах;
– объяснять и доказывать, как влияет наличие света на прорастание семян;
– объяснять и доказывать, как влияет температура на прорастание семян;
– объяснять и доказывать, как влияет глубина посева на прорастание семян;
– определять правильную последовательность прорастания семян гороха.
– Определять тип текста, его тему;
– находить выделенное в тексте словосочетание и объяснять его лексическое значение;
– находить среди предложенных вариантов вопросы, на которые можно/нельзя найти ответы
в прочитанном тексте;
– задавать вопросы по содержанию прочитанного;
– сравнивать тексты;
– определять сведения, которые удивили;
– составлять речевое высказывание в письменной форме.
Иметь представление о диаметре окружности;
– анализировать данные таблицы, устанавливая закономерности её заполнения;
– находить приблизительное значение диаметра окружности, зная длину окружности;
– заменять умножение сложением одинаковых слагаемых;
– выбирать нужные для проведения измерений инструменты;
32
Материал для плотин
Строение древесины
дерева, определение
возраста дерева.
33
Позвоночные
животные
Рыбы, птицы, рептилии,
амфибии,
млекопитающие
34
Встреча друзей
– работать с чертежом;
– решать логические задачи.
– Иметь представление о составе древесины
– проводить простейшие опыты по изучению свойств древесины разных пород деревьев;
– делать выводы по результатам проведенных наблюдений и опытов;
– понимать и объяснять, что такое твёрдые и мягкие породы деревьев
– Называть группы позвоночных животных;
– называть признаки пяти групп позвоночных животных;
– определять название животного по описанию;
– выбирать признаки земноводного животного;
– выбирать утверждения, которые описывают признаки животного;
– выбирать вопросы, на которые нельзя найти ответы в тексте;
– составить описание внешнего вида рыбы с указанием признаков этого животного;
– рассуждать об открытии, сделанном на занятии.
– Находить необходимую информацию в тексте задания;
– понимать, что такое «валюта», «курс рубля», «кредит», «банковский вклад», «процент по
вкладу»;
– анализировать и дополнять недостающие в таблице данные;
– выполнять письменное и устное сложение чисел в пределах 1000.