Рабочая программа по функциональной грамотности 1 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Муниципальное казенное
общеобразовательное учреждение
Верхнедобринская средняя школа
Камышинского муниципального района
Волгоградской области

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ
1 КЛАСС

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ВЕРХНЯЯ ДОБРИНКА
2025

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………
ЧАСТЬ 1
ПРОГРАММА КУРСА
«Функциональная грамотность»
Пояснительная записка………………………………………..
Содержание программы……………………………………….
Планируемые результаты освоения курса………………….
Оценка достижения планируемых результатов……………
Тематическое планирование………………………………….

2

ВВЕДЕНИЕ
Функциональная грамотность – способность человека вступать в
отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и
функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как
способности личности читать, понимать, составлять простые короткие
тексты и осуществлять простейшие арифметические действия,
функциональная грамотность – уровень знаний, умений и навыков,
обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе
социальных отношений, который считается минимально необходимым
для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной
культурной среде.
Понятие функциональной грамотности сравнительно молодо:
появилось оно в конце 60-х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО
и позднее вошло в обиход исследователей. Примерно до середины 70-х
годов концепция и стратегия исследования связывалась с
профессиональной деятельностью людей: компенсацией недостающих
знаний и умений в этой сфере. В дальнейшем этот подход был признан
односторонним. Функциональная грамотность стала рассматриваться в
более широком смысле: включать компьютерную, политическую,
экономическую грамотность и т.д. В таком контексте функциональная
грамотность выступает как способ социальной ориентации личности,
интегрирующей связь образования (в первую очередь общего) с
многоплановой человеческой деятельностью.
Таким образом, в современной школе сущностью функциональной
грамотности становятся не сами знания, а четыре главные способности
обучающегося: добывать новые знания; применять полученные знания
на практике; оценивать свое знание-незнание; стремиться к
саморазвитию. Содержание функциональной грамотности младшего
школьника, безусловно, составляют метапредметные универсальные
учебные действия – познавательные, коммуникативные, регулятивные.
Функциональная грамотность рассматривается как совокупность
двух групп компонентов: интегративных и предметных. Предметные
(языковая,
литературная,
математическая,
естественно-научная)
соответствуют предметам учебного плана начальной школы. К
интегративным
относятся
коммуникативная,
читательская,
информационная, социальная грамотность, формирующиеся на любом
предметном содержании.

3

Основы функциональной грамотности закладываются в начальных
классах. Анализ результатов ВПР в 4 классе и результатов участия
российских школьников в международных исследованиях (PIRLS, TIMS)
выявил основные недостатки в достижении младших школьников:
– недостаточно владеют смысловым чтением;
– не справляются с задачами на интерпретацию информации;
–
затрудняются в решении задач, требующих анализа и
обобщения;
– не умеют высказывать предположения, строить доказательства.
Поэтому авторы программы предлагают начинать формирование
навыков функциональной грамотности именно в начальных классах.

4

Часть 1
ПРОГРАММА КУРСА
«Функциональная грамотность»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса внеурочной деятельности для первого класса
«Функциональная грамотность» разработана в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования, требованиями к основной
образовательной программе начального общего образования.
Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные,
общеучебные и психологические особенности младшего школьника.
Цель программы: создание условий для развития функциональной
грамотности.
Программа разбита на четыре блока: «Читательская грамотность»,
«Математическая
грамотность»,
«Финансовая
грамотность»
и
«Естественно-научная грамотность».
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является
развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и
рефлексии на них, использования их содержания для достижения
собственных целей, развития знаний и возможностей для активного
участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное
понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование
прочитанного для осуществления жизненных целей.
Целью изучения блока «Математическая грамотность»
является формирование у обучающихся способности определять и
понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать
хорошо обоснованные математические суждения и использовать
математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем
потребности, присущие созидательному, заинтересованному и
мыслящему гражданину.
Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность»
является формирование у обучающихся способности использовать
естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях
проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью
научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях
и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего

5

мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а
также для принятия соответствующих решений.
Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная
грамотность» предназначена для реализации в 1 классе начальной школы
и рассчитана на 33 часа (при 1 часе в неделю).
Учитель может варьировать, чередовать последовательность
проведения занятий по своему усмотрению.
Для повышения мотивации изучения курса и с учетом возрастных
особенностей первоклассников для занятий используются сюжеты
авторских и русских народных сказок.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Читательская грамотность: анализ текстов авторских и русских
народных сказок, составление характеристики героев прочитанных
произведений, деление текстов на части, составление картинного плана,
ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и
личностная оценка прочитанного.
Математическая грамотность: счет предметов в пределах 10,
составление числовых выражений и нахождение их значений, состав
чисел первого и второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи
на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа
на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, круговых диаграмм,
ложные и истинные высказывания.
Финансовая грамотность: деньги, финансы, покупка, товар, обмен,
бартер, услуги платные и бесплатные, доход, прибыль, банк, реклама,
цена, количество, стоимость.
Естественно-научная грамотность: наблюдения и простейшие
эксперименты с яблоком, воздушным шариком, зеркалом и апельсином;
воздух и его свойства, соль и её свойства, вода и её свойства, три
состояния воды, плавучесть предметов, отражение.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Программа
обеспечивает
достижение
первоклассниками
следующих личностных, метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:

6

– осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие
в обсуждении финансовых проблем семьи, принятие решений о
семейном бюджете;
– овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых
отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в
области семейных финансов;
– осознавать личную ответственность за свои поступки;
– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных
игровых и реальных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
– осваивать способы решения проблем творческого и поискового
характера: работа над проектами и исследования;
– использовать различные способы поиска, сбора, обработки,
анализа и представления информации;
– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных
связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
– использовать знаково-символические средства, в том числе
моделирование;
– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже
известного;
– делать предварительный отбор источников информации:
ориентироваться в потоке информации;
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя
учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от
окружающих;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и
группировать объекты;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
– проявлять познавательную и творческую инициативу;
– принимать и сохранять учебную цель и задачу;
– планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;

7

– контролировать и оценивать свои действия, вносить
соответствующие коррективы в их выполнение;
– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
– оценивать правильность выполнения действий: знакомство с
критериями оценивания, самооценка и взаимооценка.
Коммуникативные:
– адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в
соответствии с поставленными задачами и отображать предметное
содержание и условия деятельности в речи;
– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в
устной и письменной речи (на уровне одного предложения или
небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– совместно договариваться о правилах работы в группе;
– учиться выполнять различные роли в группе (лидера,
исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская
грамотность»:
– способность понимать, использовать, оценивать тексты,
размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих
целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной
жизни.
Предметные результаты изучения блока «Математическая
грамотность»:
– способность формулировать, применять и интерпретировать
математику в разнообразных контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
– способность использовать математические понятия, факты, чтобы
описать, объяснить и предсказать явления;
– способность понимать роль математики в мире, высказывать
обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы
конструктивному, активному и размышляющему человеку.

8

Предметные результаты изучения блока «Финансовая
грамотность»:
– понимание и правильное использование экономических
терминов;
– представление о роли денег в семье и обществе;
– умение характеризовать виды и функции денег;
– знание источников доходов и направлений расходов семьи;
– умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой
семейный бюджет;
– определение элементарных проблем в области семейных
финансов и путей их решения;
– проведение элементарных финансовых расчётов
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная
грамотность»:
– способность осваивать и использовать естественно-научные
знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых
знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования
основанных на научных доказательствах выводов;
– способность понимать основные особенности естествознания как
формы человеческого познания.
ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Обучение ведется на безотметочной основе.
Для оценки эффективности занятий можно использовать
следующие показатели:
 степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при
выполнении заданий;
 поведение
детей
на
занятиях:
живость,
активность,
заинтересованность обеспечивают положительные результаты;
 результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса
эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики
с ними самостоятельно;
 косвенным показателем эффективности занятий может быть
повышение качества успеваемости по математике, русскому языку,
окружающему миру, литературному чтению и др.

9

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Тема

Предмет
изучения

Формируемые умения

Блок «Читательская грамотность»
1.
2.

Виталий
Бианки.
Лис и
мышонок

Содержание
сказки.
Качество:
осторожность,
предусмотрител
ьность.

3.
4

Русская
народная
сказка.
Мороз и
заяц

Содержание
сказки.
Качество:
выносливость,
упорство.

– Определять жанр произведения;
– называть героев сказки;
– дополнять предложения, пользуясь информацией из
текста;
– давать характеристику героям;
– определять последовательность событий и рассказывать
сказку;
– составлять из частей пословицы и определять их
соответствие произведению;
– различать научно-познавательный текст и
художественный;
– определять, чему учит сказка.
– Определять национальную принадлежность сказки по
информации в заголовке занятия;
– отвечать на вопросы по содержанию сказки без опоры на
текст;
– давать характеристику героям сказки;
– наблюдать над синонимами как близкими по значению

10

5.
6.

Владимир
Сутеев.
Живые
грибы

Содержание
сказки.
Качество:
трудолюбие.

7.
8.

Геннадий
Цыферов.
Петушок и
солнышко

Содержание
сказки.
Качество:
вежливость,
умение

словами (без введения понятия);
– делить текст на части в соответствии с предложенным
планом;
– объяснять значение устойчивых выражений
(фразеологизмов);
– сопоставлять графическую информацию со сведениями,
полученными из научно-познавательного текста;
– устанавливать истинность и ложность высказываний;
– подбирать из текста слова на заданную тему;
– определять, чему можно научиться у героя сказки;
– строить связное речевое высказывание в соответствии с
учебной задачей.
– Давать характеристику героям;
– дополнять предложения на основе сведений из текста;
– определять последовательность событий и рассказывать
сказку;
– составлять вопросы по содержанию сказки;
– на основе сведений из научно-познавательного текста
выбирать верные высказывания.
– Определять вид сказки;
– называть героев сказки, находить среди них главного
героя;
– определять принадлежность реплик персонажам сказки
(без опоры на текст);

11

признавать свои
ошибки.

9.

Михаил
Пляцковск
ий. Урок
дружбы

Содержание
сказки.
Дружба,
жадность.

10.

Грузинска
я сказка.
Лев и заяц

Содержание
сказки.
Качество:
смекалка,
находчивость,

– определять последовательность событий сказки;
– находить необходимую информацию в тексте;
– определять, на какие вопросы можно получить ответы из
прочитанного текста;
– соотносить события и поступки, описанные в сказке, с
событиями собственной жизни, давать им оценку;
– объяснять смысл пословиц, соотносить пословицы с
прочитанной сказкой;
– строить связное речевое устное или письменное
высказывание в соответствии с учебной задачей;
– определять, чему учит сказка.
– Определять лексическое значение слова;
– анализировать содержание текста и составлять план;
– определять по рисунку содержание отрывка из текста;
– давать характеристику героям;
– понимать, чему учит сказка;
– составлять из частей пословицы и определять их
соответствие произведению;
– фантазировать и придумывать продолжение сказки.
– Определять жанр произведения;
– называть героев сказки;
– выбирать изображение, подходящее для иллюстрации
героя сказки;
– давать характеристику персонажам сказки;

12

хитрость,
глупость.

11.
12.

Русская
народная
сказка.
Как лиса
училась
летать

Содержание
сказки.
Качество:
смекалка,
находчивость,
хитрость,
глупость.

13

Евгений
Пермяк.
Четыре
брата

Содержание
сказки.
Семейные
ценности.

– наблюдать над словами близкими и противоположными
по смыслу;
– соотносить иллюстрации с событиями, описанными в
сказке, с опорой на текст;
– отвечать на вопросы по содержанию сказки;
– определять, на какие вопросы можно получить ответы из
прочитанного текста, находить ответы в тексте;
– строить связное речевое устное или письменное
высказывание в соответствии с учебной задачей.
– объяснять смысл пословиц, соотносить пословицы с
прочитанной сказкой.
– Давать характеристику героям;
– определять по рисунку содержание отрывка из текста;
– располагать в правильной последовательности
предложения для составления отзыва на прочитанное
произведение;
– соединять части предложений;
– задавать вопросы к тексту сказки;
– объяснять главную мысль сказки;
– дополнять отзыв на прочитанное произведение.
– Определять жанр произведения;
– называть героев сказки;
– находить в тексте образные сравнения;
– отвечать на вопросы по содержанию сказки;

13

14.

Про
курочку
Рябу,
золотые и
простые
яйца

15.
16

Про козу,
козлят и
капусту

– определять, на какие вопросы можно получить ответы из
прочитанного текста, находить ответы в тексте;
– рассказывать, что понравилось/не понравилось в сказке и
почему;
– разгадывать ребусы;
– объяснять смысл пословиц, соотносить пословицы с
прочитанной сказкой;
– строить связное речевое устное или письменное
высказывание в соответствии с учебной задачей.
Блок «Математическая грамотность»
Счёт предметов, – Определять количество предметов при счёте;
составление и
– составлять и решать выражения с ответом 5;
решение
– решать задачу на уменьшение числа на несколько единиц;
выражений,
– соединять с помощью линейки точки и называть
многоугольники;
задачи.
Многоугольник – решать задачу в два действия.
и.
Счёт предметов, – Определять количество предметов при счёте;
составление и
– образовывать число 8;
решение
– составлять и решать выражения с ответом 9;
выражений,
– решать задачу в два действия;
задачи.
– находить остаток числа;
Ломаная.
– соединять с помощью линейки точки и называть

14

геометрическую фигуру – ломаную.
17

Про
петушка и
жерновцы

Состав числа 9,
анализ данных и
ответы на
вопросы.

18

Как
петушок и
курочки
делили
бобовые
зёрнышки
Про
наливные
яблочки

Разложение
числа 10 на два
и три
слагаемых.

Про Машу

Состав чисел 9,

19

20

Увеличение
числа на
несколько
единиц,
сложение и
вычитание в
переделах 20.

– Раскладывать число 9 на два слагаемых;
– отвечать на вопросы на основе условия задачи;
– анализировать данные и отвечать на вопросы;
– анализировать данные в таблице и отвечать на вопросы;
– работать в группе.
– Раскладывать число 10 на два слагаемых, когда одно из
слагаемых больше другого;
– раскладывать число 10 на два слагаемых, когда слагаемые
равны;
– раскладывать число 10 на три слагаемых;
– раскладывать число 10 на три чётных слагаемых.
– Преобразовывать текстовую информацию в табличную
форму;
– находить недостающие данные при решении задач;
– складывать одинаковые слагаемые в пределах 10;
– овладевать практическими навыками деления числа на
части на наглядно-образной основе;
– выражать большие единицы измерения в более мелких и
наоборот;
– определять истинность/ложность высказываний.
– Раскладывать числа 9, 10, 11 на три слагаемых;

15

и трёх
медведей

10, 11.
Задачи на
нахождение
суммы.

21

Про
старика,
старуху,
волка и
лисичку

Задачи на
нахождение
части.
Состав числа 12.

22

Про
медведя,
лису и
мишкин
мёд

Задачи на
нахождение
суммы.
Состав чисел
второго десятка.

– решать задачи на нахождение суммы;
– овладевать практическими навыками деления числа на
части на наглядно-образной основе;
– читать таблицы, дополнять недостающие в таблице
данные;
– устанавливать закономерности.
– Раскладывать число 12 на несколько слагаемых;
– решать задачи на нахождение части числа:
– читать таблицы; заполнять недостающие данные в
таблице по самостоятельно выполненным подсчётам;
– практически работать с круговыми диаграммами,
сравнивать сектора круговой диаграммы;
– сравнивать числовые выражения, составленные по
рисункам;
– находить прямоугольники на рисунке.
– Решать задачи на нахождение суммы, на увеличение числа
на несколько единиц;
– читать таблицы, заполнять недостающие данные в
таблице по самостоятельно выполненным подсчётам;
– раскладывать числа первого и второго десятка на
несколько слагаемых;
– читать простейшие чертежи.

Блок «Естественно-научная грамотность»

16

23

Как
Иванушка
хотел
попить
водицы

Вода, свойства
воды.

24

Пятачок,
ВинниПух и
воздушны
й шарик

Воздушный
шарик, воздух.

– Наблюдать над свойством воды – прозрачность;
– определять с помощью вкусовых анализаторов, в каком
стакане вода смешана с сахаром;
– определять, как уровень воды в стакане влияет на высоту
звука;
– объяснять, как плотность воды влияет на способность
яйца плавать;
– определять, как влияет вода на движение листа бумаги по
гладкой поверхности;
– использовать простейший фильтр для проверки чистоты
воды;
– делать самостоятельные умозаключения по результатам
опытов.
– Доказывать, что внутри шарика находится воздух,
который легче воды;
– показывать, что шарик можно наполнять водой;
– объяснять, как можно надуть шарик с помощью
лимонного сока и соды;
– рассказывать о свойствах шарика плавать на поверхности
воды;
– объяснять, почему шарик не тонет в воде;
– рассказывать, в каком случае шарик может летать;
– делать самостоятельные умозаключения по результатам
опытов.

17

25

Про репку
и другие
корнеплод
ы

Корнеплоды.

26.
27

Плывёт,
плывёт
кораблик

Плавучесть
предметов.

28.
29.

Про
Снегурочк
уи
превращен
ия воды

Три состояния
воды.

– Описывать и характеризовать овощи-корнеплоды,
называть их существенные признаки, описывать
особенности внешнего вида;
– осуществлять поиск необходимой информации из рассказа
учителя, из собственного жизненного опыта;
– планировать совместно с учителем свои действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации;
– контролировать свою деятельность по ходу выполнения
задания.
– Определять плавучесть металлических предметов;
– объяснять, что плавучесть предметов зависит от формы;
– понимать, что внутри плавучих предметов находится
воздух;
– объяснять, почему случаются кораблекрушения;
– объяснять, что такое ватерлиния;
– определять направление ветра.
– Объяснять, что такое снег и лёд;
– объяснять, почему в морозный день снег под ногами
скрипит;
– наблюдать за переходом воды из одного состояния в
другое;
– наблюдать над формой и строением снежинок;
– составлять кластер;

18

30

Как
делили
апельсин

Апельсин,
плавучесть,
эфирные масла
из апельсина.

31

Крошка
Енот и
Тот, кто
сидит в
пруду

Зеркало,
отражение,
калейдоскоп.

– проводить несложные опыты со снегом и льдом и
объяснять полученные результаты опытов;
– высказывать предположения и гипотезы о причинах
наблюдаемых явлений.
– Объяснять, почему лопается воздушный шарик при
воздействии на него сока из цедры апельсина;
– объяснять, почему не тонет кожура апельсина;
– объяснять, как узнать количество долек в неочищенном
апельсине;
– определять в каком из апельсинов больше сока;
– познакомиться с правилами выращивания цитрусовых из
косточек;
– проводить несложные опыты и объяснять полученные
результаты опытов.
– Объяснять, когда можно увидеть своё отражение в воде;
– определять, в каких предметах можно увидеть свое
отражение,
– наблюдать над различием отражений в плоских, выпуклых
и вогнутых металлических предметах;
– наблюдать многократность отражений;
– проводить несложные опыты и объяснять полученные
результаты опытов;
– строить речевое высказывание в соответствии с учебной
задачей.

19

32

Иванова
соль

Соль, свойства
соли.

33

Владимир
Сутеев.
Яблоко

Яблоко.

– Наблюдать свойства изучаемых объектов: сравнивать
свойства соли и песка;
– составлять связное речевое высказывание в соответствии с
поставленной учебной задачей;
– представлять результаты исследовательской деятельности
в различных формах: устное высказывание, таблица,
дополненное письменное высказывание;
– анализировать условия проведения опыта и проводить
опыт, аналогичный предложенному, с заменой одного из
объектов;
– проводить несложные опыты с солью и объяснять
полученные результаты опытов;
– строить речевое высказывание в соответствии с учебной
задачей.
– Доказывать, как с помощью яблочного сока можно
рисовать;
– доказывать, что существует сила притяжения;
– пользуясь информацией из текста, дополнять
предложения;
– соединять части текста и рисунки;
– называть героев сказки;
– отвечать на вопрос после выполнения арифметических
действий;
– давать характеристику герою;

20

определять стоимость части от целого;
– придумывать рекламу-упаковку;
– определять профессию рабочего банка;
– объяснять, чему учит сказка.

21

22


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.