Адаптированная рабочая программа по литературе 9 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Комитет образования, науки и молодежной политики
Волгоградской области
Камышинского муниципального района
МКОУ Верхнедобринская СШ

Адаптированная рабочая программа общего образования
обучающихся с ОВЗ
(ЗПР)
учебного предмета
«Литература»
9 класса
на 2025 – 2026 учебный год

село Верхняя Добринка 2025

Пояснительная записка.
1.1.1. Программа по литературе разработана с целью оказания методической
помощи учителю литературы в создании рабочей программы по учебному предмету,
ориентированной на современные тенденции в образовании и активные методики
обучения.
1.1.2. Программа по литературе позволит учителю:
реализовать в процессе преподавания литературы современные подходы к
формированию личностных, метапредметных и предметных результатов обучения,
сформулированных в ФГОС ООО;
определить обязательную (инвариантную) часть содержания по литературе;
определить и структурировать планируемые результаты обучения и содержание
учебного предмета по годам обучения в соответствии с ФГОС ООО, федеральной
программой воспитания.
1.1.3. Личностные и метапредметные результаты в программе по литературе
представлены с учетом особенностей преподавания учебного предмета на уровне
основного общего образования и особых образовательных потребностей
обучающихся с ЗПР, планируемые предметные результаты распределены по годам
обучения.
1.1.4. Литература в наибольшей степени способствует формированию
духовного облика и нравственных ориентиров молодого поколения, так как
занимает ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом
развитии обучающихся, в становлении основ их миропонимания и национального
самосознания. Особенности литературы как учебного предмета связаны с тем, что
литературные произведения являются феноменом культуры: в них заключено
эстетическое освоение мира, а богатство и многообразие человеческого бытия
выражено в художественных образах, которые содержат в себе потенциал
воздействия на читателей и приобщают их к нравственно-эстетическим ценностям,
как национальным, так и общечеловеческим.
1.1.5. Основу содержания литературного образования составляют чтение и
изучение выдающихся художественных произведений русской и мировой
литературы, что способствует постижению таких нравственных категорий, как
добро, справедливость, честь, патриотизм, гуманизм, дом, семья. Целостное
восприятие и понимание художественного произведения, его анализ и
интерпретация возможны лишь при соответствующей эмоционально-эстетической
реакции читателя, которая зависит от возрастных особенностей обучающихся, их
психического и литературного развития, жизненного и читательского опыта.
1.1.6. Полноценное литературное образование на уровне основного общего
образования невозможно без учета преемственности с учебным предметом
“Литературное чтение” на уровне начального общего образования, межпредметных
связей с русским языком, учебным предметом “История” и учебными предметами
предметной области “Искусство”, что способствует развитию речи, историзма
мышления, художественного вкуса, формированию эстетического отношения к
окружающему миру и его воплощения в творческих работах различных жанров.

1.1.7. В рабочей программе учтены все этапы российского историколитературного процесса (от фольклора до новейшей русской литературы) и
представлены разделы, касающиеся отечественной и зарубежной литературы.
1.1.8. Основные виды деятельности обучающихся с ЗПР перечислены при
изучении каждой монографической или обзорной темы и направлены на достижение
планируемых результатов обучения литературе.
1.1.9. Цели изучения литературы на уровне основного общего образования
состоят в формировании у обучающихся потребности в качественном чтении,
культуры читательского восприятия, понимания литературных текстов и создания
собственных устных и письменных высказываний, в развитии чувства причастности
к отечественной культуре и уважения к другим культурам, аксиологической сферы
личности на основе высоких духовно-нравственных идеалов, воплощенных в
отечественной и зарубежной литературе. Специальной целью преподавания
литературы является целенаправленное развитие у обучающегося с ЗПР
способности к адекватному восприятию и пониманию смысла различных
литературных произведений и самостоятельному истолкованию прочитанного в
устной и письменной форме.
1.1.10. Достижение целей изучения литературы возможно при решении
учебных задач, которые постепенно усложняются от 5 к 9 классу и учитывают
особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР.
1.1.10.1. Задачи, связанные с пониманием литературы как одной из основных
национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, с
обеспечением культурной самоидентификации, осознанием коммуникативноэстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся
произведений отечественной культуры, культуры своего народа, мировой культуры,
состоят в приобщении обучающихся к наследию отечественной и зарубежной
классической литературы и лучшим образцам современной литературы, воспитании
уважения к отечественной классике как высочайшему достижению национальной
культуры, способствующей воспитанию патриотизма, формированию национальнокультурной идентичности и способности к диалогу культур, освоению духовного
опыта человечества, национальных и общечеловеческих культурных традиций и
ценностей; формированию гуманистического мировоззрения.
1.1.10.2. Задачи, связанные с осознанием значимости чтения и изучения
литературы для дальнейшего развития обучающихся, с формированием их
потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом
мире, с гармонизацией отношений человека и общества, ориентированы на
воспитание и развитие мотивации к чтению художественных произведений, как
изучаемых на уроках литературы, так и прочитанных самостоятельно, что
способствует
накоплению
позитивного
опыта
освоения
литературных
произведений, в том числе в процессе участия в различных мероприятиях,
посвященных литературе, чтению, книжной культуре.
1.1.10.3. Задачи, связанные с воспитанием квалифицированного читателя,
обладающего эстетическим вкусом, с формированием умений воспринимать,

анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, направлены
на формирование у обучающихся системы знаний о литературе как искусстве слова,
в том числе основных теоретико- и историко-литературных знаний, необходимых
для понимания, анализа и интерпретации художественных произведений, умения
воспринимать их в историко-культурном контексте, сопоставлять с произведениями
других видов искусства; развитие читательских умений, творческих способностей,
эстетического вкуса.
Эти задачи направлены на развитие умения выявлять проблематику
произведений и их художественные особенности, комментировать авторскую
позицию и выражать собственное отношение к прочитанному; воспринимать тексты
художественных произведений в единстве формы и содержания, реализуя
возможность их неоднозначного толкования в рамках достоверных интерпретаций,
сопоставлять и сравнивать художественные произведения, их фрагменты, образы и
проблемы как между собой, так и с произведениями других искусств, формировать
представления о специфике литературы в ряду других искусств и об историколитературном процессе, развивать умения поиска необходимой информации с
использованием различных источников, владеть навыками их критической оценки.
1.1.10.4. Задачи, связанные с осознанием обучающимися коммуникативноэстетических возможностей языка на основе изучения выдающихся произведений
отечественной культуры, культуры своего народа, мировой культуры, направлены
на совершенствование речи обучающихся на примере высоких образцов
художественной литературы и умений создавать разные виды устных и письменных
высказываний, редактировать их, а также выразительно читать произведения, в том
числе наизусть, владеть различными видами пересказа, участвовать в учебном
диалоге, адекватно воспринимая чужую точку зрения и аргументированно отстаивая
свою.
5.2. Содержание обучения в 9 классе представлено в таблице:
Древнерусская литература
“Слово о полку Игореве”
Литература XVIII века.
М.В. Ломоносов. “Ода на день восшествия на
Всероссийский престол Ея Величества Государыни
Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года” и
другие стихотворения (по выбору).
Г.Р. Державин. Стихотворения (одно по выбору).
Например, “Властителям и судиям”, “Памятник” и
другие.
Н.М. Карамзин. Повесть “Бедная Лиза”.
Литература
первой В.А. Жуковский. Баллады, элегии (одна по
половины XIX века.
выбору). Например, “Светлана”, “Невыразимое”,
“Море” и другие.
А.С. Грибоедов. Комедия “Горе от ума”.
Поэзия пушкинской эпохи.К. Н. Батюшков,
А.А. Дельвиг, Н.М. Языков, Е.А. Баратынский (не
менее двух стихотворений по выбору).

А.С. Пушкин. Стихотворения. Например, “Бесы”,
“Брожу ли я вдоль улиц шумных...”, “...Вновь я
посетил...”, “Из Пиндемонти”, “К морю”, “К...” (“Я
помню чудное мгновенье...”), “Мадонна”, “Осень”
(отрывок),
“Отцы-пустынники
и
жёны
непорочны...”, “Пора, мой друг, пора! Покоя сердце
просит...”, “Поэт”, “Пророк”, “Свободы сеятель
пустынный...”, “Элегия” (“Безумных лет угасшее
веселье...”), “Я вас любил: любовь ещё, быть
может...”,
“Я
памятник
себе
воздвиг
нерукотворный...” и другие. Поэма “Медный
всадник”. Роман в стихах “Евгений Онегин”.
М.Ю. Лермонтов. Стихотворения. Например,
“Выхожу один я на дорогу...”, “Дума”, “И скучно и
грустно”, “Как часто, пёстрою толпою окружён...”,
“Молитва” (“Я, Матерь Божия, ныне с
молитвою...”), “Нет, ни тебя так пылко я люблю...”,
“Нет, я не Байрон, я другой...”, “Поэт” (“Отделкой
золотой блистает мой кинжал...”), “Пророк”,
“Родина”, “Смерть Поэта”, “Сон” (“В полдневный
жар в долине Дагестана...”), “Я жить хочу, хочу
печали...” и другие. Роман “Герой нашего
времени”. Н.В. Гоголь. Поэма “Мёртвые души”.
Отечественная проза первой (одно произведение по выбору). Например,
половины XIX в.
произведения: “Лафертовская маковница” Антония
Погорельского, “Часы и зеркало” А.А. БестужеваМарлинского, “Кто виноват?” (главы по выбору)
А.И. Герцена и другие.
Зарубежная литература.
Данте. “Божественная комедия” (один фрагмент по
выбору).
У. Шекспир. Трагедия “Гамлет” (фрагменты по
выбору).
И.-В. Гёте. Трагедия “Фауст” (один фрагмент по
выбору).
Дж.Г. Байрон. Стихотворения (одно по выбору).
Например, “Душа моя мрачна. Скорей, певец,
скорей!..”, “Прощание Наполеона” и другие. Поэма
“Паломничество Чайльд-Гарольда” (не менее
одного фрагмента по выбору).
Зарубежная проза первой половины XIX в. (одно
произведение по выбору). Например, произведения
Э. Т.А. Гофмана, В. Гюго, В. Скотта и других
авторов.

5.3. Планируемые результаты освоения программы по литературе на уровне
основного общего образования.
5.3.1. Результаты обучения по учебному предмету “Литература” оцениваются
с учетом особых образовательных потребностей и возможностей обучающихся с
ЗПР. Для обучающихся с ЗПР возможно изменение формулировки заданий на
“пошаговую”, адаптацию предлагаемого обучающемуся тестового (контрольнооценочного) материала, использование справочной информации.
5.3.2. Личностные результаты освоения программы по литературе на уровне
основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной
деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и
духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами
поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и
саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
5.3.3. В результате изучения литературы на уровне основного общего
образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные
результаты:
1) гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав,
уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в
жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края,
страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отраженными в литературных
произведениях;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли
различных социальных институтов в жизни человека, представление об основных
правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах
межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе,
в том числе с опорой на примеры из литературы;
представление о способах противодействия коррупции, готовность к
разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и
взаимопомощи, в том числе с опорой на примеры из литературы, активное участие в
самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности;
2) патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка,
истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России в контексте
изучения произведений русской и зарубежной литературы, а также литератур
народов России;
ценностное отношение к достижениям своей Родины - России, к науке,
искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа,
в том числе отраженным в художественных произведениях; уважение к символам
России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и
памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране, обращая

внимание на их воплощение в литературе;
3) духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного
выбора с оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений;
готовность оценивать свое поведение и поступки, а также поведение и поступки
других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания
последствий поступков;
активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность
личности в условиях индивидуального и общественного пространства;
4) эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и
других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, в том числе
изучаемых литературных произведений;
осознание важности художественной литературы и культуры как средства
коммуникации и самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических
культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в
разных видах искусства;
5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и
читательский опыт, ответственное отношение к своему здоровью и установка на
здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил,
сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление
алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического психического
здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного
поведения в сети Интернет;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся
социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя
собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели, умение принимать себя и других,
не осуждая; умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь на
примеры из литературных произведений, уметь управлять собственным
эмоциональным состоянием, сформированность навыка рефлексии, признание
своего права на ошибку и такого же права другого человека с оценкой поступков
литературных героев;
6) трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,
школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность
инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том
числе на основе применения изучаемого предметного знания и знакомства с
деятельностью героев на страницах литературных произведений;

осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
готовность адаптироваться в профессиональной среде; уважение к труду и
результатам трудовой деятельности, в том числе при изучении произведений
русского фольклора и литературы, осознанный выбор и построение индивидуальной
траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных
интересов и потребностей;
7) экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для
решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их
возможных последствий для окружающей среды;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий,
приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с
литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы;
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи
природной, технологической и социальной среды, готовность к участию в
практической деятельности экологической направленности;
8) ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений
об основных закономерностях развития человека, природы и общества,
взаимосвязях человека с природной и социальной средой с опорой на изученные и
самостоятельно прочитанные литературные произведения;
овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира,
овладение основными навыками исследовательской деятельности с учетом
специфики литературного образования, установка на осмысление опыта,
наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения
индивидуального и коллективного благополучия;
9) обеспечение адаптации обучающегося к изменяющимся условиям
социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей,
соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного
поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью,
группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках
социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; изучение и
оценка социальных ролей персонажей литературных произведений;
потребность во взаимодействии в условиях неопределенности, открытость
опыту и знаниям других, в действии в условиях неопределенности, повышение
уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение
учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания,
навыки и компетенции из опыта других, в выявлении и связывании образов,
необходимость в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи,
понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных,

осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать свое
развитие,
умение
оперировать
основными
понятиями,
терминами
и
представлениями в области концепции устойчивого развития; анализировать и
выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; оценивать свои действия с
учетом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов,
возможных глобальных последствий;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие
изменения и их последствия, опираясь на жизненный и читательский опыт;
воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер, оценивать
ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия;
формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь
находить позитивное в произошедшей ситуации; быть готовым действовать в
отсутствии гарантий успеха.
5.3.4. В результате изучения литературы на уровне основного общего
образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные
учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия,
регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.
5.3.4.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
выявлять
и
характеризовать
существенные
признаки
объектов
(художественных и учебных текстов, литературных героев и другие) и явлений
(литературных направлений, этапов историко-литературного процесса);
устанавливать существенный признак классификации и классифицировать
литературные объекты по существенному признаку, устанавливать основания для их
обобщения и сравнения, определять критерии проводимого анализа;
с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых литературных фактах и наблюдениях над текстом; предлагать
критерии для выявления закономерностей и противоречий с учетом учебной задачи;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения
поставленной учебной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении литературных явлений
и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии; формулировать гипотезы об их
взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с
разными типами текстов (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать
наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев).
5.3.4.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые
исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных
действий:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в
литературном образовании;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и

желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать
искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений
других, аргументировать свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование
по установлению особенностей литературного объекта изучения, причинноследственных связей и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе
исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведенного наблюдения, опыта, исследования; владеть инструментами оценки
достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их
развитии в новых условиях и контекстах, в том числе в литературных
произведениях.
5.3.4.3. У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с
информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
литературной и другой информации или данных из источников с учетом
предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать,
анализировать,
систематизировать
и
интерпретировать
литературную и другую информацию различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту
же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления литературной и
другой информации и иллюстрировать решаемые учебные задачи несложными
схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
оценивать надежность литературной и другой информации по критериям,
предложенным учителем или сформулированным самостоятельно; эффективно
запоминать и систематизировать эту информацию.
5.3.4.4. У обучающегося будут сформированы следующие умения общения
как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в устных и
письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных
знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций, находя аналогии
в литературных произведениях, и смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к
собеседнику и корректно формулировать свои возражения; в ходе учебного диалога
и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать
идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание благожелательности

общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
публично
представлять
результаты
выполненного
опыта
(литературоведческого эксперимента, исследования, проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные
тексты с использованием иллюстративных материалов.
5.3.4.5. У обучающегося будут сформированы следующие умения
самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:
выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях,
анализируя ситуации, изображенные в художественной литературе;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное,
принятие решения в группе, принятие решений группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения учебной задачи (или его часть),
выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и
собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения)
и корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об
изучаемом литературном объекте; делать выбор и брать ответственность за
решение.
5.3.4.6. У обучающегося будут сформированы следующие умения
самоконтроля, эмоционального интеллекта как части регулятивных универсальных
учебных действий:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии в
литературном образовании;
давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план ее изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при
решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности,
давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей
ситуации; вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств и
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей, оценивать
соответствие результата цели и условиям;
развивать способность различать и называть собственные эмоции, управлять
ими и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций; ставить себя на место другого
человека, понимать мотивы и намерения другого, анализируя примеры из
художественной литературы; регулировать способ выражения своих эмоций;
осознанно относиться к другому человеку, его мнению, размышляя над
взаимоотношениями литературных героев; признавать свое право на ошибку и такое
же право другого;
принимать себя и других, не осуждая; проявлять открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать все вокруг.

5.3.4.7. У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной
деятельности:
использовать преимущества командной (парной, групповой, коллективной) и
индивидуальной работы при решении конкретной проблемы на уроках литературы,
обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при
решении поставленной задачи;
принимать цель совместной учебной деятельности, коллективно строить
действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс
и результат совместной работы;
уметь обобщать мнения нескольких людей; проявлять готовность руководить,
выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы
на уроке литературы и во внеурочной учебной деятельности, определять свою роль
(с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия),
распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах
работы (обсуждения, обмен мнений, “мозговые штурмы” и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему
направлению, и координировать свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий результат по критериям,
сформулированным участниками взаимодействия на литературных занятиях;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в
достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к
предоставлению отчета перед группой.
5.3.5. Предметные результаты освоения программы по литературе на уровне
основного общего образования должны обеспечивать:
1) понимание духовно-нравственной и культурной ценности литературы и ее
роли в формировании гражданственности и патриотизма, укреплении единства
многонационального народа Российской Федерации;
2) понимание специфики литературы как вида искусства, принципиальных
отличий художественного текста от текста научного, делового, публицистического;
3) овладение элементарными умениями эстетического и смыслового анализа
произведений устного народного творчества и художественной литературы,
умениями воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать
прочитанное, понимать художественную картину мира, отраженную в литературных
произведениях, с учетом неоднозначности заложенных в них художественных
смыслов;
4) овладение умением анализировать произведение в единстве формы и
содержания, определять тематику и проблематику произведения, родовую и
жанровую принадлежность произведения; выявлять позицию героя, повествователя,
рассказчика, авторскую позицию, учитывая художественные особенности
произведения и воплощенные в нем реалии, характеризовать авторский пафос,
выявлять особенности языка художественного произведения, поэтической и
прозаической речи;
5) иметь представление о теоретико-литературных понятиях и уметь

использовать их на базовом уровне в процессе анализа, интерпретации
произведений и оформления собственных оценок и наблюдений (художественная
литература и устное народное творчество, проза и поэзия, художественный образ,
факт и вымысел, литературные направления (классицизм, сентиментализм,
романтизм, реализм), роды (лирика, эпос, драма), жанры (рассказ, притча, повесть,
роман, комедия, драма, трагедия, поэма, басня, баллада, песня, ода, элегия,
послание, отрывок, сонет, эпиграмма, лироэпические (поэма, баллада), форма и
содержание литературного произведения, тема, идея, проблематика, пафос
(героический, трагический, комический), сюжет, композиция, эпиграф, стадии
развития действия (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка,
эпилог, авторское отступление, конфликт), система образов, образ автора,
повествователь, рассказчик, литературный герой (персонаж), лирический герой,
лирический персонаж, речевая характеристика героя, реплика, диалог, монолог;
ремарка; портрет, пейзаж, интерьер, художественная деталь, символ, подтекст,
психологизм; сатира, юмор, ирония, сарказм, гротеск; эпитет, метафора, сравнение,
олицетворение, гипербола; антитеза, аллегория, риторический вопрос, риторическое
восклицание, инверсия; повтор, анафора; умолчание, параллелизм, звукопись
(аллитерация, ассонанс), стиль; стих и проза, стихотворный метр (хорей, ямб,
дактиль, амфибрахий, анапест), ритм, рифма, строфа, афоризм;
6) овладение базовым умением рассматривать изученные произведения в
рамках историко-литературного процесса (определять с направляющей помощью
педагога и при помощи “ленты времени” принадлежность произведения к
историческому времени, определенному литературному направлению);
7) овладение умением выявлять связь между важнейшими фактами биографии
писателей (в том числе А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В.
Гоголя) и особенностями исторической эпохи, авторского мировоззрения,
проблематики произведений;
8) овладение умением сопоставлять произведения, их фрагменты, образы
персонажей, литературные явления и факты, сюжеты разных литературных
произведений, темы, проблемы, жанры, приемы, эпизоды текста;
9) овладение умением сопоставлять по опорной схеме или опорным вопросам
изученные и самостоятельно прочитанные произведения художественной
литературы с произведениями других видов искусства (живопись, музыка, театр,
кино);
10) совершенствование умения выразительно (с учетом индивидуальных
особенностей обучающихся с ЗПР) читать, в том числе наизусть, не менее 10
произведений и (или) фрагментов;
11) овладение умением пересказывать прочитанное произведение по опорным
схемам и наводящим вопросам, используя подробный, сжатый, выборочный,
творческий пересказ, отвечать на вопросы по прочитанному произведению и
формулировать вопросы к тексту;
12) развитие умения участвовать в диалоге о прочитанном произведении,
давать аргументированную оценку прочитанному;

13) совершенствование умения создавать устные и письменные высказывания
разных жанров, писать сочинение по заданной теме с опорой на прочитанные
произведения (не менее 200 слов), аннотацию, отзыв;
14) овладение базовыми умениями самостоятельной интерпретации и оценки
текстуально
изученных
художественных
произведений
древнерусской,
классической русской и зарубежной литературы и современных авторов (в том
числе с использованием методов смыслового чтения): “Слово о полку Игореве”;
стихотворения М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина; комедия Д.И. Фонвизина
“Недоросль”, повесть Н.М. Карамзина “Бедная Лиза”, басни И.А. Крылова;
стихотворения и баллады В.А. Жуковского, комедия А.С. Грибоедова “Горе от ума”,
произведения А.С. Пушкина: стихотворения, поэма “Медный всадник”, роман в
стихах “Евгений Онегин”, роман “Капитанская дочка”, повесть “Станционный
смотритель”, произведения М.Ю. Лермонтова: стихотворения, “Песня про царя
Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”, поэма
“Мцыри”, роман “Герой нашего времени”, произведения Н.В. Гоголя: комедия
“Ревизор”, повесть “Шинель”, поэма “Мертвые души”, стихотворения Ф.И.
Тютчева, А.А. Фета, Н.А. Некрасова; “Повесть о том, как один мужик двух
генералов прокормил” М.Е. Салтыкова-Щедрина, по одному произведению (по
выбору) следующих писателей: Ф.М. Достоевский, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой,
Н.С. Лесков, рассказы А.П. Чехова, стихотворения И.А. Бунина, А.А. Блока, В.В.
Маяковского, С.А. Есенина, А.А. Ахматовой, М.И. Цветаевой, О.Э. Мандельштама,
Б.Л. Пастернака, рассказ М.А. Шолохова “Судьба человека”, поэма А.Т.
Твардовского “Василий Теркин” (избранные главы); рассказы В.М. Шукшина:
“Чудик”, “Стенька Разин”, рассказ А.И. Солженицына “Матренин двор”, рассказ
В.Г. Распутина “Уроки французского”, по одному произведению (по выбору) А.П.
Платонова, М.А. Булгакова, произведения литературы второй половины XX - XXI
в.: не менее трех прозаиков по выбору (в том числе Ф.А. Абрамов, Ч.Т. Айтматов,
В.П. Астафьев, В.И. Белов, В.В. Быков, Ф.А.Искандер, Ю.П. Казаков, В.Л.
Кондратьев, Е.И. Носов, А.Н. и Б.Н. Стругацкие, В.Ф. Тендряков), не менее трех
поэтов по выбору (в том числе Р.Г. Гамзатов, О.Ф. Берггольц, И.А. Бродский, А.А.
Вознесенский, ВС. Высоцкий, Е.А. Евтушенко, Н.А. Заболоцкий, Ю.П. Кузнецов,
А.С. Кушнер, Б.Ш. Окуджава, Р.И. Рождественский, Н.М. Рубцов), Гомера, М.
Сервантеса, У. Шекспира;
15) понимание важности чтения и изучения произведений устного народного
творчества и художественной литературы как способа познания мира, источника
эмоциональных и эстетических впечатлений, а также средства собственного
развития;
16) развитие умения планировать собственное досуговое чтение, формировать
и обогащать свой круг чтения, в том числе за счет произведений современной
литературы;
17) формирование умения участвовать в проектной или исследовательской
деятельности (с приобретением опыта публичного представления полученных
результатов);

18) овладение умением использовать словари и справочники, в том числе
информационно-справочные системы в электронной форме, подбирать проверенные
источники в библиотечных фондах, в том числе из числа верифицированных
электронных ресурсов, включенных в федеральный перечень, для выполнения
учебной задачи; применять ИКТ, соблюдать правила информационной
безопасности.
5.3.6. Предметные результаты изучения литературы. К концу обучения в 9
классе обучающийся научится:
понимать духовно-нравственную и культурно-эстетическую ценность
литературы, осознавать её роль в формировании гражданственности и патриотизма,
уважения к своей Родине и её героической истории, укреплении единства
многонационального народа Российской Федерации;
понимать специфические черты литературы как вида словесного искусства,
выявлять главные отличия художественного текста от текста научного, делового,
публицистического;
уметь самостоятельно проводить смысловой анализ произведений
художественной литературы (от древнерусской до современной) с опорой на
предложенный план; анализировать с опорой на образец, план литературные
произведения разных жанров; воспринимать, анализировать, интерпретировать и
оценивать прочитанное (с учётом актуального уровня развития обучающихся с
ЗПР), иметь представление об условности художественной картины мира,
отражённой в литературных произведениях с учётом неоднозначности заложенных
в них художественных смыслов:
анализировать по предложенному плану произведение в единстве формы и
содержания; определять тематику и проблематику произведения, его родовую и
жанровую принадлежность; выявлять позицию героя, повествователя, рассказчика и
авторскую позицию, учитывая художественные особенности произведения и
отраженные в нём реалии; характеризовать по плану героев-персонажей, давать их
сравнительные характеристики, оценивать систему образов; выявлять особенности
композиции и основной конфликт произведения; выявлять, с направляющей
помощью педагога, формы авторской оценки героев, событий, характер авторских
взаимоотношений с читателем как адресатом произведения; объяснять своё
понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической
проблематики произведений (с учётом актуального уровня развития обучающихся с
ЗПР); выявлять языковые особенности художественного произведения, поэтической
и прозаической речи; находить, с направляющей помощью педагога основные
изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры
писателя;
понимать сущность и смысловые функции теоретико-литературных понятий и
использовать их с направляющей помощью педагога в процессе анализа и
интерпретации произведений: художественная литература и устное народное
творчество; проза и поэзия; художественный образ, факт, вымысел; литературные
направления (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм); роды (лирика,

эпос, драма), жанры (рассказ, притча, повесть, роман, комедия, драма, трагедия,
баллада, послание, поэма, ода, элегия, песня, отрывок, сонет, лиро-эпические
(поэма, баллада); тема, идея, проблематика; пафос (героический, патриотический,
гражданский и другое); сюжет, композиция, эпиграф; стадии развития действия:
экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог; конфликт;
образ автора, повествователь, рассказчик, литературный герой (персонаж),
лирический герой, лирический персонаж; портрет, пейзаж, интерьер,
художественная деталь; реплика, диалог, монолог; юмор, ирония, сатира, сарказм,
гротеск; эпитет, метафора, сравнение, олицетворение, гипербола; антитеза,
аллегория; стиль; стихотворный метр (хорей, ямб, дактиль), ритм, рифма, строфа;
афоризм;
рассматривать изученные произведения в рамках историко-литературного
процесса (определять и учитывать при анализе принадлежность произведения к
историческому времени);
выявлять с направляющей помощью педагога связь между важнейшими
фактами биографии писателей (в том числе А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина, М.Ю.
Лермонтова, Н.В. Гоголя) и особенностями исторической эпохи;
выделять с направляющей помощью педагога в произведениях элементы
художественной формы и обнаруживать связи между ними; определять
родожанровую специфику изученного художественного произведения;
сопоставлять по плану, образцу произведения, их фрагменты, образы
персонажей, литературные явления и факты, сюжеты разных литературных
произведений, темы, проблемы, жанры, эпизоды текста;
сопоставлять по плану, образцу изученные произведения художественной
литературы с произведениями других видов искусства (изобразительное искусство,
музыка, театр, балет, кино, фотоискусство, компьютерная графика);
выразительно читать стихи и прозу, в том числе наизусть (не менее 9-10
поэтических произведений, не выученных ранее), передавая личное отношение к
произведению (с учётом актуального уровня развития обучающихся с ЗПР);
пересказывать изученное произведение, используя различные виды устных и
письменных пересказов, отвечать на вопросы по прочитанному произведению и
самостоятельно формулировать вопросы к тексту;
участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, соотносить
собственную
позицию
с
мнениями
участников
дискуссии,
давать
аргументированную оценку прочитанному и отстаивать свою точку зрения;
создавать устные и письменные высказывания разных жанров (объёмом не
менее 200 слов), писать сочинение-рассуждение по заданной теме с опорой на
прочитанные произведения; представлять устный или письменный ответ на
проблемный вопрос; с направляющей помощью педагога исправлять и
редактировать собственные и чужие письменные тексты; собирать с направляющей
помощью педагога материал и обрабатывать информацию, необходимую для
составления плана, таблицы, схемы, доклада, конспекта, эссе, отзыва, рецензии на
самостоятельно выбранную литературную тему, применяя различные виды

цитирования;
с направляющей помощью педагога интерпретировать и оценивать
текстуально изученные художественные произведения древнерусской, классической
русской и зарубежной литературы и современных авторов с использованием
методов смыслового чтения;
осознавать важность вдумчивого чтения и изучения произведений фольклора
и художественной литературы как способа познания мира и окружающей
действительности, источника эмоциональных и эстетических впечатлений, а также
средства собственного развития;
планировать своё досуговое чтение, обогащать свой литературный кругозор
по рекомендациям педагога, а также проверенных интернет-ресурсов, в том числе за
счёт произведений современной литературы;
участвовать
в
коллективной
и
индивидуальной
проектной
и
исследовательской деятельности и уметь публично презентовать полученные
результаты;
уметь самостоятельно пользоваться энциклопедиями, словарями и справочной
литературой, информационно-справочными системами, в том числе в электронной
форме; пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями,
системой поискав сети Интернет; применять ИКТ, соблюдая правила
информационной безопасности.
5.3.11. При планировании предметных результатов освоения рабочей
программы следует учитывать, что формирование различных умений, навыков,
компетенций происходит у разных обучающихся с разной скоростью и в разной
степени, что диктует необходимость дифференцированного и индивидуального
подхода к ним и применения разных стратегий и создания индивидуальных
образовательных траекторий достижения этих результатов.

Календарно-тематическое планирование
учебного предмета
литература
общего образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
9 класс
на 2025 – 2026 уч. год

Учитель:
Стрельцова Лилия Игоревна

9 КЛАСС
Количество часов
№
п/п

Тема урока

Всего

1

Введение в курс литературы 9
класса

1

2

«Слово о полку Игореве».
Литература Древней Руси. История
открытия «Слова о полку Игореве»

1

3

«Слово о полку Игореве».
Центральные образы, образ автора в
«Слове о полку Игореве»

1

4

Поэтика «Слова о полку Игореве».
Идейно-художественное значение
«Слова о полку Игореве»

1

5

Развитие речи. Подготовка к
домашнему сочинению по «Слову о
полку Игореве»

1

6

М.В. Ломоносов. «Ода на день
восшествия на Всероссийский
престол Ея Величества Государыни
Императрицы Елисаветы Петровны
1747 года». Жанр оды.
Прославление в оде мира, Родины,
науки

1

7

М.В. Ломоносов. «Ода на день
восшествия на Всероссийский
престол Ея Величества Государыни

1

Контрольные
работы

Практические
работы

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК

01.09.2025

https://m.edsoo.ru/8bc391bc

Библиотепка ЦОК
04.09.2025

https://m.edsoo.ru/8bc3f6d4

Библиотека ЦОК
05.09.2025

https://m.edsoo.ru/8bc3f7e2

Библиотека ЦОК
08.09.2025

https://m.edsoo.ru/8bc3f8f0

Библиотека ЦОК
11.09.2025

https://m.edsoo.ru/8bc391bc

Библиотека ЦОК
12.09.2025

https://m.edsoo.ru/8bc3fb48

Библиотека ЦОК
15.09.2025

https://m.edsoo.ru/8bc3fcba

Императрицы Елисаветы Петровны
1747 года» и другие стихотворения.
Средства создания образа
идеального монарха

8

Русская литература ХVIII века.
Своеобразие литературы эпохи
Просвещения. Классицизм и
сентиментализм как литературное
направление

1

9

Г.Р. Державин. Стихотворения.
«Властителям и судиям». Традиции
и новаторство в поэзии Г.Р.
Державина. Идеи просвещения и
гуманизма в его лирике

1

10

Г.Р. Державин. Стихотворения.
«Памятник». Философская
проблематика и гражданский пафос
произведений Г.Р. Державина

1

11

Внеклассное чтение. «Мои
любимые книги». Открытия летнего
чтения

1

12

Н.М. Карамзин. Повесть «Бедная
Лиза». Сюжет и герои повести

1

13

Н.М. Карамзин. Повесть «Бедная
Лиза». Черты сентиментализма в
повести

1

14

Контрольная работа по повести
"Бедная Лиза" Н.М. Карамзина

1

15

В.А. Жуковский. Черты романтизма
в лирике В.А. Жуковского. Понятие

1

Библиотека ЦОК
18.09.2025

https://m.edsoo.ru/8bc391bc

Библиотека ЦОК
19.09.2025

https://m.edsoo.ru/8bc3fddc

Библиотека ЦОК
22.09.2025

https://m.edsoo.ru/8bc3fef4

Библиотека ЦОК
25.09.2025

https://m.edsoo.ru/8bc391bc

Библиотека ЦОК
26.09.2025

https://m.edsoo.ru/8bc40584

Библиотека ЦОК
29.09.2025
1

https://m.edsoo.ru/8bc40692

Библиотека ЦОК
02.10.2025

https://m.edsoo.ru/8bc391bc

Библиотека ЦОК
03.10.2025

https://m.edsoo.ru/8bc40ae8

о балладе, его особенности. Баллада
«Светлана»

16

В.А. Жуковский. Понятие об
элегии. «Невыразимое», «Море».
Тема человека и природы,
соотношение мечты и
действительности в лирике поэта

1

17

Особенности художественного
языка и стиля в произведениях В.А.
Жуковского

1

18

А.С. Грибоедов. Жизнь и
творчество. Комедия «Горе от ума»

1

19

А.С. Грибоедов. Комедия «Горе от
ума». Социальная и нравственная
проблематика, своеобразие
конфликта в пьесе

1

20

А.С. Грибоедов. Комедия «Горе от
ума». Система образов в пьесе.
Общественный и личный конфликт
в пьесе

1

21

А.С. Грибоедов. Комедия «Горе от
ума». Фамусовская Москва

1

22

А.С. Грибоедов. Комедия «Горе от
ума». Образ Чацкого

1

23

Резервный урок. А.С. Грибоедов.
Комедия «Горе от ума». Открытость
финала пьесы, его нравственнофилосовское звучание

1

24

А.С. Грибоедов. Художественное
своеобразие комедии «Горе от ума»

1

Библиотека ЦОК
06.10.2025

https://m.edsoo.ru/8bc40bec

Библиотека ЦОК
09.10.2025

https://m.edsoo.ru/8bc40f48

Библиотека ЦОК
10.10.2025

https://m.edsoo.ru/8bc4166e

Библиотека ЦОК
13.10.2025

https://m.edsoo.ru/8bc417a4

Библиотека ЦОК
16.10.2025

https://m.edsoo.ru/8bc418d0

Библиотека ЦОК
17.10.2025

https://m.edsoo.ru/8bc41aec

Библиотека ЦОК
20.10.2025

https://m.edsoo.ru/8bc41c18

Библиотека ЦОК
23.10.2025

https://m.edsoo.ru/8bc41fd8

Библиотека ЦОК
24.10.2025

https://m.edsoo.ru/8bc41d6c

25

А.С. Грибоедов. Комедия «Горе от
ума». Смысл названия
произведения

1

26

«Горе от ума» в литературной
критике

1

27

Развитие речи. Подготовка к
домашнему сочинению по «Горе от
ума»

1

28

Поэзия пушкинской эпохи. К.Н.
Батюшков, А.А. Дельвиг, Н.М.
Языков, Е.А. Баратынский (не
менее трёх стихотворений по
выбору) Основные темы лирики

1

29

Поэзия пушкинской эпохи. К.Н.
Батюшков, А.А. Дельвиг, Н.М.
Языков, Е.А. Баратынский
Своеобразие лирики поэта

1

30

А.С. Пушкин. Жизнь и творчество.
Поэтическое новаторство А.С.
Пушкина

1

31

А.С. Пушкин. Тематика и
проблематика лицейской лирики

1

32

Резервный урок. А.С. Пушкин.
Основные темы лирики южного
периода

1

33

А.С. Пушкин. Художественное
своеобразие лирики южного
периода

1

34

А.С. Пушкин. Лирика
Михайловского периода

1

Библиотека ЦОК
06.11.2025

https://m.edsoo.ru/8bc391bc

Библиотека ЦОК
07.11.2025

https://m.edsoo.ru/8bc41ea2

Библиотека ЦОК
10.11.2025

https://m.edsoo.ru/8bc391bc

Библиотека ЦОК
13.11.2025

https://m.edsoo.ru/8bc44328

Библиотека ЦОК
14.11.2025

https://m.edsoo.ru/8bc44580

Библиотека ЦОК
17.11.2025

https://m.edsoo.ru/8bc421fe

Библиотека ЦОК
20.11.2025

https://m.edsoo.ru/8bc391bc

Библиотека ЦОК
21.11.2025

https://m.edsoo.ru/8bc391bc

Библиотека ЦОК
24.11.2025

https://m.edsoo.ru/8bc391bc

Библиотека ЦОК
27.11.2025

https://m.edsoo.ru/8bc391bc

35

А.С. Пушкин. Любовная лирика:
«К***» («Я помню чудное
мгновенье...»), «Я вас любил;
любовь ещё, быть может…»,
«Мадонна»

1

36

А.С. Пушкин. Своеобразие
любовной лирики

1

37

А.С. Пушкин. Тема поэта и поэзии:
«Пророк», «Поэт» и другие.

1

38

Резервный урок. А.С. Пушкин.
Стихотворения «Осень» (отрывок),
«Я памятник себе воздвиг
нерукотворный…» и другие. Тема
поэта и поэзии

1

39

Развитие речи. Анализ лирического
произведения

1

40

А. С. Пушкин. «Брожу ли я вдоль
улиц шумных…», «Бесы», «Элегия»
(«Безумных лет угасшее
веселье…»)

1

41

А.С. Пушкин. Тема жизни и смерти:
«Пора, мой друг, пора! покоя
сердце просит…», «…Вновь я
посетил…»

1

42

Резервный урок. А.С. Пушкин.
«Каменноостровский цикл»: «Отцы
пустынники и жены непорочны…»,
«Из Пиндемонти»

1

43

Развитие речи. Подготовка к
сочинению по лирике А.С.

1

Библиотека ЦОК
28.11.2025

https://m.edsoo.ru/8bc42618

Библиотека ЦОК
01.12.2025

https://m.edsoo.ru/8bc4273a

Библиотека ЦОК
04.12.2025

https://m.edsoo.ru/8bc4285c

Библиотека ЦОК
05.12.2025

https://m.edsoo.ru/8bc4297e

Библиотека ЦОК
08.12.2025

https://m.edsoo.ru/8bc391bc

Библиотека ЦОК
11.12.2025

https://m.edsoo.ru/8bc42b9a

Библиотека ЦОК
12.12.2025

https://m.edsoo.ru/8bc42d3e

Библиотека ЦОК
15.12.2025

https://m.edsoo.ru/8bc42e4c

Библиотека ЦОК
18.12.2025

https://m.edsoo.ru/8bc430ea

Пушкина
44

Развитие речи. Сочинение по
лирике А.С. Пушкина

1

45

А.С. Пушкин. Поэма «Медный
всадник». Человек и история в
поэме

1

46

А.С. Пушкин. Поэма «Медный
всадник»: образ Евгения в поэме

1

47

А.С. Пушкин. Поэма «Медный
всадник»: образ Петра I в поэме

1

48

Подготовка к контрольной работе
От древнерусской литературы до
литературы первой четверти XIX
века (письменный ответ, тесты,
творческая работа, сочинение)

1

49

Итоговая контрольная работа От
древнерусской литературы до
литературы первой четверти XIX
века (письменный ответ, тесты,
творческая работа, сочинение)

1

50

А.С. Пушкин. Роман в стихах
«Евгений Онегин» как новаторское
произведение

1

51

Резервный урок. А.С. Пушкин.
Роман в стихах «Евгений Онегин».
Главные мужские образы романа.
Образ Евгения Онегина

1

52

А.С. Пушкин. Роман в стихах
«Евгений Онегин»: главные
женские образы романа. Образ

1

Библиотека ЦОК
19.12.2025

https://m.edsoo.ru/8bc391bc

Библиотека ЦОК
22.12.2025

https://m.edsoo.ru/8bc4336a

Библиотека ЦОК
25.12.2025

https://m.edsoo.ru/8bc434be

Библиотека ЦОК
26.12.2025

https://m.edsoo.ru/8bc43658

Библиотека ЦОК
29.12.2025

1

https://m.edsoo.ru/8bc43770

Библиотека ЦОК
12.01.2026

https://m.edsoo.ru/8bc45fe8

Библиотека ЦОК
15.01.2026

https://m.edsoo.ru/8bc4387e

Библиотека ЦОК
16.01.2026

https://m.edsoo.ru/8bc43982

Библиотека ЦОК
19.01.2026

https://m.edsoo.ru/8bc43a9a

Татьяны Лариной
53

А.С. Пушкин. Роман в стихах
«Евгений Онегин»:
взаимоотношения главных героев

1

54

Развитие речи. Письменный ответ
на проблемный вопрос

1

55

Резервный урок. А.С. Пушкин.
Роман в стихах «Евгений Онегин»
как энциклопедия русской жизни.
Роман «Евгений Онегин» в
литературной критике

1

56

Развитие речи. Подготовка к
сочинению по роману «Евгений
Онегин»

1

57

Развитие речи. Сочинение по
роману «Евгений Онегин»

1

58

Резервный урок. Итоговый урок по
роману в стихах А.С. Пушкина
«Евгений Онегин»

1

59

М.Ю. Лермонтов. Жизнь и
творчество. Тематика и
проблематика лирики поэта

1

60

М.Ю. Лермонтов.Тема назначения
поэта и поэзии. Стихотворение
«Смерть поэта»

1

61

М.Ю. Лермонтов. Образ поэтапророка в лирике поэта

1

62

М.Ю. Лермонтов. Тема любви в
лирике поэта

1

63

М.Ю. Лермонтов. Тема родины в

1

Библиотека ЦОК
22.01.2026

https://m.edsoo.ru/8bc43bb2

Библиотека ЦОК
23.01.2026

https://m.edsoo.ru/8bc391bc

Библиотека ЦОК
26.01.2026

https://m.edsoo.ru/8bc43e3c

Библиотека ЦОК
29.01.2026

https://m.edsoo.ru/8bc43fcc

Библиотека ЦОК
30.01.2026

https://m.edsoo.ru/8bc391bc

Библиотека ЦОК
02.02.2026

https://m.edsoo.ru/8bc440e4

Библиотека ЦОК
05.02.2026

https://m.edsoo.ru/8bc449ea

Библиотека ЦОК
06.02.2026

https://m.edsoo.ru/8bc44bca

Библиотека ЦОК
09.02.2026

https://m.edsoo.ru/8bc44d00

Библиотека ЦОК
12.02.2026

https://m.edsoo.ru/8bc44e0e

Библиотека ЦОК

лирике поэта. Стихотворения
«Дума», «Родина»

13.02.2026

64

М.Ю. Лермонтов. Философский
характер лирики поэта. «Выхожу
один я на дорогу…»

1

65

Развитие речи. Анализ лирического
произведения

1

66

Резервный урок. Итоговый урок по
лирике М.Ю. Лермонтова

1

67

М.Ю. Лермонтов. Роман «Герой
нашего времени». Тема, идея,
проблематика. Своеобразние
сюжета и композиции

1

68

М.Ю. Лермонтов. Роман «Герой
нашего времени». Загадки образа
Печорина

1

69

М.Ю. Лермонтов. Роман «Герой
нашего времени». Роль «Журнала
Печорина» в раскрытии характера
главного героя

1

70

М.Ю. Лермонтов. Роман «Герой
нашего времени». Значение главы
«Фаталист»

1

71

Резервный урок. М.Ю. Лермонтов.
Роман «Герой нашего времени».
Дружба в жизни Печорина

1

72

М.Ю. Лермонтов. Роман «Герой
нашего времени». Любовь в жизни
Печорина

1

73

Резервный урок. Роман «Герой

1

https://m.edsoo.ru/8bc45034

Библиотека ЦОК
16.02.2026

https://m.edsoo.ru/8bc4514c

Библиотека ЦОК
19.02.2026

https://m.edsoo.ru/8bc45264

Библиотека ЦОК
20.02.2026

https://m.edsoo.ru/8bc45372

Библиотека ЦОК
26.02.2026

https://m.edsoo.ru/8bc454f8

Библиотека ЦОК
27.02.2026

https://m.edsoo.ru/8bc4561a

Библиотека ЦОК
02.03.2026

https://m.edsoo.ru/8bc45a52

Библиотека ЦОК
05.03.2026

https://m.edsoo.ru/8bc45b92

Библиотека ЦОК
06.03.2026

https://m.edsoo.ru/8bc45ca0

Библиотека ЦОК
12.03.2026

https://m.edsoo.ru/8bc45dae

Библиотека ЦОК

нашего времени» в литературной
критике

13.03.2026

74

Развитие речи. Подготовка к
домашнему сочинению по роману
«Герой нашего времени»

1

75

Внеклассное чтение. Любимые
стихотворения поэтов первой
половины ХIХ века

1

76

Н.В. Гоголь. Жизнь и творчество.
История создания поэмы «Мёртвые
души»

1

77

Н.В. Гоголь. Поэма «Мёртвые
души». Образы помещиков

1

78

Н.В. Гоголь. Поэма «Мёртвые
души». Образы чиновников

1

79

Н.В. Гоголь. Поэма «Мёртвые
души». Образ города

1

80

Н.В. Гоголь. Поэма «Мёртвые
души». Образ Чичикова

1

81

Н.В. Гоголь. Поэма «Мёртвые
души». Образ России, народа и
автора в поэме

1

82

Н.В. Гоголь. Поэма «Мёртвые
души». Лирические отступления и
автора

1

83

Н.В. Гоголь. Поэма «Мёртвые
души»: специфика жанра,
художественные особенности

1

84

Н.В. Гоголь. Поэма «Мёртвые
души» в литературной критике

1

https://m.edsoo.ru/8bc45ed0

Библиотека ЦОК
16.03.2026

https://m.edsoo.ru/8bc391bc

Библиотека ЦОК
19.03.2026

https://m.edsoo.ru/8bc391bc

Библиотека ЦОК
20.03.2026

https://m.edsoo.ru/8bc46146

Библиотека ЦОК
23.03.2026

https://m.edsoo.ru/8bc46254

Библиотека ЦОК
26.03.2026

https://m.edsoo.ru/8bc391bc

Библиотека ЦОК
27.03.2026

https://m.edsoo.ru/8bc4648e

Библиотека ЦОК
06.04.2026

https://m.edsoo.ru/8bc465a6

Библиотека ЦОК
09.04.2026

https://m.edsoo.ru/8bc466aa

Библиотека ЦОК
10.04.2026

https://m.edsoo.ru/8bc4636c

Библиотека ЦОК
13.04.2026

https://m.edsoo.ru/8bc467ae

Библиотека ЦОК
16.04.2026

https://m.edsoo.ru/8bc46a7e

85

Развитие речи. Подготовка к
домашнему сочинению по
«Мертвым душам»

1

86

Внеклассное чтение. В мире
литературы первой половины ХIХ
века

1

87

Специфика отечественной прозы
первой половины ХIХ века, ее
значение для русской литературы

1

88

Подготовка к контрольная работа
Литература середины XIX века
(письменный ответ, тесты,
творческая работа, сочинение)

1

89

Итоговая контрольная работа
Литература середины XIX века
(письменный ответ, тесты,
творческая работа, сочинение)

1

90

Внеклассное чтение. Писатели и
поэты о Великой Отечественной
войне

1

91

Данте Алигьери. «Божественная
комедия». Особенности жанра и
композиции комедии. Сюжет и
персонажи

1

92

Данте Алигьери. «Божественная
комедия». Образ поэта. Пороки
человечества и наказание за них.
Проблематика

1

93

У. Шекспир. Трагедия «Гамлет».
История создания трагедии. Тема,

1

Библиотека ЦОК
17.04.2026

https://m.edsoo.ru/8bc391bc

Библиотека ЦОК
20.04.2026

https://m.edsoo.ru/8bc391bc

Библиотека ЦОК
23.04.2026

https://m.edsoo.ru/8bc46c9a

Библиотека ЦОК
24.04.2026

1

https://m.edsoo.ru/8bc391bc

Библиотека ЦОК
27.04.2026

https://m.edsoo.ru/8bc4749c

Библиотека ЦОК
30.04.2026

https://m.edsoo.ru/8bc391bc

Библиотека ЦОК
07.05.2026

https://m.edsoo.ru/8bc46db2

Библиотека ЦОК
08.05.2026

https://m.edsoo.ru/8bc46ed4

Библиотека ЦОК
14.05.2026

https://m.edsoo.ru/8bc391bc

идея, проблематика

94

У. Шекспир. Трагедия «Гамлет»
(фрагменты по выбору).
Своеобразие конфликта и
композиции трагедии. Система
образов. Образ главного героя

1

95

Резервный урок. У. Шекспир.
Трагедия «Гамлет». Поиски смысла
жизни, проблема выбора в трагедии.
Тема любви в трагедии

1

96

И.-В. Гёте. Трагедия «Фауст» (не
менее двух фрагментов по выбору).
Сюжет и проблематика трагедии

1

97

И.-В. Гёте. Трагедия «Фауст» (не
менее двух фрагментов по выбору).
Тема, главный герой в поисках
смысла жизни. Фауст и
Мефистофель. Идея произведения

1

98

Дж. Г. Байрон. Стихотворения
(одно по выбору). Например,«Душа
моя мрачна. Скорей, певец,
скорей!..», «Прощание Наполеона»
и другие. Тематика и проблематика
лирики поэта

1

99

Дж. Г. Байрон. Поэма
«Паломничество Чайльд-Гарольда».
Романтический герой в поисках
смысла жизни. Мотив странствия.
Байронический тип литературного
героя

1

Библиотека ЦОК
15.05.2026

https://m.edsoo.ru/8bc391bc

Библиотека ЦОК
18.05.2026

https://m.edsoo.ru/8bc391bc

Библиотека ЦОК
21.05.2026

https://m.edsoo.ru/8bc4728a

Библиотека ЦОК
22.05.2026

https://m.edsoo.ru/8bc47398

Библиотека ЦОК
25.05.2026

https://m.edsoo.ru/8bc408c2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc409d0

100

Зарубежная проза первой половины
XIX в. (одно произведение по
выбору). Например, произведения
Э.Т.А. Гофмана, В. Гюго, В. Скотта.
Тема, идея произведения

1

101

Зарубежная проза первой половины
XIX в. Например, произведения
Э.Т.А. Гофмана, В. Гюго, В. Скотта.
Сюжет, проблематика.

1

102

Зарубежная проза первой половины
XIX в. Например, произведения
Э.Т.А. Гофмана, В. Гюго, В. Скотта.
Образ главного героя

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

102

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc475aa

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc476c2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc391bc

3

0

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
 Литература, 9 класс/ В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин,
Акционерное общество «Издательство «Просвещение», 2023 г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
УМК к учебникам В.Я. Коровиной и другие, 9 класс. М, «Просвещение» 2023 г.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
платформа «Учи. ру»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».