МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВОЛГОГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ
КАМЫШИНСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН
МКОУ Верхнедобринская СШ
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 9105505)
учебного предмета «Музыка»
для обучающихся с ОВЗ ( УО в.1) 5 класса
Составитель программы:
Ковалкина Мария Сергеевна, учитель музыки
с. Верхняя Добринка 2025
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА
Рабочая программа по музыке для обучающихся 5 класса на 2025-2026 учебный год
составлена:
в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
во исполнение требований Федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от
30.08.2013 № 1015 (в редакции приказа от 31.12.2013 № 1342);
Министерство образования и науки РФ « О введении ФГОС ОВЗ»от 11 марта
2016года № ВК-452/07 «Методические рекомендации по вопросам внедрения ФГОС ОВЗ».
на основе авторской программы Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой «Музыка 5-9 классы»
и является приложением к Основной образовательной программе основного общего
образования МКОУ Верхнедобринской СШ
Программа адаптирована для обучения детей с ОВЗ с учетом особенностей их
психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости
обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Программа построена с учетом специфики усвоения учебного материала детьми с ОВЗ, ЗПР
и т.д. Представленная программа, сохраняя основное содержание образования, принятое для
массовой школы, отличается тем, что предусматривает коррекционную направленность
обучения. Цель общего музыкального образования и воспитания – развитие музыкальной
культуры школьников как неотъемлемой части их духовной культуры - наиболее полно
отражает заинтересованность современного общества в возрождении духовности,
обеспечивает формирование целостного мировосприятия учащихся, их умения
ориентироваться в жизненном информационном пространстве
Коррекционно- развивающие задачи:
При изучении данного курса решаются следующие коррекционно-развивающие
задачи:
•расширение кругозора обучающихся; повышение их адаптивных возможностей
благодаря улучшению социальной ориентировки;
•обогащение жизненного опыта детей путем организации непосредственных
наблюдений в природе и обществе, в процессе предметно-практической и продуктивной
деятельности;
•систематизация
знаний
и
представлений,
способствующая
повышению
интеллектуальной активности учащихся и лучшему усвоению учебного материала по другим
учебным дисциплинам;
•уточнение, расширение и активизация лексического запаса, развитие устной
монологической речи;
•улучшение зрительного восприятия, зрительной и словесной памяти, активизация
познавательной деятельности;
•активизация умственной деятельности (навыков планомерного и соотносительного
анализа, практической группировки и обобщения, словесной классификации изучаемых
предметов из ближайшего окружения ученика).
РАЗДЕЛ I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА.
Основными методическими принципами программы являются: принцип увлеченности;
принцип триединства деятельности композитора – исполнителя – слушателя; принцип
«тождества и контраста», сходства и различия; принцип интонационности; принцип диалога
культур. В целом все принципы ориентируют музыкальное образование на социализацию
учащихся, формирование ценностных ориентаций, эмоционально-эстетического отношения
к искусству и жизни. Ввиду психологических особенностей детей с ОВЗ, с целью усиления
практической направленности обучения проводится коррекционная работа, которая
включает следующие направления: Совершенствование движений и сенсомоторного
развития: развитие мелкой моторики и пальцев рук; развитие навыков каллиграфии; развитие
артикуляционной моторики. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений; коррекция – развитие памяти;
коррекция – развитие внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах
предметов (цвет, форма, величина); развитие пространственных представлений и
ориентации; развитие представлений о времени. Развитие различных видов мышления:
развитие наглядно-образного мышления; развитие словесно-логического мышления (умение
видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
Развитие основных мыслительных операций: развитие умения сравнивать, анализировать;
развитие умения выделять сходство и различие понятий; умение работать по словесной и
письменной инструкциям, алгоритму; умение планировать деятельность. Коррекция
нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие инициативности,
стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения преодолевать трудности;
воспитание самостоятельности принятия решения; формирование адекватности чувств;
формирование устойчивой и адекватной самооценки; формирование умения анализировать
свою деятельность; воспитание правильного отношения к критике. Коррекция – развитие
речи: развитие фонематического восприятия; коррекция нарушений устной и письменной
речи; коррекция монологической речи; коррекция диалогической речи; развитие лексикограмматических средств языка. Расширение представлений об окружающем мире и
обогащение словаря. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях Основные подходы к
организации учебного процесса для детей с ОВЗ, ЗПР: Подбор заданий, максимально
возбуждающих активность ребенка, пробуждающие у него потребность в познавательной
деятельности, требующих разнообразной деятельности.
Приспособление темпа изучения учебного материала и методов обучения к уровню
развития детей с ОВЗ Индивидуальный подход.
Повторное объяснение учебного материала и подбор дополнительных заданий.
Постоянное использование наглядности, наводящих вопросов, аналогий.
Использование многократных указаний, упражнений.
Использование поощрений, повышение самооценки ребенка, укрепление в нем веры в свои
силы.
Поэтапное обобщение проделанной на уроке работы. Использование заданий с опорой
на образцы, доступных инструкций.
Изучение курса «Музыка» в основной школе обеспечивает определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся,
которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей
этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края,
основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных
ценностей многонационального российского общества;
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органическом единстве и
разнообразии природы, народов, культур и религий; - ответственное отношение к учению,
готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность
и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
этические чувства доброжелательности эмоционально-нравственной отзывчивости,
понимание чувств других людей и сопереживание им;
-компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное
и ответственное отношение к собственным поступкам;
- коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими
и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно– исследовательской,
творческой и других видах деятельности;
- участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом
региональных и этнокультурных особенностей;
- признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного,
бережного к окружающей среде;
- принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей
семьи; - эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание, как результат
освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности
музыкально-эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных
учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности
учащихся:
- умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных
мотивов и интересов;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее
эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать
правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможность ее
решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать
причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;
- смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в
художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникативных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и
художественному самообразованию.
Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на следующей ступени общего
образования и отражают:
-сформированность основ музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части его
общей духовной культуры;
-сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовнонравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного
культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и
общества, в развитии мировой культуры;
- развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти, слуха), а
также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения,
эмоционально-целостного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и
анализа художественного образа;
-сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкальнотворческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование,
драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое
движение и др.);
- воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной
информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной
деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
- расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального
вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому
и современному музыкальному наследию; - овладение основами музыкальной грамотности:
способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во
взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями
музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса; приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной
музыкально-учебной деятельности, включая информационно-коммуникативные технологии;
- сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных
музыкально-творческих задач.
Cистема контроля освоения обучающимися общеобразовательной
программы по учебному предмету.
Система контроля и оценки достижения планируемых предметных результатов по
предмету искусство осуществляется учителем-предметником и включает в себя следующие
виды контроля:
текущий контроль в течении года
промежуточный контроль в конце учебного года.
Для определения уровня и качества знаний, умений и навыков на уроках музыки
используется следующие формы текущего контроля: устный и письменный ответ, тест,
занимательные компьютерные задания, исполнение песенного материала, как группой, так и
сольно, слуховые диктанты. А так же в качестве форм контроля могут использоваться
творческие задания, анализ произведений искусства, викторины, уроки-концерты. Форма
промежуточного контроля – тестовая работа.
Система оценивания: применяется традиционная пятибалльная система оценивания.
Нормы и критерии оценивания: проявление интереса (эмоциональный отклик,
высказывание со своей жизненной позиции), умение размышлять об искусстве, оценивать
эмоциональный характер и образное содержание, умение пользоваться ключевыми и
частными знаниями.
Нормы оценки:
«2» - нет необходимых знаний, не знает материал;
«3» - отрывочные знания: может дать отдельные определения, исполнение песен не в
характере;
«4» - знания хорошие, исполнение песен в характере, знает материал программы;
«5» - полные знания об искусстве, умеет рассуждать, сравнивать и анализировать материал,
стремиться проявить свои творческие способности.
Годовая отметка по предмету музыка определяется как средний показатель
значения суммы отметок за 1 и 2 полугодия.
При организации оценочных процедур для обучающихся в соответствии с ФАОП
ООО для обучающихся с ЗПР создаются специальные условия, обусловленные
особыми образовательными потребностями обучающихся с ЗПР и спецификой
нарушения.
Данные условия могут включать:
-
особую форму организации текущего контроля успеваемости и промежуточной
аттестации (в малой группе, индивидуальную) с учетом особых образовательных
потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся с ЗПР;
-
присутствие мотивационного этапа, способствующего психологическому настрою на
работу;
-
организующую помощь педагогического работника в рационализации распределения
времени, отводимого на выполнение работы;
-
предоставление возможности использования справочной информации, разного рода
визуальной поддержки (опорные схемы, алгоритмы учебных действий, смысловые
опоры в виде ключевых слов, плана, образца) при самостоятельном применении;
-
гибкость подхода к выбору формы и вида диагностического инструментария и
контрольно-измерительных материалов с учетом особых образовательных
потребностей и индивидуальных возможностей обучающегося с ЗПР;
-
большую вариативность оценочных процедур, методов оценки и состава
инструментария оценивания, позволяющую определить образовательный результат
каждого обучающегося с ЗПР;
-
адаптацию инструкции с учетом особых образовательных потребностей и
индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР (в частности, упрощение
формулировок по грамматическому и семантическому оформлению, особое
построение инструкции, отражающей этапность выполнения задания);
-
отслеживание действий обучающегося с ЗПР для оценки понимания им инструкции и,
при необходимости, ее уточнение;
-
увеличение времени на выполнение заданий;
-
возможность организации короткого перерыва при нарастании в поведении
обучающегося проявлений утомления, истощения.
При организации оценочных процедур в соответствии с ФАОП ООО для
обучающихся с ТНР (вариант 5.1) могут быть специальные условия, обусловленные
особыми образовательными потребностями обучающихся с ТНР и связанными с
ними объективными трудностями. Данные условия включают:
-
-
особую форму организации аттестации (в малой группе, индивидуальную) с учетом
особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей учащихся с
ТНР; привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя, наличие
привычных для учащихся мнестических опор: наглядных схем, шаблонов общего
хода выполнения заданий);
присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности; при
необходимости предоставление дифференцированной помощи: стимулирующей
(одобрение, эмоциональная поддержка), организующей (привлечение внимания,
концентрирование на выполнении работы, напоминание о необходимости
самопроверки), направляющей (повторение и разъяснение инструкции к заданию);
-
-
-
-
при необходимости адаптирование инструкции с учетом особых образовательных
потребностей и индивидуальных трудностей учащихся с ТНР:
упрощение формулировок по грамматическому и семантическому оформлению;
упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления ее на короткие
смысловые единицы, задающие поэтапность (пошаговость) выполнения задания;
в дополнение к письменной инструкции к заданию, при необходимости, она
дополнительно прочитывается педагогом вслух в медленном темпе с четкими
смысловыми акцентами;
увеличение времени, отводимого обучающемуся, в 1,5 - 2 раза в зависимости от
индивидуальных особенностей здоровья обучающегося с ТНР;
возможность организации короткого перерыва (10 - 15 мин) при нарастании в
поведении ребенка проявлений утомления, истощения.
Наряду с этим при оценивании промежуточных результатов урочной и внеурочной
деятельности обучающих учитывается специфика проявления дефекта, его структура
и степень выраженности.
При оценивании устных и письменных ответов и работ учитывается структура
речевого дефекта. Оценивание устных ответов и чтения осуществляется без учета
нарушений языковых или речевых норм, связанных с недостатками произносительной
стороны речи (произношение звуков, воспроизведение слов сложной слоговой
структуры, интонационных и ритмических структур и другие).
При оценке чтения у обучающихся с дислексией не учитываются специфические
ошибки: замены букв, перестановки, пропуски и другие.
Оценивание письменных работ осуществляется с особым учетом специфических
(дисграфических) ошибок: 3 дисграфические ошибки одного типа (акустические,
моторные, оптические, ошибки языкового анализа) оцениваются как 1
орфографическая.
РАЗДЕЛ II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В рабочей программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства в их
взаимодействии с художественными образами других искусств — литературы (прозы и
поэзии), изобразительного искусства (живописи, скульптуры, архитектуры, графики,
книжных иллюстраций и др.,) театра (оперы, балета, оперетты, мюзикла, рок-оперы), кино.
Программа состоит из двух разделов, соответствующих темам «Музыка и литература» и
«Музыка и изобразительное искусство». Такое деление учебного материала весьма условно,
так как знакомство с музыкальным произведением всегда предполагает его рассмотрение в
содружестве муз, что особенно ярко проявляется на страницах учебника и творческой
тетради.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Инвариантные модули
Модуль № 1 «Музыка моего края»
Фольклор – народное творчество.
Содержание: Традиционная музыка – отражение жизни народа. Жанры детского и
игрового фольклора (игры, пляски, хороводы).
Виды деятельности обучающихся:
знакомство со звучанием фольклорных образцов в аудио- и видеозаписи;
определение на слух:
принадлежности к народной или композиторской музыке;
исполнительского состава (вокального, инструментального, смешанного);
жанра, основного настроения, характера музыки;
разучивание и исполнение народных песен, танцев, инструментальных наигрышей,
фольклорных игр.
Календарный фольклор.
Содержание: Календарные обряды, традиционные для данной местности (осенние,
зимние, весенние – на выбор учителя).
Виды деятельности обучающихся:
знакомство с символикой календарных обрядов, поиск информации о
соответствующих фольклорных традициях;
разучивание и исполнение народных песен, танцев;
вариативно: реконструкция фольклорного обряда или его фрагмента; участие в
народном гулянии, празднике на улицах своего города, поселка.
Семейный фольклор.
Содержание: Фольклорные жанры, связанные с жизнью человека: свадебный обряд,
рекрутские песни, плачи-причитания.
Виды деятельности обучающихся:
знакомство с фольклорными жанрами семейного цикла;
изучение особенностей их исполнения и звучания;
определение на слух жанровой принадлежности, анализ символики традиционных
образов;
разучивание и исполнение отдельных песен, фрагментов обрядов (по выбору учителя);
вариативно:
реконструкция
фольклорного
обряда
или
его
фрагмента;
исследовательские проекты по теме «Жанры семейного фольклора».
Наш край сегодня.
Содержание: Современная музыкальная культура родного края. Гимн республики,
города (при наличии). Земляки – композиторы, исполнители, деятели культуры. Театр,
филармония, консерватория.
Виды деятельности обучающихся:
разучивание и исполнение гимна республики, города, песен местных композиторов;
знакомство с творческой биографией, деятельностью местных мастеров культуры и
искусства;
вариативно: посещение местных музыкальных театров, музеев, концертов, написание
отзыва с анализом спектакля, концерта, экскурсии;
исследовательские проекты, посвященные деятелям музыкальной культуры своей
малой родины (композиторам, исполнителям, творческим коллективам);
творческие проекты (сочинение песен, создание аранжировок народных мелодий;
съемка, монтаж и озвучивание любительского фильма), направленныена сохранение и
продолжение музыкальных традиций своего края.
Модуль № 2 «Народное музыкальное творчество России»
Россия – наш общий дом.
Содержание: Богатство и разнообразие фольклорных традиций народов нашей страны.
Музыка наших соседей, музыка других регионов (при изучении данного тематического
материала рекомендуется выбрать не менее трех региональных традиций. Одна из которых –
музыка ближайших соседей (например, для обучающихся Нижегородской области –
чувашский или марийский фольклор, для обучающихся Краснодарского края – музыка
Адыгеи). Две другие культурные традиции желательно выбрать среди более удаленных
географически, а также по принципу контраста мелодико-ритмических особенностей. Для
обучающихся республик Российской Федерации среди культурных традиций обязательно
должна быть представлена русская народная музыка).
Виды деятельности обучающихся:
знакомство со звучанием фольклорных образцов близких и далеких регионов в аудиои видеозаписи;
разучивание и исполнение народных песен, танцев, инструментальных наигрышей,
фольклорных игр разных народов России;
определение на слух:
принадлежности к народной или композиторской музыке;
исполнительского состава (вокального, инструментального, смешанного);
жанра, характера музыки.
Фольклорные жанры.
Содержание: Общее и особенное в фольклоре народов России: лирика, эпос, танец.
Виды деятельности обучающихся:
знакомство со звучанием фольклора разных регионов России в аудио-и видеозаписи;
аутентичная манера исполнения;
выявление характерных интонаций и ритмов в звучании традиционной музыки разных
народов;
выявление общего и особенного при сравнении танцевальных, лирических и эпических
песенных образцов фольклора разных народов России;
разучивание и исполнение народных песен, танцев, эпических сказаний;
двигательная, ритмическая, интонационная импровизация в характере изученных
народных танцев и песен;
вариативно: исследовательские проекты, посвященные музыке разных народов России;
музыкальный фестиваль «Народы России».
Фольклор в творчестве профессиональных композиторов.
Содержание: Народные истоки композиторского творчества: обработки фольклора,
цитаты; картины родной природы и отражение типичных образов, характеров, важных
исторических событий. Внутреннее родство композиторского и народного творчества на
интонационном уровне.
Виды деятельности обучающихся:
сравнение аутентичного звучания фольклора и фольклорных мелодий в
композиторской обработке;
разучивание, исполнение народной песни в композиторской обработке;
знакомство с 2–3 фрагментами крупных сочинений (опера, симфония, концерт,
квартет, вариации), в которых использованы подлинные народные мелодии;
наблюдение за принципами композиторской обработки, развития фольклорного
тематического материала;
вариативно: исследовательские, творческие проекты, раскрывающие тему отражения
фольклора в творчестве профессиональных композиторов (на примере выбранной
региональной традиции);
посещение концерта, спектакля (просмотр фильма, телепередачи), посвященного
данной теме;
обсуждение в классе и (или) письменная рецензия по результатам просмотра.
На рубежах культур.
Содержание: Взаимное влияние фольклорных традиций друг на друга.
Этнографические экспедиции и фестивали. Современная жизнь фольклора.
Виды деятельности обучающихся:
знакомство с примерами смешения культурных традиций в пограничных территориях
(например, казачья лезгинка, калмыцкая гармошка), выявление причинно-следственных
связей такого смешения;
изучение творчества и вклада в развитие культуры современных этно-исполнителей,
исследователей традиционного фольклора;
вариативно: участие в этнографической экспедиции; посещение (участие) в фестивале
традиционной культуры.
Модуль № 3 «Русская классическая музыка»
(изучение тематических блоков данного модуля целесообразно соотносить с изучением
модулей «Музыка моего края» и «Народное музыкальное творчество России», переходя от
русского фольклора к творчеству русских композиторов, прослеживая продолжение и
развитие круга национальных сюжетов, образов, интонаций).
Образы родной земли.
Содержание: Вокальная музыка на стихи русских поэтов, программные
инструментальные произведения, посвященные картинам русской природы, народного быта,
сказкам, легендам (на примере творчества М.И. Глинки, С.В. Рахманинова, В.А. Гаврилина и
других композиторов).
Виды деятельности обучающихся:
повторение, обобщение опыта слушания, проживания, анализа музыки русских
композиторов, полученного на уровне начального общего образования;
выявление мелодичности, широты дыхания, интонационной близости русскому
фольклору;
разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения, сочиненного
русским композитором-классиком;
музыкальная викторина на знание музыки, названий авторов изученных произведений;
вариативно: рисование по мотивам прослушанных музыкальных произведений;
посещение концерта классической музыки, в программу которого входят произведения
русских композиторов.
Золотой век русской культуры.
Содержание: Светская музыка российского дворянства XIX века: музыкальные салоны,
домашнее музицирование, балы, театры. Особенности отечественной музыкальной культуры
XIX в. (на примере творчества М.И. Глинки, П.И.Чайковского, Н.А.Римского-Корсакова и
других композиторов).
Виды деятельности обучающихся:
знакомство с шедеврами русской музыки XIX века, анализ художественного
содержания, выразительных средств;
разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения лирического
характера, сочиненного русским композитором-классиком;
музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных
произведений;
вариативно: просмотр художественных фильмов, телепередач, посвященных русской
культуре XIX века;
создание любительского фильма, радиопередачи, театрализованной музыкальнолитературной композиции на основе музыки и литературы XIX века; реконструкция
костюмированного бала, музыкального салона.
История страны и народа в музыке русских композиторов.
Содержание: Образы народных героев, тема служения Отечеству в крупных
театральных и симфонических произведениях русских композиторов (на примере сочинений
композиторов
–
Н.А.Римского-Корсакова,
А.П.Бородина,
М.П.Мусоргского,
С.С.Прокофьева, Г.В.Свиридова и других композиторов).
Виды деятельности обучающихся:
знакомство с шедеврами русской музыки XIX–XX веков, анализ художественного
содержания и способов выражения патриотической идеи, гражданского пафоса;
разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения патриотического
содержания, сочиненного русским композитором-классиком;
исполнение Гимна Российской Федерации;
музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных
произведений;
вариативно: просмотр художественных фильмов, телепередач, посвященных
творчеству композиторов – членов русского музыкального общества «Могучая кучка»;
просмотр видеозаписи оперы одного из русских композиторов (или посещение театра) или
фильма, основанного на музыкальных сочинениях русских композиторов.
Русский балет.
Содержание: Мировая слава русского балета. Творчество композиторов (П.И.
Чайковский, С.С. Прокофьев, И.Ф. Стравинский, Р.К. Щедрин), балетмейстеров, артистов
балета. Дягилевские сезоны.
Виды деятельности обучающихся:
знакомство с шедеврами русской балетной музыки;
поиск информации о постановках балетных спектаклей, гастролях российских
балетных трупп за рубежом;
посещение балетного спектакля (просмотр в видеозаписи);
характеристика отдельных музыкальных номеров и спектакля в целом;
вариативно: исследовательские проекты, посвященные истории создания знаменитых
балетов, творческой биографии балерин, танцовщиков, балетмейстеров;
съемки любительского фильма (в технике теневого, кукольного театра,
мультипликации) на музыку какого-либо балета (фрагменты).
Русская исполнительская школа.
Содержание: Творчество выдающихся отечественных исполнителей (А.Г. Рубинштейн,
С. Рихтер, Л. Коган, М. Ростропович, Е. Мравинский и другие исполнители). Консерватории
в Москве и Санкт-Петербурге, родном городе. Конкурс имени П.И. Чайковского.
Виды деятельности обучающихся:
слушание одних и тех же произведений в исполнении разных музыкантов, оценка
особенностей интерпретации;
создание домашней фоно- и видеотеки из понравившихся произведений;
дискуссия на тему «Исполнитель – соавтор композитора»;
вариативно: исследовательские проекты, посвященные биографиям известных
отечественных исполнителей классической музыки.
Русская музыка – взгляд в будущее.
Содержание: Идея светомузыки. Мистерии А.Н. Скрябина. Терменвокс, синтезатор Е.
Мурзина, электронная музыка (на примере творчества А.Г. Шнитке, Э.Н. Артемьева и
других композиторов).
Виды деятельности обучающихся:
знакомство с музыкой отечественных композиторов XX века, эстетическими и
технологическими идеями по расширению возможностей и средств музыкального искусства;
слушание образцов электронной музыки, дискуссия о значении технических средств в
создании современной музыки;
вариативно: исследовательские проекты, посвященные развитию музыкальной
электроники в России;
импровизация, сочинение музыки с помощью цифровых устройств, программных
продуктов и электронных гаджетов.
Модуль № 4 «Жанры музыкального искусства»
Камерная музыка.
Содержание: Жанры камерной вокальной музыки (песня, романс, вокализ).
Инструментальная миниатюра (вальс, ноктюрн, прелюдия, каприс). Одночастная,
двухчастная, трехчастная репризная форма. Куплетная форма.
Виды деятельности обучающихся:
слушание музыкальных произведений изучаемых жанров, (зарубежныхи русских
композиторов), анализ выразительных средств, характеристика музыкального образа;
определение на слух музыкальной формы и составление ее буквенной наглядной
схемы;
разучивание и исполнение произведений вокальных и инструментальных жанров;
вариативно: импровизация, сочинение кратких фрагментов с соблюдением основных
признаков жанра (вокализ пение без слов, вальс – трехдольный метр);
индивидуальная или коллективная импровизация в заданной форме;
выражение музыкального образа камерной миниатюры через устныйили письменный
текст, рисунок, пластический этюд.
Циклические формы и жанры.
Содержание: Сюита, цикл миниатюр (вокальных, инструментальных). Принцип
контраста. Прелюдия и фуга. Соната, концерт: трехчастная форма, контраст основных тем,
разработочный принцип развития.
Виды деятельности обучающихся:
знакомство с циклом миниатюр, определение принципа, основного художественного
замысла цикла;
разучивание и исполнение небольшого вокального цикла;
знакомство со строением сонатной формы;
определение на слух основных партий-тем в одной из классических сонат;
вариативно: посещение концерта (в том числе виртуального); предварительное
изучение информации о произведениях концерта (сколько в них частей, как они называются,
когда могут звучать аплодисменты); последующее составление рецензии на концерт.
Симфоническая музыка.
Содержание: Одночастные симфонические жанры (увертюра, картина). Симфония.
Виды деятельности обучающихся:
знакомство с образцами симфонической музыки: программной увертюры,
классической 4-частной симфонии;
освоение основных тем (пропевание, графическая фиксация, пластическое
интонирование), наблюдение за процессом развертывания музыкального повествования;
образно-тематический конспект;
исполнение (вокализация, пластическое интонирование, графическое моделирование,
инструментальное музицирование) фрагментов симфонической музыки;
слушание целиком не менее одного симфонического произведения;
вариативно: посещение концерта (в том числе виртуального) симфонической музыки;
предварительное изучение информации о произведениях концерта (сколько в них
частей, как они называются, когда могут звучать аплодисменты);
последующее составление рецензии на концерт.
Театральные жанры.
Содержание: Опера, балет, Либретто. Строение музыкального спектакля: увертюра,
действия, антракты, финал. Массовые сцены. Сольные номера главных героев. Номерная
структура и сквозное развитие сюжета. Лейтмотивы. Роль оркестра в музыкальном
спектакле.
Виды деятельности обучающихся:
знакомство с отдельными номерами из известных опер, балетов;
разучивание и исполнение небольшого хорового фрагмента из оперы, слушание
данного хора в аудио- или видеозаписи, сравнение собственного и профессионального
исполнений;
музыкальная викторина на материале изученных фрагментов музыкальных спектаклей;
различение, определение на слух:
тембров голосов оперных певцов;
оркестровых групп, тембров инструментов;
типа номера (соло, дуэт, хор);
вариативно: посещение театра оперы и балета (в том числе виртуального);
предварительное изучение информации о музыкальном спектакле (сюжет, главные герои и
исполнители, наиболее яркие музыкальные номера);
последующее составление рецензии на спектакль.
Вариативные модули
Модуль № 5 «Музыка народов мира»
(изучение тематических блоков данного модуля в календарном планировании
целесообразно соотносить с изучением модулей «Музыка моего края» и «Народное
музыкальное творчество России», устанавливая смысловые арки, сопоставляя и сравнивая
музыкальный материал данных разделов программы между собой).
Музыка – древнейший язык человечества.
Содержание: Археологические находки, легенды и сказания о музыке древних.
Древняя Греция – колыбель европейской культуры (театр, хор, оркестр, лады, учение о
гармонии).
Виды деятельности обучающихся:
экскурсия в музей (реальный или виртуальный) с экспозицией музыкальных
артефактов древности, последующий пересказ полученной информации;
импровизация в духе древнего обряда (вызывание дождя, поклонение тотемному
животному);
озвучивание, театрализация легенды (мифа) о музыке;
вариативно: квесты, викторины, интеллектуальные игры;
исследовательские проекты в рамках тематики «Мифы Древней Греции в музыкальном
искусстве XVII—XX веков».
Музыкальный фольклор народов Европы.
Содержание: Интонации и ритмы, формы и жанры европейского фольклора (для
изучения данной темы рекомендуется выбрать не менее 2–3 национальных культур из
следующего списка: английский, австрийский, немецкий, французский, итальянский,
испанский, польский, норвежский, венгерский фольклор. Каждая выбранная национальная
культура должна быть представлена не менее чем двумя наиболее яркими явлениями. В том
числе, но не исключительно – образцами типичных инструментов, жанров, стилевых и
культурных особенностей (например, испанский фольклор – кастаньеты, фламенко, болеро;
польский фольклор – мазурка, полонез; французский фольклор – рондо, трубадуры;
австрийский фольклор – альпийский рог, тирольское пение, лендлер). Отражение
европейского фольклора в творчестве профессиональных композиторов.
Виды деятельности обучающихся:
выявление характерных интонаций и ритмов в звучании традиционной музыки народов
Европы;
выявление общего и особенного при сравнении изучаемых образцов европейского
фольклора и фольклора народов России;
разучивание и исполнение народных песен, танцев;
двигательная, ритмическая, интонационная импровизация по мотивам изученных
традиций народов Европы (в том числе в форме рондо).
Музыкальный фольклор народов Азии и Африки.
Содержание: Африканская музыка – стихия ритма. Интонационно-ладовая основа
музыки стран Азии (для изучения данного тематического блока рекомендуется выбрать 1–2
национальные традиции из следующего списка стран: Китай, Индия, Япония, Вьетнам,
Индонезия, Иран, Турция), уникальные традиции, музыкальные инструменты.
Представления о роли музыки в жизни людей.
Виды деятельности обучающихся:
выявление характерных интонаций и ритмов в звучании традиционной музыки народов
Африки и Азии;
выявление общего и особенного при сравнении изучаемых образцов азиатского
фольклора и фольклора народов России;
разучивание и исполнение народных песен, танцев;
коллективные ритмические импровизации на шумовых и ударных инструментах;
вариативно: исследовательские проекты по теме «Музыка стран Азии и Африки».
Народная музыка Американского континента.
Содержание: Стили и жанры американской музыки (кантри, блюз, спиричуэлс, самба,
босса-нова). Смешение интонаций и ритмов различного происхождения.
Виды деятельности обучающихся:
выявление характерных интонаций и ритмов в звучании американского,
латиноамериканского фольклора, прослеживание их национальных истоков;
разучивание и исполнение народных песен, танцев;
индивидуальные и коллективные ритмические и мелодические импровизации в стиле
(жанре) изучаемой традиции.
Модуль № 6 «Европейская классическая музыка»
Национальные истоки классической музыки.
Содержание: Национальный музыкальный стиль на примере творчества Ф. Шопена, Э.
Грига и других композиторов. Значение и роль композитора классической музыки.
Характерные жанры, образы, элементы музыкального языка.
Виды деятельности обучающихся:
знакомство с образцами музыки разных жанров, типичных для рассматриваемых
национальных стилей, творчества изучаемых композиторов;
определение на слух характерных интонаций, ритмов, элементов музыкального языка,
умение напеть наиболее яркие интонации, прохлопать ритмические примеры из числа
изучаемых классических произведений;
разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения, сочиненного
композитором-классиком (из числа изучаемых в данном разделе);
музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных
произведений;
вариативно: исследовательские проекты о творчестве европейских композиторовклассиков, представителей национальных школ; просмотр художественных и
документальных фильмов о творчестве выдающих европейских композиторов с
последующим обсуждением в классе; посещение концерта классической музыки, балета
драматического спектакля.
Музыкант и публика.
Содержание: Кумиры публики (на примере творчества В.А. Моцарта, Н. Паганини, Ф.
Листа и других композиторов). Виртуозность, талант, труд, миссия композитора,
исполнителя. Признание публики. Культура слушателя. Традиции слушания музыки в
прошлые века и сегодня.
Виды деятельности обучающихся:
знакомство с образцами виртуозной музыки;
размышление над фактами биографий великих музыкантов – как любимцев публики,
так и непонятых современниками;
определение на слух мелодий, интонаций, ритмов, элементов музыкального языка,
изучаемых классических произведений, умение напеть их наиболее яркие ритмоинтонации;
музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных
произведений;
знание и соблюдение общепринятых норм слушания музыки, правил поведения в
концертном зале, театре оперы и балета;
вариативно: работа с интерактивной картой (география путешествий, гастролей),
лентой времени (имена, факты, явления, музыкальные произведения); посещение концерта
классической музыки с последующим обсуждением в классе; создание тематической
подборки музыкальных произведений для домашнего прослушивания.
Музыка – зеркало эпохи.
Содержание: Искусство как отражение, с одной стороны – образа жизни, с другой –
главных ценностей, идеалов конкретной эпохи. Стили барокко и классицизм (круг основных
образов, характерных интонаций, жанров). Полифонический и гомофонно-гармонический
склад на примере творчества И.С. Баха и Л. ван Бетховена.
Виды деятельности обучающихся:
знакомство с образцами полифонической и гомофонно-гармонической музыки;
разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения, сочиненного
композитором-классиком (из числа изучаемых в данном разделе);
исполнение вокальных, ритмических, речевых канонов;
музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных
произведений;
вариативно: составление сравнительной таблицы стилей барокко и классицизм (на
примере музыкального искусства, либо музыки и живописи, музыки и архитектуры);
просмотр художественных фильмов и телепередач, посвященных стилям барокко и
классицизм, творческому пути изучаемых композиторов.
Музыкальный образ.
Содержание: Героические образы в музыке. Лирический герой музыкального
произведения. Судьба человека – судьба человечества (на примере творчества Л. ван
Бетховена, Ф. Шуберта и других композиторов). Стили классицизм и романтизм (круг
основных образов, характерных интонаций, жанров).
Виды деятельности обучающихся:
знакомство с произведениями композиторов – венских классиков, композиторовромантиков, сравнение образов их произведений, сопереживание музыкальному образу,
идентификация с лирическим героем произведения;
узнавание на слух мелодий, интонаций, ритмов, элементов музыкального языка
изучаемых классических произведений, умение напеть их наиболее яркие темы,
ритмоинтонации;
разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения, сочиненного
композитором-классиком, художественная интерпретация его музыкального образа;
музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных
произведений;
вариативно: сочинение музыки, импровизация; литературное, художественное
творчество, созвучное кругу образов изучаемого композитора; составление сравнительной
таблицы стилей классицизм и романтизм (только на примере музыки, либо в музыке и
живописи, в музыке и литературе).
Музыкальная драматургия.
Содержание: Развитие музыкальных образов. Музыкальная тема. Принципы
музыкального развития: повтор, контраст, разработка. Музыкальная форма – строение
музыкального произведения.
Виды деятельности обучающихся:
наблюдение за развитием музыкальных тем, образов, восприятие логики музыкального
развития;
умение слышать, запоминать основные изменения, последовательность настроений,
чувств, характеров в развертывании музыкальной драматургии;
узнавание на слух музыкальных тем, их вариантов, видоизмененных в процессе
развития;
составление наглядной (буквенной, цифровой) схемы строения музыкального
произведения;
разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения, сочиненного
композитором-классиком, художественная интерпретация музыкального образа в его
развитии;
музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных
произведений;
вариативно: посещение концерта классической музыки, в программе которого
присутствуют крупные симфонические произведения; создание сюжета любительского
фильма (в том числе в жанре теневого театра, мультфильма), основанного на развитии
образов, музыкальной драматургии одного из произведений композиторов-классиков.
Музыкальный стиль.
Содержание: Стиль как единство эстетических идеалов, круга образов,
драматургических приемов, музыкального языка. (На примере творчества В.А. Моцарта, К.
Дебюсси, А. Шенберга и других композиторов).
Виды деятельности обучающихся:
обобщение и систематизация знаний о различных проявлениях музыкального стиля
(стиль композитора, национальный стиль, стиль эпохи);
исполнение 2–3 вокальных произведений – образцов барокко, классицизма,
романтизма, импрессионизма (подлинных или стилизованных);
музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных
произведений;
определение на слух в звучании незнакомого произведения:
принадлежности к одному из изученных стилей;
исполнительского состава (количество и состав исполнителей, музыкальных
инструментов);
жанра, круга образов;
способа музыкального изложения и развития в простых и сложных музыкальных
формах (гомофония, полифония, повтор, контраст, соотношение разделов и частей в
произведении);
вариативно: исследовательские проекты, посвященные эстетике и особенностям
музыкального искусства различных стилей XX века.
Модуль № 7 «Духовная музыка»
Храмовый синтез искусств.
Музыка православного и католического богослужения (колокола, пение acapella или
пение в Сопровождении органа). Основные жанры, традиции. Образы Христа, Богородицы,
Рождества, Воскресения.
Виды деятельности обучающихся:
повторение, обобщение и систематизация знаний о христианской культуре
западноевропейской традиции русского православия, полученных на уроках музыки и основ
религиозных культур и светской этики на уровне начального общего образования;
осознание единства музыки со словом, живописью, скульптурой, архитектурой как
сочетания разных проявлений единого мировоззрения, основной идеи христианства;
исполнение вокальных произведений, связанных с религиозной традицией,
перекликающихся с ней по тематике;
определение сходства и различия элементов разных видов искусства (музыки,
живописи, архитектуры), относящихся:
к русской православной традиции;
западноевропейской христианской традиции;
другим конфессиям (по выбору учителя);
вариативно: посещение концерта духовной музыки.
Развитие церковной музыки
Содержание: Европейская музыка религиозной традиции (григорианский хорал,
изобретение нотной записи Гвидод’Ареццо, протестантский хорал). Русская музыка
религиозной традиции (знаменный распев, крюковая запись, партесное пение). Полифония в
западной и русской духовной музыке. Жанры: кантата, духовный концерт, реквием.
Виды деятельности обучающихся:
знакомство с историей возникновения нотной записи;
сравнение нотаций религиозной музыки разных традиций (григорианский хорал,
знаменный распев, современные ноты);
знакомство с образцами (фрагментами) средневековых церковных распевов
(одноголосие);
слушание духовной музыки;
определение на слух: состава исполнителей; типа фактуры (хоральный склад,
полифония); принадлежности к русской или западноевропейской религиозной традиции;
вариативно: работа с интерактивной картой, лентой времени с указанием
географических и исторических особенностей распространения различных явлений, стилей,
жанров, связанных с развитием религиозной музыки; исследовательские и творческие
проекты, посвященные отдельным произведениям духовной музыки.
Музыкальные жанры богослужения.
Содержание: Эстетическое содержание и жизненное предназначение духовной музыки.
Многочастные произведения на канонические тексты: католическая месса, православная
литургия, всенощное бдение.
Виды деятельности обучающихся:
знакомство с одним (более полно) или несколькими (фрагментарно) произведениями
мировой музыкальной классики, написанными в соответствии с религиозным каноном;
вокализация музыкальных тем изучаемых духовных произведений;
определение на слух изученных произведений и их авторов, иметь представление об
особенностях их построения и образов;
устный или письменный рассказ о духовной музыке с использованием терминологии,
примерами из соответствующей традиции, формулировкой собственного отношения к
данной музыке, рассуждениями, аргументацией своей позиции.
Религиозные темы и образы в современной музыке.
Содержание: Сохранение традиций духовной музыки сегодня. Переосмысление
религиозной темы в творчестве композиторов XX–XXI веков. Религиозная тематика в
контексте современной культуры.
Виды деятельности обучающихся:
сопоставление тенденций сохранения и переосмысления религиозной традиции в
культуре XX–XXI веков;
исполнение
музыки
духовного
содержания,
сочиненной
современными
композиторами;
вариативно: исследовательские и творческие проекты по теме «Музыка и религия в
наше время»; посещение концерта духовной музыки.
Модуль № 8 «Современная музыка: основные жанры и направления»
Джаз.
Содержание: Джаз – основа популярной музыки XX века. Особенности джазового
языка и стиля (свинг, синкопы, ударные и духовые инструменты, вопросно-ответная
структура мотивов, гармоническая сетка, импровизация).
Виды деятельности обучающихся:
знакомство с различными джазовыми музыкальными композициямии направлениями
(регтайм, биг бэнд, блюз);
разучивание, исполнение одной из «вечнозеленых» джазовых тем, элементы
ритмической и вокальной импровизации на ее основе;
определение на слух: принадлежности к джазовой или классической музыке;
исполнительского состава (манера пения, состав инструментов); вариативно: сочинение
блюза; посещение концерта джазовой музыки.
Мюзикл.
Содержание: Особенности жанра. Классика жанра – мюзиклы середины XX века (на
примере творчества Ф. Лоу, Р. Роджерса, Э.Л. Уэббера). Современные постановки в жанре
мюзикла на российской сцене.
Виды деятельности обучающихся:
знакомство с музыкальными произведениями, сочиненными зарубежными и
отечественными композиторами в жанре мюзикла, сравнение с другими театральными
жанрами (опера, балет, драматический спектакль);
анализ рекламных объявлений о премьерах мюзиклов в современных средствах
массовой информации;
просмотр видеозаписи одного из мюзиклов, написание собственного рекламного текста
для данной постановки;
разучивание и исполнение отдельных номеров из мюзиклов.
Молодежная музыкальная культура.
Содержание: Направления и стили молодежной музыкальной культуры XX–XXI веков
(рок-н-ролл, блюз-рок, панк-рок, хард-рок, рэп, хип-хоп, фанк и другие). Авторская песня
(Б.Окуджава, Ю.Визбор, В. Высоцкий и др.).
Социальный и коммерческий контекст массовой музыкальной культуры
(потребительские тенденции современной культуры).
Виды деятельности обучающихся:
знакомство с музыкальными произведениями, ставшими «классикой жанра»
молодежной культуры (группы «Битлз», Элвис Пресли, Виктор Цой, Билли Айлиш и другие
группы и исполнители);
разучивание и исполнение песни, относящейся к одному из молодежных музыкальных
течений;
дискуссия на тему «Современная музыка»;
вариативно: презентация альбома своей любимой группы.
Музыка цифрового мира.
Содержание: Музыка повсюду (радио, телевидение, Интернет, наушники). Музыка на
любой вкус (безграничный выбор, персональные плейлисты). Музыкальное творчество в
условиях цифровой среды.
Виды деятельности обучающихся:
поиск информации о способах сохранения и передачи музыки прежде и сейчас;
просмотр музыкального клипа популярного исполнителя, анализ его художественного
образа, стиля, выразительных средств;
разучивание и исполнение популярной современной песни;
вариативно: проведение социального опроса о роли и месте музыки в жизни
современного человека; создание собственного музыкального клипа.
Модуль № 9 «Связь музыки с другими видами искусства»
Музыка и литература.
Единство слова и музыки в вокальных жанрах (песня, романс, кантата, ноктюрн,
баркарола, былина). Интонации рассказа, повествованияв инструментальной музыке (поэма,
баллада). Программная музыка.
Виды деятельности обучающихся:
знакомство с образцами вокальной и инструментальной музыки;
импровизация, сочинение мелодий на основе стихотворных строк, сравнение своих
вариантов с мелодиями, сочиненными композиторами (метод «Сочинение сочиненного»);
сочинение
рассказа,
стихотворения
под
впечатлением
от
восприятия
инструментального музыкального произведения;
рисование образов программной музыки;
музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных
произведений.
Музыка и живопись.
Содержание: Выразительные средства музыкального и изобразительного искусства.
Аналогии: ритм, композиция, линия – мелодия, пятно – созвучие, колорит – тембр,
светлотность – динамика. Программная музыка. Импрессионизм (на примере творчества
французских клавесинистов, К. Дебюсси, А.К. Лядова и других композиторов).
Виды деятельности обучающихся:
знакомство с музыкальными произведениями программной музыки, выявление
интонаций изобразительного характера;
музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных
произведений;
разучивание, исполнение песни с элементами изобразительности, сочинение к ней
ритмического и шумового аккомпанемента с целью усиления изобразительного эффекта;
вариативно: рисование под впечатлением от восприятия музыки программноизобразительного характера; сочинение музыки, импровизация, озвучивание картин
художников.
Музыка и театр.
Содержание: Музыка к драматическому спектаклю (на примере творчества Э. Грига, Л.
ван Бетховена, А.Г. Шнитке, Д.Д. Шостаковича и других композиторов). Единство музыки,
драматургии, сценической живописи, хореографии.
Виды деятельности обучающихся:
знакомство с образцами музыки, созданной отечественными и зарубежными
композиторами для драматического театра;
разучивание, исполнение песни из театральной постановки, просмотр видеозаписи
спектакля, в котором звучит данная песня;
музыкальная викторина на материале изученных фрагментов музыкальных спектаклей;
вариативно: постановка музыкального спектакля; посещение театра с последующим
обсуждением (устно или письменно) роли музыки в данном спектакле; исследовательские
проекты о музыке, созданной отечественными композиторами для театра.
Музыка кино и телевидения.
Содержание: Музыка в немом и звуковом кино. Внутрикадровая и закадровая музыка.
Жанры фильма-оперы, фильма-балета, фильма-мюзикла, музыкального мультфильма (на
примере произведений Р. Роджерса, Ф. Лоу, Г. Гладкова, А. Шнитке и др.).
Виды деятельности обучающихся:
знакомство с образцами киномузыки отечественных и зарубежных композиторов;
просмотр фильмов с целью анализа выразительного эффекта, создаваемого музыкой;
разучивание, исполнение песни из фильма;
вариативно: создание любительского музыкального фильма; переозвучка фрагмента
мультфильма; просмотр фильма-оперы или фильма-балета, аналитическое эссе с ответом на
вопрос «В чем отличие видеозаписи музыкального спектакля от фильма-оперы (фильмабалета)?».
Перечень внеурочных мероприятий в рамках изучения предмета, курса:
Внеурочные мероприятия будут проведены в течении года и в рамках Фестиваля искусств в
апреле-мае учебного года.
 Участие в городских вокальных конкурсах
 Участие в онлайн –олимпиадах для 5-8 классов по предмету «Музыка»
и «Искусство».
Межпредметные связи учебного предмета, курса:
В программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства и их
взаимодействие с художественными образами других искусств: литературы - прозы и
поэзии, изобразительного искусства - живописи и скульптуры, архитектуры и графики,
книжных иллюстраций и др.театра – оперы и балета, оперетты и мюзикла, рок - оперы, а
так же кино.
Работа в дни отмены занятий организуется через ресурс «Образование 4.0; электронный
классный журнал». Где размещается теоретический материал для самостоятельного освоения
материала.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
№ п/п
Наименование разделов и тем
программы
Количество часов
Контрольные
Всего
работы
Практические
работы
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
ИНВАРИАНТНЫЕ МОДУЛИ
Раздел 1. Музыка моего края
1.1
Фольклор – народное творчество
2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e9b004
Итого по разделу
2
Раздел 2. Народное музыкальное творчество России
2.1
Россия – наш общий дом
2
2.2
Фольклор в творчестве
профессиональных композиторов
1
Итого по разделу
Раздел 3. Русская классическая музыка
3
3.1
Образы родной земли
2
3.2
Золотой век русской культуры
2
3.3
История страны и народа в музыке
русских композиторов
3
Итого по разделу
Раздел 4. Жанры музыкального искусства
4.1
Камерная музыка
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e9b004
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e9b004
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e9b004
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e9b004
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e9b004
7
2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e9b004
4.2
Симфоническая музыка
1
4.3
Циклические формы и жанры
2
Итого по разделу
ВАРИАТИВНЫЕ МОДУЛИ
Раздел 1. Музыка народов мира
Музыкальный фольклор народов
1.1
Европы
1.2
Музыкальный фольклор народов Азии
и Африки
Итого по разделу
Раздел 2. Европейская классическая музыка
Национальные истоки классической
2.1
музыки
2.2
Музыка-зеркало эпохи
Итого по разделу
Раздел 3. Духовная музыка
3.1
Храмовый синтез искусств
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e9b004
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e9b004
5
3
2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e9b004
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e9b004
5
3
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e9b004
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e9b004
4
2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e9b004
Итого по разделу
2
Раздел 4. Современная музыка: основные жанры и направления
4.1
Мюзикл
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e9b004
Итого по разделу
1
Раздел 5. Связь музыки с другими видами искусства
5.1
Музыка и литература
1
5.2
Музыка и театр
1
5.3
Музыка кино и телевидения
2
5.4
Музыка и изобразительное искусство
1
Итого по разделу
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e9b004
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e9b004
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e9b004
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e9b004
5
34
0
0
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
№
п/п
1
Тема урока
Традиционная музыка –
отражение жизни народа
Количество часов
Контрольные
Всего
работы
1
Практические
работы
Дата
изучения
Электронные цифровые
образовательные ресурсы
01,09
Библиотека ЦОК
2
Музыка моей малой Родины
1
08,09
3
Вокальная музыка: Россия,
Россия, нет слова красивей
1
https://m.edsoo.ru/f5e9ae6a
https://m.edsoo.ru/f5e9b748
Библиотека ЦОК
15,09
https://m.edsoo.ru/f5e9b5b8
4
Музыкальная мозаика
большой страны
1
22,09
Библиотека ЦОК
5
Вторая жизнь песни
1
29,09
6
Образы родной земли
1
7
Слово о мастере
1
8
9
10
11
12
13
14
Первое путешествие в
музыкальный театр
Второе путешествие в
музыкальный театр
Звать через прошлое к
настоящему
Музыкальная картина
О доблестях, о подвигах, о
славе
Здесь мало услышать, здесь
вслушаться нужно
Жанры инструментальной и
вокальной музыки
1
1
1
1
1
1
06,10
Библиотека ЦОК
13,10
https://m.edsoo.ru/f5e9bd1a
Библиотека ЦОК
20,10
https://m.edsoo.ru/f5e9e6a0
10,11
Библиотека ЦОК
17,11
https://m.edsoo.ru/f5e9f104
24,11
01,12
08,12
Библиотека ЦОК
1
15,12
Всю жизнь мою несу Родину
в душе
1
16
Музыкальные образы
1
29,12
17
Символ России
Музыкальные путешествия
по странам и континентам
1
12,01
1
https://m.edsoo.ru/f5e9d6d8
https://m.edsoo.ru/f5e9e524
Библиотека ЦОК
15
18
https://m.edsoo.ru/f5e9b270
https://m.edsoo.ru/f5e9b5b8
22,12
19,01
https://m.edsoo.ru/f5e9b5b8
19
20
21
22
Народные традиции и музыка
Италии
Народные традиции и музыка
Италии
Африканская музыка – стихия
ритма
Восточная музыка
1
26,01
1
02,02
1
09,02
1
16,02
Библиотека ЦОК
23
Истоки классической музыки
1
02,03
24
25
26
Истоки классической музыки
Ты, Моцарт, бог, и сам того
не знаешь
Музыка-зеркало эпохи
Небесное и земное в звуках и
красках
Любить. Молиться. Петь.
28
Святое назначенье
Мюзиклы в российской
29
культуре
Что роднит музыку и
30
литературу
Музыка в театре, в кино, на
31
телевидении
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
27
Библиотека ЦОК
1
16,03
1
https://m.edsoo.ru/f5e9e3a8
23,03
1
06,04
Библиотека ЦОК
1
13,04
1
https://m.edsoo.ru/f5e9f884
20,04
1
27,04
Библиотека ЦОК
1
18,05
1
34
https://m.edsoo.ru/f5e9e092
https://m.edsoo.ru/f5e9e236
25,05
0
0
https://m.edsoo.ru/f5e9b41e
6 КЛАСС
№
п/п
Тема урока
Всего
Количество часов
Контрольные Практические
работы
работы
1
«Подожди, не спеши, у берез
посиди…»
1
0
0
2
Современная музыкальная
культура родного края
1
0
1
3
Обряды и обычаи в
фольклоре и в творчестве
композиторов
1
0
0
4
Народное искусство Древней
Руси
1
0
0
5
Фольклорные традиции
родного края и соседних
регионов
1
0
1
6
Мир чарующих звуков:
романс
1
0
1
7
Два музыкальных
посвящения
1
0
0
8
Портреты великих
исполнителей
1
0
0
9
«Мозаика»
1
0
0
Дата
изучения
05.09.2023
12.09.2023
Электронные цифровые
образовательные ресурсы
https://resh.edu.ru/
https://m.edsoo.ru
https://resh.edu.ru/
https://m.edsoo.ru
Библиотека ЦОК
19.09.2023
26.09.2023
https://m.edsoo.ru/f5ea0734
https://m.edsoo.ru/f5ea0d06
https://m.edsoo.ru/f5ea09fa
https://resh.edu.ru/
https://m.edsoo.ru
Библиотека ЦОК
03.10.2023
https://m.edsoo.ru/f5ea02b6
Библиотека ЦОК
10.10.2023
https://m.edsoo.ru/f5ea05b8
https://m.edsoo.ru/f5ea0b80
Библиотека ЦОК
17.10.2023
24.10.2023
07.11.2023
https://m.edsoo.ru/f5ea1c60
https://resh.edu.ru/
https://m.edsoo.ru
https://resh.edu.ru/
https://m.edsoo.ru
10
Образы симфонической
музыки
1
0
0
11
Патриотические чувства
народов России
1
0
1
12
Мир музыкального театра
1
0
0
13
Фортуна правит миром
1
0
0
14.11.2023
21.11.2023
28.11.2023
05.12.2023
https://resh.edu.ru/
https://m.edsoo.ru
https://resh.edu.ru/
https://m.edsoo.ru
https://resh.edu.ru/
https://m.edsoo.ru
https://resh.edu.ru/
https://m.edsoo.ru
Библиотека ЦОК
14
Образы камерной музыки
1
0
0
15
Инструментальный концерт
1
1
0
16
Вечные темы искусства и
жизни
1
0
0
17
Программная увертюра.
Увертюра-фантазия
1
0
0
18
По странам и континентам
1
0
0
19
По странам и континентам
1
0
1
20
Народная музыка
американского континента
1
0
0
21
Народная музыка
американского континента
1
0
1
22
Музыкальный образ и
1
0
1
12.12.2023
https://m.edsoo.ru/f5ea25c0
https://m.edsoo.ru/f5ea30ec
Библиотека ЦОК
19.12.2023
26.12.2023
09.01.2024
16.01.2024
23.01.2024
30.01.2024
06.02.2024
https://m.edsoo.ru/f5ea2746
https://resh.edu.ru/
https://m.edsoo.ru
https://resh.edu.ru/
https://m.edsoo.ru
https://resh.edu.ru/
https://m.edsoo.ru
https://resh.edu.ru/
https://m.edsoo.ru
https://resh.edu.ru/
https://m.edsoo.ru
https://resh.edu.ru/
https://m.edsoo.ru
https://resh.edu.ru/
мастерство исполнителя
13.02.2024
23
Симфоническое развитие
музыкальных образов
1
0
0
24
Симфоническое развитие
музыкальных образов
1
0
0
25
Духовный концерт
1
0
1
26
Духовный концерт
1
0
0
27
Авторская песня: прошлое и
настоящее
1
0
0
28
Давайте понимать друг друга
с полуслова: песни Булата
Окуджавы
1
0
1
29
Космический пейзаж
1
0
1
30
Мюзикл. Особенности жанра
1
0
0
31
Портрет в музыке и
живописи
1
0
0
32
Ночной пейзаж
1
0
0
33
Музыка в отечественном
кино
1
1
0
34
Музыка в отечественном
кино
1
0
0
20.02.2024
27.02.2024
https://m.edsoo.ru
https://resh.edu.ru/
https://m.edsoo.ru
https://resh.edu.ru/
https://m.edsoo.ru
Библиотека ЦОК
05.03.2024
https://m.edsoo.ru/f5ea17f6
Библиотека ЦОК
19.03.2024
https://m.edsoo.ru/f5ea195e
https://resh.edu.ru/
https://m.edsoo.ru
09.04.2024
https://resh.edu.ru/
https://m.edsoo.ru
12.03.2024
Библиотека ЦОК
16.04.2024
23.04.2024
30.04.2024
07.05.2024
14.05.2024
21.05.2024
https://m.edsoo.ru/f5ea36fa
https://resh.edu.ru/
https://m.edsoo.ru
https://resh.edu.ru/
https://m.edsoo.ru
https://resh.edu.ru/
https://m.edsoo.ru
https://resh.edu.ru/
https://m.edsoo.ru
https://resh.edu.ru/
https://m.edsoo.ru
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
34
2
10
7 КЛАСС
№
п/п
Тема урока
Всего
Количество часов
Контрольные Практические
работы
работы
1
Музыкальное путешествие:
моя Россия
1
0
0
2
Семейный фольклор
1
0
1
3
Музыкальный народный
календарь
1
0
0
4
Календарные народные
песни
1
0
0
5
Этюды
1
0
0
6
«Я русский композитор, и…
это русская музыка»
1
0
0
7
В музыкальном театре. Балет
1
0
0
8
Балеты
1
0
0
9
Вокальные циклы
1
0
0
10
Камерная музыка
1
0
0
11
В музыкальном театре
1
0
1
Дата
изучения
04.09.2023
11.09.2023
18.09.2023
25.09.2023
02.10.2023
09.10.2023
16.10.2023
23.10.2023
06.11.2023
13.11.2023
Электронные цифровые
образовательные ресурсы
https://resh.edu.ru/
https://m.edsoo.ru
https://resh.edu.ru/
https://m.edsoo.ru
https://resh.edu.ru/
https://m.edsoo.ru
https://resh.edu.ru/
https://m.edsoo.ru
https://resh.edu.ru/
https://m.edsoo.ru
https://resh.edu.ru/
https://m.edsoo.ru
https://resh.edu.ru/
https://m.edsoo.ru
https://resh.edu.ru/
https://m.edsoo.ru
https://resh.edu.ru/
https://m.edsoo.ru
https://resh.edu.ru/
https://m.edsoo.ru
https://resh.edu.ru/
20.11.2023
12
Судьба человеческая –
судьба народная
1
0
0
13
Классика и современность
1
0
1
14
В концертном зале
1
0
1
15
Прелюдия
1
1
0
16
Концерт
1
0
0
17
Соната
1
0
0
18
По странам и континентам
1
0
0
19
Традиционная музыка
народов Европы
1
0
1
20
Музыкальная драматургия развитие музыки
1
0
0
21
Музыкальная драматургия развитие музыки
1
0
1
22
Героические образы в
музыке, литературе,
изобразительном искусстве
1
0
1
23
Инструментальная музыка
1
0
0
27.11.2023
04.12.2023
https://m.edsoo.ru
https://resh.edu.ru/
https://m.edsoo.ru
https://resh.edu.ru/
https://m.edsoo.ru
Библиотека ЦОК
11.12.2023
18.12.2023
25.12.2023
09.01.2024
15.01.2024
22.01.2024
https://m.edsoo.ru/f5ea6ed6
https://resh.edu.ru/
https://m.edsoo.ru
https://resh.edu.ru/
https://m.edsoo.ru
https://resh.edu.ru/
https://m.edsoo.ru
https://resh.edu.ru/
https://m.edsoo.ru
https://resh.edu.ru/
https://m.edsoo.ru
Библиотека ЦОК
05.02.2024
https://m.edsoo.ru/f5ea6576
https://resh.edu.ru/
https://m.edsoo.ru
12.02.2024
https://resh.edu.ru/
https://m.edsoo.ru
19.02.2024
https://resh.edu.ru/
https://m.edsoo.ru
29.01.2024
24
Транскрипция
1
0
0
25
Музыкальный стиль
1
0
0
26.02.2024
04.03.2024
https://resh.edu.ru/
https://m.edsoo.ru
https://resh.edu.ru/
https://m.edsoo.ru
Библиотека ЦОК
26
Сюжеты и образы
религиозной музыки
1
0
0
27
Образы «Вечерни» и
«Утрени»
1
0
0
28
Рок-опера «Иисус Христос
— суперзвезда»
1
0
1
29
Рок-опера «Юнона и Авось»
А. Рыбникова
1
0
0
30
«Рапсодия в стиле блюз» Дж.
Гершвина
1
0
0
31
Популярные хиты
1
0
0
32
Симфоническая картина
1
0
0
33
Вечная красота жизни
1
1
0
34
Мир образов природы
родного края в музыке,
литературе, живописи
1
0
0
11.03.2024
https://m.edsoo.ru/f5ea694a
https://m.edsoo.ru/f5ea5036
https://m.edsoo.ru/f5ea5fae
https://m.edsoo.ru/f5ea59aa
Библиотека ЦОК
13.05.2024
https://m.edsoo.ru/f5ea613e
https://resh.edu.ru/
https://m.edsoo.ru
https://resh.edu.ru/
https://m.edsoo.ru
https://resh.edu.ru/
https://m.edsoo.ru
https://resh.edu.ru/
https://m.edsoo.ru
https://resh.edu.ru/
https://m.edsoo.ru
https://resh.edu.ru/
https://m.edsoo.ru
20.05.2024
https://resh.edu.ru/
https://m.edsoo.ru
18.03.2024
08.04.2024
15.04.2024
22.04.2024
29.04.2024
06.05.2024
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
34
2
8
8 КЛАСС
№
п/п
Тема урока
Всего
Количество часов
Контрольные Практические
работы
работы
1
Милый сердцу край
1
0
0
2
Исследовательский проект на одну
из тем
1
0
1
3
Музыкальная панорама мира
1
0
0
4
Современная жизнь фольклора
1
0
1
5
Классика балетного жанра
1
0
0
6
В музыкальном театре
1
0
0
7
В концертном зале
1
0
1
8
Музыкальная панорама мира
1
0
0
9
Исследовательский проект
1
0
1
10
В музыкальном театре. Опера
1
0
0
11
«Князь Игорь»
1
0
0
12
Опера: строение музыкального
1
0
0
Дата
изучения
07.09.2023
14.09.2023
21.09.2023
28.09.2023
Электронные цифровые
образовательные ресурсы
https://resh.edu.ru/
https://m.edsoo.ru
https://resh.edu.ru/
https://m.edsoo.ru
https://resh.edu.ru/
https://m.edsoo.ru
https://resh.edu.ru/
https://m.edsoo.ru
Библиотека ЦОК
05.10.2023
12.10.2023
19.10.2023
26.10.2023
09.11.2023
https://m.edsoo.ru/f5eaa20c
https://resh.edu.ru/
https://m.edsoo.ru
https://resh.edu.ru/
https://m.edsoo.ru
https://resh.edu.ru/
https://m.edsoo.ru
https://resh.edu.ru/
https://m.edsoo.ru
Библиотека ЦОК
16.11.2023
https://m.edsoo.ru/f5ea9afa
Библиотека ЦОК
23.11.2023
https://m.edsoo.ru/f5ea9c62
Библиотека ЦОК
спектакля
30.11.2023
13
Портреты великих исполнителей
1
0
0
14
Музыкальные зарисовки
1
0
1
15
Симфония: прошлое и настоящее
1
1
0
16
Приѐмы музыкальной драматургии
1
0
0
17
Лирико-драматическая симфония
1
0
0
18
Музыкальные традиции Востока
1
0
0
19
Воплощение восточной тематики в
творчестве русских композиторов
1
0
0
20
Воплощение восточной тематики в
творчестве русских композиторов
1
0
1
21
Музыкальные завещания потомкам
1
0
0
22
Музыкальные завещания потомкам
1
0
1
23
Музыка в храмовом синтезе искусств
1
0
0
24
Неизвестный Свиридов «О России
петь — что стремиться в храм…»
1
0
0
25
Свет фресок Дионисия — миру
1
0
0
07.12.2023
14.12.2023
21.12.2023
11.01.2024
18.01.2024
25.01.2024
01.02.2024
08.02.2024
15.02.2024
22.02.2024
29.02.2024
07.03.2024
14.03.2024
https://m.edsoo.ru/f5ea9dd4
https://resh.edu.ru/
https://m.edsoo.ru
https://resh.edu.ru/
https://m.edsoo.ru
https://resh.edu.ru/
https://m.edsoo.ru
https://resh.edu.ru/
https://m.edsoo.ru
https://resh.edu.ru/
https://m.edsoo.ru
https://resh.edu.ru/
https://m.edsoo.ru
https://resh.edu.ru/
https://m.edsoo.ru
https://resh.edu.ru/
https://m.edsoo.ru
https://resh.edu.ru/
https://m.edsoo.ru
https://resh.edu.ru/
https://m.edsoo.ru
https://resh.edu.ru/
https://m.edsoo.ru
https://resh.edu.ru/
https://m.edsoo.ru
https://resh.edu.ru/
https://m.edsoo.ru
Библиотека ЦОК
26
Классика в современной обработке
1
0
0
21.03.2024
https://m.edsoo.ru/f5eab27e
https://m.edsoo.ru/f5eab4d6
Библиотека ЦОК
27
В музыкальном театре. Мюзикл
1
0
0
28
Популярные авторы мюзиклов в
России
1
0
0
04.04.2024
11.04.2024
https://m.edsoo.ru/f5eabc2e
https://m.edsoo.ru/f5eabff8
https://m.edsoo.ru/f5eac156
https://resh.edu.ru/
https://m.edsoo.ru
Библиотека ЦОК
29
«Музыканты – извечные маги»
1
0
0
30
«Музыканты – извечные маги»
1
0
0
31
Музыка в кино
1
0
1
32
Жанры фильма-оперы, фильмабалета, фильма-мюзикла,
музыкального мультфильма
1
0
1
33
Музыка к фильму «Властелин
колец»
1
1
0
34
Музыка и песни Б.Окуджавы
1
0
0
34
2
9
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
18.04.2024
https://m.edsoo.ru/f5eab86e
https://m.edsoo.ru/f5eab9c2
Библиотека ЦОК
25.04.2024
https://m.edsoo.ru/f5eabaf8
Библиотека ЦОК
02.05.2024
https://m.edsoo.ru/f5ea85a6
Библиотека ЦОК
10.05.2024
16.05.2024
23.05.2024
https://m.edsoo.ru/f5ea8786
https://resh.edu.ru/
https://m.edsoo.ru
https://resh.edu.ru/
https://m.edsoo.ru
Приложение
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
№
п/п
1.
2
3
Вид
средства Наименование средства обучения / учебного пособия
обучения
Книгопечатная
УМК:
продукция
Для учащихся
1 . «Музыка»: Учебник для учащихся 5 кл, общеобразовательных
учреждений/. Критская Е.Д., Сергеева Г.П. – М.: Просвещение,
2015. «Музыка. Творческая тетрадь. 5 класс» / Критская Е.Д.,
Сергеева Г.П., Т. С. Шмагина
2. «Музыка»: Учебник для учащихся 6 кл, общеобразовательных
учреждений/. Критская Е.Д., Сергеева Г.П. – М.: Просвещение,
2016. «Музыка. Творческая тетрадь. 6 класс» / Критская Е.Д.,
Сергеева Г.П., Т. С. Шмагина
3. «Музыка»: Учебник для учащихся 7кл, общеобразовательных
учреждений/. Критская Е.Д., Сергеева Г.П.
4. Искусство»: Учебник для учащихся 8-9 кл, общеобразовательных
учреждений/. Критская Е.Д., Сергеева Г.П, И. Э. Кашекова.
Для учителя
1.«Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка» 5
класс»
2.«Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка» 6
класс»
3. Музыка: 5-6 кл, методическое пособие/ Г. П. Сергеева, Е. Д.
Критская.
4.«Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка» 7
класс»
5. Поурочное планирование по предмету «Искусство» 8-9 кл.//.
Критская Е.Д., Сергеева Г.П, И. Э. Кашекова.
Печатные пособия 2.1.Портреты русских композиторов,
2.2.Портреты зарубежных композиторов
Компьютерные и Компьютерные слайдовые презентации:5-8 класс
коммуникативные
3.1.Что роднит литературу с музыкой
средства
3.2.Перезвоны
3.3. «Александр Невский»
3.4.Застывшая музыка
3.5.Картины
3.6.Музыка и изобразительное искусство
3.7.О доблести, о верности, о славе
3.8.Чюрленис
3.9.Небесное и земное в звуках и красках
3.10.Детский музыкальный театр
3.11.Волшебная палочка дирижера
3.12.Опера «Руслан и Людмила»
3.13.Полифония в музыке
3.14.В музыкальном театре
3.15.Звучит нестареющий Моцарт
3.16.Квартет
3.17.Кикимора
4
Материальнотехнические
3.18.Колокольность в музыке
3.19.Литература и музыка в кино и театре
3.20.Музыка и ИЗО
3.21.Музыкальная живопись Мусоргского
3.22.Музыкант-чародей
3.23.Мюзикл
3.24.Образы борьбы и победы
3.25.Писатели и поэты о музыке и музыкантах
3.26.Романс
Компьютерные слайдовые презентации:6 класс
3.2.Г. В. Свиридов
3.3.Шаляпин. Голоса.
3.4.Два посвящения
3.5.Романсы
3.6.Русские романсы
3.7.Удивительный мир музыкальных образов
3.8.Фрески Софии Киевской
3.9.Чайковский увертюра- фантазия «Ромео и Джульетта»
3.10.Авторская песня
3.11.Джаз
3.12.Дела давно минувших лет
3.13.Бетховен «Эгмонт»
3.14.Чайковский викторина
3.15.Два пути развития музыкального искусства Древней Руси
3.16.Зарубежные композиторы
3.17.Космический пейзаж
3.18.Лесной царь
3.19.Глинка- новатор
3.20.Мир вокальных и инструментальных образов Рахманинова
3.21.Мир старинной песни
3.22.Музыкальные иллюстрации к повести «Метель»
3.23.Образы духовной музыки
3.24.Образы песен зарубежных композиторов
3.25.Обряды и обычаи в музыке русских композиторов
3.26. «Ромео и Джульетта» Прокофьев
3.27.Ф. Шопен
3.28 Чайковский «Ромео и Джульетта»
Интернет-ресурсы:
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/muzyka/rabochaya-programmapo-muzyke-3-klasskritskayahttp://metodsovet.su/load/muz_izo/tem_planir/rabochaja_prog
ramma_po_muzyke_dlja_7_klassa/186-1-0-2049
http://school-collection.edu.rhttp://collection.crossedu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164
http://music.edu.ru/
Видеофрагменты и фильмы, связанные с темами курса:
3.29.Фильм- балет «Щелкунчик» П. И. Чайковский,
3.30.Фильм- балет «Лебединое озеро» П. И. Чайковский
3.31.Мультфильм «Щелкунчик»
4.1. Компьютер;
4.2.Магнитофон;
средства обучения
5
Фонохрестоматии
6
Оборудование
кабинета
4.3.Инструменты (фортепиано, аккордеон, гитара, ударные);
4.4.Классная доска;
4.5.Мультимедийный проектор;
4.6.Принтер лазерный.
5.1.Фонохрестоматия по музыке для 5-8 класса в СD-R -дисках и
аудиокассетах,
5.2.Песни на СD-R дисках
6.1.Парты ученические
6.2.Стулья ученические
6.3.Стол учительский
6.4.Стулья учительские