МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВОЛГОГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ
КАМЫШИНСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН
МКОУ Верхнедобринская СШ
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Информатика»
для обучающихся с ОВЗ (УО в.1) 8-9 класса
с. Верхняя Добринка 2025
1
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике 7-9 класс разработана в соответствии с нормативноправовыми актами и методическими документами:
Закон Российской Федерации «Об образовании в РФ» №273-ФЗ от 29.12.2012 г.;
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»,
утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача России
от 28.01.2021.
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом
Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115 (распространяется на правоотношения с
1 сентября 2021 года).
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом
Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599)
Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательным программам начального
общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом
Минпросвещения России от 20.05.2020 № 254
Примерных адаптированных основных общеобразовательных программ начального и
основного общего образования (протокол от 17.09.2020 № 3/20).
 Постановление правительства РФ от 18.07.1996г. №861 «Об утверждении порядка
воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных
образовательных учреждениях»;
 Письмо Министерства народного образования РСФСР от 14.11.1988г. №17-235-6 «Об
индивидуальном обучении больных детей на дому»;
 Устава школы;
 Годового календарного графика
Рабочая программа по информатике составлена на основе программы для 7-9 классов:
1.
Авторской программы по курсу информатики Л.Л.Босовой
2.
Примерной программы по информатике и ИКТ. 7-9 классы опубликованной в
сборнике «Информатика. Программы для основной школы: 7-9 классы – М.: БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2020».
3.
Адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с
ОВЗ по ФГОС (различных форм умственной отсталости).
4.
Программы по основам информатики для 5-9 коррекционных классов VIII вида
Никандровой М.В.
2
Предмет «информатика» изучается в 7, 8, 9 классах. Согласно учебному плану школы, на
изучение информатики при индивидуальном обучении в 7,8,9 классах отводится по 0,5 часа
в неделю (17 часов).
Базисный учебный план на изучение информатики в 7-9 классе основной школы отводит 1
учебный час в неделю в течение всего года обучения, всего 102 часа на курс
В программе предложен авторский подход в части структурирования учебного
материала, определения последовательности его изучения, путей формирования системы
знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся.
Программа является ключевым компонентом учебно-методического комплекта по
информатике для основной школы (авторы Л.Л. Босова, А.Ю. Босова; издательство
«БИНОМ. Лаборатория знаний»)
Планируемые образовательные результаты
Личностные результаты:
принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие
социально значимых мотивов учебной деятельности;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций,
умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими
собственными поступками;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей средствами
литературных произведений;
владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального
взаимодействия;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
наличие мотивации к труду, работе на результат;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою
Родину, российский народ и историю России;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов средствами литературных произведений.
Предметные результаты:
Минимальный уровень:
представление о персональном компьютере как техническом средстве, его основных
устройствах и их назначении;
выполнение элементарных действий с компьютером и другими средствами ИКТ,
используя безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного
аппарата эргономичные приѐмы работы;
выполнение компенсирующих физических упражнений (мини-зарядка);
пользование компьютером для решения доступных учебных задач с простыми
информационными объектами (текстами, рисунками и др.).
3
Достаточный уровень:
 представление о персональном компьютере как техническом средстве, его основных
устройствах и их назначении;
 выполнение элементарных действий с компьютером и другими средствами ИКТ,
используя безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного
аппарата эргономичные приѐмы работы;
 выполнение компенсирующих физических упражнений (мини-зарядка);
 пользование компьютером для решения доступных учебных задач с простыми
информационными объектами (текстами, рисунками и др.), доступными электронными
ресурсами;
 пользование компьютером для поиска, получения, хранения, воспроизведения и
передачи необходимой информации;
 запись (фиксация) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом с
помощью инструментов ИКТ.
Предметные
результаты связаны
с
овладением
обучающимися содержанием
образовательной
области
и
характеризуют
достижения
обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической
деятельности.
Основными критериями оценки планируемых результатов являются соответствие /
несоответствие науке и практике; прочность усвоения (полнота и надежность). Чем больше
верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности
полученных результатов. Результаты, продемонстрированные учеником, соотносятся с
оценками следующим образом:
Контроль предметных ЗУН предусматривает выявление индивидуальной динамики
прочности усвоения предмета обучающимся, выставляются оценки, которые стимулируют
учебную и практическую деятельность, оказывают положительное влияние на формирование
жизненных компетенций.
Содержание учебного предмета
7 класс
Введение. Техника безопасности. (2ч)
Техника безопасности при работе на ПК. Совершенствование ПК, современные
компьютерные технологии.
История развития вычислительной техники. (1ч)
Устройство компьютера(10ч)
Информация. Компьютер - универсальное устройство ввода, обработки и вывода
информации. Работа с клавиатурным тренажѐром. Буква, значок, цифра. Устройства
ввода информации. Устройства вывода информации.
Системный блок. Назначение блока. Процессор, жѐсткий диск, карта памяти,
оперативная память, звуковая карта, видеокарта. Память ПК: внутренняя и внешняя.
Назначение памяти и ее виды. Флэш-память. Оперативная и долговременная память
компьютера.
Обработка текстовой информации. Текстовый редактор Word (10ч)
Создание таблицы в текстовом документе.
Панель меню, вкладка Вставка. Таблица. Вставка таблицы в документ или рисование
таблицы в документе. Параметры таблицы. Заполнение ячеек таблицы.
Вкладка
Конструктор. Вкладка Макет. Корректировка созданной таблицы.
Обработка числовой информации в электронных таблицах. Табличный редактор
Excel (11ч)
Знакомство с Excel. Окно программы Excel Лист, книга в программе Excel.
4
Ячейки. Перемещение от одной ячейки к другой. Диаграмма. Создание диаграммы.
Вставка диаграммы для представления и сравнения данных. Линейная диаграмма. Круговая
диаграмма. Построение графиков. Действие сложение с помощью программы
Excel.
Решение примеров на сложение многозначных чисел. Вычитание, умножение, деление с
помощью программы Excel. Решение задач в Excel. Решение примеров на все действия в
программе Excel.
Повторение (1 час)
8 класс
Введение. Правила техники безопасности при работе на компьютере. (2ч).
Техника безопасности при работе на ПК. Совершенствование ПК, современные
компьютерные технологии
Устройство компьютера(4ч).
Периферийное устройство - сканер. Сканирование рисунка, сохранение его как
отдельный файл. Периферийное устройство - принтер. Распечатка рисунка, небольшого
текста.
Обработка числовой информации в электронных таблицах. Табличный редактор
Excel (14 ч).
Программа Excel.Действия: сложение и вычитание в программе Excel. Составление и
решение практических задач, решение примеров. Действия умножение и деление в
программе Excel. Решение практических задач и примеров. Распределение чисел в порядке
возрастания и убывания. Расположение слов в алфавитном порядке. Диаграммы в
программе Excel. Создание диаграммы, наглядно показывающей практическую задачу.
Графики в программе Excel. Добавление изображения в документ Excel. Дополнение
построенного графика и диаграммы рисунком, изображением. Сборник ClipArt или Файл, с
найденными ранее и сохранѐнными картинками.
Обработка мультимедийной информации. Программа PowerPoint (14ч).
Запуск программы PowerPoint. Слайды. Создание слайдов. Создание рисунка в
программе PowerPoint. Работа с фигурами. Вкладка Формат. Инструменты для работы с
фигурами. Дизайн. Создание рисунка из нескольких фигур на одном слайде. Упорядочивание
фигур. Создание рисунка из нескольких фигур на одном слайде, группировка фигур,
раскрашивание фигур. Формат. Дизайн. Работа с клипами. Создание слайдов с клипами.
Картинки, фотографии и звуки, расположенные по темам или ключевым словам. Работа с
диаграммами, графиками. Работа с текстом. Надпись как фигура WordArt. Формат.
9 класс
1. Компьютер как универсальное устройство для обработки информации (9 часов)
Программная обработка данных на компьютере. Устройство компьютера. Файлы и
файловая система. Программное обеспечение компьютера. Графический интерфейс
операционных систем и приложений. Представление информационного пространства с
помощью графического интерфейса. Компьютерные вирусы и антивирусные программы.
Компьютерный практикум
Практическая работа № 1 «Работа с файлами с использованием файлового менеджера».
Практическая работа № 2 «Форматирование диска».
Практическая работа № 3 «Установка даты и времени с использованием графического
интерфейса операционной системы».
2. Обработка текстовой информации (9 часов)
Создание документов в текстовых редакторах. Ввод и редактирование документа.
Сохранение и печать документов. Форматирование документа. Таблицы. Компьютерные
словари и системы машинного перевода текстов. Системы оптического распознавания
документов.
5
Компьютерный практикум
Практическая работа № 4 «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с
помощью клавиатурного тренажѐра».
Практическая работа № 5 «Вставка в документ формул».
Практическая работа № 6 «Форматирование символов и абзацев».
Практическая работа № 7 «Создание и форматирование списков».
Практическая работа № 8 «Вставка в документ таблицы, еѐ форматирование и
заполнение данными».
Практическая работа № 9 «Перевод текста с помощью компьютерного словаря».
Практическая работа №10 «Сканирование и распознавание «бумажного» текстового
документа»
3. Обработка графической информации (7 часов)
Растровая и векторная графика. Интерфейс и основные возможности графических
редакторов. Растровая и векторная анимация.
Компьютерный практикум
Практическая работа № 11 «Редактирование изображений в растровом графическом
редакторе».
Практическая работа № 12 «Создание рисунков в векторном графическом редакторе».
Практическая работа № 13 «Анимация».
4. Коммуникационные технологии (7 часов)
Информационные ресурсы Интернета. Поиск информации в Интернете. Электронная
коммерция в Интернете.
Компьютерный практикум
Практическая работа № 14 «Путешествие по Всемирной паутине».
Практическая работа № 15 «Работа с электронной почтой».
Практическая работа № 16 «Загрузка файлов из Интернета».
Практическая работа № 17 «Поиск информации в Интернете».
1. Повторение (1 час)
Тематическое планирование с определением основных видов
учебной деятельности обучающихся
№
Тема
1
Компьютер
Количество часов
Общее
как
универсальное 28
Теория
Практика
24
4
устройство для обработки информации
2
Обработка текстовой информации
19
4
15
3
Обработка графической информации
7
2
5
4
5
20
4
10
6
Обработка числовой информации в 25
электронных таблицах
Обработка
мультимедийной 14
информации.
Коммуникационные технологии
7
7
4
7
Повторение
2
Итого:
102
5
6
2
41
61
Календарно-тематическое планирование по информатике в 7 классе
(34 ч, 1 ч в неделю)
№
1
2
3
4
Тема урока
Компьютер как универсальное устройство обработки информации (13 ч)
Техника безопасности при работе на ПК.
Информация., современные компьютерные технологии
История развития вычислительной техники.
Информация. Компьютер универсальное устройство ввода,
обработки и вывода информации.
5
Работа с клавиатурным тренажѐром. Буква, значок, цифра.
6
Устройства ввода информации.
7
Устройства вывода информации.
8
Системный блок. Назначение блока
9
Процессор, жѐсткий диск, карта памяти, оперативная память, звуковая
карта, видеокарта.
10
Память ПК: внутренняя и внешняя
11
Назначение памяти и ее виды.
12
Флэш-память.
13
Оперативная и долговременная память компьютера.
14
Создание таблицы в текстовом документе.
15
Создание таблицы в текстовом документе. Практическая работа №1
16
Панель меню, вкладка Вставка.
17
Практическая работа №2 Таблица. Вставка таблицы в документ или
рисование таблицы в документе.
18
Практическая работа №2 Таблица. Вставка таблицы в документ или
рисование таблицы в документе.
19
Параметры таблицы. Практическая работа №2 Заполнение ячеек
таблицы.
20
Вкладка Конструктор.
21
Вкладка Макет.
22
24
Практическая работа № 3. Корректировка созданной таблицы.
Практическая работа №3. Корректировка созданной таблицы.
Обработка числовой информации в электронных таблицах.
Знакомство с Excel
25
Практическая работа № Окно программы Excel
26
Лист, книга в программе Excel.
27
Ячейки. Практическая работа № 4. Перемещение от одной ячейки к
другой.
28
Диаграмма. Практическая работа № 5. Создание диаграммы.
23
Дата
7
№
Тема урока
29
Практическая работа №6. Вставка диаграммы для представления и
сравнения данных.
30
Линейная диаграмма. Круговая диаграмма. Практическая работа №7
Построение графиков.
31
Практическая работа №8. Действие сложение с помощью программы
Excel.
32
Практическая работа
многозначных чисел.
33
Вычитание, умножение, деление с помощью программы
Практическая работа №10. Решение задач в Excel.
34
Практическая работа №11. Решение примеров на все действия в
программе Excel.
№9.
Решение
Дата
примеров
на
сложение
Excel.
Календарно-тематическое планирование по информатике в 8 классе
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
Тема урока
Компьютер как универсальное устройство для обработки
информации (6ч)
Техника безопасности при работе на ПК
Информация., современные компьютерные технологии
Периферийное устройство - сканер.
Практическая работа №1Сканирование рисунка, сохранение его как
отдельный файл.
Периферийное устройство - принтер.
Практическая работа №2. Распечатка рисунка, небольшого текста.
Интерфейс электронных таблиц. Данные в ячейках таблицы.
Практическая работа №3. Действия: сложение и вычитание в
программе Excel.
Составление и решение практических задач. Практическая работа
№4. Решение примеров.
Действия умножение и деление в программе Excel.
Практическая работа №5 Решение практических задач и примеров.
Встроенные функции.
Встроенные функции. Практическая работа №6 Нахождение
минимума, максимума, среднего арифметического
Сортировка. Распределение чисел в порядке возрастания и
убывания
Сортировка Практическая работа №7. Расположение слов в
алфавитном порядке.
Диаграммы в программе Excel.
Практическая работа №8. Создание диаграммы, наглядно
показывающей практическую задачу.
Практическая работа №9. Графики в программе Excel.
Добавление изображения в документ Excel.
8
Дата
04,09
11,09
18,09
25,09
02,10
09,10
16,10
23,10
06,11
13,11
20,11
27,11
04,12
11,12
18,12
25,12
15,01
22,01
29,01
05,02
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
Практическая работа №10 Дополнение построенного графика и
диаграммы рисунком, изображением.
Технология мультимедиа.
Компьютерные презентации
Запуск программы PowerPoint.
Слайды. Практическая работа №11 Создание слайдов.
Создание рисунка в программе PowerPoint. Практическая работа
№12
Работа с фигурами. Вкладка «Формат» Практическая работа№13
Инструменты для работы с фигурами.
Дизайн. Практическая работа №14 Создание рисунка из нескольких
фигур на одном слайде.
Упорядочивание фигур. Практическая работа №15
Создание рисунка из нескольких фигур на одном слайде,
группировка фигур, раскрашивание фигур. Практическая работа№16
Формат. Дизайн. Работа с клипами. Практическая работа№17
Создание слайдов с клипами.
Картинки, фотографии и звуки, расположенные по темам или
ключевым словам. Практическая работа№18
Работа с диаграммами, графиками. Практическая работа№19
12,02
19,02
26,02
05,03
12,03
19,03
26,03
09,04
16,04
23,04
30,04
07,05
14,05
21,05
Календарно-тематическое планирование по информатике в 9 классе
(34 ч, 1 ч в неделю)
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Тема урока
Дата
Программная обработка данных на компьютере.
Устройства ввода и вывода информации. Оперативная память.
Долговременная память
Файл. Файловая система. Работа с файлами и дисками. Практическая
работа № 1 «Работа с файлами с использованием файлового
менеджера».
Программное обеспечение компьютера
Графический интерфейс операционных систем и приложений.
Практическая работа № 2 «Форматирование диска».
Представление информационного пространства с помощью
графического интерфейса Практическая работа № 3 «Установка даты и
времени с использованием графического интерфейса операционной
системы».
Компьютерные вирусы и антивирусные программы
Практическая работа «ПК как универсальное устройство для
обработки информации»
Создание документов в текстовых редакторах
Ввод и редактирование документа Практическая работа № 4
«Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью
клавиатурного тренажѐра»
03,09
10,09
17,09
24,09
01,10
08,10
15,10
22,10
05,11
12,11
19,11
9
№
Тема урока
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
Сохранение и печать документа Практическая работа № 5 «Вставка в
документ формул».
Форматирование символов. Форматирование абзацев Практическая
работа № 6 «Форматирование символов и абзацев».
Нумерованные и маркированные списки Практическая работа № 7
«Создание и форматирование списков
Таблицы Практическая работа № 8 «Вставка в документ таблицы, еѐ
форматирование и заполнение данными».
Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов
Практическая работа № 9 «Перевод текста с помощью компьютерного
словаря».
Системы оптического распознавания документов Практическая работа
№10 «Сканирование и распознавание «бумажного» текстового
документа»
Контрольная практическая работа №2 «Обработка текстовой
информации»
Растровая и векторная графика
Интерфейс и основные возможности графических редакторов.
Рисование графических примитивов
Работа с объектами в растровых графических редакторах.
Редактирование изображений и рисунков Практическая работа № 11
«Редактирование изображений в растровом графическом редакторе».
Работа с объектами в векторных графических редакторах.
Редактирование изображений и рисунков Практическая работа № 12
«Создание рисунков в векторном графическом редакторе».
Растровая и векторная анимация Практическая работа № 13
«Анимация».
Компьютерные презентации
Контрольная практическая работа №3 «Обработка графической
информации»
Информационные ресурсы Интернета. Практическая работа № 14
«Путешествие по Всемирной паутине».
Электронная почта Практическая работа № 15 «Работа с электронной
почтой».
Файловые архивы Практическая работа № 16 «Загрузка файлов из
Интернета».
Общение в Интернете. Мобильный Интернет
Звук и видео в Интернете. Социальные сети
Поиск информации в Интернете Практическая работа № 17 «Поиск
информации в Интернете».
Электронная коммерция в Интернете
Повторение
Итоговое повторение
10
Дата
26,11
03,12
10,12
17,12
24,12
14,01
21,01
28,01
04,02
11,02
18,02
25,02
04,03
11,03
18,03
25,03
08,04
15,04
22,04
29,04
06,05
13,05
20,05
11
12