МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Комитет образования, науки и молодежной политики Волгоградской
области Администрация Камышинского муниципального района
Волгоградской области
МКОУ Верхнедобринская СШ
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Мир истории»
для обучающихся 6* класса
Верхняя Добринка 2025 г
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Мир истории» для 6 класса для обучающихся с
легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана в
соответствии с:
- Федеральным
обучающихся
государственным
с
умственной
образовательным
отсталостью
стандартом
(интеллектуальными
образования
нарушениями),
утвержденному приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014
года № 1599.
История рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение
исторического материала, коррекционное воздействие изучаемого материала на личность
ребенка, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с
нарушением интеллекта к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация в обществе.
Цель: представление об историческом процессе, усвоение и обобщение знаний
исторического характера.
Задачи изучения истории:
− формирование первоначальных представлений об особенностях жизни, быта, труда
человека на различных исторических этапах его развития;
− формирование первоначальных исторических представлений о «историческом
времени» и «историческом пространстве»;
− формирование исторических понятий: «век», «эпоха», «община» и некоторых других;
− формирование умения работать с «лентой времени»;
− формирование умения анализировать и сопоставлять исторические факты; делать
простейшие выводы и обобщения;
- воспитание интереса к изучению истории.
Общая характеристика учебного предмета «Мир истории»
Общая характеристика учебного предмета «Мир истории» представлено в АООП
следующими разделами:
- Представления о себе, об окружающих людях и пространстве вокруг нас;
- Отчий дом. Наша Родина – Россия;
- Представления о времени в истории
- Начальные представления об истории как о науке
- История Древнего мира
- История вещей. Занятия человека на Земле
- Человек и общество
Место учебного предмета «Мир истории» в учебном плане
Учебный предмет «Мир истории» входит в предметную область «Обществознание» и
относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Учебным планом «Мир истории» рассчитан на: 2 часа в неделю.
Планируемые результаты
Планируемые результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) АООП представлены личностными и предметными
результатами. Структура и содержание планируемых результатов освоения АООП
должны адекватно отражать требования Стандарта, передавать специфику целей
изучения учебного предмета «Мир истории» соответствовать возможностям
обучающихся.
Личностные результаты освоения АООП включают индивидуально-личностные качества,
жизненные и социальные компетенции обучающегося и ценностные установки.
Достижение личностных результатов учебного предмета «Мир истории» обеспечивается
овладением доступными видами деятельности; опытом социального взаимодействия.
Предметные результаты освоения АООП включают освоенные обучающимися знания и
умения, специфичные для предметной области
«Обществознание», готовность к их применению. Предметные результаты, достигнутые
обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), не
являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в
следующий класс и рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых
достижений. АООП определяет два уровня овладения предметными результатами:
минимальный и достаточный.
Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие
достижения этого уровня отдельными обучающимися по учебному предмету «Мир
истории» не является препятствием к продолжению образования по АООП (вариант 1).
Личностные результаты освоения АООП по учебному предмету «Мир истории»
Личностные результаты включают овладение обучающимися жизненными и
социальными компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных
задач и обеспечивающими становление социальных отношений обучающихся в
различных средах.
Личностные результаты освоения АООП должны отражать:
К личностным результатам освоения АООП относятся:
− осознание себя как гражданина России;
формирование чувства гордости за свою
Родину;−
воспитание
уважительного
отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов;
− владение навыками
взаимодействия;
коммуникации
и
принятыми
нормами
социального
− способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
− принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых
мотивов учебной деятельности;
− сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
− воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
−
развитие этических чувств,
проявление доброжелательности, эмоционально-
нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам
других людей;
− проявление готовности к самостоятельной жизни.
ЛИЧНОСТНЫЕ результаты
У обучающихся будут сформированы:
Минимальный уровень:
• уметь последовательно отвечать на вопросы по основным темам, выбирать
правильный ответ из ряда предложенных вариантов (заданий);
• уметь слушать учителя, самостоятельно выполнять предложенные виды заданий;
• использовать помощь при выполнении учебных задач, уметь самостоятельно
исправлять ошибки; • усвоить элементы контроля учебной деятельности (помощью
памяток, инструкций, опорных схем);
• адекватно реагировать на оценку учебных действий.
Достаточный уровень:
• понимать содержание учебных заданий, выполнять их самостоятельно или с
помощью учителя; • владеть элементами самоконтроля при выполнении заданий;
• владеть элементами оценки и самооценки.
Предметные результаты освоения АООП по учебному предмету «Мир истории»
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием предметной
области «Обществознание» и характеризуют их достижения в усвоении знаний и умений,
возможности их применения в практической деятельности и жизни. Предметные
результаты освоения АООП с учетом специфики содержания учебного предмета
«Обществознание» должны отражать:
1) знание и понимание некоторых исторических терминов;
2) элементарные представления об истории развития предметного мира (мира вещей);
3) элементарные представления об истории развития человеческого общества.
Планируемые ПРЕДМЕТНЫЕ результаты
Минимальный уровень:
• знать исторические события на уровне их понимания;
• использовать часть понятий в активной речи.
Достаточный уровень:
• удовлетворительно знать основные понятия и иметь представления по всем
разделам программы, использовать их в самостоятельной речи, в пересказах, в
ответах на вопросы;
• участвовать в диалогах и беседа по основным темам программы;
• высказывать собственные суждения и личностное отношение к изучаемым темам;
• проявлять интерес к изучению истории.
Содержание учебного предмета «Мир истории»
Содержание учебного предмета «Мир истории»
Представление о себе и окружающем мире
Твое имя, отчество, фамилия. История имени. Возникновение и значение имен. Отчество
в имени человека. Происхождение фамилий.
Семья: близкие и дальние родственники. Поколения, предки, потомки, родословная. Даты
жизни. Понятие о биографии. Твоя биография. Дом, в котором ты живешь. Место
нахождения твоего дома (регион, город, поселок, село), кто и когда его построил. Твои
соседи.
Пословицы и поговорки о доме, семье, соседях.
История улицы. Названия улиц, их происхождение. Улица твоего дома, твоей школы.
Местность, где мы живем (город, село). Происхождение названия местности. Край
(область, республика), в котором мы живем; главный город края, национальный состав,
основные занятия жителей края, города.
Россия ― страна, в которой мы живем: ее столица, население, национальный состав.
Республики в составе Российской Федерации. Государственные символы РФ.
Руководитель страны (президент РФ). Большая и малая родина.
Другие страны мира (обзорно, с примерами). Планета, на которой мы живем. Другие
планеты Солнечной системы. Солнце. Луна. Представления о времени в истории
Представление о времени как о прошлом, настоящем и будущем. Понятия: вчера, сегодня,
завтра. Меры времени. Измерение времени. Календарь (происхождение, виды).
Представление об историческом времени: век, (столетие), тысячелетие, историческая
эпоха (общее представление). «Лента времени». Краткие исторические сведения о
названии месяцев (римский календарь, русский земледельческий календарь). Части века:
начало века, середина века, конец века, граница двух веков (конец одного века и начало
другого); текущий век, тысячелетие. Основные события ХХ века (обзорно, с примерами).
Новое тысячелетие (XXI век).
Начальные представления об истории
История
наука о прошлом (о жизни и деятельности людей в прошлом). Значение
исторических знаний для людей. Историческая память России.
Способы получения знаний о прошлом. Науки, помогающие добывать исторические
сведения: археология, этнография, геральдика, нумизматика и др. (элементарные
представления на конкретных примерах).
Источники исторических знаний: вещественные (предметы быта; памятники зодчества,
строительства и архитектуры; живопись и т.д.), устные (фольклор), письменные
(летописи, старинные книги, надписи и рисунки и т.д.). Архивы и музеи (виды музеев).
Библиотеки.
Историческое пространство. Историческая карта.
История Древнего мира
Версии о появлении человека на Земле (научные, религиозные). Отличие человека от
животного.
Время появления первобытных людей, их внешний вид, среда обитания, отличие от
современных людей.
Стадный образ жизни. Занятия. Древние орудия труда. Начало каменного века.
Постепенные изменения во внешнем облике. Зарождение речи. Совершенствование
орудий труда и занятий. Защита от опасностей. Образ жизни и виды деятельности.
Причины зарождения религиозных верований. Язычество.
Изменение климата Земли, наступление ледников. Смена образа жизни древних людей
из-за климатических условий: борьба за выживание. Способы охоты на диких животных.
Приручение диких животных. Пища и одежда древнего человека.
Конец ледникового периода и расселение людей по миру. Влияние различных
климатических условий на изменения во внешнем облике людей. Развитие земледелия,
скотоводства. Появление новых орудий труда. Начало бронзового века. Оседлый образ
жизни. Коллективы древних людей: семья, община, род, племя.
Возникновение имущественного и социального неравенства, выделение знати.
Зарождение обмена, появление денег. Первые города. Создание человеком искусственной
среды обитания. Возникновение древнейших цивилизаций.
История вещей и дел человека (от древности до наших дней)
История освоения человеком огня, энергии
Источники огня в природе. Способы добычи огня древним человеком. Очаг. Причины
сохранения огня древним человеком, культ огня. Использование огня для жизни: тепло,
пища, защита от диких животных.
Использование огня в производстве: изготовление посуды, орудий труда, выплавка
металлов, приготовление пищи и др.
Огонь в военном деле. Изобретение пороха. Последствия этого изобретения в истории
войн.
Огонь и энергия. Виды энергии: электрическая, тепловая, атомная (общие представления).
Изобретение электричества как новый этап в жизни людей. Современные способы
получения большого количества энергии. Экологические последствия при получении
тепловой энергии от сжигания полезных ископаемых (угля, торфа, газа), лесов. Роль
энергетических ресурсов Земли для жизни человечества. История использования
человеком воды Вода в природе. Значение воды в жизни человека. Охрана водных угодий.
Причины поселения древнего человека на берегах рек, озер, морей. Рыболовство.
Передвижение человека по воде. Судоходство, история мореплавания, открытие новых
земель (общие представления).
Вода и земледелие. Поливное земледелие, причины его возникновения. Роль поливного
земледелия, в истории человечества.
Использование человеком воды для получения энергии: водяное колесо,
гидроэлектростанция. Использование воды при добыче полезных ископаемых.
Профессии людей, связанные с освоением энергии и водных ресурсов.
История жилища человека
Понятие о жилище. История появления жилища человека. Первые жилища: пещеры,
шалаш, земляные укрытия. Сборно-разборные жилища. Материалы, используемые для
строительства жилья у разных народов (чумы, яранги, вигвамы, юрты и др.). История
совершенствования жилища. Влияние климата и национальных традиций на
строительство жилья и других зданий. Архитектурные памятники в строительстве, их
значение для изучения истории.
И
стория появления мебели Назначение и
виды мебели, материалы для ее изготовления.
История появления первой мебели. Влияние исторических и национальных традиций на
изготовление мебели. Изготовление мебели как искусство. Современная мебель.
Профессии людей, связанные с изготовлением мебели. История питания человека
Питание как главное условие жизни любого живого организма. Уточнение представлений
о пище человека в разные периоды развития общества.
Добывание пищи древним человеком как борьба за его выживание. Способы добывания:
собирательство,
бортничество,
рыболовство,
охота,
земледелие,
скотоводство.
Приручение человеком животных. Значение домашних животных в жизни человека.
История хлеба и хлебопечения.
Способы хранения и накопления продуктов питания.
Влияние природных условий на традиции приготовления пищи у разных народов.
Употребление пищи как необходимое условие сохранения здоровья и жизни человека.
История появления посуды
Посуда, ее назначение. Материалы для изготовления посуды. История появления посуды.
Глиняная посуда. Гончарное ремесло, изобретение гончарного круга, его значение для
развития производства глиняной посуды. Народные традиции в изготовлении глиняной
посуды. Деревянная посуда. История появления и использования деревянной посуды, ее
виды. Преимущества деревянной по суды для хранения продуктов, народные традиции ее
изготовления.
Посуда из других материалов. Изготовление посуды как искусство.
Профессии людей, связанные с изготовлением посуды.
История появления одежды и обуви
Уточнение представлений об одежде и обуви, их функциях. Материалы для изготовления
одежды и обуви. Различия в мужской и женской одежде.
Одежда как потребность защиты человеческого организма от неблагоприятных условий
среды. Виды одежды древнего человека. Способы изготовления, материалы,
инструменты. Совершенствование видов одежды в ходе развития земледелия и
скотоводства, совершенствование инструментов для изготовления одежды. Влияние
природных и климатических условий на изготовление одежды. Народные традиции
изготовления одежды. Изготовление одежды как искусство. Изменения в одежде и обуви
в разные времена у разных народов. Образцы народной одежды (на примере региона).
История появления обуви. Влияние климатических условий на возникновение разных
видов обуви. Обувь в разные исторические времена: лапти, сапоги, туфли, сандалии и др.
Профессии людей, связанные с изготовлением одежды и обуви.
История человеческого общества
Представления древних людей об окружающем мире. Освоение человеком морей и
океанов, открытие новых земель, изменение представлений о мире.
Истоки возникновения мировых религий. Значение религии для духовной жизни
человечества.
Зарождение науки, важнейшие человеческие изобретения.
Направления в науке: астрономия, математика, география и др. Изменение среды и
общества в ходе развития науки.
Значение устного творчества для истории: сказания, легенды, песни, пословицы,
поговорки. История возникновения письма. Виды письма: предметное письмо,
клинопись, иероглифическое письмо. Латинский и славянский алфавит. История книги и
книгопечатания.
Культура и человек как носитель культуры. Искусство как особая сфера человеческой
деятельности.
Виды и направления искусства.
Условия для возникновения государства. Аппарат власти. Право, суд, армия. Гражданин.
Виды государств: монархия, диктатура, демократическая республика. Политика
государства, гражданские свободы, государственные законы.
Экономика как показатель развития общества и государства. История денег, торговли.
Государства богатые и бедные.
Войны. Причины возникновения войн. Исторические уроки войн.
Календарно - тематическое планирование
№
Наименование темы, разделов
Кол – во
часов
1
Дата
2.09
1.
Введение в мир истории.
2.
3.
История имени.
Отчество и фамилия человека.
1
1
4.09
9.09
4.
Семья.
1
11.09
5.
Биография.
11
16.09
6.
Поколения людей.
11
18.09
7
Биография моей семьи
1
23.09
8.
Обобщающий урок
11
25.09
9
О доме. Разные дома
11
30.09
10.
Названия городов и улиц.
1
2.10
11.
Родник «Двенадцать ключей».
1
7.10
12.
13.
Истоки.
Наша Родина – Россия.
1
1
9.10
14
Проверочная работа по теме «Имя, отчество, семья,
родословная человека»
1
16.10
15.
Как устроено государство.
1
21.10
16.
Герб, гимн, флаг России.
1
23.10
17
Москва – столица России.
1
6.11
18
Мы - жители планеты Земля.
1
11.11
19
20
Обобщающий урок «Отчий дом. Наша Родина - Россия» 1
Что такое время.
14.10
13.11
1
18.11
21
История календаря.
1
20.11
22
Русский земледельческий календарь.
1
25.11
23
Счёт лет в истории. Историческое время.
1
27.11
24
Обобщающий урок «Представления о времени в
истории».
25
Что такое история.
1
4.12
26
27
Какие науки помогают истории.
Как работают археологи.
1
1
9.12
11.12
28
Исторические памятники.
1
16.12
29
Проверочная работа по теме
«Наша Родина – Россия»
Историческая карта.
1
18.12
30
31 Обобщающий урок
«Начальные представления об истории как о науке».
1
2.12
1
1
25.12
32
Земля и космос.
1
30.12
33
От кого произошел человек.
1
13.01
34
Человек умелый.
1
15.01
35
Следующее поколение людей каменного века.
1
20.01
36
Наступление ледников.
1
22.01
37
Как жили древние охотники, кочевники и собиратели.
1
27.01
38
Новые занятия людей.
1
29.01
39
Обобщающий урок стория Древнего мира».
1
3.02
40
Огонь в жизни древнего человека.
1
5.02
41
Огонь, глина, гончар.
1
10.02
42
Огонь открывает новую эпоху в жизни людей.
1
12.02
43
Вода, ее значение в жизни человека.
1
17.02
44
Вода и земледелие.
1
19.02
45
Вода как источник энергии.
1
24.02
46
Какие дома строили древние люди.
1
26.02
47
48
Как появилась мебель.
Как появились каша и хлеб.
1
1
3.03
5.03
49
Проверочная работа по теме «История – это наука. Время в
истории»
1
10.03
50
История об обыкновенной картошке.
1
12.03
51
О керамике, фарфоре и деревянной посуде
1
17.03
52
53
Береста: письменные памятники
История появления одежды.
1
1
19.03
24.03
54
Одежда и положение человека в обществе.
1
26.03
55
Как люди украшали себя.
1
7.04
56
Одежда будущего
1
9.04
57
Обобщающий урок «История вещей. Занятия человека на
Земле».
1
14.04
58
Контрольная работа по теме «История вещей. Занятия
человека на земле» (промежуточная аттестация)
1
16.04
59
О далеких предках – славянах и родовом строе.
1
21.04
60
Как люди понимали мир природы в древности.
1
23.04
61
Современные религии, как они появились.
1
28.04
1
30.04
63
Искусство как особая сфера человеческой деятельности.
Искусство и культура.
История возникновения письма. Виды письма.
1
7.05
64
История книги и книгопечатания, первые книги.
1
12.05
62
65
Контрольная работа по теме «Человек и общество»
1
14.05
66
От изобретения колеса - к новым открытиям.
1
19.05
67
Человечество стремится к миру.
68
Обобщающий урок «Человек и общество».
1
1
21.05
26.05
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Рабочая программа обеспечена учебниками, включенными в федеральный перечень
учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 23.12.2020 г. № 766 «О внесении изменений в федеральный перечень
учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 20 мая 2020 г. № 254». Приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции
Российской Федерации (регистрационный № 62645 от 02 марта 2021 г.).
6 класс
Мир истории. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт.
основные общеобразов. программы/ И.М.Бгажнокова, Л.В. Смирнова – М.: Просвещение,
2021 г.
И. М. Бгажнокова, Л.В. Смирнова, Е.Н.Фёдорова. Мир истории. Рабочая тетрадь. 6 класс.
Учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные
основные общеобразовательные программы.– М.: Просвещение, 2020
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Проектор, интерактивная доска.
Цифровые образовательные ресурсы, образовательные порталы и сайты.
Презентации и CD – диски по темам, раздаточный и демонстрационный дидактический
материал, карты, картины, дидактические карточки, научная и специальная литература,
раздаточный материал, плакаты.
Контрольно-измерительный материал.