Адаптированная рабочая программа курса Основы социальной жизни 6* класс

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Верхнедобринская средняя школа
Камышинского муниципального района Волгоградской области

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Основы социальной жизни»
для обучающихся 6* класса
(интеллектуальные нарушения)

Учитель: Белова Е.И.

2025 г.

Пояснительная записка.
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Основы социальной жизни» для 6
класса разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
1)Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. с последними изменениями;
2)Приказ Министерства просвещения РФ № 1026 от 24.11.2022 г. «Об утверждении федеральной
адаптированной основной образовательной программы обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)»;
3)Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 1 МКОУ Верхнедобринской
СШ.
4) Учебный план МКОУ Верхнедобринской СШ для обучающихся с интеллектуальными
нарушениями (вариант 1) на 2025-2026 учебный год.
Цельпрограммы - практическая подготовка обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) к самостоятельной жизни и трудовой деятельности в ближайшем
и более отдаленном социуме.
Основныезадачи, которые призван решать этот учебный предмет, состоят в следующем:
― расширение кругозора обучающихся в процессе ознакомления с различными сторонами
повседневной жизни;
― формирование и развитие навыков самообслуживания и трудовых навыков, связанных с ведением
домашнего хозяйства;
― ознакомление с основами экономики ведения домашнего хозяйства и формирование необходимых
умений;
― практическое ознакомление с деятельностью различных учреждений социальной направленности;
формирование умений пользоваться услугами учреждений и предприятий социальной
направленности;
― усвоение морально-этических норм поведения, выработка навыков общения (в том числе с
использованием деловых бумаг);
― развитие навыков здорового образа жизни; положительных качеств и свойств личности.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ
ЖИЗНИ»
Курс «Основы социальной жизни» направлен на практическую подготовку детей к самостоятельной
жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на
повышения уровня общего развития учащихся.
Настоящая программа составлена с учётом возрастных и психофизических особенностей учащихся,
уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и
увеличения объёма сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность
систематизировано формировать и совершенствовать у детей с нарушением интеллекта необходимые
им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем, а также

практически знакомиться с предприятиями, организациями и учреждениями, в которые им придётся
обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь.
Большое значение имеют разделы, направленные на формирование умений пользоваться услугами
предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи. Кроме того, данные
занятия должны способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков
общения с людьми, развитию художественного вкуса детей и т. д. «Питание» - один из важнейших
разделов, который решает очень нужные задачи: расширение кругозора детей о значении питания в
жизни и деятельности человека; формирование знаний о разнообразии пищи, её целебных свойствах,
о необходимости пищи для роста и развития детского организма, о культуре питания; формирование
умений определить простейшими приёмами экологически чистые продукты: приготовить блюда,
эстетически оформить, проявить элементы творчества при создании новых вариантов кулинарных
рецептов и украшение их.
Одновременно решаются задачи воспитания личностных качеств: трудолюбие, аккуратность,
терпение, усидчивость; элементов трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное
отношение к продуктам, оборудованию, использованию электроэнергии и др., строгое соблюдение
правил безопасной работы и гигиены труда; воспитание желания и стремления к приготовлению
доброкачественной пищи; творческого отношения к домашнему труду; развитие обоняния, осязания,
ловкости, внимания, наблюдательности, памяти, находчивости, сообразительности, воображения,
фантазии, интереса к национальным традициям. Таким образом, происходит повышение уровня
обучаемости, а овладение материалом прошлых лет постоянно используется и закрепляется,
переходя в прочные умения и навыки. Каждый раздел программы имеет свое продолжение до 9
класса.
Курс «Основы социальной жизни» тесно связан с уроками русского языка (закрепление навыков
письма при выполнении письменных работ), математики (математический расчет по формулам при
подсчете семейного бюджета, продовольственной корзины, пересылки денежных средств и т.п.),
географии (знакомство с географическим расположением мест производства продуктов питания,
потребительских товаров, промышленных предприятий), биологии ( знакомство с работой
внутренних органов, принимающих участие в переваривании пищи, производство продуктов и
товаров массового потребления), трудового обучения (выполнение практических заданий по уходу за
одеждой).
Обучение носит коррекционную и практическую направленность, что определяется содержанием и
структурой учебного предмета.
При изучении курса "Основы социальной жизни" используется разноуровневый подход к
формированию знаний с учетом психофизического развития, и индивидуальных особенностей
учеников.
Основными формами и методами обучения являются практические работы, сюжетно-ролевые игры,
беседы; широко используются наглядные средства обучения, демонстрация учебных кинофильмов,
презентаций и др.
В зависимости от задач урока используются разные формы организации практических работ, как
коллективные (бригадные), так и индивидуальные (выполнение учениками всех операций под
руководством учителя).
На занятиях отводится время для изучения правил техники безопасности, формирования умений
пользоваться нагревательными электрическими и механическими бытовыми приборами и
приспособлениями, колющими и режущими инструментами, а также навыкам обращения со
стеклянной посудой, кипятком и т. д.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ ШКОЛЫ

Данная программа предназначена для 6 класса и рассчитана на 64 ч., по 2часа в неделю.
Предметная область Учебный предмет
Количество часов в год
Человек и общество Основы социальной жизни 64
64
Итого:
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Данный курс предлагает, как расширение содержания предмета, так и совокупность методик и
технологий (в том числе и проектной), позволяющих заниматься всесторонним формированием
личности учащихся средствами предмета «Основы социальной жизни» и, как следствие, расширить
набор ценностных ориентиров.






Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума,
понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и
самосовершенствованию.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков,
но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа,
представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в
любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.

Программа по основам социальной жизни, определяет содержание предмета и последовательность
его прохождения по годам, учитывает особенности познавательной деятельности обучающихся по
программе коррекционной школы. Она направлена на разностороннее развитие личности
обучающихся, способствует их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное,
эстетическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий обучающимся достичь того
уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации и
профессионального самоопределения. Материал программы расположен по принципу усложнения и
увеличения объема сведений.
Для обеспечения целенаправленного личностного развития обучающихся, подготовки их к
самостоятельной жизни, программа предполагает интегрированный подход к формированию
личностных качеств, комплексную поддержку обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья, реализуемые с учетом их возрастных и специфических особенностей и возможностей, по
следующим разделам:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Личная гигиена и здоровье
Одежда и обувь
Питание
Жилище
Охрана здоровья.
Семья
Средства связи
Предприятия, организации, учреждения
Транспорт

ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОНКРЕТНОГО
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Основными объектами проверки являются знания и умения.

Личностные результаты:
1. Формирование личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость.
2.Воспитание элементов трудовой культуры: организация труда, бережное отношение к продуктам,
строгое соблюдение правил техники безопасности.
3.Формирование ценности здорового образа жизни; усвоение правил индивидуального и
коллективного безопасного поведения.
4.Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и
сообществах.
5.Развитие художественного вкуса, обоняния, осязания, ловкости, скорости, пространственной
ориентировки.
6.Развитие всех познавательных процессов (память, мышление, внимание, воображение, речь)
Предметные результаты:
Минимальный уровень
Умеют:
Знают:
Личная гигиена и здоровье.
Соблюдать правила личной гигиены.
Правила личной гигиены. Способы закаливания
Проводить закаливающие процедуры.
организма.
Одежда и обувь.
Ухаживать за одеждой, заниматься ручной
Знают правила ухода за одеждой. Правила ручной
стиркой мелких предметов одежды,
стирки. Правила работы с иглой. Основы ручного
зашивать одежду по распоровшемуся шву,
шитья.
выбирать одежду в магазине.
Питание.
Пользоваться продуктовыми магазинами,
Основные продукты питания, при приготовлении
различать продукты питания, покупать
ужина правила приготовления бутербродов, напитков,
элементарные продукты (хлеб, молоко и
названия блюд для ужина, основное оборудование на
т.д.). Оказать помощь в накрывании
кухне и предметы для приготовления пищи, способы
праздничного стола
ухода за посудой.
Семья.
Называть способы организации досуга.
Способы организации свободного времени (досуга).
Жилище.
Пользоваться кухней по назначению,
Правила пользования кухонными электробытовыми
использовать кухонную посуду и утварь,
приборами, названия основных предметов кухонной и
ухаживать за кухонной мебелью и посудой. столовой посуды, правила ухода за ними.
Охрана здоровья.
Отличать поликлинику от больницы.
Отличие поликлиники от больницы. Отличительные
Различать профессии медработников.
признаки специализации врачей по роду деятельности.
Средства связи.
Заполнять в бланках в строки ФИО и адрес Назначение почты.
Предприятия, организации, учреждения.
Назначение определенных образовательных
Отличать образовательные организации.
организаций.
Транспорт.

Пригородный транспорт.
Ориентироваться в названиях пригородного
транспорта.
Виды: автобусы пригородного сообщения,
электрички.
Достаточный уровень
Умеют:
Личная гигиена и здоровье
Соблюдать правила личной гигиены,
Проводить закаливающие процедуры
согласно времени года.
Одежда и обувь
Ухаживать за одеждой, заниматься ручной
стиркой мелких предметов одежды,
зашивать одежду по распоровшемуся шву,
выбирать одежду в магазине.

Знают:
Правила личной гигиены. Способы закаливания
организма согласно времени года.
Знают правила и приёмы повседневного ухода за
одеждой. Специализированные магазины по продаже
одежды. Правила возврата или обмена купленного
товара (одежды), хранение чека, гарантийные
средства носки.

Питание
Магазины по продаже продуктов питания. Основные
отделы в продуктовых магазинах. Универсамы и
супермаркеты. Специализированные магазины. Виды
товаров: фасованные, на вес и в разлив. Порядок
приобретения товаров в продовольственном магазине.
Виды продуктов питания.
Молоко и молочные продукты: виды, правила
хранения. Значение кипячения молока. Виды блюд,
приготовляемых на основе молока.
Пользоваться продуктовыми магазинами,
различать отделы в магазинах, продукты
питания, Классифицировать их, покупать
элементарные продукты (хлеб, молоко и
т.д.). Готовить несложные блюда.
Участвовать в сервировке праздничного
стола.

Мясо и мясопродукты; первичная обработка, правила
хранения. Глубокая заморозка мяса. Размораживание
мяса с помощью микроволновой печи.
Овощи, плоды, ягоды и грибы. Правила хранения.
Первичная обработка: мытье, чистка, резка. Свежие и
замороженные продукты.
Что такое ужин. Блюда для ужина; холодный и
горячий ужин. Составление меню для холодного
ужина. Отбор продуктов для холодного ужина.
Стоимость и расчет продуктов для холодного ужина.
Составление меню для горячего ужина. Отбор
продуктов для горячего ужина. Стоимость и расчет
продуктов для горячего ужина. Приготовление блюд
для ужина.
Сервировка праздничного стола. Столовое белье для
праздничного стола.

Семья.
Называть способы организации досуга по
Способы организации свободного времени (досуга),
изучению нового, укреплению здоровья и по правила рационального использования и организации
индивидуальным интересам (хобби).
своего свободного времени.

Жилище.
Нагревательные приборы и правила техники безопасности их
использования. Электробытовые приборы на кухне.
Кухонная утварь. Виды кухонной посуды в зависимости от
функционального назначения. Материалы для изготовления
различных видов кухонной утвари; их свойства. Правила ухода за
Пользоваться кухней по
кухонной посудой в зависимости от материала, из которого они
назначению, использовать
изготовлены. Столовые приборы: назначение, правила ухода.
кухонную посуду и утварь,
Санитарные нормы и правила содержания и ухода за кухонной
ухаживать за кухонной мебелью и
утварью.
посудой.
Кухонное белье: виды (полотенца, скатерти, салфетки,
прихватки, фартуки, передники), материалы, назначение.
Кухонная мебель. Виды кухонной мебели. Правила ухода и
содержание.
Охрана здоровья.
Отличать поликлинику от
больницы. Различать функции
основных врачей-специалистов.
Средства связи.

Названия медицинских учреждений. Функции основных врачейспециалистов.

Назначение почты.Внутренняя и международная письменная
корреспонденция (почтовые карточки, письма, бандероли).
Категории почтовых отправлений: простые и регистрируемые
(обыкновенные, заказные, с объявленной ценностью).
Предприятия, организации, учреждения.
Образовательные учреждения. Дошкольные образовательные
Отличать образовательные
учреждения. Учреждения дополнительного образования: виды,
организации.
особенности работы, основные направления работы.
Транспорт.
Оплачивать проезд,
Пригородный транспорт.
самостоятельно следовать из дома
в школу по ранее намеченному
Виды: автобусы пригородного сообщения, электрички.
маршруту.
Стоимость проезда. Расписание.
Заполнять в бланках в строки
ФИО и адрес

Предмет «Основы социальной жизни» в 6 классе ориентирован на достижение
определённыхбазовых учебных действий.
Базовые учебные действия формируются в совместной деятельности педагога и обучающихся в
процессе всей учебной и внеурочной деятельности на основе деятельностного подхода к обучению и
реализации коррекционно-развивающего потенциала образования школьников с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
ЛИЧНОСТНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ



осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями,
как члена семьи, одноклассника, друга;
способность к осмыслению социального окружения,

своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;







положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации
взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических
нормах и правилах поведения в современном обществе;
готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ


вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, ученик – ученик, ученик – класс,
учитель-класс);







использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
обращаться за помощью и принимать помощь;
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ









входить и выходить из учебного помещения со звонком, ориентироваться в пространстве
класса (учебного помещения);
пользоваться учебной мебелью;
адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить
из-за парты и т. д.);
работать с учебными принадлежностями (инструментами, спорт. инвентарем) и
организовывать рабочее место;
передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и
работать в общем темпе;
активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия
одноклассников;
соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку
деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою
деятельность с учетом выявленных недочетов.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ








выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
устанавливать видо-родовые отношения предметов;
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
читать;
писать;
выполнять арифметические действия;
наблюдать, работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание,
элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных,
электронных и других носителей.



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

Личная гигиена и здоровье
Значение личной гигиены для здоровья и жизни человека.
Закаливание организма. Значение закаливания организма для поддержания здоровья человека.
Способы закаливания. Воздушные и солнечные процедуры. Водные процедуры для закаливания.
Способы и приемы выполнения различных видов процедур, физических упражнений. Утренняя
гимнастика. Составление комплексов утренней гимнастики
Одежда и обувь
Значение опрятного вида человека.
Уход за одеждой. Правила и приемы повседневного ухода за одеждой: стирка, глажение, чистка,
починка. Ручная и машинная стирка изделий. Чтение условных обозначений на этикетках по стирке
белья. Правила сушки белья из различных тканей. Чтение условных обозначений на этикетках.
Электробытовые приборы для глажения: виды утюгов, правила использования. Глажение изделий из
различных видов тканей. Правила и приемы глажения белья, брюк, спортивной одеждой. Правила
пришивания пуговиц, крючков, петель; зашивание распоровшегося шва.
Магазины по продаже одежды. Специализированные магазины по продаже одежды. Правила
возврата или обмена купленного товара (одежды). Хранение чека. Гарантийные средства носки.
Питание.
Магазины по продаже продуктов питания. Основные отделы в продуктовых магазинах.
Универсамы и супермаркеты (магазины в сельской местности). Специализированные магазины.
Виды товаров: фасованные, на вес и в разлив. Порядок приобретения товаров в продовольственном
магазине (с помощью продавца и самообслуживание).
Виды продуктов питания.
Молоко и молочные продукты: виды, правила хранения. Значение кипячения молока. Виды блюд,
приготовляемых на основе молока (каши, молочный суп).
Мясо и мясопродукты; первичная обработка, правила хранения. Глубокая заморозка мяса.
Размораживание мяса с помощью микроволновой печи.
Овощи, плоды, ягоды и грибы. Правила хранения. Первичная обработка: мытье, чистка, резка.
Свежие и замороженные продукты.
Прием пищи.
Ужин. Блюда для ужина; холодный и горячий ужин. Составление меню для холодного ужина. Отбор
продуктов для холодного ужина. Стоимость и расчет продуктов для холодного ужина. Составление
меню для горячего ужина. Отбор продуктов для горячего ужина. Стоимость и расчет продуктов для
горячего ужина. Приготовление блюд для ужина.
Праздничный стол. Сервировка праздничного стола. Столовое белье для праздничного стола:
салфетки (льняные, хлопчатобумажные), скатерти.
Семья.
Семейный досуг. Виды досуга: чтение книг, просмотр телепередач, прогулки и др. Правильная,
рациональная организация досуга. Любимые и нелюбимые занятия в свободное время.

Досуг как источник получения новых знаний: экскурсии, прогулки, посещения музеев, театров и т. д.
Досуг как средство укрепления здоровья: туристические походы; посещение спортивных секций и
др.
Досуг как развитие постоянного интереса к какому- либо виду деятельности (хобби):
коллекционирование чего-либо, фотография и т. д.
Жилище
Кухня. Нагревательные приборы и правила техники безопасности их использования.
Электробытовые приборы на кухне (холодильник, морозильник, мясорубка, овощерезка и другие
электроприборы).
Кухонная утварь. Виды кухонной посуды в зависимости от функционального назначения.
Материалы для изготовления различных видов кухонной утвари; их свойства. Правила ухода за
кухонной посудой в зависимости от материала, из которого они изготовлены. Столовые приборы:
назначение, правила ухода. Санитарные нормы и правила содержания и ухода за кухонной утварью.
Кухонное белье:виды (полотенца, скатерти, салфетки, прихватки, фартуки, передники), материалы,
назначение. Практическое и эстетическое назначение кухонного белья.
Кухонная мебель. Виды кухонной мебели. Правила ухода и содержание.
Уход за жилищем. Сухая уборка: назначение, инвентарь, электробытовые приборы, средства
бытовой химии. Правила техники безопасности использования электробытовых приборов. Правила
техники безопасности использования чистящих и моющих средств.
Средства связи.
Почта.Внутренняя и международная письменная корреспонденция (почтовые карточки, письма,
бандероли). Категории почтовых отправлений: простые и регистрируемые (обыкновенные, заказные,
с объявленной ценностью). Правила и стоимость отправления.
Предприятия, организации, учреждения
Образовательные учреждения. Дошкольные образовательные учреждения. Учреждения
дополнительного образования: виды, особенности работы, основные направления работы.
Посещение образовательных организаций дополнительного образования.
Транспорт
Пригородный транспорт.
Виды: автобусы пригородного сообщения, электрички. Стоимость проезда. Расписание.
Охрана здоровья
Виды медицинских учреждений: поликлиника, амбулатория, больница, диспансер. Функции
основных врачей-специалистов.

Календарно -тематическое планирование 6 класс

№

Наименование разделов, тем.

п/п

Колво
часов
(2ч)
1

Дата
проведения

Виды деятельности обучающихся.

1.09.25

Слушают объяснения учителя,
просматривают иллюстрации.
презентации. Формулируют
понятие «личная гигиена»,
понимают её значение для здоровья
человека.
Слушают объяснение учителя,
работают с методическими
пособиями, презентацией, работают
с письменными заданиями.

1

Личная гигиена и здоровье.
Значение личной гигиены для
здоровья и жизни человека.

2

Закаливание организма.

1

4.09.25

3

Одежда и обувь.
Значение опрятного вида
человека.

(12ч)
1

8.09.25

Повторяют материал прошлого
года,
Слушают объяснения учителя,
просматривают иллюстрации.
Работают с презентацией, изучают
словарные слова, зарисовывают в
тетради условные обозначения.

4

5

6
7

8

9

10
11

12

13

14

Уход за одеждой. Правила и
приемы повседневного ухода
за одеждой: стирка, глажение,
чистка, починка.
Ручная и машинная стирка
изделий.

1

11.09.25

1

15.09.25

Чтение условных обозначений
на этикетках по стирке белья.
Правила сушки белья из
различных тканей. Чтение
условных обозначений на
этикетках.
Электробытовые приборы для
глажения: виды утюгов,
правила использования.

1

18.09.25

1

22.09.25

1

25.09.25

Правила и приемы глажения
белья, брюк, спортивной
одежды.
Практическая работа по теме:
«Утюжка брюк».
Правила пришивания пуговиц,
крючков, петель; зашивание
распоровшегося шва.
Практическая работа по теме:
«Пришивание пуговицы».

1

29.09.25

1

2.10.25

1

6.10.25

1

9.10.25

Магазины по продаже одежды.
Специализированные
магазины по продаже одежды.
Правила возврата или обмена
купленного товара (одежды).

1

13.10.25

1

16.10.25

Слушают объяснения учителя,
просматривают материалы в
методическом пособии, работают с
иллюстрациями.
Слушают объяснение учителя,
работают с презентацией.
Изучают правила сушки белья и
значение условных обозначений,
рисуют обозначений в тетради.
Слушают объяснение учителя,
работают с методическими
материалами, рисуют строения
утюга.
Слушают объяснение учителя,
работают с презентацией.
Повторение правил ТБ при работе с
электроприборами, работа с утюгом
Слушают объяснение учителя,
работают с методическими
пособиями.
Повторение правил ТБ при работе с
иглой и режущими инструментами,
пришивание пуговицы.
Слушают объяснение учителя,
работают с методическими
пособиями, презентацией.
Изучают правила возврата или
обмена купленного товара

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

Хранение чека. Гарантийные
средства носки.
Питание
Магазины по продаже
продуктов питания. Основные
отделы в продуктовых
магазинах.
Универсамы и супермаркеты
(магазины в сельской
местности).
Специализированные
магазины.
Виды товаров: фасованные, на
вес и в разлив. Порядок
приобретения товаров в
продовольственном магазине.
Виды продуктов питания.

(одежды), хранение чека,
гарантийные средства носки.
(18ч)
1

20.10.25

Слушают объяснение учителя,
изучение словарных слов, работают
с методическими пособиями.

1

23.10.25

Слушают объяснения учителя,
работают в тетрадях,
просматривают презентацию,
отвечают на вопросы учителя.

1

6.11.25

1

10.11.25

Повторяют материал предыдущих
уроков, слушают объяснение
учителя, изучают порядок
приобретения товаров в
продовольственном магазине,
отвечают на вопросы.
Слушают объяснение учителя,
работают со словарными словами.

Первичная обработка, правила
хранения.
Молоко, молочные продукты.
1
Виды блюд, приготавливаемых
на основе молока (каши,
молочный суп).
Мясо, мясопродукты. Глубокая 1
заморозка мяса.
Размораживание мяса с
помощью микроволновой
печи.
Овощи, плоды, ягоды и грибы. 1
Первичная обработка: мытье,
чистка, резка. Свежие и
замороженные продукты.
Прием пищи.Ужин. Блюда для 1
ужина; холодный и горячий
ужин.
Составление меню для
холодного ужина. Отбор
продуктов для холодного
ужина. Стоимость и расчет
продуктов для холодного
ужина
Составление меню для
горячего ужина. Отбор
продуктов для горячего
ужина. Стоимость и расчет
продуктов для горячего ужина
Блюда из овощей.

13.11.25

17.11.25

20.11.25

24.11.25

1

27.11.25

1

1.12.25

1

4.12.25

Слушают объяснение учителя,
работают со словарными словами,
презентацией. Отвечают на
вопросы.
Слушают объяснение учителя,
работают со словарными словами, с
презентацией. Отвечают на вопросы
Слушают объяснение учителя,
рисуют овощи или фрукты по
своему выбору. Работают с
педагогом с презентацией.
Отвечают на вопросы
Работают с методическим
пособием,
со словарными словами, с
иллюстрациями.
Составляют в группе и
индивидуально меню холодного
ужина с отбором продуктов и
расчетом стоимости необходимых
продуктов.
Составляют в группе и
индивидуально меню холодного
ужина с отбором продуктов и
расчетом стоимости необходимых
продуктов.
Слушают объяснения учителя,
работают в тетрадях,
просматривают презентацию.

26

Практическая работа по теме:
«Приготовление отварного
картофеля».

1

8.12.25

27

Блюда из молочных
продуктов.

1

11.12.25

28

Практическая работа по теме:
«Приготовление сырников».

1

15.12.25

29

Блюда из круп.

1

18.12.25

30

Практическая работа по теме:
«Приготовление гречневой
каши».

1

22.12.25

31

Праздничный стол.
Сервировка праздничного
стола.

1

25.12.25

32

Столовое белье для
праздничного стола: салфетки
(льняные,
хлопчатобумажные), скатерти.
Семья
Семейный досуг. Виды
досуга. Правильная,
рациональная организация
досуга. Любимые и
нелюбимые занятия в
свободное время.
Досуг как источник получения
новых знаний: экскурсии,
прогулки, посещения музеев,
театров и т. д.

1

29.12.25

(4ч)
1

12.01.26

1

15.01.26

Досуг как средство
укрепления здоровья:
туристические походы;
посещение спортивных
секций и др.
Досуг как развитие
постоянного интереса к
какому либо виду
деятельности (хобби):
коллекционирование чеголибо, фотография и т. д.
Жилище
Кухня. Нагревательные
приборы и правила техники
безопасности их
использования.
Электробытовые приборы на
кухне

1

19.01.26

Слушают объяснение учителя,
составляют рассказ об организации
досуга в своей семье связанного с
укреплением здоровья.

1

22.01.26

Слушают объяснение учителя,
составляют рассказ об организации
своего досуга связанного с
интересом к какому либо виду
деятельности (хобби)

(14ч)
1

26.01.26

Слушают объяснение учителя,
работают со словарными словами, с
презентацией. Отвечают на
вопросы.

33

34

35

36

37

Повторение правил ТБ при работе с
режущими инструментами и
электроплитой. Приготовление
отварного картофеля.
Слушают объяснения учителя,
работают в тетрадях,
просматривают презентацию.
Повторение правил ТБ при работе с
электроплитой. Приготовление
сырников.
Слушают объяснения учителя,
работают в тетрадях,
просматривают презентацию
Повторение правил ТБ при работе с
горячими жидкостями и
электроплитой. Приготовление
гречневой каши.
Повторяют материалы предыдущих
уроков, отвечают на вопросы.
Работают с презентацией, изучают
словарные слова.
Учатся подбирать столовое белье
для праздничного стола. Рисуют в
тетради узор для салфетки согласно
выбранного праздника.
Слушают объяснения учителя,
работают со словарными словами, с
презентацией. Отвечают на
вопросы, учатся аргументировать
свое мнение, объяснять свои
интересы и желания.
Слушают объяснение учителя,
составляют рассказ об организации
досуга в своей семье, связанного с
получением новых знаний

38

Кухонная утварь. Виды
кухонной посуды в
зависимости от
функционального назначения.

1

29.01.26

39

Материалы для изготовления
различных видов кухонной
утвари; их свойства.

1

02.02.26

40

Правила ухода за кухонной
посудой в зависимости от
материала, из которого они
изготовлены

1

05.02.26

41

Столовые приборы:
назначение, правила ухода.

1

09.02.26

42

Санитарные нормы и правила
содержания и ухода за
кухонной утварью.

1

12.02.26

43

Кухонное белье: виды,
материалы, назначение.
Практическое и эстетическое
назначение кухонного белья.
Кухонная мебель. Виды
кухонной мебели. Правила
ухода и содержание.

1

16.02.26

1

19.02.26

Практическая работа по теме:
« Уход за кухонной мебелью».
Уход за жилищем. Сухая
уборка: назначение,
инвентарь, электробытовые
приборы, средства бытовой
химии.
Правила техники
безопасности использования
электробытовых приборов.
Практическая работа по теме:
« Проведение сухой уборки
пылесосом».
Правила техники безопасности
использования чистящих и
моющих средств.

1

2.03.26

1

5.03.26

1

12.03.26

1

16.03.26

44

45
46

47

48

49

50 Практическая работа по теме:
«Чтение инструкций перед
использованием чистящих и
моющих средств.
Охрана здоровья
51 Виды медицинских
учреждений: поликлиника,

1

19.03.26

1

23.03.26

(2ч)
1

26.03.26

Слушают объяснение учителя,
закрепляют функциональное
назначение кухонной посуды и
приспособлений, рисуют по выбору
один из изученных предметов.
Слушают объяснение учителя,
работают со словарными словами, с
презентацией, работают с
наглядными примерами из посуды.
Отвечают на вопросы.
Слушают учителя, работают со
словарными словами, выбирают
соответствующие средства из
предложенного наглядного
материала, отвечают на вопросы.
Слушают педагога, работают со
словарными словами,
презентацией, отвечают на вопросы
Слушают объяснение учителя,
работают со словарными словами, с
методическими пособиями и
наглядностью. Отвечают на
вопросы
Работают с презентацией, слушают
педагога, отвечают на вопросы.
Слушают педагога, работают со
словарными словами,
иллюстрациями, отвечают на
вопросы.
Проводят уход за кухонной
мебелью, соблюдая ТБ.
Работают совместно с педагогом по
материалам презентации.

Слушают объяснение учителя,
отвечают на вопросы по
изученному материалу.
Повторяют правила ТБ при работе с
электроприборами (пылесосом).
Проводят уборку пылесосом.
Слушают педагога, работают со
словарными словами,
презентацией, отвечают на
вопросы
Изучают инструкции чистящих и
моющих средств на наглядном
материале.
Работают с методическим
пособием, слушают объяснение

амбулатория, больница,
диспансер.
52 Функции основных врачейспециалистов.

1

6.04.26

Средства связи.
53 Почта. Внутренняя и
международная письменная
корреспонденция (почтовые
карточки, письма, бандероли).
54 Практическая работа по теме:
«Заполнение почтового
конверта».
55 Категории почтовых
отправлений: простые и
регистрируемые
(обыкновенные, заказные, с
объявленной ценностью).
56 Практическая работа по теме:
«Заполнение почтовых
бланков».
57 Правила и стоимость
отправления.

(6ч)
1

9.04.26

1

13.04.26

1

16.04.26

1

20.04.26

1

23.04.26

58 Экскурсия на почту.

1

27.04.26

Предприятия, организации,
учреждения
59 Образовательные учреждения.

(4ч)
1

30.04.26

60 Дошкольные образовательные
учреждения.

1

7.05.26

61 Учреждения дополнительного
образования: виды,
особенности работы, основные
направления работы.
62 Посещение образовательных
организаций дополнительного
образования.

1

14.06.26

1

18.05.26

Транспорт
63 Пригородный транспорт.Виды:
автобусы пригородного
сообщения, электрички.

(4ч)
1

21.05.26

учителя, учат словарные слова,
работают в тетрадях.
Работают с учителем по
презентации (отвечают на
вопросы, анализируют ответы
друг друга, записывают
словарные слова в тетрадь и т.д.).
Слушают педагога, работают со
словарными словами,
презентацией, отвечают на
вопросы.
Заполняют почтовые конвертов,
анализируют качество своей
работы, отвечают на вопросы
Слушают педагога, работают со
словарными словами, с
методическими пособиями,
отвечают на вопросы
Заполняют почтовые карточки,
анализируют качество своей
работы, отвечают на вопросы.
Слушают объяснение учителя,
учатся правильно оформлять
почтовые отправления.
Совершают экскурсию в
организацию дополнительного
образования, с целью закрепления
изученного по темам материала
Изучают словарные слова,
рассматривают иллюстрации,
просматривают презентацию,
слушают объяснения учителя.
Сравнивают, различают
образовательные учреждения
Слушают объяснения учителя,
различают дошкольные
учреждения, работают в тетрадях
со словарными словами.
Слушают объяснение учителя,
работают со словарными словами,
с презентацией, отвечают на
вопросы.
Совершают экскурсию в
организацию дополнительного
образования, с целью закрепления
изученного по темам материала
Рассматривают иллюстрации,
просматривают презентацию,
слушают объяснения учителя.
Сравнивают, различают,

64 Виды: автобусы
пригородного сообщения,
электрички. Стоимость
проезда. Расписание.

1

25.05.26

показывают транспортные
средства. Классифицируют
транспортные средства. Знают
виды пригородного транспорта,
записывают в тетрадях, делают
зарисовки.
Слушают объяснение учителя, записывают
словарные слова в тетрадях, делают зарисовки.
Составляют маршрут от дома до школы и
обратно.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Учебный комплекс для обучающихся:
В.П.Субчева «Социально-бытовая ориентировка, 6 класс» (Москва, Владос, 2013),
В.П.Субчева «Социально-бытовая ориентировка, 7 класс» (Москва, Владос, 2013),
В.П.Субчева «Социально-бытовая ориентировка, 8 класс» (Москва, Владос, 2013),
В.П.Субчева «Социально-бытовая ориентировка, 9 класс» (Москва, Владос, 2013),
Методическая литература для учителя
«Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных
учреждениях VIII вида». Пособие для учителя/ Под ред. А.М.Щербаковой. - М.: Гуманитарный издательский
центр ВЛАДОС, 2003. -(Коррекционная педагогика)
Т.А.Девяткова «СБО в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях YIII вида» (Москва,
Владос, 2005),
С.А.Львова «Справочник выпускника» (Москва, Владос, 2009),
В.П.Субчева «Социально-бытовая ориентировка, 5-9 классы» (Москва, Владос, 2013).
Энциклопедия этикета для детей. - 2-е издание исправленное и дополненное. - М.: ОЛМА ПРЕСС, 2004.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».