Адаптированная рабочая программа курса Основы социальной жизни 9* класс

г. Миасс Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Верхнедобринская средняя школа
Камышинского муниципального района Волгоградской области

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Основы социальной жизни»
для обучающихся 8* класса
(интеллектуальные нарушения)
Учитель: Белова Е.И.

2025 г.

1. Пояснительная записка
Цель программы «Основы социальной жизни» - формирование знаний, умений,
навыков, способствующих практической подготовке обучающихся с легкой
степенью умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к
самостоятельной жизни и трудовой деятельности в ближайшем и отдаленном
социуме.
Основные задачи реализации программы «Основы социальной жизни»:
- расширение кругозора обучающихся в процессе ознакомления с различными
сторонами повседневной жизни;
- формирование и развитие навыков самообслуживания и трудовых навыков,
связанных с ведением домашнего хозяйства;
- ознакомление с основами экономики ведения домашнего хозяйства и
формирование необходимых умений;
- практическое ознакомление с деятельностью различных учреждений социальной
направленности; формирование умений пользоваться услугами учреждений и
предприятий социальной направленности;
- усвоение морально – этических норм поведения, выработка навыков общения (в
том числе и использованием деловых бумаг);
- развитие навыков здорового образа жизни, положительных качеств и свойств
личности.
2. Общая характеристика учебного предмета с учётом особенностей его
освоения учащимися
Программа «Основы социальной жизни» призвана подготовить обучающихся с
легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) к
самостоятельной и безопасной жизни в современном обществе; правильному
рациональному ведению домашнего хозяйства, позволить овладеть практическими
умениями, связанными с обслуживанием и самообслуживанием себя и членов семьи.
Программа «Основы социальной жизни» ориентирована на:
- развитие навыков самообслуживания, самостоятельного ведения домашнего
хозяйства, ориентировки в ближайшем окружении и возможности более широкой
жизненной ориентации, обеспечения безопасности жизнедеятельности;
- усвоение морально-этических норм поведения, навыков общения с людьми в
разных жизненных ситуациях;
- понимание роли семьи и семейных отношений в жизни человека, общества и
государства, в воспитании и развитии ребенка, сохранении и укреплении его
соматического, физического и психического здоровья, формировании правильного
уклада семейных отношений.
Программа
состоит из разделов, при изучении которых у учащихся формируются
социально-бытовые компетентности:
1. «Личная гигиена и здоровье» - знание и соблюдение правил личной гигиены,
пропаганда ЗОЖ.
2. «Охрана здоровья» - знание и порядок оказания различных видов медицинской
помощи, уход за больным в домашних условиях.

3. «Культура поведения» - знание основных навыков культурного поведения за
столом, в процессе общения со старшими и сверстниками, а также в зрелищных и
культурно-просветительских учреждениях.
4. «Жилище» - знание основных требований к жилищу, умение выполнять
планировку, обустройство и сохранение жилищного фонда. Умение пользоваться
электробытовыми приборами (пылесос, холодильник, морозильник, мясорубка,
овощерезка, стиральные машины).
5. «Одежда и обувь» - овладение основными способами ухода за различными видами
одежды, обуви и головных уборов. Содержание их в чистоте и порядке, ремонт и
продление срока службы вещей, покупка одежды и обуви соответствующих
размеров, использование соответствующих электробытовых приборов (утюг,
стиральная машина).
6. «Питание» - знание основ организации рационального, правильного питания
человека; основных видов продуктов питания, правила и порядок приготовления
пищи.
7. «Транспорт» - умение пользоваться современными видами транспорта, знание
правил пользования общественным и междугородним транспортом.
8. «Семья» - владение правилами культуры взаимоотношений в семье, на основе
уважения, взаимопонимания и взаимной помощи; организации досуга и отдыха
членов семьи.
9. «Торговля» - умение пользоваться основными видами торговых предприятий и
правилами приобретения товаров.
10. «Средства связи» - знание и умение пользоваться современными видами связи:
телефонной, сотовой, почтовой, интернет услугами, телеграфной и т.д.
Большое значение имеют разделы, направленные на формирование умений
пользоваться услугами предприятий службы быта, медицинской помощи. ращаться в
организации обслуживающие население.

В процессе реализации программы используются практические и наглядные методы
обучения:
- объяснительно – иллюстративные (беседа, рассказ, работа с таблицами,
тематическими картинками, опорными таблицами, схемами, буклетами);
- репродуктивные (работа по образцам);
- частично – поисковые (разгадывание ребусов, кроссвордов, загадок, использование
дидактических игр);
- предметно – практические методы (практикумы, экскурсии, практические пробы и
т.д.);
- система специальных коррекционно – развивающих методов;
- методы убеждения (словесное разъяснение, убеждение, требование);
- методы организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание,
поручение);
- методы стимулирования поведения (похвала, поощрение, взаимооценка).
Так же на уроках «Основы социальной жизни» используются следующие приёмы и
средства обучения: загадки, проблемные ситуации, игры (дидактические, сюжетные,
интерактивные), экскурсии, прогулки, наблюдение, примеры из жизненных
ситуаций, сюжеты из средств массовой информации, аудио и видео материалы.
Использование перечисленных приемов и средств обучения способствует наиболее
полному и глубокому усвоению жизненного опыта и показанию его практической

значимости в глазах обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями).
Все общеобразовательные предметы, изучаемые в школе, дают обучающимся
определенный объем знаний и умений, необходимый им в жизни, способствуют
расширению общего кругозора, формируют культурные потребности, воспитывают
морально – этические нормы поведения.
В процессе реализации данной программы происходит связь уроков «Основы
социальной жизни» с такими предметами как: «Русский язык и
Чтение»,
«Биология», «Математика», «География», «Технология», «Естествознание».
Реализация межпредметных связей помогает обучающемуся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) представить изучаемый материал
целостно, а не отдельными разрозненными частями (отдельно по каждому
предмету).
3.Описание места учебного предмета в учебном плане
Распределение учебных часов по разделам курса и последовательность
изучения тем и разделов по рабочей программе осуществляется следующим образом:
Тема
Трудоустройство
Одежда и обувь
Питание
Культура поведения
Жилище
Транспорт
Торговля
Семья
Средства связи
Охрана здоровья
Учреждения, организации и предприятия
ИТОГО

Количество
часов
9
8
10
6
3
3
3
6
8
8
4
66

Распределение НРК по крупным темам:
Тема
Диетическое питание
Питание детей ясельного возраста.
Приготовление национальных блюд.
Условия создания семьи.
Интерьер в квартире.
Назначение авиатранспорта.
Виды денежных переводов.
Виды связи.
ИТОГО

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
8

Планирование коррекционной работы
по предмету «Основы социальной жизни» в 9 классе
1. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти:
- развитие зрительного восприятия и зрительной памяти при проведении
экскурсий
2. Развитие слухового восприятия и слуховой памяти:
- развитие слухового восприятия через объяснение нового материала и
регулярного повторения изученного
- развитие механической и слуховой памяти через беседы при изучении новой
темы
3. Развитие импрессивной речи:
- формирование умений слушать речь отвечающих и учителя;
- развитие умения выполнять определенные задания к упражнениям в устной
форме и при разборе домашнего задания;
4. Формирование экспрессивной речи:
- устранять недоразвитие словаря через толкование новых незнакомых слов;
- опора на контекст упражнений;
- подбор синонимов, антонимов;
- подбор родственных слов;
- обогащение словаря прилагательными;
- работа над предложением;
- развитие коммуникативной функции речи;
5. Коррекция мышления.
- совершенствовать навыки и умения делать выводы и умозаключения в конце
урока
- использовать развивающие упражнения, помогающие исключить или обобщить;
- обучать приемам умственной работы (сравнение признаков, группировка
материала, анализу изученного);
6. Коррекция познавательной деятельности:
- активизировать познавательную деятельность развивающими вопросами,
нестандартными заданиями:
- создание проблемных ситуаций, частичного поиска;
- вовлечение в творческую работу всего класса с учетом дифференцированного
подхода к учащимся;
- использование ИКТ;
- вовлекать учащихся в творческие задания: отгадывание ребусов, кроссвордов,
составление рассказов, сказок и т.д.
7. Коррекция нарушений и развитие эмоционально-личностной сферы:
- развитие эмоционально-волевой сферы учащихся через выполнение
практических работ
- релаксационные упражнения для мимики мышц и снятия эмоционального
напряжения;
- критическая самооценка самого себя и своих одноклассников в конце урока.

4. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит
личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение
комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения
основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими
социокультурным опытом.
Планируемые результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) программы «Основы социальной жизни»
представлены личностными и предметными результатами.
Личностные результаты
1. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов.
2. Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении.
3. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире.
4. Овладение социально – бытовыми навыками, используемыми в повседневной
жизни.
5. Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия.
6. Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.
7. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально
значимых мотивов учебной деятельности.
8. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях.
9. Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств.
10. Развитие эстетических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально –
нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам
других людей.
11. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.
12. Формирование готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты освоения программы
включают освоенные
обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной области,
готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с умственной
отсталостью не являются основным критерием при принятии решения о переводе
обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих
при оценке итоговых достижений.
Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с
умственной отсталостью. Отсутствие достижения этого уровня по отдельным
предметам не является препятствием к продолжению образования по данному
варианту программы. В случае если обучающийся не достигает минимального
уровня овладения по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации

медико-психолого-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных
представителей) образовательная организация может перевести обучающегося на
обучение по специальной индивидуальной программе развития.
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является
обязательным для всех обучающихся.
Минимальный и достаточный уровни освоения программы по предмету
«Основы социальной жизни» в 9 классе:
Минимальный уровень:
- представления о разных группах продуктов питания; знание отдельных видов
продуктов питания, относящихся к различным группам; понимание их значения для
здорового образа жизни человека;
- приготовление несложных видов блюд под руководством учителя;
- представления о санитарно-гигиенических требованиях к процессу приготовления
пищи; соблюдение требований техники безопасности при приготовлении пищи;
- знание отдельных видов одежды и обуви, некоторых правил ухода за ними;
соблюдение усвоенных правил в повседневной жизни;
- знание правил личной гигиены и их выполнение под руководством взрослого;
- знание названий предприятий бытового обслуживания и их назначения; решение
типовых практических задач под руководством педагога посредством обращения в
предприятия бытового обслуживания;
- знание названий торговых организаций, их видов и назначения;
- совершение покупок различных товаров под руководством взрослого;
- первоначальные представления о статьях семейного бюджета;
- представления о различных видах средств связи;
- знание и соблюдение правил поведения в общественных местах (магазинах,
транспорте, музеях, медицинских учреждениях);
- знание названий организаций социальной направленности и их назначения.
Достаточный уровень:
- знание способов хранения переработки продуктов питания;
- составление ежедневного меню из предложенных продуктов питания;
- самостоятельное приготовление несложных знакомых блюд;
- самостоятельное совершение покупок товаров ежедневного назначения;
- соблюдение правил личной гигиены по уходу за полостью рта, волосами, кожей
рук и т.д.;
- соблюдение правила поведения в доме и общественных местах; представления о
морально-этических нормах поведения;
- некоторые навыки ведения домашнего хозяйства (уборка дома, стирка белья, мытье
посуды и т.п.);
- навыки обращения в различные медицинские учреждения (под руководством
взрослого);
- пользование различными средствами связи для решения практических житейских
задач;
- знание основных статей семейного бюджета; коллективный расчет расходов и
доходов семейного бюджета;
- составление различных видов деловых бумаг под руководством учителя с целью
обращения в различные организации социального назначения;
- формирование ценности здорового образа жизни;

- усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения.
Базовые учебные действия
Программа обеспечивает достижение учащимися базовых учебных действий:
Личностные учебные действия
1. Принимать себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением,
занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
2. Уметь осмысливать социальное окружение, своё место в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
3. Испытывать гордость за достигнутые успехи и достижения как собственные, так и
своих одноклассников;
4. Понимать личную ответственность за свои поступки на основе представлений об
этических нормах и правилах поведения в школе, дома;
5. Проявлять положительное отношение к окружающей действительности,
готовность к организации взаимодействия с ней;
6. Проявлять уважительное и бережное отношение к людям различных профессий и
результатам их деятельности;
7. Активно включаться в общеполезную и социальную деятельность;
8. Исполнять правила безопасного и бережного поведения в природе и обществе.
Коммуникативные учебные действия
1. Вступать в контакт и работать в коллективе (учитель − ученик, ученик–ученик,
ученик–класс, учитель− класс);
2. Использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками
и учителем;
3. Обращаться за помощью и принимать помощь;
4. Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах
деятельности;
5. Сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
6. Доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с
людьми;
7. Договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным
мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с
окружающими.
Регулятивные учебные действия
1. Адекватно использовать ритуалы школьного поведения;
2. Принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических
задач;
3. Произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и
работать в общем темпе;
4. Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать
оценку деятельности, оценивать ее с учётом предложенных критериев,
корректировать свою деятельность с учётом выявленных недочётов;
5. Действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и
учебных задач;
6. Активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и
действия одноклассников;

7. Адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в
соответствии с ней свою деятельность;
8. Передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.
Познавательные учебные действия
1. Выделять существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых
предметов;
2. Использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез,
обобщение, классификацию, простейших причинно – следственных связей) на
наглядном доступном вербальном материале;
3. Работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать
изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематичное изображение,
таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях);
4. Использовать в жизни и деятельности простейшие межпредметные знания;
5. Устанавливать элементарные существенные связи между объектами и процессами
окружающей действительности.
5. Содержание учебного предмета Основы социальной жизни
Одежда и обувь
Стиль одежды, мода, обновление одежды. Выбор одежды при покупке. Правила
выведения мелких пятен на одежде.
Практические работы:
- Определение собственных размеров одежды и обуви.
- Экскурсия в магазин.
- Выведение мелких пятен.
Питание
Диетическое питание. Питание детей ясельного возраста. Приготовление
национальных блюд. Составление меню. Сервировка праздничного стола.
Практические работы:
- Составление меню на день.
- Приготовление диетического блюда.
- Запись рецепта национального блюда и приготовление его.
- Составление меню и сервировка праздничного стола.
Жилище
Расстановка мебели в квартире. Сохранение жилищного фонда.
Практические работы:
-Упражнение в рациональной расстановке мебели, подборе деталей интерьера.
Транспорт
Назначение авиатранспорта. Аэровокзал.
Торговля
Значение и виды ярмарок. Время и место их проведения.
Практические работы:
-Участие в школьной ярмарке. Посещение отделов магазинов распродажи товаров по
сниженным ценам.
Средства связи

Виды денежных переводов. Виды связи: сотовая, автоответчик, компьютерная, факс.
Практические работы:
- Экскурсия на почту.
- Заполнение бланков на отправление денежного перевода.
Семья
Распределение обязанностей по ведению хозяйства.
Практические работы:
-Распределение обязанностей. Планирование бюджета семьи.
Культура поведения
Прием гостей.
Практические работы:
- Сюжетно-ролевая игра «Прием гостей».
Охрана здоровья
Инфекционные заболевания, их предупреждение. Уход за больным. Документы,
подтверждающие нетрудоспособность.
Практические работы:
- Сюжетно-ролевая игра «Больной в доме» (уход за ним).
Учреждения, организации и предприятия
Предприятия бытового обслуживания. Назначение.
Практические работы:
- Экскурсия на ближайшее предприятие бытового обслуживания населения для
ознакомления с их деятельностью.
Трудоустройство
Учреждения и отделы по трудоустройству. Оформление на работу. Деловые бумаги.
Правила их составления.
Практические работы:
- Составление деловых бумаг.
Практические работы по основам социальной жизни
№
1
2

Вид деятельности
Определение собственных размеров одежды
и обуви.
Экскурсия в магазин.

3

Выведение мелких пятен.

4
5

Составление меню на день.
Приготовление диетического блюда.

6

Запись рецепта национального блюда и
приготовление его.
Составление меню и сервировка

7

Тема
Выбор одежды при
покупке.
Выбор одежды при
покупке в соответствии
с назначением.
Правила выведения
мелких пятен на
одежде.
Диетическое питание.
Питание детей
ясельного возраста.
Приготовление
национальных блюд.
Составление меню.

праздничного стола.

10

Упражнение в рациональной расстановке
мебели, подборе деталей интерьера.
Посещение отделов магазинов распродажи
товаров по сниженным ценам.
Участие в школьной ярмарке.

11

Экскурсия на почту.

12

Заполнение бланков на отправление
денежного перевода.
Распределение обязанностей. Планирование
бюджета семьи.

8
9

13

14
15
16

17

Сюжетно-ролевая игра «Прием гостей».
Сюжетно-ролевая игра «Больной в доме»
(уход за ним).
Экскурсия на ближайшее предприятие
бытового обслуживания населения для
ознакомления с их деятельностью.
Составление деловых бумаг.

Проверочные работы
№ Вид деятельности
1 Работа по карточке

Сервировка
праздничного стола.
Расстановка мебели в
квартире.
Значение и виды
ярмарок.
Время и место
проведения ярмарок.
Виды денежных
переводов.
Стоимость отправления
денежных переводов.
Распределение
обязанностей по
ведению хозяйства,
бюджета.
Прием гостей.
Уход за больным.
Предприятия бытового
обслуживания и их
назначение.
Деловые бумаги.
Правила их
составления.

Раздел
Одежда и обувь

Формы контроля
Тематический

2

Работа по карточке

Питание

Тематический

3

Работа по карточке

Культура поведения

Тематический

4

Работа по карточке

Средства связи

Тематический

5

Работа по карточке

Охрана здоровья

Тематический

6

Работа по карточке

Трудоустройство

Тематический

6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
№
уро
ка

Раздел и тема урока

Обучающие задачи

Дата

Колво
часов

1

Стиль одежды, мода.

-Уметь пользоваться журналами мод
и определять стиль одежды.

1.09

1ч

2

Обновление одежды (замена мелких деталей).

-Знать способы обновления одежды с помощью
мелких деталей.

1.09

1ч

3

Выбор одежды и обуви при покупке.

1ч

4

Выбор одежды и обуви при покупке в
соответствии с назначением.

-Знать размеры одежды и обуви, гарантийные сроки 8.09
носки, правила возврата.
-Уметь подбирать одежду и обувь в соответствии с
индивидуальными особенностями.
-Уметь выбирать товары, учитывая их назначение и
собственные возможности
8.09

1ч

5

Средства и правила выведения мелких пятен
на одежде.

15.09

1ч

-Знать правила выведения жирных, фруктовых,
молочных пятен, пятен от крови, красок и др.
-Знать правила безопасности при работе со
средствами выведения пятен.
-Знать правила стирки изделий из тюля, трикотажа
и уметь стирать.
-Уметь выводить пятна.

6-7

Средства и правила выведения мелких пятен
на одежде из разных видов тканей в
домашних условиях.

15.09
22.09

2ч

8

Соблюдение техники безопасности при
выведении мелких пятен на одежде.

22.09

1ч

9

Диетическое питание.

-Расширять кругозор о значении питания.

29.09

1ч

10

Составление диетического меню на день.

-Уметь составлять меню диетического питания на
день, неделю.

29.09

1ч

11

Составление диетического меню на неделю.

6.10

1ч

12

Блюда диетического питания.

6.10

1ч

-Уметь приготовить одно блюдо диетического
питания.

13

Питание детей ясельного возраста.

14

Блюда детей ясельного возраста.

15

Национальные блюда.

16

Приготовление национальных блюд.

17

Составление меню и сервировка
праздничного стола.

18

Сервировка праздничного стола.

1920

Российская семья. Условия создания семьи,
основные семейные отношения.

-Знать особенности и важность правильного
питания детей ясельного возраста.
-Уметь составлять меню на день для ребенка
ясельного возраста и приготовить блюдо.
-Проявлять элементы творчества.

13.10

1ч

13.10

1ч

20.10

1ч

20.10

1ч

-Формировать знания о культуре питания.
-Уметь составлять меню праздничного стола.
-Уметь выполнять его сервировку.
-Формировать знания о разнообразии пищи.

10.11

1ч

10.11

1ч

-Знать основные виды семейных отношений,
морально-этические нормы взаимоотношений в
семье.
-Уметь давать правильную оценку семейным
ситуациям.
-Выполнять морально-этические нормы
взаимоотношений в семье (к родителям, дедушкам,
бабушкам).

17.11
17.11

2ч

-Знать названия и рецепты 1-2 национальных блюд.
-Уметь приготовить одно национальное блюдо.

21

Распределение обязанностей по ведению
хозяйства, бюджета.

-Знать формы организации досуга в семье.
-Уметь активно включаться в организацию досуга и
отдыха в семье.
-Уметь выполнять обязанности, связанные с
заботой о детях.

24.11

1ч

22

Формы организации досуга в семье.

24.11

1ч

2324

Семейные традиции.

-Знать семейные традиции.
-Уметь поддерживать семейные традиции.

1.12

2ч

2526

Адекватность поведения в обществе.

-Уметь анализировать поступки людей и давать им
правильную оценку.
-Усваивать моральные нормы поведения.

8.12
8.12

2ч

2728

Прием гостей.

15.12

2ч

2930

Правила хорошего тона в обращении с
друзьями, знакомыми.

-Знать правила приема гостей (правила хозяев при
встрече, расставании, во время визита).
-Уметь встречать гостей, вежливо вести себя во
время приема их.

22.12

2ч

31

Рациональная расстановка мебели в квартире.

-Знать правила расстановки мебели в квартире (с
учетом размера, особенностей площади, назначения
комнат, наличия мебели).

29.12

1ч

32

Интерьер в квартире.

-Требования к подбору занавесей, светильников и
других деталей интерьера.
-Уметь расставлять мебель в квартире (на макете).
-Подбирать детали интерьера.

29.12

1ч

33

Сохранение жилищного фонда.

-Знать правила сохранения жилищного фонда.

12.01

1ч

34

Назначение авиатранспорта.

12.01

1ч

35

Аэровокзал. Авиамаршруты.

19.01

1ч

36

Порядок приобретения билетов. Стоимость
проезда.

-Знать основные маршруты самолетов.
-Службы аэровокзала.
-Стоимость проезда.
-Порядок приобретения и возврата билетов.
-Правила посадки в самолет.
-Правила поведения в аэропорту.
-Правила безопасности во время полета самолетом,
вертолетом.
-Уметь ориентироваться в расписании.
-Определять маршрут и выбирать транспортные
средства.
-Выполнять правила безопасности во время полета
и правила поведения в аэропорту.

19.01

1ч

37

Значение ярмарок: международные,
межрегиональные,
межгородские, межрайонные, сельские.
Виды ярмарок: ярмарки-привозы, ярмаркивыставки ярмарки образцов.

-Уметь приобретенные умения при покупке товаров 26.01
в магазинах, на рынке перевести самостоятельно в
новые условия-ярмарки.
-Знать виды ярмарок.
26.01
-Отличие ярмарки от рынка, магазина.
-Время и место проведения ярмарки.
-Цены ярмарочных товаров и их отличие от
рыночных и магазинных.

1ч

38

1ч

39

Время и место проведения ярмарок.

-Развивать логическое мышление, память.

2.02

1ч

4041

Виды денежных переводов (почтовые).

2.02
9.02

2ч

4243

Стоимость отправления денежных переводов.

-Знать виды денежных переводов, их стоимость.
-Уметь заполнять почтовый и телеграфный
переводы.
-Подсчитать стоимость денежных отправлений.
-Оформить квитанции по оплате услуг.

9.02
16.02

2ч

4445

Виды связи: сотовая, автоответчик, пейджер,
компьютерная, факс, АОН, телефон с
определителем.

-Знать виды связи (сотовая, компьютерная, факс,
пейджер, автоответчик), их значимость,
необходимость.

16.02
2.03

2ч

4647

Особенности каждого вида связи и их
значимость, необходимость в современных
условиях жизни общества.

2.03
16.03

2ч

4849

Инфекционные заболевания.

-Совершенствовать знания учащихся, применять их
в жизни.

16.03
23.03

2ч

5051

Инфекционные заболевания и меры по их
предупреждению.

-Знать правила и меры по предупреждению
инфекционных заболеваний.

23.03
6.04

2ч

5253

Уход за больным.

-Развивать практическую деятельность по уходу.

6.04
13.04

2ч

5455

Документы, подтверждающие
нетрудоспособность: справка и листок
нетрудоспособности.

-Знать документы по нетрудоспособности.

13.04
20.04

2ч

5657

Предприятия бытового обслуживания:
прокаты, ремонт квартир, остекление и их
назначение.
Сохранение жилищного фонда.

-Уметь пользоваться услугами предприятий.

20.04

1ч

-Знать необходимость сохранения жилищного
фонда.

27.04

1ч

-Знать учреждения и отделы по трудоустройству.

27.04

1ч

62

Учреждения и отделы по трудоустройству
(отдел кадров, комиссия по трудоустройству
молодежи при префектуре, бюро по
трудоустройству населения, детская биржа
труда).
Оформление на работу.

-Развивать слуховое и зрительное восприятие.

18.05

1ч

6364

Оформление на работу, постоянную и по
договору.

-Учить составлять деловые бумаги.

18.05

1ч

6465

Документы, необходимые для поступлению
на работу. Их оформление.

- Учить оформлять деловые бумаги.

25.05

1ч

6668

Деловые бумаги (заявление, анкета, расписка,
докладная, записка, заявка). Правила их
составления.

-Учить составлять деловые бумаги.

25.05

1ч

5859

6061

7. Описание материально- технического обеспечения образовательной
деятельности
Учебно-методическое обеспечение учебного курса:
Учебников нет.
Дидактические пособия для учащихся:
- раздаточные индивидуальные карточки;
- занимательный и развивающий материал по предмету;
- материал для коррекции психических процессов: речи, внимания, памяти,
зрительного и слухового восприятия;
- занимательный материал: загадки, ребусы, кроссворды;
- перфокарты по трудным темам;
- предметные, сюжетные картины, рисунки и иллюстрации, презентации;
- таблицы, алгоритмы по основным темам;
- В.А. Зырянова, И.А. Хаминова «Подготовка младшего обслуживающего
персонала» 5,6,7,8,9 класс учебник для специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида по курсу «Технология».
Дидактические и методические пособия для учителя:
- Т.А.Девяткова «Социально-бытовая ориентировка в СКО (У) VIII вида М.:
«ВЛАДОС» 2003 г.
- В.В.Гладкая «Социально-бытовая подготовка воспитанников С (К) ОУ VIII вида.
М.: НЦЭНАС, 2006 г.
- В.В.Воронкова «Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в С(К)О
школе VIIIвида. М.: ВЛАДОС, 2003 г.
- А.П.Анастасова «Жизнь без опасностей» часть 1-2, 3-4.ОБЖ. / М.: Просвещение,
1998 г.
- Г. Картушина «Домоводство» М.: Просвещение, 1970 г.
- «Человек» В.А. Постовская, М.: «Просвещение» 1986г.
- «Трудовое обучение» под редакцией П.Р.Атутова. М.: Просвещение, 1989 г.
- А.В.Коротеев «Первая помощь при несчастных случаях, травмах, внезапных
заболеваниях» М.: Просвещение, 1987 г.
- «Правила дорожного движения» Н.А. Извекова, М.: «Просвещение» 1980г.
- «Социально-бытовая ориентировка» 5-9 кл. С.А.Львова, Волгоград: «Учитель»
2012г.
- С.П. Дерябина «Контрольно-измерительные материалы по Социально-Бытовой
Ориентировки» 5-9 кл. Волгоград: «Учитель», 2013 г.
- Синица Н.В. Технология. Технологии ведения дома: методическое пособие /Н.В.
Синица. – М.: Вентана-Граф, 2013г.
- Алёнкина, О.А. Классные часы по профориентации школьников: учеб.-метод.
Пособие / О.А. Алёнкина; под ред. Т.В. Черниковой. – М.: Планета, 2012г.
- Львова С.А. Практический материал к урокам социально-бытовой ориентировки в
специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида. Пособие для
учителя. 5 - 9 классы. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2013г.
- Субчева В.П. Социально - бытовая ориентировка. Методическое пособие:5-9
классы.- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2014г.

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Контроль за знаниями, умениями и навыками обучающихся осуществляется в
ходе устных опросов, проведения тестов, проверочных и практических работ.
Тексты контрольно-измерительных материалов создает учитель в соответствии с
психофизическим особенностями каждого класса. Программа предусматривает
следующие виды контроля: вводный, тематический, промежуточный, итоговый.
Одежда и обувь. Проверочная работа.
Прочитай вопрос.
1) Какой стиль считается
универсальным?
2) Что делать, если у джинсов
протерлась ткань на коленях?
3) Что делать с пятном от вишни?
4) Где можно узнать о выведении
пятен?
5) Как определить свой размер одежды?

6) Что делать, если любимые летние
брюки стали короткими?
7) Что делать, если рукава блузки стали
короткими?

Отметь нужный вариант ответа.
а) классический
б) романтический
в) юнисекс
а) сделать из них тряпку
б) на протертые места поставить декоративную заплату.
в) выбросить
а) поставить на него заплату
б) постараться вывести
в) такую вещь не носить
а) спросить у знакомых
б) прочитать в книгах по домоводству
в) пробовать выводить опытным путем.
а) в магазине перемерить много вещей, а у той, которая
подойдет, посмотреть размер.
б) снять мерки
в) узнать у мамы
а) пришить отвороты
б) не носить их
а) не носить ее
б) обрезать рукава и носить с короткими рукавами

Питание. Проверочная работа
Заполни вторую половину таблицы.
Электроприборы
1.Электромясорубка
2.Кухонный комбайн
3.Миксер
4.Кофемолка.

Назначение

Как называется специально установленный режим питания?
Культура поведения. Проверочная работа.
Прочитай вопрос
1)Можно ли встречать гостей в домашних
тапочках?

Отметь нужный вариант ответа
а) можно
б) ни в коем случае
в) надеть красивые туфли

2)Нужно ли предлагать гостям домашние
тапочки?
3) Кто знакомит гостей друг с другом на
праздничном вечере?
4) Можно ли разговаривать по телефону, когда
пришли гости?
5) Должен ли быть включен телевизор во время
приема гостей?
6) Нужны ли цветы на праздничном столе?
7) Если гости принесли торт, обязательно ли им
угощать?
8) Должны ли хозяева, прощаясь с гостями и
слушая их благодарности, тоже благодарить их?

а) да
б) только если новые
в) нет
а) хозяева
б) один из гостей
в) сами между собой
а) можно
б) нельзя
а) да
б) нет
в) да, если передача всем интересна
а) да
б) необязательно
в) нет
а) да, это правило вежливости
б) необязательно
в) нет
а) нет
б) хозяева молчат
в) благодарят гостей за то, что они пришли.

Средства связи. Проверочная работа.
Прочитай утверждения и пронумеруй их в правильном порядке.
1) Поместить в посылочный ящик вещи, допущенные к пересылке по почте.
2) Оценить стоимость посылки.
3) При пересылке хрупких и бьющихся предметов следует сделать надпись: «Осторожно»
4) Составить опись содержимого и заверить ее работником почты.
5) Взвесить (предельная масса посылки – 10 кг, если вложение неделимое- 20 кг)
6) Обратиться к работнику почты для закрытия посылки.
7) Оплатить услуги почты.
8) Заполнить бланки, написать адрес на посылке.

Охрана здоровья. Проверочная работа.
Прочитай задание и расставь правильно стрелки.
Название
1) Инфекции дыхательных путей (грипп,
ангина, корь, коклюш, туберкулез, оспа)
2) Кишечные инфекции (дизентерия, брюшной
тиф, холера, инфекционный гепатит)
3) Кровяные инфекции (малярия, клещевой
энцефалит, чума)
4) Инфекции наружных покровов (чесотка,
педикулез)

Стрелки

Способ распространения
а) Через продукты питания, воду,
грязные руки.
б) Воздушно- капельный путь
в) Контактный путь
г) Через укусы кровососущих
насекомых (комары, клещи, блохи,
вши, москиты)

Трудоустройство. Проверочная работа.
Ответь на вопрос письменно.
-Куда обращаться для устройства на работу?
-Какие документы необходимы для оформления на работу?
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________

Критерии оценки знаний и умений на уроках ОСЖ за выполнение
практической работы.
«5»

- ставится за безошибочную выполненную работу, выполненную в
соответствии с планом, инструкционной и технологической картой, за
отведённое время.

«4»

- ставится за работу, выполненную качественно с незначительными
нарушениями. Нарушен порядок работы по инструкции или плану.

«3»

- ставится за работу, выполненную с нарушениями.
- значительные нарушения выполнения последовательности плана работы
или порядка работы по инструкции.
- выполнение работы с ошибками.

«2»

- ставится за невыполненную работу.

Критерии оценки знаний и умений на уроках ОСЖ за теоретические
знания.
«5» - ставится, если ученик усваивает материал, понимает, какие именно действия
и в какой последовательности он должен выполнять, решая проблему,
поставленное в рамках содержания материала.
- уровень сформированности умений высокий.
«4» - ставится, если ученик, усваивает материал, может достигать
цели, но не всегда последовательно и целеустремлённо.
- уровень сформированности умений средний.
«3»

- ставится, если ученик слабо усваивает материал
- уровень сформированности умений низкий.

«2»

- ставится, если ученик не усваивает материал.

поставленной


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».