Адаптированная рабочая программа
для обучающихся с ОВЗ (ЗПР вариант 7.1)
МКОУ Верхнедобринской СШ
по географии
9 класс
Составитель: Черникова Н.А. учитель
географии МКОУ Верхнедобринская СШ
2025
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г.
N 273-ФЗ;
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования
и науки РФ от 17 декабря 2010г. №1897, в ред. от 31 декабря 2015 г);
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию, протокол от 8 апреля 2015 г. №1/15, в редакции протокола № 1/20 от 04.02.2020
федерального учебно-методического объединения по общему образованию);
-Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, утвержденный приказом Министерства просвещения РФ;
-Основная образовательная программа основного общего образования МКОУ Верхнедобринской СШ;
-Положение об адаптированной рабочей программе учителя для детей с ОВЗ в МКОУ Верхнедобринской СШ.
Специфика адаптированной рабочей программы:
Адаптированная рабочая программа по курсу курса «География» адресована ученику с ЗПР, который характеризуется уровнем
развития несколько ниже возрастной нормы.
В программе сохранено основное содержание общеобразовательной школы, но учитываются индивидуальные особенности учащегося
и специфика усвоения им учебного материала.
Рабочая программа направлена на коррекцию недостатков в знаниях учащегося с ограниченными возможностями здоровья,
преодоление трудностей в освоении курса «География», оказание помощи и поддержки детям данной категории.
В
основе курса лежит системно – деятельностный
подход,
который обеспечивает:
формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
построение образовательного процесса с учѐтом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических
особенностей обучающихся.
Рабочая программа ориентирована на использование УМК: Учебник «География 9 класс» А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К.
Липкина и др. М.: Просвещение , «Полярная звезда» 2018, атлас 8-9 класс и контурная карта 9 класс А.И. Алексеев, В.В. Николина,
Е.К. Липкина и др. М.: Просвещение , «Полярная звезда» 2018
.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет «География» изучается на уровне основного общего образования в качестве обязательной дисциплины в 5-6 классе - 1
час/нед, в 7 классе - 2 часа/нед, в 8 классе- 2 часа/нед, в 9 классе – 2 часа/нед. 68 часов (при 34 неделях учебного года, по 2 часа в
неделю, при 33 неделях в 9 классе – 66 часов)
Краткая психолого-педагогическая характеристика обучающегося с ЗПР
Программа учитывает особенности ученика с задержкой психического развития. При ее реализации осуществляется коррекционная
направленность обучения учащегося.
1.
Наиболее ярким признаком является незрелость эмоционально-волевой сферы; ученику очень сложно сделать над собой волевое
усилие, заставить себя выполнить что-либо.
2.
Снижены показатели внимания: затруднение переключения, снижены показатели сосредоточенности. Нарушения внимания
могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью.
3 Нарушения восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Ребенку может быть сложно, узнать известные ему
предметы в незнакомом ракурсе. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности, знании об
окружающем мире. Также страдает скорость восприятия и ориентировка в пространстве.
4. Продуктивность запоминания низкая. Лучше развита зрительная и кинестетическая память.
5. Наблюдается системное недоразвитие речи - нарушение ее лексико-грамматической стороны. Низкий уровень словарного запаса.
6. У школьника наблюдается отставание в развитии всех форм мышления; оно обнаруживается в первую очередь во время решения
задач на словесно - логическое мышление.
7. У учащегося - высокая утомляемость.
Коррекционные цели программы:
развитие эмоционально-личностной сферы и коррекции ее недостатков;
развитие познавательной деятельности;
формирование произвольной деятельности и поведения;
коррекция нарушения речи.
Основными задачами коррекционно-развивающего обучения являются:
-активизация познавательной деятельности учащихся (достигается реализацией принципа доступности учебного материала,
обеспечением «эффекта новизны» при решении учебных задач);
-повышение уровня их умственного развития (приемы анализа, сравнения, обобщения, навыки группировки и классификации);
-нормализация учебной деятельности, воспитывать навыки самоконтроля, самооценки;
-развивать словарь, устную монологическую речь детей в единстве с обогащением ребенка знаниями и представлениями об
окружающей действительности;
-осуществлять психокоррекцию поведения ребенка (коррекция недостатков эмоционально-личностного и социального развития);
-проводить социальную профилактику, формировать навыки общения, правильного поведения.
-социально-трудовая адаптация.
Программа строит обучение детей на основе принципа коррекционно- развивающей направленности учебно-воспитательного процесса.
В ходе реализации программы учитель отводит особое место коррекционным упражнениям по развитию памяти, мышления, внимания,
обогащению словарного запаса, логического мышления.
Формы и методы работы , направленные на обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья
Реализация программы предполагает применение на уроках коррекционно-развивающих, информационно-коммуникативных,
объяснительно - иллюстративных и игровых педагогических технологий, которые оптимально подходят для обучающихся с задержкой
психического развития, способствуют развитию элементарных мыслительных операций (сравнение, обобщение, анализ), восполнению
пробелов в знаниях учащихся с задержкой психического развития.
1.
Новый материал строится и преподается предельно развернуто; при ознакомлении с новым материалом широко применять
наглядные средства;
2.
При выполнении ребенком самостоятельной работы необходимо давать устно (письменно) доступные инструкции по отдельным
заданиям;
3.
Практическая деятельность учащегося сопровождается работой по схемам, таблицам, с раздаточным материалом, опираясь в
работе на зри¬тельную и тактильную память.
4.
Систематически повторяется изученный материал для закрепления ранее изученного и полноценного усвоения нового;
5.
Чередуются виды деятельности, способствующие нормализации внимания;
6.
Создавать ситуацию успеха в учебной деятельности, больше внимания уделять мотивационной стороне обучения.
7.
Составляется домашнее задание в сторону малого объѐма;
8.
Для исключения утомляемости на уроке проводится физкультминутка;
9.
Материал подается небольшими объемами, с постепенным усложнением.
10. Не требовать немедленного включения в работу.
При определении методик обучения особое внимание уделяется повышению уровня интеллектуального развития учащихся.
Формы
контроля:
контрольные работы, самостоятельные работы (по индивидуальным заданиям), тестирование, устный
опрос, работа со схемами, рисунками, таблицами .
Планируемы результаты освоения программы по предмету
Программа предполагает к окончанию 9 класса достижение учащимися следующих личностных, метапредметных и предметных
результатов.
В личностных результатах сформированность:
 воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству; чувства гордости за свою
Родину; прошлое и настоящее многонационального народа России; воспитание чувства долга перед Родиной;
 формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию;
 формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развитию науки и общественной практики,
а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современному мира;
 формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с
учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
 освоение социальных норм и правил поведения в группах и сообществах, заданных институтами социализации соответственно
возрастному статусу, формирование основ социально-критического мышления;
 формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,
творческой и других видах деятельности;
 развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
 формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех еѐ проявлениях и необходимости
ответственного отношения к окружающей среде;
 формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного
безопасного поведения при чрезвычайных ситуациях;
 развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности
эстетического характера.
В метапредметных результатах сформированность:
 овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств еѐ
осуществления;
 умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения;
 формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу, давать определения понятиям, классифицировать, устанавливать
причинно-следственные связи, логически рассуждать, делать умозаключения и выводы, выполнять практические и
познавательные задания;
 умение организовать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, определять
общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;
 формирование и развитие компетентности в области использования технических средств ИКТ;
 умение извлекать информацию из различных источников; умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и
на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;
 умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при
выработке общего решения в совместной деятельности;
 умение пользоваться методами наблюдения, моделирования, объяснения, прогнозирования;
 умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях
гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия;
 формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно оценивать свои
действия и действия своих одноклассников, аргументированно обосновывать правильность или ошибочность результата и
способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определѐнной сложности.
В предметных результатах сформированность:
 формирование представлений о географических знаниях и их необходимости для решения современных практических задач
своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
 формирование навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего
места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нѐм;
 формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о географии России, об основных этапах еѐ
географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических
проблемах страны;
 овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных
и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе еѐ экологических параметров;
 овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков
международного общения;
 овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
 формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и
оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к
условиям территории проживания;
 создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению географических знаний и выбора
географии как профильного предмета на ступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей
профессиональной деятельности
Ученик научится:
выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и
фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные решаемым задачам;
ориентироваться в источниках географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео-
и фотоизображения, компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать
качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в
пространстве
по
географическим
картам
разного
содержания
и
другим
источникам;
выявлять
недостающую,
взаимодополняющую и/или противоречивую географическую информацию, представленную в одном или нескольких
источниках;
представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую
информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;
использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые,
видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач:
выявление географических зависимостей и закономерностей на основе результатов наблюдений, на основе анализа, обобщения
и интерпретации географической информации объяснение географических явлений и процессов (их свойств, условий
протекания и географических различий); расчет количественных показателей, характеризующих географические объекты,
явления и процессы; составление простейших географических прогнозов; принятие решений, основанных на сопоставлении,
сравнении и/или оценке географической информации;
различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы
и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными
географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и различий;
оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических
условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;
использовать знания о населении и взаимосвязях между изученными демографическими процессами и явлениями
для решения различных учебных и практико-ориентированных задач;
описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов;
объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;
приводить примеры взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;
различать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и
исключительной экономической зоной России;
оценивать воздействие географического положения России и ее отдельных частей на особенности природы, жизнь
и хозяйственную деятельность населения;
различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы России и ее отдельных
регионов;
оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий России;
объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;
оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных территорий России;
использовать знания об особенностях компонентов природы России и ее отдельных территорий, об особенностях
взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий России для решения практико-ориентированных задач в
контексте реальной жизни;
различать (распознавать, приводить примеры) демографические процессы и явления, характеризующие динамику
численности населения России и отдельных регионов; факторы, определяющие динамику населения России, половозрастную
структуру, особенности размещения населения по территории страны, географические различия в уровне занятости, качестве и
уровне жизни населения;
использовать знания о естественном и механическом движении населения, половозрастной структуре, трудовых
ресурсах, городском и сельском населении, этническом и религиозном составе населения России для решения практикоориентированных задач в контексте реальной жизни;
находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного характера, узнавать в них
проявление тех или иных демографических и социальных процессов или закономерностей;
различать (распознавать) показатели, характеризующие отраслевую; функциональную и территориальную
структуру хозяйства России;
использовать знания о факторах размещения хозяйства и особенностях размещения отраслей экономики России
для объяснения особенностей отраслевой, функциональной и территориальной структуры хозяйства России на основе анализа
факторов, влияющих на размещение отраслей и отдельных предприятий по территории страны;
объяснять и сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов России;
сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов России;
сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности жизни, качества населения России
с мировыми показателями и показателями других стран;
приводить примеры современных видов связи, применять современные виды связи для решения учебных и
практических задач по географии;
оценивать место и роль России в мировом хозяйстве.
Ученик получит возможность научиться:
воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной
литературе и средствах массовой информации;
объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в связи с природными и
социально-экономическими факторами;
оценивать возможные в будущем изменения географического положения России, обусловленные мировыми
геодемографическими,
геополитическими
и
геоэкономическими
изменениями,
а
также
развитием
глобальной
коммуникационной системы;
давать оценку и приводить примеры изменения значения границ во времени, оценивать границы с точки зрения их
доступности;
делать прогнозы трансформации географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов;
выдвигать и обосновывать на основе анализа комплекса источников информации гипотезы об изменении
отраслевой и территориальной структуры хозяйства страны;
обосновывать возможные пути решения проблем развития хозяйства России;
выбирать критерии для сравнения, сопоставления, места страны в мировой экономике;
объяснять возможности России в решении современных глобальных проблем человечества;
оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития России.
Содержание учебного курса
Крупные природные комплексы России. Русская равнина (одна из крупнейших по площади равнин мира, древняя равнина;
разнообразие рельефа; благоприятный климат; влияние западного переноса на увлажнение территории; разнообразие внутренних вод и
ландшафтов).
Север Русской равнины (пологая равнина, богатая полезными ископаемыми; влияние теплого течения на жизнь портовых
городов; полярные ночь и день; особенности расселения населения (к речным долинам: переувлажненность, плодородие почв на
заливных лугах, транспортные пути, рыбные ресурсы)).
Центр Русской равнины (всхолмленная равнина с возвышенностями; центр Русского государства, особенности ГП: на
водоразделе (между бассейнами Черного, Балтийского, Белого и Каспийского морей).
Юг Русской равнины (равнина с оврагами и балками, на формирование которых повлияли и природные факторы
(всхолмленность рельефа, легкоразмываемые грунты), и социально-экономические (чрезмерная вырубка лесов, распашка лугов);
богатство почвенными (черноземы) и минеральными (железные руды) ресурсами и их влияние на природу, и жизнь людей).
Южные моря России: история освоения, особенности природы морей, ресурсы, значение.
Крым (географическое положение, история освоения полуострова, особенности природы (равнинная, предгорная и горная части;
особенности климата; природные отличия территории полуострова; уникальность природы)).
Кавказ (предгорная и горная части; молодые горы с самой высокой точкой страны; особенности климата в западных и
восточных частях; высотная поясность; природные отличия территории; уникальность природы Черноморского побережья).
Урал (особенности географического положения; район древнего горообразования; богатство полезными ископаемыми;
суровость климата на севере и влияние континентальности на юге; высотная поясность и широтная зональность).
Урал (изменение природных особенностей с запада на восток, с севера на юг).
Обобщение знаний по особенностям природы европейской части России.
Моря Северного Ледовитого океана: история освоения, особенности природы морей, ресурсы, значение. Северный морской
путь.
Западная Сибирь (крупнейшая равнина мира; преобладающая высота рельефа; зависимость размещения внутренних вод от
рельефа и от зонального соотношения тепла и влаги; природные зоны – размещение, влияние рельефа, наибольшая по площади,
изменения в составе природных зон, сравнение состава природных зон с Русской равниной).
Западная Сибирь: природные ресурсы, проблемы рационального использования и экологические проблемы.
Средняя Сибирь (сложность и многообразие геологического строения, развитие физико-географических процессов (речные
долины с хорошо выраженными террасами и многочисленные мелкие долины), климат резко континентальный, многолетняя мерзлота,
характер полезных ископаемых и формирование природных комплексов).
Северо-Восточная Сибирь (разнообразие и контрастность рельефа (котловинность рельефа, горные хребты, переходящие в
северные низменности; суровость климата; многолетняя мерзлота; реки и озера; влияние климата на природу; особенности природы).
Горы Южной Сибири (географическое положение, контрастный горный рельеф, континентальный климат и их влияние на
особенности формирования природы района).
Алтай, Саяны, Прибайкалье, Забайкалье (особенности положения, геологическое строение и история развития, климат и
внутренние воды, характерные типы почв, особенности природы).
Байкал. Уникальное творение природы. Особенности природы. Образование котловины. Байкал – как объект Всемирного
природного наследия (уникальность, современные экологические проблемы и пути решения).
Дальний Восток (положение на Тихоокеанском побережье; сочетание горных хребтов и межгорных равнин; преобладание
муссонного климата на юге и муссонообразного и морского на севере, распространение равнинных, лесных и тундровых, горно-лесных
и гольцовых ландшафтов).
Чукотка, Приамурье, Приморье (географическое положение, история исследования, особенности природы).
Камчатка, Сахалин, Курильские острова (географическое положение, история исследования, особенности природы).
Главные отрасли и
межотраслевые комплексы.
Сельское хозяйство.
Отраслевой
состав
сельского хозяйства.
Растениеводство. Животноводство. Отраслевой состав животноводства. География животноводства. Агропромышленный комплекс.
Состав АПК. Пищевая и легкая промышленность. Лесной комплекс. Состав комплекса. Основные места лесозаготовок. Целлюлознобумажная промышленность. Топливно-энергетический комплекс. Топливно-энергетический комплекс. Угольная промышленность.
Нефтяная и газовая промышленность. Электроэнергетика. Типы электростанций. Особенности размещения электростанция. Единая
энергосистема страны. Перспективы развития. Металлургический комплекс. Черная и цветная металлургия. Особенности размещения.
Проблемы и перспективы развития отрасли. Машиностроительный комплекс. Специализация. Кооперирование. Связи с другими
отраслями.
Особенности
размещения.
ВПК.
Отраслевые
особенности
военно-промышленного
комплекса.
Химическая
промышленность. Состав отрасли. Особенности размещения. Перспективы развития. Транспорт. Виды транспорта. Значение для
хозяйства. Транспортная сеть. Проблемы транспортного комплекса. Информационная инфраструктура. Информация и общество в
современном мире. Типы телекоммуникационных сетей. Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство.
Районы России.
Европейская часть России. Центральная Россия: особенности формирования территории, ЭГП, природно-ресурсный
потенциал, особенности населения, географический фактор в расселении, народные промыслы. Этапы развития хозяйства
Центрального района. Хозяйство Центрального района. Специализация хозяйства. География важнейших отраслей хозяйства.
Города Центрального района. Древние города, промышленные и научные центры. Функциональное значение городов. Москва
– столица Российской Федерации.
Центрально-Черноземный район: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства.
Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства.
Волго-Вятский район: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства. Особенности
территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства.
Северо-Западный район: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население, древние города района и
характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей
хозяйства.
Калининградская область: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства.
Рекреационное хозяйство района. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация. География важнейших отраслей
хозяйства.
Моря Атлантического океана, омывающие Россию: транспортное значение, ресурсы.
Европейский Север: история освоения, особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика
хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства.
Поволжье: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства. Особенности
территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства.
Крым: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства. Рекреационное хозяйство.
Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация. География важнейших отраслей хозяйства.
Северный Кавказ: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства. Рекреационное
хозяйство. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация. География важнейших отраслей хозяйства.
Южные моря России: транспортное значение, ресурсы.
Уральский район: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, этапы освоения, население и характеристика хозяйства.
Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства.
Азиатская часть России.
Западная Сибирь: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, этапы и проблемы освоения, население и характеристика
хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства.
Моря Северного Ледовитого океана: транспортное значение, ресурсы.
Восточная Сибирь: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, этапы и проблемы освоения, население и характеристика
хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства.
Моря Тихого океана: транспортное значение, ресурсы.
Дальний Восток: формирование территории, этапы и проблемы освоения, особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал,
население и характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. Роль территории
Дальнего Востока в социально-экономическом развитии РФ. География важнейших отраслей хозяйства.
Россия в мире.
Россия в современном мире (место России в мире по уровню экономического развития, участие в экономических и
политических организациях). Россия в мировом хозяйстве (главные внешнеэкономические партнеры страны, структура и география
экспорта и импорта товаров и услуг). Россия в мировой политике. Россия и страны СНГ.
Содержание учебного предмета
№ п/п
1.
Тема
Введение
Вид занятий (кол-во часов)
Кол-во
часов
2
Практические работы
-
Контроль
-
1
9
« Влияние особенностей
природы на жизнь и хоз д-ть
людей»
-
43
«Центральная Россия»
5
2.
Природные районы России
12
3.
Главные отрасли и межотраслевые
комплексы
4
Экономические районы России
1
« Прир. ресурсы Европ.
Севера»
«Евр. Север и СЗ»
«Европейский Юг»
«Поволжье»
«Урал»
«Западная Сибирь»
«Восточная Сибирь»
«Дальний Восток»
5.
Заключение
2
-
1
Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы 9 класс
Тематическое планирование составлено с учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета
обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся ООО в 9 классе:
1. формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих
взглядов, ценностных ориентаций, идейно нравственных, культурных, гуманистических и этических принципов и норм поведения;
2. воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину,
прошлое и настоящее многонационального народа Рос сии; осознание своей этнической принадлежности, знание языка, культуры своего
народа, своего края, общемирового культурного наследия; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства долга перед Родиной;
3. формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также
социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира;
4. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазви тию и самообразованию на основе мотивации
к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональ
ных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учѐтом устойчивых познавательных интересов;
5. формирование познавательной и информационнойкультуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными
пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
6. формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения кдругому человеку, его мнению, мировоззрению,
культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира;
7. освоение социальных норм и правил поведения в группах и сообществах, заданных институ тами социализации соответственно
возрастному статусу обучающихся, а так же во взрослых сообществах; формирование основ социально-критического мышления; участие в
школьном самоуправлении и в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учѐтомрегио нальных, этнокультурных,
социальных и экономических особенностей;
8. развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осоз нанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
9. формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и
других видах деятельности;
10. формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного
поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
11. формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех еѐ проявлениях и необходимости ответственного,
бережного отношения к окружающей среде;
12. осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к
членам своей семьи;
13. развитие эстетического восприятия через ознакомление с художественным наследием народов России и мира, творческой деятельности
эстетической направленности.
№
Тема урока
Коррекционные задачи
Количество часов
п/п
1
Районирование России
Развитие памяти,
1
расширение кругозора.
2
Районирование и политико-административное деление
Развитие
памяти,
1
внимания, самоконтроля.
3
Хар-ка географических районов
Развивать
1
познавательную
активность
4
Великие равнины России. Вост-Европ. равнина
Расширение кругозора.
1
Развивать познавательную
5
Западно-Сибирская равнина
1
активность
6
Горный хребет России: Урал и горы Южной Сибири
Расширение кругозора.
1
7
Мерзлотная Россия: Восточная и СВ Сибирь
Расширение кругозора.
Развивать познавательную
8
Экзотика России: Сев. Кавказ
1
активность
9
Крым
Расширение кругозора.
1
10
Дальний Восток
Расширение кругозора.
1
Развивать
умение
Практическая работа по учебнику и атласу « Влияние
11
1
использовать
приобретѐнные
особенностей природы на жизнь и хоз д-ть людей»
знания на практике
12
Экологическая ситуация в России
13
Экологическая безопасность России
14
Контрольная работа «Природные районы России»
Развитие
памяти,
внимания, самоконтроля
Развитие памяти,
расширение кругозора.
Формировать умение
систематизировать и
1
1
См. контр-измерит матер
обобщать знания
Развитие
памяти,
внимания, самоконтроля
Развивать позн.
активность
Развивать познавательн.
активность
16
Хоз-во России. Отраслевая экономика России. Научный
комплекс
Топливно-энергетический комплекс
17
Машиностроительный комплекс
18
Металлургический комплекс
Развивать познавательную
активность
1
19
Химико-лесной комплекс
1
20
Инфраструктурный комплекс. Сфера услуг.
21
Транспортный комплекс
22
Агропромышленный комплекс
23
Контрольная работа «Главные отрасли и
межотраслевые комплексы»
24
Европейская Россия – Западный макрорегион
25
26
Центральная Россия: освоение территории и население
Центральный экономический район (далее ЭР)
27
28
Москва
Волго-Вятский ЭР: пространство, население
29
30
Волго-Вятский ЭР: хозяйство, проблемы
Центрально-Черноземный ЭР: пространство, население
31
32
Центр-Черноз ЭР: хозяйство, проблемы
Практическая работа
Развитие
памяти,
внимания, самоконтроля
Развитие
памяти,
внимания, самоконтроля
Развитие
памяти,
внимания, самоконтроля
Развитие
памяти,
внимания, самоконтроля
Формировать умение
систематизировать и
обобщать знания
Развитие
памяти,
внимания, самоконтроля
Расширение кругозора
Развитие памяти,
расширение кругозора.
Расширение кругозора
Развитие памяти,
расширение кругозора.
Расширение кругозора
Развитие памяти,
расширение кругозора.
Расширение кругозора
Развивать
умение
использовать
15
1
1
1
1
1
1
См. контр-измерит. матер
1
1
1
1
1
1
1
1
1
33
Контрольная работа «Центральная Россия»
34
Северо-Западный ЭР: пространство, население
35
36
СЗ ЭР: хозяйство, проблемы
Санкт-Петербург
37
38
Европейский Север (Северный ЭР): пространство, нас.
Практическая работа «СЗ экономический район»
39
40
Европейский Север: хозяйство, проблемы
Практическая работа «Европейский Север»
41
Контрольная работа «Европейский Север и СЗ»
42
43
Европ. Юг (Сев. Кавказ): пространство, население
Европейский Юг: хозяйство
44
Практическая работа «Рекр. хозяйство Европ. Юга»
45
46
Практическая работа «Европейский ЮГ»
Поволжье: пространство, население
47
Города Поволжья
приобретѐнные
знания на практике
Формировать умение
систематизировать и
обобщать знания
Развитие памяти,
расширение кругозора.
Расширение кругозора
Развитие памяти,
расширение кругозора.
Расширение кругозора
Развивать
умение
использовать
приобретѐнные
знания на практике
Развивать
умение
использовать
приобретѐнные
знания на практике
Формировать умение
систематизировать и
обобщать знания
Расширение кругозора
Развитие памяти,
расширение кругозора.
Развивать
умение
использовать
приобретѐнные
знания на практике
Расширение кругозора
Развитие памяти,
расширение кругозора.
Расширение кругозора
См. контр-измерит. матер
1
1
1
1
1
1
1
См. контр-измерит матер
1
1
1
1
1
1
48
Поволжье: хозяйство, проблемы
49
Практическая работа «Поволжье»
50
Контрольная работа «Южные ЭР России»
51
52
Урал: простр-во, освоение территории
Урал: население и города
53
Практическая работа «Урал»
54
55
Удмуртская Респ. в составе Уральского ЭР
Экологические проблемы Урала
56
Контрольная работа «Европейская Россия - Западный
макрорегион»
57
58
Западная Сибирь: пространство, население
Зап. Сибирь: хозяйство, проблемы
59
60
Практическая работа «Западная Сибирь»
Восточная Сибирь: пространство, население
61
62
Восточная Сибирь: хозяйство, проблемы
Практическая работа «Восточная Сибирь»
63
64
Дальний Восток: пространство, население, хозяйство
Контрольная работа «Азиатская Россия – Восточный
макрорегион
65
Россия в международном географическом разделении
Развитие памяти,
расширение кругозора.
Развивать
умение
использовать
приобретѐнные
знания на практике
Формировать умение
систематизировать и
обобщать знания
Расширение кругозора
Развитие памяти,
расширение кругозора.
Развитие памяти,
расширение кругозора.
Расширение кругозора
Развитие памяти,
расширение кругозора.
Формировать умение
систематизировать и
обобщать знания
Расширение кругозора
Развитие памяти,
расширение кругозора.
Расширение кругозора
Развитие памяти,
расширение кругозора.
Расширение кругозора
Развитие памяти,
расширение кругозора.
Расширение кругозора
Формировать умение
систематизировать и
обобщать знания
Расширение кругозора
1
1
См. контр-измерит матер
1
1
1
1
1
См. контр-измерит матер
1
1
1
1
1
1
1
См. контр-измерит матер
1
66
труда
Контрольная работа «География России»
Формировать умение
систематизировать и
обобщать знания
См. контр-измерит матер