Рабочая программа "Практикум по информатике" 11 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВОЛГОГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ
КАМЫШИНСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН
МКОУ Верхнедобринская СШ

Рабочая программа «Практикум по информатике»
для 11А класса

Составитель: учитель информатики
Ковалкина М.С.

с. Верхняя Добринка 2025

Пояснительная записка
Практикум по информатике направлен на подготовку учеников к ЕГЭ
по информатике и ИКТ. Данная программа составлена в соответствии с
Федеральным государственным образовательным стандартом основного
общего образования, ФЗ «Об образовании», с учетом учебного плана ОУ.
Целью

курса

является

подготовка

учащихся

к

единому

государственному экзамену по информатике и ИКТ.
Достижение

поставленной

цели

связывается

с

решением

следующих задач:
– сформировать положительное отношение к процедуре контроля в формате
единого государственного экзамена;
– изучить структуру и содержание контрольных измерительных материалов
по предмету;
- сформировать умение работать с инструкциями, регламентирующими
процедуру проведения экзамена в целом;
– сформировать умение эффективно распределять время на выполнение
заданий различных типов;
–

сформировать

умение

правильно

оформлять

решения

заданий

с

развернутым ответом.
Общая характеристика учебного курса
Программа данного курса ориентирована на систематизацию знаний
и умений по курсу информатики и информационно-коммуникационных
технологий (ИКТ) для подготовки к сдаче единого государственного
экзамена.
Изучение контрольно-измерительных материалов позволит учащимся
не только познакомиться со структурой и содержанием экзамена, но и

произвести самооценку своих знаний на данном этапе, выбрать темы,
требующие

дополнительного

изучения,

спланировать

дальнейшую

подготовку к ЕГЭ.
Описание места учебного курса в учебном плане
Форма реализации – элективный курс. Общий объем курса – 34 часа,
из расчета 1 час в неделю.
Планируемые результаты
В ходе изучения курса достигаются следующие образовательные
результаты,

сформированные

в

Федеральном

государственном

образовательном стандарте среднего общего образования.
Метапредметные результаты:
– умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности;

самостоятельно

осуществлять,

контролировать

и

корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для
достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;
выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
– умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности,

учитывать

позиции

других

участников

деятельности,

эффективно разрешать конфликты;
– владение навыками разрешения проблем;
– способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения
практических задач, применению различных методов познания;
– умение использовать средства информационных и коммуникационных
технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных
задач с соблюдением техники безопасности, гигиены, правовых и этических
норм, норм информационной безопасности;

– владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых
действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ
своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их
достижения.
Личностные результаты:
– формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и
личностному самоопределению;
– формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной
деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений,
ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские
позиции в деятельности, правосознание, способности ставить цели и строить
жизненные планы.
В части развития предметных результатов наибольшее влияние изучение
курса оказывает на:
– формирование представления об особенностях проведения, о структуре и
содержании КИМов ЕГЭ по информатике;
– формирование навыков и умений эффективно распределять время на
выполнение заданий различных типов;
– применять различные методы решения тестовых заданий различного типа
по

основным

тематическим

блокам

по

информатике:

подсчитывать

информационный объѐм сообщения; осуществлять перевод из одной системы
счисления в другую;
– осуществлять арифметические действия в двоичной, восьмеричной и
шестнадцатеричной системах счисления;
–

использовать

стандартные

алгоритмические

конструкции

при

программировании; строить и преобразовывать логические выражения;
– строить для логической функции таблицу истинности и логическую схему;

– использовать необходимое программное обеспечение при решении задачи;
– писать программы.
Содержание учебного курса
1. Математические основы информатики
Тема 1. Кодирование информации
Информация и сообщения. Алфавит. Кодирование и декодирование
информации.

Правило

Фано.

Кодирование

звуковой

информации.

Кодирование растровой графической информации. Измерение количества
информации. Алфавитный подход к определению количества информации
Учащиеся должны знать
– методы измерения количества информации
Учащиеся должны уметь:
– кодировать и декодировать информацию
– определять объѐм памяти, необходимый для хранения звуковой и
графической информации
– подсчитывать информационный объѐм сообщения
Тема 2. Системы счисления
Позиционные системы счисления. Перевод чисел из десятичной системы в
системы счисления с другим основанием и обратно. Двоичная, восьмеричная
и шестнадцатеричная системы счисления. Выполнение действий над
числами, записанных вне десятичных системах счисления.
Учащиеся должны знать:
– о записи целых чисел в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной
системах счисления;

– о записи целых чисел в позиционных системах счисления с различными
основаниями.
Учащиеся должны уметь:
– записывать целые числа в позиционных системах счисления с различными
основаниями.
Тема 3. Основы логики
Логические значения, операции

и выражения. Таблица истинности.

Основные логические операции: отрицание, конъюнкция, дизъюнкция,
импликация,

эквиваленция.

Основные

законы

алгебры

логики,

их

использование для преобразования логических выражений. Логические игры.
Нахождение выигрышной стратегии.
Учащиеся должны знать:
– основные понятия и законы математической логики.
Учащиеся должны уметь:
– строить и анализировать таблицы истинности;
– преобразовывать логические выражения;
– строить дерево игры по заданному алгоритму и обосновать выигрышную
стратегию.
Тема 4. Моделирование
Графы. Представление графа в виде схемы и в табличном виде.
Учащиеся должны уметь:
– сопоставить таблицу и схему, соответствующие одному и тому же графу
– находить количество путей в графе, удовлетворяющих заданным
требованиям

2. Информационные и коммуникационные технологии
Тема 1. Электронные таблицы и базы данных
Реляционные

базы

данных.

Объекты,

отношения,

ключевые

поля.

Электронные таблицы, формулы, абсолютные и относительные адреса ячеек
Учащиеся должны знать:
– способы представления информации в базах данных.
Учащиеся должны уметь:
– обрабатывать числовую информацию в электронных таблицах.
Тема 2. Компьютерные сети
IP-адрес, маска адреса, поразрядная конъюнкция. Диаграммы Эйлера-Венна,
формула включений и исключений.
Учащиеся должны знать:
– базовые принципы сетевой адресации.
Учащиеся должны уметь:
– осуществлять поиск информации в сети Интернет.
3. Алгоритмизация и программирование
Тема 1. Исполнение алгоритмов. Программирование
Тема 2. Задания по программированию с развернутым ответом
Основные алгоритмические конструкции: линейная последовательность
операторов, цикл, ветвление. Синтаксис, типы данных, операции, выражения
языка программирования (Pascal). Ввод-вывод данных, использование
подпрограмм и функций. Использование стандартных библиотек. Работа с
массивами. Поиск элемента в массиве по заданному критерию, сортировка
Учащиеся должны знать:

– формальное исполнение алгоритма, записанного на естественном языке,
или умение создавать линейный алгоритм для формального исполнителя с
ограниченным набором команд;
– основные конструкции языка программирования, понятия переменной,
оператора присваивания.
Учащиеся должны уметь:
– исполнять рекурсивный алгоритм;
– исполнять алгоритм для конкретного исполнителя с фиксированным
набором команд;
– работать с массивами;
– анализировать алгоритм, содержащего цикл и ветвление;
– анализировать программу, использующую процедуры и функции;
– анализировать результат исполнения алгоритма;
– прочесть фрагмент программы на языке программирования и исправить
допущенные ошибки;
– составить алгоритм и записать его в виде простой программы на языке
программирования;
– создавать собственные программы для решения задач средней сложности.
Тематическое планирование
Материал курса разбит на 3 главы; в соответствии с этим
тематический план разделен на 3 модуля. Каждый модуль предусматривает
как изучение теории, так и выполнение практических заданий, которые
ученики должны выполнить в ходе занятий (на уроках или самостоятельно).
Календарно-тематическое планирование
№ Тема урока

Кол-во Дата

часов

проведения
план

Модуль

1.

Математические

основы

информатики
1.1 Кодирование информации
Информация
1

Кодирование

и
и

сообщения.
декодирование

17

4
Алфавит.

01.09

информации. 1

Правило Фано

2

3

4

Кодирование

растровой

графической

информации
Измерение количества информации. Алфавитный
подход к определению количества информации

15.09

1

29.09

1

Решение заданий (№5,9,10,13)

1

1.2 Системы счисления

4

Позиционные системы счисления. Перевод чисел
5

13.10

17.11

из десятичной системы в системы счисления с 1
другим основанием и обратно

6

7

Двоичная, восьмеричная и шестнадцатеричная
системы счисления
Выполнение действий над числами, записанных
вне десятичных системах счисления

01.12

1

15.12

1

факт

8

Решение заданий (№1,16)

1

1.3 Основы логики

3

29.12

Логические значения, операции и выражения.
9

Таблица

истинности.

Основные

логические

1

19.01

10 использование для преобразования логических 1

02.02

операции: отрицание, конъюнкция, дизъюнкция,
импликация, эквиваленция
Основные

законы

алгебры

логики,

их

выражений

11

Логические

игры.

Нахождение

выигрышной

стратегии
1.4 Моделирование

15

табличном виде

16 Решение заданий (№3,15)
2.

Информационные

и

коммуникационные технологии
2.1 Электронные таблицы и базы данных

17

Реляционные базы данных. Объекты, отношения,
ключевые поля

16.02

2

Графы. Представление графа в виде схемы и в

Модуль

1

1

02.03

1

16.03

4

2
06.04
1

18 Электронные таблицы, формулы, абсолютные и 1

20.04

относительные адреса ячеек
2.2 Компьютерные сети
20 IP-адрес, маска адреса, поразрядная конъюнкция

21

Диаграммы Эйлера-Венна, формула включений и
исключений

2
1

04.05

1

18.05


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».