МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВОЛГОГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ
КАМЫШИНСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН
МКОУ Верхнедобринская СШ
Рабочая программа «Практикум по информатике»
для 11А класса
Составитель: учитель информатики
Ковалкина М.С.
с. Верхняя Добринка 2025
Пояснительная записка
Практикум по информатике направлен на подготовку учеников к ЕГЭ
по информатике и ИКТ. Данная программа составлена в соответствии с
Федеральным государственным образовательным стандартом основного
общего образования, ФЗ «Об образовании», с учетом учебного плана ОУ.
Целью
курса
является
подготовка
учащихся
к
единому
государственному экзамену по информатике и ИКТ.
Достижение
поставленной
цели
связывается
с
решением
следующих задач:
– сформировать положительное отношение к процедуре контроля в формате
единого государственного экзамена;
– изучить структуру и содержание контрольных измерительных материалов
по предмету;
- сформировать умение работать с инструкциями, регламентирующими
процедуру проведения экзамена в целом;
– сформировать умение эффективно распределять время на выполнение
заданий различных типов;
–
сформировать
умение
правильно
оформлять
решения
заданий
с
развернутым ответом.
Общая характеристика учебного курса
Программа данного курса ориентирована на систематизацию знаний
и умений по курсу информатики и информационно-коммуникационных
технологий (ИКТ) для подготовки к сдаче единого государственного
экзамена.
Изучение контрольно-измерительных материалов позволит учащимся
не только познакомиться со структурой и содержанием экзамена, но и
произвести самооценку своих знаний на данном этапе, выбрать темы,
требующие
дополнительного
изучения,
спланировать
дальнейшую
подготовку к ЕГЭ.
Описание места учебного курса в учебном плане
Форма реализации – элективный курс. Общий объем курса – 34 часа,
из расчета 1 час в неделю.
Планируемые результаты
В ходе изучения курса достигаются следующие образовательные
результаты,
сформированные
в
Федеральном
государственном
образовательном стандарте среднего общего образования.
Метапредметные результаты:
– умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности;
самостоятельно
осуществлять,
контролировать
и
корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для
достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;
выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
– умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности,
учитывать
позиции
других
участников
деятельности,
эффективно разрешать конфликты;
– владение навыками разрешения проблем;
– способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения
практических задач, применению различных методов познания;
– умение использовать средства информационных и коммуникационных
технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных
задач с соблюдением техники безопасности, гигиены, правовых и этических
норм, норм информационной безопасности;
– владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых
действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ
своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их
достижения.
Личностные результаты:
– формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и
личностному самоопределению;
– формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной
деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений,
ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские
позиции в деятельности, правосознание, способности ставить цели и строить
жизненные планы.
В части развития предметных результатов наибольшее влияние изучение
курса оказывает на:
– формирование представления об особенностях проведения, о структуре и
содержании КИМов ЕГЭ по информатике;
– формирование навыков и умений эффективно распределять время на
выполнение заданий различных типов;
– применять различные методы решения тестовых заданий различного типа
по
основным
тематическим
блокам
по
информатике:
подсчитывать
информационный объѐм сообщения; осуществлять перевод из одной системы
счисления в другую;
– осуществлять арифметические действия в двоичной, восьмеричной и
шестнадцатеричной системах счисления;
–
использовать
стандартные
алгоритмические
конструкции
при
программировании; строить и преобразовывать логические выражения;
– строить для логической функции таблицу истинности и логическую схему;
– использовать необходимое программное обеспечение при решении задачи;
– писать программы.
Содержание учебного курса
1. Математические основы информатики
Тема 1. Кодирование информации
Информация и сообщения. Алфавит. Кодирование и декодирование
информации.
Правило
Фано.
Кодирование
звуковой
информации.
Кодирование растровой графической информации. Измерение количества
информации. Алфавитный подход к определению количества информации
Учащиеся должны знать
– методы измерения количества информации
Учащиеся должны уметь:
– кодировать и декодировать информацию
– определять объѐм памяти, необходимый для хранения звуковой и
графической информации
– подсчитывать информационный объѐм сообщения
Тема 2. Системы счисления
Позиционные системы счисления. Перевод чисел из десятичной системы в
системы счисления с другим основанием и обратно. Двоичная, восьмеричная
и шестнадцатеричная системы счисления. Выполнение действий над
числами, записанных вне десятичных системах счисления.
Учащиеся должны знать:
– о записи целых чисел в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной
системах счисления;
– о записи целых чисел в позиционных системах счисления с различными
основаниями.
Учащиеся должны уметь:
– записывать целые числа в позиционных системах счисления с различными
основаниями.
Тема 3. Основы логики
Логические значения, операции
и выражения. Таблица истинности.
Основные логические операции: отрицание, конъюнкция, дизъюнкция,
импликация,
эквиваленция.
Основные
законы
алгебры
логики,
их
использование для преобразования логических выражений. Логические игры.
Нахождение выигрышной стратегии.
Учащиеся должны знать:
– основные понятия и законы математической логики.
Учащиеся должны уметь:
– строить и анализировать таблицы истинности;
– преобразовывать логические выражения;
– строить дерево игры по заданному алгоритму и обосновать выигрышную
стратегию.
Тема 4. Моделирование
Графы. Представление графа в виде схемы и в табличном виде.
Учащиеся должны уметь:
– сопоставить таблицу и схему, соответствующие одному и тому же графу
– находить количество путей в графе, удовлетворяющих заданным
требованиям
2. Информационные и коммуникационные технологии
Тема 1. Электронные таблицы и базы данных
Реляционные
базы
данных.
Объекты,
отношения,
ключевые
поля.
Электронные таблицы, формулы, абсолютные и относительные адреса ячеек
Учащиеся должны знать:
– способы представления информации в базах данных.
Учащиеся должны уметь:
– обрабатывать числовую информацию в электронных таблицах.
Тема 2. Компьютерные сети
IP-адрес, маска адреса, поразрядная конъюнкция. Диаграммы Эйлера-Венна,
формула включений и исключений.
Учащиеся должны знать:
– базовые принципы сетевой адресации.
Учащиеся должны уметь:
– осуществлять поиск информации в сети Интернет.
3. Алгоритмизация и программирование
Тема 1. Исполнение алгоритмов. Программирование
Тема 2. Задания по программированию с развернутым ответом
Основные алгоритмические конструкции: линейная последовательность
операторов, цикл, ветвление. Синтаксис, типы данных, операции, выражения
языка программирования (Pascal). Ввод-вывод данных, использование
подпрограмм и функций. Использование стандартных библиотек. Работа с
массивами. Поиск элемента в массиве по заданному критерию, сортировка
Учащиеся должны знать:
– формальное исполнение алгоритма, записанного на естественном языке,
или умение создавать линейный алгоритм для формального исполнителя с
ограниченным набором команд;
– основные конструкции языка программирования, понятия переменной,
оператора присваивания.
Учащиеся должны уметь:
– исполнять рекурсивный алгоритм;
– исполнять алгоритм для конкретного исполнителя с фиксированным
набором команд;
– работать с массивами;
– анализировать алгоритм, содержащего цикл и ветвление;
– анализировать программу, использующую процедуры и функции;
– анализировать результат исполнения алгоритма;
– прочесть фрагмент программы на языке программирования и исправить
допущенные ошибки;
– составить алгоритм и записать его в виде простой программы на языке
программирования;
– создавать собственные программы для решения задач средней сложности.
Тематическое планирование
Материал курса разбит на 3 главы; в соответствии с этим
тематический план разделен на 3 модуля. Каждый модуль предусматривает
как изучение теории, так и выполнение практических заданий, которые
ученики должны выполнить в ходе занятий (на уроках или самостоятельно).
Календарно-тематическое планирование
№ Тема урока
Кол-во Дата
часов
проведения
план
Модуль
1.
Математические
основы
информатики
1.1 Кодирование информации
Информация
1
Кодирование
и
и
сообщения.
декодирование
17
4
Алфавит.
01.09
информации. 1
Правило Фано
2
3
4
Кодирование
растровой
графической
информации
Измерение количества информации. Алфавитный
подход к определению количества информации
15.09
1
29.09
1
Решение заданий (№5,9,10,13)
1
1.2 Системы счисления
4
Позиционные системы счисления. Перевод чисел
5
13.10
17.11
из десятичной системы в системы счисления с 1
другим основанием и обратно
6
7
Двоичная, восьмеричная и шестнадцатеричная
системы счисления
Выполнение действий над числами, записанных
вне десятичных системах счисления
01.12
1
15.12
1
факт
8
Решение заданий (№1,16)
1
1.3 Основы логики
3
29.12
Логические значения, операции и выражения.
9
Таблица
истинности.
Основные
логические
1
19.01
10 использование для преобразования логических 1
02.02
операции: отрицание, конъюнкция, дизъюнкция,
импликация, эквиваленция
Основные
законы
алгебры
логики,
их
выражений
11
Логические
игры.
Нахождение
выигрышной
стратегии
1.4 Моделирование
15
табличном виде
16 Решение заданий (№3,15)
2.
Информационные
и
коммуникационные технологии
2.1 Электронные таблицы и базы данных
17
Реляционные базы данных. Объекты, отношения,
ключевые поля
16.02
2
Графы. Представление графа в виде схемы и в
Модуль
1
1
02.03
1
16.03
4
2
06.04
1
18 Электронные таблицы, формулы, абсолютные и 1
20.04
относительные адреса ячеек
2.2 Компьютерные сети
20 IP-адрес, маска адреса, поразрядная конъюнкция
21
Диаграммы Эйлера-Венна, формула включений и
исключений
2
1
04.05
1
18.05