Адаптированная рабочая программа по математике 3* класс

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Верхнедобринская средняя школа
Камышинского муниципального района Волгоградской области

Рабочая программа учебного курса
«Математика» 3 класс
для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения)

Составила учитель начальных классов: Раут Е.Н.

Год составления программы:2024

Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья; адаптированной основной общеобразовательной программой МКОУ Верхнедобринской СШ для лиц с интеллектуальными нарушениями.;
авторской программы В.В. Воронковой.
Целью данной программы является: создание условий для формирования доступных обучающимся математических знаний и умений практически применять их в повседневной жизни, при изучении других учебных предметов; подготовка обучающихся к овладению трудовыми знаниями и навыками;
Исходя из целей специальной (коррекционной) общеобразовательной школы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) математика
решает следующие задачи:
• формирование доступных обучающимся математических знаний и умений практически применять их в повседневной жизни, при изучении других учебных предметов;
• подготовка обучающихся к овладению трудовыми знаниями и навыками;
• максимальное общее развитие обучающихся средствами данного учебного предмета, коррекция недостатков развития познавательной деятельности и личностных качеств
с учётом индивидуальных возможностей каждого ученика на различных этапах обучения;
• воспитание у школьников целеустремлённости, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, навыков контроля и самоконтроля, аккуратности.
Основные направления коррекционной работы:

коррекция зрительного восприятия и узнавания;

коррекция пространственных представлений и ориентации;

коррекция основных мыслительных операций;

коррекция наглядно-образного и словесно-логического мышления;

коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;

коррекция речи, обогащение словаря;

коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
При составлении программы были использованы следующие учебники и учебные пособия:
1. Т. В. Алышева Математика (Учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида в 2 частях. - М., «Просвещение»2011г.
2. Перова М.Н., Яковлева И.М.Рабочая тетрадь по математике для 3 класса в 2 частях,
Программа составлена с учетом уровня обученности воспитанников, максимального развития познавательных интересов, индивидуально-дифференцированного к ним подхода.
Поэтому в целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения,
направленные на повышение интеллектуального уровня обучающихся.
Составленная программа будет реализована в условиях классно-урочной системы обучения.
Контроль достижения обучающимися уровня государственного образовательного стандарта осуществляется в виде стартового, текущего и итогового контроля в следующих
формах: выполнение упражнений на уроке, самостоятельных работ, контрольного списывания, проверочной работы за год.
Общая характеристика предмета
Математика, являясь одним из важных общеобразовательных предметов, готовит обучающихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению
доступными профессионально-трудовыми навыками.
Процесс обучения математике неразрывно связан с решением специфической задачи специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) -- коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия,
самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.

Обучение математике должно носить практическую направленность и быть тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовить обучающихся к овладению
профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учить использованию математических знаний в нестандартных ситуациях.
Математический материал в каждом классе представлен основными вышеперечисленными разделами математики. Распределяя этот материал по учебным четвертям, учитель
должен опираться на актуальный уровень знаний и «зоны ближайшего развития» каждого ученика.
Распределение математического материала по классам представлено концентрически с учётом познавательных и возрастных возможностей обучающихся, поэтому в процессе
обучения необходим постепенный переход от практического обучения в младших классах к практико-теоретическому в старших. Повторение изученного материала сочетается с
постоянной пропедевтикой новых знаний.
При отборе учебного материала учитывались разные возможности обучающихся по усвоению математических представлений, знаний, умений практически их применять в
зависимости от степени выраженности и структуры дефекта. Поэтому в каждом классе предлагаемый учителем материал усваивается учащимися на различном уровне, т. е. программа
предусматривает необходимость дифференцированного подхода в обучении.
После изложения программного материала в конце каждого класса чётко обозначены базовые математические представления, которые должны усвоить все обучающиеся, и два
уровня умений применять полученные знания на практике. Разграничиваются умения, которыми обучающиеся могут овладеть и самостоятельно применять в учебной и практической
деятельности (минимальный уровень), и умения, которые в силу объективных причин не могут быть полностью сформированы, но очень важны с точки зрения их практической
значимости (достаточный уровень). В этой связи в программе предусмотрены возможности выполнения некоторых заданий с помощью учителя, с опорой на использование счётного
материала, таблиц (сложения, вычитания, соотношения единиц измерения и др.).

Место учебного предмета в учебном плане
В связи с психофизическими особенностями обучающихся 3 класса из части формируемой участниками образовательных отношений был добавлен еще 1 час, итого
продолжительность изучения математики в 3 классе составила 34 учебных недель по 5 ч в неделю, всего 170 часов в год.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Математика является важнейшим источником принципиальных идей для всех естественных наук и современных технологий. Весь научно технический прогресс связан с
развитием математики. Владение математическим языком, алгоритмами, понимание математических отношений является средством познания окружающего мира, процессов и явлений,
происходящих в природе и в обществе. Поэтому так важно сформировать интерес к учебному предмету «Математика» у младших школьников, который станет основой Дальнейшего
изучения данного предмета, для выявления и развития математических способностей обучающихся способности к самообразованию.
Овладение различными видами учебной деятельности в процессе обучения математике является основой изучения других учебных предметов, обеспечивая тем самым познание
различных сторон окружающего мира.
Успешное решение математических задач оказывает влияние на эмоционально-волевую сферу личности обучающихся, развивает их волю и настойчивость, умение
преодолевать трудности, испытывать удовлетворение от результатов интеллектуального труда.
Планируемые результаты изучения курса «Математика»
Личностные результаты обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования
— введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социокультурным опытом, включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные)
компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
Личностные результаты освоения АООП отражают:
1.Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
2.Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
3.Определение и высказывание под руководством педагога самых простых общих для всех людей правил поведения при сотрудничестве (этические нормы).
4.В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других
участников группы и педагога, как поступить.

Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов на конец обучения
Минимальный уровень:
•знание числового ряда 1-20 в прямом и обратном порядке;
•счет, присчитыванием, отсчитыванием по единице и равными
числовыми группами в пределах 20;
•откладывание любых чисел в пределах 20 с использованием
счетного материала;
•знание названия компонентов сложения, вычитания;
•понимание смысла арифметических действий сложения и
вычитания;
•знание таблицы умножения однозначных чисел до 5;
•пользование таблицами умножения на печатной основе для
нахождения произведения и частного;
•знание порядка действий в примерах в два арифметических
действия;
•выполнение письменных действия
сложения и вычитания чисел в пределах 20;
•знание единиц (мер) измерения стоимости, длины (см дм),
массы, времени и их соотношения;
•различение чисел, полученных при счете и измерении, запись
чисел;
•определение времени по часам тремя способами с точностью до
1 часа;
•решение, иллюстрирование всех изученных простых
арифметических задач;
•вычерчивание прямоугольника (квадрата) с помощью учителя
на бумаге в клетку.

Достаточный уровень:
•знание числового ряда 1-100 в прямом порядке;
•счет, присчитыванием, отсчитыванием по единице и равными числовыми группами в пределах 100;
•откладывание любых чисел в пределах 100 с использованием счетного материала;
•знание названия компонентов сложения, вычитания, умножения;
•понимание смысла арифметических действий сложения, вычитания, умножения;
•знание таблицы умножения всех однозначных чисел;
•понимание связи таблиц умножения и деления, пользование таблицами
умножения на печатной основе для нахождения произведения и частного;
•знание порядка действий в примерах в два арифметических действия;
•знание и применение переместительного свойство сложения и умножения;
•выполнение письменных действия сложения и вычитания чисел в пределах 100;
•знание единиц (мер) измерения стоимости, длины (см дм м), массы, времени и их соотношения;
•различение чисел, полученных при счете и измерении, запись чисел, полученных при измерении
двумя мерами (с полным набором знаков в мелких мерах);
•знание порядка месяцев в году, номеров месяцев от начала года;
•умение пользоваться календарем для установления порядка месяцев в году;
•знание количества суток в месяцах;
•определение времени по часам тремяспособами с точностью до 5 мин;
•решение, составление, иллюстрирование всех изученных простых арифметических задач;
•краткая запись, моделирование содержания, решение составных арифметических задач в два
действия;
•различение замкнутых, незамкнутых кривых, линий;
•знание названий элементов четырехугольников, вычерчивание прямоугольника (квадрата) с помощью
чертежного треугольника на бумаге в клетку;
•вычерчивание окружности разных радиусов, различение окружности и круга.

Содержание учебного предмета
Нумерация
Нумерация чисел в пределах 100.
Получение и запись круглых десятков. Счёт десятками до 100. Запись круглых десятков. Получение полных двузначных чисел из десятков и единиц, их запись. Разложение
полных двузначных чисел на десятки и единицы. Умение откладывать число в пределах 100 на счётах.
Числовой ряд 1-100. Счёт в пределах 100 (количественный и порядковый). Присчитывание, отсчитывание по единице, равными числовыми группами по 2, по 5, по 3, по 4 (в
прямой и обратной последовательности). Сравнение чисел: сравнение чисел, стоящих рядом в числовом ряду, сравнение чисел по количеству десятков и единиц. Увеличение,
уменьшение чисел на несколько десятков, единиц. Числа чётные и нечётные.
Единицы измерения и их соотношения
Монета 50 к., бумажные купюры достоинством 50 р., 100 р. Замена нескольких бумажных купюр по 5 р., 10 р. (монет по 5 к., 10 к.) одной купюрой 50 р., 100 р. (монетой 50 к.).
Размен бумажных купюр достоинством 50 р., 100 р. (монеты 50 к.) по 10 р., 5 р. (по 10 к., 5 к.). Соотношение: 1 р. = 100 к.
Единица измерения длины: метр. Обозначение: 1 м. Соотношения: 1 м = 10 дм, 1 м = 100 см. Единица измерения массы: килограмм. Обозначение: 1 кг. Единица измерения
ёмкости: литр. Обозначение: 1 л. Единицы измерения времени: минута, год. Обозначение: 1 мин, 1 год. Соотношения: 1 ч = 60 мин, 1 сут. = 24 ч, 1 мес. = 28, 29, 30, 31 СУТ., 1 год = 12
мес. Отрывной календарь и табель-календарь. Порядок месяцев, их названия.

Чтение и запись чисел, выраженных одной единицей измерения. Сравнение записей, полученных при счёте и измерении.
Определение времени по часам с точностью до получаса, четверти часа, до 5 мин (10 ч 45 мин и без 15 мин 11 ч).
Арифметические действия
Называние компонентов и результатов сложения и вычитания (в речи учителя). Сложение и вычитание чисел в пределах 20 с переходом через десяток. Сложение и вычитание
чисел в пределах 100 без перехода через разряд (60 + 30, 60 + 7, 60 + 17, 65 + 1, 61 + 7, 61 + 27, 61 + 9, 61 + 29, 92 + 8, 61 + 39 и соответствующие случаи вычитания). Нуль в качестве
компонента сложения и вычитания, нуль в результате вычитания.
Умножение как сложение нескольких одинаковых слагaeмыx. Знак умножения «х»). Замена сложения одинаковых слагаемых умножением, замена умножения сложением.
Запись и чтение действия умножения. Деление на две равные части, или пополам. Деление предметных совокупностей на 2, 3, 4, 5 равных частей (поровну), запись деления предметных
совокупностей на равные части арифметическим действием деления. Знак деления «: ». Чтение действия деления.
Таблица умножения числа на 2. Называние компонентов и результата умножения (в речи учителя).
Таблица деления числа на 2. Называние компонентов и результата деления (в речи учителя). Взаимосвязь действий умножения и деления.
Таблица умножения чисел на 3, 4, 5 и деления на 3, 4, 5 равных частей в пределах 20. Переместительное свойство умножения. Взаимосвязь таблиц умножения и деления.
Увеличение (уменьшение) числа в несколько раз. Скобки. Действия 1 и 11 ступеней. Порядок выполнения действий в примерах без скобок и со скобками.
Арифметические задачи
Простые арифметические задачи на нахождение произведения, частного (деление на равные части); увеличение в несколько раз, уменьшение в несколько раз.
Вычисление стоимости на основе зависимости между ценой, количеством и стоимостью.
Составные арифметические задачи в два действия, составленные из ранее решаемых простых задач.
Геометрический материал
Построение отрезка больше (меньше) данного, равного данному. Пересечение линий (отрезков), точка пересечения. Обозначение точки пересечения буквой.
Окружность, круг. Циркуль. Центр и радиус. Построение окружности с помощью циркуля. Обозначение центра окружности буквой о. Дуга как часть окружности.
Многоугольник. Вершины, стороны, углы многоугольника. Название многоугольника в зависимости от количества углов. Измерение сторон, вычерчивание по данным
вершинам. Четырёхугольник.
Прямоугольник (квадрат). Противоположные стороны.
Свойства сторон, углов.
Рекомендуемые практические упражнения
Получение любого числа в пределах 100, иллюстрация с помощью раздаточного материала «(кубики», «бруски», магнитные полосы «единицы», «десятки», квадрат « Сотня » ).
Экскурсия в супермаркет. Определение цены и массы различных товаров. Оплата небольшой покупки (хлебобулочные и кондитерские изделия, канцтовары, предметы личной
гигиены).
Нахождение стоимости и массы одинаковых товаров. Сравнение стоимости одинаковых товаров в различных магазинах.
Измерение (в литрах) ёмкости банки, кастрюли, ведра и др.
Работа с календарём. Год, месяц, день недели. Определение дней недели, соответствующих праздничным датам, дням рождения (своего, родителей, друзей).
Электронные часы. Определение времени с помощью электронных часов. Установка будильника на заданное время.
Чтение и запись телефонных номеров. Звонок родителям, другу.
Метровая линейка. Измерение длины и ширины помещения (комнаты, класса, коридора, игровой и др.). Сравнение длин.
Измерение (в см, дм, м) длины, ширины, высоты школьной мебели и других предметов.

Оценочно – методические материалы
Отметка «5» ставится ученику, если он:
- дает правильные, осознанные ответы на все поставленные вопросы, может подтвердить правильность ответа предметно-практическими действиями, знает и умеет применять
правила, умеет самостоятельно оперировать изученными математическими представлениями;
- умеет самостоятельно или с минимальной помощью учителя правильно решать задачу, объяснить ход решения;
- умеет производить и объяснять устные и письменные вычисления;
- правильно узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур по отношению друг к другу на плоскости и в пространстве;
- правильно выполняет работы по измерению и черчению с помощью измерительного и чертежного инструмента, умеет объяснить последовательность работы.
«4» ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оцениваемой работы на «5», но:
- при ответе ученик допускает отдельные неточности, оговорки, нуждается в дополнительных вопросах, помогающих ему уточнить ответ;
- при вычислениях, в отдельных случаях, нуждается в дополнительных промежуточных записях, названии промежуточных результатов вслух, опоре на образы реальных предметов;
- при решении задач нуждается в дополнительных вопросах учителя, помогающих анализу предложенной задачи, уточнению вопросов задачи, объяснению выбора действий;
- с незначительной помощью правильно узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на плоскости, в пространстве, по отношению друг к другу;
- выполняет работы по измерению и черчению с недостаточной точностью.
Все недочеты в работе ученик легко исправляет при незначительной помощи учителя, сосредотачивающего внимание ученика на существенных особенностях задания, приемах его
выполнения, способах объяснения. Если ученик в ходе ответа замечает и самостоятельно исправляет допущенные ошибки, то ему может быть поставлена отметка «5».
«3» ставится ученику, если он:
- при незначительной помощи учителя или учащихся класса дает правильные ответы на поставленные вопросы, формулирует правила, может их применять;
- производит вычисления с опорой на различные виды счетного материала, но с соблюдением алгоритмов действий;
- понимает и записывает после обсуждения решение задачи под руководством учителя;
- узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на плоскости и в пространстве со значительной помощью учителя или учащихся, или с использованием
записей и чертежей в тетрадях, в учебниках, на таблицах, с помощью вопросов учителя;
- правильно выполняет измерение и черчение после предварительного обсуждения последовательности работы, демонстрации приемов выполнения.
«2» ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не может воспользоваться помощью учителя, других обучающихся.
Оценка письменных работ по математике.
Отметка не снижается за грамматические ошибки, допущенные в работе. Исключение составляют случаи написания тех слов и словосочетаний, которые широко используются на
уроках математики (названия компонентов и результатов действий, величин и др.). В случае многочисленных грамматических ошибок в словах на изученные правила отметка может
быть снижена на 1 балл.
При оценке комбинированных работ:
Отметка «5» ставится, если вся работа выполнена без ошибок.
«4» ставится, если в работе имеются 1 грубая ошибка или 2-3 негрубые ошибки.
«3» ставится, если решены простые задачи, но не решена составная, или решена одна из двух составных задач, хотя бы с негрубыми ошибками, правильно выполнена большая
часть других заданий.
«2» ставится, если не решены задачи, но сделаны попытки их решить и выполнено менее половины других заданий.
При оценке работ, состоящих из примеров и других заданий, в которых не предусматривается решение задач:
«5» ставится, если все задания выполнены правильно.
«4» ставится, если допущены 1-2 негрубые ошибки.
«3» ставится, если допущены 1-2 грубые ошибки или 3-4 негрубые.
«2» ставится, если допущены 3-4 грубые ошибки и ряд негрубых.

Календарно-тематическое планирование
№
п/п

1

2
3

4

5

6

7

Основные виды учебной деятельности обучающихся
Название раздела, темы.
Второй десяток (повторение)
Нумерация (повторение)
Числовой ряд в пределах 20. Однозначные и
двузначные числа. Десятичный состав чисел 11 –20.

Называние и запись последовательности чисел

Кол-во
часов
88
7
1

2.09

Сложение и вычитание в пределах 20 на основе
десятичного состава чисел.
Сложение и вычитание в пределах 20 на основе
присчитывания и отсчитывания единицы.

Сравнение чисел. Решение примеров

1

3.09

Сравнение чисел, наблюдение, проговаривание, выводы, примеры

1

4.09

Сложение и вычитание в пределах 20 с
использованием переместительного свойства
сложения.
Простые и составные арифметические задачи,
содержащие отношения «больше на …».

Знание состава двузначных чисел до20 из разрядных слагаемых

1

5.09

Решение задач по теме.

1

6.09

Простые и составные арифметические задачи,
содержащие отношения«больше на…»,«меньше на
…».
Простые и составные арифметические задачи,
содержащие отношения «меньше на …».

Решение задач по теме, составление краткой записи.

1

9.09

Решение задач, придумывание условия по краткой записи.

1

10.09

Линии

2

8

Линии: прямая, кривая, луч, отрезок;
их узнавание, название, дифференциация.

Построение прямых линий и лучей.

1

9

Построение отрезка, равного по длине данному
отрезку (такой же длины).

Измерение длины отрезка, построение отрезка заданной длины.
Сравнение отрезков по длине

1

Числа, полученные при измерении величин
10

Дата

Величины (стоимость, длина, масса, емкость, время),
единицы измерения величин (меры).

11.09

12.09

4
Сравнение предметов по длине, массе, емкости. Размен, замена
монет.

1

13.09

11

12

13

14

Дифференциация чисел, полученных при счете
предметов, при измерении величин и при измерении
разных величин.
Решение, составление простых
арифметических задач на нахождение
разности (остатка) с числами, полученными
при измерении величин.

Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении величин
одной мерой. Сравнение длины отрезковс1 дм.

1

16.09

Решение задач

1

17.09

Решение арифметических задач на увеличение,
Решение задач
уменьшение на несколько единиц числа, полученного
при измерении времени, с использованием понятий
«раньше»,«позже».
Пересечение линий
Пересечение линий (прямых, кривых).
Распознавание, моделирование взаимного положения двух
Пересекающиеся и непересекающиеся линии.
прямых, кривых линий.

Сложение и вычитание без перехода через десяток
15
16
17
18

Сложение и вычитание двузначного числа с
однозначным.
Вычитание двузначных чисел.

1

19.09

1
1

20.09

6
Составление числового выражения. Решение примеров.

1

23.09

Составление числового выражения.

1

24.09

1

25.09

1

26.09

Составление простых и составных задач по краткой
Решение примеров и задач.
записи, их решение.
Нуль как результат вычитания, компонент сложения. Называние компонента и
Нуль как компонент вычитания.
результата действий сложения и вычитания

19

Контрольная работа по теме:«Сложение и
вычитание без перехода через десяток».

Самостоятельное выполнение работы.

1

27.09

20

Работа над ошибками.

Анализ допущенных ошибок

1

30.09

21

Точка пересечения линий
Точка пересечения, ее нахождение при пересечении
линий.

Построение пересекающихся и непересекающихся линий

1
1

1.10

Сложение с переходом через десяток

4

22

Сложение однозначных чисел с переходом через
десяток с подробной записью.

Решение примеров путем разложения второго слагаемого на два
числа.

1

23

Таблица сложения на основе состава двузначных
чисел из двух однозначных чисел с переходом через
десяток.
Присчитывание по 2,3,4,5,6 в пределах20.

Решение примеров и задач на нахождение суммы

1

03.10

Работа со счетным материалом

1

04.10

25

Построение пересекающихся отрезков; нахождение
точки пересечения, обозначение ее буквой.

Работа с линейкой

1

07.10

26

Углы
Построение прямого угла с помощью чертежного
треугольника.

Определение с помощью чертежного треугольника видов углов.

1
1

08.10

24

Вычитание с переходом через десяток

02.10

4

27

Вычитание однозначных чисел из двузначных с
переходом через десяток.

Вычитание однозначных чисел из двузначных с переходом через
десяток с подробной записью решения путем разложения
вычитаемого на два числа

1

09.10

28

Вычитание однозначных чисел из двузначных с
переходом через десяток.

Вычитание однозначных чисел из двузначных с переходом через
десяток.

1

10.10

29

Отсчитывание по2,3,4,5,6 в пределах20.

Работа со счетным материалом.

1

11.10

30

Определение видов углов на глаз с последующей
проверкой с помощью чертежного треугольника.

Работа с чертежным угольником.

1

14.10

1
1

15.10

Четырехугольник
31
Элементы четырехугольников. Определение вида
Построение четырехугольников (квадрат, прямоугольник)
четырехугольника на основе знания свойств
элементов квадрата, прямоугольника.
Сложение и вычитание с переходом через десяток (все случаи)
32

Использование таблицы сложения на основе состава
двузначных чисел из двух однозначных при
выполнении вычитания однозначного числа из
двузначного с переходом через десяток.

Разложение чисел на удобные слагаемые.Повторение таблицы
сложения.

2
1

16.10

33

Переместительное свойство сложения.

34

Скобки. Порядок действий в примерах со
скобками.
Знакомство со скобками.

35
36

37

Составление и решение примеров на сложение и вычитание с
переходом через десяток на основе переместительного свойства
сложения и взаимосвязи сложения и вычитания.

1

17.10

5
Слушание объяснения учителя. Работа с опорными таблицами.

1

18.10

Порядок действий в примерах со
скобками.
Скобки. Порядок действий в примерах со скобками.

Решение примеров со скобками.

1

21.10

Выполнение действий по порядку в примерах со скобками и без
скобок.

1

22.10

Контрольная работа по теме: «Сложение и
вычитание с переходом через десяток. Скобки.
Порядок действий в примерах со скобками».
Работа над ошибками.

Самостоятельное выполнение работы.

1

23.10

Анализ допущенных ошибок

1

24.10

Чтение и запись мер времени.

1

25.10

Определение связи сезонных изменений природы, событий
окружающей жизни с месяцами года

1

05.11

1
1

06.11

Меры времени–год, месяц

39

Знакомство с мерами времени–
1год,1мес.Соотношение:1год=12 мес. Название
месяцев.
Соотношение месяцев и сезонов года (времен года).

40

Треугольники
Элементы треугольника.

38

Построение треугольников.

Умножение и деление чисел второго десятка.

41

41

Знакомство с умножением как сложением
одинаковых чисел (слагаемых).Знак умножения
«х».

Составление числового выражения на основе взаимосвязи
сложения и умножения, его чтение

1

07.11

42

Замена умножения сложением одинаковых чисел
(слагаемых).
Простые арифметические задачи на нахождение
произведения, раскрывающие смысл
арифметического действия умножение.

Название компонентов и результата умножения

1

08.11

Выполнение решения задач на основе иллюстрирования
содержания задачи.

1

43

11.11

44

Таблица умножения числа 2.

Составление таблицы умножения числа 2 на основе предметно –
практической связи сложения и умножения, ее изучение,
воспроизведение.

1

12.11

45

Таблицаумножения числа 2

Выполнение табличных случае умножения числа 2 с проверкой
правильности вычислений по таблице умножения числа 2

1

13.11

46

Умножение чисел, полученных при измерении
стоимости.

Моделирование умножения с помощью монет достоинством 2 р.

1

14.11

47

Умножение чисел, полученных при измерении
стоимости.

Моделирование умножения с помощью монет достоинством 2 р.

1

15.11

48

Составление простых арифметических задач на
нахождение произведения, раскрывая смысл
арифметического действия умножения.
Составление простых арифметических задач на
нахождение произведения, раскрывая смысл
арифметического действия умножения.
Знакомство с делением на равные части. Знак деления
«:».

Решение простых арифметических задач.

1

18.11

Решение простых арифметических задач.

1

19.11

Название компонентов и результата деления. Практические
упражнения по делению предметных совокупностей на 2, 3, 4
равные части.

1

20.11

51

.Моделирование действия деления.

Составление числового выражения на основе соотнесения с
предметно – практической деятельностью по делению предметных
совокупностей на равные части, его чтение

1

21.11

52

Простые арифметические задачи на нахождение
частного, раскрывающие смысл арифметического
действия деления.

Составление и решение задач.

1

22.11

53

Выполнение решения задач на основе действий с
предметными совокупностями.

Решение задач.

1

25.11

54

Деление на 2

Составление таблицы деления на 2 на основе предметно –
практической деятельности по делению предметных
совокупностей на 2 равные части, ее изучение воспроизведение.

49

50

26.11
1

55

Взаимосвязь табличных случаев умножения числа 2 и Выполнение табличных случаев деления чисел на 2 с проверкой
правильности вычислений по таблице деления на 2. Взаимосвязь
деления на 2.
табличных случаев умножения числа 2 и деления на 2.

1

27.11

56

Деление чисел, полученных при измерении величин.

Работа с монетами.

1

28.11

57

Деление на равные части

Составление простых арифметических задач на нахождение
частного, раскрывающих смысл арифметического действия
деления (на равные части), по готовому решению.

1

29.11

58

Многоугольники, их элементы.

Выявление связи названия каждого многоугольника с
количеством углов у него.

1

02.12

59

Умножение числа 3

Составление таблицы умножения числа 3 на основе предметно –
практической деятельности и взаимосвязи сложения и умножения,
ее изучение, воспроизведение.

1

03.12

60

Умножение числа 3

Выполнение табличных случаев умножения числа 3 с проверкой
правильности вычислений по таблице умножения числа 3.

1

04.12

61

Работа с величинами. Решение примеров.

1

05.12

62

Умножение чисел, полученных при измерении
величин.
Деление на 3

Составление таблицы деления на 3 на основе предметно –
практической деятельности по делению предметных
совокупностей на 3 равные части, ее изучение,
воспроизведение.

1

06.12

63

Деление на 3

Выполнение табличных случаев делении чисел на 3с проверкой
правильности
вычислений по таблице деления на 3.

1

09.12

64

Взаимосвязь табличных случаев умножения числа 3и
деления на 3.
Умножение числа 4.

Решение примеров.

1

10.12

Составление таблицы умножения числа 4 на основе предметно –
практической деятельности и взаимосвязи сложения и умножения,
ее изучение, воспроизведение.

1

11.12

65

66

Умножение числа 4.

Выполнение табличных случаевумножениячисла4с проверкой
правильности вычислений по таблице
умножениячисла4.

1

12.12

67

Таблица умножения числа 4
(в пределах 20)

Выполнение табличных случаев умножения числа 4 с проверкой
правильности вычислений по таблице умножения числа 4.

1

13.12

68

Таблица деления на4.

Составление таблицы деления
на 4 на основе предметно – практической деятельности по делению
предметных совокупностей на 4 равные части, ее изучение,
воспроизведение.

1

16.12

69

Деление на 4

Выполнение табличных случаев деления чисел на 4 с

1

17.12

проверкой правильности вычислений по таблице деления на 4.

Решение примеров.

1

18.12

71

Взаимосвязь табличных случаев
Умножения числа 4 и деления на 4.
Умножение числа 5.

Составление таблицы умножения числа 5 на основе предметно –
практической деятельности и взаимосвязи сложения и умножения,
ее изучение, воспроизведение.

1

19.12

72

Умножение числа 6.

Составление таблицы умножениячисла6наоснове предметно –
практической деятельности и взаимосвязи сложения и умножения,
ее изучение, воспроизведение.

1

20.12

73

Таблица умножения числа 5 (в пределах 20).

Выполнение табличных случаев умножения числа 5с проверкой
правильности вычислений по таблице умножения.

1

23.12

74

Таблица умножения числа 6
(в пределах 20).

Выполнение табличных случаев умножения числа 6 с проверкой
правильности вычислений по таблице умножения.

1

24.12

70

75

Контрольная работа по теме:
«Умножение и деление чисел на2,3, 4, 5, 6.»

Самостоятельное выполнение работы

1

25.12

76
77

Работа над ошибками
Таблица деления на 5.

Анализ допущенных ошибок.
Составление таблицы деления на 5 на основе предметно –
практической деятельности по делению предметных
совокупностей на 5 равные части, ее изучение, воспроизведение.

1
1

26.12
27.12

78

Таблица деления на6.

Составление таблицы деления на 6 на основе предметно –
практической деятельности по делению предметных
совокупностей на 6 равные части, ее изучение, воспроизведение.

1

09.01

79

Таблица деления на5.

Выполнение табличных случаев деления чисел на 5 с проверкой
правильности вычислений по таблице деления.

1

10.01

80

Таблица деления на6.

Выполнение табличных случаев деления чисел на 6 с

1

13.01

проверкой правильности вычислений по таблице деления.
81

Взаимосвязь умножения и деления.
Последовательность месяцев в году

Решение примеров.

1
5

14.01

82

Последовательность месяце в в году. Номера
месяцев от начала года.

Работа с календарем.

1

15.01

83

Переместительное свойство умножения (практическое Решение примеров.
использование).

1

16.01

84

Составные арифметические задачи в два действия
(сложение, вычитание, умножение, деление)

Решение составных арифметических задач в два действия
(сложение, вычитание, умножение, деление): краткая запись,
решение задачи с вопросами, ответ задачи.

1

17.01

85

Составные арифметические задачи в
Два действия

Составление составных арифметических задач в два действия
(сложение, вычитание, умножение, деление) по предложенному
сюжету (рисункам).

1

20.01

86

Составные арифметические задачи в
два действия

Составление составных арифметических задач в два действия
(сложение, вычитание, умножение, деление) по краткой записи.

1

21.01

Шар, круг, окружность

2

87

Окружность: распознавание, название.

Дифференциация шара, круга, окружности. Соотнесение формы
предметов с окружностью.

1

22.01

88

Знакомство с циркулем

Построение окружности с помощью циркуля

1

23.01

Присчитывание, отсчитывание по 10 в пределах 100

1

24.01

89

Сотни
Круглые десятки
Образование круглых десятков в пределах100, их
запись и название. Ряд круглых десятков.

78

90

Сравнение и упорядочивание круглых десятков.

Присчитывание, отсчитывание по 10 в пределах 100

1

27.01

91

Сложение, вычитание круглых десятков и
числа 10.

Решение примеров.

1

28.01

1
1

29.01

Чтение и запись чисел в пределах 100

10
1

30.01

Работа с разрядной таблицей.

1

31.01

92

93
94

Меры стоимости
Соотношение:1р.=100к

Числа 21-100
Получение двузначных чисел в пределах 100 из
десятков и единиц.
Разложение двузначных чисел на десятки и единицы.

Замена100к. монетой достоинством 1р.Знакомство с монетой 50 к.
Размен монет достоинством 50 к., 1 р. монетами по 10 к. Замена
монет более мелкого достоинства монетой более крупного
достоинства.

95

Моделирование чисел, полученных при измерении
стоимости в пределах 100 р., с помощью монет
достоинством 10 р., 1 р., 2 р., 5 р. на основе знания
десятичного состава двухзначных чисел.

Работа с монетами.

1

03.02

96

Числовой ряд в пределах 100.

Присчитывание, отсчитывание по 1 в пределах 100. Получение
следующего и предыдущего числа. Счет в заданных пределах.

1

04.02

97

Разряды: единицы, десятки, сотни. Место разрядов в
записи числа. Разрядная таблица.

Представление чисел в виде суммы разрядных слагаемых.
Сравнение чисел в пределах 100.

1

05.02

98

Сложение и вычитание чисел в пределах 100 на
основе десятичного состава чисел; на основе
присчитывания,отсчитывания по1.

Присчитывание и отсчитывание по1.

1

06.02

99

Нахождение значения числового выражения в два
арифметических действия на последовательное
присчитывание, отсчитываниепо1.

Присчитывание и отсчитывание по1.

1

07.02

100

Простые арифметические задачи.

Составление и решение арифметических задач с числами в
пределах100 по предложенному сюжету, готовому решению,
краткой записи.

1

10.02

101

Контрольная работа по теме:
«Круглыедесятки.Числа21– 100».

Самостоятельное выполнение работы.

1

11.02

102

Работа над ошибками

Анализ допущенных ошибок

1

12.02

Меры длины-метр

2

103

Знакомство с мерой длины–метром. Запись:1м.
Соотношения:1м=100 см, 1м=10дм.

Изготовление модели метра.

1

13.02

104

Сложение и вычитание (в пределах100 см), чисел
полученных при измерении длины, на основе
десятичного состава двузначных чисел..

Присчитывания, отсчитывания по 1см,10см

1

14.02

Изображение на модели часов времени с точностью до1ч, получаса.

3
1

17.02

105

Меры времени. Календарь.
Изготовление модели часов.

106

Знакомство с календарем.

Определение по календарю количества суток в каждом месяце
года.

1

18.02

107

Знакомство с«бытовым» способом определения
количества суток в каждом месяце без календаря.

Просмотр презентации.

1

19.02

Сложение и вычитание круглых десятков
108
109

Сложение круглых десятков.
Вычитание круглых десятков.

4
Решение примеров.
Решение примеров

1
1

20.02
21.02

110
111

Сложение и вычитание круглых
десятков.
Сложение и вычитание круглых десятков,
полученных при измерении стоимости.

Решение примеров, задач.

1

24.02

Размен монеты достоинством 1р.монетами по50к. Замена монет
более мелкого достоинства (50 к.) монетой более крупного
достоинства (1 р).

1

25.02

Сложение и вычитание двузначных и однозначныхчисел

7

112

Сложение и вычитание двузначных и однозначных
чисел в пределах 100 без перехода через разряд
приемами устных вычислений, с записью
примеров в строчку.

Решение примеров на сложение и вычитание двузначных и
однозначных чисел в пределах 100.

1

26.02

113

Увеличение, уменьшение на несколько единиц
чисел в пределах 100, с записью выполненных
операций в виде числового выражения (примера).

Решение примеров на увеличение, уменьшение на несколько
единиц чисел в пределах100.

1

27.02

114

Сложение и вычитание чисел, полученных при
измерении величин (в пределах 100).

Решение примеров на сложение и вычитание чисел, полученных
при измерении величин (в пределах 100

1

28.02

115

Нахождение значения числового выражения со
скобками и без скобок в два арифметических
действия (сложения, вычитание) в пределах 100.

Решение примеров на увеличение, уменьшение на несколько
единиц чисел в пределах100

1

03.03

116

Нахождение значения числового выражения без
скобок в два арифметических действия сложения

Решение примеров в 2 действия без скобок.

1

04.03

(вычитания) и умножения в пределах
100 по инструкции о порядке действий.
117

Нахождение значения числового выражения без
скобок в два арифметических действия: сложения
(вычитания) и деления в пределах 100 по инструкции
о порядке действий.

Решение примеров в 2 действия без скобок

1

05.03

118

Сложение,вычитаниечиселв
пределах100снулѐм.

Решениепримеров,задач.

1

06.03

Центр, радиус окружности и круга.
119

Знакомство с центром, радиусом окружности и
круга. Построение окружности с данным
радиусом.

1
Построение окружностей с радиусами, равными по длине, разными
по длине.

Сложение и вычитание двузначных чисел и круглых десятков

1

07.03

6

120

Сложение двузначных чисел и круглых десятков в Решение примеров на сложение двузначных чисел и круглых
пределах100 приемами устных вычислений, с десятков.
записью примеров в строчку.

1

10.03

121

Вычитание двузначных чисел и круглых десятков в Решение примеров на вычитание двузначных чисел и круглых
пределах100 приемами устных вычислений, с десятков.
записью примеров в строчку.

1

11.03

122

Сложение и вычитание двузначных чисел и круглых
десятков в пределах100 приемами устных
вычислений, с записью примеров в строчку.

Решение примеров на сложение и вычитании двузначных чисел
икруглых десятков

1

12.03

123

Увеличение, уменьшение на несколько десятков
чисел в пределах 100, с записью выполненных
операций в виде числового выражения.

Запись выполненных операций в виде числового выражения.

1

13.03

124

Контрольна яработа по теме:
«Сложение и вычитание круглых десятков,
двузначных чисел и круглых десятков».

Самостоятельное выполнение работы.

1

14.03

125

Работа над ошибками
Сложениеи вычитание двузначныхчисел

Анализ допущенных ошибок.

1
5

17.03

126

Сложение двузначных чисел в пределах 100 без
перехода через разряд приемами устных
вычислений, с записью примеров в строчку.

Сложение двузначных чисел в пределах100 с помощью учителя.

1

18.03

127

Вычитание двузначных чисел в пределах 100 без
переход ачерез разряд приемами устных

Вычитание двузначных чисел в пределах 100 с помощью
учителя.

1

19.03

вычислений, с записью примеров в строчку.

128

Сложение и вычитание двузначных чисел в пределах
100 без перехода через разряд приемами устных
вычислений, с записью примеров в строчку.

Сложение и вычитание двузначных чисел в пределах 100 с
помощью учителя.

1

20.03

129

Сложение и вычитание двузначных чисел в пределах
100 без перехода через разряд приемами устных
вычислений, с записью примеров в строчку.

Сложение и вычитание двузначных чисел в пределах 100
самостоятельно.

1

21.03

130

Построение окружности с радиусом, разным по
длине, с центром в одной точке.

Работа с циркулем.

1

01.04

Числа, полученные при измерении величин двумя мерами

2

131

Чтение и запись чисел, полученных
При измерении длины двумя мерами
(2м15см).

Измерение длины предметов в метрах и сантиметрах, с записью
результатов измерений в виде числа с двумя мерами.

1

02.04

132

Чтение и запись чисел, полученных при измерении
стоимости двумя мерами (15 р. 50 к.).

Моделирование числа, полученного при измерении стоимости
двумя мерами, с помощью набора из монет достоинством
10р.,1р.,2р.,5р.,50к.,10к.

1

03.04

Получение в сумме круглых десятков и числа 100
133

Сложение двузначного числа с однозначным в
пределах 100 приемами устных вычислений, с
записью примеров в строчку.

Решение примеров на сложение двузначного числа с
однозначным в пределах 100.

1

04.04

134

Сложение двузначного числа с однозначным в
пределах 100, получение в сумме круглых десятков и
числа 100 приемами устных вычислений, с записью
примеров в строчку.

Решение примеров на сложение двузначного числа с однозначным
в пределах 100.

1

07.04

135

Сложение двузначных чисел в
пределах 100 приемами устных вычислений, с
записью примеров в строчку.

Решение примеров на сложение двузначных чисел в пределах100.

1

08.04

136

Сложение двузначных чисел в
пределах100, получение в сумме круглых десятков и
числа 100 приемами устных вычислений, с записью
примеров в строчку.

Решение примеров на сложение двузначных чисел в пределах100.

137

Построение окружности с радиусом, который больше, Работа с циркулем.
меньше по длине, чем радиус данной окружности.

1

09.04

1

10.04

Вычитание чисел из круглых десятков и из числа 100
138

Вычитание однозначных чисел из круглых десятков
приемами устных вычислений, с записью примеров в
строчку.

Решение примеров на вычитание однозначного числа из круглых
десятков в пределах 100 с помощью учителя.

1

11.04

139

Вычитание двузначных чисел из круглых десятков
приемами устных вычислений, с записью примеров в
строчку.

Решение примеров на вычитание однозначного числа из круглых
десятков в пределах 100 с помощью учителя.

1

14.04

140

Вычитание однозначных, двузначных чисел из
круглых десятков приемами устных вычислений, с
записью примеров в строчку.
Вычитание однозначных чисел из числа 100
приемами устных вычислений, с записью примеров в
строчку.

Решение примеров на вычитание однозначного числа из круглых
десятков в пределах100 самостоятельно.

1

15.04

Решение примеров на вычитание однозначного числа из числа100 с
помощью учителя.

1

16.04

142

Вычитание однозначных чисел из числа 100
приемами устных вычислений, с записью примеров в
строчку.

Решение примеров на вычитание однозначного числа из числа
100 с помощью учителя.

1

17.04

143

Вычитание однозначных, двузначных чисел из числа
100 приемами устных вычислений, с записью
примеров в строчку.

Решение примеров на вычитание однозначных, двузначных чисел
из числа 100 .

1

18.04

144

Вычитание однозначных, двузначных чисел из
числа 100 приемами устных вычислений, с записью
примеров в строчку.

Решение примеров на вычитание однозначных, двузначных чисел
из числа 100.

1

21.04

145

Контрольная работа по теме: «Получение в сумме
круглых десятков и числа 100. Вычитание чисел из
круглых десятков и из числа 100».

Самостоятельное выполнение работы.

1

22.04

146

Работа над ошибками

Анализ допущенных ошибок.

1

23.04

141

Мера времени–сутки, минута

3

147

Соотношение:1сут.=24ч.Знакомство с мерой времени
– минутой. Запись: 1 мин. Соотношение:1ч =60мин.

Работа с моделью часов.

1

24.04

148

Чтение и запись чисел, полученных при измерении
времени двумя мерами (4 ч 15 мин).

Работа с моделью часов.

1

25.04

149

Определение времени по часам с точностью до 5 мин; Работа с моделью часов.
называние времени двум способами (прошло3 ч 45
мин, без15мин4ч).

1

28.04

150

Умножение и деление чисел
Табличное умножение чисел 2,3,4,5,6 (в пределах 20). Работа с таблицей умножения и деления в пределах20.

4
1

29.04

151

Табличное деление чисел 2,3,4,5,6 (на равные части).

Работа с таблицей умножения и деления в пределах 20.

1

30.04

152

Табличное деление чисел 2,3,4,5,6
(в пределах 20).
Взаимосвязь умножения и деления.
Деление по содержанию
Знакомство с делением по содержанию.

Работа с таблицей умножения и деления в пределах20.

1

05.05

1
3
1

06.05

155

Дифференциация двух видов деления (на равные
части и по содержанию) на уровне практических
действий;

Различие способов записи и чтения каждого вида деления

1

12.05

156

Простые арифметические задачи на нахождение
частного, раскрывающие смысл арифметического
действия деления (по содержанию).

Выполнение решения задач на основе действий с
предметными совокупностями.

1

13.05

Работа с опорной таблицей. Решение примеров.

5
1

14.05

153
154

157

Порядок действий в примерах
Порядок действий в числовых выражениях без
скобок, содержащих умножение и деление.

Практические упражнения по делению предметных совокупностей
на 2, 3, 4, 5. Составление числового выражения на основе
соотнесения с предметно – практической деятельностью по
выполнению деления предметных совокупностей по
содержанию, его запись и чтение.

07.05

158

Нахождение значения числового выражения
(решение примера) в два арифметических действия
(сложение, вычитание, умножение, деление).

Решение примеров в2 действия.

1

15.05

159

Порядок действий в примерах.

Решение примеров в2 действия.

1

16.05

160

Итоговая контрольная работа

Самостоятельное выполнение работы.

1

19.05

161

Работа над ошибками

Анализ допущенных ошибок.

1

20.05

Повторение

4

162

Умножение чисел

Решение примеров со скобками.

2

21.05,22.05

163

Деление на равные части.

Решение простых арифметических задач

2

23.05,26.05

Материально техническое обеспечение
1. Перова М.Н Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 408 с.: ил.
— (Коррекционная педагогика)
2.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 0-4 классы / Под ред. Воронковай – М.: Просвещение, 2011. - 240 с.
3. Приказ от 19 декабря 2014 г. N 1599 Министерства образования и науки Российской Федерации. Об утверждении Федерального государственного
образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
4.АлышеваТ. В. Математика (Учебник для 3 класса специальных коррекционных образовательных учреждений VIII вида в 2 частях. - М., « Просвещение» 2011.
5. АлышеваТ. В. Рабочая тетрадь по математике для 3 класса, специальных коррекционных образовательных учреждений VIII вида в 2 частях. - М., «
Просвещение» 2011.
6.Белошистая А.В. О коррекционно-развивающем обучении математике в начальной школе/Вопросы психологии. - 2002. - №6.
7. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики.- М: Просвещение, 1990.
8. Социальная сеть работников образования nsportal.ru
9. http://www.zavuch.ru/?option
10. https://kopilkaurokov.ru/
11. ttp://pedmir.ru/viewdoc.php?id=79568
12. https://infourok.ru/
13. http://www.prodlenka.org/









Специфическое оборудование:
наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, определённой в программе;
классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
наборы ролевых игр (по темам инсценировок);
настольные развивающие игры;
аудиозаписи в соответствии с программой обучения;
слайды и видеофильмы, соответствующие тематике программы (по возможности).
комплект для обучения грамоте (касса букв, образцы письменных букв и др.).
Информационно - коммуникационные средства:




Компьютер в комплектации
Интерактивная доска
Оборудование (мебель):



Столы, стулья ученические






Стол, стул для учителя
Стол компьютерный
Шкаф
Доска учебная меловая


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».