Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Верхнедобринская средняя школа Камышинского муниципального района Волгоградской области Рабочая программа учебного курса «Мир природы и человека» 3 класс для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения) Составила учитель начальных классов: Раут Е.Н. Год составления программы:2024 Пояснительная записка Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; адаптированной основной общеобразовательной программой МКОУ Верхнедобринской СШ для лиц с интеллектуальными нарушениями.; авторской программы В.В. Воронковой. Курс «Мир природы и человека» является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у обучающихся младших классов понятийного мышления на основе сведений о живой и неживой природе. У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувствительного опыта. Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления. Общая характеристика учебного предмета В основе методики преподавания курса «Мир природы и человека» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий. Цели изучения предмета Цель: углубление сведений, раскрывающих причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы Задачи: уточнение представлений о живой и неживой природе, приобретение новых сведений об основных её элементах; формирование положительных нравственных качеств и свойств личности; сформировать знания учащихся о природе своего края; сформировать первоначальные сведения о природоохранительной деятельности человека, научить учащихся бережному отношению к природе; расширение представлений о живой и неживой природе; развитие умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные; Основные направления коррекционной работы: развитие зрительного и слухового восприятия и узнавания; развитие пространственной ориентации; развитие основных мыслительных операций; коррекция речи и мышления; обогащение словаря. Описание места учебного предмета в учебном плане В учебном плане на изучение предмета «Мир природы и человека» в 3 классе отведено 68 часов в год из расчета 34 учебные недели по 2 часа в неделю. .атемдерп огонбечу яинеовсо ытатьлузер еынтемдерп и еынтемдерпатем ,еынтсончиЛ Личностные: Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России. формирование уважительного отношения к иному мнению, истории культуре других народов; развитие адекватных представлений о собственных возможностях; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат. Метапредметные: Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; Предметные: Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы; сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни; осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; освоение доступных способов изучения природы и общества; относить изученные объекты к определенным группам; называть сходные объекты, отнесенные к одной и той же изучаемой группе; знать требования к режиму дня школьника и понимать необходимость его выполнения; знать основные правила личной гигиены; иметь представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе; Содержание учебного предмета, курса. Сезонные изменения в природе.- 21 ч. Закрепление представлений о влиянии солнца на смену времён года. Изменение в жизни растений и животных осенью, зимой, весной, летом. Наблюдение за высотой солнца над горизонтом в разное время года: направление солнечных лучей, количество тепла и света. Изменение продолжительности дня и ночи. Восход, заход солнца. Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: облачность, туман, небольшой дождь, заморозки, оттепель, вьюга, метель, ледоход, жаркие дни, радуга, холодный — тёплый ветер. Календарь. Знакомство с календарём. Названия месяцев. Воздух – 7 ч. Воздух и его значение в жизни растений, животных, человека. Термометр (элементарные представления). Изменение температуры воздуха. Ветер. Стороны горизонта: север, юг, запад, восток. Направление ветра. Растения- 15 ч. Части растений. Растения сада .Лес. Наблюдения за растениями. Плоды и семена. Сезонные работы в саду. Животные – 13 ч. Дикие обитатели леса. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни, детёныши. Приспособление диких животных к природным условиям. Домашние животные. Внешний вид, питание, детёныши. Уход за домашними животными. Сравнение диких и домашних животных. Птицы. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни. Строение гнёзд, забота о потомстве. Птицы перелётные и зимующие. Хищные птицы. Певчие птицы. Человек – 8 ч. Дыхание человека. Элементарные представления о строении и работе лёгких. Профилактика простудных заболеваний. Сердце, кровь. Элементарные представления о строении и работе сердца. Пульс. Окружающая среда и здоровье человека. Питание человека. Профилактика пищевых отравлений. Повторение – 4 ч. Повторение основных тем курса. № 1 2 3 4 5 6 Тема раздела Сезонные изменения в природе. Воздух. Растения. Животные. Человек Повторение Всего Количество часов 21 7 15 13 8 4 68 Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности № п/п Количес Основное Характеристика деятельности учащихся тво содержание по часов темам 1 21 Сезонные Знание основных признаков каждого времени года (изменения в неживой природе, жизни изменения в растений, животных и человека) Месяцы осенние, зимние, весенние, летние. Знание порядка месяцев в сезоне; в году. природе. Смена времен года. Значение солнечного тепла и света. Преемственность сезонных изменений. Взаимозависимость изменений в неживой и живой природе, жизни людей. Рассматривание схем, иллюстраций. Определение признаков осени по схемам, иллюстрациям. 2 7 Воздух. Рассматривание показаний термометра, дифференциация показаний. Чтение текста, ответы на вопросы. Проведение практической работы. Воздух и его значение в жизни растений, животных, человека. Термометр (элементарные Контрольные работы Входящий контроль. Тест № 1 «Природа» Тест № 2 Контрольная работа № 1 по теме «Сезонные изменения» Практическая работа № 1. Практическая работа № 2. Тест № 3 по теме «Воздух» представления). Изменение температуры воздуха. Ветер. Стороны горизонта: север, юг, запад, восток. Направление ветра. 3 15 Растения Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание иллюстраций. Определение объекта, называние. Определять части растений, называть растения. Первичные представление о способах размножения. Развитие растение из семени на примере гороха. Значение растений в природе. Различать деревья и кустарники. Рассказывать о сезонных работах в саду. Рассматривание иллюстраций. Определение объекта, называние, дифференциация объектов. Составление рассказа с опорой на иллюстрации. Формулировка правил поведения в лесу. Шляпочные грибы: съедобные и не съедобные. Название. Место произрастания. Разучивание названий грибов и ягод. Сравнение внешнего вида. Правила безопасности. Контрольная работа № 2 по теме «Растения» 4 13 Животные Рассматривание рисунков. Называние объектов. Составление рассказа по плану. Чтение текста, ответы на вопросы. Называние объектов. Составление описательного рассказа по картинке. Ознакомление с правилами ухода за домашними животными, подкормка птиц зимой, ознакомление с видами помощи диким животным. Помощь птицам зимой (подкормка, изготовление кормушек). Тест № 4 по теме «Животные» 5 8 Человек. Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание картинок. Составление рассказа по картинке. Проведение практической работы. Режим сна, работы. Личная гигиена. Первичное ознакомление с внутренним строением тела человека. Правила поведения. Различать времена года. Классифицировать растения и животных. Определять отличительные признаки. Анализировать,, сравнивать. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; доказывать, пользуясь иллюстрацией учебника, что природа удивительно разнообразна; раскрывать ценность природы для людей Практическая работа № 3. 6 4 Повторение Промежуточная аттестация. (Итоговый тест) Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса 1 . Учебник «Мир природы и человека» авторы: Н.Б.Матвеева, И .А. Ярочкина, М. А. Попова, Т. О. Куртова, Москва "Просвещение", 2018 2. Е.Д. Худенко Е.В. «Практическое пособие по развитию речи для детей с отклонениями в развитии»//Под редакцией В.В. Воронковой. – М., 2007. 3.Таблицы природоведческого и обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения. 4. Компьютер. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса. Иметь представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире; относить изученные объекты к определенным группам с учетом различных оснований для классификации; знать отличительные существенные признаки групп объектов; знать правила гигиены органов чувств; знать некоторые правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей; проявлять активность в организации совместной деятельности и ситуативного общения с детьми; адекватно взаимодействовать с объектами окружающего мира; совершать действия по соблюдению санитарно-гигиенических норм; выполнять доступные природоохранительные действия; составлять повествовательный или описательный рассказ из 3-5 предложений об изученных объектах по предложенному плану; -адекватно взаимодействовать с изученными объектами окружающего мира в учебных ситуациях; адекватно вести себя в классе, в школе, на улице в условиях реальной или смоделированной учителем ситуации Календарно-тематическое планирование №п/п .в разде л Дата 1 1 2.09 2 2 5.09 Осенние месяцы. Календарь. Входящий контроль. Тест № 1 «Природа» 3 3 9.09 Экскурсия на зерносклад. № урока По план у Тема урока По факту Ожидаемые результаты Стандарты содержание Метапредметные Предметные Личностные Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. Сформированность уважительного отношения к России, родному краю. Развитие адекватных представлений о собственных возможностях. Сравнение схем месяцев. Наблюдение за изменениями погоды осенью Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности. Наблюдение за работой людей осенью. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия. Освоение доступных способов изучения природы и общества. Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. Сезонные изменения в природе ( 21 ч) Наблюдение за Признаки осени. изменениями природы Экскурсия в осенний лес. осенью. 4 4 12.09 Растения осенью Составление рассказа о растениях осенью. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. Сформированность уважительного отношения к России, родному краю. 5 5 16.09 Животные осенью Работа с иллюстрациями: называние объектов, классифипо общим признакам, выделение особенностей. Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности. 6 6 19.09 кация Занятия людей осенью. Изучаем правила дорожного движения. Освоение доступных способов изучения природы и общества. Развитие адекватных представлений о собственных возможностях. 7 7 23.09 Зима. Сезонные изменения зимой. Составление рассказа по иллюстрациям о видах деятельности людей в осенний период. Определение признаков зимы по схемам, иллюстрациям. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. Сформированность уважительного отношения к России, родному краю. 8 8 26.09 Растения зимой. Сравнение объектов, изображенных на иллюстрации. Представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе. 9 9 30.09 Экскурсия на станцию юных натуралистов. Наблюдение за животными. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. Наличие мотивации к творческому труду, работе на результат. 10 10 3.10 Животные зимой. Составление рассказа о том, как люди помогают зимой птицам, животным, используя иллюстрации. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия. Относить изученные объекты к определенным группам. Сформированность уважительного отношения к России, родному краю. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину 11 11 14.10 Занятия людей зимой. Правила поведения в зимний период. Правила поведения в бурю, техника безопасности на коньках Составление рассказа. 12 12 17.10 Весна. Сезонные изменения весной. Дифференциация времен года. Определение признаков весны по схемам, иллюстрациям. 13 13 21.10 Растения и животные весной. Составление рассказа о жизни животных и растений весной. 14 14 24.10 Занятия людей весной. Составление рассказа по иллюстрациям о видах деятельности людей в весенний период. 15 15 7.11 Лето. Сезонные изменения в природе летом. Определение признаков лета по схемам, иллюстрациям. 16 16 11.11 Растения и животные летом. Тест № 2 Составление рассказа о жизни животных и растений Летом. 17 17 14.11 Занятия людей летом. Составление рассказа по иллюстрациям о занятиях детей летом. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. Сформированность уважительного отношения к России, родному краю. Развитие адекватных представлений о собственных возможностях. Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. Освоение доступных способов изучения природы и общества. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия. Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности. Освоение доступных способов изучения природы и общества. Относить изученные объекты к определенным группам. Сформированность уважительного отношения к России, родному краю. Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. Развитие адекватных представлений о собственных возможностях. Наличие мотивации к творческому труду, работе на результат. 18 18 18.11 Солнце в разные времена года. Рассматривание схем, дифференциация схем. Соотнесение схемы со временем года. 19 19 21.11 Восход и закат. Рассматривание схемы, определение частей суток. 20 20 25.11 Календарь. Перечисление месяцев. Называние времен года, месяцев, дней недели. 21 21 28.11 Контрольная работа № 1 по теме «Сезонные изменения» Применение изученного материала на практике. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия. Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности. Представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе. Сформированность уважительного отношения к России, родному краю. Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности. Освоение доступных способов изучения природы и общества. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Развитие адекватных представлений о собственных возможностях. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. Воздух ( 7 ч) 22 1 2.12 Воздух. Значение воздуха. Практическая работа № 1. Знать значения воздуха для человека. 23 2 5.12 Термометр. Уметь пользоваться термометром. 24 3 9.12 Ветер. Стороны горизонта: север, юг, запад, восток. Направление ветра. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия. Представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе. Сформированность уважительного отношения к России, родному краю. Представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Овладение социальнобытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни. 25 4 12.12 Направление ветра. Практическая работа № 2. Уметь определять направления ветра. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. Освоение доступных способов изучения природы и общества. 26 5 16.12 Как люди используют ветер. Составление рассказа о «Ветер на службе у человека» Сформированность уважительного отношения к России, родному краю. 27 6 19.12 Правила поведения во время урагана. Составление рассказа о правилах безопасности во время урагана. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. 28 7 23.12 Тест № 3 по теме «Воздух» Применение изученного материала на практике. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия. Представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. Освоение доступных способов изучения природы и общества. Наличие мотивации к творческому труду, работе на результат. Представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе. Развитие адекватных представлений о собственных возможностях. Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности. Развитие адекватных представлений о собственных возможностях. Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину. Живая природа ( 28 ч) Растения ( 15 ч) 29 1 26.12 Сравнение растений Определение объекта, называние. 30 2 9.01 Части растений. Чтение текста, ответы на вопросы. Умение различать части растений. 31 3 13.01 Части растений. Определение объекта, называние. Развитие умения различать части растений. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. Освоение доступных способов изучения природы и общества. 32 4 16.01 Растения сада. Составление описательного рассказа. Сформированность уважительного отношения к России, родному краю. 33 5 20.01 Фруктовые деревья. Составление описательного рассказа. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. 34 6 23.01 Ягодные кустарники. Составление описательного рассказа. Относить изученные объекты к определенным группам. 35 7 27.01 Сезонные работы в саду. Составление рассказа по иллюстрациям. 36 8 30.01 Лес. Охрана, использование человеком. 37 9 3.02 Плоды и семена. Знать способы размножения растений. Различать плоды и семена растений. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия. Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. Представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе. Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. Овладение социальнобытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни. Наличие мотивации к творческому труду, работе на результат. Освоение доступных способов изучения природы и общества. Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину. Сформированность уважительного отношения к России, родному краю. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. Наличие мотивации к творческому труду, работе на результат. Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности. 38 10 6.02 Лесные ягоды. Разучивание названий ягод. Сравнение внешнего вида. 39 11 10.02 Грибы. Составление рассказа о правилах сбора грибов. 40 12 13.02 Лекарственные травы. Знать название лекарственных растений и правила сбора лекарственных растений. 41 13 17.02 Растения, опасные для человека Профилактика отравлений ягодами и грибами 42 14 20.02 Контрольная работа № 2 по теме «Растения» Применение полученных знаний на практике. 43 15 24.02 Правила поведения в лесу. Формулировка правил поведения. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия. Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. Представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе. Освоение доступных способов изучения природы и общества. Развитие адекватных представлений о собственных возможностях. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. Сформированность уважительного отношения к России, родному краю. Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину. Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. Представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе. Освоение доступных способов изучения природы и общества. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. Овладение социальнобытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни. Формирование умения планировать, Сформированность уважительного Животные ( 13 ч) 44 1 27.02 Животные. Классификация животных. Развитие адекватных Отличительные признаки. контролировать и оценивать учебные действия. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. отношения к России, родному краю. Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия. Представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе. 45 2 3.03 Дикие животные. Приспособление диких животных к природным условиям. 46 3 6.03 Домашние животные. Составление описательного рассказа о домашнем животном. 47 4 10.03 Сравнение домашних и диких животных. Сходство и различие диких и домашних животных. 48 5 13.03 Правила ухода за домашними животными. Знание правил ухода за животными. 49 6 17.03 Птицы. Строение птиц. Знание отличительных признаков птиц. Определять наиболее эффективные способы достижения результата. 50 7 20.03 Перелётные птицы. Знание перелётных птиц. 51 8 3.04 Зимующие птицы. Правила помощи зимующим птицам. Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности. Овладение способностью принимать и Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности. представлений о собственных возможностях. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину. Освоение доступных способов изучения природы и общества. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности. Сформированность уважительного отношения к России, родному краю. Наличие мотивации к творческому труду, работе на результат. Относить изученные объекты к определенным группам. Развитие адекватных представлений о собственных возможностях. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Представления об элементарных правилах безопасного Осознание себя как гражданина России; формирование 52 9 7.04 Хищные птицы. Отличительные признаки хищных птиц. 53 10 10.04 Птицы живого уголка. Уход за птицами живого уголка. 54 11 14.04 Охрана животного мира. Роль животных в природе. Заповедники, национальные парки. 55 12 17.04 Обобщение по теме «Животные» Обобщение знаний теме «Животные» 56 13 21.04 Тест № 4 по теме «Животные» Проверка знаний умений по теме «Животные» сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. поведения в природе и обществе. чувства гордости за свою Родину. Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия. Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности. Определять наиболее эффективные способы достижения результата. Сформированность уважительного отношения к России, родному краю. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. Наличие мотивации к творческому труду, работе на результат. Представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе. Относить изученные объекты к определенным группам. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. Наличие мотивации к творческому труду, работе на результат. Освоение доступных способов изучения природы и общества. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска Сформированность уважительного отношения к России, родному краю. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и Человек (8 ч) 57 1 24.04 Человек. Дыхание Человека. Знание органов дыхания. Внешнее и внутреннее строение человека. средств её осуществления. развивающемся мире. 58 2 28.04 Профилактика простудных заболеваний Правила гигиены. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. 59 3 5.05 Кровь. Сердце. Пульс. Внутреннее строение человека. 60 4 12.05 Здоровье человека. Правила здорового образа жизни. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия. Определять наиболее эффективные способы достижения результата. Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности. Представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе. Освоение доступных способов изучения природы и общества. 61 5 15.05 Поведение во время болезни. Вызов врача. Практическая работа № 3. Практическая отработка навыков телефонных разговоров. Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности. Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности. 62 6 19.05 Питание человека. Знание правил хранения продуктов. Сформированность уважительного отношения к России, родному краю. 63 7 22.05 Обобщение по разделу «Человек» Общение знаний и умений по разделу «Человек» 64 8 26.05 Промежуточная аттестация. Проверка знаний, умений по темам курса 3 класса. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия. Определять наиболее эффективные способы достижения результата. Представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе. Освоение доступных способов изучения природы и общества. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. Развитие адекватных представлений о собственных возможностях. Наличие мотивации к творческому труду, работе на результат. Повторение (4 ч) 65 1 Календарь. Основные признаки каждого времени года. Порядок месяцев в сезоне, в году. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия. 66 2 Растения. Дикорастущие, культурные и комнатные растения. Значение растений в природе. 67 3 Животные. Классификация животных. Отличительные признаки. 68 4 Игра «Что? Где? Когда?» по темам курса 3 класса. Умение анализировать, сравнивать. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. I четверть II четверть III четверть IV четверть Год Тест 2 1 1 4 Практическая часть программы Контрольная работа 1 1 2 Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности. Сформированность уважительного отношения к России, родному краю. Освоение доступных способов изучения природы и общества. Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности. Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. Развитие адекватных представлений о собственных возможностях. Практическая работа 2 1 3