Адаптированная рабочая программа по предмету Мир природы и человека 3* класс

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Верхнедобринская средняя школа
Камышинского муниципального района Волгоградской области

Рабочая программа учебного курса

«Мир природы и человека» 3 класс
для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения)

Составила учитель начальных классов: Раут Е.Н.

Год составления программы:2024

Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; адаптированной основной общеобразовательной программой МКОУ Верхнедобринской СШ для лиц с
интеллектуальными нарушениями.; авторской программы В.В. Воронковой.
Курс «Мир природы и человека» является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у обучающихся младших
классов понятийного мышления на основе сведений о живой и неживой природе.
У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о
непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувствительного опыта.
Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и
закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.

Общая характеристика учебного предмета
В основе методики преподавания курса «Мир природы и человека» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное
освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих
единую информационно-образовательную среду.
Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные
творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения
задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий.
Цели изучения предмета
Цель: углубление сведений, раскрывающих причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы
Задачи:
уточнение представлений о живой и неживой природе, приобретение новых сведений об основных её элементах;
формирование положительных нравственных качеств и свойств личности;
сформировать знания учащихся о природе своего края;
сформировать первоначальные сведения о природоохранительной деятельности человека, научить учащихся бережному отношению к природе;
расширение представлений о живой и неживой природе;
развитие умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать
фенологические данные;

Основные направления коррекционной работы:
развитие зрительного и слухового восприятия и узнавания;
развитие пространственной ориентации;
развитие основных мыслительных операций;
коррекция речи и мышления; обогащение словаря.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В учебном плане на изучение предмета «Мир природы и человека» в 3 классе отведено 68 часов в год из расчета 34 учебные недели по 2 часа в неделю.

.атемдерп огонбечу яинеовсо ытатьлузер еынтемдерп и еынтемдерпатем ,еынтсончиЛ
Личностные:
Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории культуре других народов;
развитие адекватных представлений о собственных возможностях;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.
Метапредметные:
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять
наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
Предметные:
Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм
здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
освоение доступных способов изучения природы и общества;
относить изученные объекты к определенным группам;
называть сходные объекты, отнесенные к одной и той же изучаемой группе;
знать требования к режиму дня школьника и понимать необходимость его выполнения;
знать основные правила личной гигиены;
иметь представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;
Содержание учебного предмета, курса.
Сезонные изменения в природе.- 21 ч.
Закрепление представлений о влиянии солнца на смену времён года. Изменение в жизни растений и животных осенью, зимой, весной, летом.
Наблюдение за высотой солнца над горизонтом в разное время года: направление солнечных лучей, количество тепла и света.
Изменение продолжительности дня и ночи. Восход, заход солнца.
Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: облачность, туман, небольшой дождь, заморозки, оттепель, вьюга, метель, ледоход, жаркие
дни, радуга, холодный — тёплый ветер.
Календарь. Знакомство с календарём. Названия месяцев.
Воздух – 7 ч.
Воздух и его значение в жизни растений, животных, человека. Термометр (элементарные представления). Изменение температуры воздуха. Ветер. Стороны горизонта:
север, юг, запад, восток. Направление ветра.

Растения- 15 ч.
Части растений. Растения сада .Лес. Наблюдения за растениями. Плоды и семена.
Сезонные работы в саду.
Животные – 13 ч.
Дикие обитатели леса. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни, детёныши. Приспособление диких животных к природным условиям.
Домашние животные. Внешний вид, питание, детёныши. Уход за домашними животными.
Сравнение диких и домашних животных.
Птицы. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни.
Строение гнёзд, забота о потомстве. Птицы перелётные и зимующие. Хищные птицы. Певчие птицы.
Человек – 8 ч.
Дыхание человека. Элементарные представления о строении и работе лёгких.
Профилактика простудных заболеваний.
Сердце, кровь. Элементарные представления о строении и работе сердца. Пульс.
Окружающая среда и здоровье человека.
Питание человека. Профилактика пищевых отравлений.
Повторение – 4 ч.
Повторение основных тем курса.
№
1
2
3
4
5
6

Тема раздела
Сезонные изменения в природе.
Воздух.
Растения.
Животные.
Человек
Повторение
Всего

Количество часов
21
7
15
13
8
4
68

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
№ п/п
Количес Основное
Характеристика деятельности учащихся
тво
содержание по
часов
темам
1
21
Сезонные
Знание основных признаков каждого времени года (изменения в неживой природе, жизни
изменения в
растений, животных и человека) Месяцы осенние, зимние, весенние, летние.
Знание порядка месяцев в сезоне; в году.
природе.
Смена времен года. Значение солнечного тепла и света. Преемственность сезонных
изменений. Взаимозависимость изменений в неживой и живой природе, жизни людей.
Рассматривание схем, иллюстраций. Определение
признаков осени по схемам, иллюстрациям.
2

7

Воздух.

Рассматривание показаний термометра, дифференциация показаний.
Чтение текста, ответы на вопросы. Проведение практической работы.
Воздух и его значение в жизни растений, животных, человека. Термометр (элементарные

Контрольные работы
Входящий контроль.
Тест № 1 «Природа»
Тест № 2
Контрольная работа № 1 по
теме «Сезонные изменения»
Практическая работа № 1.
Практическая работа № 2.
Тест № 3 по теме «Воздух»

представления). Изменение температуры воздуха. Ветер. Стороны горизонта: север, юг,
запад, восток. Направление ветра.
3

15

Растения

Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание иллюстраций. Определение объекта,
называние. Определять части растений, называть растения. Первичные представление о
способах размножения. Развитие растение из семени на примере гороха. Значение
растений в природе.
Различать деревья и кустарники. Рассказывать о сезонных работах в саду.
Рассматривание иллюстраций. Определение объекта, называние, дифференциация
объектов. Составление рассказа с опорой на иллюстрации. Формулировка правил
поведения в лесу. Шляпочные грибы: съедобные и не съедобные. Название. Место
произрастания.
Разучивание названий грибов и ягод.
Сравнение внешнего вида. Правила безопасности.

Контрольная работа № 2 по
теме «Растения»

4

13

Животные

Рассматривание рисунков. Называние объектов. Составление рассказа по плану. Чтение
текста, ответы на вопросы. Называние объектов. Составление
описательного рассказа по картинке.
Ознакомление с правилами ухода за домашними животными, подкормка птиц зимой,
ознакомление с видами помощи диким животным.
Помощь птицам зимой (подкормка, изготовление кормушек).

Тест № 4 по теме «Животные»

5

8

Человек.

Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание картинок. Составление рассказа по
картинке. Проведение практической работы.
Режим сна, работы. Личная гигиена.
Первичное ознакомление с внутренним строением тела человека.
Правила поведения.
Различать времена года. Классифицировать растения и животных. Определять
отличительные признаки. Анализировать,, сравнивать.
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
доказывать, пользуясь иллюстрацией учебника, что природа удивительно разнообразна;
раскрывать ценность природы для людей

Практическая работа № 3.

6

4

Повторение

Промежуточная аттестация.
(Итоговый тест)

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
1 . Учебник «Мир природы и человека» авторы: Н.Б.Матвеева, И .А. Ярочкина, М. А. Попова, Т. О. Куртова, Москва "Просвещение", 2018
2. Е.Д. Худенко Е.В. «Практическое пособие по развитию речи для детей с отклонениями в развитии»//Под редакцией В.В. Воронковой. – М., 2007.
3.Таблицы природоведческого и обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения.
4. Компьютер.
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
Иметь представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;
относить изученные объекты к определенным группам с учетом различных оснований для классификации;
знать отличительные существенные признаки групп объектов;

знать правила гигиены органов чувств;
знать некоторые правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей;
проявлять активность в организации совместной деятельности и ситуативного общения с детьми; адекватно взаимодействовать с объектами окружающего мира;
совершать действия по соблюдению санитарно-гигиенических норм;
выполнять доступные природоохранительные действия;
составлять повествовательный или описательный рассказ из 3-5 предложений об изученных объектах по предложенному плану;
-адекватно взаимодействовать с изученными объектами окружающего мира в учебных ситуациях; адекватно вести себя в классе, в школе, на улице в условиях реальной
или смоделированной учителем ситуации

Календарно-тематическое планирование
№п/п
.в
разде
л

Дата

1

1

2.09

2

2

5.09

Осенние месяцы. Календарь.
Входящий контроль.
Тест № 1 «Природа»

3

3

9.09

Экскурсия на зерносклад.

№ урока

По
план
у

Тема урока
По
факту

Ожидаемые результаты

Стандарты
содержание
Метапредметные

Предметные

Личностные

Овладение
способностью
принимать и
сохранять цели и
задачи учебной
деятельности, поиска
средств её
осуществления.

Сформированность
уважительного
отношения к России,
родному краю.

Развитие
адекватных
представлений о
собственных
возможностях.

Сравнение схем
месяцев. Наблюдение
за изменениями
погоды осенью

Освоение способов
решения проблем
творческого и поискового характера.

Осознание
целостности
окружающего мира,
освоение основ
экологической
грамотности.

Наблюдение за
работой людей
осенью.

Формирование
умения планировать,
контролировать и
оценивать учебные
действия.

Освоение доступных
способов изучения
природы и
общества.

Способность к
осмыслению
социального
окружения, своего
места в нем,
принятие
соответствующих
возрасту ценностей
и социальных
ролей;
Овладение
начальными
навыками
адаптации в
динамично
изменяющемся и
развивающемся
мире.

Сезонные изменения в природе ( 21 ч)
Наблюдение за
Признаки осени.
изменениями природы
Экскурсия в осенний лес.
осенью.

4

4

12.09

Растения осенью

Составление рассказа
о растениях осенью.

Освоение способов
решения проблем
творческого и поискового характера.

Сформированность
уважительного
отношения к России,
родному краю.

5

5

16.09

Животные осенью

Работа с
иллюстрациями:
называние
объектов, классифипо
общим признакам,
выделение
особенностей.

Осознание
целостности
окружающего мира,
освоение основ
экологической
грамотности.

6

6

19.09
кация

Занятия людей осенью.
Изучаем правила дорожного
движения.

Освоение доступных
способов изучения
природы и
общества.

Развитие
адекватных
представлений о
собственных
возможностях.

7

7

23.09

Зима. Сезонные изменения
зимой.

Составление
рассказа по
иллюстрациям о
видах деятельности
людей в осенний
период.
Определение
признаков зимы по
схемам,
иллюстрациям.

Овладение
способностью
принимать и
сохранять цели и
задачи учебной
деятельности, поиска
средств её
осуществления.
Формирование
умения планировать,
контролировать и
оценивать учебные
действия.
Освоение способов
решения проблем
творческого и поискового характера.

Сформированность
уважительного
отношения к России,
родному краю.

8

8

26.09

Растения зимой.

Сравнение
объектов,
изображенных на
иллюстрации.

Представления об
элементарных
правилах безопасного
поведения в природе и
обществе.

9

9

30.09

Экскурсия на станцию юных
натуралистов.

Наблюдение за
животными.

Овладение
способностью
принимать и
сохранять цели и
задачи учебной
деятельности, поиска
средств её
осуществления.
Освоение способов
решения проблем
творческого и поискового характера.

Формирование
установки на
безопасный,
здоровый образ
жизни.
Овладение
начальными
навыками
адаптации в
динамично
изменяющемся и
развивающемся
мире.
Наличие мотивации
к творческому
труду, работе на
результат.

10

10

3.10

Животные зимой.

Составление рассказа
о том, как люди
помогают зимой
птицам, животным,
используя
иллюстрации.

Формирование
умения планировать,
контролировать и
оценивать учебные
действия.

Относить изученные
объекты к
определенным
группам.

Сформированность
уважительного
отношения к России,
родному краю.

Формирование
установки на
безопасный,
здоровый образ
жизни.
Осознание себя как
гражданина России;
формирование
чувства гордости за
свою Родину

Осознание себя как
гражданина России;
формирование
чувства гордости за
свою Родину

11

11

14.10

Занятия людей зимой.
Правила поведения в зимний
период.

Правила поведения в
бурю, техника
безопасности на
коньках Составление
рассказа.

12

12

17.10

Весна. Сезонные изменения
весной.

Дифференциация
времен года.
Определение
признаков весны по
схемам,
иллюстрациям.

13

13

21.10

Растения и животные
весной.

Составление рассказа
о жизни животных и
растений весной.

14

14

24.10

Занятия людей весной.

Составление рассказа
по
иллюстрациям о
видах деятельности
людей в
весенний период.

15

15

7.11

Лето. Сезонные изменения в
природе летом.

Определение
признаков лета по
схемам,
иллюстрациям.

16

16

11.11

Растения и животные летом.
Тест № 2

Составление рассказа
о жизни животных и
растений
Летом.

17

17

14.11

Занятия людей летом.

Составление рассказа
по иллюстрациям о
занятиях
детей летом.

Овладение
способностью
принимать и
сохранять цели и
задачи учебной
деятельности, поиска
средств её
осуществления.
Освоение способов
решения проблем
творческого и поискового характера.

Сформированность
уважительного
отношения к России,
родному краю.

Развитие
адекватных
представлений о
собственных
возможностях.

Осознание
целостности
окружающего мира,
освоение основ
экологической
грамотности.

Формирование
умения планировать,
контролировать и
оценивать учебные
действия.
Овладение
способностью
принимать и
сохранять цели и
задачи учебной
деятельности, поиска
средств её
осуществления.
Освоение способов
решения проблем
творческого и поискового характера.

Освоение доступных
способов изучения
природы и
общества.

Овладение
начальными
навыками
адаптации в
динамично
изменяющемся и
развивающемся
мире.
Формирование
установки на
безопасный,
здоровый образ
жизни.
Осознание себя как
гражданина России;
формирование
чувства гордости за
свою Родину.

Формирование
умения планировать,
контролировать и
оценивать учебные
действия.
Формирование
умения понимать
причины
успеха/неуспеха
учебной
деятельности.

Освоение доступных
способов изучения
природы и
общества.

Относить изученные
объекты к
определенным
группам.

Сформированность
уважительного
отношения к России,
родному краю.

Осознание
целостности
окружающего мира,
освоение основ
экологической
грамотности.

Формирование
установки на
безопасный,
здоровый образ
жизни.
Развитие
адекватных
представлений о
собственных
возможностях.
Наличие мотивации
к творческому
труду, работе на
результат.

18

18

18.11

Солнце в разные времена
года.

Рассматривание схем,
дифференциация
схем.
Соотнесение схемы со
временем года.

19

19

21.11

Восход и закат.

Рассматривание
схемы, определение
частей суток.

20

20

25.11

Календарь.

Перечисление
месяцев. Называние
времен года,
месяцев, дней недели.

21

21

28.11

Контрольная работа № 1
по теме «Сезонные
изменения»

Применение
изученного материала
на практике.

Овладение
способностью
принимать и
сохранять цели и
задачи учебной
деятельности, поиска
средств её
осуществления.
Освоение способов
решения проблем
творческого и поискового характера.
Формирование
умения планировать,
контролировать и
оценивать учебные
действия.
Формирование
умения понимать
причины
успеха/неуспеха
учебной
деятельности.

Представления об
элементарных
правилах безопасного
поведения в природе и
обществе.

Сформированность
уважительного
отношения к России,
родному краю.
Осознание
целостности
окружающего мира,
освоение основ
экологической
грамотности.
Освоение доступных
способов изучения
природы и
общества.

Овладение
начальными
навыками
адаптации в
динамично
изменяющемся и
развивающемся
мире.
Формирование
эстетических
потребностей,
ценностей и чувств.
Развитие
адекватных
представлений о
собственных
возможностях.
Формирование
установки на
безопасный,
здоровый образ
жизни.

Воздух ( 7 ч)
22

1

2.12

Воздух. Значение воздуха.
Практическая работа № 1.

Знать значения
воздуха для человека.

23

2

5.12

Термометр.

Уметь пользоваться
термометром.

24

3

9.12

Ветер.

Стороны горизонта:
север, юг, запад,
восток. Направление
ветра.

Овладение
способностью
принимать и
сохранять цели и
задачи учебной
деятельности, поиска
средств её
осуществления.
Освоение способов
решения проблем
творческого и поискового характера.
Формирование
умения планировать,
контролировать и
оценивать учебные
действия.

Представления об
элементарных
правилах безопасного
поведения в природе и
обществе.

Сформированность
уважительного
отношения к России,
родному краю.
Представления об
элементарных
правилах безопасного
поведения в природе и
обществе.

Овладение
начальными
навыками
адаптации в
динамично
изменяющемся и
развивающемся
мире.
Формирование
эстетических
потребностей,
ценностей и чувств.
Овладение
социальнобытовыми
умениями,
используемыми в
повседневной

жизни.
25

4

12.12

Направление ветра.
Практическая работа № 2.

Уметь определять
направления ветра.

Освоение способов
решения проблем
творческого и поискового характера.

Освоение доступных
способов изучения
природы и
общества.

26

5

16.12

Как люди используют ветер.

Составление рассказа
о «Ветер на службе у
человека»

Сформированность
уважительного
отношения к России,
родному краю.

27

6

19.12

Правила поведения во время
урагана.

Составление рассказа
о правилах
безопасности во время
урагана.

Овладение
способностью
принимать и
сохранять цели и
задачи учебной
деятельности, поиска
средств её
осуществления.
Освоение способов
решения проблем
творческого и поискового характера.

28

7

23.12

Тест № 3 по теме «Воздух»

Применение
изученного материала
на практике.

Формирование
умения планировать,
контролировать и
оценивать учебные
действия.

Представления об
элементарных
правилах безопасного
поведения в природе и
обществе.

Овладение
начальными
навыками
адаптации в
динамично
изменяющемся и
развивающемся
мире.
Формирование
установки на
безопасный,
здоровый образ
жизни.

Формирование
умения понимать
причины
успеха/неуспеха
учебной
деятельности.
Овладение
способностью
принимать и
сохранять цели и
задачи учебной
деятельности, поиска
средств её
осуществления.

Освоение доступных
способов изучения
природы и
общества.

Наличие мотивации
к творческому
труду, работе на
результат.

Представления об
элементарных
правилах безопасного
поведения в природе и
обществе.

Развитие
адекватных
представлений о
собственных
возможностях.

Осознание
целостности
окружающего мира,
освоение основ
экологической
грамотности.

Развитие
адекватных
представлений о
собственных
возможностях.
Осознание себя как
гражданина России;
формирование
чувства гордости за
свою Родину.

Живая природа ( 28 ч)
Растения ( 15 ч)
29

1

26.12

Сравнение растений

Определение объекта,
называние.

30

2

9.01

Части растений.

Чтение текста, ответы
на вопросы. Умение
различать части
растений.

31

3

13.01

Части растений.

Определение объекта,
называние. Развитие
умения различать
части растений.

Освоение способов
решения проблем
творческого и поискового характера.

Освоение доступных
способов изучения
природы и
общества.

32

4

16.01

Растения сада.

Составление
описательного
рассказа.

Сформированность
уважительного
отношения к России,
родному краю.

33

5

20.01

Фруктовые деревья.

Составление
описательного
рассказа.

Овладение
способностью
принимать и
сохранять цели и
задачи учебной
деятельности, поиска
средств её
осуществления.
Освоение способов
решения проблем
творческого и поискового характера.

34

6

23.01

Ягодные кустарники.

Составление
описательного
рассказа.

Относить изученные
объекты к
определенным
группам.

35

7

27.01

Сезонные работы в саду.

Составление рассказа
по иллюстрациям.

36

8

30.01

Лес.

Охрана,
использование
человеком.

37

9

3.02

Плоды и семена.

Знать способы
размножения
растений. Различать
плоды и семена
растений.

Формирование
умения планировать,
контролировать и
оценивать учебные
действия.
Формирование
умения понимать
причины
успеха/неуспеха
учебной
деятельности.
Овладение
способностью
принимать и
сохранять цели и
задачи учебной
деятельности, поиска
средств её
осуществления.
Освоение способов
решения проблем
творческого и поискового характера.

Представления об
элементарных
правилах безопасного
поведения в природе и
обществе.

Осознание себя как
гражданина России;
формирование
чувства гордости за
свою Родину.
Овладение
начальными
навыками
адаптации в
динамично
изменяющемся и
развивающемся
мире.
Овладение
социальнобытовыми
умениями,
используемыми в
повседневной
жизни.
Наличие мотивации
к творческому
труду, работе на
результат.

Освоение доступных
способов изучения
природы и
общества.

Осознание себя как
гражданина России;
формирование
чувства гордости за
свою Родину.

Сформированность
уважительного
отношения к России,
родному краю.

Овладение
начальными
навыками
адаптации в
динамично
изменяющемся и
развивающемся
мире.
Наличие мотивации
к творческому
труду, работе на
результат.

Осознание
целостности
окружающего мира,
освоение основ
экологической
грамотности.

38

10

6.02

Лесные ягоды.

Разучивание названий
ягод.
Сравнение внешнего
вида.

39

11

10.02

Грибы.

Составление рассказа
о
правилах сбора
грибов.

40

12

13.02

Лекарственные травы.

Знать название
лекарственных
растений и правила
сбора лекарственных
растений.

41

13

17.02

Растения, опасные для
человека

Профилактика
отравлений
ягодами и
грибами

42

14

20.02

Контрольная работа № 2
по теме «Растения»

Применение
полученных знаний на
практике.

43

15

24.02

Правила поведения в лесу.

Формулировка правил
поведения.

Формирование
умения планировать,
контролировать и
оценивать учебные
действия.
Формирование
умения понимать
причины
успеха/неуспеха
учебной
деятельности.
Овладение
способностью
принимать и
сохранять цели и
задачи учебной
деятельности, поиска
средств её
осуществления.
Освоение способов
решения проблем
творческого и поискового характера.

Представления об
элементарных
правилах безопасного
поведения в природе и
обществе.
Освоение доступных
способов изучения
природы и
общества.

Развитие
адекватных
представлений о
собственных
возможностях.
Формирование
установки на
безопасный,
здоровый образ
жизни.

Сформированность
уважительного
отношения к России,
родному краю.

Осознание себя как
гражданина России;
формирование
чувства гордости за
свою Родину.

Осознание
целостности
окружающего мира,
освоение основ
экологической
грамотности.

Формирование
умения планировать,
контролировать и
оценивать учебные
действия.
Овладение
способностью
принимать и
сохранять цели и
задачи учебной
деятельности, поиска
средств её
осуществления.

Представления об
элементарных
правилах безопасного
поведения в природе и
обществе.
Освоение доступных
способов изучения
природы и
общества.

Овладение
начальными
навыками
адаптации в
динамично
изменяющемся и
развивающемся
мире.
Формирование
установки на
безопасный,
здоровый образ
жизни.
Овладение
социальнобытовыми
умениями,
используемыми в
повседневной
жизни.

Формирование
умения планировать,

Сформированность
уважительного

Животные ( 13 ч)
44

1

27.02

Животные.

Классификация
животных.

Развитие
адекватных

Отличительные
признаки.

контролировать и
оценивать учебные
действия.
Освоение способов
решения проблем
творческого и поискового характера.

отношения к России,
родному краю.

Формирование
умения понимать
причины
успеха/неуспеха
учебной
деятельности.
Овладение
способностью
принимать и
сохранять цели и
задачи учебной
деятельности, поиска
средств её
осуществления.
Формирование
умения планировать,
контролировать и
оценивать учебные
действия.

Представления об
элементарных
правилах безопасного
поведения в природе и
обществе.

45

2

3.03

Дикие животные.

Приспособление
диких животных к
природным условиям.

46

3

6.03

Домашние животные.

Составление
описательного
рассказа о домашнем
животном.

47

4

10.03

Сравнение домашних и
диких животных.

Сходство и различие
диких и домашних
животных.

48

5

13.03

Правила ухода
за домашними
животными.

Знание правил ухода
за животными.

49

6

17.03

Птицы.
Строение птиц.

Знание
отличительных
признаков птиц.

Определять наиболее
эффективные
способы достижения
результата.

50

7

20.03

Перелётные птицы.

Знание перелётных
птиц.

51

8

3.04

Зимующие птицы.

Правила помощи
зимующим птицам.

Формирование
умения понимать
причины
успеха/неуспеха
учебной
деятельности.
Овладение
способностью
принимать и

Осознание
целостности
окружающего мира,
освоение основ
экологической
грамотности.

представлений о
собственных
возможностях.
Овладение
начальными
навыками
адаптации в
динамично
изменяющемся и
развивающемся
мире.
Осознание себя как
гражданина России;
формирование
чувства гордости за
свою Родину.

Освоение доступных
способов изучения
природы и
общества.

Формирование
установки на
безопасный,
здоровый образ
жизни.

Осознание
целостности
окружающего мира,
освоение основ
экологической
грамотности.
Сформированность
уважительного
отношения к России,
родному краю.

Наличие мотивации
к творческому
труду, работе на
результат.

Относить изученные
объекты к
определенным
группам.

Развитие
адекватных
представлений о
собственных
возможностях.
Формирование
эстетических
потребностей,
ценностей и чувств.

Представления об
элементарных
правилах безопасного

Осознание себя как
гражданина России;
формирование

52

9

7.04

Хищные птицы.

Отличительные
признаки хищных
птиц.

53

10

10.04

Птицы живого уголка.

Уход за птицами
живого уголка.

54

11

14.04

Охрана животного мира.

Роль животных в
природе.
Заповедники,
национальные парки.

55

12

17.04

Обобщение по теме
«Животные»

Обобщение знаний
теме «Животные»

56

13

21.04

Тест № 4 по теме
«Животные»

Проверка знаний
умений по теме
«Животные»

сохранять цели и
задачи учебной
деятельности, поиска
средств её
осуществления.
Освоение способов
решения проблем
творческого и поискового характера.

поведения в природе и
обществе.

чувства гордости за
свою Родину.

Осознание
целостности
окружающего мира,
освоение основ
экологической
грамотности.

Овладение
способностью
принимать и
сохранять цели и
задачи учебной
деятельности, поиска
средств её
осуществления.
Формирование
умения планировать,
контролировать и
оценивать учебные
действия.
Формирование
умения понимать
причины
успеха/неуспеха
учебной
деятельности.
Определять наиболее
эффективные
способы достижения
результата.

Сформированность
уважительного
отношения к России,
родному краю.

Овладение
начальными
навыками
адаптации в
динамично
изменяющемся и
развивающемся
мире.
Наличие мотивации
к творческому
труду, работе на
результат.

Представления об
элементарных
правилах безопасного
поведения в природе и
обществе.
Относить изученные
объекты к
определенным
группам.

Формирование
установки на
безопасный,
здоровый образ
жизни.
Наличие мотивации
к творческому
труду, работе на
результат.

Освоение доступных
способов изучения
природы и
общества.

Формирование
эстетических
потребностей,
ценностей и чувств.

Овладение
способностью
принимать и
сохранять цели и
задачи учебной
деятельности, поиска

Сформированность
уважительного
отношения к России,
родному краю.

Овладение
начальными
навыками
адаптации в
динамично
изменяющемся и

Человек (8 ч)
57

1

24.04

Человек.
Дыхание
Человека.

Знание органов
дыхания. Внешнее и
внутреннее строение
человека.

средств её
осуществления.

развивающемся
мире.

58

2

28.04

Профилактика
простудных
заболеваний

Правила гигиены.

Освоение способов
решения проблем
творческого и поискового характера.

59

3

5.05

Кровь. Сердце. Пульс.

Внутреннее строение
человека.

60

4

12.05

Здоровье человека.

Правила здорового
образа жизни.

Формирование
умения планировать,
контролировать и
оценивать учебные
действия.
Определять наиболее
эффективные
способы достижения
результата.

Осознание
целостности
окружающего мира,
освоение основ
экологической
грамотности.
Представления об
элементарных
правилах безопасного
поведения в природе и
обществе.
Освоение доступных
способов изучения
природы и
общества.

61

5

15.05

Поведение во
время болезни.
Вызов врача.
Практическая работа № 3.

Практическая
отработка навыков
телефонных
разговоров.

Формирование
умения понимать
причины
успеха/неуспеха
учебной
деятельности.

Осознание
целостности
окружающего мира,
освоение основ
экологической
грамотности.

62

6

19.05

Питание человека.

Знание правил
хранения продуктов.

Сформированность
уважительного
отношения к России,
родному краю.

63

7

22.05

Обобщение по разделу
«Человек»

Общение знаний и
умений по разделу
«Человек»

64

8

26.05

Промежуточная
аттестация.

Проверка знаний,
умений по темам
курса 3 класса.

Овладение
способностью
принимать и
сохранять цели и
задачи учебной
деятельности, поиска
средств её
осуществления.
Формирование
умения планировать,
контролировать и
оценивать учебные
действия.
Определять наиболее
эффективные
способы достижения
результата.

Представления об
элементарных
правилах безопасного
поведения в природе и
обществе.
Освоение доступных
способов изучения
природы и
общества.

Формирование
установки на
безопасный,
здоровый образ
жизни.
Формирование
эстетических
потребностей,
ценностей и чувств.

Осознание себя как
гражданина России;
формирование
чувства гордости за
свою Родину.
Овладение
начальными
навыками
адаптации в
динамично
изменяющемся и
развивающемся
мире.
Формирование
установки на
безопасный,
здоровый образ
жизни.

Развитие
адекватных
представлений о
собственных
возможностях.
Наличие мотивации
к творческому
труду, работе на
результат.

Повторение (4 ч)
65

1

Календарь.

Основные признаки
каждого времени года.
Порядок месяцев в
сезоне, в году.

Формирование
умения планировать,
контролировать и
оценивать учебные
действия.

66

2

Растения.

Дикорастущие,
культурные и
комнатные растения.
Значение растений в
природе.

67

3

Животные.

Классификация
животных.
Отличительные
признаки.

68

4

Игра «Что? Где? Когда?» по
темам курса 3 класса.

Умение
анализировать,
сравнивать.

Овладение
способностью
принимать и
сохранять цели и
задачи учебной
деятельности, поиска
средств её
осуществления.
Формирование
умения планировать,
контролировать и
оценивать учебные
действия.
Освоение способов
решения проблем
творческого и поискового характера.

I четверть
II четверть
III четверть
IV четверть
Год

Тест
2
1

1
4

Практическая часть программы
Контрольная работа
1
1
2

Осознание
целостности
окружающего мира,
освоение основ
экологической
грамотности.
Сформированность
уважительного
отношения к России,
родному краю.

Освоение доступных
способов изучения
природы и
общества.
Осознание
целостности
окружающего мира,
освоение основ
экологической
грамотности.

Осознание себя как
гражданина России;
формирование
чувства гордости за
свою Родину.
Овладение
начальными
навыками
адаптации в
динамично
изменяющемся и
развивающемся
мире.
Формирование
установки на
безопасный,
здоровый образ
жизни.
Развитие
адекватных
представлений о
собственных
возможностях.

Практическая работа
2

1
3


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».