Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Верхнедобринская средняя школа
Камышинского муниципального района Волгоградской области
Рабочая программа учебного курса
«Мир природы и человека» 3 класс
для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения)
Составила учитель начальных классов: Раут Е.Н.
Год составления программы:2024
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; адаптированной основной общеобразовательной программой МКОУ Верхнедобринской СШ для лиц с
интеллектуальными нарушениями.; авторской программы В.В. Воронковой.
Курс «Мир природы и человека» является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у обучающихся младших
классов понятийного мышления на основе сведений о живой и неживой природе.
У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о
непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувствительного опыта.
Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и
закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.
Общая характеристика учебного предмета
В основе методики преподавания курса «Мир природы и человека» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное
освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих
единую информационно-образовательную среду.
Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные
творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения
задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий.
Цели изучения предмета
Цель: углубление сведений, раскрывающих причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы
Задачи:
уточнение представлений о живой и неживой природе, приобретение новых сведений об основных её элементах;
формирование положительных нравственных качеств и свойств личности;
сформировать знания учащихся о природе своего края;
сформировать первоначальные сведения о природоохранительной деятельности человека, научить учащихся бережному отношению к природе;
расширение представлений о живой и неживой природе;
развитие умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать
фенологические данные;
Основные направления коррекционной работы:
развитие зрительного и слухового восприятия и узнавания;
развитие пространственной ориентации;
развитие основных мыслительных операций;
коррекция речи и мышления; обогащение словаря.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В учебном плане на изучение предмета «Мир природы и человека» в 3 классе отведено 68 часов в год из расчета 34 учебные недели по 2 часа в неделю.
.атемдерп огонбечу яинеовсо ытатьлузер еынтемдерп и еынтемдерпатем ,еынтсончиЛ
Личностные:
Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории культуре других народов;
развитие адекватных представлений о собственных возможностях;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.
Метапредметные:
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять
наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
Предметные:
Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм
здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
освоение доступных способов изучения природы и общества;
относить изученные объекты к определенным группам;
называть сходные объекты, отнесенные к одной и той же изучаемой группе;
знать требования к режиму дня школьника и понимать необходимость его выполнения;
знать основные правила личной гигиены;
иметь представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;
Содержание учебного предмета, курса.
Сезонные изменения в природе.- 21 ч.
Закрепление представлений о влиянии солнца на смену времён года. Изменение в жизни растений и животных осенью, зимой, весной, летом.
Наблюдение за высотой солнца над горизонтом в разное время года: направление солнечных лучей, количество тепла и света.
Изменение продолжительности дня и ночи. Восход, заход солнца.
Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: облачность, туман, небольшой дождь, заморозки, оттепель, вьюга, метель, ледоход, жаркие
дни, радуга, холодный — тёплый ветер.
Календарь. Знакомство с календарём. Названия месяцев.
Воздух – 7 ч.
Воздух и его значение в жизни растений, животных, человека. Термометр (элементарные представления). Изменение температуры воздуха. Ветер. Стороны горизонта:
север, юг, запад, восток. Направление ветра.
Растения- 15 ч.
Части растений. Растения сада .Лес. Наблюдения за растениями. Плоды и семена.
Сезонные работы в саду.
Животные – 13 ч.
Дикие обитатели леса. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни, детёныши. Приспособление диких животных к природным условиям.
Домашние животные. Внешний вид, питание, детёныши. Уход за домашними животными.
Сравнение диких и домашних животных.
Птицы. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни.
Строение гнёзд, забота о потомстве. Птицы перелётные и зимующие. Хищные птицы. Певчие птицы.
Человек – 8 ч.
Дыхание человека. Элементарные представления о строении и работе лёгких.
Профилактика простудных заболеваний.
Сердце, кровь. Элементарные представления о строении и работе сердца. Пульс.
Окружающая среда и здоровье человека.
Питание человека. Профилактика пищевых отравлений.
Повторение – 4 ч.
Повторение основных тем курса.
№
1
2
3
4
5
6
Тема раздела
Сезонные изменения в природе.
Воздух.
Растения.
Животные.
Человек
Повторение
Всего
Количество часов
21
7
15
13
8
4
68
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
№ п/п
Количес Основное
Характеристика деятельности учащихся
тво
содержание по
часов
темам
1
21
Сезонные
Знание основных признаков каждого времени года (изменения в неживой природе, жизни
изменения в
растений, животных и человека) Месяцы осенние, зимние, весенние, летние.
Знание порядка месяцев в сезоне; в году.
природе.
Смена времен года. Значение солнечного тепла и света. Преемственность сезонных
изменений. Взаимозависимость изменений в неживой и живой природе, жизни людей.
Рассматривание схем, иллюстраций. Определение
признаков осени по схемам, иллюстрациям.
2
7
Воздух.
Рассматривание показаний термометра, дифференциация показаний.
Чтение текста, ответы на вопросы. Проведение практической работы.
Воздух и его значение в жизни растений, животных, человека. Термометр (элементарные
Контрольные работы
Входящий контроль.
Тест № 1 «Природа»
Тест № 2
Контрольная работа № 1 по
теме «Сезонные изменения»
Практическая работа № 1.
Практическая работа № 2.
Тест № 3 по теме «Воздух»
представления). Изменение температуры воздуха. Ветер. Стороны горизонта: север, юг,
запад, восток. Направление ветра.
3
15
Растения
Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание иллюстраций. Определение объекта,
называние. Определять части растений, называть растения. Первичные представление о
способах размножения. Развитие растение из семени на примере гороха. Значение
растений в природе.
Различать деревья и кустарники. Рассказывать о сезонных работах в саду.
Рассматривание иллюстраций. Определение объекта, называние, дифференциация
объектов. Составление рассказа с опорой на иллюстрации. Формулировка правил
поведения в лесу. Шляпочные грибы: съедобные и не съедобные. Название. Место
произрастания.
Разучивание названий грибов и ягод.
Сравнение внешнего вида. Правила безопасности.
Контрольная работа № 2 по
теме «Растения»
4
13
Животные
Рассматривание рисунков. Называние объектов. Составление рассказа по плану. Чтение
текста, ответы на вопросы. Называние объектов. Составление
описательного рассказа по картинке.
Ознакомление с правилами ухода за домашними животными, подкормка птиц зимой,
ознакомление с видами помощи диким животным.
Помощь птицам зимой (подкормка, изготовление кормушек).
Тест № 4 по теме «Животные»
5
8
Человек.
Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание картинок. Составление рассказа по
картинке. Проведение практической работы.
Режим сна, работы. Личная гигиена.
Первичное ознакомление с внутренним строением тела человека.
Правила поведения.
Различать времена года. Классифицировать растения и животных. Определять
отличительные признаки. Анализировать,, сравнивать.
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
доказывать, пользуясь иллюстрацией учебника, что природа удивительно разнообразна;
раскрывать ценность природы для людей
Практическая работа № 3.
6
4
Повторение
Промежуточная аттестация.
(Итоговый тест)
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
1 . Учебник «Мир природы и человека» авторы: Н.Б.Матвеева, И .А. Ярочкина, М. А. Попова, Т. О. Куртова, Москва "Просвещение", 2018
2. Е.Д. Худенко Е.В. «Практическое пособие по развитию речи для детей с отклонениями в развитии»//Под редакцией В.В. Воронковой. – М., 2007.
3.Таблицы природоведческого и обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения.
4. Компьютер.
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
Иметь представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;
относить изученные объекты к определенным группам с учетом различных оснований для классификации;
знать отличительные существенные признаки групп объектов;
знать правила гигиены органов чувств;
знать некоторые правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей;
проявлять активность в организации совместной деятельности и ситуативного общения с детьми; адекватно взаимодействовать с объектами окружающего мира;
совершать действия по соблюдению санитарно-гигиенических норм;
выполнять доступные природоохранительные действия;
составлять повествовательный или описательный рассказ из 3-5 предложений об изученных объектах по предложенному плану;
-адекватно взаимодействовать с изученными объектами окружающего мира в учебных ситуациях; адекватно вести себя в классе, в школе, на улице в условиях реальной
или смоделированной учителем ситуации
Календарно-тематическое планирование
№п/п
.в
разде
л
Дата
1
1
2.09
2
2
5.09
Осенние месяцы. Календарь.
Входящий контроль.
Тест № 1 «Природа»
3
3
9.09
Экскурсия на зерносклад.
№ урока
По
план
у
Тема урока
По
факту
Ожидаемые результаты
Стандарты
содержание
Метапредметные
Предметные
Личностные
Овладение
способностью
принимать и
сохранять цели и
задачи учебной
деятельности, поиска
средств её
осуществления.
Сформированность
уважительного
отношения к России,
родному краю.
Развитие
адекватных
представлений о
собственных
возможностях.
Сравнение схем
месяцев. Наблюдение
за изменениями
погоды осенью
Освоение способов
решения проблем
творческого и поискового характера.
Осознание
целостности
окружающего мира,
освоение основ
экологической
грамотности.
Наблюдение за
работой людей
осенью.
Формирование
умения планировать,
контролировать и
оценивать учебные
действия.
Освоение доступных
способов изучения
природы и
общества.
Способность к
осмыслению
социального
окружения, своего
места в нем,
принятие
соответствующих
возрасту ценностей
и социальных
ролей;
Овладение
начальными
навыками
адаптации в
динамично
изменяющемся и
развивающемся
мире.
Сезонные изменения в природе ( 21 ч)
Наблюдение за
Признаки осени.
изменениями природы
Экскурсия в осенний лес.
осенью.
4
4
12.09
Растения осенью
Составление рассказа
о растениях осенью.
Освоение способов
решения проблем
творческого и поискового характера.
Сформированность
уважительного
отношения к России,
родному краю.
5
5
16.09
Животные осенью
Работа с
иллюстрациями:
называние
объектов, классифипо
общим признакам,
выделение
особенностей.
Осознание
целостности
окружающего мира,
освоение основ
экологической
грамотности.
6
6
19.09
кация
Занятия людей осенью.
Изучаем правила дорожного
движения.
Освоение доступных
способов изучения
природы и
общества.
Развитие
адекватных
представлений о
собственных
возможностях.
7
7
23.09
Зима. Сезонные изменения
зимой.
Составление
рассказа по
иллюстрациям о
видах деятельности
людей в осенний
период.
Определение
признаков зимы по
схемам,
иллюстрациям.
Овладение
способностью
принимать и
сохранять цели и
задачи учебной
деятельности, поиска
средств её
осуществления.
Формирование
умения планировать,
контролировать и
оценивать учебные
действия.
Освоение способов
решения проблем
творческого и поискового характера.
Сформированность
уважительного
отношения к России,
родному краю.
8
8
26.09
Растения зимой.
Сравнение
объектов,
изображенных на
иллюстрации.
Представления об
элементарных
правилах безопасного
поведения в природе и
обществе.
9
9
30.09
Экскурсия на станцию юных
натуралистов.
Наблюдение за
животными.
Овладение
способностью
принимать и
сохранять цели и
задачи учебной
деятельности, поиска
средств её
осуществления.
Освоение способов
решения проблем
творческого и поискового характера.
Формирование
установки на
безопасный,
здоровый образ
жизни.
Овладение
начальными
навыками
адаптации в
динамично
изменяющемся и
развивающемся
мире.
Наличие мотивации
к творческому
труду, работе на
результат.
10
10
3.10
Животные зимой.
Составление рассказа
о том, как люди
помогают зимой
птицам, животным,
используя
иллюстрации.
Формирование
умения планировать,
контролировать и
оценивать учебные
действия.
Относить изученные
объекты к
определенным
группам.
Сформированность
уважительного
отношения к России,
родному краю.
Формирование
установки на
безопасный,
здоровый образ
жизни.
Осознание себя как
гражданина России;
формирование
чувства гордости за
свою Родину
Осознание себя как
гражданина России;
формирование
чувства гордости за
свою Родину
11
11
14.10
Занятия людей зимой.
Правила поведения в зимний
период.
Правила поведения в
бурю, техника
безопасности на
коньках Составление
рассказа.
12
12
17.10
Весна. Сезонные изменения
весной.
Дифференциация
времен года.
Определение
признаков весны по
схемам,
иллюстрациям.
13
13
21.10
Растения и животные
весной.
Составление рассказа
о жизни животных и
растений весной.
14
14
24.10
Занятия людей весной.
Составление рассказа
по
иллюстрациям о
видах деятельности
людей в
весенний период.
15
15
7.11
Лето. Сезонные изменения в
природе летом.
Определение
признаков лета по
схемам,
иллюстрациям.
16
16
11.11
Растения и животные летом.
Тест № 2
Составление рассказа
о жизни животных и
растений
Летом.
17
17
14.11
Занятия людей летом.
Составление рассказа
по иллюстрациям о
занятиях
детей летом.
Овладение
способностью
принимать и
сохранять цели и
задачи учебной
деятельности, поиска
средств её
осуществления.
Освоение способов
решения проблем
творческого и поискового характера.
Сформированность
уважительного
отношения к России,
родному краю.
Развитие
адекватных
представлений о
собственных
возможностях.
Осознание
целостности
окружающего мира,
освоение основ
экологической
грамотности.
Формирование
умения планировать,
контролировать и
оценивать учебные
действия.
Овладение
способностью
принимать и
сохранять цели и
задачи учебной
деятельности, поиска
средств её
осуществления.
Освоение способов
решения проблем
творческого и поискового характера.
Освоение доступных
способов изучения
природы и
общества.
Овладение
начальными
навыками
адаптации в
динамично
изменяющемся и
развивающемся
мире.
Формирование
установки на
безопасный,
здоровый образ
жизни.
Осознание себя как
гражданина России;
формирование
чувства гордости за
свою Родину.
Формирование
умения планировать,
контролировать и
оценивать учебные
действия.
Формирование
умения понимать
причины
успеха/неуспеха
учебной
деятельности.
Освоение доступных
способов изучения
природы и
общества.
Относить изученные
объекты к
определенным
группам.
Сформированность
уважительного
отношения к России,
родному краю.
Осознание
целостности
окружающего мира,
освоение основ
экологической
грамотности.
Формирование
установки на
безопасный,
здоровый образ
жизни.
Развитие
адекватных
представлений о
собственных
возможностях.
Наличие мотивации
к творческому
труду, работе на
результат.
18
18
18.11
Солнце в разные времена
года.
Рассматривание схем,
дифференциация
схем.
Соотнесение схемы со
временем года.
19
19
21.11
Восход и закат.
Рассматривание
схемы, определение
частей суток.
20
20
25.11
Календарь.
Перечисление
месяцев. Называние
времен года,
месяцев, дней недели.
21
21
28.11
Контрольная работа № 1
по теме «Сезонные
изменения»
Применение
изученного материала
на практике.
Овладение
способностью
принимать и
сохранять цели и
задачи учебной
деятельности, поиска
средств её
осуществления.
Освоение способов
решения проблем
творческого и поискового характера.
Формирование
умения планировать,
контролировать и
оценивать учебные
действия.
Формирование
умения понимать
причины
успеха/неуспеха
учебной
деятельности.
Представления об
элементарных
правилах безопасного
поведения в природе и
обществе.
Сформированность
уважительного
отношения к России,
родному краю.
Осознание
целостности
окружающего мира,
освоение основ
экологической
грамотности.
Освоение доступных
способов изучения
природы и
общества.
Овладение
начальными
навыками
адаптации в
динамично
изменяющемся и
развивающемся
мире.
Формирование
эстетических
потребностей,
ценностей и чувств.
Развитие
адекватных
представлений о
собственных
возможностях.
Формирование
установки на
безопасный,
здоровый образ
жизни.
Воздух ( 7 ч)
22
1
2.12
Воздух. Значение воздуха.
Практическая работа № 1.
Знать значения
воздуха для человека.
23
2
5.12
Термометр.
Уметь пользоваться
термометром.
24
3
9.12
Ветер.
Стороны горизонта:
север, юг, запад,
восток. Направление
ветра.
Овладение
способностью
принимать и
сохранять цели и
задачи учебной
деятельности, поиска
средств её
осуществления.
Освоение способов
решения проблем
творческого и поискового характера.
Формирование
умения планировать,
контролировать и
оценивать учебные
действия.
Представления об
элементарных
правилах безопасного
поведения в природе и
обществе.
Сформированность
уважительного
отношения к России,
родному краю.
Представления об
элементарных
правилах безопасного
поведения в природе и
обществе.
Овладение
начальными
навыками
адаптации в
динамично
изменяющемся и
развивающемся
мире.
Формирование
эстетических
потребностей,
ценностей и чувств.
Овладение
социальнобытовыми
умениями,
используемыми в
повседневной
жизни.
25
4
12.12
Направление ветра.
Практическая работа № 2.
Уметь определять
направления ветра.
Освоение способов
решения проблем
творческого и поискового характера.
Освоение доступных
способов изучения
природы и
общества.
26
5
16.12
Как люди используют ветер.
Составление рассказа
о «Ветер на службе у
человека»
Сформированность
уважительного
отношения к России,
родному краю.
27
6
19.12
Правила поведения во время
урагана.
Составление рассказа
о правилах
безопасности во время
урагана.
Овладение
способностью
принимать и
сохранять цели и
задачи учебной
деятельности, поиска
средств её
осуществления.
Освоение способов
решения проблем
творческого и поискового характера.
28
7
23.12
Тест № 3 по теме «Воздух»
Применение
изученного материала
на практике.
Формирование
умения планировать,
контролировать и
оценивать учебные
действия.
Представления об
элементарных
правилах безопасного
поведения в природе и
обществе.
Овладение
начальными
навыками
адаптации в
динамично
изменяющемся и
развивающемся
мире.
Формирование
установки на
безопасный,
здоровый образ
жизни.
Формирование
умения понимать
причины
успеха/неуспеха
учебной
деятельности.
Овладение
способностью
принимать и
сохранять цели и
задачи учебной
деятельности, поиска
средств её
осуществления.
Освоение доступных
способов изучения
природы и
общества.
Наличие мотивации
к творческому
труду, работе на
результат.
Представления об
элементарных
правилах безопасного
поведения в природе и
обществе.
Развитие
адекватных
представлений о
собственных
возможностях.
Осознание
целостности
окружающего мира,
освоение основ
экологической
грамотности.
Развитие
адекватных
представлений о
собственных
возможностях.
Осознание себя как
гражданина России;
формирование
чувства гордости за
свою Родину.
Живая природа ( 28 ч)
Растения ( 15 ч)
29
1
26.12
Сравнение растений
Определение объекта,
называние.
30
2
9.01
Части растений.
Чтение текста, ответы
на вопросы. Умение
различать части
растений.
31
3
13.01
Части растений.
Определение объекта,
называние. Развитие
умения различать
части растений.
Освоение способов
решения проблем
творческого и поискового характера.
Освоение доступных
способов изучения
природы и
общества.
32
4
16.01
Растения сада.
Составление
описательного
рассказа.
Сформированность
уважительного
отношения к России,
родному краю.
33
5
20.01
Фруктовые деревья.
Составление
описательного
рассказа.
Овладение
способностью
принимать и
сохранять цели и
задачи учебной
деятельности, поиска
средств её
осуществления.
Освоение способов
решения проблем
творческого и поискового характера.
34
6
23.01
Ягодные кустарники.
Составление
описательного
рассказа.
Относить изученные
объекты к
определенным
группам.
35
7
27.01
Сезонные работы в саду.
Составление рассказа
по иллюстрациям.
36
8
30.01
Лес.
Охрана,
использование
человеком.
37
9
3.02
Плоды и семена.
Знать способы
размножения
растений. Различать
плоды и семена
растений.
Формирование
умения планировать,
контролировать и
оценивать учебные
действия.
Формирование
умения понимать
причины
успеха/неуспеха
учебной
деятельности.
Овладение
способностью
принимать и
сохранять цели и
задачи учебной
деятельности, поиска
средств её
осуществления.
Освоение способов
решения проблем
творческого и поискового характера.
Представления об
элементарных
правилах безопасного
поведения в природе и
обществе.
Осознание себя как
гражданина России;
формирование
чувства гордости за
свою Родину.
Овладение
начальными
навыками
адаптации в
динамично
изменяющемся и
развивающемся
мире.
Овладение
социальнобытовыми
умениями,
используемыми в
повседневной
жизни.
Наличие мотивации
к творческому
труду, работе на
результат.
Освоение доступных
способов изучения
природы и
общества.
Осознание себя как
гражданина России;
формирование
чувства гордости за
свою Родину.
Сформированность
уважительного
отношения к России,
родному краю.
Овладение
начальными
навыками
адаптации в
динамично
изменяющемся и
развивающемся
мире.
Наличие мотивации
к творческому
труду, работе на
результат.
Осознание
целостности
окружающего мира,
освоение основ
экологической
грамотности.
38
10
6.02
Лесные ягоды.
Разучивание названий
ягод.
Сравнение внешнего
вида.
39
11
10.02
Грибы.
Составление рассказа
о
правилах сбора
грибов.
40
12
13.02
Лекарственные травы.
Знать название
лекарственных
растений и правила
сбора лекарственных
растений.
41
13
17.02
Растения, опасные для
человека
Профилактика
отравлений
ягодами и
грибами
42
14
20.02
Контрольная работа № 2
по теме «Растения»
Применение
полученных знаний на
практике.
43
15
24.02
Правила поведения в лесу.
Формулировка правил
поведения.
Формирование
умения планировать,
контролировать и
оценивать учебные
действия.
Формирование
умения понимать
причины
успеха/неуспеха
учебной
деятельности.
Овладение
способностью
принимать и
сохранять цели и
задачи учебной
деятельности, поиска
средств её
осуществления.
Освоение способов
решения проблем
творческого и поискового характера.
Представления об
элементарных
правилах безопасного
поведения в природе и
обществе.
Освоение доступных
способов изучения
природы и
общества.
Развитие
адекватных
представлений о
собственных
возможностях.
Формирование
установки на
безопасный,
здоровый образ
жизни.
Сформированность
уважительного
отношения к России,
родному краю.
Осознание себя как
гражданина России;
формирование
чувства гордости за
свою Родину.
Осознание
целостности
окружающего мира,
освоение основ
экологической
грамотности.
Формирование
умения планировать,
контролировать и
оценивать учебные
действия.
Овладение
способностью
принимать и
сохранять цели и
задачи учебной
деятельности, поиска
средств её
осуществления.
Представления об
элементарных
правилах безопасного
поведения в природе и
обществе.
Освоение доступных
способов изучения
природы и
общества.
Овладение
начальными
навыками
адаптации в
динамично
изменяющемся и
развивающемся
мире.
Формирование
установки на
безопасный,
здоровый образ
жизни.
Овладение
социальнобытовыми
умениями,
используемыми в
повседневной
жизни.
Формирование
умения планировать,
Сформированность
уважительного
Животные ( 13 ч)
44
1
27.02
Животные.
Классификация
животных.
Развитие
адекватных
Отличительные
признаки.
контролировать и
оценивать учебные
действия.
Освоение способов
решения проблем
творческого и поискового характера.
отношения к России,
родному краю.
Формирование
умения понимать
причины
успеха/неуспеха
учебной
деятельности.
Овладение
способностью
принимать и
сохранять цели и
задачи учебной
деятельности, поиска
средств её
осуществления.
Формирование
умения планировать,
контролировать и
оценивать учебные
действия.
Представления об
элементарных
правилах безопасного
поведения в природе и
обществе.
45
2
3.03
Дикие животные.
Приспособление
диких животных к
природным условиям.
46
3
6.03
Домашние животные.
Составление
описательного
рассказа о домашнем
животном.
47
4
10.03
Сравнение домашних и
диких животных.
Сходство и различие
диких и домашних
животных.
48
5
13.03
Правила ухода
за домашними
животными.
Знание правил ухода
за животными.
49
6
17.03
Птицы.
Строение птиц.
Знание
отличительных
признаков птиц.
Определять наиболее
эффективные
способы достижения
результата.
50
7
20.03
Перелётные птицы.
Знание перелётных
птиц.
51
8
3.04
Зимующие птицы.
Правила помощи
зимующим птицам.
Формирование
умения понимать
причины
успеха/неуспеха
учебной
деятельности.
Овладение
способностью
принимать и
Осознание
целостности
окружающего мира,
освоение основ
экологической
грамотности.
представлений о
собственных
возможностях.
Овладение
начальными
навыками
адаптации в
динамично
изменяющемся и
развивающемся
мире.
Осознание себя как
гражданина России;
формирование
чувства гордости за
свою Родину.
Освоение доступных
способов изучения
природы и
общества.
Формирование
установки на
безопасный,
здоровый образ
жизни.
Осознание
целостности
окружающего мира,
освоение основ
экологической
грамотности.
Сформированность
уважительного
отношения к России,
родному краю.
Наличие мотивации
к творческому
труду, работе на
результат.
Относить изученные
объекты к
определенным
группам.
Развитие
адекватных
представлений о
собственных
возможностях.
Формирование
эстетических
потребностей,
ценностей и чувств.
Представления об
элементарных
правилах безопасного
Осознание себя как
гражданина России;
формирование
52
9
7.04
Хищные птицы.
Отличительные
признаки хищных
птиц.
53
10
10.04
Птицы живого уголка.
Уход за птицами
живого уголка.
54
11
14.04
Охрана животного мира.
Роль животных в
природе.
Заповедники,
национальные парки.
55
12
17.04
Обобщение по теме
«Животные»
Обобщение знаний
теме «Животные»
56
13
21.04
Тест № 4 по теме
«Животные»
Проверка знаний
умений по теме
«Животные»
сохранять цели и
задачи учебной
деятельности, поиска
средств её
осуществления.
Освоение способов
решения проблем
творческого и поискового характера.
поведения в природе и
обществе.
чувства гордости за
свою Родину.
Осознание
целостности
окружающего мира,
освоение основ
экологической
грамотности.
Овладение
способностью
принимать и
сохранять цели и
задачи учебной
деятельности, поиска
средств её
осуществления.
Формирование
умения планировать,
контролировать и
оценивать учебные
действия.
Формирование
умения понимать
причины
успеха/неуспеха
учебной
деятельности.
Определять наиболее
эффективные
способы достижения
результата.
Сформированность
уважительного
отношения к России,
родному краю.
Овладение
начальными
навыками
адаптации в
динамично
изменяющемся и
развивающемся
мире.
Наличие мотивации
к творческому
труду, работе на
результат.
Представления об
элементарных
правилах безопасного
поведения в природе и
обществе.
Относить изученные
объекты к
определенным
группам.
Формирование
установки на
безопасный,
здоровый образ
жизни.
Наличие мотивации
к творческому
труду, работе на
результат.
Освоение доступных
способов изучения
природы и
общества.
Формирование
эстетических
потребностей,
ценностей и чувств.
Овладение
способностью
принимать и
сохранять цели и
задачи учебной
деятельности, поиска
Сформированность
уважительного
отношения к России,
родному краю.
Овладение
начальными
навыками
адаптации в
динамично
изменяющемся и
Человек (8 ч)
57
1
24.04
Человек.
Дыхание
Человека.
Знание органов
дыхания. Внешнее и
внутреннее строение
человека.
средств её
осуществления.
развивающемся
мире.
58
2
28.04
Профилактика
простудных
заболеваний
Правила гигиены.
Освоение способов
решения проблем
творческого и поискового характера.
59
3
5.05
Кровь. Сердце. Пульс.
Внутреннее строение
человека.
60
4
12.05
Здоровье человека.
Правила здорового
образа жизни.
Формирование
умения планировать,
контролировать и
оценивать учебные
действия.
Определять наиболее
эффективные
способы достижения
результата.
Осознание
целостности
окружающего мира,
освоение основ
экологической
грамотности.
Представления об
элементарных
правилах безопасного
поведения в природе и
обществе.
Освоение доступных
способов изучения
природы и
общества.
61
5
15.05
Поведение во
время болезни.
Вызов врача.
Практическая работа № 3.
Практическая
отработка навыков
телефонных
разговоров.
Формирование
умения понимать
причины
успеха/неуспеха
учебной
деятельности.
Осознание
целостности
окружающего мира,
освоение основ
экологической
грамотности.
62
6
19.05
Питание человека.
Знание правил
хранения продуктов.
Сформированность
уважительного
отношения к России,
родному краю.
63
7
22.05
Обобщение по разделу
«Человек»
Общение знаний и
умений по разделу
«Человек»
64
8
26.05
Промежуточная
аттестация.
Проверка знаний,
умений по темам
курса 3 класса.
Овладение
способностью
принимать и
сохранять цели и
задачи учебной
деятельности, поиска
средств её
осуществления.
Формирование
умения планировать,
контролировать и
оценивать учебные
действия.
Определять наиболее
эффективные
способы достижения
результата.
Представления об
элементарных
правилах безопасного
поведения в природе и
обществе.
Освоение доступных
способов изучения
природы и
общества.
Формирование
установки на
безопасный,
здоровый образ
жизни.
Формирование
эстетических
потребностей,
ценностей и чувств.
Осознание себя как
гражданина России;
формирование
чувства гордости за
свою Родину.
Овладение
начальными
навыками
адаптации в
динамично
изменяющемся и
развивающемся
мире.
Формирование
установки на
безопасный,
здоровый образ
жизни.
Развитие
адекватных
представлений о
собственных
возможностях.
Наличие мотивации
к творческому
труду, работе на
результат.
Повторение (4 ч)
65
1
Календарь.
Основные признаки
каждого времени года.
Порядок месяцев в
сезоне, в году.
Формирование
умения планировать,
контролировать и
оценивать учебные
действия.
66
2
Растения.
Дикорастущие,
культурные и
комнатные растения.
Значение растений в
природе.
67
3
Животные.
Классификация
животных.
Отличительные
признаки.
68
4
Игра «Что? Где? Когда?» по
темам курса 3 класса.
Умение
анализировать,
сравнивать.
Овладение
способностью
принимать и
сохранять цели и
задачи учебной
деятельности, поиска
средств её
осуществления.
Формирование
умения планировать,
контролировать и
оценивать учебные
действия.
Освоение способов
решения проблем
творческого и поискового характера.
I четверть
II четверть
III четверть
IV четверть
Год
Тест
2
1
1
4
Практическая часть программы
Контрольная работа
1
1
2
Осознание
целостности
окружающего мира,
освоение основ
экологической
грамотности.
Сформированность
уважительного
отношения к России,
родному краю.
Освоение доступных
способов изучения
природы и
общества.
Осознание
целостности
окружающего мира,
освоение основ
экологической
грамотности.
Осознание себя как
гражданина России;
формирование
чувства гордости за
свою Родину.
Овладение
начальными
навыками
адаптации в
динамично
изменяющемся и
развивающемся
мире.
Формирование
установки на
безопасный,
здоровый образ
жизни.
Развитие
адекватных
представлений о
собственных
возможностях.
Практическая работа
2
1
3