Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Верхнедобринская средняя школа Камышинского муниципального района Волгоградской области Адаптированная рабочая программа учебного курса «Ручной труд» 3 класс для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения) Составила учитель начальных классов: Раут Е.Н. МКОУ Верхнедобринская СШ Год составления программы: 2024 Пояснительная записка Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; адаптированной основной общеобразовательной программой МКОУ Верхнедобринской СШ для лиц с интеллектуальными нарушениями.; авторской программы В.В. Воронковой. Ручной труд как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки ручного труда оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности обучающихся, воспитанию положительных навыков и привычек. Изучение предмета «Ручной труд» в начальной школе направлено на достижение следующих целей: -воспитание положительных качеств личности ученика: трудолюбия, настойчивости, умение работать в коллективе; - уважение к людям труда; - получение элементарных знаний по видам труда. Задачи: - формирование трудовых качеств; обучение доступным приемам труда; развитие самостоятельности в труде; привитие интереса к труду; - формирование организационных умений в труде – работать только на своем рабочем месте, правильно располагать на нем инструменты и материалы, убирать их по окончании работы. Тематическое планирование рассчитано на 34 часа в год, что составляет 1 учебный час в неделю. Для реализации данного планирования был выбран учебник для 3 класса общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, автор Л.А.Кузнецова «Технология. Ручной труд», Москва «Просвещение», 2018. Форма организации образовательного процесса: основной, главной формой организации учебного процесса является урок и экскурсии. В процессе обучения школьников целесообразно использовать следующие методы и приемы: словесный метод ( рассказ, объяснение ,беседа, работа с учебником); наглядный метод (метод иллюстраций, метод демонстраций); практический метод (упражнения, практическая работа); репродуктивный метод (работа по алгоритму); коллективный, индивидуальный; творческий метод; Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета «Ручной труд» Предметные результаты Минимальный уровень: - знание правил организации рабочего места и умение самостоятельно его организовать в зависимости от характера выполняемой работы, (рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте); - знание видов трудовых работ; - знание названий и некоторых свойств поделочных материалов, используемых на уроках ручного труда; знание и соблюдение правил их хранения, санитарно-гигиенических требований при работе с ними; - знание названий инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их устройства, правил техники безопасной работы с колющими и режущими инструментами; - знание приемов работы (разметки деталей, выделения детали из заготовки, формообразования, соединения деталей, отделки изделия), используемые на уроках ручного труда; - анализ объекта, подлежащего изготовлению, выделение и называние его признаков и свойств; определение способов соединения деталей; - пользование доступными технологическими (инструкционными) картами; - составление стандартного плана работы по пунктам; - владение некоторыми технологическими приемами ручной обработки материалов; - использование в работе доступных материалов (глиной и пластилином; природными материалами; бумагой и картоном; нитками и тканью; -выполнение несложного ремонта одежды) Достаточный уровень: - знание правил рациональной организации труда, включающих упорядоченность действий и самодисциплину; - знание об исторической, культурной и эстетической ценности вещей; - знание видов художественных ремесел; - нахождение необходимой информации в материалах учебника, рабочей тетради; - знание и использование правил безопасной работы с режущими и колющими инструментами, соблюдение санитарно-гигиенических требований при выполнении трудовых работ; - осознанный подбор материалов по их физическим, декоративно-художественным и конструктивным свойствам; - отбор оптимальных и доступных технологических приемов ручной обработки в зависимости от свойств материалов и поставленных целей; экономное расходование материалов; - использование в работе с разнообразной наглядности: составление плана работы над изделием с опорой на предметно-операционные и графические планы, распознавание простейших технических рисунков, схем, чертежей, их чтение и выполнение действий в соответствии с ними в процессе изготовления изделия; - осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы; - оценка своих изделий (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец); - установление причинно-следственных связей между выполняемыми действиями и их результатами; - выполнение общественных поручений по уборке класса/мастерской после уроков трудового обучения. Личностные результаты 1. Ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; 2. Развитая мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, т 3. Развитие мыслительной деятельности; 4. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, учебноисследовательской, творческой и других видах деятельности; 5. Формирование умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи; 6. Формирование способности к эмоциональному восприятию учебного материала Основные требования к знаниям и умениям обучающихся 3 класса: - технические термины; -основные приемы работы с различными материалами; - знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы; - санитарно-гигиенические требования. - самостоятельно ориентироваться в задании; -самостоятельно сравнивать образец с натуральным объектом, чучелом, игрушкой; - самостоятельно составлять план работы самостоятельно и по вопросам учителя; - самостоятельно подбирать материал и инструменты для работы вначале с помощью учителя, а затем самостоятельно; - выполнять изделия с помощью учителя и самостоятельно; -придерживаться плана при выполнении изделия; - анализировать свое изделие и изделие товарища; - ориентироваться в пространстве; - осуществлять контрольные действия на глаз, с помощью мерочки и линейки; - отвечать простыми предложениями, употребляя в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов. Содержание курса РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ (МНОГОДЕТАЛЬНЫЕ ОБЪЕМНЫЕ ИЗДЕЛИЯ) Практические работы Экскурсия в природу с целью сбора природного материала. Изготовление по образцу жирафа из кукурузных початков, моркови, кочерыжек, палочек и бумажных деталей. Изготовление по рисунку паука из скорлупы грецкого ореха, плюски желудя, проволоки, пластилина. РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ Практические работы Окантовка картона полосками бумаги, листом. Изготовление по образцу подложек квадратной и прямоугольной формы для крепления плоских природных материалов, для наклеивания различных вырезок (дидактический материал, лото). Слабые учащиеся выполняют работу с помощью учителя. РАБОТА С ПРОВОЛОКОЙ Практические работы Экскурсия в слесарную мастерскую. Выправление проволоки волочением, сгибание ее под прямым углом, отрезание кусачками по заданному размеру. Изготовление деталей для работы с природным материалом. Изготовление по образцу и контурному рисунку стилизованных фигурок рыб, птиц, животных. Выполнение изделия по показу приемов работы учителем. РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ Практические работы Изготовление по замыслу объемных изделий из различных материалов (после экскурсий, чтения книг, просмотра кинофильма). РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ Практические работы Разметка картона и бумаги по шаблонам сложной конфигурации. Изготовление елочных игрушек. Изготовление плоских карнавальных полумасок и масок из тонкого картона и плотной бумаги. Отделка изделий аппликативными украшениями. Изготовление из тонкого картона и плотной бумаги карнавальных головных уборов (кокошник, шапочка с козырьком). Отделка изделий аппликативными украшениями. Работа выполняется по показу учителя. РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ Практические работы Упражнения в разметке бумаги и картона по линейке. Нанесение рицовки ножом по линейке с фальцем. Изготовление обложки для проездного билета. Изготовление по образцу складной доски для игры в шашки. Изготовление по образцу папки для тетрадей без клапанов, с завязками. РАБОТА С ТЕКСТИЛЬНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ Практические работы Ознакомление с косым обметочным стежком. Упражнения на полосе тонкого картона по готовым проколам. Изготовление закладки из фотопленки с цветным вкладышем. Оформление концов закладки кисточками. Пришивание косыми стежками вешалки из тесьмы к полотенцу. Изготовление кармашка из клеенки или бархатной бумаги для счетных палочек, ножниц. Обметывание боковых срезов кармашка по готовым проколам косым стежком. Слабые учащиеся выполняют работу по заделу. Изготовление по образцу подушечки-прихватки по самостоятельно составленной выкройке из нескольких сложенных вместе кусочков разноцветной ткани (сметывание по краям и по диагонали, обметывание краев косым стежком) РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ (ОБЪЕМНЫЕ ИЗДЕЛИЯ ИЗ КАРТОНА) Практические работы Изготовление открытых коробок из тонкого картона. Разметка развертки коробки по шаблону и по линейке. Склеивание коробок двумя способами: с помощью клапанов и по стыкам, оклеивание полосой бумаги. Работа выполняется по образцу и показу отдельных приемов работы учителем. РАБОТА С ТЕКСТИЛЬНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ Практические работы Составление по образцам простейшего рисунка на листе бумаги в клетку. Вышивание рисунка, переведенного учителем на льняное полотно, ручными стежками, оформление вышитого куска ткани в виде салфетки, коврика, кукольного полотенца и т. д. Календарно-тематическое планирование № Тема урока 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Вводный урок. Закрепление учебного материала первого и вторых классов. Экскурсия в природу «Сбор природного материала» Кол -во час ов 1 1 Планируемые результаты Предметные Личностные Применять на практике правила работы на уроках ручного труда. Сбор природного материала. Беседа 4.09 Беседа. 11.09 Оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; Выполнять правила безопасного поведения в школе. Адекватно воспринимать оценку учителя. Самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей. Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия; Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту Изготовление по образцу жирафа Практическая работа 18.09 Изготовление по рисунку паука из скорлупы грецкого ореха. Самостоятельно работать по образцу. Практическая работа 25.09 Практическая работа 2.10 Изготовление по образцу подложек Практическая работа 9.10 ТБ в слесарной мастерской Фронтальный опрос 16.10 Работа по образцу Практическая работа 23.10 Работа по образцу. Практическая работа. 6.11 Изготовление объемных изделий из различных природных материалов. Практическая работа 13.11 Уметь работать по образцу. 1 Изготовление по образцу подложек квадратной и прямоугольной формы. Экскурсия в слесарную мастерскую. 1 Уметь работать с природными материалами. Уметь самостоятельно ориентироваться в задании. Уметь сравнивать образец с натуральным объектом. Знать правила безопасности в слесарной мастерской. Изготовление по образцу и контурному рисунку стилизованных фигурок рыб. Изготовление по образцу и контурному рисунку стилизованных фигурок птиц. 1 Изготовление по замыслу объемных изделий из различных природных материалов. 1 1 Дата план факт Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы. Воспитание и развитие социально значимых личностных качеств; 1 1 Мониторинг Знать правила поведения работы на уроках ручного труда. Знать правила заготовки природных материалов. Изготовление по образцу жирафа из кукурузных початков, моркови, кочерыжек, палочек и бумажных деталей. Изготовление по рисунку паука из скорлупы грецкого ореха, плюски желудя, проволоки, пластилина. Окантовка картона полосками бумаги, листом. 1 Деятельность обучающихся Уметь подбирать материалы и инструменты. Уметь придерживаться плана при выполнении изделия. Ориентироваться при выполнении плоскостных и объемных работ, правильно располагать детали, соблюдать пропорции; Знать правила ТБ при работе с конструктором. 11 Сборка по образцу треугольника из трех плоских планок. 1 12 Сборка по образцу лопатки из большого квадрата. 1 Знать приемы соединения деталей 13 Сборка по образцу лопатки из большого квадрата и планки. 1 14 Сборка по образцу лесенки из двух длинных планок. 1 15 1 16 Изготовление плоских карнавальных полумасок и масок из тонкого картона и плотной бумаги. Изготовление елочных игрушек. Уметь анализировать свое изделие и изделие товарища. Уметь делать отчет о последовательности изготовления изделия. Уметь подбирать материалы и инструменты. 17 Сборка стола по образцу. 1 18 Упражнения в разметке бумаги и картона по линейке. 1 19 Изготовление обложки для проездного билета. 1 20 Изготовление по образцу складной доски для игры в шашки. 1 21 Изготовление по образцу папки для тетрадей без клапанов, с завязками. 1 22 Ознакомление с косым обметочным стежком. 1 23 Упражнения на полосе тонкого картона по готовым проколам. 1 1 Уметь осуществлять необходимые контрольные действия. самостоятельно ориентироваться в задании сравнивать образец с натуральным объектом составлять план работы самостоятельно и по вопросам учителя подбирать материалы и инструменты делать отчет о технологии изготовления отдельных частей изделия по вопросам учителя с употреблением в речи технических терминов. анализировать свое изделие и изделие товарища осуществлять необходимые контрольные действия; ценностей и социальных ролей. Выполнять правила безопасного поведения в школе. Адекватно воспринимать оценку учителя. Воспитание и развитие социально значимых личностных качеств; Самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей Формирование способности к эмоциональному восприятию учебного материала Работа с металлическим конструктором. Практическая работа 20.11 Работа по образцу. Практическая работа 27.11 Работа по образцу. Практическая работа 4.12 Работа с металлическим конструктором. Практическая работа 11.12 Изготовление карнавальных полумасок и масок Практическая работа 18.12 Осознание себя как ученика Изготовление ёлочных игрушек. Практическая работа 25.12 Развитие мыслительной деятельности. Работа с металлическим конструктором. Практическая работа 15.01 Адекватно воспринимать оценку учителя. Самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей. Воспитание и развитие социально значимых личностных качеств. Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия. Работа с линейкой Практическая работа 22.01 Изготовление обложки для проездного билета Практическая работа 29.01 Работа по образцу. Практическая работа 5.02 Изготовление по образцу папки для тетрадей. Практическая работа 12.02 Осознание себя как ученика ТБ при работе с иглой. Практическая работа 19.02 Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального Работа с текстильным матераилом. Практическая работа 26.02 24 Пришивание косыми стежками вешалки из тесьмы к полотенцу. 1 25 Изготовление кармашка из клеенки или бархатной бумаги для счетных палочек, ножниц. Обметывание боковых срезов кармашка по готовым проколам косым стежком. Изготовление открытых коробок из тонкого картона. 1 Разметка развертки коробки по шаблону и по линейке. Склеивание коробок двумя способами: с помощью клапанов и по стыкам, оклеивание полосой бумаги. Составление по образцам простейшего рисунка на листе бумаги в клетку. Вышивание рисунка, переведенного учителем на льняное полотно, ручными стежками. 1 Самостоятельная сборка по образцу и техническому рисунку стола с перекрещенными ножками. Самостоятельная сборка по техническому рисунку дорожного знака. 1 26 22 7 28 29 30 31 32 33 34 1 1 1 1 2 1 делать отчет о последовательности изготовления изделия делать отчет о последовательности изготовления изделия самостоятельно ориентироваться в задании сравнивать образец с натуральным объектом составлять план работы самостоятельно и по вопросам учителя анализировать свое изделие и изделие товарища делать отчет о технологии изготовления отдельных частей изделия по вопросам учителя с употреблением в речи технических терминов. подбирать материалы и инструменты сравнивать образец с натуральным объектом взаимодействия. Адекватно воспринимать оценку учителя. Формирование способности к эмоциональному восприятию учебного материала Адекватно воспринимать оценку учителя. Развитие мыслительной деятельности. Пришивание косыми стежками вешалки из тесьмы. Изготовление кармашка из клеенки. Практическая работа 5.03 Практическая работа 12.03 Обметывание боковых срезов кармашка. Практическая работа 19.03 Изготовление открытых коробок. Практическая работа 2.04 Осознание себя как ученика Работа по образцу 9.04 Формирование способности к эмоциональному восприятию учебного материала. Склеивание коробок двумя способами. Практическая работа Практическая работа Адекватно воспринимать оценку учителя. Самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей. Составление по образцам рисунка на листе бумаги в клетку. Вышивание рисунка. Практическая работа 23.04 Практическая работа 30.04 7.05 Воспитание и развитие социально значимых личностных качеств. Осознание себя как ученика. Работа с металлическим конструктором. Практическая работа 14.05 Сборка по техническому рисунку дорожного знака. Практическая работа 21.05 Учебно - методическое обеспечение. - учебник 3 класс «Технология. Ручной труд» Л.А. Кузнецова (Москва "Просвещение" 2018г.) - методические рекомендации «Ручной труд» Л.А.Кузнецова ( Москва "Просвещение" 2018г.) - В.В. Выганов "Оригами"(Москва, 2002) - И.М. Петрова "Объемная аппликация" - З.А. Богатеева "Чудесные поделки из бумаги" - С.А. Хворостухина "Оригинальные поделки для дома" 16.04 - Н.В.Чен "Замечательные поделки своими руками" (Харьков Издательство "Клуб семейного досуга" 2009г.) - Хордина Рос, "Большая книга развивающих занятий для детей" ( Харьков. Издательство "Клуб семейного досуга" 2009г).