Рабочая программа по функциональной грамотности 2 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа предметного курса для второго класса «Функциональная грамотность»
разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования, требованиями к основной
образовательной программе начального общего образования.
Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и
психологические особенности младшего школьника.
Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие
способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них,
использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и
возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и
буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование
прочитанного для осуществления жизненных целей.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у
обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они
живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать
математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие
созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие
экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного
поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения
полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики
семьи.
Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является
формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для
выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с
помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и
экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира и тех
изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия
соответствующих решений.
Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность»
предназначена для реализации во 2 классе начальной школы и рассчитана на 17 часов.
Предметный курс безотметочный.
Учитель может варьировать, чередовать последовательность проведения занятий по
своему усмотрению.
Для повышения мотивации изучения курса и с учетом возрастных особенностей
второклассников для занятий используются сюжеты художественных и научнопознавательных текстов.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Читательская грамотность: понятия «художественный» и «научно-познавательный»;
жанровое сходство и различия художественных и научно-познавательных текстов; составление
характеристики героев прочитанных произведений; деление текстов на части, составление плана;
ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка
прочитанного;
Математическая грамотность: нахождение значений математических выражений в
пределах 100, составление числовых выражений и нахождение их значений. Состав чисел
первого и второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа,
задачи на

увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, столбчатых
диаграмм, календарь, логические задачи, ложные и истинные высказывания, построение
геометрических фигур, нахождение длины ломаной, диаметр окружности, периметр
треугольника.
Финансовая грамотность: деньги, аверс и реверс монеты, кредиты, вклады, банковская
карта, правила безопасного использования банковских карт, фальшивые и повреждённые деньги,
средства защиты российских банкнот, валюта.
Естественно-научная грамотность: наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком,
овощами, мёдом, лесной землей, песком, глиной. Состав почвы, перегной. Состав и свойства
древесины. Названия овощей, выделение среди овощей корнеплодов. Названия частей растений,
виды корней, свойства корней. Представление о позвоночных животных.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Программа обеспечивает достижение второклассниками следующих личностных,
метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
– осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении
финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
– овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
– осознавать личную ответственность за свои поступки;
– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных
ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
– осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа
над проектами и исследования;
– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и
представления информации;
– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям;
– использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке
информации;
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия,
свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
– проявлять познавательную и творческую инициативу;
– принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том
числе во внутреннем плане;
– контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы
в их выполнение;
– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;

– оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями
оценивания, самооценка и взаимооценка.
Коммуникативные:
– адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с
поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в
речи;
– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной
речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– совместно договариваться о правилах работы в группе;
– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и
заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и
возможности, участвовать в социальной жизни;
– способность различать тексты различных жанров и типов;
– умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
– умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
– умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в
соответствии с поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в
разнообразных контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
– способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать,
объяснить и предсказать явления;
– способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные
суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и
размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
– понимание и правильное использование экономических терминов;
– представление о банковских картах;
– умение правильно обращаться с поврежденными деньгами;
– представление о различных банковских услугах;
– проведение элементарных финансовых расчётов.
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:
– способность осваивать и использовать естественно-научные знания для
распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения
естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах
выводов;
– способность понимать основные особенности естествознания как формы
человеческого познания.
ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Обучение ведется на безотметочной основе.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
 степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
 поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность
обеспечивают положительные результаты;

 результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при
выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
 косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение
качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру,
литературному чтению и другим предметам.Тематическое планирование с
указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы
учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного
модуля, и возможность использования по этой теме электронных (цифровых)
образовательных ресурсов.

№ п/п

Наименование
разделов и тем
программы

Количе
ство
часов

1

Блок «Читательская
грамотность»

4

2

Блок «Математическая
грамотность»

4

Виды деятельности

Виды,
формы
контроля

Электронные
(цифровые)
образовательн
ые ресурсы
Образователь
ные сайты
Учи.ру,
ЯндексУчебн
ик, РЭШ

Понятия
Устный
«художественный» и
опрос,
«научнопрактиче
познавательный»;
ская
жанровое сходство и
работа
различия
художественных и
научнопознавательных
текстов; составление
характеристики героев
прочитанных
произведений; деление
текстов на части,
составление плана;
ответы по содержанию
прочитанных
произведений,
эмоциональная и
личностная оценка
прочитанного
Нахождение
Устный Образователь
ные сайты
значений
опрос,
математических
практическ Учи.ру,
выражений
в ая работа ЯндексУчебн
ик, РЭШ
пределах
100,
составление
числовых выражений
и нахождение
их
значений.
Состав
чисел
первого
и
второго
десятка,
задание
на
нахождение суммы;
задачи
на
нахождение
части
числа,
задачи
на
увеличение
и
уменьшение числа на
несколько
единиц,

чтение и заполнение
таблиц, столбчатых
диаграмм, календарь,
логические
задачи,
ложные и истинные
высказывания,
построение
геометрических
фигур,
нахождение
длины
ломаной,
диаметр окружности,
периметр
треугольника.
3

Блок «Финансовая
грамотность»

4

Деньги, аверс и реверс Устный Образователь
ные сайты
монеты,
кредиты,
опрос,
вклады,
банковская практичес Учи.ру,
ЯндексУчебн
карта,
правила
кая
ик, РЭШ
безопасного
работа
использования
банковских
карт,
фальшивые
и
повреждённые деньги,
средства
защиты
российских банкнот,
валюта.

4

Блок «Естественнонаучная грамотность»

5

Наблюдения
и Устный Образователь
ные сайты
простейшие
опрос,
эксперименты
с практичес Учи.ру,
ЯндексУчебн
яблоком,
овощами,
кая
ик, РЭШ
мёдом, лесной землей,
работа
песком,
глиной.
Состав
почвы,
перегной. Состав и
свойства древесины.
Названия
овощей,
выделение
среди
овощей корнеплодов.
Названия
частей
растений,
виды
корней,
свойства
корней.
Представление
о
позвоночных
животных.

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

17

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/
п
1.

Тема

Предмет
изучения

Михаил
Пришвин.
Беличья
память

Различия научнопознавательного и
художественного
текстов.

2.

Про беличьи
запасы

Сложение
одинаковых
слагаемых,
решение задач.

3.

Беличьи
деньги

Бумажные и
металлические
деньги, рубль,
копейка.

Формируемые умения

Дата
изучения

– Определять жанр,
04.09
тему, героев
произведения;
– объяснять значения
выражений,
встретившихся в тексте;
– озаглавливать
прочитанный текст;
– находить необходимую
информацию в
прочитанном тексте;
– задавать вопросы по
содержанию
прочитанного и отвечать
на них;
– давать характеристику
герою произведения;
– различать научнопознавательный текст и
художественный;
находить их сходство и
различия.
– Работать с таблицами:
интерпретировать и
дополнять данные;
– выполнять сложение и
сравнение чисел в
пределах 100;
11.09
– объяснять графические
модели при решении
задач;
– анализировать
представленные данные,
устанавливать
закономерности;
– строить ломаную
линию.
– Объяснять значение
понятий «покупка»,
18.09
«продажа», «сделка»,
«деньги»;
– понимать, откуда
возникло название
российских денег
«рубль» и «копейка»;
– находить у монеты
аверс и реверс;

Коррект
ировка

– выполнять логические
операции: анализ, синтез
и сравнение;
– готовить небольшое
сообщение на заданную
тему.
Про белочку
и погоду

Наблюдения за
погодой.

– Объяснять, что такое
«погода», «хорошая и
плохая погода»,
«облачность»;
– объяснять, что такое
«оттепель», «наст»;
– работать с таблицами
наблюдений за погодой;
– высказывать
предположения и
гипотезы о причинах
наблюдаемых явлений;
– работать в парах.

5.

И. СоколовМикитов.
В берлоге

Содержание
рассказа.
Отличия
художественного,
научнопознавательного и
газетного стилей.

Определять жанр, тему,
героев произведения;
02.10
– объяснять значения
выражений,
встретившихся в тексте;
– отвечать на вопросы по
содержанию текста
цитатами из него;
– составлять вопросы по
содержанию текста для
готовых ответов;
– определять отрывок, к
которому подобрана
иллюстрация;
– разгадывать ребусы;
– устанавливать
логические связи.

6

Медвежье
потомство

Столбчатая
диаграмма,
таблицы,
логические задачи.

– Анализировать данные
столбчатой диаграммы,
представленные в явном
и неявном виде;
– дополнять
недостающие на
диаграмме данные;
– отвечать на вопросы,
ответы на которые
спрятаны на диаграмме;
– анализировать данные
таблицы, устанавливая
их истинность и

4

25.09

09.10

7

8

Повреждённ
ые и
фальшивые
деньги

Наличные деньги,
средства защиты
бумажных денег,
повреждённые
деньги.

Лесные
сладкоежки

Медонос,
настоящий и
искусственный мёд

ложность;
– выполнять вычисления
на увеличение и
уменьшение числа на
несколько единиц;
– решать логические
задачи на практическое
деление;
– находить периметр
треугольника;
– строить связное
речевое устное или
письменное
высказывание в
соответствии с учебной
задачей.
– Объяснять на
доступном для
второклассника уровне,
что такое фальшивые и
поврежденные деньги;
– знать правила
использования
поврежденных денег;
– находить и показывать
средства защиты на
российских банкнотах;
– находить необходимую
информацию в тексте;
– отвечать на вопросы на
основе полученной
информации.
– Проводить несложные
опыты с мёдом;
– определять
последовательность
действий при
проведении опытов;
– делать выводы по
результатам опытов;
– различать свойства
настоящего и
поддельного,
искусственного мёда;
– анализировать данные
таблицы;
– строить логические
рассуждения и
оформлять их в устной и
письменной речи;
– иметь представление о
лечебных свойствах

16.10

23.10

мёда.
9

10

– Заполнять кластер на
основе полученных
сведений из текста;
– определение
лексического значения
слова;
– находить необходимую
информацию в тексте;
– определять объект на
рисунке с помощью
подсказки;
– определять
последовательность
действий, описанных в
рассказе;
– различать
художественный и
научно-познавательный
текст;
– сравнивать авторский
текст и текст из
энциклопедии, находить
общие сведения;
– определять по
высказываниям
информацию,
полученную из текста;
– строить связное
речевое устное или
письменное
высказывание в
соответствии с учебной
задачей.
– Определять количество
Единицы
измерения времени: часов в сутках;
– находить необходимую
сутки, часы.
информацию в тексте и
Сложение в
выполнять
пределах 100.
Логические задачи. математические
вычисления;
Диаграмма.
– подбирать из
предложенных чисел
суммы чисел, состоящих
из двух слагаемых,
доказывать правильность
выбранных чисел;
– решать логические
задачи по данному
условию;
– составлять

Лев Толстой. Содержание
Зайцы
рассказа.
Сравнение научнопознавательного и
художественного
текстов.

Про зайчат и
зайчиху

06.11

13.11

11

12

13

Банковская
карта

Банковская карта.

Про
Зайчишку и
овощи

Морковь, огурец,
помидор, свёкла,
капуста.

Николай
Сладков.
Весёлая игра

Содержание
рассказа

элементарную
диаграмму.
– Давать характеристику
наличным деньгам;
– рассказывать о
дебетовой банковской
карте;
– объяснять, что
обозначают надписи на
карте;
– объяснять, как
производить покупку в
магазине;
– объяснять, как можно
снять деньги в банкомате
с помощью карты;
– рассказывать о
кредитной банковской
карте.
– Определять по
рисункам названия
растений и находить
среди них овощи;
– выделять среди овощей
корнеплоды;
– проводить опыт по
проращиванию моркови;
– определять цвет сока
овощей опытным путём;
– сравнивать свойства
сырой и варёной
моркови.
– Определять тип и тему
текста, называть его
персонажей;
– понимать, что такое
«цитата», использовать
цитаты в качестве
ответов на вопросы по
содержанию
прочитанного текста;
– объяснять лексическое
значение слов и
выражений;
– устанавливать
истинность и ложность
утверждений,
подтверждая или
опровергая их с
помощью цитат;
– составлять на
доступном для

20.11

27.11

04.12

второклассника языке
инструкции/правила,
грамотно оформлять их
на письме.
14

15

16

Лисьи
забавы

Решение
логических задач с
помощью таблицы;
столбчатая
диаграмма, чертёж.

Безопасност
ь
денег на
банковской
карте

Правила
безопасности при
использовании
банковских карт.

Лисьи норы

Устройство лисьей
норы, свойства
лесной земли, песка
и глины, состав
почвы.

– Определять дату по
календарю;
– находить необходимую
информацию в тексте и
выполнять
математические
вычисления;
– записывать краткую
запись и решение задач;
– решать логические
задачи с помощью
таблицы;
– анализировать данные,
представленные в
столбчатой диаграмме,
дополнять недостающие
в диаграмме данные;
– составлять вопросы,
ответы на которые
можно узнать по данным
столбчатой диаграммы;
– читать простейшие
чертежи, выполнять
построения на чертеже в
соответствии с данными
задачи.
– Иметь представление
об элементах,
расположенных на
лицевой и оборотных
сторонах банковской
карты, объяснять их
назначение;
– находить необходимую
информацию в тексте
задания;
– формулировать
правила безопасности
при использовании
банковских карт.
– Иметь представление
об устройстве лисьих
нор;
– проводить простейшие
опыты по определению
свойств лесной земли,
песка и глины, состава

11.12

18.12

25.12

почвы;
– делать выводы по
результатам
проведенных
наблюдений и опытов;
– понимать и объяснять,
от чего зависит
плодородие почвы.
17

Обыкновенн
ые
кроты

Содержание
научнопознавательного
текста.

– Определять тип текста;
– составлять описание
крота на основе
прочитанного текста;
– разгадывать ребусы и
соотносить словаассоциации;
– соединять линиями
части предложений и
определять их
последовательность в
тексте;
– объяснять значение
слова;
– составлять вопросы по
предложенным
предложениям;
– находить синонимы к
предложенному слову;
– писать сочинениерассуждение по
заданной теме;
– определять название
раздела, в котором
может быть размещён
текст.

08.01

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Функциональная грамотность. 2 класс. Программа внеурочной деятельности / М.В. Буряк,
С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 96 с. – (Учение с увлечением).
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
мультимедийный проектор
персональный компьютер
принтер
проектор

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Альбомы, цветные карандаши, фломастеры.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».