ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа предметного курса для второго класса «Функциональная грамотность»
разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования, требованиями к основной
образовательной программе начального общего образования.
Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и
психологические особенности младшего школьника.
Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие
способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них,
использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и
возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и
буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование
прочитанного для осуществления жизненных целей.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у
обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они
живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать
математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие
созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие
экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного
поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения
полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики
семьи.
Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является
формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для
выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с
помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и
экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира и тех
изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия
соответствующих решений.
Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность»
предназначена для реализации во 2 классе начальной школы и рассчитана на 17 часов.
Предметный курс безотметочный.
Учитель может варьировать, чередовать последовательность проведения занятий по
своему усмотрению.
Для повышения мотивации изучения курса и с учетом возрастных особенностей
второклассников для занятий используются сюжеты художественных и научнопознавательных текстов.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Читательская грамотность: понятия «художественный» и «научно-познавательный»;
жанровое сходство и различия художественных и научно-познавательных текстов; составление
характеристики героев прочитанных произведений; деление текстов на части, составление плана;
ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка
прочитанного;
Математическая грамотность: нахождение значений математических выражений в
пределах 100, составление числовых выражений и нахождение их значений. Состав чисел
первого и второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа,
задачи на
увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, столбчатых
диаграмм, календарь, логические задачи, ложные и истинные высказывания, построение
геометрических фигур, нахождение длины ломаной, диаметр окружности, периметр
треугольника.
Финансовая грамотность: деньги, аверс и реверс монеты, кредиты, вклады, банковская
карта, правила безопасного использования банковских карт, фальшивые и повреждённые деньги,
средства защиты российских банкнот, валюта.
Естественно-научная грамотность: наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком,
овощами, мёдом, лесной землей, песком, глиной. Состав почвы, перегной. Состав и свойства
древесины. Названия овощей, выделение среди овощей корнеплодов. Названия частей растений,
виды корней, свойства корней. Представление о позвоночных животных.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Программа обеспечивает достижение второклассниками следующих личностных,
метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
– осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении
финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
– овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
– осознавать личную ответственность за свои поступки;
– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных
ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
– осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа
над проектами и исследования;
– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и
представления информации;
– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям;
– использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке
информации;
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия,
свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
– проявлять познавательную и творческую инициативу;
– принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том
числе во внутреннем плане;
– контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы
в их выполнение;
– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
– оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями
оценивания, самооценка и взаимооценка.
Коммуникативные:
– адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с
поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в
речи;
– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной
речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– совместно договариваться о правилах работы в группе;
– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и
заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и
возможности, участвовать в социальной жизни;
– способность различать тексты различных жанров и типов;
– умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
– умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
– умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в
соответствии с поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в
разнообразных контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
– способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать,
объяснить и предсказать явления;
– способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные
суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и
размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
– понимание и правильное использование экономических терминов;
– представление о банковских картах;
– умение правильно обращаться с поврежденными деньгами;
– представление о различных банковских услугах;
– проведение элементарных финансовых расчётов.
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:
– способность осваивать и использовать естественно-научные знания для
распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения
естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах
выводов;
– способность понимать основные особенности естествознания как формы
человеческого познания.
ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Обучение ведется на безотметочной основе.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность
обеспечивают положительные результаты;
результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при
выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение
качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру,
литературному чтению и другим предметам.Тематическое планирование с
указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы
учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного
модуля, и возможность использования по этой теме электронных (цифровых)
образовательных ресурсов.
№ п/п
Наименование
разделов и тем
программы
Количе
ство
часов
1
Блок «Читательская
грамотность»
4
2
Блок «Математическая
грамотность»
4
Виды деятельности
Виды,
формы
контроля
Электронные
(цифровые)
образовательн
ые ресурсы
Образователь
ные сайты
Учи.ру,
ЯндексУчебн
ик, РЭШ
Понятия
Устный
«художественный» и
опрос,
«научнопрактиче
познавательный»;
ская
жанровое сходство и
работа
различия
художественных и
научнопознавательных
текстов; составление
характеристики героев
прочитанных
произведений; деление
текстов на части,
составление плана;
ответы по содержанию
прочитанных
произведений,
эмоциональная и
личностная оценка
прочитанного
Нахождение
Устный Образователь
ные сайты
значений
опрос,
математических
практическ Учи.ру,
выражений
в ая работа ЯндексУчебн
ик, РЭШ
пределах
100,
составление
числовых выражений
и нахождение
их
значений.
Состав
чисел
первого
и
второго
десятка,
задание
на
нахождение суммы;
задачи
на
нахождение
части
числа,
задачи
на
увеличение
и
уменьшение числа на
несколько
единиц,
чтение и заполнение
таблиц, столбчатых
диаграмм, календарь,
логические
задачи,
ложные и истинные
высказывания,
построение
геометрических
фигур,
нахождение
длины
ломаной,
диаметр окружности,
периметр
треугольника.
3
Блок «Финансовая
грамотность»
4
Деньги, аверс и реверс Устный Образователь
ные сайты
монеты,
кредиты,
опрос,
вклады,
банковская практичес Учи.ру,
ЯндексУчебн
карта,
правила
кая
ик, РЭШ
безопасного
работа
использования
банковских
карт,
фальшивые
и
повреждённые деньги,
средства
защиты
российских банкнот,
валюта.
4
Блок «Естественнонаучная грамотность»
5
Наблюдения
и Устный Образователь
ные сайты
простейшие
опрос,
эксперименты
с практичес Учи.ру,
ЯндексУчебн
яблоком,
овощами,
кая
ик, РЭШ
мёдом, лесной землей,
работа
песком,
глиной.
Состав
почвы,
перегной. Состав и
свойства древесины.
Названия
овощей,
выделение
среди
овощей корнеплодов.
Названия
частей
растений,
виды
корней,
свойства
корней.
Представление
о
позвоночных
животных.
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
17
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/
п
1.
Тема
Предмет
изучения
Михаил
Пришвин.
Беличья
память
Различия научнопознавательного и
художественного
текстов.
2.
Про беличьи
запасы
Сложение
одинаковых
слагаемых,
решение задач.
3.
Беличьи
деньги
Бумажные и
металлические
деньги, рубль,
копейка.
Формируемые умения
Дата
изучения
– Определять жанр,
04.09
тему, героев
произведения;
– объяснять значения
выражений,
встретившихся в тексте;
– озаглавливать
прочитанный текст;
– находить необходимую
информацию в
прочитанном тексте;
– задавать вопросы по
содержанию
прочитанного и отвечать
на них;
– давать характеристику
герою произведения;
– различать научнопознавательный текст и
художественный;
находить их сходство и
различия.
– Работать с таблицами:
интерпретировать и
дополнять данные;
– выполнять сложение и
сравнение чисел в
пределах 100;
11.09
– объяснять графические
модели при решении
задач;
– анализировать
представленные данные,
устанавливать
закономерности;
– строить ломаную
линию.
– Объяснять значение
понятий «покупка»,
18.09
«продажа», «сделка»,
«деньги»;
– понимать, откуда
возникло название
российских денег
«рубль» и «копейка»;
– находить у монеты
аверс и реверс;
Коррект
ировка
– выполнять логические
операции: анализ, синтез
и сравнение;
– готовить небольшое
сообщение на заданную
тему.
Про белочку
и погоду
Наблюдения за
погодой.
– Объяснять, что такое
«погода», «хорошая и
плохая погода»,
«облачность»;
– объяснять, что такое
«оттепель», «наст»;
– работать с таблицами
наблюдений за погодой;
– высказывать
предположения и
гипотезы о причинах
наблюдаемых явлений;
– работать в парах.
5.
И. СоколовМикитов.
В берлоге
Содержание
рассказа.
Отличия
художественного,
научнопознавательного и
газетного стилей.
Определять жанр, тему,
героев произведения;
02.10
– объяснять значения
выражений,
встретившихся в тексте;
– отвечать на вопросы по
содержанию текста
цитатами из него;
– составлять вопросы по
содержанию текста для
готовых ответов;
– определять отрывок, к
которому подобрана
иллюстрация;
– разгадывать ребусы;
– устанавливать
логические связи.
6
Медвежье
потомство
Столбчатая
диаграмма,
таблицы,
логические задачи.
– Анализировать данные
столбчатой диаграммы,
представленные в явном
и неявном виде;
– дополнять
недостающие на
диаграмме данные;
– отвечать на вопросы,
ответы на которые
спрятаны на диаграмме;
– анализировать данные
таблицы, устанавливая
их истинность и
4
25.09
09.10
7
8
Повреждённ
ые и
фальшивые
деньги
Наличные деньги,
средства защиты
бумажных денег,
повреждённые
деньги.
Лесные
сладкоежки
Медонос,
настоящий и
искусственный мёд
ложность;
– выполнять вычисления
на увеличение и
уменьшение числа на
несколько единиц;
– решать логические
задачи на практическое
деление;
– находить периметр
треугольника;
– строить связное
речевое устное или
письменное
высказывание в
соответствии с учебной
задачей.
– Объяснять на
доступном для
второклассника уровне,
что такое фальшивые и
поврежденные деньги;
– знать правила
использования
поврежденных денег;
– находить и показывать
средства защиты на
российских банкнотах;
– находить необходимую
информацию в тексте;
– отвечать на вопросы на
основе полученной
информации.
– Проводить несложные
опыты с мёдом;
– определять
последовательность
действий при
проведении опытов;
– делать выводы по
результатам опытов;
– различать свойства
настоящего и
поддельного,
искусственного мёда;
– анализировать данные
таблицы;
– строить логические
рассуждения и
оформлять их в устной и
письменной речи;
– иметь представление о
лечебных свойствах
16.10
23.10
мёда.
9
10
– Заполнять кластер на
основе полученных
сведений из текста;
– определение
лексического значения
слова;
– находить необходимую
информацию в тексте;
– определять объект на
рисунке с помощью
подсказки;
– определять
последовательность
действий, описанных в
рассказе;
– различать
художественный и
научно-познавательный
текст;
– сравнивать авторский
текст и текст из
энциклопедии, находить
общие сведения;
– определять по
высказываниям
информацию,
полученную из текста;
– строить связное
речевое устное или
письменное
высказывание в
соответствии с учебной
задачей.
– Определять количество
Единицы
измерения времени: часов в сутках;
– находить необходимую
сутки, часы.
информацию в тексте и
Сложение в
выполнять
пределах 100.
Логические задачи. математические
вычисления;
Диаграмма.
– подбирать из
предложенных чисел
суммы чисел, состоящих
из двух слагаемых,
доказывать правильность
выбранных чисел;
– решать логические
задачи по данному
условию;
– составлять
Лев Толстой. Содержание
Зайцы
рассказа.
Сравнение научнопознавательного и
художественного
текстов.
Про зайчат и
зайчиху
06.11
13.11
11
12
13
Банковская
карта
Банковская карта.
Про
Зайчишку и
овощи
Морковь, огурец,
помидор, свёкла,
капуста.
Николай
Сладков.
Весёлая игра
Содержание
рассказа
элементарную
диаграмму.
– Давать характеристику
наличным деньгам;
– рассказывать о
дебетовой банковской
карте;
– объяснять, что
обозначают надписи на
карте;
– объяснять, как
производить покупку в
магазине;
– объяснять, как можно
снять деньги в банкомате
с помощью карты;
– рассказывать о
кредитной банковской
карте.
– Определять по
рисункам названия
растений и находить
среди них овощи;
– выделять среди овощей
корнеплоды;
– проводить опыт по
проращиванию моркови;
– определять цвет сока
овощей опытным путём;
– сравнивать свойства
сырой и варёной
моркови.
– Определять тип и тему
текста, называть его
персонажей;
– понимать, что такое
«цитата», использовать
цитаты в качестве
ответов на вопросы по
содержанию
прочитанного текста;
– объяснять лексическое
значение слов и
выражений;
– устанавливать
истинность и ложность
утверждений,
подтверждая или
опровергая их с
помощью цитат;
– составлять на
доступном для
20.11
27.11
04.12
второклассника языке
инструкции/правила,
грамотно оформлять их
на письме.
14
15
16
Лисьи
забавы
Решение
логических задач с
помощью таблицы;
столбчатая
диаграмма, чертёж.
Безопасност
ь
денег на
банковской
карте
Правила
безопасности при
использовании
банковских карт.
Лисьи норы
Устройство лисьей
норы, свойства
лесной земли, песка
и глины, состав
почвы.
– Определять дату по
календарю;
– находить необходимую
информацию в тексте и
выполнять
математические
вычисления;
– записывать краткую
запись и решение задач;
– решать логические
задачи с помощью
таблицы;
– анализировать данные,
представленные в
столбчатой диаграмме,
дополнять недостающие
в диаграмме данные;
– составлять вопросы,
ответы на которые
можно узнать по данным
столбчатой диаграммы;
– читать простейшие
чертежи, выполнять
построения на чертеже в
соответствии с данными
задачи.
– Иметь представление
об элементах,
расположенных на
лицевой и оборотных
сторонах банковской
карты, объяснять их
назначение;
– находить необходимую
информацию в тексте
задания;
– формулировать
правила безопасности
при использовании
банковских карт.
– Иметь представление
об устройстве лисьих
нор;
– проводить простейшие
опыты по определению
свойств лесной земли,
песка и глины, состава
11.12
18.12
25.12
почвы;
– делать выводы по
результатам
проведенных
наблюдений и опытов;
– понимать и объяснять,
от чего зависит
плодородие почвы.
17
Обыкновенн
ые
кроты
Содержание
научнопознавательного
текста.
– Определять тип текста;
– составлять описание
крота на основе
прочитанного текста;
– разгадывать ребусы и
соотносить словаассоциации;
– соединять линиями
части предложений и
определять их
последовательность в
тексте;
– объяснять значение
слова;
– составлять вопросы по
предложенным
предложениям;
– находить синонимы к
предложенному слову;
– писать сочинениерассуждение по
заданной теме;
– определять название
раздела, в котором
может быть размещён
текст.
08.01
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Функциональная грамотность. 2 класс. Программа внеурочной деятельности / М.В. Буряк,
С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 96 с. – (Учение с увлечением).
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
мультимедийный проектор
персональный компьютер
принтер
проектор
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Альбомы, цветные карандаши, фломастеры.