МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Комитет образования, науки и молодежной политики Волгоградской области Камышинского муниципального района МКОУ Верхнедобринская СШ Рабочая программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебного предмета «Чтение» 5 класса на 2024 – 2025 учебный год учитель русского языка и литературы Стрельцова Лилия Игоревна село Верхняя Добринка 2024 I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по учебному предмету «Чтение (литературное чтение)» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденной приказом Министерства с умственной далее ФАООП УО, просвещения России от 24.11.2022г номер 1026 (https://clck.ru/33NMkR). ФАООП УО адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей. Учебный предмет «Чтение (литературное чтение)» относится к предметной области «Язык и речевая практика» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Чтение (литературное чтение)» в 5 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 102 часа в год (3 часа в неделю). Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи учебного предмета «Чтение (литературное чтение)». Цель обучения – учить правильному объяснительному чтению слов, предложений и текстов, направленному на изучение произведений, понимание которых основано на имеющемся личном опыте обучающихся. Задачи обучения: − совершенствование навыка полноценного чтения как основы понимания художественного и научно-познавательного текстов; − развитие навыков речевого общения на материале доступных для понимания художественных и научно-познавательных текстов; 2 − развитие положительных качеств и свойств личности. Рабочая программа по учебному предмету «Чтение (литературное чтение)» в 5 классе определяет следующие задачи: − формирование качества техники чтения: правильность, осознанность, выразительность, беглость; − совершенствование всех видов речевой деятельности обучающихся; − формирование умения читать доступные пониманию тексты вслух и про себя; − формирование текста, умения умения поделиться осмысленно впечатлением воспринимать о содержание прочитанном, умения пересказывать текст; − формирование представлений о добре и зле, уважения к культуре разных народов; − развитие у обучающихся интереса к чтению; − знакомство с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы. II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи обучающихся, их мышлению. Обучающиеся учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные 3 причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана. На уроках чтения в 5 классе продолжается формирование у обучающихся техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания прочитанных произведений. Реализация программного материала способствует решению проблемы нравственного воспитания обучающихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям. Систематическая словарная работа на уроках расширяет словарный запас детей, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью и дополнительной литературой. На уроке чтения в 5 классе учитель использует в комбинации различные формы работы: групповую, индивидуальную и парную. В методических аппаратах книг для чтения предусмотрены задания, выполнение которых должно проходить в парах или группе. Учителю необходимо варьировать формы работы в связи с весьма разнородным составом класса обучающихся. Наряду с использованием заданий разной степени сложности и постоянной сменой видов деятельности, комбинации различных форм работы помогут в осуществлении индивидуальнодифференцированного подхода и сделают урок интересным и разнообразным. 4 Содержание разделов № Название раздела, темы Количество Контрольные Внеклассное часов работы 1 Устное народное творчество 3 1 (тест) 2 Сказки 8 1 (тест) 3 Картины родной природы. Лето 5 1 (тест) чтение 2 4 Картины родной природы. Осень 6 1 (тест) 1 5 О друзьях-товарищах 6 1 (тест) 1 6 Басни И. Крылова 3 1 (тест) 7 Спешите делать добро 7 1 (тест) 8 Картины родной природы. Зима 7 1 (тест) 9 Картины родной природы. Весна 16 1 (тест) 1 10 О животных 8 1 (тест) 1 11 Из прошлого нашего народа 8 1 (тест) 1 12 Из зарубежных 4 1 (тест) 1 Итого: 81 12 9 произведений 1 писателей 5 III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные: овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни; использование доступных информационных технологий для коммуникации; проявление социально значимых мотивов учебной деятельности; воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей; сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Предметные: Минимальный уровень: уметь осознанно и правильно читать вслух доступный текст целыми словами и по слогам; уметь находить, читая про себя отрывки проанализированного текста, связанные с определёнными событиями; уметь отвечать на вопросы по предметному содержанию текста (с помощью учителя); заучивать стихотворения наизусть (объём текста с учётом учебных возможностей учащегося); принимать участие в уроках внеклассного чтения. Достаточный уровень: 6 уметь осознанно и правильно читать доступный текст вслух целыми словами, в трудных случаях — по слогам; читать про себя, выполняя аналитические задания к тексту; уметь отвечать на вопросы учителя; уметь пересказывать текст по плану с помощью учителя, используя опорные слова, а несложные по содержанию тексты — самостоятельно; выражать своё отношение к поступкам героев и событиям; выучить наизусть 8–10 стихотворений. Система оценки достижений Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах: 0 баллов - нет фиксируемой динамики; 1 балл - минимальная динамика; 2 балла - удовлетворительная динамика; 3 балла - значительная динамика. Проверку навыков чтения проводят на основе повседневных наблюдений за чтением и пониманием прочитанного по учебнику путём специального опроса по чтению, пересказу или комбинированного опроса. В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения. При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объёма (на конец года): 5 класс 55-60 слов. При оценке принимаются во внимание индивидуальные психофизические особенности обучающегося, акцент делается не на 7 беглость чтения, а на осознанное понимание прочитанного, умение отвечать на вопросы, пересказать текст. Оценка «5» ставится обучающемуся, если он: − читает правильно, бегло, выразительно, с соблюдением норм литературного произношения; − выделяет главную мысль произведения или частей рассказа с незначительной помощью учителя; − делит текст на части и озаглавливает их с помощью учителя; называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки; − отвечает на вопросы по содержанию прочитанного и пересказывает прочитанное полно, правильно, последовательно; − твердо знает наизусть стихотворение и читает их выразительно. Оценка «4» ставится обучающемуся, если он: − читает в основном правильно, бегло допускает 1–2 ошибки при чтении и соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; − называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки, допускает неточности в ответах на вопросы при пересказе содержания, исправляет их с помощью учителя; − допускает при чтении стихотворения наизусть 1–2 самостоятельно исправленные ошибки, читает наизусть недостаточно выразительно. Оценка «3» ставится обучающемуся, если он: − читает недостаточно бегло, некоторые слова по слогам; − допускает 3–4 ошибки при чтении и соблюдении синтаксических пауз; − 3–4 в соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию логических ударений; 8 − отвечает на вопросы и пересказывает содержание прочитанного с помощью − затрудняется называть главных действующих лиц произведения, характеризовать их поступки; − отвечает на вопросы и пересказывает неполно, непоследовательно, допускает искажения основного смысла произведения; обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста. Оценка «2» - не ставится. Критерии отметки пересказа текста Оценка самостоятельно, «5» - пересказывает последовательно, не содержание упуская прочитанного главного, правильно отвечает на вопрос. Оценка «4» - допускает 1-2 ошибки, неточности, сам их исправляет. Оценка «3» - пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки. Оценка «2» - не ставится. Критерии чтения стихотворения наизусть Оценка «5» - твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает. Оценка «4» - знает наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности. Оценка «3»- читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста. Оценка «2» - не ставится. 9 IV. № п/п ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Тема урока Кол-во часов Стр. Коррекционная работа Устное народное творчество – 4 часа 1 1 Считалки. Заклички-приговорки. Потешки. 3-4 2 1 Пословицы и поговорки. 5-6 3 1 Загадки. 6-8 4 1 Обобщающий урок по теме «Устное народное творчество» 8-10 Развивать устную связную речь, через работу над закличками, приговорками. Развивать память, внимание, мышление. Коррекция умения рассказывать считалки, потешки. Заучивать пословицы, поговорки и загадки. Сказки – 11 часов 5 1 «Никита Кожемяка» (Русская сказка) 6 1 Внеклассное чтение «Русские народные сказки» 7 1 «Как наказали медведя» (Тофаларская сказка) 11-13 14-15 Коррекция правильного произношения, грамматического строя речи. Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту. Коррегировать навык чтения целыми словами, без ошибок, выразительно. 8 1 «Золотые руки» (Башкирская сказка) 15-18 9 1 «Морозко» (Русская сказка) 18-23 10 1 «Два Мороза» (Русская сказка) 24-27 11 1 «Три дочери» (Татарская сказка) 27-28 12 1 Внеклассное чтение «Сказки народов мира» 13 3 А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» (отрывок наизусть) 29-39 14 5 По Д. Мамину-Сибиряку «Серая Шейка» 41-50 15 1 Обобщающий урок по теме «Сказки» 51-52 Коррекция правильного произношения, грамматического строя речи. Развивать умения пересказывать отрывки из текста. Коррекция недостатков монологической и диалогической форм устной речи. Коррекция правильного произношения, грамматического строя речи. Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту. Развивать умение устанавливать несложные причинноследственные, временные связи между отдельными фактами и явлениями на материале художественных текстов. Коррегировать навык целыми словами, без выразительно. чтения ошибок, Картины родной природы. Лето – 6 часов 16 17 1 1 Лето. Г. Скребицкий «Июнь» И. Суриков «Ярко солнце светит…» (выучить наизусть) 53-54 54-55 Соблюдение пунктуации. Совершенствовать технику чтения путём отработки выразительности. 11 18 4 А. Платонов «Июльская гроза» (отрывки) 55-61 Развивать связную речь. 19 20 21 1 1 1 А. Прокофьев «Берёзка» (выучить наизусть) Ю. Гордиенко «Вот и клонится лето к закату…» Обобщающий урок по теме «Картины родной природы. Лето» 61-62 62 63 Расширять словарный запас. Соблюдение пунктуации. Развивать познавательную деятельность Картины родной природы. Осень – 8 часов 22 1 Осень. По Г. Скребицкому «Сентябрь» 64-65 23 1 По И. Соколову-Микитову «Золотая осень» 66-67 24 1 К. Бальмонт «Осень» 25 1 По Г. Скребицкому «Добро пожаловать!» 69-71 26 1 По В. Астафьеву «Осенние грусти…» 72-73 27 1 И. Бунин «Первый снег» (выучить наизусть) 73 28 1 Обобщающий урок по теме «Картины родной природы. Осень» 74 Коррекция произношения, строя речи. Коррекция произношения, строя речи. правильного грамматического правильного грамматического , 68 Коррегировать навык чтения целыми словами, без ошибок, выразительно. Развивать умение устанавливать несложные причинноследственные, временные связи между отдельными фактами и явлениями на материале художественных текстов. Совершенствовать технику чтения путём отработки выразительности. Развивать познавательную деятельность 12 29 1 Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту. Внеклассное чтение М.М. Пришвин «Золотой луг» О друзьях-товарищах – 8 часов 30 2 Ю. Яковлев «Колючка» 75-79 31 32 33 1 1 1 Ю. Яковлев «Рыцарь Вася» Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома» (отрывок) В. Медведев «Фосфорический» мальчик» 80-82 83-87 88-91 34 3 Л. Воронкова «Дорогой подарок» 92-96 35 1 Я. Аким «Твой друг» 96-97 36 1 Обобщающий урок по теме «О друзьях-товарищах» 37 1 Внеклассное чтение Н.Носов «Фантазёры» Коррекция недостатков монологической и диалогической форм устной речи. Развивать умение пересказывать рассказ по вопросам, самостоятельно. Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту. 98 Развивать познавательную деятельность Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту. Басни И. Крылова – 4 часа 38 39 1 1 И. Крылов «Ворона и Лисица» И. Крылов «Щука и Кот» 99-100 101-102 Совершенствовать технику чтения путём отработки выразительности. 40 1 И. Крылов «Квартет» 102-104 41 1 Обобщающий урок по теме «Басни И. Крылова» Коррекция произношения, строя речи. Развивать деятельность 104 правильного грамматического познавательную 13 Спешите делать добро – 9 часов 42 1 Н. Хмелик «Будущий олимпиец» 105-108 43 1 О. Бондарчук «Слепой домик» 108-109 44 4 В. Осеева «Бабка» 110-117 45 2 А. Платонов «Сухой хлеб» 118-124 46 1 В. Распутин «Люся» (отрывок из повести «Последний срок» 124-127 47 48 1 1 В. Брюсов «Труд» Р. Рождественский «Огромное небо» 127-128 129 49 1 Обобщающий урок по теме «Спешите делать добро» 50 1 Внеклассное чтение Б.С. Житков «На льдине» 130 Развивать связную речь через пересказ. Развивать умение устанавливать несложные причинноследственные, временные связи между отдельными фактами и явлениями на материале художественных текстов. Развивать умение пересказывать рассказ по вопросам, самостоятельно. Развивать связную речь через пересказ. Развивать познавательную деятельность Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту. Картины родной природы. Зима – 8 часов 51 52 53 1 1 1 Зима. Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою…»(выучить наизусть) Г. Скребицкий «Декабрь» К. Бальмонт «К зиме» (выучить наизусть) 131 132-133 133-133 Совершенствовать технику чтения путём отработки выразительности. Развивать внимание, воображение, 14 54 1 Г. Скребицкий «Всяк по-своему» 134-137 55 1 С. Есенин «Поёт зима – аукает…» 137-138 56 57 58 1 1 1 С. Есенин «Берёза» (выучить наизусть) А. Пушкин «Зимняя дорога» Обобщающий урок по теме «Картины родной природы. Зима» 138 139 140 память через различные виды заданий. Совершенствовать словесную систему мышления. Развивать связную речь через заучивание. Развивать адекватную самооценку, навыки самостоятельной работы. Развивать деятельность познавательную Картины родной природы. Весна – 18 часов 59 1 Весна. Г. Скребицкий «Март» 141-142 Развивать связную речь. 60 1 142-143 Расширять словарный запас. 61 1 А. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает…» (выучить наизусть) Внеклассное чтение М.М. Пришвин «В краю дедушки Мазая» 62 1 143-144 63 1 Г. Скребицкий «От первых проталин до первой грозы» (отрывки) Г. Скребицкий «Весна - красна» 64 1 Г. Скребицкий «Грачи прилетели» 147-148 65 1 Г. Скребицкий «Заветный кораблик» 148-149 66 67 1 1 Г. Скребицкий «В весеннем лесу» А. Толстой «Весенние ручьи» (отрывки из повести «Детство Никиты») 149-151 152-153 145-147 Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту. Развивать артикуляционный аппарат. Развивать связную речь через заучивание. Развивать внимание, воображение, память через различные виды заданий. Совершенствовать словесную систему мышления. Развивать внимание, воображение, память через различные виды заданий. Совершенствовать словесную систему мышления. 15 68 1 А. Пушкин «Гонимы вешними лучами…» 154 Совершенствовать технику чтения путём отработки выразительности. 69 1 А. Блок «Ворона» 155 70 1 Е. Серова «Подснежник» 156 Развивать связную речь через заучивание. Развивать внимание, воображение, 71 1 И. Соколов – Микитов «Весна» 72 1 И. Бунин «Крупный дождь в лесу зелёном…» 73 74 1 1 С. Есенин «Черёмуха» Я. Аким «Весна, Весною, о весне» 159 159-160 75 1 Обобщающий урок по теме «Картины родной природы. Весна» 161-162 76 1 Внеклассное чтение Б.С. Житков «Наводнение» 156-157 158 память. через различные виды заданий. Совершенствовать словесную систему мышления. Совершенствовать технику чтения путём отработки выразительности. Развивать артикуляционный аппарат. Развивать познавательную деятельность Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту. О животных – 10 часов 77 1 Н. Гарин – Михайловский «Тёма и Жучка» (отрывки из повести «Детство Тёмы») 163-169 78 1 169-175 79 1 А. Толстой «Желтухин» (отрывки из повести «Детство Никиты») К. Паустовский «Кот Ворюга» 80 1 Б. Житков «Про обезьянку» 180-186 81 1 Э. Асадов «Дачники» 187-189 176-179 Отрабатывать технику чтения, формировать навыки грамотного осознанного чтения. Развивать связную речь через пересказ. Развивать зрительное восприятие, память. Развивать адекватную самооценку, навыки самостоятельной работы. 16 82 1 Э. Асадов «Дачники» 187-189 83 84 1 1 Ф. Абрамов «Из рассказов Олёны Даниловны» С. Михалков «Будь человеком» 189-191 192-193 85 1 Обобщающий урок по теме «О животных» 193-194 86 1 Внеклассное чтение М.М. Пришвин «Ярик» Развивать внимание, воображение, память. Расширять словарный запас. Развивать связную речь через пересказ. Развивать познавательную деятельность Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту. Из прошлого нашего народа – 10 часов 87 1 По О. Тихомирову «На поле Куликовом. Москва собирает войско» 195-196 88 1 По О. Тихомирову «На поле Куликовом. Куликовская битва» 197-199 89 1 По О. Тихомирову «На поле Куликовом. Слава героям» 200 90 1 По С. Алексееву «Рассказы о войне 1812 года. Бородино. Ключи Конец похода» 201-203 91 1 204-207 92 1 Н. Некрасов «…И снится ей жаркое лето…» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос») А. Куприн «Белый пудель» (отрывок) 93 1 По Л. Жарикову «Снега, поднимитесь метелью!» 217-221 207-216 Отрабатывать технику чтения, формировать навыки грамотного осознанного чтения. Развитие волевых качеств, познавательных интересов. Развитие волевых качеств, познавательных интересов. Отрабатывать технику чтения, формировать навыки грамотного осознанного чтения. Развивать диалогическую речь. Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту. Совершенствовать технику чтения путём отработки выразительности. 17 94 1 Ю Коринец «У могилы неизвестного солдата» 95 1 Внеклассное чтение Л.Н. Толстой «Прыжок» 96 1 Обобщающий урок по теме «Из прошлого нашего народа» 222-223 223 Развитие волевых качеств, познавательных интересов. Развивать диалогическую речь. Развивать деятельность познавательную Из произведений зарубежных писателей – 6 часов 97 1 В.Гюго «Гаврош» (отрывки) 224-229 Развивать связную речь. 98 1 М. Твен «Приключения Тома Сойера» (отрывки) 229-238 99 100 1 1 С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» Г.Х. Андерсен «Русалочка» (отрывки) 239-247 247-251 101 1 Обобщающий урок по теме 251-252 102 1 Внеклассное чтение В.А. Осеева «Волшебное слово» Развитие волевых качеств, познавательных интересов. Отрабатывать технику чтения, формировать навыки грамотного осознанного чтения. Развивать познавательную деятельность Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту. 18