Адаптированная рабочая программа по основам социальной жизни 8* класс

‌Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение‌‌
‌Верхнедобринская средняя школа
Камышинского муниципального района Волгоградской области‌

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Основы социальной жизни»
для обучающихся 8* класса
(интеллектуальные нарушения)
Учитель: Белова Е.И.

2024 г.

Пояснительная записка
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету "Основы социальной жизни" для 8
класса разработана на основе:
1)Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. с последними
изменениями;
2)Приказ Министерства просвещения РФ № 1026 от 24.11.2022 г. «Об утверждении
федеральной адаптированной основной образовательной программы обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
3)Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 1 МКОУ
Верхнедобринской СШ.
4) Учебный план МКОУ Верхнедобринской СШ для обучающихся с интеллектуальными
нарушениями (вариант 1) на 2024-2025 учебный год.
Изучение учебного предмета направлено на достижение основных целей:


развитие личности обучающихся в соответствие с требованиями современного
общества,

обеспечивающими

возможность

их

успешной

социализации

и

социальной адаптации.


повышение уровня общего развития обучающихся и их всестороння подготовка к
самостоятельной жизни.
I.

Общая характеристика учебного предмета

Рабочая программа по учебному предмету "Основы социальной жизни"
составлена

с

учетом

возможностей

учащихся

с

умственной

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) и ориентирована на:


развитие навыков самообслуживания, самостоятельного ведения домашнего
хозяйства, ориентировки в ближайшем окружении и возможности более широкой
жизненной ориентации, обеспечения безопасности жизнедеятельности;



усвоение морально-этических норм поведения, навыков общения с людьми в
разных жизненных ситуациях;



понимание роли семьи и семейных отношений в жизни человека, общества и
государства, в воспитании и развитии ребенка, сохранении и укреплении его
соматического, физического и психического здоровья, формировании правильного
уклада семейных отношений.
Структура программы представлена следующими разделами:

-Личная гигиена.
-Одежда.
-Питание.

-Семья.
-Культура поведения.
-Жилище.
-Транспорт.
-Торговля.
-Средства связи.
-Медицинская помощь.
-Учреждения, организации и предприятия.
-Экономика домашнего хозяйства.
Учебный предмет "Основы социальной жизни" предполагает концентрическое
распределение изучаемого материала с его усложнением и расширением при изучении в
следующих классах, такое распределение изучаемого материала способствует более
прочному и осознанному усвоению изучаемого материала. Так же обеспечивается переход
от более легких тем к более сложным, а изучаемый материал постоянно используется и
закрепляется последующих классах.
На уроках "Основы социальной жизни" используются следующие методы:
- словесные: рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой;
- наглядные: наблюдение, демонстрация, просмотр;
- практические: карточки, тесты.
Основными формами обучения являются практические работы, экскурсии,
сюжетно-ролевые игры, беседы; широко используются наглядные средства обучения,
демонстрация учебных кинофильмов, презентаций.
Методы и формы позволяют коррегировать познавательную деятельность:
наблюдательности, воображения, внимания, памяти и
развитию

самостоятельности

учащихся

при

устной

выполнении

речи. Способствует
заданий,

постепенно

подготавливает их труду и самостоятельной жизни.
Занятия по данной рабочей программе тесно связаны с такими предметами как:
"Русский язык", "Чтение", "Математика", "Природоведение", "География", "Биология",
"Естествознание" и "Ручной труд".
На занятиях по "Основам социальной жизни" следует уделять внимание развитию
устной и письменной речи, практическому применению знаний и навыков, полученных на
уроках

"Русского языка". На всех этапах занятия в связи с изученным материалом

необходимо следить за полнотой устных ответов, последовательностью изложения,
умение детей правильно построить фразу, диалог, обосновать вывод.

Ш. Описание места учебного предмета в учебном плане
Общий объем учебного времени в 8 классе составляет 67 часов в год (2 часа в
неделю).
IV. Личностные и предметные результаты освоения
учебного предмета
Личностные результаты:
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся мире;
- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие
социально значимых мотивов учебной деятельности;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям;
- формирование готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты:
Минимальный уровень

Достаточный уровень
Личная гигиена

Называть виды косметических средств для

Выбирать косметические средства в

ухода за кожей лица и правила пользования

зависимости цели, состояния кожи, времени

ими.

года.

Выбирать косметические средства в

Правильно пользоваться косметическими

зависимости цели.

средствами.

Пользоваться косметическими средствами.
Одежда
Рассказывать о правилах стирки и сушки Стирать и сушить изделия из шерстяных и
изделий из шерстяных и синтетических синтетических тканей.
тканей.
Рассказывать

Утюжить блузки, рубашки, платья.
о

правилах

пользования Рассказывать

прачечной, виды оказываемых ими услуг.

прачечной,

о
виды

правилах
оказываемых

пользования
ими

услуг.

Объяснять правила подготовки вещей к сдаче в
стирку, правила пришивания меток, правила
пользования прачечной самообслуживания.
Заполнять бланки для сдачи белья в прачечную.
Питание
Называть изделия из теста. способы

Готовить изделия из различных видов теста,

приготовления.

оформлять эти изделия.

Перечислять способы заготовки продуктов в

Солить овощи, варить варенье.

впрок.

Самостоятельно составлять меню завтрака,

Составлять меню завтрака, обеда и ужина под обеда и ужина, учитывая наличие продуктов и
руководством педагога.

правила рационального питания.
Семья

Называть правила и периодичность ухода за

Владеть навыками ухода за грудным ребенком.

грудным ребенком.
Культура поведения
Рассказывать правила поведения юноши и Объяснять

правила

поведения

юноши

и

девушки при знакомстве, в общественных девушки при знакомстве, в общественных
местах, дома.

местах, дома.

Подбирать одежду, прическу, косметические Подбирать одежду, прическу, учитывая свой
средства, украшения, учитывая свой возраст, возраст, индивидуальные способности. а так же
индивидуальные

способности. а так же характер предстоящего мероприятия.

характер предстоящего мероприятия под Выбирать косметические средства, украшения.
руководством педагога.
Жилище
Совершать уборку санузла, кухни под

Соблюдать правила и периодичность уборки

руководствам взрослого.

кухни и санузла.

Называть моющие средства, используемые

Подбирать и применять моющие средства,

при уборке кухни. санузла.

используемые при уборке кухни. санузла.

Мыть кафельные стены, чистить раковины.

Соблюдать санитарно-гигиенические

Читать печатные инструкции к моющим

требования и правила техники безопасности при

средствам. используемым при уборке.

уборке кухни и санузла.
Мыть кафельные стены, чистить раковины.
Пользоваться печатными инструкциями к
моющим средствам. используемым при уборке.
Транспорт

Называть основные автобусные маршруты и

Определять основные междугородние

маршруты водного транспорта.

автобусные маршруты и маршруты водного

Пользоваться расписанием под руководством

транспорта.

взрослого.

Пользоваться расписанием.

Покупать билет.

Определять стоимость проезда, покупать билет,
обращаться за справкой.
Торговля

Называть специализированные магазины.

Охарактеризовать

назначение

Называть ассортимент товаров в различных специализированных магазинов.
специализированных магазинах, стоимость Дифференцировать
основных

продовольственных

ассортимент

и специализированных

товаров

магазинах,

в

стоимость

промышленных товаров.

основных продовольственных и промышленных

Выбирать покупку.

товаров.

Подсчитывать стоимость покупок.

Выбирать покупку с учетом различных условий.

Культурно вести себя в магазине.

Подсчитывать стоимость покупок.
Культурно вести себя в магазине.
Средства связи

Пользоваться номерами срочного вызова Пользоваться сотовой связью, стационарным
(полиция,

пожарная

охрана,

аварийная городским телефоном.

служба).

Вызывать

Культурно разговаривать по телефону.

пожарная охрана, аварийная служба).
Объяснять

экстренные
причину

службы
звонка

по

(полиция,
телефону

срочного вызова.
Пользоваться телефонным справочником.
Получать по телефону справки, уточнять время.
Культурно разговаривать по телефону.

Медицинская помощь
Применять элементарные правила оказания Применять правила и приемы оказания первой
первой помощи при несчастных случаях.

помощи при несчастных случаях.

Рассказывать о правилах оказания первой Классифицировать виды глистных заболеваний
помощи утопающему.

и меры их предупреждения.

Называть виды глистных заболеваний и меры Оказывать
по их предупреждению.

первую

помощь

при

ожогах.

обморожении.
Оказывать первую помощь утопающему.
Учреждения, организации и предприятия

Называть организации управления города.

Называть и понимать функции организаций
управления города. знать адреса.

Экономика домашнего хозяйства
Называть основные статьи расходов в семье.

Называть основные статьи расходов в семье.

Планировать расходы на день, на две недели Учитывать расходы: размер квартплаты, тарифы
с учетом бюджета семьи под руководством на электричество, порядок и периодичность
педагога.

оплаты жилплощади и коммунальных услуг.

Снимать показатели счетчиков, подсчитывать Подсчитывать расходы.
стоимость израсходованной электроэнергии Планировать расходы на день, на две недели с
под руководством педагога.

учетом бюджета семьи.
Снимать показатели счетчика и подсчитывать
стоимость израсходованной электроэнергии.
Планировать крупные покупки.

V. Содержание учебного предмета
1. Личная гигиена - 4 ч.
Уход за кожей лица. Типы кожи и правила ухода за кожей лица. Косметические средства для
ухода за кожей лица и правила пользования ими. Протирание кожи лица лосьоном, нанесение
крема. Пр. р.
2. Питание - 16 ч.
Санитарно-гигиенические требования к приготовлению пищи. Правила техники безопасности
при приготовлении пищи. Соление огурцов. Запись рецепта. Соление огурцов. Пр. р.
Квашение капусты. Запись рецепта. Квашение капусты. Пр. р. Варка варенья из фруктов.
Запись рецепта. Варка варенья из фруктов. Пр. р. Составление меню завтрака, обеда, ужина
на день. Упражнение в составлении меню. Пр. р. Приготовление блинов. Запись рецепта.

Приготовление блинов.

Пр. р. Приготовление печенья. Запись рецепта. Приготовление

печенья. Пр. р. Приготовление вафель. Запись рецепта. Приготовление вафель. Пр. р.
3. Одежда - 6 ч.
Стирка изделий из шерстяных и синтетических тканей в домашних условия. Стирка изделий
из шерстяных и синтетических тканей. Пр. р. Утюжка блузок, рубашек, платьев. Утюжка
изделий из шерстяных и синтетических тканей. Пр. р. Прачечная. Правила пользования.
Виды услуг. Прачечная самообслуживания. Экскурсия в прачечную.
4. Семья - 6 ч.
Уход за грудным ребенком. Правила и периодичность кормления ребенка из соски и с ложки.
Правила и периодичность купания ребенка. Упражнение в купании. Пр. р. Правила и
последовательность одевания и пеленания ребенка. Одевание и пеленание куклы. Пр. р.
5. Культура поведения - 4 ч.
Культура общения девушки и юноши. Правила поведения юноши и девушки при знакомстве,
в общественных местах, дома. Внешний вид молодых людей. Подбор причёски, одежды,
учитывая свой возраст, индивидуальные особенности, характер предстоящего мероприятия.
Пр. р.
6. Жилище- 6 ч.
Санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при уборке кухни и
санузла. Чтение печатных инструкций к моющим средствам, используемых при уборке кухни
и санузла. Пр. р. Уборка кухни. Правила и периодичность уборки кухни. Уборка санузла,
уход за ванной, унитазом, раковинами. Моющие средства, используемые при уборке кухни и
санузла. Мытье кафельных стен, чистка раковин. Пр. р.
7. Экономика домашнего хозяйства - 8 ч.
Основные статьи расходов (питание, содержание жилища, одежда и обувь, культурные
потребности). Планирование расходов на день, на две недели с учётом бюджета семьи. Пр. р.
Расходы на питание. Упражнение в планировании расходов на день, две недели. Пр. р.
Содержание жилища. Оплата жилой площади и коммунальных услуг. Снятие показателей
счётчика, расчёт стоимости израсходованной электроэнергии, заполнение квитанции. Пр.р.
Крупные покупки (одежда, мебель, обувь). Упражнение в планировании крупных покупок.
Пр. р.
8. Медицинская помощь - 6 ч.
Первая помощь при нечастных случая (ожогах, обмораживании, отравлении, тепловом и
солнечном ударах). Упражнение в оказании первой помощи при ожогах, обморожении,
утоплении. Первая помощь утопающему. Оказание первой помощи утопающему. Глистные

заболевания и меры их предупреждения. Экскурсия в поликлинику.
9. Учреждения, организации и предприятия - 2 ч.
Департамент,

муниципалитет,

префектура,

полиции.

Их

значение.

Экскурсия

в

администрацию Куйбышевского района г. Новокузнецка.
10. Транспорт - 4 ч.
Междугородний автотранспорт. Автовокзал. Расписание движения автобусов. Порядок
приобретения билетов. Стоимость проезда. Водный транспорт. Порядок приобретения.
Стоимость проезда. Экскурсия на автовокзал.
11. Торговля - 4 ч.
Специализированные магазины. Ассортимент товаров в различных специализированных
магазинах. Стоимость основных промышленных товаров. Экскурсия в специализированный
магазин.
12. Средства связи - 2 ч.
Телефон. Пользование стационарным телефоном. Телефонный справочник. Культура
разговора по телефону. Вызов экстренных служб. Пр.р.

VI. Тематическое планирование с определением основных
видов учебной деятельности
№

Тема раздела

п/п
1.

Количество

Виды учебной деятельности обучающихся

часов
Личная гигиена

4

Определяют типы кожи и правила ухода за кожей
лица.
Рассказывают о видах косметических средств для
ухода за кожей лица и правила пользования ими.
Перечисляют косметические средства в зависимости
от цели, состояния кожи, времени года.
Объясняют правила пользования косметическими
средствами.

2.

Одежда

6

Характеризуют

правила

стирки

изделий

из

шерстяных и синтетических тканей в домашних
условиях.
Рассказывают о правилах и последовательности
утюжки изделий.

Объясняют правила пользования прачечной.
Определяют виды услуг прачечной.
Называют правила подготовки вещей к сдаче в
стирку, правила пришивания меток.
3.

Питание

16

Называют

способы

и

последовательность

приготовления изделий из теста.
Перечисляют способы заготовки овощей и фруктов в
прок.
Различают способы и последовательность соления и
квашения овощей.
Рассказывают о способах варки варенья из фруктов и
ягод.
Составляют меню завтрака, обеда и ужина, учитывая
наличие

продуктов

и

правила

рационального

питания.
4.

Семья

6

Называют правила ухода за грудным ребенком.
Знакомятся

с

правилами

и

периодичностью

кормления ребенка из соски и с ложки.
Рассказывают о правилах и периодичности купания
ребенка.
Определяют санитарно-гигиенические требования к
содержанию детской постели, посулы, игрушек.
5.

Культура

4

поведения

Называют правила поведения юноши и девушки
при знакомстве, в общественных местах, дома.
Перечисляют требования к внешнему виду молодых
людей.
Определяют косметические средства, украшения для
подчеркивания индивидуальности.
Объясняют правила подборки прически, одежды,
учитывая

свой

возраст,

индивидуальные

особенности, а так же характер предстоящего
мероприятия.
6.

Жилище

6

Рассказывают о правилах и периодичности уборки
кухни и санузла.

Различают моющие средства, используемые при
уборке кухни, санузла.
Объясняют санитарно-гигиенические требования и
правила техники безопасности при уборке кухни и
санузла.
Используют

печатные

инструкции

к

моющим

средствам при уборке кухни и санузла.
7.

Транспорт

4

Знакомятся с междугородним автотранспортом и
водным транспортом.
Называют

основные

автобусные

маршруты

и

маршруты водного транспорта.
Используют расписания междугороднего и водного
транспорта.
Рассказывают о порядке приобретения билетов,
стоимости проезда.
8.

Торговля

4

Знакомятся с специализированными магазинами, их
назначением

и

стоимостью

основных

промышленных товаров.
Различают

ассортимент

товаров

в

различных

специализированных магазинах.
Определяют покупки с учетом различных целей.
Объясняют правила поведения в магазине.
9.

Средства связи

2

Называют виды телефонной связи.
Рассказывают о правилах пользования телефонным
справочником.
Называют номера телефонов срочного вызова.
Объясняют причину звонка по телефону срочного
вызова.
Составляют диалог, культурно разговаривают по
телефону.

10.

Медицинская
помощь

6

Рассказывают о правилах и приемах оказания первой
помощи при несчастных случаях.
Знакомятся с правилами оказания первой помощи
утопающему.
Называют виды глистных заболеваний и меры их

предупреждения.
11.

Учреждения,

2

организации и

Знакомятся с организациями управления города,
района, их адресами и функциями.

предприятия
12.

Экономика

8

Перечисляют основные статьи расходов в семье.

домашнего

Рассказывают о планировании расходов на день, две

хозяйства

недели с учетом бюджета и состава семьи.
Определяют расходы на питание.
Называют

ежемесячные

статьи

расходов

за

жилищно-коммунальные услуги.
Объясняют правила снятия показаний счетчиков и
подсчет стоимости израсходованных ресурсов.
Планируют крупные покупки.
Всего 68 ч.

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
Программы
1. Воронкова В.В. Программы

специальных (коррекционных) образовательных

учреждений VIII вида/ В.В.Воронкова// Программа специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы – М.: ВЛАДОС, 2014.
Учебники
1. Субчева В.П. Социально-бытовая ориентировка. Учебное пособие: 8 класс
образовательных

организаций, реализующих ФГОС образования обучающихся с

интеллектуальными нарушениями / В.П. Субчева – М.: Издательство ВЛАДОС, 2020.
Рабочие тетради
1. Миронюк З.Н. Социально-бытовая ориентировка. Рабочая тетрадь: 8 класс
образовательных

организаций, реализующих ФГОС образования обучающихся с

интеллектуальными нарушениями / З.П. Миронюк, Н.А. Ивершина – М.: Издательство
ВЛАДОС, 2020.
Методические пособия для учителя
1. Дерябина С.П.

Социально-бытовая ориентировка. 5-9 классы: контрольно-

измерительные материалы: вариантные текстовые задания / С.П. Дерябина Волгоград: –
Издательство Учитель, 2020.

2. Львова С.А. Социально-бытовая ориентировка. 5-9 классы: развернутое тематическое
планирование/ С.А.Львова. – Волгоград: Учитель, 2014.
3. Субчева В.П. Социально-бытовая ориентировка. Методическое пособие: 5- 9 классы
образовательных

организаций, реализующих ФГОС образования обучающихся с

интеллектуальными нарушениями / В.П. Субчева – М.: Издательство ВЛАДОС, 2017.
4. Девяткова Т.А. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных)
образовательных учреждениях VIII вида: пособие для учителя /Т.А.Девяткова, Л.Л.
Кочетова, А.Г. Петрикова, Н.М. Платонова, А.М. Щербакова – М.: ВЛАДОС, 2014.
5. Львова С.А. Практический материал к урокам социально-бытовой ориентировки в
специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. 5-9 классы:
пособие для учителя / С.А.Львова – М.: ВЛАДОС, 2018.
6. Воронкова В.В. Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в
специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида: пособие для
учителя / В.В.Воронкова, С.А.Казакова – М.: ВЛАДОС, 2020.
Дидактические материалы
Дидактический материал по раздела курса:
"Личная гигиена"
1. Тематический словарь в картинках " Гигиена и здоровье".
2. Тематический словарь в картинках " Я и мое тело".
"Одежда"
1. Дидактическая игра "Прачечная".
2. Дидактическая игра "Большая стирка".
3. Дидактическая игра "Постирай одежду".
4. Тематический словарь в картинках "Электричество и электробытовая техника".
"Питание"
1. Тематический словарь в картинках "Посуда. Продукты питания".
2. Тематический словарь в картинках "Электричество и электробытовая техника".
3. Тематический словарь в картинках "Мебель, оборудование, интерьер кухни".
4. Дидактическая игра "Готовим и едим".
"Семья"
1. Тематический словарь в картинках "Мой дом. Моя семья".
2. Настольно-развлекательная игра-лото "Семья".

3. Дидактическая игра "Моя семья".
4. Дидактическая игра "Наш малыш".
"Культура поведения"
1. Наглядно- дидактическое пособие "Уроки этикета".
2. Наглядно- дидактическое материал "Этикет. Школа изящных манер".
3. Демонстрационный материал "Уроки вежливости".
4. Развивающая игра-лото "Лото вежливости".
"Жилище"
1. Тематический словарь в картинках "Город, улица, дом. Квартира, мебель".
2. Наглядно-дидактическое пособие "Наш дом".
3. Игра- лото "Моя квартира".
4. Дидактическая игра "Жилище".
"Транспорт"
1. Тематический словарь в картинках "Транспорт".
2. Наглядно-дидактическое пособие "Виды транспорта".
3. Развивающее лото "Транспорт".
4. Дидактическая игра "Угадай транспорт".
5. Дидактическая игра "Четвертый лишний".
6. Дидактическая игра "Назови одним словом".
7. Дидактическая игра "Найди водный транспорт".
"Торговля"
1. Тематический словарь в картинках "Какие бывают магазины".
2. Дидактическая игра "Магазин".
3. Дидактическая игра "Продуктовый магазин".
4. Лото "Мы ходили в магазин".
5. Развивающее лото "Где что продается?"
"Средства связи"
1. Тематический словарь в картинках "Аудиотехника, видеотехника, оргтехника и
средства связи".

"Медицинская помощь"
1. Тематический словарь в картинках "Я и моя безопасность".
2. Тематический словарь в картинках "Я и мое тело".
3. Демонстрационный материал "Если малыш поранился".
4. Дидактическая игра "Если малыш поранился".
"Экономика домашнего хозяйства"
1. Дидактическая игра "Семейный бюджет: расходы и доходы".
2. Дидактическая игра "Бюджет семьи".
3. Дидактическая игра "Что важнее?".
Печатные пособия
"Личная гигиена"
1.Уход за кожей лица.
2. Типы кожи.
3. Косметические средства.
"Одежда"
1. Стирка одежды.
3. Условные обозначения по уходу за изделиями.
4. Устройство утюга.
5. Правила безопасной работы с утюгом.
6. Последовательность утюжки.
7. Прачечная.
"Питание"
1. Санитарно-гигиенические правила.
2. Гигиена питания.
3. Оборудование кухни и требования к ее содержанию.
4. Требования к обработке и хранению продуктов.
5. Посуда.
6. Правила пользования столовыми приборами.
8. Правила работы с ножом и приспособлениями.
9. Фрукты.
10. Овощи.
11. Первичная обработка овощей.

12. Консервирование.
13.Сладкие блюда.
"Семья"
1. Семья.
2. Правила ухода за новорожденным.
"Культура поведения"
1. Культура общения.
"Жилище"
1. Гигиена жилища.
2. Инвентарь для уборки.
3. Дезинфицирующие и моющие средства.
"Экономика домашнего хозяйства"
1. Бюджет семьи.

"Медицинская помощь"
1. Первая помощь пострадавшим при несчастном случае.
2. Первая помощь при утоплении.
3. Профилактика глистных заболеваний у детей.
"Транспорт"
1. Пассажирский транспорт.
2. Водный транспорт.
Торговля"
1. Виды магазинов.
"Средства связи"
1. Средства связи.
2. Правила пользования телефонным справочником.

Интернет-ресурсы
Компьютерные презентации по раздела курса:
"Личная гигиена"
1. Уход за кожей лица.
2. Уход за различными видами кожи.
3. Косметические средства.
"Одежда"
1. Стирка в домашних условиях.
2. Утюжка одежды.
3. Прачечная. Виды услуг, правила пользования.
"Питание"
1. Санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности в процессе
приготовления пищи.
2. Засолка огурцов.
3. Квашение капусты.
4. Варка варенья из фруктов.
5. Составление меню на один день.
6. Приготовление блинов.
7. Приготовление печенья.
8. Приготовление вафель.
"Семья"
1. Уход за грудным ребенком.
2. Вскармливание детей первого года жизни.
3. Купание малыша.
4. Упражнение в одевании, купании, пеленании куклы.
"Культура поведения"
1. Культура общения юноши и девушки.
2. Правила поведения юноши и девушки при знакомстве.
3. Внешний вид молодых людей.
4. Подбор прически.

5. Подбор гардероба.

"Жилище"
1. Санитария и гигиена приготовления пищи.
2. Правила и периодичность уборки кухни.
3. Мытье ванны, раковины и унитаза.
4. Моющие средства, используемые при уборке кухни, ванны и санузла.
"Транспорт"
1. Междугородний автотранспорт.
2. Порядок приобретения и возврата билета.
3. Водный транспорт.
" Торговля"
1.Виды специализированных магазинов.
2. Ассортимент товаров.
3. Товар и его стоимость.
" Средства связи"
1.Основные виды телефонной связи. Культура разговора по телефону.
" Медицинская помощь"
1.Оказание первой помощи при несчастных случаях.
2. Первая помощь при утоплении.
3. Меры предупреждения глистных заболеваний.
" Экономика домашнего хозяйства"
1.Бюджет семьи. основные источники доходов и расходов.
2. Рациональное планирование расходов.
3. Расходы на питание.
4. Оплата жилья, коммунальные услуги.
5. Крупные покупки.
" Учреждения, организации и предприятия"

1.Департамент, муниципалитет, префектура, полиция. Их назначение.
Технические средства обучения
1. Компьютер.
2. Принтер.
3. DVD проигрыватель.
4. Телевизор.
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
"Личная гигиена"
1. Раковина с подводкой горячей и холодной воды.
2. Косметические средства по уходу за кожей лица.
3. Полотенца.
4. Косметические салфетки.
5. Ватные диски.
6. Зеркало.
"Одежда"
1. Порошкообразные, жидкие и твердые моющие средства, а так же средства для
химической чистки одежды.
2. Таз для стирки белья.
3. Электрический утюг.
4. Гладильная доска.
5. Сушилка напольная.
6. Стиральная машинка.
7. Образцы взрослой и детской одежды.
"Питание"
1. Книги по кулинарии.
2. Кухонный мебель.
3. Кухонное оборудование:
* электрическая плита;
* мойка с подводкой горячей и холодной воды;
* сушилка для посуды;
* холодильник с морозильной камерой;
* кастрюли;
* стеклянные банки;

* миски;
*дуршлаги;
*захваты для банок;
* электрический чайник;
* наборы салатников, сервировочных блюд;
* столовые приборы (ножи, вилки, столовые и чайные ложки);
* тарелки глубокие, мелкие, закусочные, пирожковые, комбинированные);
*доски разделочные;
* подносы;
* ложки разливочные;
* креманки;
* лопатки для котлет, блинов, торта;
*ножеточки;
*ножи желобковые (плавающие) для чистки овощей и фруктов;
* наборы кухонных ножей;
*консервные ножи;
*миксер;
* вафельница;
* сита;
* щетки для мытья посуды, для мытья раковин;
* скалки;
* ножницы;
* полотенца кухонные;
* скатерти с салфетками;
* вазы для печенья;
* формы для выпечки блинов;
* ведро для отходов с педалью и крышкой.
"Семья"
1. Куклы резиновые, пластмассовые.
2. Пеленальный столик.
3. Пеленки.
4. Комплекты одежды для новорожденного.
5. Предметы ухода за новорожденным.
6.Детская ванночка.

7. Литература по уходу за грудным ребенком.
8. Игрушки.
9. Набор детской посуды.
"Культура поведения"
1. Литература по этикету.
"Жилище"
1. Ведра.
2. Швабры деревянные, веревочные.
3. Веник.
4. Совок.
5. Щетки для мытья стен, радиаторов отопления, для пола.
6. Вантуз.
7. Моющие и чистящие средства.
"Транспорт"
1. Образцы проездных билетов.
2. Правила пользования автобусом, водным транспортом.
3. Схемы движения автобусов по маршрутам.
4. Схемы движения водного транспорта.
"Торговля"
1. Весы бытовые.
2. Калькуляторы.
3. Предметы парфюмерии, канцтовары, образцы круп.
4. Ярлыки, бирки, инструкции по эксплуатации товаров.
5. Наборы карточек с названием магазинов, секций, торговых работников,
промышленных товаров и продуктов.
6. Муляжи овощи и фрукты.
"Средства связи"
1. Телефонный аппарат.
2. Телефонный справочник.
3. Инструкции по использованию средств связи.

"Медицинская помощь"
1. Аптечка первой медицинской помощи.
2. Доврачебные препараты (градусник, тонометр).
3.Литература по уходу за больными.
4. Справочник младшего медперсонала.
"Учреждения, организации и предприятия"
1. Плакаты, отображающие структуру исполнительной местной власти,
правоохранительной власти, правоохранительных органов.
2. Телефонный справочник.
"Экономика домашнего хозяйства"
1. Квитанции по оплате жилья, коммунальных услуг.

Календарно - тематическое планирование
№

Дата

Тема урока

урока
Личная гигиена – 4 ч.

1

3.09

Уход за кожей лица.

2

4.09

Типы кожи и правила ухода за кожей лица.

3

10.09

Косметические средства для ухода за кожей лица и правила
пользования ими.

4

11.09

Протирание кожи лица лосьоном, нанесение крема. Пр. р.
Питание – 10 ч.

5

17.09

Санитарно-гигиенические требования к приготовлению пищи.

6

18.09

Правила техники безопасности при приготовлении пищи.

7

24.09

Соление огурцов. Запись рецепта.

8

25.09

Соление огурцов. Пр. р.

9

1.10

Квашение капусты. Запись рецепта.

10

2.10

Квашение капусты. Пр. р.

11

15.10

Варка варенья из фруктов. Запись рецепта.

12

16.10

Варка варенья из фруктов. Пр. р.

13

22.10

Составление меню завтрака, обеда, ужина на день.

14

23.10

Упражнение в составлении меню. Пр. р.
Одежда – 4 ч.

15

5.11

Стирка изделий из шерстяных и синтетических тканей в домашних
условия.

16

6.11

Стирка изделий из шерстяных и синтетических тканей. Пр. р.

17

12.11

Утюжка блузок, рубашек, платьев.

18

13.11

Утюжка изделий из шерстяных и синтетических тканей. Пр. р.
Одежда – 2 ч.

19

19.11

Прачечная.

Правила

пользования.

Виды

услуг.

Прачечная

самообслуживания.
20

20.11

Экскурсия в прачечную.
Семья – 6 ч.

21

26.11

Уход за грудным ребенком.

22

27.11

Правила и периодичность кормления ребенка из соски и с ложки.

23

3.12

Правила и периодичность купания ребенка.

24

4.12

Упражнение в купании. Пр. р.

25

10.12

Правила и последовательность одевания и пеленания ребенка.

26

11.12

Одевание и пеленание куклы. Пр. р.
Культура поведения – 4 ч.

27

17.12

Культура общения девушки и юноши.

28

18.12

Правила поведения юноши и девушки при знакомстве, в общественных
местах, дома.

29

24.12

Внешний вид молодых людей.

30

25.12

Подбор причёски, одежды, учитывая свой возраст, индивидуальные
особенности, характер предстоящего мероприятия. Пр. р.
Жилище – 2 ч.

31

8.01

Санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности
при уборке кухни и санузла.

32

14.01

Чтение печатных инструкций к моющим средствам, используемых при
уборке кухни и санузла. Пр. р.
Жилище – 4 ч.

33

15.01

Уборка кухни. Правила и периодичность уборки кухни.

34

21.01

Уборка санузла, уход за ванной, унитазом, раковинами.

35

22.01

Моющие средства, используемые при уборке кухни и санузла.

36

28.01

Мытье кафельных стен, чистка раковин. Пр. р.
Экономика домашнего хозяйства – 8 ч.

37

29.01

Основные статьи расходов (питание, содержание жилища, одежда и
обувь, культурные потребности).

38

4.02

Планирование расходов на день, на две недели с учётом бюджета
семьи. Пр. р.

39

5.02

Расходы на питание.

40

11.02

Упражнение в планировании расходов на день, две недели. Пр. р.

41

12.02

Содержание жилища. Оплата жилой площади и коммунальных услуг.

42

18.02

Снятие показателей счётчика, расчёт стоимости израсходованной
электроэнергии, заполнение квитанции. Пр.р.

43

19.02

Крупные покупки (одежда, мебель, обувь).

44

25.02

Упражнение в планировании крупных покупок. Пр. р.
Медицинская помощь – 6 ч.

45

26.02

Первая помощь при нечастных случая (ожогах, обмораживании,
отравлении, тепловом и солнечном ударах).

46

4.03

Упражнения в оказании первой помощи при ожогах, обморожении,
утоплении.

47

5.03

Первая помощь утопающему.

48

11.03

Упражнения в оказании первой помощи утопающему.

49

12.03

Глистные заболевания и меры их предупреждения.

50

18.03

Экскурсия в поликлинику.
Учреждения и организации- 2 ч.

51

19.03

Департамент, муниципалитет, префектура, полиции. Их значение.

52

1.04

Департамент, муниципалитет, префектура, полиции. Их значение.
Транспорт- 4 ч.

53

2.04

Междугородний автотранспорт. Автовокзал. Расписание движения
автобусов.

54

8.04

Порядок приобретения билетов. Стоимость проезда.

55

9.04

Водный транспорт. Порядок приобретения билета. Стоимость проезда.

56

15.04

Экскурсия на автовокзал.
Торговля- 4 ч.

57

16.04

Специализированные магазины.

58

22.04

Ассортимент товаров в различных специализированных магазинах.

59

23.04

Стоимость основных промышленных товаров.

60

29.04

Экскурсия в специализированный магазин.
Средства связи- 2 ч.

61

30.04

Телефон.

Пользование

стационарным

телефоном.

справочник. Культура разговора по телефону.
62

6.05

Вызов экстренных служб. Пр.р.
Питание – 5 ч.

63

7.05

Приготовление блинов. Запись рецепта.

64

13.05

Приготовление блинов. Пр. р.

65

14.05

Приготовление печенья. Запись рецепта.

66

20.05

Приготовление печенья. Пр. р.

67

21.05

Приготовление вафель. Запись рецепта.

Телефонный


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».